Научная статья на тему 'Моделирование условия для проявления детско-взрослой общности: день старшеклассников'

Моделирование условия для проявления детско-взрослой общности: день старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ / CHILDREN AND ADULT COMMUNITY / ДЕНЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / МЕЖПОЗИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPOSITION INTERACTION / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / САМОАНАЛИЗ / SENIOR PUPIL DAY / SELF-ANALYSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Инна Юрьевна

Детско-взрослая общность как живое образование. Со-бытийность. Общность как «ситуация-образец». Зависимость проявления общности от возникающей системы связей и отношений (открытость, доверие, взаимоуважение, позиционность) между педагогами и школьниками, значимости совместной деятельности и общих эмоциональных переживаний, от общности интересов. День старшеклассников как попытка проявить детско-взрослую общность между педагогами и старшеклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование условия для проявления детско-взрослой общности: день старшеклассников»

МО

ДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЯ

для проявления детско-взрослой

общности: День старшеклассников

Инна Юрьевна Шустова,

ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук

• детско-взрослая общность • День старшеклассника • межпозиционное взаимодействие • самоорганизация • самоанализ

На протяжении последних десяти лет в Гимназии № 33 г. Ульяновска ведётся работа по моделированию условия для проявления детско-взрос-лой общности в пространстве школы. Детско-взрослая общность — это живое образование. Её проявление зависит от возникающей системы связей и отношений между педагогами и школьниками, значимости совместной деятельности и общих эмоциональных переживаний.

День старшеклассников — это попытка проявить детско-взрослую общность между педагогами и старшеклассниками в живом неформальном общении и совместной деятельности на равных. Пусть данная общность возникает в рамках одного дня, но она остаётся «ситуацией-образцом» для дальнейшей жизни в школе, даёт школьникам и педагогам важный опыт взаимодействия в условиях реального равенства и взаимопонимания.

В 2006 г. состоялся первый День старшеклассника, с него во многом начались изменения в укладе гимназии, в смене позиции старшеклассников по отношению к школьной жизни. Целью дня ставилось проявление и развитие субъектных качеств

воспитанников в условиях со-бытийной детско-взрослой общности. День старшеклассника стал традицией для гимназии.

День старшеклассников проводится в форме погружения: в течение одного дня на зимних каникулах. Участие в дне добровольное. Количество участников колеблется от 30 до 70, но не является определяющим для организаторов.

Участники дня — школьники 9—11-х классов гимназии, их классные руководители, педагоги по желанию, школьники из других школ города и области (по приглашению гимназии), студенты. Со второго Дня старшеклассников обязательными его участниками и организаторами являются выпускники гимназии, обычно 5 — 10 человек. Организаторы дня — это творческие люди, педагоги школы, психолог и социальный педагог, друзья школы, бывшие ученики, члены совета самоуправления гимназии и участники прежних Дней старшеклассников. Важно, чтобы они выступали командой, объединённой общим пониманием целей Дня, увлечённой философской идеей, которая заложена в Дне. Практически все организаторы основное время Дня проводят в качестве рядовых активных участников, лишь малую часть, ведя его.

Например, встречу-знакомство в малых группах ведут старшеклассники, мастер-классы — педагоги, дискуссию часто ведут взрослый и старшеклассник на равных позициях, круг песни — друг школы и старшеклассники вместе.

