Научная статья на тему 'Формы и методы развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания'

Формы и методы развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2573
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Ольга Ивановна

Представлены некоторые результаты исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания в процессе их профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается стратегическими приоритетами развития воспитания в современной государственной политике. Профессиональная компетентность рассмотрена как интегральная характеристика педагога, обладающего способностью к реализации современных программ и технологий, проявлению творчества, нахождению верных решений, умением действовать в обычных и нестандартных ситуациях. Обозначены подходы к выявлению компонентов профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. Представлены основные характеристики разработанной модели развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности и формы работы, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов в ходе воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents some results of the research of the problem of development of professional competence of teachers in the field of education in the process of their professional activity in the conditions of general education organization. The urgency of the problem is justified by the strategic priorities of the development of upbringing in the modern state policy formulated in such leading policy documents as the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025, the professional standard «Specialist in Education». Based on the analysis of the theoretical foundations of the competence approach, professional competence is considered as an integral characteristic of a teacher who has the ability to implement modern programs and technologies, to manifest creativity, to find the right solutions, to act in ordinary and unusual situations. The features of professional competence of teachers in the field of education are studied. The approaches to the identification of the components of the professional competence of teachers in the field of upbringing are indicated. The main characteristics of the developed model of the development of professional competence of teachers in the field of education in the process of pedagogical activity, its axiological, projective-empirical, technological, information-methodical, reflexive diagnostic modules, self-education and social partnership modules are presented. Presented are the forms of work that contribute to the development of professional competence of teachers in the course of their professional activities (pedagogical council, seminars and workshops, business games, discussions, generalization of educational experience, scientific and methodological support for the selfeducation of teachers, etc.). Approbation of forms and methods of increasing the professional competence of teachers in the field of education in the process of professional activity was carried out during the experimental work in the general education organizations of Novomoskovsk and Troitsky administrative districts of Moscow.

Текст научной работы на тему «Формы и методы развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 37 . 01

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-89-93

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ

О. И. Панфилова

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

Представлены некоторые результаты исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания в процессе их профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается стратегическими приоритетами развития воспитания в современной государственной политике. Профессиональная компетентность рассмотрена как интегральная характеристика педагога, обладающего способностью к реализации современных программ и технологий, проявлению творчества, нахождению верных решений, умением действовать в обычных и нестандартных ситуациях. Обозначены подходы к выявлению компонентов профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. Представлены основные характеристики разработанной модели развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности и формы работы, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов в ходе воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность.

В условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 г. № 996-р, актуализируется научная проблема развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания, что обозначено в самой Стратегии. Укрепление кадрового потенциала воспитания является важнейшим условием достижения стратегических приоритетов развития воспитания в Российской Федерации. Стратегия предполагает повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, модернизацию содержания и организации педагогического образования, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии. Наряду со Стратегией развития воспитания подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов в области воспитания определяет утвержденный Министерством труда России в январе 2017 г. профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». В профессиональном стандарте, ориентированном на 6 должностей (социальный педагог, воспитатель, старший вожатый, педагог-организа-

тор, педагог-библиотекарь, тьютор), обозначены основные трудовые функции организаторов воспитательного процесса, необходимые для их реализации знания и умения. Названные документы, как и обновленный воспитательный компонент федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования, обусловливают необходимость системной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. Очевидно, что в условиях интенсивного развития воспитания, нормативной базы, программно-методического обеспечения воспитательного процесса, требований ФГОС ООО разовые курсы повышения квалификации не могут являться исчерпывающим решением проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов. Необходима системная методическая поддержка их воспитательной деятельности на рабочем месте, в их повседневной профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации.

Понятие «компетентность» возникло в 60-70 гг. ХХ в. в западной, а в конце 1980-х гг. и в отечественной научной литературе. В это время зарождается специальное направление - компетентност-ный подход к образованию, изучаются возможности компетентностного подхода к педагогической деятельности [1, с. 84]. Профессиональная компе-

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2018. 1 (190)

тентность рассматривается как интегральная характеристика педагога, обладающего способностью к реализации современных программ и технологий, проявлению творчества, нахождению верных решений, умение действовать в обычных и нестандартных ситуациях. Ученые, посвятившие свои исследования природе компетентности и компетенций, находят их характер многосторонним, разноплановым и системным. Н. В. Кузьмина и Л. М. Митина среди профессиональных компетенций педагога выделяют способность действовать с учетом ограничений и предписаний; знания, умения, навыки педагога, способы и приемы, используемые им в работе; ценностные ориентации, мотивы, отношения; знания и опыт в различных областях; уровень профессионализма, креативность; личностные качества, позволяющие эффективно решать задачи [2, с. 73]. И. Г. Агапов и С. Е. Ши-шов рассматривают компетенцию в качестве общей способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированному на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, направленном на ее успешное включение в трудовую деятельность. Компетенцию определяют как некоторое внутреннее, потенциальное, сокрытое психологическое новообразование, которое представляет собой знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений [3, с. 142]. Компетенцию также рассматривают как наперед заданное требование к образовательной подготовке выпускника, то, чем он должен овладеть по завершении образования на определенной ступени [1, с. 88]. Обобщив взгляды ученых, можно сказать, что под компетенцией понимается способность применять личностные качества для успешной деятельности, теоретическое знание академической области, способность знать и понимать, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни в социальном контексте).

