Научная статья на тему 'Проектирование программы воспитания школьников: алгоритм действий, мотивация педагогического коллектива'

Проектирование программы воспитания школьников: алгоритм действий, мотивация педагогического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СМЫСЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ / EDUCATIONAL PROCESS / ALGORYTHM OF PROJECTING / SENSE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / MOTIVATION / PEDAGOGICAL STA / PRACTICAL SEMINAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Е.М.

Автором рассматриваются аргументы, объясняющие логику разработки внутришкольного документа на основе примерной программы воспитания, созданной в лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО. Предлагается научно обоснованный методический материал для руководителей школ в форме семинаров-практикумов для развития мотивации к реализации воспитательной функции, вовлечения школьных педагогов в процесс проектирования воспитательного процесса и формирования осмысленного и рефлексивного отношения к нему.The author considers arguments that explain the logic of working out this school document on base of Approximate educational program made in the laboratory of strategics and theory of personality education. It is offered scientifically justifiable methodical material for school administration in a form of practical seminars for the development of motivation to realisation of educational function, involving school teachers into the process of projecting of educational process and forming justiable and reflective attitude to it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы воспитания школьников: алгоритм действий, мотивация педагогического коллектива»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ

УДК 37

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ, МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Автором рассматриваются аргументы, объясняющие логику разработки внутри-школьного документа на основе примерной программы воспитания, созданной в лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО. Предлагается научно обоснованный методический материал для руководителей школ в форме семинаров-практикумов для развития мотивации к реализации воспитательной функции, вовлечения школьных педагогов в процесс проектирования воспитательного процесса и формирования осмысленного и рефлексивного отношения к нему.

Ключевые слова: воспитательный процесс, алгоритм проектирования, смысл воспитательной деятельности, мотив, педагогический коллектив, семинар-практикум.

Введение. Актуальность воспитания как педагогического процесса, осуществляемого образовательными организациями в современных социокультурных реалиях, бесспорна. Достаточно взглянуть вокруг: подростки во дворах жилых массивов российских городов с упоением распевают так называемый русский рэп, где, с точки зрения педагога-исследователя и практика, нельзя не услышать обращения к взрослым с обозначением своих

Е. М. Сафронова

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград E-mail: emsafronova@ mail.ru

Elena M. Safronova

Dr. Sc. (Education), Professor of the Chair of special pedagogic and psychology, Volgograd State Social Pedagogical University (VSSPU), Volgograd, Russia

Как цитировать статью: Сафронова Е. М. Проектирование программы воспитания школьников: алгоритм действий, мотивация педагогического коллектива // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 122-131.

сложностей и проблем во взаимодействии с миром. Свидетельством тому являются слова исполняемой их кумиром Лизером песни:

«Пачка сигарет в моем кармане Заставляет жить меня этот день, Я возьму телефон, позвоню своей маме: „Мама, почему я хочу умереть?"»

Погружение же в текст песни, его смакование говорит о крайней значимости воспитания у школьников таких личностных характеристик, как критичность, самостоятельность, способность к рефлексии, смыслопоиску и др. Именно поэтому в исследованиях И. Д. Демаковой, И. Ю. Шустовой отмечается, что «необходимо, чтобы в школе, в живом взаимодействии с воспитанниками проявилась высшая абсолютная ценность — Человек. Для каждого человека высшая ценность — его индивидуальное „Я". Такую ценность должно составлять индивидуальное „Я" другого человека» [3, с. 14]. Кроме того, одной из задач педагогического содействия в данном случае является «стимулирование проявления осознанной позиции школьника в общности на основании индивидуальных смыслов и ценностей» [9, с. 114].

Постановка проблемы. Почему, на наш взгляд, апробация примерной программы воспитания, осуществляемая с 2019 г. лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» совместно с Министерством просвещения РФ, имеет серьезное значение для повышения качества воспитания? Полагаем, потому что общеобразовательные школы (сначала опорные, которых более 700 в разных регионах РФ на сегодняшний день, а затем и все российские школы) оказываются в ситуации, когда им необходимо не просто подготовить еще один, возможно, формальный, вариант рабочей программы воспитания, а осмыслить в процессе проектирования и подготовки текста этого внутришкольного документа, в чем же реально кроется воспитательный потенциал школьного образования сегодня.

