Научная статья на тему 'Реализация субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации'

Реализация субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНЫЕ Т / PERSONAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT PROGRAM / PERSONAL DEVELOPMENT CONTENT / SUBJECT APPROACH / SOCIAL DESIGNING / PROJECT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна

Раскрываются пути реализации субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, воспитательный компонент которых предполагает проектирование общеобразовательной организацией собственной программы воспитания с учетом особенностей социокультурной среды, потребностей субъектов воспитания. Показано, как включить детей в процесс создания и развития программы воспитания, сформировать пространство самореализации детей на основе технологий социального проектирования. Представлены подходы к разработке вариативной программы воспитания как системы детских проектов – коллективных, групповых, индивидуальных. Раскрыто примерное содержание проектных инициатив детей на примере начального общего образования, обозначены подходы к оценке результатов реализации программы на основе субъектного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the ways of implementing the subject approach to the design of the personal development program in the general education organization. The relevance of the problem is justified by the requirements of federal state educational standards for general education, the educational component of which presupposes the design of its own personal development program, taking into account the characteristics of the socio-cultural environment, the needs of the subjects of education. The article shows how to involve children in the process of creating and developing a personal development program, to form a space for self-realization of children on the basis of social design techniques. It is shown that the principle of subjectivity presupposes the organization of educational content, which would be inherently the space of children’s self-determination, would provide children with the opportunity to choose topics for projects, content and activities, roles and social positions in collective activities, forms, methods, time frame, cooperation partners, etc. The article contains approaches to developing a variable personal development program as a system of children’s projects collective, group, individual. The content of personal development is reflected in the program in the form of thematic cycles of the project activity, which are a set of various types, subjects, duration and composition of project participants with gaming instrumentation, suggest the integration of various types of children’s activities in accordance with the main directions and values of the personal development of students in primary school. The approximate content of project initiatives of children is exemplified on the example of primary general education. Approaches to the evaluation of the results of program implementation based on the subject approach are outlined.

Текст научной работы на тему «Реализация субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации»

УДК 371

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-77-83

РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И. В. Вагнер

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

Раскрываются пути реализации субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, воспитательный компонент которых предполагает проектирование общеобразовательной организацией собственной программы воспитания с учетом особенностей социокультурной среды, потребностей субъектов воспитания. Показано, как включить детей в процесс создания и развития программы воспитания, сформировать пространство самореализации детей на основе технологий социального проектирования. Представлены подходы к разработке вариативной программы воспитания как системы детских проектов - коллективных, групповых, индивидуальных. Раскрыто примерное содержание проектных инициатив детей на примере начального общего образования, обозначены подходы к оценке результатов реализации программы на основе субъектного подхода.

Ключевые слова: воспитание, программа воспитания, содержание воспитания, субъектный подход, социальное проектирование, проектные технологии.

В отечественной науке и практике на протяжении последних двух десятилетий проектирование воспитательного процесса интенсивно развивается, однако актуальность данной проблемы продолжает возрастать. Проектирование воспитательного процесса приобрело многоуровневый и многофункциональный характер и заслуживает специального внимания от характеристики тенденций и опыта его развития в области воспитания до проектирования и реализации Стратегии общенационального формата, какой является Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [1, 2].

В контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, прогнозирования стратегических приоритетов воспитания особую актуальность в последние годы сохраняют вопросы проектирования программ воспитания и моделей их реализации, разработка проектирования как формы детских социальных инициатив. Для реализации демократических, гуманистических ценностей, провозглашенных в настоящих и других документах об образовании, определяющих основные направления развития воспитания, принципиально важно реализовать субъектный подход к развитию воспитания, проектированию и реализации содержания воспитания, оценке результатов. Принятие стратегических, базовых документов, в которых изложены цели, примерное содержание воспитания, - очень важный шаг, который выводит воспитание на новый уровень развития, обусловливает направленность усилий многих социальных институтов на содействие личностному и гражданскому становлению детей и

молодежи, существенно повышает социальный статус воспитания. С другой стороны, наличие готовых образцов, сформулированных в данных документах, ценностей и целей воспитания, основных направлений воспитательной деятельности может восприниматься педагогами не как подсказка, рекомендация, примерное содержание, а как исчерпывающая установка, не требующая приложения собственных усилий к проектированию воспитательного процесса. Такая тенденция, к сожалению, наметилась с принятием ФГОС ОО - уход от авторских педагогических проектов и программ в области воспитания, снижение вариативности воспитательных моделей. В этой тенденции есть и позитивные, и негативные аспекты, они анализируются в ходе исследования.

