Научная статья на тему 'Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования'

Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2809
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАИММУНИТЕТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФГОС / MEDIA ENVIRONMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / MEDIA CULTURE / MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY / MEDIA COMPETENCE / MEDIA PEDAGOGY / MEDIA IMMUNITY / PROJECT ACTIVITY / ADAPTIVE ENVIRONMENT / TEACHERS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирцева Наталья Алексеевна

Предметом исследования является медиапедагогика как одно из приоритетных направлений современного образования, объектом исследования деятельность педагога и обучающегося, направленная на формирование медиаграмотности и медиакомпетентости в условиях медиакультуры. Автор рассматривает медиапедагогику как адаптивную среду, в которой «сознательное общение с медиа» развивает качества личности, необходимые для самореализации в условиях техногенного мира и для критического восприятия реальности XXI века. Особое внимание уделяется решению задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в сфере проектной деятельности. Эмпирический метод сбора и систематизации материалов связан с изучением отдельных вопросов медиаобразования, ключевыми понятиями которого выступают медиаграмотность и медиакомпетентность педагога и обучающегося. Содержание статьи раскрывается через характеристику терминов «медиакультура», «медиакомпетентность», «медиаграмотность», «медиаобразование», «медиапедагогика» и «медиапедагог». Новизна исследования состоит в определении медиапедагогики как значимого направления современного образования, решающего задачи (в соответствии с ФГОС ВО) формирования навыков управления информационно насыщенным пространством, а также критического осмысления медиасреды. Рассматривается специфика деятельности субъектов образования, которая реализуется в процессе обучения с помощью технических и содержательных ресурсов медиа в процессе осуществления проектной деятельности. Медиапедагогика позволяет формировать общую культуру личности и медиаиммунитет в контексте социокультурной реальности XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симбирцева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIAPEDOGOGY AS PRIORITY DIRECTION OF MODERN EDUCATION

The subject of the study is media pedagogy as one of the priority areas of modern education. The object of the research is the activity of a teacher and a student, aimed at media literacy and media competence formation in the context of media culture. The article considers media pedagogy as an adap-tive environment in which “conscious communication with the media” develops the personality qualities necessary for the self-actualization of a person in the technogenic world and the critical perception of the 21st century reality. Particular attention is paid to the objectives of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of project activities. The empirical method of collecting and systematizing materials relates to the study of certain issues of media education, the key concepts of which are media lit-eracy and media competence of a teacher and a student. The article defines the terms: media culture, me-dia competence, media literacy, media education, media pedagogy and media teacher. The novelty of the research consists in defining media pedagogy as a significant direction of modern education, solving the problems (in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education) of developing management skills in the information space, as well as critical thinking on the media environment. We consider the specifics of the education subjects, which is implemented in the learning process with the help of technical resources of the media during project activities. Media pedagogy helps to shape the general culture of a person and develops media immunity in the context of social reality of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Медиапедагогика как приоритетное направление современного образования»

УДК 378.147:004 ББК Ч448.026.843

ГРНТИ 13.11.28; 14.85.01

Код ВАК 24.00.01; 13.00.02

Симбирцева Наталья Алексеевна,

доктор культурологии, доцент, доцент кафедры художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: Simbirtseva.nat@yandex.ru.

МЕДИАПЕДАГОГИКА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиасреда; информационные технологии; медиакультура; медиаобразова-ние; медиаграмотность; медиакомпетентность; медиапедагогика; медиаиммунитет; проектная деятельность; адаптивная среда; педагоги; федеральные государственные образовательные стандарты; ФГОС.