В основе Дня всегда лежит философская мировоззренческая идея, определяющая содержание и тематику его дел. Например, в дне «РодМир» — это идея рождения мира индивидуального «Я» каждого участника и общего мира «Мы», в дне «Роли, которые мы играем в жизни и школе» — проигрывание различных ролей, прояснение соотношения таких понятий, как «роль» и «жизнь», осознание ролей, которые мы играем в жизни, и их влиянии на нас, нашу жизнь. В финале дня школьники вышли на проектирование «Школы самого себя», где каждый может получать образование, оставаясь самим собой, осознавать нового себя; в дне «Пирамида восхождения к смыслам» складывалась игровая ситуация жёсткой несвободы с последующим выходом на дискуссию о свободе и поиском индивидуальных смыслов участниками дня; в дне «Чудо.ги» — идея о реальности чуда вокруг нас и в нас самих, о возможности творить чудо своими руками в реальных социальных проектах; в дне «Мифы и реальность» — идея определить позицию молодого человека в жизни, в школе, ход дня вывел на осознание роли органов самоуправления в школе, были проделаны реальные шаги по их моделированию; в дне «Шаг в будущее» ребята вышли на серьёзную дискуссию о своей жизненной позиции и анализ факторов, определяющих жизнь, свою роль в выстраивании настоящего и определении будущего.

В ходе проведения Дней старшеклассников появилось несколько важных позиций, которые учитываются при проведении Дня, а также при подготовке и проведении других школьных мероприятий.

Атмосфера эмоциональной насыщенности

Атмосфера Дня создаётся через высокую интенсивность творческой деятельности участни-

ков. Практически все пришедшие остаются до конца дня, ощущают свою эмоциональную и деятельностную включённость в происходящее. С одной стороны, возникает и проживается чувство «Мы», нашей общей интересной жизни, с другой — чувство значимости всего происходящего для себя, развития своей личности. День должен проходить в общей атмосфере доверия и взаимопонимания. Интенсивность и эмоциональная насыщенность дня определяют событийность происходящего, возникает эффект погружения в ситуацию «здесь и теперь».

Атмосфера дня задаётся с первых его минут, когда участников встречают радостные организаторы. Участники помогают оформлять место общих встреч, а после шуточного разделения по малым группам (7 — 12 человек) проходит встреча-знакомство, которую ведут старшеклассники. Её цель — задать нужный тон в отношениях детей и взрослых, создать атмосферу взаимной доброжелательности и открытости, интереса друг к другу.

Первые два дня участники выступают под игровыми именами, чтобы проще перестроить отношения, снять позиции «ученик — учитель».

В течение дня атмосфера поддерживается на всех этапах, а также общими встречами (после каждого этапа дня) с песнями и рефлексивными обсуждениями, сюрпризными моментами, общей весёлой прогулкой, трудовым экспресс-десантом в игровой форме и пр. Организаторы специально продумывают возможные вставки в день, чтобы удержать атмосферу, повысить «эмоциональный градус».

Смысловая насыщенность дня и его целостность

У каждого дня есть свой смысловой контекст, тема, которая напрямую связана с жизнью, актуальными для старшеклассников вопросами самоопределения

и саморазвития. Это задаёт целостность дня, соответствие его идее — педагогической цели, условиям, средствам и формам взаимодействия в дне, возрастным потребностям старшеклассников, их актуальным интересам и запросам. Целостность как единство целей и интересов педагогов, организаторов и участников. В дне постепенно возникает общее ценностно-смысловое пространство через пересечение и взаимообогащение индивидуальных ценностей, норм и смыслов отдельных участников.

Межпозиционное взаимодействие

Под межпозиционным взаимодействием следует понимать взаимодействие участников, выстроенное на осознанном проявлении своей позиции. Межпозиционное взаимодействие понимается как открытое проявление каждым своей позиции, при умении выслушать и осмыслить позицию другого, а в дальнейшем — в умении осознать и изменить свою позицию (переосмыслить).

При таком взаимодействии, с одной стороны, происходит формирование живых связей в ситуации взаимного интереса и взаимопонимания, с другой — должна проявляться индивидуальная позиция каждого, характеризующая его отношение к совместной деятельности и к общему предмету взаимодействия. Позиция, в основе которой лежит условный разрыв связей, переводит их в осознанное отношение на основании собственных ценностей и смыслов.