Сегодня важно целенаправленно создавать условия для развития и реализации субъектного потенциала всех участников воспитательного процесса, обеспечивать реализацию субъектного подхода к оценке результатов воспитания, развивать механизмы педагогического стимулирования, формировать у субъектов воспитания мотивацию к самореализации в социальной практике. Эта идея является ведущей в данной статье, и она разрабатывается в фундаментальном и прикладном форматах в работах научного коллектива ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» [3-7]. Достижению приоритетов стратегии будут способствовать такие механизмы развития воспитания, которые позволят актуализировать субъектный потенциал всех участников воспитательного процесса, создать условия, как это определено в действующем Законе 273-Ф3 «Об

образовании в РФ»: «для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8].

Рассмотрим подходы к проектированию на конкретном примере. На основе примерной программы воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ФГОС НОО каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свою вариативную программу воспитания младших школьников. Предлагаемый вариант - программа, которая сконструирована из различных видов детских проектов, обозначает пространство реализации детьми собственных социальных инициатив в форме проектов, основана на применении технологий социального проектирования в качестве ведущего средства реализации содержания воспитания, решения воспитательных задач.

Назовем эту примерную вариативную программу «Калейдоскоп проектных инициатив». Социальное проектирование, обусловливающее специфику программы, найдет отражение во всех ее составляющих:

- к концептуальным основам добавятся теоретические положения проективной педагогики, теоретические основания метода проектов;

- содержание программы будет представлять собой проектный калейдоскоп - каждое направление воспитательного процесса будет сконструировано, например, в виде тематических циклов проектной деятельности, как это предложено нами в предыдущем разделе пособия, или в формате более обобщенной характеристики пространства социальных инициатив младших школьников, как это предложено нами ниже, в тексте рекомендаций;

- проектные технологии - это и основной механизм реализации содержания в настоящей программе - они определяют то, как организован воспитательный процесс, какова логика его развития, организационные формы.

Особенности программы не исчерпываются той спецификой, которая обусловлена идеями и технологиями социального проектирования. Ведь те циклы проектной деятельности, которые будут разработаны каждой конкретной школой, будут отражать особенности социокультурного развития региона, особенности образовательного пространства, интересы субъектов воспитания, школьные традиции и другие региональные особенности.

Основные положения пояснительной записки к программе. Вариативная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования «Калейдоскоп проектных инициатив» (далее - Вариативная программа) разработана в соответствии с требования-

ми Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Нормативно-правовой, концептуальной и методологической основой Вариативной программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерная основная образовательная программа начального общего образования, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В качестве научно-методических источников разработки программы могут выступать ранее опубликованные авторские научно-методические разработки

[9-11].

Особенностью Вариативной программы является ее направленность на формирование воспитательного пространства общеобразовательного учреждения как пространства личностного самоопределения, самореализации и формирования позитивного социокультурного опыта обучающихся в процессе реализации проектных инициатив, социально и личностно значимой проектной деятельности; ведущее значение идей проективной педагогики, проектной деятельности и проектных технологий в приобщении детей к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России; воспитания ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, развития его творческих способностей, формирования основ его социально ответственного поведения в обществе и семье.