Формированию специальных компетенций педагога способствует рефлексивный компонент, включая умения самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития [4, с. 115].

Разработанная модель развития профессиональной компетентности педагогов в процессе воспитательной деятельности базируется на совокупности аксиологического, социокультурного, компетен-тностного, системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов, включает в себя аксиологический, проективно-эмпирический, технологический, информационно-методический, рефлек-

сивно-диагностический модули, модули самообразования и социального партнерства. В разработке модели мы опирались на результаты фундаментальных и прикладных исследований ФБГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Т. В. Волосовец, И. В. Вагнер, др.) [5-12]. Кратко охарактеризуем модули модели.

Аксиологический модуль содержит ценностные основы целеполагания в процессе развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания, тесно взаимосвязанные с воспитательными ценностями, на которые педагоги ориентируются в воспитательной деятельности в образовательной организации. Проективно-эмпириче-ский модуль включает в себя практическую деятельность педагогов по проектированию и реализации воспитательного процесса, расширение педагогического опыта в области воспитания, обмен опытом между педагогами. Технологический модуль содержит формы и методы развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. Информационно-методический модуль представляет собой систему информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов в образовательной организации, ориентированный на повышение их профессиональной компетентности и эффективность воспитательной деятельности. Рефлексивно-диагностический модуль включает в себя формы и методы рефлексии, самоанализ, формы и методы оценки результативности реализации модели развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. В самостоятельный модуль выделено самообразование, включая его содержание, формы и методы мотивации педагогов к самообразованию, методической поддержки процесса самообразования педагогов в области воспитания. Модуль социального партнерства отражает содержание и механизмы взаимодействия субъектов воспитания, институтов социализации с целью развития у педагогов профессиональной компетентности в области воспитания.

Модель предполагает создание условий для осмысления педагогами воспитательных ценностей, ценностного самоопределения, осуществления действий целеполагания в процессе воспитания, выражающихся в постановке целей воспитания и развития профессиональной компетентности в области воспитания и для расширения у педагогов позитивного педагогического опыта в области воспитания, проектирования и реализации ими программ воспитания, авторских педагогических проектов, обобщения собственного педагогического опыта, его анализа, презентации, обмена опытом с коллегами. Модель предусматривает включение в

систему профессиональной деятельности педагогов в общеобразовательной организации целый спектр форм и методов, ориентированных на повышение их профессиональной компетентности в области воспитания; обеспечение системной информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов как в рамках деятельности методических объединений классных руководителей, так и посредством информационных ресурсов образовательной организации, малотиражных изданий, обновления библиотечного фонда и организации эффективного взаимодействия педагогов со школьной библиотекой. Модель предполагает мотивацию педагогов к самообразованию в области воспитания, поддержку их деятельности по самообразованию, развитие социального партнерства субъектов воспитания, направленного на развитие у педагогов профессиональной компетентности в области воспитания, а также создание условий для рефлексии, самоанализа педагогами своей профессиональной компетентности в области воспитания, осмысления результатов воспитательной деятельности.

Остановимся на формах и методах развития профессиональной компетентности педагогов в ходе воспитательной деятельности, которые были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы в образовательных организациях Новомосковского и Троицкого административного округов г. Москвы.

Одной из эффективных форм методической работы в образовательном учреждении является педагогический совет, который, являясь высшим органом руководства всем учебно-воспитательным процессом, позволяет ставить и решать конкретные проблемы, возникающие в образовательном учреждении. Эффективной формой работы являются семинары и практикумы. Важную роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация.

Следует выделить изучение передового педагогического опыта, именно эта форма повышения профессиональной компетенции способствует освоению педагогом новых подходов к работе с детьми и совершенствованию его профессионального мастерства, пробуждению инициативы и творчества. Передовой опыт является самой быстрой и опе-

ративной формой разрешения практических противоречий и быстрого реагирования на запросы общества, а также на изменяющуюся ситуацию воспитания [13, с. 71].

Деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она представляет собой метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам, повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Одной из эффективных форм общения педагогов и обмена их опытом между собой является круглый стол. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, ставят всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость. Используется педагогическая газета как интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель - показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Педагоги пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми [13, с. 77].