АННОТАЦИЯ. Предметом исследования является медиапедагогика как одно из приоритетных направлений современного образования, объектом исследования - деятельность педагога и обучающегося, направленная на формирование медиаграмотности и медиакомпетентости в условиях ме-диакультуры. Автор рассматривает медиапедагогику как адаптивную среду, в которой «сознательное общение с медиа» развивает качества личности, необходимые для самореализации в условиях техногенного мира и для критического восприятия реальности XXI века. Особое внимание уделяется решению задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в сфере проектной деятельности. Эмпирический метод сбора и систематизации материалов связан с изучением отдельных вопросов медиаобразования, ключевыми понятиями которого выступают медиаграмотность и медиакомпетентность педагога и обучающегося. Содержание статьи раскрывается через характеристику терминов «медиакультура», «медиакомпетентность», «медиа-грамотность», «медиаобразование», «медиапедагогика» и «медиапедагог». Новизна исследования состоит в определении медиапедагогики как значимого направления современного образования, решающего задачи (в соответствии с ФГОС ВО) формирования навыков управления информационно насыщенным пространством, а также критического осмысления медиасреды. Рассматривается специфика деятельности субъектов образования, которая реализуется в процессе обучения с помощью технических и содержательных ресурсов медиа в процессе осуществления проектной деятельности. Медиапедагогика позволяет формировать общую культуру личности и медиаиммунитет в контексте социокультурной реальности XXI века.

Simbirtseva Natalia Alekseevna,

Doctor of Culture Studies, Associate Professor, Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

MEDIAPEDOGOGY AS PRIORITY DIRECTION OF MODERN EDUCATION

KEYWORDS: media environment; information technologies; media culture; media education; media literacy; media competence; media pedagogy; media immunity; project activity; adaptive environment; teachers; federal state educational standards; FSES.

ABSTRACT. The subject of the study is media pedagogy as one of the priority areas of modern education. The object of the research is the activity of a teacher and a student, aimed at media literacy and media competence formation in the context of media culture. The article considers media pedagogy as an adaptive environment in which "conscious communication with the media" develops the personality qualities necessary for the self-actualization of a person in the technogenic world and the critical perception of the 21st century reality. Particular attention is paid to the objectives of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of project activities. The empirical method of collecting and systematizing materials relates to the study of certain issues of media education, the key concepts of which are media literacy and media competence of a teacher and a student. The article defines the terms: media culture, media competence, media literacy, media education, media pedagogy and media teacher. The novelty of the research consists in defining media pedagogy as a significant direction of modern education, solving the problems (in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education) of developing management skills in the information space, as well as critical thinking on the media environment. We consider the specifics of the education subjects, which is implemented in the learning process with the help of technical resources of the media during project activities. Media pedagogy helps to shape the general culture of a person and develops media immunity in the context of social reality of the XXI century.

В

Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее - ФГОС ВО) подчеркивается, что развитие образовательной организации должно быть направлено на создание безопасной и комфортной образовательной среды, которая становится естественным «продолжением» самой реально-

сти. Это современные технологии и методики, создаваемые условия и обстоятельства, способствующие гармоничному формированию и развитию личности.

ФГОС ВО в качестве необходимых умений педагога предусматривает способность осуществлять проектную деятельность, выходящую за рамки учебных занятий и поз-

Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 17-29-09136^8. © Симбирцева Н. А., 2018

воляющую реализовывать на современном этапе развития образования классическое «трио»: обучение, воспитание и развитие личности. Есть необходимость в создании таких способов обучения, которые помогут справиться с растущим спросом на актуальные для самоопределения и личностной самореализации компетенции как ученика, так и учителя.

Трудовые действия педагога, согласно ФГОС ВО, состоят в организации и осуществлении контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы [13]. На протяжении всего периода обучения педагог должен отслеживать развитие универсальных учебных действий, навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, задавать мотивацию к обучению, оценивать обучающихся в соответствии с их реальными учебными возможностями и в соотнесении с психологическими и возрастными особенностями этапов взросления.

Направленность образовательного процесса во многом зависит от педагога, погружающего учащихся в информационное пространство и дающего «в руки» необходимый инструментарий для критического осмысления текстов, образов, стереотипов и образцов поведения, ситуаций и т. п., транслируемых средствами массовой информации. Современный педагог, как правило, находит способы применения гадже-тов на уроках, ориентирован на творческую самореализацию технически оснащенного поколения информационной эпохи в учебное и внеучебное время.

В работе использовался эмпирический метод сбора и систематизации материалов, связанных с изучением вопросов ме-диаобразования, в основе которого лежит медиаграмотность и медиакомпетентность педагога и обучающегося. В процессе терминологического анализа нами уточняется дефиниция ряда терминов: медиакомпе-тентность, медиаграмотность, медиаобразо-вание, медиапедагогика и медиапедагог.

