Научная статья на тему 'Программа учебного курса для вузов «Основы медиапсихологии»'

Программа учебного курса для вузов «Основы медиапсихологии» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1555
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕДИАПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жижина М. В.

Целью курса «Основы медиапсихологии», программа которого разработана нами на кафедре психологии Саратовского государственного университета, ознакомление студентов социально-гуманитарных специальностей, в первую очередь, студентов-психологов с новой отраслью психологической науки медиапсихологией, изучающей процессы медиапроизводства, медиапотребления, становления медиакомпетентности и формирования медиаиммунитета (медиазащищенности). Актуальность изучения данного курса связана с возрастающей ролью медиа в жизни общества и отдельной личности. Медиамир существенным образом меняет культурное пространство современного человека, делает его принципиально поликультурным, поскольку различные медиаканалы по-разному отражают и репрезентируют разные стороны реального мира. Ускорение темпа социальной жизни, необходимость принятия незамедлительных решений в условиях возрастающего объема информации, виртуализации социальной среды ставят человека перед необходимостью осваивать все более разнообразные по своей природе ценностные системы, включаться в различные культурные практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебного курса для вузов «Основы медиапсихологии»»

Учебные программы Программа учебного курса для вузов «Основы медиапсихологии»

М. В. Жижина, кандидат педагогических наук

Пояснительная записка

Целью курса «Основы медиапсихологии», программа которого разработана нами на кафедре психологии Саратовского государственного университета, - ознакомление студентов социально-гуманитарных специальностей, в первую очередь, студентов-психологов с новой отраслью психологической науки - медиапсихологией, изучающей процессы медиапроизводства, медиапотребления, становления медиакомпетентности и формирования медиаиммунитета (медиазащищенности).

Актуальность изучения данного курса связана с возрастающей ролью медиа в жизни общества и отдельной личности. Медиамир существенным образом меняет культурное пространство современного человека, делает его принципиально поликультурным, поскольку различные медиаканалы по-разному отражают и репрезентируют разные стороны реального мира. Ускорение темпа социальной жизни, необходимость принятия незамедлительных решений в условиях возрастающего объема информации, виртуализации социальной среды ставят человека перед необходимостью осваивать все более разнообразные по своей природе ценностные системы, включаться в различные культурные практики.

Медиакультура на сегодняшний день перемещается в центр общественной жизни, экономики, политики, становится важным социальным инструментом воздействия на групповое и индивидуальное сознание. Она выступает как фактор, влияющий на формирование представлений о современном мире, и, в частности, фактор, воздействующий на индивидуальную картину мира, в том числе, на систему социальных представлений личности о самой медиакультуре и медиасреде.

Содержание медийной информации находит отражение в сознании человека, влияет на его поведение, формирует отношение к действительности и т.п. Изучение психологических факторов и механизмов регуляции социального поведения человека в поликультурной среде приобретает особую актуальность. Значимость исследований медиапсихологических проблем в наше время определяется не только необходимостью теоретической разработки нового для психологии класса проблем, но и связана с резким расширением сферы действия массмедиа, глобальным влиянием средств массовой информации, превращением медиапространства в поликультурное по содержанию и форме.

Медиапсихология - это новая быстро развивающаяся отрасль психологической науки, предметом которой является личность,

рассматриваемая в контексте современной медиакультуры как динамично развивающейся сферы мировой культуры. Предметная область медиапсихологии включает описание основных компонентов медиакультуры, выявление психологических закономерностей отношения и поведения человека в поликультурных медиапространствах, а также изучение психологических феноменов и механизмов восприятия медиакультуры, процессов формирования и функционирования медиакомпетентости личности, - в системах медиаобразования, медиапроизводства и медиапотребления. Медиапсихология представляет собой теоретическое, научное и практическое знание, имеющее большое значение для областей общественной практики, связанных с оценкой, учетом и проектированием психологических аспектов взаимодействия личности и массмедиа в рамках современной медиакультуры. В задачи медиапсихологии входит изучение поведения личности, обусловленного воздействием средств индивидуальной и массовой коммуникации, исследование персональных и групповых медиаэффектов, анализ влияния медиасреды на развитие субъекта, становление личности и психологическое самочувствие человека.

Медиапсихология охватывает теоретическое, научное и практическое знание, имеющее значение для различных областей общественной практики, связанных с исследованием, учетом и проектированием психологических аспектов взаимодействия личности и массмедиа в рамках современной медиакультуры.

