ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА
УДК 373.5
Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности
И. Ю. Шустова
Шустова Инна Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия, innashustova@yandex.ru
Цель исследования, представленного в статье, заключается в раскрытии понятия «детско-взрослая общность» как новой тенденции развития коллективного воспитания, показать ее роль в воспитании и развитии современного школьника, выделить направления и способы работы педагогов по проявлению и удержанию общности с воспитанниками. Изложены теоретические и методические основы функционирования детско-взрослой общности как условия и ресурса воспитания и развития современного школьника. Отмечено, что проблема общности является не столько социальной, сколько жизненной, личностно-смысловой проблемой развития современного ребенка. Детско-взрослая общность является тем необходимым внешним условием, которое задает эталон культурных норм и ценностей и в то же время поддерживает самоопределение и самореализацию школьника, проявление его субъектной позиции во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Описаны факторы влияния детско-взрослой общности на школьника, обозначены задачи воспитательной деятельности педагога в пространстве детско-взрослой общности, выделены оптимальные условия воспитания и развития школьника в детско-взрослой общности. Раскрыты событийность как качественный признак детско-взрослой общности, потенциал со-бытийной общности для развития школьника, действия педагога для проявлении и удержании со-бытийной детско-взрослой общности с воспитанниками. Ключевые слова: воспитание, детско-взрослая общность, со-бытийная общность, ценностно-смысловое пространство, позиционное взаимодействие.
йС!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1 -78-82 Введение
Социокультурные условия современности, множественность векторов социального и общественного развития страны ставят вопрос о способности современного школьника, старшеклассника к личностному жизненному самоопределению, его стремлении осознавать собственную субъектность в поведении и деятельности. В школьном образовании важно выявить и обозначить направления, позволяющие решать задачи воспитания и развития субъектности школьника, его стремления и способности к самостоятельной деятельности (учебной, общественной), творческой самореализации.
Особое влияние на личность современного школьника, формирование его жизненной позиции оказывают референтные группы. Референтными группами для современных детей и подростков, влияющими на их жизненное самоопределение и самовыражение в мире людей, должны становиться детско-взрослые общности с участием значимых взрослых.
Детско-взрослая общность задает неофициальную структуру любого воспитательного коллектива, формирует между участниками
© Шустова И. Ю, 2019
И. Ю. Шустова. Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности
систему неформальных связей и отношений. Во многом проявление детско-взрослой общности задает эмоционально-психологическая включенность участников, когда она стимулирует выражение их общих смыслов и ценностей, схожих интересов.
Феномен детско-взрослой общности в воспитании
Феномен общности анализируется отечественными и зарубежными философами, социологами, психологами и педагогами: Г. М. Андреевой, Э. Дюркгеймом, Е. М. Калашниковой, К. Левином, Т. Парсонсом, Б. Д. Парыгиной, Л. Г. Почебут, Ф. Теннисом, В. А. Ядовым и др. Само понятие общности внедрено немецким социологом Ф. Теннисом [1], который выделил две категории социальных объединений - общность (Gemeinschaft) и общество (Gessellschaft), подмечая, что общность создается через чувство принадлежности, солидарности между людьми.
Системный и целостный анализ для рассмотрения феномена общности в воспитании важно осуществить, переосмысливая опыт отечественных педагогов и психологов, представляющих теорию коллектива - М. Д. Виноградовой, О. С. Газмана, Н. С. Дежникова, И. П. Иванова, М. Г. Казакиной, В. А. Караковского, А. Г. Кирпичника, Я. Л. Коломинского, Т. Е. Конниковой, А. Т. Куракина, Х. И. Лийметса, А. Н. Лутошки-на, В. И. Максаковой, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, С. Д. Полякова, Л. И. Уманского и др. Особый интерес вызывают работы, отражающие влияние коллектива на развитие ценностно-смысловой сферы личности и ее самосознания, на созревание творческой индивидуальности в коллективе (М. Д. Виноградова, О. С. Газман, В. А. Сухомлинский, Т. Е. Конникова, А. Н. Лутошкин, В. И. Максакова, А. В. Мудрик).
