Научная статья на тему 'Модуль «Ключевые общешкольные дела»'

Модуль «Ключевые общешкольные дела» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5306
787
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА / СОБЫТИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / EDUCATION / SCHOOL KEY OCCASIONS / EVENT / ACTIVITY / HUMANISTIC VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова И. Ю.

Данная статья описывает понятие «ключевые общешкольные дела» как традиционные дела школы, в которых принимает участие основная часть школьников и педагогов и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. В основании дела должна быть сильная, понятная и значимая для всего школьного коллектива идея, которая воплощается в общей деятельности. Ключевые дела помогают выстраивать систему воспитательной работы в школе в течение года.This article describes the concept of key school occasions as traditional school events, in which the majority of students and teachers participate and which are necessarily planned, prepared, conducted and analyzed conscientiously by teachers and children. The event is based on a bright, meaningful and understandable idea that is implemented by all mem bers of the school team. Key occasions help to build a system of educational work at school throughout the year.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модуль «Ключевые общешкольные дела»»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УДК 37.012

МОДУЛЬ «КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА»

Данная статья описывает понятие «ключевые общешкольные дела» как традиционные дела школы, в которых принимает участие основная часть школьников и педагогов и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. В основании дела должна быть сильная, понятная и значимая для всего школьного коллектива идея, которая воплощается в общей деятельности. Ключевые дела помогают выстраивать систему воспитательной работы в школе в течение года.

Ключевые слова: воспитание, общешкольные ключевые дела, событие, деятельность, гуманистические ценности.

Несомненно, роль ключевых общешкольных дел и событий для воспитания школьников очень значительна, именно они становятся традиционными, образуют костяк работы по воспитанию в школе. Часто ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми.

Понятие «ключевые общешкольные дела» введено В. А. Караковским, под руководством которого такие дела впервые стали проводиться в школе [2]. Весь годовой цикл жизнедеятельности школы был сосредоточен вокруг отдельных значимых дел. В основании дела стояла сильная, понятная и значимая

И. Ю. Шустова

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности,ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: innashustova@ yandex.ru

Inna Yu. Shustova

Dr. Sc. (Education), Leading researcher of the Strategy and Theory of Personality Social Education Center, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Шустова И. Ю. Модуль «Ключевые общешкольные дела» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 78-87.

для всего школьного коллектива идея (тема, проблема), которая воплощалась в общей деятельности, объединяющей педагогов и школьников.

Воспитательный потенциал ключевых общешкольных дел велик, они формируют гуманистические ценности воспитанников; помогают им осознавать значимость других людей и проявлять свои лучшие человеческие качества; дают значимый опыт деятельности и взаимодействия с другими; обеспечивают развитие интересов и способностей каждого воспитанника, его творческую самореализацию в коллективной и индивидуальной деятельности; стимулируют групповые процессы взаимоуважения и взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи, формируют дружеские связи и отношения участников совместной деятельности, взрослых и детей [2; 3; 7]. Не случайно школа Владимира Абрамовича Караковского — это школа отношений, именно отношения в первую очередь воспитывают и развивают детей, позволяют им определять свои нравственные ориентиры и дают опыт уважительного позиционного взаимодействия со взрослыми и друг с другом.

Ключевые дела, как основа воспитательной работы в школе, должны носить комплексный характер, охватывать учебную и внеучебную плоскость образования в школе. Частота проведения таких дел зависит от сложившихся в школе традиций, они могут проводиться один раз в месяц, но не чаще. Важно, что они охватывают всех субъектов, все уровни образования, учащихся с 1-го по 11 -й класс, учителей школы, родителей и выпускников школы. Это не набор календарных праздников, а система выстроенных творческих дел в школе, объединяющих школьников и взрослых в единую детско-взрослую общность на основе проявления общих интересов, ценностей и смыслов, значимых для детей и взрослых.

Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть меро-приятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей, где дети часто являются просто участниками, потребителями готовой информации и «развлекаловки». Ключевые дела обязаны переходить в ранг Событий, значимых для педагогов и детей встреч, должны быть пронизаны совместной деятельностью, позиционным взаимодействием и открытым общением всех участников [6; 10]. Ключевые дела должны порождать и удерживать детско-взрослую общность в школе, общее ценностно-смысловое пространство, стимулировать процесс идентичности у школьников: «Я ученик этой самой лучшей школы, и это для меня большая ценность».

