ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Татьяна Михайловна Артишевская
Челябинский государственный университет
МЕДИАПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье представлен аналитический обзор проблемы виртуализации сознания на базе материалов первой интернет-конференции по медиапсихологии в России.
Ключевые слова: средства массовых коммуникаций, виртуалистика, диалог культур, медиапсихология, медиапедагогика, психика, процессы восприятия и мышления.
Информационно-коммуникативная гонка в никуда в настоящее время становится такой интенсивной, что психика человека, отражающая эту гонку, вынуждена не просто так же быстро реагировать на изменения разного рода, но и трансформироваться. Это отражается на психических процессах восприятия и мышления, а вслед за этим и поведения человека. Например, все чаще почти во всех сферах жизнедеятельности стало звучать словосочетение «виртуальная реальность». Появилась новая область исследования - виртуалистика. Виртуалистику исследователи относят к постнеклассическому типу мировоззрения. «Виртуалистика - это не отрицание традиционной философии и науки, но расширение поля действия: виртуалистика вводит в мировоззрение новую реальность и предлагает новый взгляд на мир [1, 2]. Сейчас мы имеем особого рода эфир, «кровно» связанный с электронными средствами и образами, компьютером и Интернетом. Хотя еще до появления интернета в оптике уже существовало понятие «виртуальный (мнимый) фокус» [7].
Реальность воспринимается человеком субъективно и на основании этого можно сказать, что вся субъективно воспринимаемая реальность - это мнимая реальность. Карта территории и территория - не одно и то же. Так же как не одно и то же кот и образ кота, образ Путина и сам Путин и т. д. На самом деле мы взаимодействуем не с реальностью, а с представлением о ней. С этим феноменом связаны эффекты массовой коммуникации. Но так устроена наша психическая природа: существует объективная реальность, как таковая и вместе с ней существует ее психическая модель. Иногда наша психика способна отличить объективное от модели, иногда нет. И в этом случае «мнимую» реальность она принимает за объективную.
Вот в такой мнимой реальности совершенно
по объективной необходимости Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского и Таганрогский государственный педагогический институт выступили организаторами первой всероссийской научной интернет конференции с международным участием. К этой конференции активно подключилась Федерация психологов образования России, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России и Портал психологических изданий. В программный комитет вошли ведущие специалисты в области медиапсихологии и медиапедагогики. Это такие ученые, как Ак-сеновская Людмила Николаевна; Бондаренко Елена Анатольевна; Забродин Юрий Михайлович; Кириллова Наталья Борисовна; Корочен-ский Александр Петрович; Мельник Галина Сергеевна; Пронина Елена Евгеньевна, Федоров Александр Викторович и др.
Главной целью конференции было привлечение внимания научного и образовательного сообщества к проблемам медиапсихологии и перспективам ее развития через анализ современного состояния науки. На каких принципах она базируется, какие направления исследования выбирает, какую играет роль в современном мире? Предполагается, что ответы на эти вопросы консолидируют специалистов различных областей науки - психологов, педагогов, журналистов, политологов, философов, культурологов, социологов, занимающихся меди-апсихологической проблематикой; укрепят научные и учебные связи между специалистами различных городов России в поликультурном медиамире [6].
Надо сказать, что внимание этой проблеме уделялось всегда в рамках других конференций, в которых вопросы медиапсихологии распылялись в общем филологическом контексте, но ни разу медиапсихологи не собирались все
в одном месте, чтобы комплексно обсудить серьезные проблемы, в которые общество втиснуто средствами массовой коммуникации. В связи с этим основными направлениями работы конференции были:
- современное состояние и перспективные направления медиапсихологических исследований в России и за рубежом;
- психологические проблемы медиакультуры как новой социальной реальности человеческого общества;
- психологические механизмы восприятия медиа;
- медиаиммунитет и медиакомпетентность как условия эффективного поведения и информационной безопасности личности в медиами-ре;
- медиакритика и ее роль в формировании информационно-психологической безопасности личности;
- медиапсихология в системе междисциплинарных исследований;
- медиаобразование и медиапсихология: взаимодействие и сотрудничество;
- психологические исследования массмедиа как медиаобразовательной системы;
- медиапсихология и медиадидактика.