В настоящее время наблюдается активизация исследований в области отношений личности и массмедиа, что связано с возрастающей информатизацией общества, медиализацией социальной среды, усилением роли массмедиа в обществе, и есть все основания полагать, что в дальнейшем интерес психологов и специалистов других областей к медиапсихологии будет усиливаться.

Задачи курса:

1. Сформировать научные представления о медиапсихологии, ее предметной области, принципах и направлениях исследования.

2. Ознакомить студентов с основными методами и методиками исследования эффектов массмедиа; сформировать навыки аналитической подхода к исследованию личности в контексте медиакультуры; выработать навыки эмпирического исследования.

3. Создать у студентов целостное представление о массмедиа, их роли, функциях видах в современном мире.

4. Рассмотреть роль культуры в функционировании массмедиа; проанализировать функции массмедиа в современной культуре.

5. Проанализировать социально-психологические проблемы медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества.

6. Обобщить достижения современных исследований в области медиапсихологии.

7. Изучить психологические основы медиапроизводства и медиапотребления.

8. Проанализировать задачи медиаобразования в рамках медиапсихологии.

В результате изучения дисциплины студент должен знать: основополагающие проблемы в области медиапсихологии, аспекты функционирования медиакультуры в современном обществе.

должен уметь:

самостоятельно анализировать разные теоретические подходы и концепции в области медиапсихологии, применять психологические знания в практике организации психологических медиаисследований.

Предлагаемый курс «Основы медиапсихологии» содержит 10 тем, последовательно раскрывающих предметную область, исторические вехи в развитии и становлении медиакультуры; социально-психологические функции массмедиа в современном мире; связь медиапсихологии с другими науками с акцентом на междисциплинарный подход в медиапсихологических исследованиях. Курс направлен на формирование научных представлений о психологических проблемах современных медиакоммуникаций, на ознакомление студентов с современным состоянием социально-психологических исследований массмедиа, которые играют все более возрастающую роль в поликультурном медиамире.

В материалах курса последовательно раскрывается предметное поле, спектр задач, базовые понятия, принципы, подходы и методы медиапсихологии. В систему психологических представлений студентов вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство уже освоенных понятий. Обсуждается теоретическая база развития медиапсихологии, в качестве которой выступают исследования в области социальной психологии, социологии и психологии массовых коммуникаций, психологической антропологии, журналистики, кросс-культурной психологии, педагогики, культурологии.

Один из основателей медиапсихологии П. Винтерхофф-Шпурк определяет ее «как область науки, которая на микроаналитическом уровне описывает и объясняет поведение человека, обусловленное влиянием средств индивидуальной и массовой коммуникации. Таким образом, предметом изучения медиапсихологии является использование и влияние масс-медиа и, прежде всего, ТВ» [12, с. 245]. Это определение явно акцентирует

внимание медиапсихологов на изучении влияний средств массмедиа на личность. Однако, на наш взгляд, было бы не совсем верно отожествлять медиапсихологию с психологией массовых коммуникаций. Поэтому в содержании курса специально подчеркивается тот факт, что в современных медиапсихологических исследованиях акцент перемещается на разработку проблем и создание программ защиты от негативного и манипулятивного влияния медиатехнологий. При этом все исследователи единодушны во мнении о том, что роль и влияние медиасреды на социальное поведение индивида и на социум в целом будут возрастать.

Особенностью дисциплины «Медиапсихология» является тесная связь теоретического материала и с практической направленностью. Она выражается в том, что при чтении лекций широко используются результаты эмпирических исследований, проведенных различными научными организациями и исследовательскими творческими коллективами. Лекционный материал иллюстрирует основные теоретико-методологические положения дисциплины, снабжен примерами реального использования методов и концепций медиапсихологии и медиаобразования на практике.

Согласно структурной организации курса первая группа тем посвящена общеметодологическим и теоретическим вопросам медиапсихологии; вторая - содержит рассмотрение методов и подходов к исследованию эффектов массмедиа и особенностей поведения человека в медиакультурной среде.

Особое место в курсе отведено рассмотрению функций медиакультуры, ее феноменологии, механизмов функционирования, перспективных направлений в исследовании медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества. Анализируются данные теоретических и экспериментальных исследований в области медиапсихологии, опубликованные за последние десять лет. В контексте курса рассматриваются проблемы трансформаций личности, возникающих в поликультурном медиамире, под действием средств массмедиа.

