Научная статья на тему 'Педагогический совет «Программа воспитания»'

Педагогический совет «Программа воспитания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12099
1541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ТРАДИЦИИ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОЛОНТЕРСТВО / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / EDUCATION / EDUCATIONAL GOALS / TRADITIONS / SELF-GOVERNMENT / CAREER GUIDANCE / VOLUNTEERING / WORK WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишенина В. В., Глазистова О.Н., Золотова О. В., Нуруллова А. Ю., Савельева Т.А.

В статье описывается проведение в гимназии № 33 г. Ульяновска педагогического совета, посвященного написанию новой формы программы воспитания по модулям. Педагогический совет строился как работа по станциям, для обсуждения были выбраны следующие направления воспитательной работы, возможные разделы и модули программы: цели и задачи воспитания в гимназии, традиции гимназии, самоуправление, волонтерство, профориентация и работа с родителями.The article contains a description of the holding of a pedagogical council in the Grammar school No. 33 of Ulyanovsk, which is devoted to writing a new form of a module-based education program. The pedagogical council consists of work at stations, areas of educational work, possible sections and modules of the program were selected for discussion: goals and objectives of education in the grammar school, traditions of the grammar school, self-government, volunteering, career guidance, and work with parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический совет «Программа воспитания»»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ

УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ»

В статье описывается проведение в гимназии № 33 г. Ульяновска педагогического совета, посвященного написанию новой формы программы воспитания по модулям. Педагогический совет строился как работа по станциям, для обсуждения были выбраны следующие направления воспитательной работы, возможные разделы и модули программы: цели и задачи воспитания в гимназии, традиции гимназии, самоуправление, волонтерство, профориентация и работа с родителями.

Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, традиции, самоуправление, профориентация, волонтерство, работа с родителями.

В 2019 году гимназия участвовала в апробации примерной программы воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования РАО по заданию Министерства просвещения РФ. Программа писалась с учетом традиций школы, ее активной работы в сфере воспитания, вызвала большой отклик у всего педагогического коллектива. В рамках написания программы проводился большой педагогический совет, который позволил включить в работу весь педагогический коллектив.

Началом педагогического совета было выступление И. Ю. Шустовой о примерной программе воспитания, ее структуре и содержании. Затем велась работа в малых группах, закончился педа-

Как цитировать статью: Вишенина В. В., Глазисто-ва О.Н., Золотова О. В., Нуруллова А. Ю., Савельева Т. А., Хорошенкова Е. А. Педагогический совет «Программа воспитания» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 147-158.

О. В. Золотова

Директор МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск

E-mail: zov_74@inbox.ru

Olga V. Zolotova

Headmaster, Gymnasium No. 33, Ulyanovsk, Russia

В. В. Вишенина

Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск E-mail: vishnikanika@ mail.ru

Veronika V. Vishenina

Deputy Headmaster for studies and educational work, primary school teacher, , Gymnasium No. 33, Ulyanovsk, Russia

О. Н. Глазистова

Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск E-mail: olga.glazistova@ mail.ru

OlgaN. Glazistova

Deputy Headmaster for studies and educational work, primary school teacher, Gymnasium No. 33, Ulyanovsk, Russia

А. Ю. Нуруллова

Заместитель директора по УВР, учитель информатики, МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск E-mail: albina_33@bk.ru

Albina Yu. Nurullova

Deputy Headmaster for studies and educational work, computer science teacher, Gymnasium No. 33, Ulyanovsk, Russia

гогическии совет выступлением кураторов каждой группы и общей рефлексией проделанной работы.

Для обсуждения были выбраны следующие направления воспитательной работы, возможные разделы и модули программы: цели и задачи воспитания в гимназии, традиции гимназии, самоуправление, волонтерство, профориентация и работа с родителями. В связи с тем, что ранее в гимназии прошел педагогический совет по внеурочной деятельности и целый ряд семинаров по современному видению урока, данные модули не были детально рассмотрены на данном педагогическом совете.

Работа шла по форме вертушки, весь коллектив разбили на малые группы, и каждая микрогруппа прошла все шесть станций, время работы на станции — 7-8 минут. На каждой станции был подготовленный человек (из команды администрации), который внимательно проработал материалы примерной программы воспитания, представлял, как организовать и направить работу групп, сделать ее максимально эффективной [9].