Мир медиа предполагает особую культуру, которая включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия, в то же время выступая в качестве системы уровней развития личности, способной читать, анализировать, оценивать ме-диатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д., - медиакультуру [см.: 5]. В качестве приоритетных задач для современного педагога выделяется потребность в профессиональном освоении специфики медиа, являющихся неотъемлемой частью образовательно-

го процесса на уровне программно-технического сопровождения, работы с содержательными ресурсами, поддержки коммуникации с учащимися, родителями, коллегами, реализации программ учебной и внеучебной деятельности; педагогу требуется осознать и принять функциональную значимость медиа в рамках преподаваемого предмета.

Формируемые и развиваемые умения и педагога, и обучающегося на самом деле продолжают классическую традицию образования, основанную на принципах коммуникативного взаимодействия, диалога, поликультурности и практико-ориентирован-ного подхода, но с учетом актуальных задач, стоящих перед образованием XXI в., и социокультурных особенностей. Сегодня в качестве наиболее популярной методики обучения выступает проектная деятельность. Медиа в этом случае является универсальным средством и для самого педагога, и для учащегося, поскольку позволяет формировать медиакомпетентность, включающую представления о реальном мире, об условностях, которые соблюдают авторы при написании медиатекстов, об отраслях медиапроизводства, об их происхождении, эволюции, экономической базе и структуре, контекстах, о воздействии медиа на личность и среду [см. подр.: 15, с. 53].

На уровне личностного результата ме-диакомпетентность, как отмечает М. В. Жи-жина, проявляется:

- в восприятии реальности каждым субъектом в процессе формирования (адекватных) социальных представлений о мире, в том числе и о медиамире;

- поведении и освоении (в том числе собственных) новых форм поведения;

- присвоении поведенческих образцов через механизмы конформизма, подражания, заражения, выражения «себя через действие» и идентификации;

- отношении субъекта в формах социализации и индивидуализации, защиты персональной идентичности, проявлений толерантности и иммунитета к негативным или манипулятивным влияниям медиамира [3, с. 63]. Существующие сегодня медиасредства

позволяют педагогу идти в ногу со временем и держать руку на пульсе, так как современная ситуация требует от субъектов образовательного процесса знания основ поликультурной «грамотности» и закономерностей поведения, например, в социальных сетях. Интернет-пространство, СМИ каждый день наполняются новыми «вбросами» разнокачественных и разнонаправленных сообщений, оказывающих мощное влияние на социальную среду.

Медиакомпетентность современного

педагога понимается нами как профессиональная способность адекватно оценивать реальность, в том числе и медиареальность, наполненную текстами разной модальности и направленности, в сочетании с ответственностью за содержание транслируемой информации. Это качество личности лежит в основе медиаграмотности, которая является условием успешной и состоятельной самореализации в профессии, творчестве, жизни. Приобщение к ценностям медиа-культуры для педагога открывает перспективы новых методов работы с информацией и в то же время позволяет сохранять основы гуманистического воспитания личности в пределах социокультурной реальности.

Медиаграмотное поведение в условиях информационной среды способствует сотрудничеству, со-творчеству, осуществлению диалога разных возрастных групп и становится фактором, обеспечивающим противостояние реакционной, неосмысленной активности общества или отдельных людей. Сегодня восприятие медийной информации рассматривается как смысловая задача и требует специального обучения: медиаграмотность возможна тогда, когда субъект осмысленно и творчески использует материал, связанный с медиаобразами, не только в их функциональном и контекстуальном значении, но и в пределах собственного мировидения.

Медиапедагог, включенный в систему медиаобразования и обладающий навыками медиаграмотности, является ключевой фигурой на всех уровнях системы современного образования: от дошкольного до высшего. Именно он оказывается посредником между информационными потоками и субъектами образования. Он способен организовать диалог на особом медийном языке и выстроить логику восприятия текста (в широком понимании) с помощью способов и приемов, отвечающих современным реалиям.

