Научная статья на тему 'Ценности и смыслы школьной жизни'

Ценности и смыслы школьной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / СМЫСЛЫ И ЦЕННОСТИ / INDIVIDUALISM SENSES AND VALUES / ПРОЕКТ / PROJECT / ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ / CO-EXISTENCE COMMUNITY / CHILDREN'S AND ADULT COMMUNITY / СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / ЭТАЛОН ОТНОШЕНИЙ / RELATIONS MODEL / TUTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Инна Юрьевна

Ценности и смыслы воспитания. Опасность индивидуализма. Воспитание как пространство между взрослым и ребёнком. Соприкосновение мира ребёнка и мира взрослого, их взаимообогащение. Детско-взрослая со-бытийная общность. Проект «Школа мой дом». Эталон отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности и смыслы школьной жизни»

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ школьной жизни

Инна Юрьевна Шустова,

старший научный сотрудник лаборатории теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук

Излишняя ориентация в воспитании детей на личность, её индивидуальные способности и таланты привела к тому, что нынешние дети зациклены на собственных интересах, личных целях. Очевиден разрыв между поколениями. У взрослых и детей всё меньше общих тем, интересов, дел.

• воспитание • индивидуализм • смыслы и ценности • проект • детско-взрослая общность • со-бытийная общность • эталон отношений

ч

ем живут и дышат наши дети, какое у них отношение к жизни, к людям, к себе? Как в работе с детьми выйти на ценности и смыслы, которыми живут наши ученики, что для них значимо в жизни? Эти вопросы мы постоянно задаём себе в работе с педагогами гимназии № 33 г. Ульяновска. По мнению большинства учителей, чтобы понимать жизнь ребят, важно открыто общаться с ними после уроков, в живой обстановке, где каждый мог сказать, что он думает, где обсуждались бы ситуации в школе, шёл открытый разговор. В таких разговорах рождалось взаимопонимание, чувство общности, часто проявлялись инициативы ребят, общие идеи о том, как сделать жизнь в классе, школе интереснее.

Воспитание детей — это всегда пространство «между» взрослым и ребёнком (отцом и сыном, учителем и учениками), когда

происходит соприкосновение мира ребёнка и мира взрослого, их взаимообогащение. Сфера «между» является встречей равных в своём человеческом бытии людей (это со-бытие), которую последние смогут использовать для своего развития. Речь идёт о введении в педагогику понятия детско-взрослая общность, со-бытийная общность, которая способствует проявлению индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства между детьми и взрослыми. Педагог может создать условия, порождающие общность с воспитанниками, содействовать возникновению и функционированию детско-взрослой общности, где он выступает как равный другим. Развитие общности происходит благодаря эмоциональной включённости в общее переживание, совместной деятельности по формированию ценностно-смыслового пространства общности. Дет-ско-взрослая общность необходима для общего пространства жизни школы — только в такой среде проявляются ценности и смыслы её «жителей», устанавли-

ваются традиции, возникают взаимопонимание и доверие друг к другу.

С 2005 года учителя школы моделируют ситуации проявления со-бытийных детско-взрослых общностей в пространстве школьной жизни. В начальной школе традиционными стали дни погружения под названием «Город Солнца». У этого дня своя логика и своя технология, своя песня, свои законы жизни. Каждый день — событие, в нём обязательно присутствуют: детская инициатива, совместное и индивидуальное творчество, эмоции радости и дружба между всеми участниками. «Город Солнца» происходит во время осенних каникул, длится три дня отдельно для параллелей 2-х, 3-х и 4-х классов. Темы каждый год меняются, сохраняется лишь возрастная линия. Для второклассников это выход в большой мир, за пределы школы. В качестве заданий — поиск чего-то интересного, интервью с прохожими, доброе дело. Третий класс обычно занимается творческим освоением школьного пространства: театрализация, мастер-классы. Для четвёртого класса актуальны отношения с одноклассниками, а также осознание себя школьником.

«Школа — мой дом»

Под таким названием четвероклассники разработали проект, позволивший им наполнить день своими ценностями и смыслами. На некоторых этапах для этого сознательно создавались условия.