В связи со сказанным, наряду с объяснением феноменов медиакоммуникативного взаимодействия личности и медиа, программа курса содержит анализ типологии эффектов массмедиа и их влияния на личность. Анализируются данные теоретических и экспериментальных исследований в области медиапсихологии, опубликованные за последние десять лет. В частности, приводятся данные исследований, посвященных изучению влияния массмедиа на когнитивную, эмоциональную, ценностную сферы личности. Рассматриваются варианты медиакоммуникативного поведения личности, социально-психологические особенности медиапредпочтений; анализируются психологические механизмы продвижения медиапроектов на рынок.

В качестве одной из важнейших проблем курса мы выделяем тему, посвященную изучению целей и задач медиаобразования, в число которых входит формирование осознанного критического отношения к потребляемой информационной продукции, профилактика медиааддикций, обучение навыкам защиты от манипулятивных стратегий и влияний массмедиа и т.д.

Завершает композиционную линию курса проблема медиакомпетентности. В рамках изучение данной темы рассматриваются проблемы компетентности, психологической культуры личности. Особый акцент делается на анализе понятия «культурно-психологическая компетентность», которая рассматривается как фактор повышения эффективности медиаобразования. Проанализирована роль

медиакомпетентности как формы и компонента культурно-психологической компетентности личности в процессе осуществления

медиакоммуникативного взаимодействия.

В ходе изучения курса студенты сформируют не только научные представления об основных направлениях медиапсихологических исследований, но также ознакомятся с количественными и качественными методами, методиками. На семинарах и практических занятиях студенты получат также информацию об организации конкретного исследования в области медиапсихологии с целью выработки необходимых навыков разработки собственной программы исследования (определение предмета, объекта, цели, задач, разработка проблематики исследовательского проекта, выбор методического инструментария исследования, построение программы исследования).

Методически изучение представляемого курса предполагает проведение лекций, семинаров и практических занятий, в рамках последних планируется проведение круглого стола по теме: «Медиапсихология: актуальные проблемы и перспективные направления исследования». Программой курса также предусмотрено, что на завершающем этапе прохождения курса студенты разрабатывают и защищают исследовательские проекты по проблемам медиапсихологии, ориентируясь на предложенный им примерный тематический перечень тем.

3. Учебно-тематический план и расчет часов по видам занятий учебной дисциплины «Медиапсихология». Форма контроля - зачет._

Номера и наименования тем Кол-во часов по очной форме Кол-во часов по заочной форме

Всего Лекции Семинар Самост оятель ная Всего Лекции Семинар Самост оятельн ая

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Предметное поле медиапсихологии. 12ч. 4 ч. 4ч. 4ч. 6ч. 2ч. 4ч.

2. Методы медиапсихологии. 4ч. 2 ч. 2ч. 4ч. 4ч.

3. История становления и развития массмедиа. Массмедиа как психологический феномен. 4ч 2ч 2ч. 4ч. 4ч.

4. Массмедиа и культура. Фактор культуры в медиапсихологических исследованиях. 4ч. 2 ч. 2ч. 3ч. 3ч.

5. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы. 5ч. 2 ч. 3ч. 4ч. 4ч.

6. Психология медиапроизводства в поликультурном мире. Психологические основы функционирования медиа. 6ч. 2ч. 4ч. 7ч. 2ч. 5ч.

7. Психология продвижения и потребления медиапроектов. Психология восприятия и отношения к медиапроектам. 7ч 4ч. 3ч. 6ч. 2ч. 4ч.

8.Психология медиакоммуникативного взаимодействия массмедиа и молодежной аудитории. Анализ современных исследований в области медиаэф-фектов. 14ч. 4ч. 4ч. 6ч. 8ч. 4ч. 4ч.

9. Медиаобразование как проблема медиапсихологии. 6ч. 2ч. 4ч. 5ч. 5ч.

10.Медиаиммунитет и медиакомпетентность как условия эффективного поведения и информационной безопасности личности в современном медиамире. 8ч. 2ч. 2ч. 4ч. 5ч. 5ч.

Всего 70ч. 26ч. 10ч. 34ч. 52ч. 6ч. 4ч. 42ч.

4. Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских и практических занятиях в форме обсуждений студентов, предполагающие закрепление пройденного материала и расширение теоретических знаний посредством самостоятельной работы с литературными источниками. Текущий контроль осуществляется также в процессе проведения круглого стола на тему: «Медиапсихология: актуальные проблемы и перспективные направления исследования»; решения тестовых заданий; разработка и защита исследовательского проекта по проблемам медиапсихологии (студентам предлагается примерный перечень тем исследовательских проектов). Итоговая оценка складывается из работы в процессе семинарских занятий: участие в дискуссиях, в работе круглого стола, решения тестовых заданий, написание исследовательского проекта, разработка рекомендаций по развитию медиакомпетентности и медиаиммунитета.