Под медиаобразованием мы понимаем совокупность образовательных действий, ориентированных на получение знаний в области медиа, овладение основами медиаграмотности и формирование медиа-компетентности. Медиаобразованный человек - это человек, способный средствами медиа и в условиях медиасреды к самораскрытию и саморазвитию, к проявлению осознанной активности и творчеству, несущий ответственность за транслируемую информацию и поведенческие модели.

Проектная деятельность, предусмотренная ФГОС ВО и являющаяся необходимым условием реализации образовательного процесса, представляет собой важный компонент учебной и внеучебной деятельности

учреждений разного уровня. Средства медиа выступают в качестве необходимого элемента в ее организации. У педагога и обучающегося в рамках проектной деятельности, во-первых, появляется возможность «разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде» [13]. Это создает особое поле для взаимодействия и коммуникации в паре «педагог -учащийся» (социальные сети, сайт, персональная страница, видеоблог и т. п.).

Во-вторых, обращение педагога к медиа позволяет использовать и апробировать такие подходы к обучению, которые включают в образовательный процесс всех обучающихся: одаренных детей; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обучающихся, для которых русский язык не является родным. Направленность на достижение общего результата и мотивация, заданная педагогом, способствуют развитию коммуникативных навыков, открывают возможность поиска индивидуальных и групповых решений проблемы/задач с использованием технологических средств и гаджетов.

В-третьих, обозначенные в ФГОС ВО виды внеурочной деятельности (игровая, учебно-исследовательская, художественно-продуктивная, культурно-досуговая) не только не противоречат осуществлению проектной деятельности, но и позволяют педагогу максимально адаптировать их в зависимости от специфики образовательной организации, места жительства, историко-культурного своеобразия региона, события, праздника. Медиа в этом случае выступают и как средство, и как ресурс (информационные интернет-ресурсы, видео, фото, презентации, коллажи, анимация и т. п.), и как среда, в которой продукты проектной деятельности становятся репрезентантами учреждения, города, интересов или достижений отдельного человека, и как сфера «жизни» созданного автором продукта.

В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) на базе Центра культуры и досуга работает «Меди-ашкола», основное направление которой -освоение студентами и применение на практике техник фото- и видеосъемки, монтажа. Курс «Школа медиаведущих» и мастер-классы ориентированы на развитие творческих и коммуникативных способностей и создание условий для успешной социализации обучающихся. Ряд мероприятий, направленных на формирование и развитие медиаграмотности, осуществляется УрГПУ в форме игр. Примером может служить интерактивный проект «Социальные сети как площадка взаимодействия моло-

дежи» (19 февраля 2018 г.), в рамках которого встретились студенты - администраторы групп социальных сетей, чтобы продемонстрировать умение привлекать контент, «владеть» и управлять им, быть оригинальными при создании постов, заголовков. Оксана Маклакова, ведущая телеканала «ЕТВ», перед игрой дала напутствие и прокомментировала особенности активного поведения в соцсетях: «Основное требование к контенту в соцсетях - оригинальность. <...> Новая тенденция - пользовательское видео и видеоинструкции, например, "Как я пишу курсовую". Главное, нужно понимать, для кого ты постишь, - знать свою целевую аудиторию. <...> телевизионщикам сложно угодить аудитории: перед телевизором может сидеть кто угодно. Но вы - студенты -четко знаете всех, для кого делаете контент, поэтому сделать его с абсолютным попаданием - дело расчета» [4]. Навыки, обретенные студентами на пути профессионального становления, служат хорошей базой для дальнейшей деятельности в области образования. Медиапедагог - это медиакуль-турный человек, способный входить в диалоговые отношения с обучающимися на современном технологическом уровне, предлагать креативные решения и побуждать интерес к творчеству, способный научить этому и других.

В практической деятельности педагог ориентируется на конкретных детей и/или отдельную личность. В отличие от последних, он уже имеет опыт (педагогический, социальный, чувственно-эмоциональный, жизненный и т. д.) и может донести до обучающихся ценностно-смысловую значимость образования в жизни общества и отдельного человека актуальными средствами и способами.