Антон Семенович Макаренко уделял большое внимание «живой» жизни коллектива, насыщенной сильными переживаниями, эмоциями и потрясениями [2]. В. А. Сухомлинский определял эмоциональную, идейную, интеллектуальную, организационную общность внутри коллектива, подмечая, что «есть особая область духовной жизни коллектива, которую можно назвать эмоциональным состоянием (взаимоотношением). Жизнь коллектива - это тысячи и тысячи самых неожиданных и тончайших прикосновений человека к человеку: сердца к сердцу, мысли к мысли, радости к горю, счастья к смятению и безнадежности...» [3, с. 55].
Людмила Ивановна Новикова подчеркивает, что детский коллектив имеет двоякую структуру: он выступает как организация, строящаяся на формальных связях и отношениях, и как общность, основанная на эмоционально-психологических
связях и отношениях. Она обозначает взаимосвязь понятий «воспитательный коллектив», «организация» и «общность» [4, 5]. Н. Л. Селиванова пишет, что положение о двойственной природе коллектива как организации и психологической общности и анализ его как условий воспитания личности современного школьника актуальны и сегодня [6-8].
Следует учитывать, для заявленная проблема исследовалась в лаборатории теории воспитания ФГНУ ИТИП РАО (под руководством Н. Л. Селивановой), где в 2012 г. опубликована монография «Детская общность как объект и субъект воспитания» [9]. В монографии категория детской общности представлена как социально-педагогическое явление и определена специфика развития ребенка в детских общностях разного типа, раскрыты роль и позиция взрослого в детской общности.
Постановка задачи. Исходя из результатов представленных подходов можно констатировать, что детско-взрослая общность имеет приоритетное значение для воспитания и развития современного школьника. Детско-взрослая общность является тем значимым внешним условием, которое поддерживает спонтанную активность воспитанника в проявлении себя и в то же время актуализирует осознание им своих действий, проявление субъектной позиции во взаимодействии со сверстниками и значимыми взрослыми.
Цель исследования, представленного в статье, заключается в раскрытии понятия «детско-взрос-лая общность» как новой тенденции развития коллективного воспитания, показе ее роли в воспитании и развитии современного школьника, выделении направления и способов работы педагогов по проявлению и удержанию общности с воспитанниками.
Описание исследования
В соответствии с конвенцией ООН о правах ребенка детьми считаются молодые люди до 18 лет, включая детей школьного возраста и студентов первых курсов. Взрослыми в общности могут быть не только педагоги, но и другие взрослые, принимаемые детьми. Взрослый должен соответствовать категории «значимый взрослый» причем значимый не по административно-формальным критериям, а по неформальным признакам.
В детско-взрослой общности между взрослыми и детьми завязываются открытые неформальные эмоционально-психологические связи и отношения, здесь удерживается общее пространство взаимодействия (значимого общения), спонтанно проявляются индивидуальные и общие интересы, общечеловеческие ценности и смыслы.
Взросление и воспитание школьника в дет-ско-взрослой общности будут рассматриваться в двух измерениях - через перемену базовых для
развития общностей на каждом возрастном этапе и при разнообразном вхождении школьника в различные социальные группы и общности. Школьник постоянно является участником множества различных социальных групп, в каждой из которых для него возникают уникальная социально-психологическая ситуация межличностного общения, специфичные условия для взросления и развития.
Социально-психологическая ситуация в каждой общности, мера активности и включенности школьника, осознанность и способность к самореализации в общности для воспитанника выступают той нужной ситуацией, в которой совершается развитие его личностных и субъектных качеств. В различных группах школьник может занимать разную позицию, играть разные роли, по-разному выражать себя. Сравнивая себя во всевозможных общностях, воспитанник постепенно определяет наиболее значимые и верные для себя способ деятельности и общения, форму самореализации, все лучше понимает свои личные интересы и склонности, определяет собственную систему ценностей и индивидуальных смыслов.
