Научная статья на тему 'Научно- методическое сопровождение проектирования программы воспитания в образовательных организациях Удмуртской республики'

Научно- методическое сопровождение проектирования программы воспитания в образовательных организациях Удмуртской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ / ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДЕЛ / EDUCATION / EDUCATION CONTENTS / EDUCATION PROGRAM / EDUCATION GOALS / VALUES / EXPERIENCE OF ACTUALIZATION OF SOCIALLY IMPORTANT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова И.В., Гребенкин Д.Ю.

В статье показана специфика сопровождения школьных команд в процессе разработки и реализации программ воспитания, которое заключалось в актуализации рефлексивных процессов вокруг воспитательной деятельности школы. Подробно описана работа по разработке модуля «Ключевые общешкольные дела», представлен алгоритм проектирования ключевого дела. Отмечается, что важно видение педагогическим коллективом воспитательной деятельности в режиме реализации интегративной полисубъектной модели с учетом возможностей социального взаимодействия. Раскрывается идея организации проектной лаборатории по разработке и внедрению программ воспитания в образовательных организациях региона.Article describes specifics of support of school teams during development and implementation of education programs, that imply actualization of reflexive processes described in detail, along with algorithm of designing of the key activity. It is underlined, that it is important for the teaching staff to have a clear vision of education process during implementation of integrative poly-subjective model, with respect to capabilities of social interaction. It covers the topic of establishment of the lab for development and implementation of training programs for education facilities of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно- методическое сопровождение проектирования программы воспитания в образовательных организациях Удмуртской республики»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ

УДК 37

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье показана специфика сопровождения школьных команд в процессе разработки и реализации программ воспитания, которое заключалось в актуализации рефлексивных процессов вокруг воспитательной деятельности школы. Подробно описана работа по разработке модуля «Ключевые общешкольные дела», представлен алгоритм проектирования ключевого дела. Отмечается, что важно видение педагогическим коллективом воспитательной деятельности в режиме реализации интегративной полисубъектной модели с учетом возможностей социального взаимодействия. Раскрывается идея организации проектной лаборатории по разработке и внедрению программ воспитания в образовательных организациях региона.

Ключевые слова: воспитание, содержание воспитания, программа воспитания, цели воспитания, ценности, опыт осуществления социально значимых дел.

Построение воспитательной деятельности в школе является одним из системообразующих элементов воспитательной системы образовательной организации, определяющих ее особенность. В Стратегии развития воспитания в Российской

И. В. Макарова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и профилактики асоциального поведения АОУ ДПО УР «Институт развития образования», г. Ижевск E-mail: makarova.iv@iro18.ru

Irína V Makarova PhD (Education), Associate professor, the Chair of education and prevention of antisocial behavior, Institute for Educational Development, Izhevsk, Russia

Д. Ю. Гребенкин

Кандидат психологических наук, доцент кафедры воспитания и профилактики асоциального поведения АОУ ДПО УР «Институт развития образования» и кафедры клинической психологии и психоанализа ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск E-mail: dmitry.grebenkin@mail.ru

Dmitry. Yu. Grebenkin

PhD (Psychology), Associate professor, the Chair of education and prevention of antisocial behavior, Institute for Educational Development, and the Chair of clinical psychology and psychoanalysis, Udmurt State University, Izhevsk, Russia

Как цитировать статью: Макарова И. В., Гребенкин Д. Ю. Научно-методическое сопровождение проектирования программы воспитания в образовательных организациях Удмуртской Республики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 132-141.

Федерации на период до 2025 года [4] подчеркивается, что как государство, так и общество заинтересованы сегодня в создании условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития. Эти меры должны быть направлены на формирование у обучающихся российской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; ценностных установок и социально значимых качеств личности; активного участия в социально значимой деятельности.

Именно в таком ключе проходила в Удмуртской Республике апробация примерной программы воспитания, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В апробации приняли участие девять общеобразовательных организаций (три городских и шесть сельских). Научно-методическое сопровождение образовательных организаций состояло в консультативной работе регионального эксперта и координатора проекта [3], а также в серии встреч с педагогическими коллективами, проведении семинаров для директоров и заместителей директоров по воспитательной работе.