Под социальным проектированием понимается педагогически организованная и реализуемая при педагогической поддержке проектная деятельность младших школьников как форма реализации их социальных инициатив - поэтапная социально и личностно значимая деятельность по достижению намеченной цели. Социальное проектирование позволяет реализовать ведущие концептуальные положения ФГОС НОО, идеи системно-дея-тельностного подхода к организации воспитательного процесса: суть социального проектирования состоит в организации практической социально и личностно значимой деятельности детей, их поэтапного движения к воплощению в социальной практике проектного замысла. При этом проектные технологии выступают ведущим, но не единственным средством организации воспитательного процесса, реализации содержания воспитания. В настоящей программе технологии социального проектирования выполняют еще одну функцию: они становятся структурной единицей программы сов-

местной деятельности детей и взрослых, помогают обеспечить формирование пространства реализации детьми субъектной позиции в процессе воспитания и социализации. Будучи авторами собственных социальных проектов, дети становятся соавторами программы воспитания и социализации, модели ее реализации, постоянно развивающегося содержания совместной деятельности детей и взрослых.

В вариативной программе содержание воспитания отражено в тематических циклах проектной деятельности, представляющих собой совокупность разнообразных по видам, темам, продолжительности и составу участников проектов, которые имеют игровую инструментовку, предполагают интеграцию различных видов деятельности детей в соответствии с основными направлениями и ценностными основами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Обозначенное в программе пространство детских проектов - социальных инициатив - позволяет учесть культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические и иные особенности региона, запросы семей и других субъектов образовательного процесса, конкретизировать задачи, ценности, содержание, планируемые результаты при разработке конкретных проектов, обеспечивать взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развивать ученическое самоуправление, участие обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках реализации Вариативной программы предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов - образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации, с целью формирования социального заказа на проектные инициативы детей, формирования пространства их социальных инициатив в форме проектов, мотивации их к самореализации в социальном проектировании.

Вариативная программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучеб-ную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятель-

ности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения, который создает условия для создания и реализации детьми проектных замыслов в социальной практике, обеспечивает формирование пространства самореализации детей в социальном проектировании и осуществляет педагогическое сопровождение проектной деятельности детей. Вариативная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.

В основе Вариативной программы лежит си-стемно-деятельностный подход, эффективная реализация которого обеспечивается за счет применения технологий социального проектирования, организации проектной деятельности детей как формы реализации ими собственных социальных инициатив, деятельности по воплощению ценностных установок в социальной практике, формирования пространства самоопределения ребенка, предоставления возможности выбора им индивидуального маршрута личностного роста, вариативности содержания и видов проектов, позволяющей учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, последовательности и преемственности поэтапной деятельности по достижению целей проектов.

О цели и задачах программы. В отличие от примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования ФГОС НОО в Вариативной программе два уровня целей и задач: уровень условий и личностный уровень, что позволяет таким же образом структурировать результаты реализации программы.

Цель программы - создание условий для достижения предусмотренных ФГОС НОО результатов воспитания обучающихся на ступени начального общего образования посредством формирования пространства социальных инициатив младших школьников как фактора развития у них активной созидательной позиции личности и интенсивного расширения позитивного опыта самореализации в социальной практике.

Задачи:

1. Создать условия, способствующие достижению предусмотренных ФГОС НОО результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

1.1. Сформировать пространство социальных инициатив младших школьников и представить его в виде тематических циклов проектной деятельности с учетом особенностей социокультурного развития региона.

1.2. Создать условия для развития системы детского самоуправления посредством формирования разновозрастных и (или) младших групп при школьных органах самоуправления и временных объединений детей в рамках тематических циклов проектной деятельности.

1.3. Создать систему социального партнерства начальной школы с другими институтами социализации, которая позволит обеспечить формирование социального заказа на детские проектные инициативы и комплексную поддержку их реализации.

1.4. Обеспечить систему информационной поддержки реализации программы «Калейдоскоп проектных инициатив» посредством развития форм и методов работы школьного медиацентра с начальной школой, создания на школьном сайте страниц о программе.

1.5. Совершенствовать механизмы ресурсного обеспечения воспитательного процесса в начальной школе: кадрового, методического, нормативного, материально-технического, финансового.