В основе организации и проведения ключевого дела лежит взаимодействие всех субъектов школы, процессы коллективного целеполагания, планирования и проектирования, совместной организации и подготовки, оно проводится и анализируется педагогами и детьми совместно. Цель дела коллективно и индивидуально значима для каждого. В нем задействованы все, независимо от возраста, оно включает детей разного возраста, каждый осознает коллективную цель как значимую для себя.

Ключевое дело является творческим, потому что оно делается не по шаблону (стандарту, образцу и пр.), если даже оно является традиционным для школы, каждый год идет поиск новой идеи, новых способов реализации. Дело осуществляется, исходя из инициатив и интересов участников, их желаний и способностей. Творческое, так как планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное, дети и взрослые ведут совместный поиск идей и способов реализации задуманного.

Ключевое дело — это всегда конкретные дела, активная деятельность, призванная улучшить жизнь конкретной группы детей (школы, класса, творческого объединения и пр.) и окружающих людей. Это конкретное дело, которое задумывается и реализуется в открытом коллективном взаимодействии взрослых и детей.

Школьные ключевые дела могут организовывать воспитательную деятельность в школе в любом из традиционных направлений воспитательной деятельности (познавательной, трудовой, спортивной, художественно-творческой, военно-патриотической, экологической, краеведческой, профориентационной и пр.).

Ключевые общешкольные дела — это целостная структура деятельности, по возможности они должны включать все пять этапов коллективной творческой деятельности, выделенные И. П. Ивановым: совместное решение о проведении дела, коллективное целеполагание и планирование, организация и подготовка, проведение дела и коллективный его анализ [1].

Если придерживаться всех выделенных этапов, то у воспитанников формируется опыт целостной осознанной деятельности [4]. Важно, чтобы коллективное целеполагание выводило участников на проявление личных инициатив, осознание своих интересов, формировало единое ценностно-смысловое пространство, определяющее деятельность и общую цель, в которой каждый видит свой личный смысл; в коллективном планировании и подготовке должны быть найдены пути реализации

всех личных интересов и талантов участников, проявиться общие интересы и склонности взрослых и детей, их умение слушать и слышать друг друга, договариваться; проведение дела должно помогать каждому участнику реализоваться в совместной и индивидуальной деятельности, создавать условия для получения значимого нового опыта деятельности, формировать отношения товарищества и сотрудничества в коллективно значимой деятельности; коллективный анализ должен выводить участников на осознание результатов, коллективных и личных смыслов деятельности, задавать ценностный контекст деятельности, выводить на планирование новых путей коллективного творчества.

В основе ключевого дела лежит совместная деятельность детей и взрослых (в целостной своей структуре), важно, чтобы в ней каждый ощущал свою причастность к общей идее, к общей цели, осознавал пути творческой самореализации (исходя из личных интересов и смыслов) и свою ответственность в общем деле [5]. В основе ключевого дела лежит творчество, которое предполагает не копирование и воспроизводство заданного образца и нормы, а инициируется общим творческим поиском участников, проявлением личных инициатив, ярких позиций, делами и поступками участников.

Ключевые общешкольные дела позволяют перейти от разобщенной и формальной деятельности в воспитании к совместной, определяемой общим интересом, согласованными действиями и общей целью, в которой постепенно рождаются ценностные единицы, проявляются общие, удерживаемые всеми нормы, формируется общее ценностно-смысловое гуманистическое пространство между взрослыми и детьми, формируется детско-взрослая общность.

Результатом грамотно организованного и проведенного ключевого общешкольного дела будет значимый опыт осознанной позитивной активности воспитанников в конкретной практической деятельности, причем не в роли исполнителя или зрителя («мы участвовали, нам провели»), а деятельностный, сопровождающийся у участников чувством коллективного и личного авторства («мы сделали, смогли, помогли, решили..., я смог, сделал, попробовал, помог...»).