Каким должно быть содержание современного образования (в том числе воспитания), чтобы научить ребенка жить в мире природы и в мире с природой, в мире людей и в мире с людьми, осознавать свой внутренний мир и жить в мире с самим собой? Ответ на этот вопрос определяет роль каждого модуля программы воспитания в становлении позитивного образа школы и благоприятного уклада школьной жизни; формировании правового пространства для обеспечения коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса; организации самодеятельности обучающихся через систему самоуправления [2].

Программа воспитания ориентирует педагогов на достижение личностных результатов, поэтому ключевым фактором воспитательной деятельности выступает система ценностей. Ценности — это сложная психолого-педагогическая категория, способствующая формированию установок личности на социально одобряемое поведение. Ценности нематериальны, их нельзя механически вложить в голову воспитанника. Поэтому педагог должен помнить, что ценностный смысл приобретают те события, явления, предметы, люди, которые имеют жизненно важное значение для воспитанника.

Формирование ценностных отношений является основной целью гуманистически ориентированного воспитания и основным критерием

его эффективности, так как в самом понятии «ценности» присутствуют оценочные моменты. Разное отношение к одним и тем же ценностям материализуется в форме разных поступков и разного поведения. Наблюдая ценностные отношения ребенка, педагог может способствовать изменению, обогащению его внутреннего мира, корректировать поведение, следовательно, воспитывать.

Особое значение имеют условия интериоризации ценностей — педагогически организованное сотрудничество ребенка с педагогами, родителями и сверстниками, другими значимыми субъектами взаимодействия [1]. Причем известно, что принятие ценностей и личностная мотивация возникают в процессе собственной деятельности, когда ученик является субъектом на всем «протяжении» процесса: от выбора и постановки цели, отбора способов деятельности до анализа результатов и рефлексии полученного опыта. Эта позиция присутствует во всех модулях примерной программы воспитания [2].

Остановимся на описании сопровождения школьных команд в процессе разработки и реализации примерной программы воспитания. Специфика сопровождения школьных команд в процессе разработки и реализации программ воспитания заключалась в построении пространства рефлексии воспитательной деятельности школы. Основа сопровождения — деконструкция способа жизни педагогического коллектива и обучающихся в форме проблемных групп, проектных семинаров, индивидуальных и групповых консультаций и т.п. По сути, консультанты обращают школьную команду к самой себе, стимулируя к рефлексии и осознанию своей профессиональной позиции в воспитании и развитии детей.

Первоначально проводится анализ актуальной ситуации школы: оценка характеристик образовательной среды, профессиональных дефицитов педагогов, а также анализ актуальной ситуации территории (села, района), на которой находится школа, и т.п. При разработке конкретных модулей именно взаимодействие с социальными партнерами обеспечивает реальную общественно-полезную деятельность.

Большое значение уделялось «нематериальным» компонентам воспитательной системы, субъективным процессам в деятельности педагогического коллектива и учащихся: проявлению явного или скрытого сопротивления изменениям, поиску субъективных причин затруднений педагогического коллектива в воспитательной деятельности, оценке согласованности позиций педагогического коллектива и администрации,

наличию / отсутствию лидерской позиции директора и т.п.

Проведение комплексного обследования образовательной среды школ позволило обнаружить ключевые проблемы и ресурсы учебной и воспитательной деятельности, управления школой, состояния педагогического коллектива, его профессионализма, мотивации и др. Аналитическая работа позволяет определить, какие факторы образовательной среды видятся важными для достижения задач развития обучающихся, какие элементы инфраструктуры школы влияют положительно, какие отрицательно на повышение качества воспитания и образовательных результатов детей.

Совместная активность консультантов и школьной команды по конструированию рабочей программы воспитания усиливает смысловую связность жизнедеятельности школы, ответственность педагогического коллектива и повышает управляемость жизнью школы. Разработка рабочей программы воспитания позволяет усилить идентичность школы, актуализировать смыслы педагогической деятельности коллектива, формировать уникальную атмосферу школы и др. Из проведенного анализа может возникнуть новый запрос на качественно новые воспитательные практики и ресурсы.