Нельзя не сказать об огромной значимости в повышении профессиональной компетентности педагога самообразования, которое является первой ступенью в совершенствовании профессионального мастерства. Формы самообразования многообразны: работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами, изучение интернет-ресурсов по вопросам воспитания, участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов, получение консультаций специалистов практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений и др.

Результатом реализации этих и других форм и методов работы стала позитивная динамика профессиональной компетенции педагогов в области воспитания, способствующая в свою очередь повышению эффективности воспитательного процесса в общеобразовательной организации.

Список литературы

1. Беспалько В . П . Основы теории педагогических систем . Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997 .304 с.

2 . Загвоздкин В . К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода . На материалах немецких источни-

ков. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования . М . , 2009 . С . 102-106 .

3 . Коджаспирова Г . М . Культура профессионального самообразования педагога . М . , 2012 . 344 с.

4 . Иванов Д . А. Компетентностный подход в образовании . Проблемы, понятия, инструментарий . М . : АПК и ПРО, 2003. 101 с.

5 . Вагнер И . В ., Волосовец Т. В . Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области

воспитания» // Сибирский пед . журн . 2017 . № 1. С . 7-11.

6 . Вагнер И . В . Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспи-

тания и социализации . Ч . 1. Проектирование пространств самореализации школьников в рамках программы воспитания и социализации // Вопросы науки . 2014 . № 1 (6) . С . 7-14 .

7 . Вагнер И . В . Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспи-

тания и социализации. Ч . 2: Реализация программы воспитания и социализации школьников в форме длительной игры // Вопросы науки .2014 . № 1(6) .С .15-21.

8 . Вагнер И . В . Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспи-

тания и социализации . Ч . 3: Социальное проектирование: проектная деятельность как форма реализации детских социальных инициатив // Вопросы науки . 2014 . № 1 (6) . С . 22-29 .

9 . Вагнер И . В . , Ткачева А . Н . Экология детства в информационном обществе: фактор педагогической культуры // Вестник Междунар . акад .

наук (Русская секция) . 2015 . № 1 (17) . С . 27-30 .

10 . Копотева Г. Л ., Логвинова И . М . , Вагнер И . В . Сам себе аналитик: Рабочая тетрадь педагога для самоанализа сформированности ком-

петенций по реализации ФГОС общего образования // Практика административной работы в школе . 2015 . № 7 .С . 25-38.

11. Вагнер И . В . Длительная игра как форма реализации программы воспитания: метод . пособие . М . : Русское слово, 2015 . 141 с.

12 . Вагнер И . В . Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициа-

тив: метод . пособие по социальному проектированию . М . : Русское слово, 2015. 144 с.

13 . Никишина И . В . Научно-методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы . Волгоград, 2009 . 178 с .

Панфилова Ольга Ивановна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ул. Макаренко, 5/16, Москва, Россия, 105062). E-mail: ippdrao@ yandex.ru

Материал поступил в редакцию 30.10.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-89-93

FORMS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE FIELD OF EDUCATION

0. I. Panfilova

Institute of Childhood, Family and Socialization Research of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

The article presents some results of the research of the problem of development of professional competence of teachers in the field of education in the process of their professional activity in the conditions of general education organization. The urgency of the problem is justified by the strategic priorities of the development of upbringing in the modern state policy formulated in such leading policy documents as the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025, the professional standard «Specialist in Education». Based on the analysis of the theoretical foundations of the competence approach, professional competence is considered as an integral characteristic of a teacher who has the ability to implement modern programs and technologies, to manifest creativity, to find the right solutions, to act in ordinary and unusual situations. The features of professional competence of teachers in the field of education are studied. The approaches to the identification of the components of the professional competence of teachers in the field of upbringing are indicated. The main characteristics of the developed model of the development of professional competence of teachers in the field of education in the process of pedagogical activity, its axiological, projective-empirical, technological, information-methodical, reflexive diagnostic modules, self-education and social partnership modules are presented. Presented are the forms of work that contribute to the development of professional competence of teachers in the course of their professional activities (pedagogical council, seminars and workshops, business games, discussions, generalization of educational experience, scientific and methodological support for the self-education of teachers, etc.). Approbation of forms and methods of increasing the professional competence of teachers in the field of education in the process of professional activity was carried out during the experimental work in the general education organizations of Novomoskovsk and Troitsky administrative districts of Moscow.

Key words: education, socialization, professional competence, professional activity.

References

1. Bespal'ko V. P. Osnovy teoriipedagogicheskikh system [Fundamentals of the theory of pedagogical systems] . Voronezh, VSU Publ . , 1997 . 304 p . (in Russian) .

