Научная статья на тему 'Этнокультурное воспитание во взаимодействии семьи и учреждения дополнительного образования детей'

Этнокультурное воспитание во взаимодействии семьи и учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / МОДЕЛЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / PEDAGOGY / MODEL / ETHNIC AND CULTURAL TRADITIONS / EDUCATION / SOCIALIZATION / FURTHER EDUCATION / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мучкаева Джиргал Валерьевна

Актуализируется проблема взаимодействия с семьей в системе дополнительного образования детей. Достижению поставленных целей обеспечения преемственности в воспитании дошкольников в семье и учреждении дополнительного образования детей призван способствовать этнопедагогический подход, реализованный в ходе проведенного исследования. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса рассмотрена как средство усиление его этнопедагогической составляющей. Разработана этнопедагогическая модель воспитания детей во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей с семьей, представлены некоторые результаты экспериментальной работы по ее реализации на примере Республики Калмыкия. Апробация разработанной этнопедагогической модели воспитания детей во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей с семьей проводилась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. Показана роль игр и праздников в системе этнокультурного воспитания, формы вовлечения родителей в совместную с педагогами и детьми активную деятельность по подготовке, проведению коллективного дела. Проведенные опросы родителей детей, посещающих Студию раннего развития и предшкольной подготовки Элистинского Дворца детского творчества, раскрывают видение родителями национальной самобытности воспитания и результаты взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования в ходе реализации этнопедагогической модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of interaction with the family in the system of additional education for children is being updated. Achievement of the stated goals of ensuring continuity in the education of preschool children in the family and the establishment of additional education for children is called upon to contribute to the ethno-pedagogical approach realized in the course of the study. Ethnopedagogy of the whole educational process is considered as strengthening of its ethno-pedagogical component. An ethnopedagogical model of the upbringing of children in the interaction of the institution of additional education for children with the family is developed, and some results of experimental work on its implementation are presented on the example of the Republic of Kalmykia. Approbation of the developed ethno-pedagogical model of the upbringing of children in the interaction between the children’s additional education institution and the family was carried out on the basis of the Elista Palace of Children's Creativity of the Republic of Kalmykia. The role of games and holidays in the system of ethnocultural education, the forms of involving parents in joint activities with teachers and children, are active in preparing and holding a collective case. Were conducted surveys of parents of children attending the Early Development and Pre-school Preparation Studio of the Elista Palace of Children's Creativity, and they reveal the parents' vision of the national identity of upbringing and the results of family interaction and the establishment of additional education during the implementation of the ethno-pedagogical model.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное воспитание во взаимодействии семьи и учреждения дополнительного образования детей»

УДК 37.01

Д. В. Мучкаева

Этнокультурное воспитание во взаимодействии семьи и учреждения дополнительного образования детей

Актуализируется проблема взаимодействия с семьей в системе дополнительного образования детей. Достижению поставленных целей обеспечения преемственности в воспитании дошкольников в семье и учреждении дополнительного образования детей призван способствовать этнопедагогический подход, реализованный в ходе проведенного исследования. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса рассмотрена как средство усиление его этнопедагогической составляющей. Разработана этнопедагогическая модель воспитания детей во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей с семьей, представлены некоторые результаты экспериментальной работы по ее реализации на примере Республики Калмыкия. Апробация разработанной этнопедагогической модели воспитания детей во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей с семьей проводилась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. Показана роль игр и праздников в системе этнокультурного воспитания, формы вовлечения родителей в совместную с педагогами и детьми активную деятельность по подготовке, проведению коллективного дела. Проведенные опросы родителей детей, посещающих Студию раннего развития и предшкольной подготовки Элистинского Дворца детского творчества, раскрывают видение родителями национальной самобытности воспитания и результаты взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования в ходе реализации этнопедагогической модели.

Ключевые слова: этнопедагогика, модель, этнокультурные традиции, воспитание, дополнительное образование, преемственность.