Ресурс детско-взрослой общности в воспитании и развитии школьника обусловливает значительное число разных факторов:
эмоциональная включенность воспитанника в жизнедеятельность общности, осознание своей причастности к целям ее деятельности, принятым в ней нормам и ценностям;
референтность, важность общности для воспитанника, осознание ее роли для себя, своей жизни и самореализации;
разнообразная коллективная деятельность внутри общности, присутствие коллективного целеполагания и планирования, общей значимой цели, коллективной рефлексии;
характер общения в общности, присутствие открытого позиционного взаимодействия, возможность для воспитанника открыто проявить свою позицию, получать обратную связь, находить точки пересечения с другими позициями;
разнообразие ролей и позиций, которые воспитанник может занимать в общности, возможность выбора им средств и форм самореализации в коллективном взаимодействии;
продолжительность пребывания воспитанника в общности.
Ресурс общности в воспитании и развитии школьника обнаруживается как согласованность внутренних и внешних условий. С. Л. Рубинштейн отмечал: «Внутренние условия формируются под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия складываются и изменяются в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться» [10, с. 315].
Детско-взрослая общность является оптимальным внешним условием, которое находит резонанс с внутренними условиями воспитанника, стимулирует у него процессы осознанного самоопределения и самореализации, поиск способов проявления субъектности в деятельности и общении. Детско-взрослая общность задает эталон культурных норм и правил, проявляет общечеловеческие ценности и смыслы в общей деятельности и общении. Вместе с тем общность поддерживает спонтанную активность воспитанника в самореализации, стимулирует осознание себя, проявление субъектной позиции во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Внешние условия находят резонанс с внутренними условиями, актуализируют процессы «само» - самопознания, самоотношения, самоопределения, самореализации, самореабилитации, саморегуляции, осознанного саморазвития.
Выделим необходимые задачи, которые сможет решить взрослый в своей воспитательной деятельности через проявление детско-взрослой общности:
формирование у участников отношения взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества;
проведение интересной и общезначимой социально-культурной деятельности, которая поддерживает существование детско-взрослой общности;
организация социально и индивидуально значимых способов деятельности для поддержки общности как коллективного субъекта, стимулирования самореализации каждого ее участника в разных видах деятельности;
формирование значимого опыта общения и деятельности воспитанников;
проблематизация прежнего опыта воспитанников и стимулирование проявления ими осознанной авторской позиции через организацию проблемных ситуаций, рефлексивные процессы в общности;
организация позиционного взаимодействия воспитанников вокруг процесса целеполагания, интересной для всех темы, творческого дела, общей задачи;
проявление общего ценностно-смыслового пространства в общности через демонстрацию и прояснение индивидуальных ценностей и смыслов участников, их пересечение и взаимодополнение.
Важно обратить внимание на особенность педагогического управления детско-взрослой общностью [1, 2]. Выделим следующие оптимальные условия, которые позволяют педагогу реализовать ресурс детско-взрослой общности в воспитании и развитии школьника: учет возможностей и опасностей той общности, которая образуется; выстраивание открытого позиционного взаимодействия со школьниками, стимулирование
И. Ю. Шустова. Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности
осознания каждым своей позиции в общности; актуализация для школьников процессов рефлексии и ценностно-смыслового самоопределения, осознания для себя каждым участником значимости происходящего в общности.
Отдельно опишем со-бытийность как качественную характеристику детско-взрослой общности, важный педагогический ресурс воспитания и развития современного школьника в детско-взрослой общности.
Понятие со-бытийной общности введено В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман [11], которые отмечали, что проблема общности является не только социальной или исторической, но при более глубоком рассмотрении - жизненной, лич-ностно-смысловой проблемой.
Детско-взрослая со-бытийная общность существует как кратковременная общая эмоция единения и включенности взрослых и детей. Проявление со-бытийности в общности связано с общезначимой и интересной для всех деятельностью, открытым личностно значимым общением. Со-бытийная детско-взрослая общность является условием, при котором соприкасается жизнь (бытие) взрослого и ребенка. Она чувствуется как встреча Я - Ты (М. Бубер), духовная близость, «бытие-с-другими» (М. Хайдеггер), чувство «МЫ».