Общешкольные ключевые должны быть определены и утверждены не только на педагогическом совете, но и на совете самоуправления старшеклассников. В идеале решение о деле принимает большой педагогический совет, включающий педагогов, актив школьников и актив

родителей. Старшеклассники показывают себя как наиболее активные участники и организаторы всех общешкольных ключевых дел. Часто именно старшеклассники проводят отдельные элементы ключевого дела для параллели начальной школы и даже для подростков [4].

Общешкольные ключевые дела часто становятся традиционными в школе, удерживаются и содержательно передаются из поколения в поколение. В новых, изменяющихся социокультурных условиях происходит изменение содержания и форм дел, возникают новые дела. Важно, что система ключевых общешкольных дел позволяет каждому классу, педагогу, школьнику проявить себя, задает ситуацию свободы выбора (позиции, роли, формы самореализации и пр.).

Ключевые общешкольные дела отражают общешкольные ценности и нормы жизни, воспитательную концепцию школы и условия ее реализации. Важно, чтобы они были интересны и значимы для школьников, отражали их интересы, инициативы и позиции, позволяли каждому найти свое место (личный смысл) в коллективной деятельности [9].

Результативность ключевых общешкольных дел для воспитания школьников будет выше, если учитывается ряд позиций:

• дела носят системный характер, охватывая всевозможные виды и сферы деятельности, комплексно воздействуя на сознание, чувства и поведение школьников, учитывая широту их потребностей и интересов;

• предусмотрено добровольное участие всех членов школьной общности в деле (школьников, педагогов, выпускников, родителей, социальных партнеров и пр.), свобода выбора позиции и роли, видов и форм деятельности; самоорганизующаяся деятельность временных и постоянных объединений школьников;

• происходит эмоциональная и деятельностная включенность участников в общее дело, поддерживается осознанная активность участников в их творческой самореализации;

• дела выходят на творческий уровень организации и проведения, носят общественную направленность деятельности, основаны на гуманистических общечеловеческих ценностях, предусматривают заботу о других, друг о друге;

• создаются условия для межвозрастного взаимодействия, стимулирующие самоорганизацию межвозрастных групп и сообществ, сотворчество и сотрудничество старших и младших школьников,

взрослых и детей на всех уровнях и этапах дела.

При организации и проведении общешкольного ключевого дела важно создавать ситуации сюрпризности, неожиданного открытия и удивления, такие элементы дела создают атмосферу эмоционального подъема, обеспечивают включение и единение участников дела.

Ключевые дела помогают формировать коллективные правила и традиции, проявляют общие ценности и смыслы, которые задают контекст отношений в повседневной жизни школы. Общешкольные дела помогают классным руководителям спланировать и организовать воспитательную работу в классе. Ключевые общешкольные дела обнаруживают себя стержнем воспитательного процесса в школе, одновременно важно рациональное совмещение общешкольных и классных дел.

Приведем пример комплекса ключевых общешкольных дел, которые могут проводиться в течение года в школе (в основе представленных примеров лежат ключевые дела школы № 825 г. Москвы [8]).

Сентябрь. Туристско-краеведческий месяц.

Сентябрь открывает новый учебный год, школьники после каникул стремятся обменяться впечатлениями, восстановить коллективные связи и отношения, прерванные летом. Здесь нужны дела, сплачивающие классный коллектив, настраивающие на общую работу вместе в течение года. Это могут быть спортивные соревнования (День здоровья), туристические слеты и походы, экскурсионные и краеведческие дни. Можно создать ситуацию, когда каждый класс, исходя из общей темы месяца (которую задает школа и которая придумывается совместно с детьми), выделяет свое направление экскурсионной или краеведческой деятельности, реализует свои поездки и маршруты походов. В старших классах походы и экскурсии носят более содержательный характер, предполагают социально активную деятельность, имеют культурную или экологическую направленность. В конце месяца проходит творческий отчет, где каждый класс в фото- и видеоотчетах представляет свои результаты.

Октябрь. Пушкинский месяц.

Идея проведения Пушкинского месяца возникла в период подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и стала школьной традицией [8]. В течение месяца проводятся пушкинские уроки, литературно-музыкальные салоны, индивидуальные и коллективные проекты, связанные с данной темой, создаются Пушкинские музеи, проходят экскурсии и пр. Венцом является День лицеиста 19 октября — торжественный

день, когда происходит посвящение в гимназисты учащихся 5-х классов.

