Научная статья на тему 'Особенности апробации примерной программы воспитания в Краснодарском крае'

Особенности апробации примерной программы воспитания в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПРОБАЦИЯ / ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ЗАТРУДНЕНИЯ / APPROBATION / EXEMPLARY PROGRAM OF EDUCATION / DICULTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куренная Е.В.

В статье представлен опыт апробации в Краснодарском крае примерной программы воспитания, разработанной научным коллективом лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО. Описаны особенности собственных модулей вариативной части программы, предложенные пилотными школами. Перечислены типичные затруднения, с которыми столкнулись общеобразовательные организации в процессе разработки рабочих программ воспитания.The article presents an experience of approbation of the exemplary program of education in the Krasnodar region, developed by the research team of the laboratory of strategy and theory of personal education of the Institute of education development strategy of REA. The features of own modules offered by pilot schools of the variable part of the program are described. Typical difficulties encountered by general education organizations in the process of developing working education programs are listed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности апробации примерной программы воспитания в Краснодарском крае»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ АПРОБАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

В статье представлен опыт апробации в Краснодарском крае примерной программы воспитания, разработанной научным коллективом лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО. Описаны особенности собственных модулей вариативной части программы, предложенные пилотными школами. Перечислены типичные затруднения, с которыми столкнулись общеобразовательные организации в процессе разработки рабочих программ воспитания.

Ключевые слова: апробация, примерная программа воспитания, затруднения.

В современной системе образования уделяется большое внимание вопросам воспитания в образовательной организации. Успешная воспитательная система (по Н. В. Кузьминой) состоит из пяти главных компонентов: воспитуемых, воспитателей, содержания воспитания, средств воспитания и целей воспитания.

Под единством воспитательной цели следует понимать согласованную, совместно выработанную задачу воспитания молодого человека, находящую свое отражение в программе воспитания и социализации общеобразовательной организации на всех ступенях образования. Под единством воспитательного содержания следует понимать единый спектр ценностных установок и нравственных нормати-

Е. В. Куренная

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии, педагогики и дополнительного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, г. Краснодар E-mail: ekur_@mail.ru

Elena V. Kurennaya

PhD (Education), Head of the Chair of psychology, pedagogy and supplementary education, Institute for education development of Krasnodar region, Krasnodar, Russia

Как цитировать статью: Куренная Е. В. Особенности апробации примерной программы воспитания в Краснодарском крае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 115-121.

вов, которые должны быть принимаемыми и понимаемыми большинством членов воспитательного сообщества школы. В результате такого взаимодействия получается работа единой команды, объединенной едиными целями, содержанием и стратегиями воспитательной работы. Но это в теории, а на практике ситуация иная...

Анализируя деятельность специалистов, курирующих вопросы воспитания и реализующих воспитательные воздействия на обучающихся в образовательной организации, мы зачастую видим картину, противоречащую основам функционирования воспитательной системы по Н. В. Кузьминой. А именно — узкопрофильные специалисты школы (педагог-психолог, социальный педагог, старшая(ий) вожатая(ый), педагог-организатор, классный руководитель, библиотекарь и др.), оказывающие каждый в своей части воспитательное воздействие на обучающихся, зачастую имеют разные цели воспитания, разное содержание воспитательного воздействия, разные средства воспитания, но при этом все они воспитывают одних и тех же детей и подростков. Это несоответствие отражается в планах и анализах работы, прочих нормативных документах и продуктах деятельности. Программы воспитания и социализации — это объемный документ, который далек от педагогов и детей.

Как глоток свежего воздуха восприняло педагогическое сообщество Краснодарского края апробацию примерной программы воспитания, разработанную научным коллективом лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО под научным руководством доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, профессора Н. Л. Селивановой.

В Краснодарском крае функционируют более 1 360 общеобразовательных организаций всех видов и типов, в которых учатся около 700 тысяч школьников, что сравнимо с населением Люксембурга или Черногории.

В апробацию примерной программы воспитания были включены 20 школ, из них 4 городских, 16 сельских (19 школ, обучающих детей с 1-го до 11 класса, и одно учреждение — с 1-го до 9 класса (МБОУ ООШ № 9, г. Горячий Ключ), по количеству обучающихся — от 153 (МБОУ ООШ № 9, г. Горячий Ключ) до 2 040 (МОУ СОШ № 25, г. Сочи)).

Для успешной организации процесса апробации в Краснодарском крае было принято управленческое решение и организовано научно-методическое сопровождение данного процесса профессорско-

преподавательским составом кафедры психологии, педагогики и дополнительного образования регионального Института развития образования.