Как видно уже из названия направлений, основной акцент приходится на медиаобразование. Этот аспект порожден, в первую очередь, журналистской деятельностью и стал «выпирающим» потому, что и психологи, и журналисты, способные заметить, как меняется сознание людей под разлагающим его влиянием СМИ, давно говорят о защите от информации. И как следствие - практический ответ на риторический вопрос: Что делать? - учить учиться защищаться самому, начиная с начальной школы, а может быть, и раньше. Например, как показали результаты опроса 120 детей старшей и подготовительной группы детского сада и их родителей [3], подавляющему большинству детей (около 80 %) телевизор родители включают сразу после сна, чтобы «им веселее было вставать». Существует вероятность общей тенденции чрезмерного увлечения просмотром телевидения по всей России. Поэтому как сформируется психика детей к первому классу - вопрос открытый. Ученые считают, что чрезмерное увлечение просмотром телевидения оказывает отрицательное влияние на формирование детского мозга. Например, американский исследователь по проблемам обучения Джейн Хили утверждает, что растущий
мозг ребенка может физически формироваться телевидением, как он формируется вследствие других повторяющихся ситуаций. Суть состоит в том, что развивающийся мозг взаимодействует со средой, определяя, какие синоптические связи усилить и сохранить, а какие - ослабить или потерять навсегда. Телепрограммы манипулируют мозгом через визуальные и звуковые сигналы. Хили считает, что телепрограммы и реклама, включая ту, что снята специально для детей, используют непроизвольные отклики мозга на наезды, панорамы, громкие звуки и яркие цвета, удерживая его в неестественном возбуждении, но, скорее, на уровне реакции, чем мышления. В результате этого у детей может развиться так называемый ТУ-мозг, влияющий на человека так же, как «ленивый глаз», влекущий за собой слепоту. Другими словами, если ребенок страдает амблиопией («ленивый глаз»), на здоровый глаз временно надевается повязка, чтобы заставить «ленивый глаз» видеть нормально. Если этого не сделать, то он начнет восприниматься мозгом как бесполезный и ослепнет [4].
Более того, в результате эмпирических исследований, Хили заметил, что, когда дети сначала смотрели динамичные программы, а потом выполняли такие задания, как чтение или решение сложных головоломок, у них отмечалось ослабление внимания. Замечено, что частый просмотр телевидения детьми так же отрицательно влияет на развитие языка. Не смотря на то, что телевидение увеличивает словарный запас человека и расширяет кругозор, оно не развивает грамотную речь и способность структурировать полученную информацию. Оно меняет частоту электрических импульсов мозга, блокируя активную умственную деятельность и создавая медленные (альфа) волны, при которых обычно отсутствует мыслительная активность. Более того, по мнению практикующих логопедов, в настоящее время происходит увеличение процента детей, страдающих дисграфией и дислексией.
Вероятно, поэтому из сорока одного доклада, представленных на конференции, проблеме зависимости от электронных СМИ уделялось также повышенное внимание исследователей медиасреды. Например, эта проблема рассматривалась в таких темах, как «Исследования интернет-зависимости в медиапсихологии»; «Холодные сердца: как телевидение формирует наш характер»; «Психологические аспекты использования сети Интернет в развитии меди-
акультуры как основы информационной культуры личности»; «Психологическое влияние эффектов мультипликации на эмоциональную сферу дошкольников»; «Родительские установки в медиасознании молодых россиян»; «Профессиональное самосознание журналиста»; «Социально-психологический портрет молодого поколения медиапотребителей»; «СМК и их влияние на общество»; «Понятие “медиачеловек”» и др.
Проблеме медиаобразования были посвящены такие доклады, как «Медиаобразование и медиапсихология: проблемы и взаимодействия»; «Психология в подготовке журналистов»; «Медиаобразование и медиапсихология: взаимодействие и сотрудничество»; «Медиапсихология: подходы, направления исследований, образовательный потенциал»; «Медиапсихология как продукт общественного сознания и новая сфера научно-практической деятельности» «Особенности медиаобразования: зарубежный опыт и перспективы развития» и др.
Можно сказать, что эти две основные области, спонтанно сформированные из научных интересов участников конференции, действительно являются острой проблемой современного медийного общества.
Были и доклады, которые выделялись оригинальностью на общем психологопедагогическом медиафоне конференции. Например, «Эффект возбуждающих ассоциаций анимации в системе медиаобразования»; «СМИ как фактор формирования представлений о красивой женщине»; «СМИ как фактор формирования перфекционного отношения к своему внешнему облику» и др.
Таким образом, данная конференция была подтверждением значимости явлений «спонтанных, единичных, развивающихся». Если раньше виртуальным можно было пренебречь, то теперь во многих сферах жизни оно становится сопоставимым по своей значимости с константным. Соотношение виртуального и константного в мире изменилось, мир стал виртуальным в том смысле, что виртуальное приобрело статус, которым невозможно пренебречь. Это и привело к появлению и нового психотипа человека, и новых подходов в науке, и новых практик [5].