Действительно, разные формы планирования воспитания известны руководителям школ и служб, курирующим школьное воспитание как процесс. Сегодня же в пространстве школьного образования возникает необходимость (лучше бы потребность!) задуматься о смыслах, а порой и бессмысленности воспитательной деятельности. Процесс апроба-

ции, осуществляемый при поддержке региональных координаторов и экспертов во всех округах РФ, предполагает не просто подготовку еще одного документа «под копирку» на основе текста разработчиков примерной программы воспитания (Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, И. В. Степанова, И. Ю. Шустова и др.), похожего на все другие программы, как «близнецы-братья». Речь идет о своевременном привлечении внимания педагогических коллективов школ к поиску смысла воспитательной деятельности и своих возможностей в ней. Исходя из этого, руководителю процесса проектирования необходимо начинать работу с создания мотива коллективного проектирования и заинтересованности школьных педагогов в результатах воспитания.

Создать же программу нового поколения, чтобы она реально могла способствовать повышению качества воспитания, без привлечения всего педколлектива маловероятно: это не будет «живой» документ. Поскольку, как правило, у руководителей школ недостаточен материальный ресурс для поощрения воспитательной деятельности педагогов, возможно опираться на естественный для каждого специалиста интерес к результату своей деятельности и удовольствие от качественно выполненной работы.

Адресат и назначение статьи. Содержащийся в программе материал позволит руководителям школ наиболее целесообразно организовать вовлечение педколлективов в процесс проектирования, обратить особое внимание на алгоритм проектировочной деятельности, обеспечить повышение мотивации работы по самоанализу воспитательного процесса в школе.

Методология и методы исследования. В качестве методологической базы исследования нами использованы идеи ситуационно-событийного подхода в образовании (Д. В. Григорьев, И. Д. Демакова, Н. Л. Селиванова, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. Ю. Шустова и др.); научные основы педагогического проектирования (Е. А. Крюкова, В. И. Курбатов, В. С. Лазарев); концепция личностно-развивающего образования (В. В. Зайцев, И. А. Лескова, М. А. Мишаткина, В. В. Сериков и др.), а также методы теоретического анализа, сопоставления, сравнения, педагогического наблюдения, анализа эмпирического опыта, диагностической беседы, педагогического эксперимента.

Содержание внутришкольной методической работы с кадрами по проектированию программы воспитания. Что касается процедуры проектирования программы воспитания школьников, которую предстоит

пройти каждой школе, то наш опыт деятельности в роли эксперта по консультированию и анализу качества написания подобных текстов опорными школами г. Севастополя и Республики Крым позволяет предложить как вариант описанный ниже алгоритм деятельности.

В структуру примерной программы входят четыре раздела, однако выполнять работу по подготовке текста, на наш взгляд, следует совсем не обязательно строго по разделам, более того, процессы написания разделов I («Особенности организуемого в школе воспитательного процесса») и IV («Основные направления самоанализа воспитательной работы») должны осуществляться параллельно, и только после этого создаются разделы второй («Цель и задачи воспитания») и третий («Виды, формы и содержание деятельности»).