Один из этапов — путешествие по станциям, где ребята в малых группах находили доспехи богатыря, на заключительном этапе они создавали образ героя-богатыря нашего времени. На станции «Щит и Меч» участники выбирали свой Меч как тот жизненный девиз, который должен был быть связан с их видением героя. Сначала шла индивидуальная работа, участники писали свой жизненный девиз (девиз своего героя) на отдельных листочках, затем они создавали общий девиз группы. Вот примеры девизов, предложенных ребятами: «Идти вперёд и не унывать», «Самое главное — здоровье и уроки», «Я умная и смелая и всегда умелая», «От улыбки будет всем светлей», «Не стой на месте, совершенствуй-

ся!», «Любовь и дружба!», «Сила — в правде!», «Быть смелым и весёлым — девиз богатыря», «Сила и отвага — только это нам и надо», «Русичи сила! Русичи мощь! Всех победим мы и в холод, и в дождь!», «Страха нет, бои — пустяк, важно сделать первый шаг», «Помогай Земле-матушке», «Максимум силы, максимум смеха — так мы быстрее добьёмся успеха!».

Личные девизы ребят свидетельствуют об их высокой жизненной активности, о желании преодолевать трудности, побеждать, добиваться успеха. В ответах присутствует не только «Я», но и другие люди, общая доброжелательность. Ответы ребят схожи — смелость, сила, смех, любовь к Родине. Ребятам легче было создать девиз абстрактного богатыря, чем описать свой личный девиз, определяющую позицию для себя как героя.

Во второй половине дня в малых группах предпринимались попытки прояснить ценности своего дома. Под домом понималась семья, тот близкий для ребёнка мир, который его окружает, и школа как наш общий дом. Сначала каждый (дети, вожатые и педагоги — участники дня) индивидуально описывал свой нарисованный дом: на крыше отмечалось главное правило жизни в доме, в основании (фундаменте) — ключевая ценность дома, кирпичики дома обозначались составными элементами дома, по желанию можно было в творческом режиме дополнить дом своими элементами.

В ответах участников проявляются их индивидуальные ценности и смыслы, то, что наиболее важно для каждого. В проекте участвовало 54 человека (дети начальной школы и вожатые-старшеклассники).

Правила жизни в доме (записи на крыше) очень разнообразны. На первой позиции — уважение (уважать друг

друга; уважать желания и интересы каждого члена семьи; уважай других, будут уважать тебя); на второй позиции — помощь, поддержка и забота (помогать друг другу, помогать своим родным и уважать их, забота друг о друге, поддержка и взаимопомощь в семье), на третьей — любовь (сохранять в семье любовь, любить друг друга). Далее следовали такие ценности, как взаимопонимание, дружба, доброта, честность и справедливость.

Ряд высказываний представлены как правила для себя: слушаться маму и папу; отвечать за себя, свои дела, погрешности; быть радостным, нести другим радость; быть рядом с близкими в радости в горе; сделал дело, шагай смело; относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Часть ответов касалась порядка в доме: не мусорить дома; чистота и гигиена в доме; не шуметь; создавать в доме уют.

Схожая картина отражена в кирпичиках, из которых складывается дом. Вот рассуждения детей: «Дом — это место где я и моя семья могут собраться все вместе. И вспомнить много хорошего. Мы вместе отмечаем праздники. Когда я прихожу домой, я чувствую любовь». «Наш дом — это наша атмосфера в семье, общие радости и переживания, решение общих проблем, то, что мы делаем все вместе своими руками. Для семьи очень важны общие дела и праздники».

Большинство ребят в «кирпичиках» написали от пяти до семи суждений о важных элементах своего дома. Общая картина такова: самое ценное в семье — любовь (31 чел.) и доброта (28 чел.). На следующей позиции — атмосфера в доме (уютная и спокойная атмосфера, тепло, красота, нежность, спокойствие, общая радость, счастье в семье). Многие дети называют искренность и честность, дружбу, взаимоуважение, взаимопонимание, доверие. Радуют глубина суждений ребят, их умение выде-

лить главное, существенное. «Кирпичики», которыми дети обозначают свой дом, в большинстве своём затрагивают ценности, на которых выстраивается жизнь в семье. Лишь малая часть детей делает основной акцент на комфорте, чистоте и порядке в доме. Дом для ребят — та система отношений, которая в нём выстраивается, это любовь и доброта, атмосфера общей радости, дружбы и взаимоуважения.

В фундаменте (в основании дома), по результатам анализа высказываний лежат теплота и открытость в отношениях, чувства. На первой позиции любовь, как наиболее распространённое определение глубоких человеческих чувств. В этой же плоскости теплота отношений, чувства, нежность и искренность в отношениях, сострадание, сочувствие, общее счастье, общая радость, доброе отношение друг к другу, дружба, честность, взаимопомощь.

Важно, что общим, объединяющим мотивом было осознание семьи как целостной общности детей и взрослых, возникающей благодаря любви и заботе, умение сочувствовать и сопереживать, уважать и понимать друг друга, быть честными и искренними.

