Научная статья на тему 'Структура и содержание примерной программы воспитания'

Структура и содержание примерной программы воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3363
688
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / ШКОЛА / UPBRINGING / ACTIVITY / UPBRINGING PROGRAM / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов П. В.

В статье описываются особенности, структура и содержание разработанной Институтом стратегии развития образования РАО примерной программы воспитания, анализируются причины, которые привели к пониманию необходимости ее разработки, а также рассматривается возможный алгоритм работы с ней.The article describes the features, structure and the content of approximate upbringing program, which was worked up in the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy. The reasons that led to understanding of the need for its development are analyzed, and a possible algorithm of dealing with it is also considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание примерной программы воспитания»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УДК 37.013

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

В статье описываются особенности, структура и содержание разработанной Институтом стратегии развития образования РАО примерной программы воспитания, анализируются причины, которые привели к пониманию необходимости ее разработки, а также рассматривается возможный алгоритм работы с ней.

Ключевые слова: воспитание, деятельность, программа воспитания, школа.

Первые несколько лет работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту показали, что школы сталкиваются с серьезными затруднениями в организации воспитательного процесса в соответствии с новыми требованиями. Это связано с тем, что ФГОС внес в школьное воспитание существенные коррективы.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса.

Во-вторых, новый стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке.

В-третьих, новый ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания.

В-четвертых, появилось новое требование разработки специальных школьных программ воспитания [4; 5].

П. В. Степанов

Доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г.Москва E-mail: semya-2005@yandex.ru

Pavel V. Stepanov

Dr. Sc. (Education), Deputy Head of the Laboratory of Strategy and Theory of Personality Upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Степанов П. В. Структура и содержание примерной программы воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 41-47.

Причем разрабатываемая школами программа воспитания зачастую оказывается никак не связанной с проводимой ими воспитательной работой. И это было бы небольшой проблемой, если такая воспитательная работа в школе ведется — ведется интересно, творчески, увлекательно и для детей, и для педагогов. В конце концов, программа — не главное. Большая проблема в том, что зачастую этой воспитательной работы в школах просто нет. Она имитируется, подменяется: или массовыми / групповыми мероприятиями в свободное от уроков время, на которые велено приводить детей (и куда они сами не очень-то хотят идти), или профилактическими беседами по тому или иному поводу. В первом случае педагог выступает скорее массовиком-затейником, во втором — морализатором. И в том, и в другом случае ребенок занимает пассивную позицию во взаимодействии со взрослыми, что в воспитании недопустимо.

Очевидной стала и другая проблема — бюрократизация воспитания. Речь идет об излишне большом объеме, количестве, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов (в том числе и требуемых ФГОС программ воспитания и социализации) — и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми.

Итак, несколько лет работы по ФГОС показали, что с воспитанием в школах дела обстоят неважно. В 2019 году эта проблема стала одной из первостепенных для Министерства просвещения. Была поставлена задача — возродить настоящее воспитание в школах России. Очевидно, что сделать это можно, только изменив отношение к нему педагогов. Для этого необходимо решать комплекс вопросов, связанных с соответствующей мотивацией педагогов, с соответствующим обучением педагогов, с соответствующим методическим обеспечением работы педагогов, с созданием соответствующих условий для работы педагогов. Это большая работа, и ее нужно с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. Такой отправной точкой, по замыслу Министерства, должна стать примерная программа воспитания. Она должна задать некий образец, показывающий школам реальные пути и способы воспитательной работы с детьми.

С этого и началась разработка Институтом стратегии развития образования РАО примерной программы воспитания. Примерная программа разрабатывалась для того, чтобы:

- помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и эффективные способы его реализации;

- помочь школам разработать действенные программы воспитания, учитывающие специфику каждой школы;

- помочь педагогическим коллективам решать с помощью данных программ проблемы личностного развития школьников и их гармоничного вхождения в социальный мир.

Разработанная программа имеет ряд особенностей.

1. «Программа-конструктор». Примерная программа воспитания представляет собой своеобразный конструктор для школьных программ воспитания. На основе примерной программы каждая образовательная организация может собрать свою школьную программу воспитания. Она может взять за основу содержание ее разделов и лишь корректировать их там, где это необходимо,— добавить нужные или удалить неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая она будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы. По сути, разработчикам школьных программ остается лишь скорректировать имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней свой ежегодный план воспитательной работы.