Современные педагогические технологии (проблемное и разноуровневое обучение, исследовательская деятельность, проектные методы обучения, игровые методы, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии и др.) направлены на формирование мировоззрения обучающихся и обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, «сценарий» урока/занятия может быть составлен в нескольких вариантах и адаптирован под конкретную группу или отдельного обучающегося. Под «сценарием» понимается обеспеченность изучаемой темы или блока вопросов необходимым количеством информационных ресурсов: видео, роликами, блога-ми, фрагментами кинофильмов, научно-популярными фильмами, мультфильмами, статьями, публикациями, книгами и т. д.

«Сценарий» осваивается обучающимся в удобном для него режиме. Главное - он должен быть наполнен контентом. Такой ход позволяет увидеть и осмыслить содержание изучаемого материала стереоскопически, посмотреть на объект изучения с разных сторон, разными способами, с демонстрацией многообразных связей с реальностью. Педагог таким образом прибегает к культурологической интерпретации, позволяющей стягивать смыслы в единый текст по определенной теме.

В рамках личностно ориентированного подхода есть потребность в организации обучения по «сценарному» принципу, благодаря которому каждый ребенок получает возможность саморазвития и самораскрытия. Такого типа задания могут быть и «перевернутыми»: выполняя задание, учащийся сам определяет наполненность содержательного компонента, прибегая к доступным для него ресурсам.

Подобная практика, согласно ФГОС ВО, является оптимальной для реализации воспитания, когда перед педагогом стоит задача использования современных и интерактивных форм и методов как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Воспитание -это практико-ориентированная деятельность, посредством которой обучение перестает носить абстрактный характер, а приобретает реальную значимость и наполнено конкретным содержанием. Осуществление проектной деятельности подразумевает:

- самостоятельность в проявлении исследовательских умений на уровне постановки проблемы, выборки информации и ее обработки, практического опыта, проведения экспериментов, анализа и выводов из полученных результатов;

- развитие творческих способностей, логического мышления, коммуникативных навыков;

- умение синтезировать знания, полученные в процессе деятельности, которые практически применимы и затрагивают жизненно важные проблемы. Педагог реализует воспитательную задачу, обращаясь к возможностям различных видов деятельности самого ребенка: учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д. Тематическое содержание проекта определяется согласно образовательной программе, цели учреждения и тем конкретным задачам, которые стоят перед педагогом и группой обучающихся. Например: «Я и Музей на одной волне» (в настоящее время проект реализуется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств), «Моя будущая профессия - ...», «Наука -это весело», «Школьные СМИ», «Мой ви-деоблог», «ARTGазета» и т. п.

В пошаговом и методичном осуществлении проектной деятельности педагог ориентирован прежде всего на развитие обучающихся независимо от их способностей и характера, на выявление ситуаций и событий, которые знакомы ребенку или о которых он имеет представление; которые наполнены эмоционально-чувственными переживаниями и развивают ценностные ориентации ребенка.

Педагогом составляется план реализации проектной деятельности:

- знакомство с темой проекта;

- обоснование его актуальности и значимости как в культуре в целом, так и на уровне жизни каждого ребенка;

- постановка цели и определение задач проекта в соответствии с рабочей программой;

- предложение о формах реализации проекта (фотогалерея, фотоальбом, видеоролик, макет и проч.) на выбор ребенка;

- выбор группового или индивидуального способа осуществления в зависимости от желаний учащихся;

- сроки выполнения проекта;

- деятельность учащихся в процессе осуществления проекта;

- этап презентации проекта. Деятельность учащихся в процессе

осуществления проекта является содержанием этапа, когда дети проявляют свободу в выборе средств и способов получения знаний, самостоятельность и инициативность в принятии решений по отбору материала, его компоновке, в творческом самовыражении.

Задача педагога состоит в том, чтобы организовать в техническом и содержательном плане грамотное оформление и последующее представление проекта. Компетентный в области медиа педагог умеет ориентировать учащихся (в зависимости от возрастных, психолого-физиологических особенностей) на критическое осмысление как источников информации, так и ее самой. Это позволяет формировать медиа-иммунитет (медиазищищенность) как «способность сохранять и отстаивать персональную идентичность в меняющихся ме-диапространствах, в том числе при переходах культурных границ» [3, с. 63].