Для со-бытийной общности актуальна мысль М. Бубера о пространстве «между» как точке истинного человеческого со-бытия, где происходит настоящий диалог, настоящий урок, настоящее, а не превратившееся в привычку объятие, настоящий поединок [12].
В пространстве «между» воспитание отходит от педагога как главного (который назначает цель и способы воспитания), здесь он выходит в жизненное настоящее ребенка, в со-бытие как естественный процесс взаимодействия с воспитанниками. Итогом воспитания будет духовное взаимообогащение взрослого и ребенка, их взаиморазвитие. Со-бытие в школьном воспитании мыслится как реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, когда школьники усваивают культурные нормы отношений и деятельности, общечеловеческие ценности и смыслы, приобретают значимый опыт. Ценностно-смысловое взаимодействие существует только через со-бытие педагогов и воспитанников, порождает ценностно-смысловое пространство и способствует личностному развитию участников.
Со-бытийная общность не отличается постоянством, она для человека имеет «мерцательный» характер. Мерцательность подразумевает возникновение со-бытия в сознании человека: я его как бы осознаю, чувствую, потом оно исчезает. Это пространство рефлексивного сознания и смысложизненных размышлений, место выхода из повседневности, точка отсчета в новом видении
себя и мира. Когда со-бытийная общность пропадает в реальном пространстве взаимодействия, она должна остаться в субъективном мире воспитанника, удержать значимые ценности и смыслы, родившиеся в ней.
Заключение
Анализ воспитательной деятельности классных руководителей и педагогов дополнительного образования, длительная опытно-экспериментальная работа подтверждают проблематику, заявленную в статье, важный ресурс детско-взрослой общности в воспитании и развитии современных школьников, что позволяет сделать ряд заключений.
Воспитание школьника обусловливает его жизнедеятельность в общностях, при этом важны понимание и поддержка двух процессов - последовательного взросления в базовых для развития ребенка общностях, специфичных для каждого возраста, и включенности и самореализации в разнообразных общностях и социальных группах в разных ролях и на разных позициях.
Детско-взрослая общность является ресурсом воспитания и развития школьников, если она лич-ностно значима для школьников, основана на гуманистических отношениях, представляет собой пространство для свободного самоопределения и самореализации воспитанников в деятельности и общении, является рефлексивной общностью, заставляющей думать и размышлять, базой для проявления и удержания единого ценностно-смыслового пространства, единой целевой ориентации участников.
Важную роль в воспитании школьников играет со-бытийная детско-взрослая общность, возникающая как ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанников в сфере их совместного бытия (со-бытия), когда результатом становится общее ценностно-смысловое пространство и личностное развитие участников. Задача воспитания - находить способы выхода в со-бытийные общности с воспитанниками, в жизненные ситуации со-бытия, в которых возникают эмоционально-психологические связи и завязываются отношения между взрослыми и воспитанниками, происходит их активное взаимодействие, обнаруживаются общие ценности и смыслы. Без проживания со-бытийных ситуаций воспитанники не смогут получить необходимого опыта для своего развития, ценностно-смыслового самоопределения и самореализации.
Библиографический список
1. Tennies F. Community and Society / transi. and ed. by
C. Loomis. N. Y., 1957. 298 p.
2. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности.
Челябинск, 1988. 186 с.
3. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. 192 с.
4. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : избр. пед. труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. М., 2010. 336 с.
5. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива : вопросы теории. М., 1978. 148 с.
6. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе : от теории к практике. М., 2010. 168 с.
7. СеливановаН. Л. Научный поиск в теории воспиания : приоритеты, достижения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 103-116.
8. БеНуапоуа N. Ь., Б1ерапо\> Р. V., БЬакиюуа М. V. КОУЬ
kova's research school : main ideas and prospects for development // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58, № 1. P. 1-11.
9. Детская общность как объект и субъект воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 2012. 425 с.
10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 306 с.
11. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психологии. 1996. № 5. С. 38-50.