За индивидуальной работой участников следовала общая работа в группах, где каждый, по желанию, говорил о своём доме, затем разговор переходил на школу: может ли школа быть нашим домом, какая она школа-дом? Совместное открытое обсуждение выявляло общие ценности и смыслы, так возникало единое ценностно-смысловое пространство между участниками дня (детьми, старшеклассниками и педагогами).

Обсуждения проходили активно, ребята открыто высказывали свои мнения. Возникали вопросы: чем отличаются и что есть общего у «школы-дома» и «дома-семьи», могут ли в школе быть такие отношения, как дома, может ли быть настоящая

любовь? Четвероклассники удивили взрослых, сказав, что главное в доме — это ответственность каждого, порядок и чистота.

По результатам обсуждения каждая малая группа выполняла свой проект «Школа наш дом», где определялось главное правило жизни в школе, основание, то, что обеспечивает жизнь каждого. Определялись кирпичики дома, элементы жизни школы как общего дома.

Примеры проектов:

Дом-1:

• Правила: Один за всех, все за одного! Соблюдать уют!

• Кирпичики: дружба, доверие, добро, уважение, уют, честность, труд, радость, ум, взаимопомощь, вежливость, красота, чистота, соблюдение традиций, добросовестность, ответственность.

• Фундамент: уважение.

Дом-2:

• Правила: Уважай других — будут уважать тебя!

• Кирпичики: дружба, доверие, доброта, взаимоуважение, порядок, честность, развитие, любовь, вера, творчество, тактичность.

• Фундамент: любовь + развитие.

Дом-3:

• Правило: Всегда помогать и уважать друг друга!

• Кирпичики: дружба, доверие, доброта, уважение, уют, знание, любовь, спокойствие, радость, счастье, жизнь, тепло, красота, взаимопомощь, поддержка.

• Фундамент: дружба.

Дом-4:

• Правило: Уважение Я другого.

• Кирпичики: дружба, доверие, доброта, традиции, радость, искренность, сочувствие, ответственность, понимание, порядочность, терпение, ум, честность.

• Фундамент: Осознание и осмысление происходящего вокруг: в классе, в школе, в мире.

Дом-5:

• Правило: Быть добрым.

• Кирпичики: дружба, порядок, доверие, верность, честность, труд, помощь, учёба,

справедливость, радость, класс, любовь, знания.

• Фундамент: дружба и взаимопонимание.

Определяющим правилом жизни в проекте вновь становится уважение. Это даёт основание предположить, что уважение — значимая ценность для школьников уже в 4-м классе, именно уважения больше всего недостаёт детям в общении со взрослыми и друг с другом.

В «фундаменте» проявилась основа совместной жизни людей: любовь, дружба, уважение, взаимопонимание. Обращают на себя внимание ответы домов 2 и 4. В доме 2 фундамент — любовь и развитие, в доме 4 — осознание и осмысление. Такие ответы позволяют говорить о серьёзной и вдумчивой работе школьников, которые ставят наряду с добрыми чувствами и отношениями между людьми — развитие. Выделяя «Осознание и осмысление происходящего вокруг: в классе, в школе, в мире», затрагиваются тем самым вопросы рефлексивного, осознанного отношения к жизни, выход на субъектную позицию.

В конце дня перед заключительной рефлексией в группах все участники заполняли анкету. В анкетировании участвовало 44 учащихся 4-х классов, 15 старшеклассников (ведущие дня и вожатые малых групп), 10 взрослых (педагоги, гости из других школ города). Ответы распределились следующим образом.

В ответе на вопрос «Думаешь ли ты о том, какой ты человек?» 33 ученика ответили да, 8 — может быть, 3 — нет.

На второй вопрос анкеты ответили 39 из 44 участников, причём ответы очень содержательные, многие отмечали несколько своих важных качеств:

• доброта — 10 чел.;

• ум — 7;

• трудолюбие — 3;

Дорогой друг! Большая просьба! Заполни, пожалуйста, эту анкету.

Не надо писать фамилию и имя, школу и класс. Единственная просьба - быть честным и открытым

в своих ответах:

1. Думаешь ли ты о том, какой ты человек?

Подчеркни правильный ответ: ДА НЕТ МОЖЕТ БЫТЬ

2. Укажи свои сильные качества

3. Из предложенных ценностей выбери пять, наиболее значимых для тебя

Учёба (знания)

Семья

Любовь

Я сам

Дружба

Школа

Праздники, подарки

Игры (в т.ч. компьютерные)

Свой вариант ответа:

4. Отметь, пожалуйста, что является наиболее значимым для тебя в школе

Интересные уроки

Общение с друзьями

Перемены

Класс

Время после уроков Пятёрки Хороший учитель

Экскурсии и походы в кино и пр.