При разработке рабочей программы воспитания школьные команды задумались над особенностями и уникальностью школы: ее миссией, основными сверхидеями и влиянием на территорию. Появилось понимание распределенной ответственности между школьной администрацией и педагогическим коллективом по формированию внутришкольной культуры и традиций. Отчетлива стала роль лидерской позиции директора школы в разработке программы воспитания и в целом в определении ориентиров развития школы, а также поддержке коллектива при возникновении затруднений.

Для иллюстрации работы приведем пример разработки модуля «Ключевые общешкольные дела», фрагмент такой работы.

С нашей точки зрения, модуль «Ключевые общешкольные дела» является системообразующим для планирования и организации воспитательной деятельности. Именно ключевое событие позволяет осуществить реализацию системно-деятельностного подхода за счет интеграции и преемственности урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в классном, школьном и внешкольном пространстве. Каждый субъект, участвующий в подготовке и проведении ключевого события,

использует специфические формы и методы воспитания, направленные на усвоение обучающимися социально значимых знаний; развитие социально значимых отношений; приобретение опыта осуществления социально значимых дел.

Работа по выбору ключевого дела может быть связана со школьными традициями или мероприятиями, проводимыми социальными партнерами (центрами детского творчества, станциями юных техников, поликлиниками, ГИБДД и др.), приурочена к каким-либо праздникам. Праздник всегда знаменовал собой результат, рубеж каких-либо достижений: трудовых, возрастных и т.д., являясь своего рода границей перехода к новому состоянию жизни. Подготовка к празднику, общему делу (событию) — это хорошая мотивация воспитательной деятельности.

Представим алгоритм проектирования конкретного ключевого дела.

Шаг 1. Ключевое событие — основа мотивации. Выбор ключевого события по экологическому воспитанию выпал на смотр-конкурс школьных экологических агитбригад к Дню охраны окружающей среды «Природа — наш дом и храм». Это интересное и яркое мероприятие, которое традиционно организует районный эколого-биологический центр. Оно включено в общешкольный план воспитательной работы.

Шаг 2. Направленность на результат конкретизирует цель, задачи, актуализирует знания. Цель — формирование ценностного отношения к природе. Задачи — расширение знаний о здоровом и экологически безопасном образе жизни, приобретение опыта участия в пропаганде экологически целесообразного поведения. Учителя-предметники продумывают методические приемы интеграции экологических знаний и ценностных отношений. Актуальность предметного знания повышается, когда оно ориентировано на деятельность. Методические приемы и техники, актуализирующие ценностные отношения, а также информационные ресурсы могут быть включены в модуль «Школьный урок».

Шаг 3. Последовательность форм — последовательность результатов. Формы воспитания должны соответствовать задачам, а значит, и планируемым результатам. Определяем задачи и формы воспитательной деятельности для последовательного достижения запланированного воспитательного результата.

Последовательность применяемых форм воспитательной деятельности зависит от возраста детей и уровня развития детского коллектива. Например, классный руководитель в рамках внеурочной деятельности

или учитель-предметник считает возможным решить такую задачу: дать обучающимся представление о факторах окружающей природной среды, положительно или негативно влияющих на здоровье человека. Для этого оптимальны интерактивные формы, наглядно-образные методы, например классный час или урок-экскурсия. Зная поставленную цель, педагог проводит экскурсию по природным объектам, расположенным в непосредственной близости от школы. Внимание школьников обращается на последствия безответственного и ответственного отношения людей к природе. При этом важно помочь детям поставить проблемы, для решения которых необходимы специальные знания и умения. Соответственно, необходимо знать, где и когда (на каком предмете или курсе внеурочной деятельности) детям будет предоставлена возможность их получить.

Шаг 4. Промежуточные результаты — этапы деятельности. Продвигаемся к цели через решение задач отдельных этапов, которые представляют собой промежуточные результаты. Это означает, что сделанное на одном этапе становится заделом для следующего. Классный руководитель в ходе экскурсии «дал настрой» на участие в предстоящем конкурсе, а подготовиться к нему поможет урок или внеурочная деятельность. Опираясь на образы и представления, создаются ситуации ценностных переживаний, необходимые для становления ценностного отношения (в данном случае — к природе). Планомерная подготовка к ключевому событию определяет целесообразность каждого этапа.