Ноябрь. Музыкально-театрализованный месяц, заканчивается праздником песни.

Праздник песни может стать ярким и эмоционально насыщенным событием, как отмечают педагоги школы № 825, это «...одна из наиболее ярких и любимых традиций школы». Важно, чтобы праздник был подготовлен, ему может предшествовать значительная познавательная деятельность школьников, отражающая историю создания песен, ознакомление с творчеством отдельных авторов (музыкантов, композиторов, исполнителей), изучение времени, когда была написана песня, событий, которым она посвящена и пр. Каждый класс может самостоятельно выбрать одну или более песен (музыкальных произведений), на основе которых создает музыкальную композицию. Музыкальная композиция предполагает выступление класса на общем концерте, в нее входят элементы драматизации, костюмированные представления, оформление сцены, декорации, элементы агитбригады и пр. В празднике принимают участие все школьники, всех параллелей. Тематика праздника песни меняется каждый год. Пример тематики для 9-х — 11-х классов: «Любовь и дружба правят миром», «Мелодии уходящего века», «Мелодии и песни из художественных кинофильмов и театральных постановок», «Будущее у тебя в руках».

Декабрь. В декабре не стоит планировать больших общешкольных дел, так как основная задача — это успешное окончание школьниками первого полугодия. Ожидание новогодних праздников объединяет всех в подготовке к Новому году. Можно организовать работу, когда каждый класс готовит новогодний огонек, елку. Чтобы праздники были дружескими и интересными, можно привлечь к участию в них родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, интересных людей. В школе № 825 для старшеклассников проводится традиционный новогодний КВН с выпускниками. Традиции более десяти лет, каждый год на КВН приходят много выпускников, которые являются членами жюри, помогают старшеклассникам готовить выступления. Учителя также не стоят в стороне, принимают активное участие в организации и проведении КВН. Каждый год КВН пронизывает новая «сквозная» идея.

Январь. В январе, во время каникул, в гимназии № 33 г. Ульяновска традиционно проводится Сбор старшеклассников, участниками которого являются ученики 9-х — 11-х классов, педагоги и классные руководители,

выпускники, ученики из других школ города и области.

В основе сбора старшеклассников должна лежать философская мировоззренческая идея, вокруг нее строится содержание дел внутри дня, тематика и проведение дискуссии.

Февраль. Знаниевый марафон. Это неделя погружения школьников в самостоятельную проектную деятельность, соединение учебной и внеурочной деятельности школьников в один процесс. В рамках данного ключевого дела возможно проведение научно-познавательных конференций, межпредметных уроков с активным участием самих школьников, межвозрастных погружений.

Март. Этот месяц нацелен на мероприятия, посвященные профориентации. Работа идет во всех параллелях: в начальной школе проводятся ролевые игры, в ходе которых учащиеся расширяют свои знания о профессиях; помимо ролевых игр и конкурсов проводятся различные диагностики на определение склонностей и способностей детей, выявление сферы их интересов в профессиональной деятельности; в восьмом классе традиционно вводится курс внеурочной деятельности «Мир профессий»; для девятого класса старшеклассниками проводится большая ролевая игра «Ярмарка вакансий», где ребята совершают и проживают выбор профессии через конкретные действия.

Апрель. Завершение года предполагает, что школьники могут поделиться своими результатами, каждый класс может подготовить «рапорт» о своей жизни за прошедший год. Это может быть выставка стенных газет, конкурс агитбригад, видеоролики на школьном телевидении и пр.

В школе № 825 г. Москвы проходит Праздник чести. «Праздник состоит из двух частей: первая — подведение итогов участия детей в жизни школы и награждение наиболее проявивших себя ребят, вторая — поздравления и творческие подарки школе. Считаем, что в конце года каждый ребенок должен услышать в свой адрес „спасибо" за то хорошее и доброе, что сделал для своей школы в прошедшем году. Поэтому на Празднике чести большое количество ребят награждается за успехи в учебе и общественную активность, за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях, предметных олимпиадах и т.д.» [8]

Май. Месяц посвящен празднику Победы, истории ВОВ. Дела проводятся на уровне классов, в межвозрастных самоорганизующихся сообществах, на уровне всей школы. Главное, чтобы школьники ощутили свою причастность к военным событиям, людям, которые жили и умирали

во время войны, сражались за свободу своей страны.