Обоснованием этой рекомендации является то, что для описания особенностей организуемого в школе воспитательного процесса, чтобы это были действительно специфические характеристики школьного воспитания именно конкретной образовательной организации, прежде необходимо провести самоанализ воспитательного процесса. Тогда в первом разделе, кроме характеристик контингента обучающихся, статуса, принципов и традиций школы, может появиться информация 1) о ключевых направлениях воспитания, которых, как писал В. А. Караковский, может быть два-три, которые и составят «лицо» школы; 2) о собственных традициях, которые могут, по нашему мнению, быть как устоявшимися (функционирующими), так и только зарождающимися; 3) о преобладающих методах воспитания, которые понимаются как «способы осуществления педагогической коммуникации, направленной на развитие личности ребенка. Методы могут быть реализованы как вербальными средствами, то есть посредством устных сообщений, так и невербальными...» [9, с. 127]; 4) о принципах организации воспитательного процесса, трактуемых П. В. Степановым как «исходные положения, основополагающие правила, руководствуясь которыми педагог организует процесс воспитания» [8, с. 128]; 5) возможно, об отдельных педагогах, компетентных в реализации воспитательной функции в профессиональной деятельности и испытывающих особый интерес и потребность в ней; 6) описание проблем в организации воспитательного процесса в данной школе, что возможно сделать только на основе анализа и самоанализа воспитания.

Обратимся к описанию опыта подготовки руководителей школ

г. Севастополя к включению педагогических коллективов школ в проектирование программы воспитания.

Тема: «Разработка и оформление текста I раздела программы воспитания образовательной организации „Особенности организуемого в школе воспитательного процесса"».

Цель: формирование компетентности педагогов-воспитателей в выявлении и описании специфических особенностей организуемого в школе воспитательного процесса.

Ход занятия:

1. Группы (2-4 человека) выполняют задание: составить план написания текста I раздела программы воспитания образовательной организации «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» (раздаются подготовленные листы бумаги с заголовком «План написания текста I раздела программы воспитания образовательной организации» и несколькими пунктами в нем). Предварительно участники знакомятся с соответствующим разделом примерной программы воспитания [4].

2. Обсуждение конструктивных предложений «по кругу»: от каждой группы уточнения к вышеобозначенному коллегами. На этом этапе обсуждаются:

- принципы воспитания;

- приоритетные направления воспитания (их может быть 2-3, следуя идеям В. А. Караковского, с учетом профессионально-личностных интересов, увлечений и компетентности работающих на данный момент в школе педагогов);

- традиции воспитания, которые могут быть зарождающимися, функционирующими (устоявшимися);

- преобладающие методы воспитания;

а также формулируются особенности организуемого в школе воспитания, связанные с его целевыми, содержательными и процессуальными характеристиками.

Возникает предложение о внесении в этот раздел перечня проблем школы в организации воспитательного процесса, которые могут быть сформулированы только на основе анализа осуществляемого в школе воспитания.

Результат: каждая группа вносит дополнения в составленный ею план написания текста раздела, который, таким образом, становится авторским.

При обсуждении принципов воспитания организуется обращение к их системе в гуманном педагогическом процессе, направленном на развитие и воспитание личности в ребенке, сформулированных Ш. Амонашвили, который считает, что «принципы эти никак не позволяют учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении общечеловеческой культуры» [1, с. 229].

Состоят эти принципы в следующем: «.устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них: ребенок познавал и усваивал истинно человеческое; познавал себя как человека; проявлял свою истинную индивидуальность; находил общественный простор для развития своей истинной Природы; его интересы совпадали с общечеловеческими интересами; были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления» [1, с. 331].

Необходимо сделать акцент на вопросе о том, «возможно ли осуществлять в педагогическом процессе все принципы сразу?», привлекая к себе в союзники педагога-психолога, считающего, что «по мере овладения педагогическим мастерством и искусством учитель может забыть о существовании этих принципов, сотворив из них общий дух своего общения с детьми, своей профессиональной жизни» [1, с. 331].

Одним из вопросов для обсуждения является перечень проблем школы в организации воспитательного процесса, составленный нами на основе теоретического анализа, эмпирического опыта автора статьи и результатов исследования И. Ю. Шустовой [10, с. 30]:

1. Невозможность целостного, системного выполнения программы воспитания из-за ее избыточности, громоздкости и перенасыщенности.

2. Программа воспитания отражает необходимость и требования извне, а не является следствием проблемного анализа.