1.6. Обеспечивать реализацию потенциала учебного процесса, внеурочной деятельности, дополнительного образования детей, уклада школьной жизни в целом и потенциала других институтов социализации в достижении планируемых результатов воспитания, определенных во ФГОС НОО.

Задачи воспитания обучающихся на ступени начального общего образования изложены в программе воспитания и социализации ФГОС НОО, включая задачи в области формирования личностной культуры, социальной культуры и семейной культуры. Особенности Вариативной программы позволяют выделить в самостоятельный блок еще ряд задач, эффективное решение которых обеспечивается технологиями социального проектирования. Это задачи формирования готовности младших школьников к самореализации в творческой социально и личностно значимой деятельности, интенсивного расширения у детей актуального позитивного социокультурного опыта, формирования у младших школьников активной созидательной позиции, формирования основ организационной культуры личности и коллектива младших школьников.

О конструировании содержания Вариативной программы. Содержание Вариативной программы - это примерное содержание социальных инициатив младших школьников по каждому направлению воспитания, которое может быть представлено либо в виде циклов проектной деятельности, либо в виде обобщенной характеристики примерного содержания пространства проектных инициатив младших школьников.

Предлагаем далее примерное описание содержания воспитания в варианте обобщенной харак-

теристики пространства социальных инициатив младших школьников. Заметим, что обобщенные характеристики наиболее подходят для документов концептуального, стратегического формата, рассчитанных на несколько лет, а на каждый учебный год нужна очень четкая, конкретная программка совместной деятельности детей и взрослых, состоящая из нескольких тематических циклов проектной деятельности с привлекательными названиями, имеющими необходимое ресурсное обеспечение, поддержку социальных институтов в соответствии с тематикой проектов. И еще важно: в программе, которая подготовлена взрослыми, обозначаются примерные очертания содержания проектов. Выбор и постановка цели - это уже первый результат совместной деятельности детей и взрослых.

Примерное содержание проектных инициатив младших школьников, тематика и пространство проектной деятельности в рамках основных направлений воспитательного процесса:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Актуальной сферой проектных инициатив младших школьников в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются краеведческие проекты, нацеленные на знакомство с памятниками культуры, наиболее значимыми страницами истории, этническими традициями и культурным достоянием своего края, семейные проекты, нацеленные на формирование у детей представлений о взаимосвязи истории семьи с историей страны, социальные, трудовые, познавательные и творческие проекты, в которых выражено ценностное отношение к России, народам страны, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. В рамках данного направления могут быть реализованы проекты «Дороги войны на карте семьи», «Имена военного детства», «Наш город: война и мир», «Подарки ко Дню города», «Осень в моем крае» и др.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Примерным содержанием проектных инициатив учащихся начальной школы в рамках нравственно-этического воспитания являются творческие, игровые, познавательные проекты, направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, правилах поведения в школе, общественных местах, опыта ролевого нравственного взаимодействия, нравственных взаимоотношений, семейные, познавательные и творческие проекты, посвященные этическим традициям народа родного края, презентации этических традиций своей семьи, трудовые и социальные проекты, нацеленные на посильное участие в делах

благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе. В рамках данного направления могут быть реализованы: цикл проектной деятельности «Этика: золотые ключи души»; цикл социальных проектов в помощь дошкольникам «Радость людям - радость нам», такие проекты, как «Семейный герб», «День моей семьи», «Братья наши меньшие» и др.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Социальные инициативы младших школьников основной школы в контексте задач трудового воспитания и интеллектуального развития заключаются в создании портретных галерей героев труда родного края, презентации трудовых достижений своей семьи, образовательных маршрутов и достижений семьи, проведении посильных трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; доступные исследовательские проекты; проекты, направленные на формирование у детей ценностного и творческого отношения к учебному труду, первоначальных экономических знаний, представлений о видах труда и профессиях; опыта самореализации в различных видах социально и личностно значимой творческой деятельности. В рамках данного направления могут быть реализованы проекты «Портрет военной профессии», «Победа ковалась в тылу», цикл познавательных проектов «Социальный мир моего города», цикл игровых и трудовых проектов «Домашнее хозяйство» и др.