2 . Zagvozdkin V. K . Reformirovaniye prepodavaniya i obucheniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda. Na materialakh nemetskikh istochnikov. Kompetentnostnyy podkhod kak sposob dostizheniya novogo kachestva obrazovaniya [Reforming teaching and learning based on a competence approach . On the materials of German sources . Competence-based approach as a way of achieving new quality of education] . Moscow, 2009 . Pp .102-106 (in Russian) .

3 . Kodzhaspirova G . M . Kul'tura professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga [Culture of professional self-education of teacher] . Moscow, 2012 .

344 p . (in Russian) .

4 . Ivanov D . A. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentariy [Competence approach in education . Challenges,

concepts, tools] . Moscow, APK I PRO Publ . , 2003. 101 p . (in Russian) .

5 . Wagner I . V. , Volosovets T. V. Razvitie vospitaniya posredstvom realizatsii professional'nogo standarta "Spetsialist v oblasti vospitaniya"

[Development of education through the realization of professional standards «Experts in the field of socialization»] . Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2017, vol . 1, pp . 7-11 (in Russian) .

6 . Wagner I . V. Mekhanizmy razvitiya u shkol'nikov opyta samoopredeleniya v situatsiyakh vybora v usloviyakh realizatsii programm vospitaniya i

sotsializatsii . Chast' 1. Proektirovaniye prostranstv samorealizatsii shkol'nikov v ramkakh programmy vospitaniya i sotsializatsii [Mechanisms of development of schoolchildren's experience of self-determination in situations of choice in terms of programmes of education and socialization . Part 1. Designing spaces of self-realization of pupils in the framework of the program of education and socialization] . Voprosy nauki, 2014, vol . 1(6), pp . 7-14 (in Russian) .

7 . Wagner I . V. Mekhanizmy razvitiya u shkol'nikov opyta samoopredeleniya v situatsiyakh vybora v usloviyakh realizatsii programm vospitaniya i

sotsializatsii . Chast' 2: Realizatsiya programmy vospitaniya i sotsializatsii shkol'nikov v forme dlitel'noy igry [Mechanisms of development of schoolchildren's experience of self-determination in situations of choice in terms of programmes of education and socialization Part 2 The implementation of a program of education and socialization of schoolchildren in the form of a continuous game] . Voprosy nauki, 2014, vol . 1(6), pp . 15-21 (in Russian) .

8 . Wagner I . V. Mekhanizmy razvitiya u shkol'nikov opyta samoopredeleniya v situatsiyakh vybora v usloviyakh realizatsii programm vospitaniya i

sotsializatsii Chast' 3 Sotsial'noye proektirovaniye: proektnaya deyatel'nost' kak forma sotsial'nykh initsiativ [Mechanisms of development of schoolchildren's experience of self-determination in situations of choice in terms of programmes of education and socialization Part 3 Social design: design activity as a form of realization of children's social initiatives] . Voprosy nauki, 2014, vol . 1(6), pp . 22-29 (in Russian) .

9 . Wagner I . V. , Tkacheva A. N . Ekologiya detstva v informatsionnom obshchestve: faktor pedagogicheskoy kul'tury [Childhood ecology in the

information society: factor of the pedagogical culture] . Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk (Russkaya sektsiya) - Herald of the International Academy of Science (Russian section), 2015, vol . 1(17), pp . 27-30 (In Russian) .

10 . Kopoteva G . L . , Logvinova I . M . , Wagner I . V. Sam sebe analitik: Rabochaya tetrad' pedagoga dlya samoanaliza sformirovannosti kompetentsiy

po realizatsii FGOS obshchego obrazovaniya [The analyst himself: teacher's workbook for self-evaluation of competence formation in FSES of General education] . Praktika administrativnoy raboty vshkole, 2015, vol . 7, pp . 25-38 (in Russian) . 11. Wagner I . V. Dlitel'naya igra kak forma ralizatsii programmy vospitaniya: metodicheskoye posobiye [Continuous game as a form of realization of the program of education: teaching aid] . Moscow, Russkoye slovo Publ . , 2015 . 141 p . (in Russian) .

12 . Wagner I . V. Proektnyy kaleydoskop v programme vospitaniya i sotsializatsii mladshikh shkol'nikov: prostranstvo proektnykh initsiativ:

metodicheskoye posobiye po sotsial'nomu proektirovaniyu [Project kaleidoscope in the program of education and socialization of younger students: the space project initiatives: teaching aid on social engineering] . Moscow, Russkoye slovo Publ ., 2015. 144 p . (in Russian) .

13 . Nikishina I . V. Nauchno-metodicheskoye obespecheniye novykh tekhnologiy v sisteme metodicheskoy raboty [Scientific and methodological

support of new technologies in the system of methodical work] . Volgograd, 2009 . 178 p . (In Russian) .

Panfilova O. L, Institute of Childhood, Family and Socialization Research of the Russian Academy of Education (ul. Makarenko, 5/16, Moscow, Russian Federation, 105062). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.