В свое время Михаил Бахтин утверждал факт единственной незаменимой причастности бытию - войти в бытие именно там, где оно не равно себе самому - войти в событие бытия. Сейчас со-бытие воспринимается не как
переживание и со-переживание, а как не-мое, виртуальное. В. Библер, последователь М. Бахтина, отмечал существенное отличие так называемого Нового времени от прошлых веков развития человеческой цивилизации. Он писал: «Диалог различных разумов осуществляется в Новое время в форме диалога нововременного разума с самим собой (разум, рассудок, интуиция, здравый смысл...), а другие формы разумения выпрямлялись и вытягивались в линию восходящего познания. Но, с другой стороны, именно в форме «Познающего разума» (в форме внутреннего микродиалога) только и возможна решающая трансформация в разум диалогический, в разум культуры». Это было сказано нашим современником, ушедшим из жизни всего-то десять лет назад. Но можно ли сейчас, в «период изменения ориентации рациональности от модерна к постмодерну», с его акцентом на флуктуирующую социальную реальность, трансформирующую сознание, в чем средства массовой коммуникации «впереди планеты всей», уповать на «диалог культур»?
На конференции были представлены разные доклады, привлекающие внимание. Но постольку, поскольку в режиме виртуального контакта нет живого общения, дающего полное представление об участнике (и это существенный минус такого рода конференций), самые сильные впечатления оставил доклад Е. Е. Прониной «Антиномии массовой коммуникации (правило от Матфея)», фрагмент из которого позволю процитировать без изменения: «Глобальность стала одним из основных феноменов современного мира: глобализация экономики, глобализация политических и социальных движений, глобализация СМИ, глобализация информационных процессов. Не меньшие трансформации происходят и в психической сфере. Мир сотрясает мощь и все-охватность новых проявлений коллективной психики: хорошо срежиссированные “бархатные” и “цветные” революции, словно цунами, сметают фундаментальные основы ментальности; глобальные информационные войны в одно мгновение развеивают в пыль гордость демократического общества - “свободную прессу”; глобальные бренды, блок-бастеры, сетевые компьютерные игры, форумы, флэш-мобы, всемирные игрушки-тренажеры (Барби, Братц, трансформеры и проч.) накрепко привязали каждого к “роевой жизни” всеобщего ком-мьюнити и т. д., и т. п. Глобальный социум, пронизанный информационными потоками,
как нейронными сетями, превратился в гиперсубъекта с гипер-психикой.
Гипер-психика, то есть нелокальные процессы взаимодействия индивидуальной и коллективной психики в пространстве массовой коммуникации - таков предмет медиапсихологии. При этом сама массовая коммуникация рассматривается как форма спонтанной самоорганизации и саморегуляции коллективной психики и способ осуществления нелокальных психических процессов.
Взаимопревращения индивидуального и коллективного сознания показывают, что они не существуют по отдельности, поскольку представляют собой две стороны единого феномена, две ипостаси психики, две образующие не-локальности. Понятие “медиа”, таким образом, рассматривается медиапсихологией не только в значении “средство коммуникации”, но и в значении “перехода”, взаимопревращения индивидуального и коллективного в пространстве массовой коммуникации.
К счастью, по законам антиномии новейшие информационные технологии стали также основой дальнейшей эволюции коллективной и индивидуальной психики, привели к становлению новых форм мышления. Современная массовая коммуникация сыграла роль гигантского ускорителя и резонатора всех позитивных и негативных, разрушительных и созидательных, микро- (индивидуальных) и макро- (глобальных), интра- (внутриличностных) и интерпсихических (межличностных, коммуникационных) процессов. Человечество и отдельный индивид получили шанс выйти на новый уровень психической дифференциации, самосознания и саморегуляции, но вместе с тем открылись и небывалые риски: тотальный контроль и тотальная пропаганда, информационные войны, политтехнологии, изощренные стратегии манипуляции, беспредельный гедонизм и проч. Последствия позитивных и негативных факторов уже сейчас достаточно хорошо различимы. И кто-то смог использовать открывающиеся перспективы для самореализации, а кто-то стал жертвой новых сверхвозможностей в руках манипуляторов вследствие собственной наивности, пассивности, нравственной, волевой или интеллектуальной слабости.
И потому самая главная антиномия массовой коммуникации в условиях глобальных антиномий касается индивида и лучше всего может быть выражена известными словами Евангелия от Матфея: «Ибо, кто имеет, тому
дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Евангелие от Матфея: Матф. 13, 12).
Это обуславливает развитие трех взаимосвязанных направлений медиапсихологии: медиааналитики, медиатерапии и медиаобразования.