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Актуальной сферой экологических инициатив младших школьников являются проекты, направленные на формирование у детей экологической культуры, ценностного отношения к природе, проекты, нацеленные на решение доступных экологических проблем в ближайшем окружении, проявление эмпатии, милосердия, заботы о животных, растительном мире, экологическом благополучии окружающей среды. Содержанием экологических проектов младших школьников является знакомство с этнокультурными традициями бережного отношения к природе, экологической этики, участие в акциях в День Земли, творческие проекты, направленные на формирование у детей представлений об эстетической ценности природы. В рамках данного направления могут быть реализованы: цикл проектов «Природа, опаленная войной»; акции детской экологической полиции; информационно-экологические проекты «Зеленый календарь» и др.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Примерным содержанием социальных инициатив младших школьников в контексте задач эсте-

тического воспитания являются творческие, познавательные, краеведческие и игровые проекты, направленные на формирование у детей способности видеть красоту в окружающем мире, представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, опыта эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, опыта самореализации в различных видах творчества, проекты, нацеленные на проведение творческих конкурсов, презентацию и развитие детских творческих способностей и талантов, создание выставок, детских художественных галерей, кукольных театров, проведение музыкальных фестивалей. В рамках данного направления могут быть реализованы: цикл проектов «Мир игры и игрушки»; проекты «Военная песня в истории семьи»; «Говорящая открытка»; «Слово о мире», «День мира», «Мир в детском творчестве», «Ярмарка мира» и др.

О проектировании результатов реализации программы на основе принципа субъектности. Дополним концептуальную часть Вариативной программы принципом, который будет отражать ее особенности, обусловленные применением идей социального проектирования, теоретических оснований метода проектов. Принципом субъектности будут обусловлены и особенности наших подходов к проектированию результатов реализации программы.

Принцип субъектности, самоопределения и мотивации к самореализации предполагает создание условий для развития и реализации детьми субъектной позиции в процессе воспитания - такую организацию содержания воспитания, которая являлась бы по своей сути пространством самоопределения детей, предоставляла бы младшим школьникам возможность выбора тематики проектов, содержания и видов деятельности, ролей и социальных позиций в коллективной деятельности, форм, методов, временных рамок деятельности, партнеров для сотрудничества и т. д. Принцип предполагает, что программа, разработанная взрослыми, является примерной до тех пор, пока в ней не найдет отражение инициатива самих детей. Принцип предполагает реализацию программы на основе сотрудничества, сотворчества, содружества детей и взрослых, на основе их субъект-субъектных взаимоотношений. Это означает, что педагог не берет на себя роль лидера в создании реализации всех проектов, а создает условия для проявления детьми собственной инициативы, мотивирует их к самореализации в социально и личностно значимой деятельности и оказывает им педагогическую поддержку в достижении намеченных целей. Принцип предполагает, что на основе интенсивного развития у детей актуального позитивного социокуль-

турного опыта в ходе реализации проектных ини- образовательной организации); г) на личностном

циатив у них будет формироваться активная сози- уровне приоритетное значение имеет самооценка -

дательная позиция личности. те формы и методы, которые обеспечивают реализа-

С учетом изложенного определим в качестве ос- цию субъектной позиции ребенка в проектировании

новных подходов к проектированию и оценке ре- результатов личностного роста и оценке результатов

зультатов реализации вариативной программы сле- индивидуальной и коллективной проектной дея-

дующие: а) оценка результатов реализации про- тельности; формы и методы включения детей в оце-

граммы должна осуществляться на основании сфор- ночную деятельность с соответствующей психоло-

мулированных в ней субъектами воспитательного гическим особенностям младшего школьника игро-

процесса целей и задач; б) проектируем двухуровне- вой инструментовкой; д) непрерывность и взаимо-

вый характер прогнозируемых результатов: уровень связь проектирования результатов и оценки резуль-

условий и личностный уровень - так же, как это тативности реализации программы, которая, будучи

было указано в задачах Вариативной программы; в) реализуемой в практике, постоянно развивается,

на уровне условий приоритетное значение имеет са- корректируется, совершенствуется и наполняется

моанализ - экспертная оценка результатов реализа- творчеством субъектов воспитательного процесса:

ции программы субъектами воспитательного про- по итогам реализации одного тематического цикла

цесса (детьми, педагогами, родителями, института- проектов уточняются задачи и планируемые дости-

ми социализации - социальными партнерами обще- жения по результатам следующего.