3. Отсутствие у школьных педагогов мотивации к выполнению «чужих» планов и программ по причине их невовлеченности в процесс предварительного коллективного проблемного анализа положения дел в организации, совместного выбора приоритетных целей и направлений организации воспитательной деятельности в школе.

4. Фактически воспитание отступает на второй план в связи с приоритетной задачей «натаскивания» обучающихся для сдачи ЕГЭ.

5. Отсутствие преемственности между начальной школой, основным и средним образованием, дополнительным образованием обучающихся.

Следующей формой работы с педагогическим коллективом может стать семинар-практикум на тему «Метод SWOT-анализа как средство рефлексии педагогическим коллективом качества воспитательной работы в школе» (в помощь при разработке IV раздела программы воспитания).

Цель: осуществить коллективный самоанализ воспитательной работы в школе для целесообразного и оптимального планирования воспитания школьников.

Ход занятия:

1. Учебное задание поискового характера № 1 на осознание содержания анализа воспитания (работа в мини-группах по 2-4 человека: 1-е действие: сформулируйте самостоятельно позиции для анализа качества воспитания в школе; 2-е действие: познакомьтесь с позициями для анализа в примерной программе воспитания [4]; 3-е действие: познакомьтесь с позициями для анализа школьного воспитания — экспертизой качества системы воспитания [6, с. 253-256], «Картой педагогических наблюдений» [8, с. 33-40] и вариантом проведения проблемно-ориентированного анализа школьного воспитания [8, с. 40-45], а также методикой наблюдения, которые позволят определить, является ли деятельность педагога собственно воспитательной, в которой отражены признаки воспитания [2, с. 147-152]; 4-е действие: определите те стороны, направления и содержание самоанализа, которые вы самостоятельно не сумели сформулировать. Коллективное обсуждение полученного знания.

2. Учебное задание № 2: описать сильные и слабые стороны в организации воспитательной работы, а также внешние угрозы и возможности или резервы ОУ (работа в четырех группах, каждая из которых осуществляет анализ методом SWOT-анализа по одному из четырех направлений, формулируя проблемы и пути решения). Предварительно проводится теоретическое ознакомление участников с методом SWOT-анализа и его потенциалом в рефлексии состояния воспитания в школе с использованием представленной ниже таблицы.

Схема метода SWOT-анализ

Внешние возможности «ОpportunШes» (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности для достижения цели) Сильные стороны — «Strengths» (свойства коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли)

1. 3. 1. 3.

Внешние угрозы — «Shreats» (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение к цели) Слабые стороны — «Weaknesses» (свойства, ослабляющие проект)

1. 3. 1. 3.

После заполнения группами таблицы формулируются воспитательные проблемы, задачи и предполагаемые пути их решения.

3. Представление результатов коллективного поиска.

4. Коллективная рефлексия методом «Продолжи предложение»: «На сегодняшнем занятии я впервые задумался (понял, осознал.)».

В завершение аналитической работы обращаем внимание участников на идею о том, что «мы воспитываем, если ребенок при этом воспитывается, если происходит наше сотрудничество в процессе взаимного самоизменения» [7, с. 194].

Выводы. Результаты исследования подтверждают нашу мысль о том, что только развитие способности педагогов к профессиональной рефлексии, в частности, в сфере воспитательной деятельности, повысит их заинтересованность в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности — воспитания. При этом следует отметить, что существует прямо пропорциональная зависимость между качеством организованного педагогом воспитательного процесса и повышением его мотивации в реализации данной трудовой функции. Кроме того, результатом управленческой деятельности руководителя школы должен быть постоянный творческий поиск способов стимулирования мотивации педагогов к воспитательной деятельности. Описанный нами фрагмент опыта вовлечения педагогов в процесс проектирования программы воспитания подтверждает, что коллективный анализ и проектирование являются одним из средств развития воспитательной компетентности в целом.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М.: Амрита, 2010. С. 223-231.