Шаг 5. Ресурсы партнеров — на общие цели. Мы помним, что ценностное отношение формируется в процессе деятельности, в данном случае это будет деятельность по пропаганде «экологического поведения» в рамках конкурса школьных экологических агитбригад. Дети покажут сценки, сказки, драматизации младшим школьникам, ребятам из детского сада. Возможно, в будущем эта деятельность мотивирует их на участие в экологическом социальном проекте, к работе в лесничестве, в акциях муниципального уровня.

Каждый участник интегративной программы как член команды вносит свой вклад в реализацию общей цели, решая в то же время «свои» задачи. Объединение ресурсов, например, районной библиотеки, клуба, дома детского творчества и т.д. позволит сохранить количество мероприятий каждого партнера, но рассматривать их как единое целое, т.е. действовать целесообразно. Это способствует тому, что мероприятия

муниципального уровня, которые планируют различные учреждения и ведомства, не будут «сваливаться» на школу неожиданно, нарушая систему воспитательной работы, как это зачастую бывает сегодня.

Шаг 6. Ключевое событие. Эколого-биологическим центром традиционно проводится конкурс экологических агитбригад. Общими усилиями ребята подготовятся к нему и получат опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения. Выход ключевого события за пределы школы позволил создать условия для приобретения опыта осуществления социально значимых дел.

Шаг 7. Индивидуальное «послевкусие». Участники и победители конкурса могут получить рекомендацию для выхода на следующий уровень участия (региональный, всероссийский и т.д.), а каждый конкретный участник внес вклад не только в общее дело, но и в саморазвитие, как личностное, так и профессиональное. Для осознания личного вклада, а значит, ситуации развития личности, важным условием является организация педагогом коллективной и индивидуальной рефлексии. Эта задача ложится на классного руководителя, который помогает ребятам оставить память о приобретенном опыте в своем портфолио. Таким образом создается модель реализации системы воспитательных мероприятий, направленных на ключевое событие [6].

Воспитательная деятельность в режиме реализации интегративной полисубъектной модели [2; 5] с учетом возможностей социального взаимодействия пришлась по душе педагогическим коллективам школ, т.к. деятельность каждого члена команды осознавалась как целесообразная, понятная и интересная и педагогам, и ребятам. Опыт работы показывает, что, вникнув в суть интегративного подхода и поняв его, педагоги очень легко обретают целостное, системное представление о связи целей, содержания воспитания, ресурсов урочной, внеурочной, внеклассной деятельности и планируемых результатов воспитания.

Модуль «Ключевые общешкольные дела» ложится в основу планов классных руководителей, программы соответствующего курса внеурочной деятельности и т.д. Каждый педагог видит свою особую роль — мотивационную, содержательную или рефлексивную.

Научно-методическое сопровождение разработки программы воспитания в режиме интеграции субъектов образовательного процесса и реализации системно-деятельностного подхода направлено на то, чтобы воспитательная деятельность действительно стала составной

частью основной образовательной программы основного общего образования. Именно основной школе сегодня требуется система в организации процесса интеграции обучения, воспитания и внеурочной деятельности, способная преодолеть мероприятийную загруженность как детей, так и учителей.

В заключение хочется раскрыть идею организации проектной лаборатории по разработке и внедрению программ воспитания в образовательных организациях Удмуртской Республики.

Цель лаборатории: научно-методическое сопровождение образовательных организаций по проектированию и внедрению программ воспитания. Лаборатория реализует свою работу на базе АОУ ДПО УР «Институт развития образования» (кафедра воспитания и профилактики асоциального поведения), г. Ижевск.

Лаборатория осуществляет:

• информационную поддержку школ в вопросах проектирования программ воспитания;

• консультативную помощь школьным коллективам по созданию программ воспитания через построение пространства рефлексии и аналитической работы (оценка актуальной ситуации в школе, образовательной инфраструктуры школы, анализ специфики территории и миссии школы и т.п.);

• помощь в построении партнерских связей и обмене опытом между образовательными организациями, ведущими работу по проектированию авторских программ воспитания на основе модульного принципа, а также участниками образовательных отношений (муниципальные управления образованием, профессиональные педагогические сообщества и др.).

Субъекты деятельности лаборатории — это школьные команды, заинтересованные в осознанном, системном построении воспитательной работы школы как составной части основной образовательной программы.