Содержание дисциплины

Тема 1. Предметное поле медиапсихологии. Взаимосвязь медиапсихологии с другими науками (социальная психология, социология, педагогика, медиаобразование, журналистика, культурология, кросс-культурная психология, психология и социология массовых коммуникаций и др.). Вклад данных наук в медиапсихологию. Предметное поле медиапсихологии. Базовые понятия. Задачи и направления медиапсихологических исследований. Категории и принципы медиапсихологии. Зарубежные и отечественные представители медиапсихологии и их вклад в развитие данной отрасли. Развитие и становление зарубежных и отечественных исследований в области медиакоммуникаций. Современное состояние медиапсихологических исследований.

Тема 2. Методы медиапсихологии. Подходы к исследованию массмедиа (общепсихологический, социально-психологический,

социологический). Методы исследования массовых коммуникаций. Медиаметрия. Рейтинг. Опрос. Интервью. Беседа. Тесты. Контент-анализ. Дневниковые записи. Групповые дискуссии. TV-метрия. Дискурс-анализ. Метод фокус-групп. Мета-анализ.

Тема 3. История становления и развития массмедиа. Массмедиа как психологический феномен. Возникновение и развитие СМИ. Классификация медиа. Современные виды медиа как совокупность самостоятельных видов деятельности (фотожурналистика, журналистика, радио, пресса, телевидение, книгоиздательство, интернет, фотография, кинобизнес). Каналы массмедиа. История эмпирического изучения массмедиа. Теории и модели массовых коммуникаций. Основные характеристики массовых коммуникаций. Социально-психологические функции медиа в современном обществе. Медиа как агент социализации. Теории социализации и эффекты воздействия СМИ. Роль медиа в социальном конструировании реальности. Формирование стереотипов и социальных представлений в процессе массовых коммуникаций.

Тема 4. Массмедиа и культура. Фактор культуры в медиапсихологических исследованиях. Культура как психологический феномен, как система информации и как коммуникация. Процессы глобализации и культура. Мультимедиа как феномен культуры, средство коммуникаций и культурного обмена. Социально-психологические функции массмедиа в современной культуре и современные тенденции развития массовых коммуникаций. СМИ и культура: эффекты взаимодействия (влияние культуры на массмедиа и воздействие массмедиа на культуру). Теоретические проблемы исследования медиа в различных культурах. Культурные различия в медиаповедении людей. Культурная

самоидентификация личности в современном медиапространстве. Медиамир, культурно-психологическое пространство, переходы и барьеры культурных границ личности.

Тема 5. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы. Медиакультура как социально-психологический феномен. Медикультура как особый тип организационной культуры. Феноменология, теория и подходы к исследованию медиакультуры. Теоретическая и практическая значимость исследований медиакультуры для развития медиапсихологии. Социально-психологические функции медиакультуры. Психологические проблемы медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества (психологический анализ самочувствия личности в условиях медиакультуры; медиакультура как источник социальных представлений; роль медиакультуры в формировании группового сознания и др.). Медиакультура личности. Медиакультура отдельных социальных сообществ, социальных систем и групп. Медиакультура общества в целом. Перспективные направления изучения медиакультуры в рамках медиапсихологии. Медиалогия как новая гуманитарная наука об эволюции (генезисе) медиакультуры.

Тема 6. Психология медиапроизводства в поликультурном мире. Психологические основы функционирования медиа. Модели функционирования СМИ. Теории взаимодействия средств массовых коммуникаций и аудитории (теории ограниченного, неограниченного влияния, теория социальной ответственности СМИ, постмодернистическая

теория «гипериндивидуалистической аудитории»). Изучение эффектов воздействия массмедиа на личность как основная задача медиапсихологии. Виды телевизионной продукции (новостные, аналитические, развлекательные, просветителькие программы). Медиапродукция как предмет медиапсихологии. Медиапланирование как процесс определения целей и стратегий эффективного использования СМИ. Психологические методы воздействия массмедиа на аудиторию (заражение, внушение, убеждение, научение, рекламные манипулятивные техники и стратегии, PR, общественное мнение, эпатажность, мифологизация, виртуализация, сенсационность). Современные медиапродукты. Социально-психологические исследования эффективности массмедиа (удовлетворенность аудитории; изменение отношения к определенным событиям, явлениям; изменения в поведении зрителей, слушателей в пространстве определенных событий. Анализ факторов роста значимости СМИ в современном обществе. Двусторонняя зависимость массмедиа и аудитории. Массмедиа как инструмент манипуляции и средство медиатерапии. Психологическая типология медиатекстов (информационно-фактографические, оценочные, рационально-убеждающие, эмоционально-побуждающие, монологичные, полилогичные, реалистические, деловые, гедонистические и т.д.). Дифференциирующие и интегрирующие медиасообщения как направленность на различные социальные группы аудитории. Социально-психологические аспекты новых информационных технологий (прямой эфир, режим «онлайн» периодических изданий и т.п.). Модели медиаинститутов и их роль в социализации личности.