В задачи медиааналитики входит прежде всего анализ контента массовой коммуникации с точки зрения соблюдения принципов информационно-психологической безопас-
ности, выявление психотехнологий массовых информационных кампаний и их последствий, психологические, юридические и этические аспекты журналистской деятельности. В настоящее время классифицированы возможные патогенные факторы журналистского воздействия, разработаны основные категории экспертизы контента массовой коммуникации
Разработка систем и способов психологической защиты от патогенных информационных технологий составляет предмет второго направления медиапсихологических исследований -медиатерапии. В задачи медиатерапии входит профилактика и реабилитация информационных травм аудитории, психологическое восстановление посредством массовой коммуникации, стабилизация психических состояний, формирование адекватных контролируемых реакций, содействие национальной самоидентификации и личностному самоопределению индивидов.
Расширение знаний аудитории об основных приемах воздействия СМИ и современных коммуникативных технологиях повышает коммуникативную компетентность и информационно-психологическую защищенность участников массовой коммуникации и в этой связи является основной задачей медиаобразования - третьего направления медиапсихологии. Как известно, манипуляция действует до тех пор, пока остается скрытой от сознания объекта воздействия, а также пока объект воздействия не превращается в активного самодостаточного субъекта, реализующего хорошо осознанные собственные интересы. Медиаобразование обращено ко всему обществу, включая и самих журналистов, которые зачастую первыми подвергаются деструктивному воздействию манипулятивных технологий и, не имея возможности в полной мере оперативно осмыслить происходящее, транслируют собственные травматические переживания и неадекватные реакции по каналам массовой
коммуникации. Необходимость в медиаобразовании растет с каждым днем, по мере того, как ширится количество пользователей мировой информационной системы и участие в массовой коммуникации становится привычным и необходимым занятием человека с самого раннего возраста (привычным и необходимым занятием любого представителя homo sapience).
Медиааналитика, медиатерапия и медиаобразование вкупе обеспечивают надежную верификацию медиапсихологической теории и составляют базовый ресурс медиапсихологической защиты».
Таким образом, как будто бы возникает надежда на изменение медиасреды с поворотом в сторону чистоты души человека. Но КТО будет этим заниматься? И СКОЛЬКО потребуется специалистов, способных в медиаобразовании быть медиааналитиком и медиатерапевтом?
Список литературы
1. Носов, Н. А. Виртуальная психология [Текст] / Н. А. Носов. - М. : Аграф, 2000. - 432 с.
2. Россохин, А. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость [Текст] / // А. В. Рос-сохин, В. Л. Измагурова. Личность в измененных состояниях сознания. - М. : Смысл, 2004.
- С. 516-523.
3. Опрос проводился автором статьи на базе МДОУ № 123 «Росинка» г. Улан-Удэ в феврале 2010 года.
4. Стивен, Д. Странности нашего мозга [Текст] / Джуан Стивен ; пер. с англ. А. А. Давыдовой. - М. : РИПОЛ классик, 2009.
5. Таратута, Е. Е. Философия виртуальной реальности [Текст] / Е. Е. Таратута. - СПб. : СПбГУ, 2007.
6. [Электронный ресурс]. - http://edu.ot./ mediaeducation/news.asp? оЬ_по=63588.
7. [Электронный ресурс]. - www.eligovision.ru.
Владимир Александрович Байметов
Удмуртский государственный университет
ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
Ценностные аспекты журналистского творчества должны стать предметом не только публицистических дискуссий, но и серьезного научного анализа. В статье предложена конкретная методика качественной и количественной оценки (измерения) ценностной направленности конкретных медиапродуктов. Обсуждается использование данной методики в обучении студентов-журналистов как способа формирования ценностной рефлексии.
Ключевые слова: ценности, измерение, ценностная рефлексия.
Понятие ценностей в последнее время активно вошло в общественно-политическую лексику, правда, употребляется оно в разных значениях. Оставив за скобками чисто экономический подход, отождествляющий ценность с ценой в ее денежном выражении, остановимся на философско-социологическом понимании ценностей как воплощения определенного социального идеала. Введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» неизбежно привело к обсуждению темы духовных и религиозных ценностей, проблемы их универсальности и актуальности. Мультикультурализм как явление и связанные с ним проблемы толерантности и идентичности оживили дискуссию о национальных ценностях. Рассуждения о бездуховности «поколе-
ния Дома-2», как правило, заканчиваются выводом об отсутствии у современной молодежи надежных ценностных ориентиров.
Безусловно, проблема ценностей как формы общественного отношения требует социологического, политологического и исторического анализа. Предметом отдельного изучения должна стать роль СМИ в формировании представлений об общественном идеале, консолидации общества вокруг продуктивных ценностей, задающих четкую систему координат для оценки социальных событий и явлений и служащих ясным ориентиром в определении вектора общественного развития.
Сразу оговоримся, что понятие «измерение» употребляется нами в двух смыслах: с одной стороны, как указание на систему духовно-