Следовательно, работа педагогического совета проходила в интерактивной форме, которая позволила каждому педагогу стать активным участником обсуждения, проанализировать существующую организацию воспитательного процесса в гимназии, выявить основные проблемы и предложить возможные способы их решения.

По мере продвижения групп по заданному маршруту (от одной станции до другой) наблюдалась активизация коллег. Происходило бурное обсуждение, звучали критические высказывания, выдвигались гипотезы. Постепенно менялась позиция, происходила переориентация, педагоги начинали переходить от внешней оценки воспитательной среды гимназии к анализу своей деятельности, рассматривая себя как элемент этой среды, который

взаимодействует с другими участниками — коллегами, учащимися, родителями, формируя общую экосистему гимназии.

Рассмотрим подробнее работу групп на каждой площадке.

Первая станция — «Модуль „Цели и задачи воспитания"». Группы выразили согласие с обозначенной в программе целью воспитания в общеобразовательной организации — личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении воспитанниками социально значимых знаний; развитии социально значимых отношений; приобретении опыта осуществления социально значимых дел [3, 4, 7].

Делался акцент на том, что в современных условиях важно делать упор на формирование социально значимых личностных качеств: способности к творчеству, коммуникабельности, способности осознанно трудиться, духовности как постижении общечеловеческих ценностей и их проявлении. Важно, чтобы у школьников происходил переход от Я-калки (зацикленность на себе, на своих интересах, но и вера в собственные силы и возможности) к Мы-калке (способность думать о других, уметь сотрудничать с другими, осознавать свою общность с другими) [8, 10].

По ступеням образования были сделаны следующие акценты:

в начальной школе. Особенности детей: расширенный кругозор; прагматичность; сверхэгоизм, эгоцентризм; клиповое мышление мешает вдумчивости, не могут видеть целостно, находить причинно-следственные связи. Потребности детей: быть хорошим учеником; быть полезным, нужным другим; хотят много знать.

Нормы, правила, ценности, которые важно задавать при воспитании младших школьников:

Т. А. Савельева

Заместитель директора по СР, учитель математики, МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск E-mail: t_vdovina@list.ru

Tatyana A. Savelyeva

Deputy Headmaster for social work, mathematics teacher, Gymnasium No. 33, Ulyanovsk, Russia

Е. А. Хорошенкова

Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры, МБОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск

E-mail: madam.ktt2011@ yandex.ru

Ekaterina A. Khoroshenkova

Deputy Headmaster for educational work, physical education teacher, Gymnasium No. 33, Ulyanovsk, Russia

ориентация на других, на жизнь в социуме; гуманизм; неравнодушие к другим, к близким, одноклассникам, к природе; ценность чтения; критическое мышление: «Все подвергай сомнению!».

Необходимые условия, задачи воспитания на данном этапе: создание условий для выбора деятельности, способствующей проявлению в творчестве, в трудовой деятельности; формирование умений работать с другими людьми, уметь слушать и слышать, договариваться, принять позицию другого; коллективное чтение и обсуждение прочитанного; мотивация для осуществления бескорыстных добрых поступков.

в среднем звене, при работе с подростками. Особенности и потребности возраста: стремление к материальному и социальному статусу; демонстрация достижений, выпендреж; поиск себя и самоутверждение, поиск ответа на вопрос «в чем я буду успешным?».

Ценностные отношения, которое важно формировать: духовные потребности, к сопереживанию, к взаимоотношениям и сотрудничеству по интересам; к учебе, к знанию и его добыванию; к семье; к другому (однокласснику, педагогу, классу, родителям и пр.); к гимназии, стране; к культурным ценностям человечества (музыка, театр, кино); к себе как отвечающему за поступки, «я как часть мира людей».

Необходимые педагогические условия, задачи воспитания: создание условий для проб себя в разных сферах деятельности, во взаимоотношении с другими, в проявлении позиции; авторитет взрослого, заинтересованность взрослого в поддержке ребенка [2].

в работе со старшеклассниками. Особенности и потребности возраста: самоопределение, понимание того, что у меня есть (индивидуальные сильные стороны), моей сферы интересов и приоритетов (социально значимых), где можно себя реализовать, быть полезным; профориентация. Необходим опыт социально значимых дел; опыт сотрудничества, продуктивного взаимодействия для достижения общего результата; проживание и осознание негативного социального опыта.