Для возникновения межпозиционного взаимодействия в Дне создаются условия для открытого общения всех участников (педагогов, выпускников, старшеклассников) на равных: упражнения на открытое взаимодействие в начале Дня в первичных группах; большая дискуссия (новые формы дискуссии и её тему придумывают под идею Дня); групповая проектная деятельность по реализации идей, возникших в Дне; ролевые игры; рефлексивные паузы и большая заключительная рефлексия, построенные на открытых высказываниях участников.

В течения дня группы, в которых взаимодействуют участники, постоянно меняются, что создаёт дополнительные условия для открытого про-

явления своей позиции. На встрече-знакомстве — одна, на дискуссии другие группы, в игре, фестивальном шоу или мастер-классах — новые группы, и так в течение дня каждый взаимодействует с каждым в разных малых группах, иногда ведётся работа в парах или тройках.

Позиция взрослого в Дне — открытость, совместное бытие, равное участие

Практически все педагоги становились просто участниками с равными правами и нормами для всех. Особенность позиции педагога в том, что он вместе с ребятами живёт жизнью Дня, открыто проявляет свою позицию. Взрослый должен удержаться от стереотипов педагогического поведения: оценивать, давать советы и рекомендации, доминировать в обсуждениях с предложениями.

В зависимости от ситуации в Дне он может удержать ещё несколько позиций: поддержка слабых и нерешительных; сдерживание особо активных, не слушающих других; прояснение и уточнение того, что прозвучало; про-блематизация для выхода на новое понимание ситуации; провокация, выводящая ситуацию в конфликтный напряжённый контекст; экспертная позиция; рефлексирующая позиция и пр. Его задача — создать пространство для открытого взаимодействия на равных, где проявляются и пересекаются позиции участников, происходит уточнение позиций, проявление общих ценностей и смыслов.

Обязательные рефлексивные процессы

День построен на процессах рефлексии и самоанализа на всех этапах (включая подготовительный) и на всех уровнях: педагогическом (команда организаторов), коллективном, групповом, индивидуальном.

Рефлексивный акт позволяет вывести участников — педагогов и школьников — из погружения в сам процесс взаимодействия, даёт им возможность взглянуть на этот процесс со стороны (определить свои приоритеты, ценности, позиции), определить задачи, которые каждый из них может решить в данном взаимодействии.

Совместная рефлексивная деятельность часто является импульсом, проявляющим общее ценностно-смысловое пространство, рождающим детско-взрослую общность. Предметом деятельности является согласование, когда инициативы и действия отдельных субъектов соотносятся между собой, выявляются общие правила и нормы деятельности.

Индивидуальный самоанализ участников

Важно направить самоанализ не столько на ситуацию Дня, сколько на своё «Я», актуализировать его: как анализ представлений о себе, мнений других о его личности, процесс самоотношения и самопринятия, анализ процессов самореализации и адаптации в различных видах деятельности и общения, индивидуальное целеполагание и планирование.

Рефлексивное пространство взаимодействия должно выводить участников на осознание собственных смыслов, важно не уйти в «пустое говорение» и фантазирование, где нет реальной предметной деятельности, в которой школьники могли бы выйти на предметно-практическую реализацию своих замыслов и проектов.

Для актуализации рефлексивных процессов в Дне используются: анализ задач, стоящих перед группой; анализ проделанной работы, выделение результатов и трудностей; анализ проблемных ситуаций; специальные игровые технологии с выходом в рефлексию; выделение экспертов из участников для анализа отдельных этапов Дня и их конкретизации (дискуссии, игры, общего обсуждения и пр.);

общая рефлексия Дня — «Свечка». Для стимулирования самоанализа и личной рефлексии в Дне вводятся рефлексивные паузы (от 3 до 7), где участники дают самостоятельные ответы на незаконченные предложения, заполняют свои шаги в Дне в карте участника.

Пример вопросов в рефлексивных паузах в форме незаконченного предложения: «Я — это..., мир — это...», «Другие люди в моей жизни.», «Я хочу., я могу., я делаю.», «Мой жизненный успех — это., главная трудность для меня — это .»; «Сегодня главным для меня было.».