Тема 7. Психология продвижения и потребления медиапроектов. Психология восприятия и отношения к медиапроектам. Аудитория как объект и субъект коммуникации. Виды аудитории (потенциальная, реальная, базовая). Социально-психологические особенности различных групп аудитории: варианты медиаповедения и медикоммуникативного взаимодействия. Категория продвижения в междисциплинарных исследованиях. Продвижение медиапроектов как социально-психологический феномен. Условия, факторы, стратегии и каналы продвижения медиапроектов. Медиапотребление как результат деятельности продвижения (повышение первоначальной ценности товара без улучшения исходной качества товара). Подходы в выборе СМИ (рациональный, нормативный, межличностный). Психологические механизмы восприятия медиа (готовность, ожидание, идентификация, эмпатия, эффект эмоционального заражения). Восприятие коммуникатора аудиторией. Процессы массовизации и индивидуализации потребления медиапродуктов. Психология восприятия образов транслируемых массмедиа. Изучение потребностей и личностных ценностей аудитории. Классификация мотивов обращения личности к массмедиа. Прагматическая модель выбора СМИ. Дифференциация аудитории в соответствии с образом жизни и другими социально-психологическими характеристиками. Эффекты влияния массмедиа на личность (эффекты дезиндивидуализации личности,

зависимость от массмедиа, конформизм и др.). Социально-психологические функции исследований аудитории массмедиа. Анализ эмпирических исследований восприятия коммуникаторов массмедиа. Теории влияния СМИ на аудиторию. Эффект Бартлета. Эффект ореола. Эффект реактенса. Эффект привыкания. Эффект Барнума. Эффект насыщения. Эффект бумеранга. Эффект иллюзии знаний (Ноэлле-Нойманн). «Болезнь развлечения» (Хольтц-Бах). «Закон вымышленной действительности». «Эффект третьего лица». «Сеть удовольствий» Веннера. Теория «Управления настроением» Д. Цельмана. Гипотеза «Основного направления». «Процессуальная модель исследования фрейминг-процессов» (Шойфелле). «Модель двухступенчатого потока коммуникации» Лазерсфельда, Берельсона и Годэ. «Культивация мнений» Г. Гербнера. «Усталость от сочувствия» (Местрович). «Модели маркетингового отклика» (когнитивные, аффективные, интегративные, модели низкой вовлеченности). «Теория унифицированных последствий». Модель оценки стимула Клауса Шерера (критерии оценки: релевантность, импликация, способность к преодолению, соответствие нормам). «Концепт содержательности СМИ» (Райс).

Тема 8. Психология медиакоммуникативного взаимодействия массмедиа и молодежной аудитории. Анализ современных исследований в области медиаэффектов. Изучение влияния телевидения и Интернета на детей и молодежную аудиторию как приоритетное направление медиапсихологии. Влияние массмедиа на когнитивное и эмоциональное развитие молодежи. Влияние массмедиа на досуговые практики молодежи. Влияние телевидение на поведение детей. Реалити-шоу, ток-шоу, эпатажные юмористические программы для молодежи (миссия, функции). Кино: воздействия и роль в жизни молодежи. Медиа в структуре семейной жизни. Психологические особенности Интернет-культуры. Психологическое содержание понятия «виртуальная реальность». Типы компьютерной коммуникации в Интернете. Психологические характеристики интернет-коммуникации. №1;-мышление. Интернет и три области медиапсихологии (по П. Винтерхофф-Шпурку). Особенности образа «я» жителей Интернета. Особенности эмоциональной и когнитивной сферы жителей Интернета. Исследования самоотношения и самооценки жителей Интернета. Функции и типология эффектов воздействия Интернета. Развитие личности опосредованное обучающими интернет-технологиями. Особенности самопрезентации личности в интернете. Аддиктивные феномены в виртуальном пространстве (интернет-зависимость, зависимость от интернет-общения, телезависимость).