Работу над проектом можно считать завершенной по факту его репрезентации в аудитории, обсуждения полученных результатов и приобретенного учащимися опыта. Такого рода деятельность позволяет не только реализовать потребность творческой, эмоциональной самоотдачи обучающегося,

актуализировать ценностно-смысловые составляющие его жизни, но и задать деятельности вектор, направленный на практическую состоятельность результатов труда.

Акцентируем внимание на том, что современный педагог - это педагог, реализующий задачи ФГОС ВО в условиях современной, информационно и технически насыщенной среды, использующий потенциал медиа для формирования и воспитания грамотного поколения, способного выстраивать связи между явлениями действительности, и сопрягающий медиакультуру с ценностями и смыслами бытия человека. Управление информационно насыщенным пространством становится все более реализуемым и перспективным направлением в образовании при условии соблюдения принципов медиаграмотности, в основе которой лежит медиакомпетентность педагога.

Выделение такого критерия в определении медиапедагогики, как «сознательное общение с медиа», позволило нам сформулировать ряд вопросов, которые встают перед современным педагогом: кому, зачем и в каком виде сегодня нужна медиапедагогика?

Есть курсы по медиапедагогике: в начале 2000-х гг. в Самарском государственном университете был разработан курс «Медиапедагогика» (автор - В. В. Манту-ленко) [6], в Уральском федеральном университете предлагается к изучению курс «Медиапедагогика» (автор - А. В. Усачева) [11], в Новосибирском государственном педагогическом университете - учебная программа «Медиапедагогика» (автор - С. А. Ги-жицкая) [1], в Тюменском государственном университете - курс «Медиапедагогика и медиапсихология» (автор - К. Н. Верхов-цев) [2] и т. д. Стоит отметить, что возрастает потребность в таких программах по ме-диапедагогике (и направлении в целом), которые позволяют увидеть мир иначе -глазами активного участника, включенного в процесс смыслотворчества и создания настоящей, критически воспринимаемой и проживаемой «здесь и сейчас» реальности. И они должны быть ориентированы не на узкопрофильных специалистов медиамира, а на широкую аудиторию, и прежде всего на основных субъектов образовательного процесса: педагога, ученика, родителя. В этом смысле медиапедагогика одновременно рассматривается как научно-теоретическое обоснование медиаобразования и как целенаправленная деятельность педагога в ме-диасреде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верховцев К. Н. Медиапедагогика и медиапсихология : учеб.-метод. комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/files/0000i22573.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

2. Гижицкая С. А. Учебная программа по дисциплине «Медиапедагогика» [Электронный ресурс]. -Новосибирск, 2006. - Режим доступа: Ы^р://пеп^а.ш/учебная-программа-по-дисциплине-медиапе дагогика.Ы:т1 (дата обращения: 15.04.2018).

3. Жижина М. В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности // Медиаобразование. Media Education. - 2016. - № 4. - С. 63.

4. Карпушева А. Заголовки, оригинальность и видео-контент - набор успешного администратора группы соцсети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uspu.ru/news/zagolovki-originalnost-i-video-kontent-nabor-uspeshnogo-administratora-gruppy-sotsseti/ (дата обращения: 20.04.2018).

5. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М. : Академический проект, 2005 (2006).

6. Колычев Г. С., Симбирцева Н. А. На пути к медиаграмотной личности: от теории к практике / / Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С. 110-116.

7. Мантуленко В. В. Образовательные возможности новых медиа / / Актуальные проблемы воспитания и образования : сб. науч. статей / под ред. М. Д. Горячева. - Самара : Самарский ун-т, 2005. - Вып. 5. -

С. 86-93.

8. МедиаПедагогика [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://www.media-pedagogics.ru/index.html (дата обращения: 15.04.2018).

9. Мурзина И. Я. Прикладная культурология и педагогика // Педагогическое образование в России. -2010. - № 2. - С. 83-87.

