Научная статья на тему 'Как работать с целями и задачами воспитания'

Как работать с целями и задачами воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / UPBRINGING / GOALS OF UPBRINGING / UPBRINGING POTENTIAL / UPBRINGING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов П. В.

В статье рассматриваются вопросы целеполагания и постановки задач в воспитательной работе школы, описываются возможные варианты работы педагогов с соответствующим разделом примерной программы воспитания.The article discusses the goal-setting and objective-setting in upbringing work of school, describes the possible options for teachers to work with the corresponding section of approximate upbringing program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как работать с целями и задачами воспитания»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УДК 37.013

КАК РАБОТАТЬ С ЦЕЛЯМИ И ЗАДАЧАМИ ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы целепо-лагания и постановки задач в воспитательной работе школы, описываются возможные варианты работы педагогов с соответствующим разделом примерной программы воспитания.

Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, воспитательный потенциал, программа воспитания.

П. В. Степанов

Доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г.Москва E-mail: semya-2005@yandex.ru

Pavel V. Stepanov

Dr. Sc. (Education), Deputy Head of the Laboratory of Strategy and Theory of Personality Upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Одна страна — одна и цель воспитания в школах страны. Именно такой принцип положен в основу раздела примерной программы «Цель и задачи воспитания». Цель здесь формулируется исходя из ориентиров ФГОС ОО и основывается на базовых для нашего общества ценностях — таких как «семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек» [1].

Целью воспитания в образовательных организациях провозглашается личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Как цитировать статью: Степанов П. В. Как работать с целями и задачами воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 1 (67). С. 48-53.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих людей.

Итак, в самом общем виде цели воспитания обозначены. А что дальше? Что с этим делать и нужно ли что-то с этим делать?

Наверное, кому-то покажется, что работа с представленной в примерной программе целью — дело малозначимое и никому не нужное. Тем более что школа не может ее менять. Действительно, менять она ее не может (представьте, что было бы, если в каждой образовательной организации цель воспитания виделась по-разному). Но и принимать эту цель бездумно, не осмыслив ее, не конкретизировав ее под специфику работы конкретной школы и конкретного педагога — тоже никому не нужно. Не нужно — потому что без этого осмысления и этой конкретизации цель воспитания останется всего лишь пустыми словами. Осмысление цели своей работы с детьми важно потому, что оно придает этой работе целостность, делает ее целенаправленной, а значит, и более качественной [3].

Чтобы процесс осмысления школьными педагогами цели своей воспитательной деятельности не стал формальным, его следует начать с попытки честно ответить самим себе на некоторые вопросы: «ради чего на самом деле мы работаем с детьми; ради чего мы проводим уроки, беседы или классные часы; ради чего мы берем руководство кружком или факультативом; ради чего мы ведем своих ребят в поход или готовим вместе с ними школьный спектакль?» [4, с. 33-35]. Именно с ответов на эти вопросы и начинается настоящий процесс осмысления и конкретизации заявленной в программе цели воспитания.

Задумайтесь над ответами, которые вы получили. Если хотя бы некоторые из них окажутся связанными с воспитанием, нужно постараться упорядочить их — то есть представить в виде удобной для практического применения модели. Вот здесь-то вам и поможет примерная программа воспитания. В ней как раз представлена такая модель.

Как работать с целями и задачами воспитания I

Провозглашая целью воспитания личностное развитие школьников, ее составители затем акцентируют внимание на различных аспектах этого развития, его частных составляющих. Рассмотрим их подробнее.

«Первое — это усвоение ребенком социально значимых знаний, то есть знаний о тех объектах и явлениях, которые считаются значимыми в окружающем его обществе, которые ценятся в нем более всего. Такие знания помогут растущему человеку лучше ориентироваться в жизни этого общества, понимать, на каких ценностях оно базируется, что в нем считается нужным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы формы социально одобряемого и социально неодобряемого поведения. Это те знания, без которых он рискует вести себя в обществе неадекватно ожиданиям этого общества, другими словами, как слон в посудной лавке. Все это можно назвать когнитивной, знаниевой стороной процесса личностного развития ребенка. Задумаемся, какие именно социально значимые знания мы хотим передать своим воспитанникам? Что мы считаем важным для них? Без каких знаний мы не мыслим их полноценного личностного развития? Ответы на эти вопросы станут первым шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.

Второе — это развитие социально значимых отношений ребенка, то есть позитивных отношений к тем объектам и явлениям, которые признаются в окружающем его обществе ценностями. Развивая в себе такие отношения, ребенок получает больше возможностей для гармоничного вхождения в общество, в сложившуюся в нем систему социальных отношений. Это можно назвать реляционной, отношенческой стороной процесса личностного развития ребенка. Спросим себя, какие именно отношения мы хотели бы развивать в своих воспитанниках? Какие из этих отношений важны для них в их нынешней и будущей жизни, а какие, может быть, нет? Что необходимо ценить сегодня, а что — считать неприемлемым? На что из всего этого мы в состоянии повлиять как педагоги? Хотим ли повлиять? И будем ли предпринимать такие попытки? Отвечая на все эти вопросы, мы делаем второй шаг в конкретизации представленной в программе цели воспитания.