D. V. Muchkaeva

Ethnocultural Education in Cooperation of Family and Children's Additional Education Institutions

The problem of interaction with the family in the system of additional education for children is being updated. Achievement of the stated goals of ensuring continuity in the education of preschool children in the family and the establishment of additional education for children is called upon to contribute to the ethno-pedagogical approach realized in the course of the study. Ethnopedagogy of the whole educational process is considered as strengthening of its ethno-pedagogical component. An ethnopedagogical model of the upbringing of children in the interaction of the institution of additional education for children with the family is developed, and some results of experimental work on its implementation are presented on the example of the Republic of Kalmykia. Approbation of the developed ethno-pedagogical model of the upbringing of children in the interaction between the children's additional education institution and the family was carried out on the basis of the Elista Palace of Children's Creativity of the Republic of Kalmykia. The role of games and holidays in the system of ethnocultural education, the forms of involving parents in joint activities with teachers and children, are active in preparing and holding a collective case. Were conducted surveys of parents of children attending the Early Development and Pre-school Preparation Studio of the Elista Palace of Children's Creativity, and they reveal the parents' vision of the national identity of upbringing and the results of family interaction and the establishment of additional education during the implementation of the ethno-pedagogical model.

Keywords: pedagogy, model, ethnic and cultural traditions, education, socialization, further education, continuity.

Во все времена развития общества семья остается традиционно главным институтом воспитания ребенка. Безусловно, и школа должна играть не последнюю роль в воспитании подрастающего поколения, но без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. В дополнительном образовании детей взаимодействие с семьей имеет особое значение. В. П. Голованов отмечает: чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка, необходимо точно опреде-

лить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. ... Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится поведению в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой [7, а 14.]

Как же достичь оптимальности во взаимодействии семьи и учреждения дополнительного образования детей? На наш взгляд, путь к этому лежит через укрепление и развитие закономерно суще-

© Мучкаева Д. В., 2017

ствующей, но сейчас чрезмерно ослабленной преемственности в воспитании. В учебнике «Этнопе-дагогика» Г. Н. Волкова определена сущность данного явления: «Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т. п. [6, с. 22]. Преемственность состоит в том, чтобы дополнялось полученное в семье, но не заменялось, не вытеснялось, - тогда преемственность пропала бы. Преемственность, с одной стороны, - сохранение того, что достигнуто на предыдущем этапе, в семье, а с другой - дополнение этого новым содержанием и формами.

В связи с этим для формирования компетентности родителей в вопросах воспитания детей нами была разработана и реализована этнопедагогиче-ская модель воспитания во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей с семьей. Исследование осуществлялось на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия.

В двух группах родителей, приводящих детей-дошкольников в Студию раннего развития и пред-школьной подготовки, были проведены опросы о сохранении национальной самобытности воспитания. Оказалось, что постоянно говорят дома на родном языке менее чем в половине семей (33 % в первой группе и 43 % во второй). Сказки читают детям на родном языке лишь 33-48 % семей (данные по 2-м группам); калмыцкие песни поют 4642 % семей. Даже в ведущей деятельности дошкольников (игре) национальные калмыцкие игры организуются только в 8 % семей в первой группе и 25 % во второй, а в 50 % семей в первой группе и 42 % во второй сами родители предпочитают, чтобы дети играли в компьютерные игры и не тревожили их просьбами поиграть в подвижные игры. Национальные калмыцкие праздники отмечают в семейной обстановке 66 % в первой группе и 63 % во второй группе семей.

В выявленной путем опросов ситуации, когда многими семьями утрачены основы этнокультурного воспитания, выступить с инициативой их возрождения необходимо учреждениям образования. Этнопедагогизация, на наш взгляд, - это усиление этнопедагогической составляющей целостного учебно-воспитательного процесса на основе принципа лада (согласия, гармонии, оптимизации) его этнической и научно-педагогической сторон.