Тема 9. Медиаобразование как проблема медиапсихологии. Медиаобразование как направление в педагогике и психологии. Связь медиаобразования с другими науками. Цель и задачи медиаобразования (формирование осознанного критического отношения к потребляемой информационной продукции, профилактика медиааддикций, обучение навыкам защиты от манипулятивных стратегий и влияний массмедиа и т.д.). История медиаобразования. Вклад российских ученых в развитие теории и

практики медиаобразования. Научная школа профессора А.В.Федорова. Связь медиаобразования с другими науками. Формы медиаобразования (лекция, беседа, письменные работы, сочинения, творческие работы, написание репортажа, статьи, киновидеосъемка, раскадровка, составление коллажей, афиш, эвристические и игровые занятия, встречи с деятелями медиакультуры и т.д.). Варианты проведения медиаобразовательных занятий. Зарубежные и отечественные концепции медиаобразования («инъекционная», защитная теория; идеологическая теория; культурологическая теория; семиотическая теория; теория развития критического мышления; практическая теория; эстетическая теория; социокультурная теория и др.). Медиаобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности. СМИ и проблема «информационного иммунитета». Понятие «информационного менталитета». Исследование СМИ как медиаобразовательной системы. Направления медиаобразования. Медиаобразовательные проекты как фактор преодоления социокультурных, психологических барьеров в коммуникативной сфере. Разработанность проблем медиаобразования в междисциплинарных исследованиях. Роль медиаобразовательных стратегий и технологий в оптимизации взаимодействия СМИ и молодежной аудитории. Применение медиаобразовательных технологий на практике (анализ имеющихся работ в этой области). Перспективные линии и проблемы современного медиаобразования.

Тема 10. Медиаиммунитет и медиакомпетентность как условия эффективного поведения и информационной безопасности личности в современном медиамире. Компетентность и психологическая культура личиности. Медиакомпетентность как результат медиаобразования и свойство личности. Медиакоммуникативная компетентность, медиаграмотность, медиаобразованность, медиазащищенность: соотношение понятий. Структура и критерии медиакомпетентности по А.В.Федорову. Виды грамотности и образованности в отношении к СМИ. Понятие «медиаиммунитет». Медиакомпетентность как форма и компонент формирования культурно-психологической компетентности личности. Роль культурно-психологической компетентности в процессе осуществления медиакоммуникативного взаимодействия. Анализ программ формирования медиакомпетентности.

Тематика семинарских и практических занятий Семинар 1. (Тема1) Круглый стол на тему: «Медиапсихология: актуальные проблемы и перспективные направления исследования». 1. Медиапсихология как новая и актуальная область психологической науки. 2. Медиапсихология в системе

междисциплинарных дисциплин. 3. Принципы, подходы и методы медиапсихологии. 4. Социально-психологические функции медиа в современном мире. 5. Перспективные направления медиапсихологических исследований.

Методические рекомендации. Готовясь к выступлению на круглом

столе студент, прежде всего, должен обратить внимание на основные теоретические проблемы медиапсихологии. При подготовке доклада для обсуждения студенту необходимо не только основательно ознакомиться с рекомендуемой литературой, но и продумать вопросы для дискуссии в рамках заданной темы.

Методы проведения занятий: обсуждение самостоятельно подготовленных докладов, направленных на закрепление и углубление знаний, полученных во время лекций.

Практическое занятие 2. (Тема 8). Защита исследовательского проекта по проблемам медиапсихологии.

Методические рекомендации. В процессе подготовки исследовательского проекта студент ориентируясь на предложенный план, определяет предмет, объект, цель, задачи своего исследования. Разрабатывает проблематику исследования проекта, выбирает методический инструментарий исследования, определяют общую концепцию программы исследования. Методы проведения занятий: защита и обсуждение исследовательских проектов.

Семинар 3 (Тема 10). Медиаиммунитет и медиакомпетентность как условия эффективного поведения и информационной безопасности личности в современном медиамире.

Вопросы для обсуждения: Роль и функции культурно-психологической компетентности в процессе осуществления медиакоммуникативного взаимодействия. Анализ программ формирования медиакомпетентности. Разработка рекомендаций по развитию медиаиммунитета личности.

Методические рекомендации. Готовясь к семинару по данной теме, студент, прежде всего, должен обратить внимание на основные функции культурно-психологической компетентности в процессе осуществления медиакоммуникативного взаимодействия, ознакомиться с литературой, рекомендуемой по данной теме. Ключевым моментом является содержание программ формирования медиакомпетентности и медиаиммунитета. При этом ориентируясь на имеющиеся в литературе критерии медиакомпетентности необходимо выявить свой собственный уровень сформированности медиакомпетентности. На основе анализа программ по развитию медиакомпетентности подготовить собственные рекомендации по формированию медиакомпетентности и медиаиммунитета личности.