2. «Одна школа — одна программа». На основе примерной программы воспитания образовательным организациям предлагается разрабатывать не три программы, соответствующие трем уровням образования (как это было ранее), а одну общую программу воспитания. Конкретизацию воспитательной работы по уровням образования предлагается делать лишь в ежегодных планах воспитательной работы и тогда, когда это соответствует реальному разделению данной работы по уровням образования. Это позволяет сократить объем и количество обязательной школьной документации.

3. «Единство цели». Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях, как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье [1]. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют.

Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется:

- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество вырабо-

тало на основе этих ценностей;

- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;

- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников.

4. «Воспитание через деятельность». Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Поэтому в содержании программы воспитания находит отражение именно эта деятельность — ее формы и их реальное практическое наполнение. Это помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания. Примерная программа ориентирует педагогов на то, что важна не организация мероприятий педагогом для детей, а организация педагогом вместе с детьми их совместных дел — интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы [3]. Главное в таких делах — не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми и педагогами, каково содержание их совместной деятельности [2]. Такой подход позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

5. «Модульный принцип построения». Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые — вариативны. Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по образцу может добавлять в свою программу собственные модули. Этот принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.

Структура примерной программы воспитания предполагает наличие

в ней четырех основных разделов.

1-й раздел — «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания (информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания).

2-й раздел — «Цель и задачи воспитания». В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

3-й раздел — «Виды, формы и содержание деятельности». Здесь показывается, каким образом может осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.

Инвариантными модулями здесь являются «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).

Вариативными модулями могут быть «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

4-й раздел — «Основные направления самоанализа воспитательной работы». В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы. Здесь приводится возможный перечень основных его направлений, который дополнен указанием на его возможные критерии и рекомендованные способы его осуществления.

Как видим, примерная программа воспитания — это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные ор-

ганизации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Такие программы должны быть короткими и внятными, содержать конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный план-сетка мероприятий, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования.

Алгоритм работы школы с примерной программой воспитания может быть таким:

1. Знакомство с примерной программой.

2. Работа с примерной программой как шаблоном для разработки школьной программы:

- отбор материалов, которые соответствуют деятельности школы,

- удаление неактуальных для школы материалов,

- добавление (при необходимости) новых материалов.

3. Конкретизация содержания программы в планах воспитательной работы.

Видимым (для учащихся, педагогов, родителей) результатом реализации школьных программ воспитания должна стать интересная, событийно насыщенная, личностно развивающая и социально ориентированная жизнь детей и педагогов в школе.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Литература

1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 80 с.

2. Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей / под ред. Н. Л. Селивановой. М.: ФБГНУ РАО, 2015. 212 с.

3. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2004. 304 с.

4. Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2016. 208 с.

5. Степанов П. В., Степанова И. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Педагогический поиск, 2011. 96 с.

THE STRUCTURE AND THE CONTENT OF APPROXIMATE UPBRINGING

PROGRAM

The article describes the features, structure and the content of approximate upbringing program, which was worked up in the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy. The reasons that led to understanding of the need for its development are analyzed, and a possible algorithm of dealing with it is also considered. Keywords: upbringing, activity, upbringing program, school.

References

• Karakovskij V. A. Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskie cennosti — osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. M.: Novaya shkola, 1993. 80 s. [In Rus].

• Perspektivnye modeli vospitaniya shkol'nikov i studentov: sb. statej / pod red. N. L. Selivanovoj. M.: FBGNU RAO, 2015. 212 s. [In Rus].

• Polyakov S. D. Psihopedagogika vospitaniya i obucheniya. Opyt populyarnoj monografii. M.: Novaya shkola, 2004. 304 s. [In Rus].

• PotashnikM. M., Levit M. V. Osvoenie FGOS: metodicheskie materialy dlya uchitelya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2016. 208 s. [In Rus].

• Stepanov P. V., Stepanova I. V. Vospitanie i vneurochnaya deyatel'nost' v standarte nachal'nogo obsh-chego obrazovaniya. M.: Pedagogicheskij poisk, 2011. 96 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.