12. BuberM. I and Thou / transl. by R. G. Smith. Bloomsbury, 2013. 120 p.
Образец для цитирования:
Шустова И. Ю. Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 78-82. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-78-82
Upbringing of School Children:
The Resource of Child and Adult Community
Inna Yu. Shustova
Inna Yu. Shustova, Strategy of the Education Development Institute of the Russian Academy of Education, 5/16 Makarenko Str., Moscow 105062, Russia, innashustova@yandex.ru
The purpose of the study presented in the article is to explain the notion of the term "child and adult community" as a new tendency in the development of collective upbringing, to show its role in the upbringing and development of a modern school child, single out the directions and techniques for teachers' work aimed at finding and maintaining the community which involves school children. The article outlines theoretical and methodological foundations of the functioning of the child and adult community as a condition and resource for upbringing and development of modern schoolchildren. It has been pointed out that the community-related problem is not only social, but also a life-related, personal and meaningful problem of a modern child's development. The community of children and adults is a necessary external condition, which sets the standard of cultural norms and values, and at the same time supports self-determination and self-realization of a school child, manifestation of his/her subjective position in collaboration with peers and adults. The article describes factors of influence of the child and adult community on a school child, defines the tasks which can be set in the teachers' educational activity within the child and adult community, and points out optimal conditions for the upbringing and development of a school child in the child and adult community. The article reveals that eventivity is a qualitative sign of a child and adult community, the potential of a community for the development of a school child, and teacher's actions for the manifestation and retention of an event-driven child and adult community with his/her pupils. Keywords: upbringing; child and adult community; event-driven community; valuable and meaningful space; positional interaction.
References
1. Tennies F. Community and Society. Translated and ed. by C. Loomis. New York, 1957. 298 p.
2. Makarenko A. S. Kollektiv i vospitaniye lichnosti [Collective and Personality's Education]. Chelyabinsk, 1988. 186 p. (in Russian).
3. Sukhomlinskiy V. A. Metodika vospitaniya kollektiva [Methods of Education of Collective]. Moscow, 1981. 192 p. (in Russian).
4. Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya: Izbrannyye pedagogicheskiye trudy [Pedagogy of Education: Selected Pedagogical Works]. Ed. by N. L. Selivanova, A. V. Mudrik. Compliter E. I. Sokolova. Moscow, 2010. 336 p. (in Russian).
5. Novikova L. I. Pedagogika detskogo kollektiva: voprosy teorii [Pedagogy of Children's Collective: Theory Issues]. Moscow, 1978. 148 p. (in Russian).
6. Selivanova N. L. Vospitaniye v sovremennoy shkole: otteorii k praktike [Upbringing in Modern School: from Theory toward Practice]. Moscow, 2010. 168 p. (in Russian).
7. Selivanova N. L. Scientific Inquiry at Education: Priorities, Superlatives and Problems. Otechestvennaya i zarubezh-nayapedagogika [Native and Foreign Pedagogy], 2011, no. 1, pp. 103-116 (in Russian).
8. Selivanova N. L., Stepanov P. V., Shakurova M. V. Novikova's research school: main ideas and prospects for development. Russian Education and Society, 2016, vol. 58, no. 1, pp. 1-11.
9. Detskaya obshchnost'kak ob"yekt i sub"yekt vospitaniya [Children's Community as Object and Subject of Education]. Ed. by N. L. Selivanova, E. I. Sokolova. Moscow,
2012. 425 p. (in Russian).
10. Rubinshteyn S. L. Problemy obshchey psikhologii [Issues of General Psychology]. Moscow, 1976. 306 p. (in Russian).
11. Slobodchikov V. I., Tsukerman G. A. Integral Periodization of General Psychical Development. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1996, no. 5, pp. 38-50 (in Russian).
12. Buber M. I and Thou. Transl. by R. G. Smith. Bloomsbury,
2013. 120 p.
Cite this article as:
Shustova I. Yu. Upbringing of School Children: The Resource of Child and Adult Community. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 1 (29), pp. 78-82 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-78-82