Необходимые педагогические условия для воспитания старшеклассников: создание проблемных ситуаций для получения значимого опыта; создание условий для проявления личных инициатив и ответственности; создание условий для позиционного обсуждения, общения; выход на конкретное доброе дело [1].

Вторая станция — «Модуль „Ключевые общешкольные дела"». Данный модуль сразу был переименован в «Традиции гимназии», так как жизнь

школы действительно богата традиционными делами, которые проводятся каждый год, заранее планируются, их ждут, к ним готовится вся школа. Были перечислены знакомые всем дела и события гимназии на разных уровнях (внешкольном, школьном). Казалось, что и обсуждать тут нечего. Единственное, на чем можно было остановиться, это что не всегда проводится или проводится некачественно анализ общешкольного дела (похвалили на совещании; на ходу, с теми, кто в этот момент оказался рядом, обсудили сразу после или во время дела; или, по принципу некоторых, «прошло и ладно», и т.д.). Но, обсудив проблему с коллегами, пришли к пониманию, что с каждым годом участников событий из педагогического коллектива гимназии становится все меньше, и дело становится нужным и значимым, интересным только для определенной группы педагогов, чего не скажешь о большом интересе со стороны учеников. При анализе дел ученики все чаще выражали свой запрос на более активное участие в них учителей.

Возникли вопросы: «Нужны ли эти ключевые дела школе?» и «Можно ли назвать их действительно ключевыми?». Из примерной программы воспитания: «Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе».

Проблема: мотивированность и включенность каждого педагога в общие дела гимназии. Никто не хочет брать ответственности за ОБЩЕЕ дело.

Что же выявила работа в группах?

ВСЕ — за полное продолжение традиций гимназии (!): сборов «Дни города Солнца», Дня старшеклассника, Учебной задачи, Школьной модели ООН, Дня гимназиста, Дня самоуправления, Вечера встречи выпускников, «Зажги свою Звезду!» и т.д.

Мало того, вспомнили забытые традиции, которые надо возродить: Ярмарку вакансий, Новогоднее представление для начальной школы (силами педагогов и учеников), Дни открытых дверей, тематические вечера (неформальные встречи) педагогов и учеников, Рождественский бал для 4-х классов.

Предложили новые общешкольные дела: стендовую защиту в рамках Дня науки, Интеллектуальную битву (смешанные команды из педагогов, родителей и учеников), Ритуал приема новых сотрудников в свои ряды, Осенний и Новогодний балы не только для старшеклассников, но и для среднего звена.

Каждой группе после дружного ответа, что все традиции нужно оставить, и предложения новых дел, задавались вопросы на прояснение: «Кто конкретно это будет делать?», «Будете лично вы в этом участвовать?» или «Станете вы организатором дела, инициированного вами?», «Что нужно сделать, чтобы каждый включился в общую работу и это стало делом каждого?». Педагоги задумывались над этими вопросами, и, надеюсь, пришло осознание того, что данная проблема действительно существует.

Вот предложения педагогов:

1. Обязательное назначение ответственных за дело, как можно большее обозначение конкретных людей, участвующих в данном событии.

2. Написать список всех ключевых дел, в т.ч. и предложенных, и пусть каждый член коллектива решит, где будет организатором, в чем он будет участвовать.

3. Дать возможность тому, кто предложил новое дело (или возрождение старого), набрать команду и провести мероприятие.

4. Привлечение большего числа родителей к участию в общих делах.

5. Обязательный совместный анализ дел всеми участниками.

Третья станция — «Модуль „Профориентация"». Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» должна включать в себя: профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации; организацию профессиональных проб школьников [6]. Задача совместной деятельности педагога и ребенка — подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время в гимназии в рамках этого модуля проводятся профориентационные классные часы. В частности, в начальной школе, где основной целью является определение сферы интересов и обогащение кругозора учащихся, в этой работе активную роль занимают родители, которые рассказывают о своей профессии, организуют экскурсии на предприятия города. В 1-х — 4-х классах проводятся ролевые игры, в ходе которых учащиеся расширяют свои знания о профессиях. На уроках в рамках предмета ребятам предлагают решать ребусы, разгадывать загадки, разыгрывать сценки, фантазировать на тему своей будущей профессии. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой в дальнейшем базируется развитие профессионального самосознания.

В 5-х — 6-х классах работа по профориентации ведется аналогичным образом. Кроме того, с учащимися проводятся различные диагностики на определение их склонностей и способностей, выявляются сферы интересов в профессиональной деятельности.

