Научная статья на тему 'Журналистика перед выбором: политтехнология или медиатерапия?'

Журналистика перед выбором: политтехнология или медиатерапия? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
421
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вербицкая Ю. А.

В статье рассматриваются особенности развития информационного общества, в частности профессиональная деятельность журналиста в условиях развития новых информационных технологий. Анализ массовой коммуникации показывает востребованность журналистских текстов гуманистической направленности: в связи с этим автор приходит к выводу, что особую важность приобретает необходимость появления журналиста-медиатерапевта, способного осуществлять массовую коррекцию психики, снимать зависимость от пропаганды и контрпропаганды у аудитории и своих коллег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JORNALISM BEFORE THE CHOICE: THE POLITICAL TECHNOLOGY OR MEDIATHERAPY?

The article examines the problems of information security in mass communication. In particular, author researches psychological aspects of journalism. The object of analysis muss communication during «orange revolution».

Текст научной работы на тему «Журналистика перед выбором: политтехнология или медиатерапия?»

ЖУРНАЛИСТИКА ПЕРЕД ВЫБОРОМ: ПОЛИТТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ МЕДИАТЕРАПИЯ?

Ю.А. ВЕРБИЦКАЯ

Кафедра периодической печати факультета журналистики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Москва, 125009, ул. Моховая, 9.

В статье рассматриваются особенности развития информационного общества, в частности — профессиональная деятельность журналиста в условиях развития новых информационных технологий. Анализ массовой коммуникации показывает востребованность журналистских текстов гуманистической направленности: в связи с этим автор приходит к выводу, что особую важность приобретает необходимость появления журналиста-медиатерапевта, способного осуществлять массовую коррекцию психики, снимать зависимость от пропаганды и контрпропаганды у аудитории и своих коллег.

В последнее время научно-исследовательские интересы социальных философов и психологов, культурологов, социологов и политологов сосредоточены на изучении особенностей, закономерностей и тенденций развития информационного общества. Фиксируя несомненные достижения новой эпохи развития цивилизации (ускорение прироста знаний, интенсификация информационных процессов, мультимедийные технологии), исследователи отмечают и «зловещую» сторону происходящей информационной революции. Зачастую одно из ключевых понятий информационной эпохи — «виртуальная реальность» — приобретает негативный контекст как нечто фальшивое, лишенное подлинности и аутентичности, из-за чего в общественном сознании превалируют отрицательные артефакты и феномены деградации психоисторической ситуации.

Так, французский философ Ж. Бодрийяр характеризует современное общество, как общество потребления, где циркулируют симулякры — вторичные копии, лишенные оригинала: «Сегодня вся система склоняется к недетерминированности, любая реальность поглощается гиперреальностью кода и симуляции. Именно принцип симуляции правит нами сегодня вместо прежнего принципа реальности. Целевые установки исчезли, теперь нас порождают модели. Больше нет идеологии, остались одни симулякры». [1]

В аналогичной тональности немецкий философ Г. Шиллер утверждает, что информационное общество стимулирует развитие потребительского капитализма и приводит к образованию «информационного мусора»: «Развитие информационной сферы — важное условие распространения консьюмеризма, поскольку информация — средство, с помощью которого корпоративный капитализм убеждает людей, что потребление — существенный и неизбежный элемент их образа

жизни». (Цит. по: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. С. 208.)

Особая роль в этом критическом дискурсе отводится исследователям журналистики и журналистам-практикам ввиду того, что носителем и индикатором анализируемых процессов является поле массовой коммуникации, где «происходит смешение знакового и символического уровней отражения реальности, что приводит к модификации картины мира в «имидж» мира» [3].

Исследователи журналистики, медиапсихологи, работники средств массовой информации также констатируют наличие проблемных явлений в своей профессиональной сфере, касающихся прежде всего гуманистических аспектов комму -никативистики. Важность и острота профессиональных особенностей журналистского творчества таковы, что их обсуждение сегодня приобретает широкий характер и затрагивает интересы социума в целом — проблемы психологического воздействия, информационной безопасности и информационного травматизма в массовой коммуникации становятся глобальными: «Важнейшей задачей в современных условиях интенсивной реализации проектов перехода к Глобальному Информационному Обществу и его развития следует считать разработку и практическое внедрение мер, способов и средств защиты населения от скрытных целенаправленных или непреднамеренных вредных воздействий на человека и биосферу в целом, которые могут быть осуществлены с использованием возможностей современных и перспективных информационных и коммуникационных технологий, методов реабилитации людей, подвергшихся этим воздействиям» [4].