Представители пилотных школ с энтузиазмом восприняли эту работу. В части школ были созданы рабочие группы и коллективы для написания программы по новым подходам, в части школ программу писал один человек, а остальные выступали в качестве помощников.

После проведения всех обучающих встреч, вебинаров, семинаров в кратчайшие сроки (около 1,5 месяцев) все общеобразовательные организации успешно предоставили свои программы воспитания на экспертизу. Все программы соответствовали заявленным требованиям и образцу.

Примерная программа воспитания не ограничивается жесткими рамками и оставляет для школ вариативность и свободу в добавлении собственных модулей. Школы активно воспользовались этой возможностью и с удовольствием добавляли свои модули:

• девятнадцать школ Краснодарского края (из двадцати) в вариативной части программы добавили модуль, касающийся профилактики и безопасности, и только одна школа (г. Анапа) прописала значимость профилактической деятельности в задачах. Наименования этих модулей немного различны («Профилактика», «Профилактика и безопасность», «Комфорт и безопасность», «Безопасность» и др.), но каждая образовательная организация постаралось описать свой (уникальный!) опыт работы учреждения по организации данных видов деятельности. Объективно оценивая эти модули, можно сделать вывод, что не у всех получилось методически грамотно сформулировать виды, формы и содержание деятельности. Но работая в условиях Краснодарского края, практики видят необходимость в наличии данного модуля;

• семь школ из Ленинградского, Кавказского, Кореновского районов и городов Сочи, Геленджик, Горячий Ключ включили в вариативную часть дополнительный модуль, посвященный патриотическому воспитанию обучающихся («Военно-патриотическое воспитание», «Военно-патриотическая деятельность», «Патриотическое воспитание», «Патриотизм», «Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание», «Я —гражданин России»). Военно-патриотическое воспитание направленно на возрождение, сохране-

ние и развитие духовных, исторических и военно-патриотических традиций. Данный модуль предполагается реализовывать через преподавание предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих содержание физкультурно-спортивного и военно-патриотического направления; курсы внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта; систему дополнительного образования; участие в спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях; участие в летнем выездном палаточном лагере и пр.;

• три школы (городов Сочи и Горячего Ключа, а также Кавказского района) внесли в вариативную часть модуль «Культурный норматив школьника». Всероссийский проект «Культурный норматив школьника» реализуется с целью вовлечения детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре. Участие в проекте позволяет школьникам получить дополнительные гуманитарные знания, развить креативное мышление и метапредметные навыки. Суть проекта — в усвоении нормативного объема знаний об искусстве через интерактивное погружение в культурные практики. «Культурный норматив школьника» реализуется по семи направлениям: литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр и кинематограф;

• две школы (Ейский и Лабинский районы) добавили модуль, касающийся казачества,— «Казачье образование» и «Казачество». В целях совершенствования работы по обучению и воспитанию на основе историко-культурных традиций кубанского казачества, патриотического, духовно-нравственного воспитания обучающихся в этих школах открыты классы казачьей направленности.

Хочется отметить смелость образовательных организаций, которые включали собственные модули, модифицировали предложенные самостоятельно, наполняя их целевым содержанием.

Но не обошлось и без трудностей. Перечислим типичные затруднения, с которыми столкнулись общеобразовательные организации в процессе разработки рабочих программ воспитания:

1. Проблема перестройки системы воспитательной работы школы с традиционных направлений работы, представленных во ФГОС, на модули, а также определение границ каждого модуля;

2. Некоторые коллеги столкнулись с трудностями при включении в программу воспитания и модуля «Школьный урок» (все понимают воспитательный потенциал урока, но не привыкли прописывать его значение в программу воспитания);

3. Следующее затруднение возникло при разработке плана-сетки. Большая часть школ представило план-сетку (1-11 класс) без деления на ступени образования. Но есть школы, которые серьезно подошли к решению данного вопроса (МБОУ СОШ № 31 г. Краснодара, МБОУ СОШ № 2 Староминского района, МБОУ СОШ № 18 г.-г. Новороссийска; МБОУ СОШ № 4 г.-к. Геленджика);

4. Наибольшие трудности возникли в разработке раздела «Анализ воспитательного процесса». Многим коллегам не хватило знаний об эффективных критериях и индикаторах оценки воспитательного воздействия.