Методы проведения занятий: терминологический диктант; самодиагностика уровня сформированности медиакомпетентности; выполнение в реферативной форме или в виде методической разработки программы на тему: «Рекомендации по развитию медиакомпетентности и медиаиммунитета личности».

Рекомендуемая литература к курсу:

1. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности:

Практикум / Под. ред. проф. А. Ф. Ануфриева. М.: Ось-89, 2008.

2. Бабаева Ю. Б., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1999. № 1. С.89-100.

3. Бакусева М. Б. Телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе: Автореф. дис. ... канд. филог. наук. СПб., 2006.

4. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: Дисс. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2003.

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

6. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2004.

7. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации.М.: Аспект Пресс, 2008.

8. Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные коммуникации. М.: Гардарики, 2008.

9. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т.1.

10. Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2002. № 1.

11. Виктор Я. В. Продвижение. Система коммуникации между предпринимателями и рынком. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2003.

12. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков: Изд-во гуманит. уиверситет, 2007.

13. Возчиков В. А. Введение в медиаобразование. Бийск: НИЦ БиПИ, 1999.

14. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. СПб., 2007.

15. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета.// Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.

16. Герасимова С. А. Культурология и теория телекоммуникации. М.: Гардарики, 2007.

17. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЭРСЭ, 2003.

18. Григорова Д. Е. Медиобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности (на примере реалити-шоу) // Медиаобразование. 2006. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Гура В. В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов // Медиаобразование. 2005. № 1. С. 77-80.

20. Денис Э., Мерилл Дж. Беседы о массмедиа. М., 1997.

21. Дубровский Д. И. Новая реальность: человек и компьютер // Полигнозис. 2003. № 3. С. 20-32.

22. Жижина М. В. Курс «Основы медиапсихологии». Саратов: ИЦ «Наука», 2008.

23. Жижина М.В. Медиакультура: культурно-психологиеские аспекты. М.: Вузовская книга, 2009.

24. Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № № 3 (19). С. 72-80.

25. Забродин Ю. М., Жижина М. В. Поп - культура как вид корпоративной культуры современной молодежи. // Матер. VIII Международных Плехановских чтений. М.: Изд-во РЭА, 2005.

26. Завьялов А. Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тюмень, 2005.

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

Змановская Н. Ф. Формирование медиакоммуникативной образованности будущих учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.

Иванов А. Е. Современный подход к описанию предпочтений потребителей. СПб.: СПбТЭИ, 1995. Иванова Л. А. Формирование медиакоммуникационной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): Автореф. дис. ... канд. пед наук. Иркутск, 1999.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2006. Коновалова Н. А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2004.

Кросс-культурная психология. Исследования и применение. М., 2007.

Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.: Издательство «ЛКИ», 2008. Кутькина О. П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2006 Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 243-256.

Лассуэлл Г. Структура и функции коммуникации в обществе// Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 233-242.

Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007.

Леонтьев А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации //

Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. С. 46-48.

Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств:

Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.

Луман Н. Медиакоммуникации. М.: Логос, 2005.

Луман Н. Реальность масс-медиа. М.: Логос, 2005.

Лютенс Ф. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.

Марков Б. В. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество. М.: АСТ, 2004. С. 454-463. Маслов О. Р., Пронина Е. Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Прикладная психология. 1998. № 1. С. 41-50.

Мастерман Л. Обучению языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 5. С. 31-37. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

Медведева А. Е. Основы информационной культуры: (Программа курса для вузов) // Социол. исследования. 1994. № 11. С. 59-67.

Медиа / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: Юнити-Дана,2005.

Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Вагриус, 1996. Монастырский В. А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999.

Мурюкина Е. В. Классификация показателей развития аудитории в области медиакультуры // Дополнительное образование. 2006. № 6. С. 39-45.

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

Новикова Л. А. Развитие межкультурной компетентности студентов педагогического университета на основе использования телекоммуникационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007.

Обухова Е. В. Культурная социализация и самоидентификация хакеров: Автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2004.

Ольховников А. В., Уварова А. А. Типология телевизионной аудитории // Социол. исследования. 1998. № 7.

Панарин И. Н. Технология информационной войны. М.: «КСП+», 2003.

Петренко В. Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. № 3. Т. 7.

Петров И. Ф. Культурные потребности личности: дифференцированный подход: Автореф. дис. ... докт. филос. наук. Тюмень, 1997.