Список литературы

I. Распоряжение Правительства РФ от 29 .05 .2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» URL: http://www.consultant. ru/law/hotdocs/43281. html/ (дата обращения: 15 . 10 . 2017) .

2 . Волосовец Т . В . Основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Инновационная

деятельность в дошкольном образовании: материалы IX Междунар . науч ,-практ . конф . / под общ. ред . Г. П . Новиковой . М . , 2016 . С . 51-56 .

3 . Рожков М . И . Свобода и воспитание // Ярославский пед . вестник . 2016 . № 4 . С . 8-12 .

4 . Кириллов И . Л . , Мирошкина М . Р . Условия эффективной реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г . // Соци-

альная педагогика в России . 2017 . № 1. С . 9-19 .

5 . Казначеева Н . Н . Воспитание в учебном процессе . Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной

социализации: науч . -метод . пособие // Воспитание школьников. 2017 . № 2 . С . 1р .

6 . Борисова Т . С ., Борисова Т . В . Формирование информационного потенциала детей в пространстве воспитания // Социосфера . 2016 .

№ 3 . С.87-95.

7 . Вагнер И . В . Социокультурный опыт личности в контексте проектирования содержания воспитания и реализации ФГОС // Профессио-

нальный проект: идеи, технологии, результаты . 2011. № 1. С . 19-28 .

8 . Федеральный закон от 29 .12 .2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» . URL: http://www.rg . ru/2012/12/30/obrazovanie-

dok . html (дата обращения: 15 . 10 . 2017) .

9 . Вагнер И . В . Длительная игра как форма реализации программы воспитания: метод . пособие . М . : Русское слово, 2015 . 141 с.

10 . Вагнер И . В . Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициа-

тив: метод . пособие по социальному проектированию . М . : Русское слово, 2015. 144 с.

II. Вагнер И . В . Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации . Ч . 3: Социальное проектирование: проектная деятельность как форма реализации детских социальных инициатив // Вопросы науки . 2014 . № 1 (6) . С . 22-29 .

Вагнер Ирина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ул. Макаренко, 5/16, Москва, Россия, 105062). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.10.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-77-83

IMPLEMENTATION OF THE SUBJECT APPROACH TO THE DESIGN OF PERSONAL DEVELOPMENT PROGRAM IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

I. V. Wagner

Institute of Childhood, Family and Socialization Research of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

The article reveals the ways of implementing the subject approach to the design of the personal development program in the general education organization. The relevance of the problem is justified by the requirements of federal

state educational standards for general education, the educational component of which presupposes the design of its own personal development program, taking into account the characteristics of the socio-cultural environment, the needs of the subjects of education. The article shows how to involve children in the process of creating and developing a personal development program, to form a space for self-realization of children on the basis of social design techniques. It is shown that the principle of subjectivity presupposes the organization of educational content, which would be inherently the space of children's self-determination, would provide children with the opportunity to choose topics for projects, content and activities, roles and social positions in collective activities, forms, methods, time frame, cooperation partners , etc. The article contains approaches to developing a variable personal development program as a system of children's projects - collective, group, individual. The content of personal development is reflected in the program in the form of thematic cycles of the project activity, which are a set of various types, subjects, duration and composition of project participants with gaming instrumentation, suggest the integration of various types of children's activities in accordance with the main directions and values of the personal development of students in primary school. The approximate content of project initiatives of children is exemplified on the example of primary general education. Approaches to the evaluation of the results of program implementation based on the subject approach are outlined.