Ответ участников всегда сугубо индивидуален, не обсуждается публично, должен быть максимально открытым и ориентированным на своё «Я». Время на проведение данного упражнения: 5 — 7 минут.

Ответы участников в рефлексивных паузах собираются у хранителя Дня, который в дальнейшем на их основе создаёт общую картину мира участников. В гимназии на стенде самоуправления вывешивается листок «Мысли гимназистов», где отражены позиции участников Дня по рефлексивным паузам, результатам групповой работы, по заключительной рефлексии Дня.

Живые процессы самоорганизации

Группа организаторов продумывает общий сценарий, соответствующий философской идее, где обозначаются основные этапы, время их проведения, содержание: упражнения для встречи-знакомства, презентация групп, тема и форма дискуссии, заполнение эмоциональных и рефлексивных пауз и пр.

День наряду с серьёзными смысловыми моментами (дискуссия, групповое проектирование и защита проектов, жёсткие тре-нинговые моменты), требующими большого напряжения, должен содержать развлекательные сюжеты (игры, конкурсы, квест, фестиваль и пр.). Благодаря содружеству команды организаторов, данный

процесс проектирования Дня старшеклассников сам по себе имеет ценность, создаёт детско-взрослую общность в общем обсуждении, даёт ценный опыт совместного творчества.

Хочется отметить, что нам нравится вместе выбирать цель, совместно моделировать дело и проводить его так, что оно становится событием. В процессе подготовки, взаимодействуя, мы социализируем, учим организовывать пространство деятельности в мастерских, творческих группах, тренингах. Причём раньше педагогам хотелось управлять предложенным делом, контролировать его, удерживать сценарий. В настоящее время ситуация развивается самостоятельно. Если что-то не получится, это тоже станет результатом, осмысление которого — проявление детско-взрослой общности и со-бытия.

У Дня задан лишь возможный сценарий, который не является жёстким предписанием к его проведению. Стараемся жить и работать по процессу, наблюдая за происходящим, общим настроением, поведением отдельных участников, стараемся чутко реагировать на проблемные ситуации, которые возникают и могут послужить импульсом для изменения событий Дня. Например, поняв, что неудачно прошла встреча-знакомство, настроение отчуждённости и напряжения сохраняется, проводим общие игры на коллективное взаимодействие («Бабка, распутай нитку», «Спираль», «Самая длинная цепочка» и пр.), больше времени уделяем песням и поём те, что хорошо известны и поются всеми.

Если дискуссия прошла ярко и явно требует выхода и реального воплощения возникших идей, устраиваем после неё проектирование по группам с последующей защитой. Так, в дне «Роли, которые мы играем в жизни и школе» после дискуссии «Моя жизненная позиция» участники вышли на проектирование «Школы самого себя». На следующей неделе, после Дня старшеклассников, по инициативе и с активным участием старшеклассников прошёл большой педагогический совет на эту же тему, где проектирование процессов в школе велось в смешанных детско-взрослых группах.

Один раз День проходил очень тяжело и раз валивался. В середине дня организаторы пред ложили участникам выбор: разойтись или

пройти всю программу Дня. После бурного обсуждения и голосования День вышел «на новую орбиту», участники увидели в нём свои смыслы, позиция многих изменилась, программу выполнили и усилили, а на заключительной рефлексии прозвучали очень содержательные отзывы ребят. Рефлексия организаторов после проведения этого Дня показала, что идея была формальной (готовились к конкурсу «Ученик года» и взяли философскую тему из заданий конкурса), не захватила организаторов.

Спроектировать и провести такой день — непростое дело. Это работа с живой ситуацией, где важно чутко реагировать на настроение и трудности каждого участника. Чтобы показать возможную структуру дня, представим сценарный план одного Дня старшеклассников.

День старшеклассника «Шаг в будущее...»

10.00-10.15. Разбивка «Синее — красное».