7-е классы уже на протяжении нескольких лет участвуют во Всероссийском проекте «Билет в будущее», в рамках которого с помощью онлайн-тестов определяются предполагаемые сферы будущей профессиональной деятельности. Учащиеся имеют возможность посетить учебные заведения города, на базе которых проводятся профессиональные пробы, лекции и тренировочные занятия.

В 8-м классе традиционно ведется курс внеурочной деятельности «Мир профессий». Курс направлен на профессиональное и личностное самоопределение.

В 9-м классе учащиеся имеют возможность посещать Дни открытых дверей в различных учебных заведениях города, участвуют в проектной деятельности, организуются встречи с представителями средних и высших учебных заведений.

10-е — 11-е классы обучаются в профильных классах (инженерный, физико-математический, гуманитарный, химико-биологический, социально-экономический) с углубленным изучением отдельных предметов. Регулярно для старшеклассников организуются экскурсии на предприятия, учащиеся посещают Дни открытых дверей в средних учебных заведениях и вузах, выставки, Ярмарки профессий. Для школьников и их родителей школьный психолог проводит индивидуальные консультации. Система профориентационной работы организована таким образом, что самоопределение осуществляется в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В ходе работы группы большинство коллег выразили свое мнение о том, что целесообразно разделение классов по профилям с 8-го — 9-го года обучения. Это обеспечит осознанность выбора будущей профессии и повысит мотивацию в обучении. В решении педагогического совета появился пункт о необходимости профилизации классов, начиная с 8-го года обучения.

Четвертая станция — «Модуль „Самоуправление"». Первоначально была выбрана тактика совместного проектирования модуля «Самоуправление». Но ответы первой пришедшей группы заставили

в дальнейшем изменить стратегию работы на модель поиска коллективных ответов группы на вопросы. Первая группа предложила множество вариантов того, как должно работать самоуправление, при этом не смогла ответить на вопрос, кто должен делать школьное самоуправление более активным, открытым, творческим, работоспособным. Получалось, кто-то другой, не они.

Следующим группам задавались вопросы:

• возможна ли организация самоуправления в младшей школе?

• что вы знаете о работе школьного самоуправления?

• как, по-вашему, стоит организовать работу школьного самоуправления: делегированием по два человека от класса, каждый, кто хочет, и пр.?

• кто может и должен стоять во главе школьного самоуправления: выборный орган, президент и пр.?

• приходилось ли вам бывать на заседании школьного самоуправления?

• нужно ли школе самоуправление или со-управление?

В результате получилась средняя картина: активное самоуправление возможно в более старших классах и по мере взросления увеличивается степень свободы и самостоятельности школьного актива, надо активнее и нагляднее рассказывать о делах школьного самоуправления, приглашать педагогов на заседания и не бояться детской инициативы и самостоятельности, необходимо взращивать ростки самоуправления в каждом гимназисте через информирование, предоставление свободы в реализации инициатив, возможное совместное проведение общешкольных дел по параллелям и классам.

Пятая станция — «Модуль „Волонтерство"». Примерная программа воспитания нацелена на формирование основных (базовых) ценностей: знание, культура, семья, любовь, дружба, взаимопомощь, честность, справедливость. Реализация и достижение основных целей воспитательной программы предполагается через организацию работы модулей. На обсуждение педагогическому коллективу был представлен модуль «Волонтерство». Суть волонтерства в целом — это добровольная безвозмездная помощь. Если рассматривать волонтерство в рамках школы, гимназии, то суть его в развитии личностного роста каждого учащегося. По словам Вольтера, «в основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому» [1].

Специфика работы волонтерского отряда в школе заключается в охвате множества направлений: образование, спорт, экология, социальная сфера, благоустройство, культура. На примере волонтерского отряда гимназии № 33 можем сказать, что его работа имеет спонтанный и событийный характер — акции, дела отряда приурочены к общешкольным делам, календарным датам, городским, региональным и всероссийским событиям.

Обсуждение с коллективом модуля примерной программы воспитания «Волонтерство» строилось по следующему принципу: коллегам предлагалось ответить на три вопроса — «три Ч»: Что развивает? Что нового? Через что? Анализируя результаты работы, приходишь к выводу, что волонтерство развивает ценности общества и качества личности: сочувствие, ответственность, сопереживание, инициативность, чуткость, гуманизм, самостоятельность, командный дух. Были предложены уже известные и новые формы реализации модуля.