Пигров К. С. Телевидение, как этап в развитии виртуального пространства // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11-13 апреля 2000 г. СПб., 2000. С. 31-36. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е.Пронина. М., 2002.

Пронина Е. Е. СМИ и ребенок: проблемы информационного иммунитета // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение. М., 2007. С. 415-416. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., 2002.

Романовский И. И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистов России, 2004.

Российская педагогическая энциклопедия. М.,1993.

Рыжих Н. П. Медиаобразование студентов педвуза на материале англоязычных экранных искусств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006.

Савельева О. А. Развитие информационной и коммуникативной компетентностей в системе информационной подготовки студентов-психологов на основе информационно-образовательной среды: Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004.

Савицкая Е. «Глобальный подросток»: результат и предпосылка культурной глобализации // Дети и культура. М., 2007. С.11-36.

Словарь по культуре и культурологии / Сост. и ред. А. И. Кравченко. М., 2003.

Собкин В. С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/ Под ред. В.С.Собкина. М., 2000. Сорочкин Б. Ю. Введение // Дети и культура. М., 2007. С. 7.

Социологический энциклопедический словарь / Под ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М.: Норма: Инфра, 2000.

Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М., 2008. Столбникова Е.А. Особенности медиаобразования в области рекламы//Педагогический альманах. 2002. № 3-4. С.86-87.

Столбникова Е. А. Модель медиаобразования студентов педагогического вуза на материале рекламных

77

78

79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

медиатекстов // Медиаобразование. 2005. № 1. С.66-77.

Столбникова Е. А. Медиаграмотность современных педагогов как профессиональная компетентность // Медиаобразование. 2006. № 2. С. 40-51.

Телевизионные и рекламные коммуникации / Под. ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2002.

Терин В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации // Социол. исследования. 1997. № 11. С. 25-31.

Триандис Гарри С. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.

Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003.

Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учеб. пособие для вузов. Таганрог: Кучма,

2004.

Федоров А.В., Новикова А.А. Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-х - 40-х годах XX века // Медиаобразование. 2006. N 3. С.18-20.

Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям //

Телекоммуникации и информатизация образования. 2007. № 3. С. 26-54.

Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического

вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В. Федорова). Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2007. Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971.

Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1996. № 2. С. 64-79.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. ин-та

культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000.

Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом осуществлении личности. Омск: Изд-во Сибир. ин-та культурологии, 2001.

Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Кучма, 2006. Чудинова В. П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура. М., 2007.

Чудова Н. В. Особенности образам Я «жителя» Интернета // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 54-59.

Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 86-102.

Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М., 1990.

Шариков А. В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога. // Дети и культура. М., 2007.

Шарков Ф. И. Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Альфа-Пресс, 2008. Шлыкова О. В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры. М.: МГУКИ, 2003. Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005.

102. Янгирова Г. Ф. Образы массовой культуры в представлениях детей 6 -7 лет о школе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.

103. Armstrong M. Handbook of personnel management practice. NY., 1998.

104. Fiske J. Television Culture. London, 1988.

105. Gelder K. The Subcultures Reader. London; N. Y., 1997.

106. Gerbner G., Educators, Activists Organize to Promote Media Literacy in U.S. In: The New Citizen, 1995. Vol. 2. № 2.

107. Gilmore M. Night Beat: A Shadow History of Rock & Roll. Gil. N.Y., 1998.

108. Grot S. LSD Psychotherapy. Pomona., 1980.

109. http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php

110. Luhmann N. The Future Cannot Begin: Temporal Structures in Modern Society // Social Research. 1976. № 43.рр.130-152.

111. Marsh I. Making Sense of Society: An Introduction to Sociology London; N.Y., 1969.

112. Silverblatt, A. Media Literacy. Westport, Connecticut-London: Praeger, 2001.

113. Worsnop C. M. Media Literacy Through Critical Thinking. NW Center for Excellence in Media Literacy, 2004. pp. 57-59.

Сайты:

Ассоциация медиапедагогики и медиаобразования России.

http: //edu.of.ru/mediaeducation

Открытая электронная полнотекстовая библиотека "Медиаобразование"

http://edu.of.ru/medialibrary

Информационная грамотность и медиаобразование

http://www.mediagram.ru Журнал "Медиаобразование" http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm "Информация для всех" http://www.ifap.ru

Медиацентр (интернетный журнал) http: //edu.km.ru/mcenter

Медиаобразование и медиаграмотность на портале «Альянса цивилизаций» ООН http ://www.aocmedialiteracy. org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.