10.15-11.00. Встреча-знакомство, подготовка презентации группы через феномен (люди, события...) прошлого.

11.00-11.30. Открытие сбора (Колесо времени — 10 мин). Презентация групп (15 мин). Реклама мастер-классов (по выбору).

11.40-11.45. Пауза-1 (рефлексивная, песенная).

11.50-12.30. Мастер-классы: «Я смогу»; «На пути к цели»; «Рождественские забавы», «Внутренний диалог: взгляд на себя в настоящем», «Правильный вопрос — детективный ап-грэйд мозга», «Я — это моё настоящее. Я — это моё будущее».

12.30—12.45. Пауза-2 (рефлексивная, песенная).

12.45 — 14.00. Представление настоящего чувства под задачу. Чувство, жанр исполнения и ограничения в представлении группами выбираются по жребию. Разбивка на группы, настрой и жеребьевка (15 мин), подготовка (30 мин), представление (30 мин)

14.00-14.30. Обед.

14.30-14.45. Пауза-3 (рефлексивная, песенная).

14.45-16.15. Дискуссия «Что определяет моё будущее».

Возможно проектирование «Шаг в будущее» (40 мин), тогда время смещается.

16.15-16.30. Пауза-4 (рефлексивная, песенная).

16.30-17.10. Общее рисование «Мой шаг в будущее».

17.10-18.00. Общая рефлексия при свечах. Завершение сбора.

Показатель состоявшегося Дня — заключительная рефлексия. Сколько участников до неё дошло, какая на ней атмосфера, насколько смысловыми и содержательными будут слова участников.

Заключительная рефлексия проводится в общем кругу, при свечах. Большая круглая свеча идёт по кругу, участник, в чьих руках она находится, говорит о пережитом в дне. Часто участники отмечают, что день заставил их задуматься о своих смыслах и целях в жизни, позволил по-новому увидеть себя и других людей, почувствовать свою общность, близость с другими. Многие «старички» считают, что вечером происходит самое интересное, самое важное в Дне — это та атмосфера, те смыслы, которые рождаются на рефлексии.

Вот некоторые рассуждения участников заключительной рефлексии: «Мне понравилось

не всё, организаторы так смоделировали ситуацию, что заставили каждого думать, сделать для себя выбор», «Поняла, что каждый человек может сам моделировать для себя своё состояние свободы или несвободы, свою позицию...», «Мы изменились, как мы общались на первых рефлексиях, как мы говорим сейчас, мы чувствуем своё единение с другими людьми, и сейчас не страшно говорить что думаешь, многое разложилось по полочкам», «После сегодняшнего дня я вспомнил о некоторых вещах, очень важных, я получил новые сильные ощущения...», «Здорово, что я думал и чувствовал не один, я чувствовал других рядом», «Я удивлён, как могут возникнуть такие отношения между людьми, как у нас сейчас за один день, мы стали близкими как родные, я очень устал, но мне не хочется уходить, и не хочется, чтобы день заканчивался...», «Я очень переживала, но благодарна одиннадцатиклассникам за то, что они вложили свои силу и душу в проект, который придётся реализовы-вать десятым классам», «Для меня самым главным было то, что сегодняшний день состоялся, и что мы поставили перед собой задачу, и она уже не кажется нам мифической», «Сегодняшний день был не такой лёгкий, как казалось на первый взгляд . мы сделали что-то хорошее не только для себя, но и для школы», «Я считаю, что этот день прожит не зря».

Всего прошло десять Дней старшеклассников. Их проведение стало крепкой традицией. С опытом возникло понимание, что важно удерживать общую идею, а не придерживаться жёсткого сценария. Стараемся не повторяться, каждый раз придумывать что-то новое, ориентируясь на идеи и предложения ребят. В традициях Дня остаются обязательная большая дискуссия и заключительный рефлексивный круг со свечами и песнями. Анализируя проведённые Дни, мы уже лучше понимаем, при каких условиях возможно проявление детско-взрослой общности.