Схема взаимодействия субъектов — прямое, непосредственное взаимодействие коллективов школ с сотрудниками кафедр и центров ИРО, профессиональными педагогическими сообществами.

Задачи лаборатории вне «прямого» взаимодействия со школами:

• изучение и аккумулирование лучших практик воспитательной деятельности в Удмуртской Республике и в других регионах (например,

анализ устойчивых, продуктивных практик воспитания в школах республики и рассмотрение их в качестве стажировочных площадок; создание аннотированной библиографии по ключевым исследовательским и методическим материалам относительно программы воспитания и др.);

• организация и проведение научно-практических мероприятий по распространению продуктивного опыта воспитательной деятельности школ;

• ведение исследовательской и проектной работы по проблемам воспитания и ее инициирование на базе школ для создания профессиональной мотивации, систематизации и обобщения опыта;

• создание условий для реализации профессиональной коммуникации образовательных организаций через непосредственное и сетевое взаимодействие.

Примерная программа воспитания задает конструктивный уровень: рамки, регуляторы и принципы, на основе которых может строиться воспитательная система школы. Примерная программа имеет достаточный уровень детализации по модулям с максимальной доступностью форм и уровней реализации, заложенных в каждый модуль, а также опирается на функциональный подход — решение задач аналитики актуальной ситуации в школе, описание функциональных ролей и позиций педагогов, перечень форм и видов воспитательной деятельности.

Таким образом, разработка рабочей программы воспитания на основе примерной программы позволяет образовательным организациям задать основной образовательной программе гуманистические ориентиры, обозначив использование в педагогической деятельности современных научных теорий и концепций, обосновать и аргументировать выбор педагогических и психологических инструментов развития учащихся. Авторскость программы воспитания — это реализация права школ конструировать свою воспитательную историю, удерживать ее, использовать и развивать эффективные инструменты воспитания и отсекать неэффективные воспитательные практики и решения.

Литература

1. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип со-бытийности в воспитании // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 100-108.

2. Макарова И. В., Созонов В. П. Организация воспитательного процесса и внеурочной дея-

тельности в современной школе: методическое пособие. Ижевск: АОУ ДПО УР ИРО, 2016. 140 с.

3. Селиванова Н. Л. Деятельность эксперта в оценке качества воспитания школы // Вопросы воспитания. 2012. № 3. С. 87-92.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета. Федеральный выпуск № 122 (6693) от 08.06.2015.

5. Шакурова М. В., Степанов П. В., СеливановаН. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1 (16). С. 37-45.

6. Шустова И. Ю. Школьные события // Народное образование. 2013. № 1. С. 214-218.

SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT OF DESIGNING THE EDUCATION PROGRAM IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE UDMURT REPUBLIC

Article describes specifics of support of school teams during development and implementation of education programs, that imply actualization of reflexive processes described in detail, along with algorithm of designing of the key activity. It is underlined, that it is important for the teaching staff to have a clear vision of education process during implementation of integrative poly-subjective model, with respect to capabilities of social interaction. It covers the topic of establishment of the lab for development and implementation of training programs for education facilities of the region.

Keywords: education, education contents, education program, education goals, values, experience of actualization of socially important activities.

References

• DemakovaI. D., Shustova I. Yu. Pedagog kak vospitatel': znachimye harakteristiki vospitatel'noj deyatel'nosti, princip so-bytijnosti v vospitanii // Pedagogicheskoe iskusstvo. 2017. № 2. S. 100-108. [In Rus].

• Makarova I. V., Sozonov V P Organizaciya vospitatel'nogo processa i vneurochnoj deyatel'nosti v sovremennoj shkole: metodicheskoe posobie. Izhevsk: AOU DPO UR IRO, 2016. 140 s. [In Rus].

• Selivanova N. L. Deyatel'nost' eksperta v ocenke kachestva vospitaniya shkoly // Voprosy vospitaniya. 2012. № 3. S. 87-92. [In Rus].

• Shakurova M. V., Stepanov P. V., Selivanova N. L. Nauchnaya shkola L. I. Novikovoj: osnovnye idei i per-spektivy razvitiya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 1 (16). S. 37-45. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Shkol'nye sobytiya // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 1. S. 214-218. [In Rus].

• Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r g. Moskva // Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk № 122 (6693) ot 08.06.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.