2. Борликов Г. М., Кекеева З. О., Сафронова Е. М. Подготовка педагога к воспитательной деятельности в культурно-образовательном пространстве университета: монография / науч. ред. Г. М. Борликов. Элиста: Изд-во КалмГУУ 2018. 204 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=39974787 (дата обращения: 17.04.2020).

3. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Методика воспитания современного школьника: структура, содержание // Воспитание школьников. 2018. № 6. С. 12-20.

4. Примерная программа воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://form.instrao.ru (дата обращения: 26.03.2020).

5. Сафронова Е. М. О смыслах и бессмысленности в воспитательной деятельности (маркеры-ориентиры для будущих педагогов) // Воспитание школьников. 2017. № 6. С. 52-58.

6. Сериков В. В. Общая педагогика. Избранные лекции. Волгоград: Перемена, 2004. С. 253-256.

7. Сериков В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии: монография. М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. 292 с.

8. Степанов П. В. Воспитательная деятельность педагога: алгоритм и пошаговые рекомендации: методическое пособие. М.: Русское слово — учебник, 2019. 136 с.

9. Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности: монография. М.: Педагогическое общество России, 2018. 176 с.

10. Шустова И. Ю. Основные затруднения педагогов в написании программы воспитания и социализации школьников // Воспитание школьников. 2019. № 7. С. 19-31.

PROJECTING PROGRAM OF SCHOOLCHILDREN EDUCATION: ALGORITM OF ACTIONS, MOTIVATION OF PEDAGOGICAL STAFF

The author considers arguments that explain the logic of working out this school document on base of Approximate educational program made in the laboratory of strategics and theory of personality education. It is offered scientifically justifiable methodical material for school administration in a form of practical seminars for the development of motivation to realisation of educational function, involving school teachers into the process of projecting of educational process and forming justiable and reflective attitude to it.

Keywords: educational process, algorythm of projecting, sense of educational activities, motivation, pedagogical staff, practical seminar.

References

• Amonashvili Sh. A. Gumannaya pedagogika. Aktual'nye voprosy vospitaniya i razvitiya lichnosti. M.: Amrita, 2010. S. 223-231. [In Rus].

• Borlikov G. M., Kekeeva Z. O., Safronova E. M. Podgotovka pedagoga k vospitatel'noj deyatel'nosti v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve universiteta: monografiya / nauch. red. G. M. Borlikov. Elista: Izd-vo KalmGU, 2018. 204 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39974787 (data obrashcheniya: 17.04.2020). [In Rus].

• Demakova I. D., Shustova I. Yu. Metodika vospitaniya sovremennogo shkol'nika: struktura, soder-zhanie // Vospitanie shkol'nikov. 2018. № 6. S. 12-20. [In Rus].

• Primernaya programma vospitaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://form.instrao.ru (data obrashcheniya: 26.03.2020). [In Rus].

• Safronova E. M. O smyslah i bessmyslennosti v vospitatel'noj deyatel'nosti (markery-orientiry dlya bu-dushchih pedagogov) // Vospitanie shkol'nikov. 2017. № 6. S. 52-58. [In Rus].

• Serikov V. V. Obshchaya pedagogika. Izbrannye lekcii. Volgograd: Peremena, 2004. S. 253-256. [In Rus].

• Serikov V. V. Pedagogicheskaya real'nost i pedagogicheskoe znanie. Opyt metodologicheskoj refleksii: monografiya. M.: Redakcionno-izdatel'skij dom Rossijskogo novogo universiteta, 2018. 292 s. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Osnovnye zatrudneniya pedagogov v napisanii programmy vospitaniya i socializacii shkol'nikov II Vospitanie shkol'nikov. 2019. № У. S. 19-31. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Vospitanie v detsko-vzrosloj obshchnosti: monografiya. M.: Pedagogicheskoe ob-shchestvo Rossii, 2018. 1У6 s. [In Rus].

• Stepanov P. V. Vospitatel'naya deyatel'nost pedagoga: algoritm i poshagovye rekomendacii: metod-icheskoe posobie. M.: Russkoe slovo-uchebnik, 2019. 136 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.