Таким образом, от формы и характера решения этих проблем зависит не только психологическое состояние общества и его представителей (потребителей и производителей информационного продукта, коммуникаторов и реципиентов — журналистов и аудитории, соответственно), но и геополитические, национальные и экономические интересы государства.

Новые информационные технологии оказывают существенное влияние на профессиональную деятельность журналиста, задевая его личность, творческую деятельность, меняя коммуникативное поведение аудитории и трансформируя медиареальность, приходя при этом в противоречие с традиционными средствами осмысления действительности.

Можно сказать, что в массовой коммуникации намечается угрожающая для творческой деятельности журналиста тенденция — к усилению политехнологи-ческой составляющей, противостоять которой могут только специалисты-медиатерапевты. Есть основания утверждать, что в современной прессе наиболее востребованным оказывается профессионал среднего звена, вопросы творчества для которого оказываются практически механическими приемами производства стандартных текстов. Главная задача для него — выполнить задание заказчика, транслировать заданную извне информацию, при этом осознание происходящего и рефлексия по поводу психоисторического состояния социума не обязательны. И это не «страшилки» социологов-прогнозистов, а регулярно возникающие профессиональные ситуации.

В качестве иллюстративного примера могут служить президентские выборы 2004 года на Украине, обозначаемые в СМИ как «оранжевая революция».

Оговоримся, что автор не оценивает «оранжевую революцию» с политической точки зрения, а рассматривает ее как психосоциальный феномен и технологический процесс.

Это был яркий прецедент в развитии современной массовой коммуникации, показавший новые закономерности коммуникативистики, отчетливо продемонстрировав тенденции, которые до этого только рассматривались в качестве частных политтехнологических методик, новых форм самоорганизации, разного рода методов социальной инженерии, особо эффективных психотехнологий [5], но теперь были применены на практике. Таким образом, «оранжевая революция» продемонстрировала, что под влиянием неизбежных стрессогенных факторов определенным образом видоизменяется профессиональная деятельность коммуникатора и тип текста, которые все более становятся ведомыми, теряя критичность мышления и творческую потенцию.

Так, события двухгодичной давности на Украине воплотили массовую коммуникацию в реальную форму — ее олицетворением стал постоянно действующий протестный лагерь на площади Независимости в Киеве, получивший название «майдан».

Анализ нового коммуникативного феномена так называемого «майдана» позволяет утверждать, что он был основным текстом «оранжевой революции», который порождался политтехнологиями, сетевыми процессами и новыми формами самоорганизации аудитории. Также «майдан» выступил как воплощение массовой коммуникации в чистом виде, поскольку вовлекал в свою орбиту все расширяющееся множество людей.

Он конструировал информационную среду и психоисторическую ситуацию на Украине в анализируемый период, а классические средства массовой информации только обслуживали «майдан», обеспечивая доставку этого политтехнологического текста в любую квартиру в любой точке страны. Так, специально созданный «5 канал» круглосуточно вел прямую трансляцию с «майдана» — и это была не творческая работа репортера, аналитика или комментатора, а механическая, в сущности, ретрансляция политтехнологического спектакля, задуманного и отрежиссированного политиками с привлечением эстрадных звезд в роли солистов и молодежных организаций в качестве массовки, оплачиваемых из партийной кассы.

Феномен «майдана» зафиксировал ключевую для современного состояния массовой коммуникации тенденцию: активное использование методов социальной инженерии и сетевых технологий вкупе с технологическими возможностями СМИ ставит под угрозу сущность журналистской деятельности, а именно — процесс творчества.

Из мыслящего субъекта и активного коммуникатора журналист может превратиться в механического ретранслятора идей и таким образом рискует стать объектом политтехнологических манипуляций. (Из украинских телезрителей делают зомби? http:// fraza.com.ua/ news /02.02.06/ 19583.html; Украинское ТВ дурит зрителей ретрансляцией грязи http://www.nr2.ru/ 54556.html).