В целом самыми сложными в написании программы стали разделы, касающиеся анализа воспитательного процесса и составления плана-сетки мероприятий, соответствующих уровням образования. Смею предположить, что некоторым коллегам не хватило опыта, чтобы проанализировать и систематизировать уже имеющуюся в школе практику планирования.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что все общеобразовательные организации — участники апробации справились с поставленными перед ними задачами и за очень короткий срок (!) смогли написать программу воспитания, кардинально отличающуюся от имеющейся в школе программы воспитания и социализации. Профилактическая работа в большинстве программ представлена отдельным модулем, мероприятия по профилактике экстремизма основаны на формировании духовно-нравственных основ личности обучающихся. Особенностью многих программ является формирование и развитие социально значимых качеств личности на основе культурных традиций казачества, трудового воспитания. Особое внимание школы уделили патриотическому воспитанию. Реализация программ носит комплексный характер, ключевые общешкольные дела разнообразны и ориентированы на базовые национальные ценности.

Общее ощущение от изучения представленной примерной программы, анализа разработанных школами программ и работы в качестве эксперта только положительное (!).

Стоит отметить, что после завершения апробации процесс изучения

новых подходов в воспитательной деятельности не остановился. В общеобразовательных организациях Краснодарского края функционирует Штаб воспитательной работы — орган, способный консолидировать усилия специалистов воспитательной работы школы для достижения качественных результатов деятельности. Специалисты Штаба воспитательной работы школ, не вошедших в число участников апробации, начали самостоятельно изучать примерную программу воспитания, что является хорошим знаком практической значимости представленного документа.

Разработчикам примерной программы воспитания предстоит серьезная работа по доработке программы, представление программы на ФУМО. Стоит пожелать им стойкости и удачи в этом непростом, но очень важном (!) деле.

Мы же в свою очередь готовимся к новому этапу — внедрению примерной программы воспитания и развороту воспитательной работы в школе в заданное разработчиками программы русло.

Литература

1. Демакова И. Д., Шустова И. Ю. Методика воспитания современного школьника: структура, содержание // Воспитание школьников. 2018. № 6. С. 12-20.

2. Круглов В. В. Воспитание не должно быть параллельным // Народное образование. 2014. № 4. С. 216-219.

3. Педагогическая система: теория, история, развитие... коллективная монография / под ред. В. П. Бедерхановой, А. А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.

4. Степанова И. В. Проблема педагога — воспитателя как ключевая проблема теории и практики воспитания // Вопросы воспитания. 2012. № 2. С. 159.

5. Титов Е. В., Черкашин Е. О. Ориентация старших школьников на городское хозяйство как сферу будущей профессиональной деятельности // Школа и производство. 2015. № 7. С. 50-53.

6. ШакуроваМ. В., Степанов П. В., Селиванова Н. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1 (16). С. 37-45.

7. Шустова И. Ю. Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. М.: Сентябрь, 2016. 192 с.

FEATURES OF APPROBATION OF AN APPROXIMATE PROGRAM OF EDUCATION IN THE KRASNODAR REGION

The article presents an experience of approbation of the exemplary program of education in the Krasnodar region, developed by the research team of the laboratory of strategy and theory of personal education of the Institute of education development strategy of REA. The features of own modules offered by pilot schools of the variable part of the program are described. Typical difficulties encountered by general education organizations in the process of developing working education programs are listed.

Keywords: approbation, exemplary program of education, difficulties.

References

• Demakova I. D., Shustova I. Yu. Metodika vospitaniya sovremennogo shkol'nika: struktura, soder-zhanie // Vospitanie shkol'nikov. 2018. № 6. S. 12-20. [In Rus].

• Kruglov V. V. Vospitanie ne dolzhno byt' parallel'nym // Narodnoe obrazovanie. 2014. № 4. S. 216-219. [In Rus].

• Pedagogicheskaya sistema: teoriya, istoriya, razvitie: kollektivnaya monografiya / pod red. V. P. Bederhanovoj, A. A. Ostapenko. M.: Narodnoe obrazovanie, 2014. 128 s. [In Rus].

• Stepanova I. V. Problema pedagoga — vospitatelya kak klyuchevaya problema teorii i praktiki vospitaniya // Voprosy vospitaniya. 2012. № 2. S. 159. [In Rus].

• Titov E. V., Cherkashin E. O. Orientaciya starshih shkol'nikov na gorodskoe hozyajstvo kak sferu budu-shchej professional'noj deyatel'nosti // Shkola i proizvodstvo. 2015. № 7. S. 50-53. [In Rus].

• Shakurova M. V., Stepanov P. V., Selivanova N. L. Nauchnaya shkola L. I. Novikovoj: osnovnye idei i perspektivy razvitiya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. № 1 (16). S. 37-45. [In Rus].

• Shustova I. Yu. Tekhnologii vospitaniya shkol'nikov s orientaciej na refleksivnyj podhod. M.: Sentyabr', 2016. 192 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.