Через что? Прежде всего, через поиск применения своих возможностей, а это и молодежные, общественные центры, организации и объединения, сотворчество, шефство. Что нового может предложить педагог, организатор, руководитель отряда современному ученику и родителю — семейное волонтерство, мобильное волонтерство, классное волонтерство и профориентационное волонтерство. Учителями были отмечены уже известные формы: информационные чаты, форумы, группы, газеты-молнии, ученический совет.

Как и любая деятельность, волонтерство имеет свои риски и проблемы. Именно с проблемы и начинается волонтерство, волонтерский отряд: когда перед группой ребят или перед учеником (ребенком, человеком) стоит вопрос, проблема: как, чем, для чего, почему? Здесь вступает в права проблема сопровождения: педагогического (не могу — не научу), юридического (как можно или в силе (зоне) закона), психологического (отдавай — получай). Но риск — всегда есть! Волонтерский отряд в школе — это широкий круг деятельности, а волонтер, человек готов добровольно, безвозмездно заниматься там и тем, чем ему хочется.

Решение большинства педагогов — не включать волонтерство как отдельный модуль в программу воспитания, а оставить его как дополнение к модулям «Самоуправление», «Профориентация», «Детские общественные организации», «Ключевые общешкольные дела». Было отмечено, что волонтерство имеет огромный педагогический ресурс.

Волонтерство — это источник ценностей, ресурс для развития личности школьника.

Шестая станция — «Модуль „Работа с родителями"». Работа с родителями — одно из самых трудных направлений работы классного руководителя [5]. Любой классный руководитель скажет, что гораздо легче организовать работу с детьми, нежели с их родителями.

В начале педагогического совета педагогам было предложено ознакомиться с модулем «Работа с родителями» из проекта примерной программы воспитания. Почти всем очень понравился новый системный подход, деление видов и форм деятельности на два уровня. Это удобно для понимания и при наполнении модуля своими формами помогает выстроить свою систему дел и мероприятий. Педагоги отметили, что большинство предложенных форм и видов деятельности они используют, но при этом назвать свою работу с родителями эффективной, отлично налаженной и простроенной нельзя. В чем же дело? На этот вопрос мы и искали ответ.

Всем группам задавались вопросы: Каковы цели вашей работы с родителями? Как этих целей можно достичь? Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь? Что хотите получить в результате приложенных усилий?

В ходе обсуждения выяснилось, что все педагоги (и классные руководители, и учителя-предметники) целью своей работы с родителями видят налаживание эффективного сотрудничества.

Основная проблема в том, что сегодня родители не задумываются о социальной миссии семьи. Отсюда — разрыв взглядов, мнений и ценностей между школой и семьей. Таким образом, одно из направлений данной работы — это просветительская деятельность, которая возвращала бы понимание и принятие выражения «семья — ячейка общества».

Достижение целей педагоги видят через совместное целеполагание и планирование, осуществление договоренностей, обозначающих права и зоны ответственности всех участников образовательного процесса, открытое общение и общие дела.

И в результате, возможно, удастся вывести родителей и детей из позиции потребителя, научить уважать любой труд, в частности труд учителя, бережнее относиться к людям и всему живому.

Новых форм в работе изобретать не стали, ведь главный смысл дела и его последействия — эффект. И здесь важным является включенность и ответственность самого классного руководителя. А это тоже проблем-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ный момент работы в школе. Значит, необходимо не только оказывать методическую помощь классным руководителям, но вести адекватный контроль их деятельности.

В заключение отметим, что работа педагогического совета показала, что не все педагоги чувствовали свою причастность к результатам деятельности гимназии.

Сможет ли каждый педагог назвать себя элементом экосистемы «Гимназия № 33»? Если рассматривать экосистему как среду, в которой обеспечивается возможность личностного развития для всех ее элементов, то необходимо учитывать степень вовлеченности каждого участника взаимодействия в события окружающей действительности. Наблюдая за результатами работы групп, наступало понимание того, что есть педагоги, которые сейчас занимают потребительскую позицию по отношению ко всему происходящему. Удобно выступать внешним экспертом, оценивая то, что не принято и не прожито. Скудность представления коллег о происходящем в гимназии заставляет задуматься над извечно русскими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?». Почему мы ценим свои достижения и не обращаем внимания на нереализованные возможности других? И это дополнительная работа с коллективом гимназии — помочь каждому найти свое место, идентифицировать себя с целостным педагогическим процессом в гимназии, взять на себя ответственность за то или иное дело внутри гимназии, а не только за свой урок и работу по предмету.