По мнению экспертов, осуществлявших мониторинг украинской журналистки в период президентских и парламентских выборов 2004 и 2006 года, СМИ выступали в роли «ретранслятора идей или технологий политических штабов»: «В новостной журналистике было мало политической аналитики в виде журналистских расследований и подачи мнений независимых экспертов. Журналисты,

как правило, понимали политическую аналитику как собственный комментарий». (Каналы Ахметова и Порошенко больше всех перекручивают информацию http://www.obozrevatel.eom/news/2006/4/5/l 04241 .htm).

Психоисторическая ситуация на Украине 2004 года заслуживает детального рассмотрения в русле медиапсихологии — автор фиксирует несколько примечательных для исследования проблемных моментов:

1.«Важность проблемы обоснования характера «оранжевой революции», а именно: спонтанность или срежиссированность лежали в основе данного психосоциального феномена?

2. «Факт кардинального влияния СМИ на победу «оранжевой революции» обусловливает важность определения и степень осознанности роли журналистов в данном процессе — а именно: организаторы, исполнители или же информаторы?

Если рассматривать «оранжевую революцию» с медиапсихологической точки зрения, то основной фигурой в ней становится личность человека, участвующего в массовой коммуникации — журналиста, зрителя-читателя-слушателя, который испытывал на себе влияние манипулятивных приемов из области социальной инженерии. Продуманы и запрограммированы сверху были практически все аспекты политтехнологического спектакля.

. Так, имеются достаточные основания утверждать, что в ходе «оранжевой революции» были задействованы новые социальные технологии и методы социальной инженерии, получившие название “управляемая свобода». Управление свободой заключалось в грамотном (в политтехнологическом смысле слова) совмещении элементов виртуальной реальности и реальных общественных процессов. И ставшие статистами «майдана» молодые украинцы чувствовали себя «творцами истории», тогда как являлись исполнителями воли нескольких полит-технологов и политиков-организаторов — их политический восторг стал главным манипулятивным эффектом «оранжевой революции» и одновременно самым сильным средством манипулятивного воздействия.

Ряд моментов «оранжевой революции» привлекает внимание своей технологичностью и системностью: «бархатная революция» в Праге, «танцующая оппозиция» в Белграде, «революция роз» в Тбилиси — предстают как этапы отработки технологии принудительного отстранения от власти законных (избранных демократическим путем) деятелей и правительств с помощью управляемой толпы, то есть, невооруженного государственного переворота; выстраивание имиджа кандидата в президенты В. Ющенко по принципу имиджа лидера тоталитарных сект, мессии; умело разработанная цветовая символика: оранжевый цвет считается одним из лучших цветов в психотерапии — поддерживает состояние возбуждения, не вызывая ощущения агрессии; создание молодежной организации — «Пора»;

3. Внедрение идеи «мирной бескровной революции» с помощью каналов массовой коммуникации.

Надо отметить, что в динамике революционных событий 2004 года средства массовой информации на Украине сыграли кардинальную роль.

В частности, большая заслуга в победе «оранжевой революции» принадлежит оппозиционному «5 каналу», созданному накануне с целью активного информационного воздействия на аудиторию.

Сегодня медиааналитики утверждают, что создание данного канала было частью технологии цветных революций: канал изначально позиционировал себя как «канал честных новостей», вещание строилось по новым для украинского медиапространства стандартам. Основная задача канала заключалась в обеспечении глобального эффекта присутствия на майдане, она была реализована с помощью прямого эфира.

Необходимому мощному информационному влиянию содействовали производимые эффект участия и создание иллюзии массовости: бесконечные трансляции новостей с майдана, картинка без комментариев с майдана, прямое включение из разных регионов Украины с митингов «оранжевых» политических сил, «оранжевые» дискуссии в студии и так далее.

С помощью данных политтехнологий канал достиг поставленной цели — быстро завоевал доверие аудитории, которое потом было использовано в ма-нипулятивных целях.

На протяжении «оранжевой революции» вещание «5 канала» наводило на мысль об информационном зомбировании аудитории: канал целенаправленно фру-стрировал базовые потребности человека — в безопасности и определенности, подавляя критичность мышления и апеллируя к иррациональным слоям психики.