Делая акцент на организацию и проведение ключевых общешкольных дел, важно стараться, чтобы в течение года в данных делах участвовали по возможности все ученики школы. Ключевые дела должны стать значимыми событиями для всех (школьников, педагогов, родителей, выпускников), они создают ситуацию общего праздника, совместного переживания, общей эмоциональной радости и успеха для всех, дарят радость человеческого общения в процессе совместной деятельности (при подготовке и проведении дела), формируют причастность к школе и ее традициям. Важно, что такие школьные события проявляют и удерживают общечеловеческие ценности и смыслы, формируют общее ценностно-смысловое пространство детей и взрослых.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Литература

1. Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань: Рязанское отделение Российского фонда культуры, 1994. 112 с.

2. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.

3. Круглов В. В. Воспитание не должно быть параллельным // Народное образование. 2014. № 4. С. 216-219.

4. Степанов П. В., Парфенова И. С., Степанова И. В. Школьный класс: от организации и общности к коллективу // Образовательное пространство в информационную эпоху: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М., 2017. С. 574-579.

5. Степанова И. В. Проблема педагога-воспитателя как ключевая проблема теории и практики воспитания // Вопросы воспитания. 2012. № 2. С. 159.

6. Титов Е. В., Черкашин Е. О. Ориентация старших школьников на городское хозяйство как сферу будущей профессиональной деятельности // Школа и производство. 2015. № 7. С. 50-53.

7. Шакурова М. В., Степанов П. В., Селиванова Н. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1 (16). С. 37-45.

8. Школа воспитания: 825-й маршрут М.: Педагогическое общество России, 2004. 286 с.

9. Шустова И. Ю. Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. М.: Сентябрь, 2016. 192 с.

10. Шустова И. Ю. Школьные события // Народное образование. 2013. № 1. С. 214-218.

MODULE «SCHOOL KEY OCCASIONS»

This article describes the concept of key school occasions as traditional school events, in which the majority of students and teachers participate and which are necessarily planned,

I M. №. mycTOBa>

prepared, conducted and analyzed conscientiously by teachers and children. The event is based on a bright, meaningful and understandable idea that is implemented by all members of the school team. Key occasions help to build a system of educational work at school throughout the year.

Keywords: education, school key occasions, event, activity, humanistic values.

References

• Ivanov I. R Link in an infinite chain. Ryazan: Ryazan branch of the Russian cultural Foundation, 1994, 112 p. [In Rus].

• Karakovskij V. A. Vospitanie dlya vsekh. M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2008. 240 s. [In Rus].

• Kruglov V. V. Vospitanie ne dolzhno byt' parallel'nym // Narodnoe obrazovanie. 2014. № 4. S. 216-219. [In Rus].

• Shakurova M. V., Stepanov P. V., Selivanova N. L. Nauchnaya shkola L. I. Novikovoj: osnovnye idei i per-spektivy razvitiya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 1 (16). S. 37-45. [In Rus].

• Shkola vospitaniya: 825-j marshrut M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2004. 286 s. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Shkol'nye sobytiya // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 1. S. 214-218. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Tekhnologii vospitaniya shkol'nikov s orientaciej na refleksivnyj podhod. M.: Sentyabr', 2016. 192 s. [In Rus].

• Stepanov P. V., Parfenova I. S., Stepanova I. V. Shkol'nyj klass: ot organizacii i obshchnosti k kollektivu // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. S. V. Ivanovoj. M., 2017. S. 574-579. [In Rus].

• Stepanova I. V. Problema pedagoga-vospitatelya kak klyuchevaya problema teorii i praktiki vospitaniya // Voprosy vospitaniya. 2012. № 2. S. 159. [In Rus].

• Titov E. V., Cherkashin E. O. Orientaciya starshih shkol'nikov na gorodskoe hozyajstvo kak sferu budu-shchej professional'noj deyatel'nosti // Shkola i proizvodstvo. 2015. № 7. S. 50-53. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.