Key words: personal development, personal development program, personal development content, subject approach, social designing, project technologies.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29.06.2015 № 996-r "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 goda" [The decree of the RF Government on 29 .05.2015 No . 996-R "On approval of Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025"[ (in Russian) URL: http://www. consultant, ru/law/hotdocs/43281. html/ (accessed 15 .10 . 2017) .

2 . Volosovets T. V. Osnovnyye polozheniya Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [The basic provisions of

Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025] . Innovatsionnaya deyatel'nost' v doshkol'nom obrazovanii: materialy IXMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod obshchey redaktsiey G. P. Novikovoy [Innovative activity in preschool education: Materials of the IX International scientific-practical conference . Under the general editorship of G . P. Novikova] . Moscow, 2016 . Pp .51-56 (in Russian) .

3 . Rozhkov M . I . Svoboda i vospitaniye [Freedom and education] . Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2016,

vol . 4, pp . 8-12 (in Russian) .

4 . Kirillov I . L . , Miroshkina M . R. Usloviya effektivnoy realizatsii Strategii razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 g . [Conditions of effective

realization of Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025] Sotsial'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskiy zhurnal - Social pedagogy in Russia. Scientific-methodical journal, 2017, vol . 1, pp . 9-19 (in Russian) .

5 . Kaznacheeva N . N . Vospitaniye v uchebnom protsesse . Vospitatel'nyy potentsial otechestvennoy literatury v usloviyakh informatsionnoy

sotsializatsii (nauchno-metodicheskoye posobiye) [Education in the educational process. Educational potential of Russian literature in the information socialization (scientific and methodical manual)] . Vospitaniye shkol'nikov, 2017, vol . 2, p . 1 (in Russian) .

6 . Borisova T. S . , Borisova T. V. Formirovaniye informatsionnogo potentsiala detey v prostranstve vospitaniya [Formation of information potential of

children in education space] . Sotsiosfera - Sociosphere, 2016, vol . 3, pp . 87-95 (in Russian) .

7 . Wagner I . V. Sotsiokul'turnyy opyt lichnosti v kontekste proektirovaniya soderzhaniya vospitaniya i realizatsii FGOS [Socio-cultural experience of

personality in the context of designing the content of education and implementation of GEF] . Professional'nyy proekt: idei, tekhnologii, rezultaty-Professional project: ideas, technology, results, 2011, vol . 1, pp . 19-28 (in Russian) .

8 . Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii' ot 29.12.2012 273-FZ [Law 273-FZ «On education in Russian Federation», article 2]

(in Russian) URL: http://www. rg . ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html (accessed 15 . 10 . 2017) .

9 . Wagner I . V. Dlitel'naya igra kak forma ralizatsii programmy vospitaniya: metodicheskoye posobiye [Continuous game as a form of realization of

the program of education: Toolkit] . Moscow, Russkoye slovo Publ . , 2015 . 141 p . (in Russian) .

10 . Wagner I . V. Proektnyy kaleydoskop v programme vospitaniya i sotsializatsii mladshikh shkol'nikov: prostranstvo proektnykh initsiativ:

metodicheskoye posobiye po sotsial'nomu proektirovaniyu [Project kaleidoscope in the program of education and socialization of younger students: the space project initiatives: teaching aid on social engineering] . Moscow, Russkoye slovo Publ ., 2015. 144 p . (in Russian) .

II. Wagner I . V. Mekhanizmy razvitiya u shkol'nikov opyta samoopredeleniya v situatsiyakh vybora v usloviyakh realizatsii programm vospitaniya i sotsializatsii Chast' 3 Sotsial'noye proektirovaniye: proektnaya deyatel'nost' kak forma sotsial'nykh initsiativ [Mechanisms of development of schoolchildren's experience of self-determination in situations of choice in terms of programmes of education and socialization Part 3 Social design: design activity as a form of realization of children's social initiatives] . Voprosy nauki, 2014, vol . 1 (6), pp . 22-29 (in Russian) .

Wagner I. V., Institute of Childhood, Family and Socialization Research of the Russian Academy of Education (ul. Makarenko, 5/16, Moscow, Russian Federation, 105062). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.