Интересные праздники

5. Выбери главные качества твоего одноклассника (только три, но самых главных).

честность

Ум

Доброта

Умение дружить

Красота

Сила

Смелость

Трудолюбие

чувство юмора

Индивидуальность

6. В заключение закончи самостоятельно предложение:

Я мечтаю о______________

Спасибо

• дружелюбие — 3;

• чувство юмора — 3;

• смелость — 3;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ответственность — 2;

• аккуратность — 2;

• вежливость — 2;

• сила — 2.

Ещё указывались: способность к творчеству, умение прощать, честность, отзывчивость, упрямство, хитрость, любовь к малышам, скромность, чувство сострадания, внимательность. Из 15 старшеклассников 5 отметили доброту, отдельно выделялись такие качества, как бескорыстный, понимающий, добродушный, порядочный, уважающий других.

У педагогов на первом месте ответственность, на втором — доброта.

При ответе на третий вопрос на первом месте оказались дружба и семья, их отметили 39 школьников из 44. На втором любовь и учёба, на третьем школа, игры и праздники, я сам. Дети предложили и свои варианты ответа: чтение книг, братья.

Все старшеклассники и педагоги отметили дружбу как наиболее значимую для себя ценность. Иными словами, дружба — приоритетная ценность для всех. Мы объясняем это как следствие событий прожитого дня, где взрослые и дети почувствовали своё единение и близость друг другу, осознали ценность таких отношений.

Подтверждение этому тезису мы находим в ответах участников дня на четвёртый вопрос анкеты, где все участники как одну из лидирующих позиций отмечают общение с друзьями. У педагогов эта позиция на первом месте, у четвероклассников и старшеклассников — на третьем.

У ребят начальной школы и у старшеклассников первое место занимают интересные уроки. На втором месте, и это очень важно, — хороший учитель. У четвероклассников — пятёрки и класс. У старшеклассников класс занимает третью позицию, наравне с общением с друзьями. У педагогов класс занимает вторую позицию, разделив её с интересными уроками.

В ответах на шестой вопрос анкеты были предложены следующие качества:

в школе

честность, трудолюбие, умение дружить, индивидуальность, смелость, доброта, ум, сила, красота, чувство юмора.

И вновь лидирующую позицию занимает такое качество, как умение дружить, оно на первом месте у четвероклассников и старшеклассников. На втором месте у четвероклассников честность и доброта, на третьем ум. Далее следуют такие качества, как трудолюбие, чувство юмора, смелость.

В конце анкеты школьникам предлагалось закончить предложение «Я мечтаю о ...». Рассуждения четвероклассников таковы: «О том, чтобы на земле настал день, когда зло умрёт и будет только добро», «Чтобы мир был здоровым и добрым», «Чтобы в мире царили дружба, взаимопонимание, благо и всё хорошее», «Чтобы на свете было много честных и добрых людей», «Чтобы на свете не было бездомных собак», «Чтобы все дети были счастливы на земле», «Чтобы люди были хорошими, светлыми, любящими, умными, добрыми, жалостливыми и работящими. Чтобы все люди смеялись, радовались».

Мечты о школе затронули пять человек: «Дружба, приобретённая сегодня, сохранилась надолго», «О таких же днях в школе, как сегодня», «Чтобы школа действительно была как дом».

Больше всего рассуждений касалось себя лично (21 чел.): «Окончить школу на отлично», «О хорошей учёбе», «Быть здоровым», «О сестрёнке», «О поездке в другой город», «Научиться хорошо играть в футбол», «О чёрном или белом котёнке», «О собаке», «О планшете», «О телефоне».

Анализ ответов ребят свидетельствует, что приоритетные ценности для них — дружба и доброта, именно это главное в их жизни. Конечно, день, прожитый в формате живой детско-взрослой общности, был значим для участников, он задал тот эталон отношений между педагогами, старшеклассниками и учениками начальной школы, на который хочется ориентироваться в жизни. Важно, чтобы опыт таких отношений перешёл в личный опыт ребят и они смогли ориентироваться на него

в школьной повседневности. Хочется верить, что школьники будут добрее друг к другу, а педагоги будут проявлять больше уважения по отношению к индивидуальному Я каждого ребёнка. Важно, что школа стала для ребят в этот день домом, где каждому тепло и уютно, где правят добро и взаимопонимание, где можно безопасно проявить себя, высказать своё мнение, найти друзей.