В процессе работы групп от опытных педагогов часто звучали воспоминания о том, как было раньше. Молодые педагоги озвучивали дельные предложения по модернизации системы работы с учащимися и их родителями, предлагались новые формы сотрудничества и взаимодействия в педагогическом коллективе. Было ощущаемо понимание каждым, что возможно увеличить эффективность воспитательных процессов, происходящих в гимназии. Опираясь на имеющийся опыт и достижения прошлых лет, необходимо учитывать реалии современности и потребности каждого участника образовательного взаимодействия в гимназии, быть ориентированными на развивающее сотрудничество в условиях открытых и доверительных отношений.

Теперь крайне необходимо нацелить работу каждого на достижение того, о чем говорили во время работы в группах на педагогическом совете 10 января 2020 года.

Литература

1. Волонтеры // Фонд «Соверши добро» [Электронный ресурс]. URL: https://sovershi-dobro. ru/o-fonde/147/ (дата обращения: 20.03.2020).

2. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Методика воспитания современного школьника: структура, содержание // Воспитание школьников. 2018. № 6. С. 12-20.

3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.

4. Круглов В. В. Воспитание не должно быть параллельным // Народное образование. 2014. № 4. С. 216-219.

5. Степанова И. В. Проблема педагога-воспитателя как ключевая проблема теории и практики воспитания // Вопросы воспитания. 2012. № 2. С. 159.

6. Титов Е. В., Черкашин Е. О. Ориентация старших школьников на городское хозяйство как сферу будущей профессиональной деятельности // Школа и производство. 2015. № 7. С. 50-53.

7. ШакуроваМ. В., Степанов П. В., Селиванова Н. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1 (16). С. 37-45.

8. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186-193.

9. Шустова И. Ю. Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. М.: Сентябрь, 2016. 192 с.

10. Шустова И. Ю. Школьные события // Народное образование. 2013. № 1. С. 214-218.

TEACHERS COUNCIL: CO-MENTORING PROGRAM The article contains a description of the holding of a pedagogical council in the Grammar school No. 33 of Ulyanovsk, which is devoted to writing a new form of a module-based education program. The pedagogical council consists of work at stations, areas of educational work, possible sections and modules of the program were selected for discussion: goals and objectives of education in the grammar school, traditions of the grammar school, self-government, volunteering, career guidance, and work with parents.

Keywords: education, educational goals, traditions, self-government, career guidance, volunteering, work with parents.

References

• Demakova I. D., Shustova I. Yu. Metodika vospitaniya sovremennogo shkol'nika: struktura, soder-zhanie // Vospitanie shkol'nikov. 2018. № 6. S. 12-20. [In Rus].

• Karakovskij V. A. Vospitanie dlya vsekh. M.: NII shkol'nyh tekhnologij, 2008. 240 s. [In Rus].

• Kruglov V. V. Vospitanie ne dolzhno byt' parallel'nym // Narodnoe obrazovanie. 2014. № 4. S. 216-219. [In Rus].

• Shakurova M. V., StepanovP. V., Selivanova N. L. Nauchnaya shkola L. I. Novikovoj: osnovnye idei i per-spektivy razvitiya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 1 (16). S. 37-45. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Shkol'nye sobytiya // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 1. S. 214-218. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Sobytijnyj podhod k vospitaniyu shkol'nikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 438. S. 186-193. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Tekhnologii vospitaniya shkol'nikov s orientaciej na refleksivnyj podhod. M.: Sentyabr', 2016. 192 s. [In Rus].

• Stepanova I. V. Problema pedagoga-vospitatelya kak klyuchevaya problema teorii i praktiki vospitaniya // Voprosy vospitaniya. 2012. № 2. S. 159. [In Rus].

• TitovE. V., Cherkashin E. O. Orientaciya starshih shkol'nikov na gorodskoe hozyajstvo kak sferu budu-shchej professional'noj deyatel'nosti // Shkola i proizvodstvo. 2015. № 7. S. 50-53. [In Rus].

• Volontery // Fond «Sovershi dobro» [Electronic resource]. URL: https://sovershi-dobro.ru/o-fonde147/ (accessed: 20.03.2020). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.