Третье — это приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых дел, то есть тех дел, которые были бы направлены на пользу окружающего его общества, которые считаются в этом обществе значимыми. Такой опыт приобретается в процессе всевозможных социальных проб ребенка, вовлекающих его в те формы реального взаимодействия

людей, которые поддерживают нормальное функционирование общества. Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка» [4, с. 36]. По сути, речь здесь идет о предоставлении ребенку возможности попробовать себя в реальных социально значимых делах. В какие именно социально значимые дела вы считаете важным вовлекать современного школьника? Какой именно опыт он должен, на ваш взгляд, приобрести? Что для этого в состоянии сделать ваша школа, ваши педагоги? Ответы на эти вопросы будут третьим шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.

Следует понимать, что личностное развитие школьника — это сложный и нелинейный процесс, который далеко не всегда идет по восходящей.

Важно помнить еще и то, что достижение указанной в программе цели должно быть поступательным. Форсирование достижения этой цели нежелательно [2]. Представим себе такую ситуацию: «классный руководитель решил вовлечь своих воспитанников в социально значимые дела и для этого организовал в своем классе волонтерский отряд, призванный оказывать посильную бытовую помощь пожилым одиноким людям. Замечательное дело, важное, полезное, социально значимое! Но насколько успешными будут эти дела, если школьники не усвоили элементарные знания о нормах общения с пожилыми людьми, если они не понимают, что такое старость и одиночество, что чувствует одинокий человек, как он живет, какие проблемы испытывает и в чем действительно нуждается? Смогут ли эти волонтерские дела действительно дать детям важный жизненный опыт, если у школьников не сформировано ценностное отношение к пожилым людям, уважение к старости и к старикам? Думается, что вряд ли...

В то же время не следует воспринимать названные выше три аспекта личностного развития школьника как то, что требует обязательно трех разных временных этапов организации работы с детьми. Это не так. Иногда благоприятные условия для достижения всех трех составляющих цели воспитания могут быть созданы педагогом и в рамках одного и того же дела или цикла таких дел» [4, с. 38-39].

Иное дело — задачи воспитания. В отличие от цели, задачи, описанные в примерной программе воспитания, являются ориентировочными, а потому могут корректироваться школой — исходя из ее специфики и особенностей обучающихся в ней детей. Напомним, задачи воспита-

Как работать с целями и задачами воспитания I

ния — это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, то и задачи ею будут формулироваться по-своему.

Посмотрим сначала на те задачи, которые сформулированы в примерной программе. Этот перечень мы рекомендуем взять за основу:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление — как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

8) организовывать профориентационную работу со школьниками;

9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Затем необходимо удалить те из задач, которые школа считает неактуальными для себя.

После — можно добавить те новые задачи, которые не упомянуты

в примерной программе, но школе необходимо их решить для достижения цели воспитания.

Важно помнить: задачи (их количество и их формулировки) рекомендуется соотносить с модулями, которые будут представлены в следующем разделе вашей программы. Потому что, по сути, в каждом модуле будут показаны конкретные способы решения поставленных вами задач.

И еще: формулируя задачи воспитания, помните, что их планомерная реализация должна позволить организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов. Ведь без этого результативного воспитания не будет.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01. Проект «<Апробация и внедрение примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

Литература

1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 80 с.

2. Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей / под ред. Н. Л. Селивановой. М.: ФБГНУ РАО. 2015. 212 с.

3. ПоташникМ. М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2016. 208 с.

4. Степанов П. В. Стоя на плечах гигантов: от ценностных основ воспитания к деятельност-ной модели воспитательных целей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 1. С. 32-40.

HOW TO WORK WITH THE PURPOSES AND THE OBJECTIVES OF UPBRINGING

The article discusses the goal-setting and objective-setting in upbringing work of school, describes the possible options for teachers to work with the corresponding section of approximate upbringing program.

Keywords: upbringing, goals of upbringing, upbringing potential, upbringing program.

References

• Karakovskij V. A. Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskie cennosti — osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. M.: Novaya shkola, 1993. 80 s. [In Rus].

• Perspektivnye modeli vospitaniya shkol'nikov i studentov: sb. statej / pod red. N. L. Selivanovoj. M.: FBGNU RAO. 2015. 212 s. [In Rus].

• PotashnikM. M., Levit M. V. Osvoenie FGOS: metodicheskie materialy dlya uchitelya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2016. 208 s. [In Rus].

• Stepanov P. V. Stoya na plechah gigantov: ot cennostnyh osnov vospitaniya k deyatel'nostnoj modeli vospitatel'nyh celej // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 2, № 1. S. 32-40. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.