Заключительная рефлексия

Каждому нужно было закончить фразу «Сегодня я...». Примеры ответов четвероклассников: «Я сегодня познакомилась с девочкой, и она стала моим другом», «Сегодня я обрёл много друзей и понял, что школа — это дом», «Сегодня был особенный день, он прошёл не зря», «Сегодня я поняла, что школа, это мой второй дом. Я нашла много друзей. Мне было интересно», «Сегодня я поняла, что надо верить в чудеса и в дружбу», «Я поняла, что дружба — это самое главное», «Сегодня я понял, что школа — мой Дом». Больше половины высказываний ребят касались дружбы и смыслов, которые они нашли для себя сегодня.

Из ответов старшеклассников: «Сегодня мне понравилось работать с детьми, они были весёлые и активные», «Я ещё больше убедился, что очень люблю свою школу, что здесь самые лучшие ребята и учителя», «Я расставил приоритеты, выбрал главное», «Я работал с детьми и понял, что каждый ребёнок по-своему индивидуален, понял, что у каждого человека своё отношение к правилам жизни в семье и в школе», «Школа — это Дом!». Рефлексивные суждения школьников показывают, насколько значим для них прожитый день, который уверенно можно назвать событием школьной жизни.

Спроектировать и провести такой день непросто. Это работа в живой ситуации детской жизни, где важно очень чутко реагировать на настроение и трудности каждого ребёнка. Главные ведущие дня — старшеклассники. Это очень хорошо для прорастания вертикальных связей в школе. В свою очередь, детей начальной школы радует общение со старшеклассниками, они легко выходят на открытый контакт, не боятся активно проявить себя в разговоре, в творческих делах дня. Учителям трудно выйти из привычной роли контролирующего и оценивающего (такая позиция разрушает атмосферу дня). Педагоги выступают в качестве наблюдателей. Не вмешиваются ежеминутно, не исправляют то, что, как им кажется, идёт не так. В то же время они видят профессиональным глазом каждого, в некоторых случаях обращают внимание старшеклассников на тех, кто испытывает дискомфорт или выпадает из общего пространства, требует дополнительного внимания и поддержки. Не каждому ребёнку удаётся справиться с новой ситуацией, где происходит быстрая смена деятельности, требуются творческие решения и высказывание собственного мнения, где большая эмоциональная нагрузка. Например, в этом году одним из участников был мальчик с ограниченными возможностями здоровья. Ему трудно было угнаться за своей группой, которая стремглав бежала от одной станции к другой, трудно было справляться с заданиями на станциях. Кто мог заранее планировать такое? Педагог обратил внимание старшеклассников на ситуацию. Группа, к чести всех её участников, довольно быстро, хотя и не сразу, настроилась на поддержку ребёнка. Дети стали его «видеть», помогать, не получая прямых «воспитательных» указаний взрослых.

С учителями работать сложнее, их нужно настраивать на то, что первоначальный чёткий план никогда не будет воплощён. Жизнь «дня» течёт по своим стихийным законам, любое высказывание, смена настроения непрерывно разворачивают живую ситуацию. Учителям, вся профессиональная жизнь которых, строится на планировании, очень тяжело перестать думать за ребёнка, прогнозировать, что он сделает и чего захочет. Как показывает практика, труднее всего даётся отказ от оценивания. Но это важно. Ведь даже поощрительное «Какой молодец, хорошую картинку нарисовал!», сказанное с «учительской» интонацией, разрушает атмосферу дня. Всем педагогам важно настроиться на то, что в этот день нет правильных и неправильных высказываний детей, ребёнка не нужно тащить к заданному результату. Важно актуализировать для всех вопросы: что я чувствую сегодня? Что для меня самое главное? Основное отличие от учебной ситуации — говорящий ребёнок. Взрослый лишь побуждает его высказываться, ориентирует на осознанное и активное говорение. Взрослому важно услышать, что говорит ребёнок, стараться понять его. В идеале, это ориентир любой профессиональной педагогической деятельности.

Детство — это время, где формируются ценности на всю жизнь, где общественные нормы становятся индивидуальными смыслами. Особая задача школы, воспитания — проявление в школьной жизни живых ситуаций со-бытийного взаимодействия взрослых и детей, где эти ценности могут быть пережиты. Опыт такого совместного проживания никогда не проходит бесследно. Он окрашивает и последующие, более формализованные, отношения учеников и учителей в школе, удерживая эталон отношений, значимый для всех. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.