Активное и целенаправленное информационное вещание привело к мощной психотравме населения: по наблюдениям специалистов-психологов, в данный период на Украине увеличилось количество не только инфарктов и инсультов, но и психосоматических расстройств.

Что характерно, данная психоисторическая ситуация наблюдается на Украине и по сей день: «Специалисты Всемирного центра охраны здоровья (департамент стрессовых ситуаций), штаб-квартира которого находится в США, констатировали, что на протяжении периода с конца июня по первые числа августа по количеству психических расстройств, различных форм психозов, послест-рессовых осложнений и других форм душевных заболеваний Украина поставила мировой рекорд» [11].

Последствия подобного влияния массовой коммуникации на жизнедеятельность требуют коррекции массовой психики с помощью методов психо- и медиатерапии. В этот наиболее активный период информационного воздействия автором была предпринята экспериментальная попытка медиатерапевтического противодействия травмирующему влиянию массовой коммуникации и реализуемых с помощью каналов СМК психотехнологий. (1).

С целью микшировать остроту информационной травмы, укрепить стрессогенную устойчивость массового избирателя путем повышения медиапсихоло-гической грамотности аудитории в течение двух месяцев 2004 года в региональной прессе публиковались психологические обозрения, раскрывавшие приемы и уловки «социальной инженерии», манипулятивных политтехнологий и тотального напора. (2).

Примечательно, что медиатерапевтическая направленность публикаций иногда оказывалась на грани исчезновения — так велик был соблазн создать контрпропагандистский текст. Тем более нелегко было отрешиться от традиционных стереотипов пропагандистского воздействия в условиях всеобщего бинарного деления социума — на «оранжевых» и «голубых», которое раскалывало как отдельные семьи, так и информационное пространство в целом и редакции в частности.

' Ретроспективный анализ предпринятой акции по методу «сазе-вШёу» показал, что медиатерапевтические тексты реально помогают конкретным людям преодолеть стресс, что медиатерапевтические методы по своей природе антима-нипулятивны и их невозможно приспособить для антиобщественных или своекорыстных пропагандистских акций, что журналистам нужно серьезно изучать медиапсихологию, потому что в пылу социальных пертурбаций порою трудно удержаться от банальной контрпропаганды, которая в современных условиях оказывается беспомощной и бесперспективной. Таким образом медиапсихология становится важной и для самого журналиста, потому что позволяет подняться над политтехнологиями, вернуться к собственному анализу ситуации, адекватному ее толкованию и творческому отображению. Надо отметить, что политтех-нологии, подменяющие процесс журналистского творчества, представляют существенную опасность для журналиста: механизмы журналистского творчества заставляют его интероризировать предлагаемые читателю паттерны осмысления и восприятия действительности, алгоритмы мышления и нормы поведения, таким образом журналист может оказаться заложником собственного текста.

- В результате медиапсихологического анализа психоисторической ситуации на Украине конца 2004 года, получившей название «оранжевая революция», можно сделать следующие выводы: несмотря на присутствие определенного элемента спонтанности исследуемая психоисторическая ситуация на Украине осенью 2004 года имела срежиссированный и организованный характер и отличалась интенсивным использованием методов социальной инженерии; осуществляя активное информационное воздействие, представители СМИ Украины невольно становились жертвами манипулятивных технологий; при детальном анализе декларируемая свобода слова на Украине оказывается паллиативом: хаос

в информационном пространстве порождает белый шум и как следствие аннигилирует транслируемые в массовой коммуникации смыслы.

Таким образом, массовая коммуникация на Украине в данный период времени предстает как искаженная технологичностью, порождая своеобразные журналистские типажи; находясь под влиянием мифов, пропагандистских ловушек массовой коммуникации и сетевых технологий, теряя творческую и рефлексивную составляющую своей профессии, «оранжевый» журналист оказывается в ситуации ведомого, жертвы феномена «управляемой свободы»; в условиях информационного хаоса и утраты массовой коммуникацией аутентичности и онтологической составляющей возрастает опасность манипуляции сознанием как аудитории, так и журналиста.

Отмеченные явления свидетельствуют об утрате современной массовой коммуникацией своих оптимальных позиций и искажении предназначения: массовая коммуникация перестает быть способом коллективного осмысления действительности и жизненной ориентации в прагматическом плане, теряет возможность организации и соединения индивидов в коллективном психосоциальном проекте, утрачивает функцию стабилизации и активизации общественного мнения, способствует негативному перерождению личности журналиста и изменению характера его профессиональной деятельности, что проявляется в журналистских текстах.