Метод примера является ведущим в этнокультурном воспитании.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в реализации нашей модели активно применялась игра. Это и дидактические игры на занятиях, игровые формы и приемы общения, но больше всего (в связи с двигательным дефицитом современных детей) - игры подвижные, как национальные калмыцкие, так и других народов России, зарубежья. В этих играх дети охотно участвовали на физкультурных занятиях, на прогулках, на праздниках. Возрождение интереса к национальным играм лучше всего удается на праздниках, когда используются национальные костюмы, музыка, игры, национальное оформление места празднования, награждение отличившихся и т. п. Праздники оказались прекрасной формой комплексного применения самых разнообразных средств этнокультурного воспитания и, что особо важно, вовлечения родителей в совместную с педагогами и детьми активную деятельность по подготовке, проведению коллективного увлекающего действа. Здесь получают общественное признание, становятся воспитывающим примером самые разнообразные художественные, трудовые, спортивные, организаторские, педагогические умения и таланты родителей. Положительные примеры успешного семейного воспитания сильнее всего действуют на остальных родителей, заставляя стремиться к повышению собственной компетенции.

Среди многочисленных отзывов родителей о радующих результатах занятий детей в студии Дворца есть следующие:

Гилян Владимировна Валетова, домохозяйка: Я конечно рада, что мой ребенок ходит в эту студию. Это и общение в коллективе, да и знания хорошие дают. Детский сад мы никогда не посещали, он и не знает, что это такое. Все хотела сама научить его читать, не получалось, да и он меня не слушал, а как стали ходить в «Буратино», сама удивилась. Сейчас он сам читает, знает стихи, загадки....

Владимир Наранович Джамбинов, водитель:

В последнее время стал наблюдать, что дочь делает хорошие успехи в учебе. Сама готовит домашнее задание, мы только проверяем. Стала помогать матери по дому. Когда приходит со студии «Буратино» или с садика, если что-то новое узнала, то и дома повторяет. ...Конечно, приятно слышать, когда ребенок говорит на родном языке, поэтому дома мы пытаемся разговаривать на калмыцком языке.

Светлана Владимировна Цурюмова, заместитель директора по НМР «Элистинского Дворца детского творчества»: Моя Герлюша с удовольствием посещает студию «Буратино», стала более

186

Д. В. Мучкаева

общительной, организованной, даже старается помочь мне по дому. Любит дома играть в ролевую игру «Школа»: сама выступает в роли учительницы, усаживает всех членов семьи и читает нам сказки, стихи, загадывает загадки на калмыцком языке..

Николай Эренценович Бадаев, пенсионер, дедушка: Алтане очень нравится ходить сюда. Вот больше друзей появилось, стала общаться. Сама готовит задания. . Любит бабке помогать по хозяйству. Здесь учат ее калмыцким танцам, песням она дома нам показывает.

Бадма Валерьевна Катаева, врач: Эрдняше интересно заниматься в студии, каждое занятие ждет с нетерпением. Для себя отметила, что ребенок научился внимательно слушать новое, стал уважительным по отношению к взрослым... Очень любит говорить благопожелания на родном языке...

О положительных результатах примененного подхода говорят и опросы родителей в конце учебного года. В группе, где применялась система этно-педагогизации, показатели выросли значительно, а во второй группе, где применялись лишь отдельные элементы этнопедагогизации, результаты тоже есть, но менее выраженные. Так, на родном языке стали говорить теперь 66 % семей в 1 группе и 72 % во 2-й группе; читают сказки 50 % в 1-й группе, 70 % во 2-й; народные игры привлекают 25 % в 1-й группе, 50 % во 2-й; используют пословицы, поговорки, калмыцкие песни 50 % в 1-й группе, 58 % во 2-й группе; национальные праздники стали отмечать 75 % в 1 -й группе, 78 % во 2-й группе. Но не меньше цифр убеждает сложившийся доброжелательный общий стиль и тон взаимоотношений родителей и детей с воспитателями образовательного учреждения, их реальное творческое взаимодействие, что отмечают и родители, и сотрудники Дворца творчества.

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Н. М. Борытко // Известия Волгоградского гос. пед. университета. Серия «Педагогические науки». - 2006. - 1(44). -С. 11-15.

2. Вагнер, И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Часть 1. Проектирование пространств самореализации школьников в рамках программы воспитания и социализации [Текст] / И. В. Вагнер // Вопросы науки. - 2014. - № 1 (6). - С. 7-14.

3. Вагнер, И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социа-

лизации. Часть 2. Реализация программы воспитания и социализации школьников в форме длительной игры [Текст] / И. В. Вагнер // Вопросы науки. - 2014. -№ 1 (6). - С. 15-21.