В результате Дня старшеклассников в школе появилось реальное взаимодействие педагогов и детей, что нашло выход в их совместной деятельности в становлении демократического уклада школьной жизни. Можно выделить следующие эффекты Дней старшеклассников:

• создание совета самоуправления и выборы его президента, в дальнейшем отказ от такой системы и выход на рабочий творческий совет самоуправления под конкретные дела в гимназии;

• выражение инициатив ребят в школьных делах: «Вечер 10 для 11», «Общешкольная конференция», «Праздник для малышей» и пр.;

• открытые встречи активистов с директором гимназии и совместное обсуждение проблем, участие старшеклассников в педагогических советах, на которых ребята выходят с предложениями и доводят их до конкретных решений: изменение системы питания в школьной столовой, уборка и перестройка школьного гардероба и пр.;

• создание информационного пространства гимназии, работающее школьное радио, информационный «живой» стенд самоуправления, школьное телевидение, ящик предложений и пр.;

• проведение межвозрастных мероприятий, где старшеклассники являются организаторами и основными ведущими: «Город Солнца» для начальной параллели, «Большой КУШ (конструирование уклада школы)» для 7—11-х классов; Корчаковский сбор для 3—11-х классов (написание манифеста и идея общешкольной конференции), объединённые встречи советов самоуправления (подростковый и совет старшеклассников); шефская работа в школе и пр.

Выросло количество членов школьного самоуправления от обязательного формального присутствия по 2 человека от класса до открытого совета, где присутствуют от 1 до 10 человек от класса. На первое заседание совета самоуправления приходят до 20% всех старшеклассников. Со временем эта цифра может измениться, но каждый активен, готов участвовать в общей деятельности и находит способы для самореализации, исходя из своих сил и возможностей: радио, газета, телевидение, работа с начальной параллелью, организация и проведение мероприятий и т.п.

Механизм проведения Дней старшеклассников был перенесён и реализован в гимназии младшей ступени в Днях Города Солнца.

Результат воспитательной работы невозможно увидеть, как материальный объект, его трудно измерить, но можно почувствовать, осмыслить, пережить. Когда на Дне старшеклассников, на заключительной рефлексии, круг из шестидесяти человек сидит в полнейшей тишине, и каждый внимательно слушает другого; в Дне самоуправления учителя плачут от радости; когда на вечере-посвящении одиннадцатиклассники в едином порыве кричат десятиклассникам: «Спасибо, мы вас любим!»; когда на Дне Города Солнца родители видят своих детей повзрослевшими; когда на юбилейном вечере каждый испытывает чувство гордости и причастности к общему делу; когда после ярмарки вакансий ученики пишут: «Теперь я понял, что мне нравится делать в жизни», «Я знаю, кем хочу быть», «У меня получилось!» НО

Список литературы

1. Глазистова О.Н. Роль детско-взрослой общности в жизни школы // Воспитание школьников — 2014. — № 3. —

С. 35-39.

2. Нуруллова А.Ю. Ярмарка вакансий // Воспитание в школе — 2013. — № 5. — С. 61-64.

3. Шустова И.Ю., Косяков В.Г. Поддержка самоопределения юношества посредством ролевой игры «Пирамида» // Воспитательная работа в школе — 2008. —

№ 5. — С. 115-124.

4. Шустова И.Ю., Косяков В.Г. День

со старшеклассниками, событие — «Рождение миров» // Наука и практика воспитания и дополнительного образования —

2009. — № 5. — С. 91-111.

5. Шустова И.Ю., Поляков С.Д. Детско-взрослая общность в воспитании старшеклассников: Учебно-методическое пособие — Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.

6. Шустова И.Ю. Школьные события // Народное образование — 2013. —

№ 1. — С. 218-222.

7. Шустова И.Ю. Ситуативная педагогика, или Дети живут настоящим // Народное образование — 2014. — № 1. — С. 228-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.