Политтехнологическая срежиссированность коммуникативного процесса может лишить журналиста главной ценности профессии — творческой основы:

возникает опасность, что работники СМИ вместо адекватного осмысления событий и оперативного отражения подлинной действительности займутся механической усредненной ретрансляцией заданных извне программ и установок, а журналистика станет не более чем частью или даже обслугой РЯ-связей с общественностью. Оптимальным средством противостояния усиливающимся по-литтехнологиям и манипуляциям представляются не встречные контрмеры, ответные психотехники и приемы из области социальной инженерии, а творчество журналиста, творческая составляющая его профессиональной деятельности.

Анализ массовой коммуникации современного информационного общества показывает востребованность журналистских текстов гуманистической направленности, в связи с этим особую важность приобретает необходимость появления журналиста-медиатерапевта, способного осуществлять массовую коррекцию психики, снимать зависимость от пропаганды и контрпропаганды, как у аудитории, так и у своих коллег и у самого себя.

Проблема выбора сегодня предстала во всей жесткости: либо политтехноло-гии и роль живого придатка технических средств массовой коммуникации, манипулирующего людьми в интересах политиканов, олигархов и т.д., либо медиатерапия — творческая работа в массовой коммуникации ради интересов общества, простого человека и самого журналиста.

ПРИМЕЧАНИЯ

, 1. См. проработку понятия: Трубицына Л. В. Информационный век: защита от СМИ // Проблемы медиапсихологии-2. Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века», Москва, МГУ, 2002, сост. — канд. психол. наук Пронина Е. Е. М., 2003. С. 59-68; Чудова Н. В. Журналистика и социотерапия // Там же. С. 36-53.

2. Вербицкая Ю. Выключите телевизор! // Крымская правда. — 2004. — 27 но-яб.; Апельсиновый сценарий обернулся диагнозом // Крымская правда. — 2004. — 30 нояб.; Толпа превращается в «племя» // Крымская правда. — 2004. — 01 дек.; Оранжевая революция вреднее гамбургера // Крымская правда. — 2004. — 07 дек.; Крысиные бега в оранжевом интерьере, или Удастся ли Америке купить всю Украину? // Крымская правда. — 2004. — 14 дек.; Почем оранжевый адреналин? // Крымская правда. — 2004. — 16 дек.; Ай, Моська... Заметки с одной пресс-конференции // Крымская правда. — 2005. — 15 янв.

ЛИТЕРТАУРА

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000.

2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004.

3. Матвеева Л. В. Гуманитарная составляющая информационной безопасности в СМИ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. - М., 2002.

4. Севастьянов В. А. Технический прогресс в области СМИ с позиций психологической, биогенной и экологической безопасности // Информационная и информационно-психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, JI. В. Матвеевой, А. И. Подольского. - М., 2002.

5. Леонтьев М., Березовский В., Шайхутдинов Р., Чудинова Е., Кургинян С., Алексеев Д., Горянин А. Грозит ли России «оранжевая» революция? М., 2005; «Оранжевая революция». Украинская версия: Сборник / Сост. М. Погребинский М., 2005.

6. Почепцов Г. Г. Революция.сот. Основы протестной инженерии. - М., 2005.

7. Шарп Д. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения. - М., 2005.

8. Из украинских телезрителей делают зомби? http:// fraza.com.ua/ news /02.02.06/ 19583.html.

9. Украинское ТВ дурит зрителей ретрансляцией грязи http://www.nr2.ru/ ' 54556.html.

10.Каналы Ахметова и Порошенко больше всех перекручивают информацию http://www.obozrevatel.eom/news/2006/4/5/l 04241 .htm

11.Подберезкин А. Украина поставила мировой рекорд политических психозов http:// pda.nr2.ru/78520.html

JORNALISM BEFORE THE CHOICE: THE POLITICAL TECHNOLOGY OR MEDIATHERAPY?

J.A. VERBITSKAYA

The article examines the problems of information security in mass communication. In particular, author researches psychological aspects of journalism. The object of analysis — mass communication during «orange revolution».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.