4. Вагнер, И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Часть 3. Социальное проектирование: проектная деятельность как форма реализации детских социальных инициатив [Текст] / И. В. Вагнер // Вопросы науки. - 2014. - № 1 (6). - С. 22-29.

5. Вагнер, И. В., Волосовец, Т. В. Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Текст] / И. В. Вагнер, Т. В. Волосовец // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 1. - С. 7-11

6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Н. Волков. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.

7. Голованов, В. П. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей [Текст] / В. П. Голованов // Внешкольник. - 2008. -№ 2 (125). - С. 12-15.

Bibliograficheskij spisok

1. Borytko, N. M. Modelirovanie v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah [Tekst] / N. M. Borytko // Izvestija Volgogradskogo gos. ped. universiteta. Serija «Pedagogicheskie nauki». - 2006. - 1 (44). - S. 11-15.

2. Vagner, I. V Mehanizmy razvitija u shkol'nikov opyta samoopredelenija v situacijah vybora v uslovijah realizacii programm vospitanija i socializacii. Chast' 1. Proektirovanie prostranstv samorealizacii shkol'nikov v ramkah programmy vospitanija i socializacii [Tekst] / I. V Vagner // Voprosy nauki. - 2014. - № 1 (6). - S. 7-14.

3. Vagner, I. V Mehanizmy razvitija u shkol'nikov opyta samoopredelenija v situacijah vybora v uslovijah realizacii programm vospitanija i socializacii. Chast' 2. Realizacija programmy vospitanija i socializacii shkol'nikov v forme dlitel'noj igry [Tekst] / I. V. Vagner // Voprosy nauki. - 2014. - № 1 (6). - S. 15-21.

4. Vagner, I. V. Mehanizmy razvitija u shkol'nikov opyta samoopredelenija v situacijah vybora v uslovijah realizacii programm vospitanija i socializacii. Chast' 3. Social'noe proektirovanie: proektnaja dejatel'nost' kak forma realizacii detskih social'nyh iniciativ [Tekst] / I. V. Vagner // Voprosy nauki. - 2014. - № 1 (6). - S. 22-29.

5. Vagner, I. V, Volosovec, T. V Razvitie vospitanija posredstvom realizacii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti vospitanija» [Tekst] /I. V Vagner, T. V Volosovec // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2017. -№ 1. - S. 7-11

6. Volkov, G. N. Jetnopedagogika : ucheb. dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Tekst] / G. N. Volkov. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. -168 s.

7. Golovanov, V. P. Social'noe partnerstvo sem'i i uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / V P. Golovanov // Vneshkol'nik. - 2008. - № 2 (125). -S. 12-15.

Reference List

1. Borytko N. M. Modeling in psychology and pedagogical researches // News of Volgograd state pedagogical university. Series «Pedagogical Sciences». - 2006. - 1 (44). - P. 11 -15.

2. Wagner I. V. Mechanisms of school students' development of self-determination experience in choice situations in conditions of implementation of education and socialization programmes. Part 1. Design of spaces of self- school students' realization within the education and socialization programme // Science Questions. - 2014. -№ 1 (6). - P. 7-14.

3. Wagner I. V. Mechanisms of school students' development of self-determination experience in choice situations in conditions of implementation of education and socialization programmes. Part 2. Implementation of

the programme of school students' education and socialization in the form of a long game // Science Questions. -2014. - № 1 (6). - P. 15 -21.

4. Wagner I. V. Mechanisms of school students' development of self-determination experience in choice situations in conditions of implementation of education and socialization programmes. Part 3. Social design: design activity as a form of realization of children's social initiatives // Science Questions. - 2014. - № 1 (6). -P. 22-29.

5. Wagner I. V, Volosovets T. V Development of education by means of implementation of the professional standard «The Expert in the field of Education» // the Siberian pedagogical magazine. - 2017. - № 1. - P. 7 -11.

6. Volkov G. N. Ethnopedagogics: textbook for students of tertiary and higher education institutions. - M. : Publishing center «Akademiya», 1999. - 168 p.

7. Golovanov V. P. Social partnership of family and the children's additional education istitution // Extra school student. - 2008. - № 2 (125). - P. 12-15.

188

ff. B. MyHKaeea

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.