10. Протопопова В. В. О некоторых содержательных и методических аспектах медиапедагогического образовательного курса [Электронный ресурс] // МедиаПедагогика : сайт. - Режим доступа: http://www. media-pedagogics.ru/articlei9.html (дата обращения: 15.04.2018).

11. Симбирцева Н. А. Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы / / Человек и культура. - 2016. - № 4. - С. 1-8.

12. Усачева А. В. Рабочая программа дисциплины «Медиапедагогика» [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: https://media.ls.urfu.ru/Projects/582/uploaded/files/l236зo_Рабочая программа_Медиапедагогика.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2018. - 16 марта. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/16/minobr-prikaz-125-site-dok.html (дата обращения: 15.04.2018).

14. Федоров А. В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. -2004. - № 4. - С. 43-51.

15. Potter W. J. Media Literacy. - Thousand Oaks ; London : Sage Publication, 2001. - 423 p.

REFERENCES

1. Verkhovtsev K. N. Mediapedagogika i mediapsikhologiya : ucheb.-metod. kompleks [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http: //www.umk3plus.utmn.ru/files/ 0000122573.pdf (data obrashcheniya: 15.04.2018).

2. Gizhitskaya S. A. Uchebnaya programma po distsipline «Mediapedagogika» [Elektronnyy resurs]. - Novosibirsk, 2006. - Rezhim dostupa: http://nenuda.ru/uchebnaya-programma-po-distsipline-mediapedago gika.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

3. Zhizhina M. V. Mediagramotnost' kak strategicheskaya tsel' mediaobrazovaniya: o kriteriyakh otsenki mediakompetentnosti // Mediaobrazovanie. Media Education. - 2016. - № 4. - S. 63.

4. Karpusheva A. Zagolovki, original'nost' i video-kontent - nabor uspeshnogo administratora gruppy sots-seti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://uspu.ru/news/zagolovki-originalnost-i-video-kontent-nabor-uspeshnogo-administratora-gruppy-sotsseti/ (data obrashcheniya: 20.04.2018).

5. Kirillova N. B. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu. - M. : Akademicheskiy proekt, 2005 (2006).

6. Kolychev G. S., Simbirtseva N. A. Na puti k mediagramotnoy lichnosti: ot teorii k praktike // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 6. - S. 110-116.

7. Mantulenko V. V. Obrazovatel'nye vozmozhnosti novykh media // Aktual'nye problemy vospitaniya i obra-zovaniya : sb. nauch. statey / pod red. M. D. Goryacheva. - Samara : Samarskiy un-t, 2005. - Vyp. 5. - S. 86-93.

8. MediaPedagogika [Elektronnyy resurs] : sayt. - Rezhim dostupa: http://www.media-pedago gics.ru/index.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

9. Murzina I. Ya. Prikladnaya kul'turologiya i pedagogika // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2010. - № 2. - S. 83-87.

10. Protopopova V. V. O nekotorykh soderzhatel'nykh i metodicheskikh aspektakh mediapedagogicheskogo obrazovatel'nogo kursa [Elektronnyy resurs] // MediaPedagogika : sayt. - Rezhim dostupa: http://www.media-pe dagogics.ru/article19.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

11. Simbirtseva N. A. Mediaaktivnost' kak lichnostnoe kachestvo cheloveka postindustrial'noy kul'tury: na puti resheniya problemy / / Chelovek i kul'tura. - 2016. - № 4. - S. 1-8.

12. Usacheva A. V. Rabochaya programma distsipliny «Mediapedagogika» [Elektronnyy resurs]. - Ekaterinburg, 2015. - Rezhim dostupa: https://media.ls.urfu.ru/Projects/582/uploaded/files/123630_Rabochaya pro-gramma_Mediapedagogika.pdf (data obrashcheniya: 15.04.2018).

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta. - 2018. - 16 marta. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2018/03/16/minobr-prikaz-125-site-dok.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

14. Fedorov A. V. Spetsifika mediaobrazovaniya studentov pedagogicheskikh vuzov // Pedagogika. - 2004. -№ 4. - S. 43-51.

15. Potter W. J. Media Literacy. - Thousand Oaks ; London : Sage Publication, 2001. - 423 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.