Научная статья на тему 'ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОК - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ЖЕНСКИХ ГРУПП, ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ 13-19 ЛЕТ'

ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОК - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ЖЕНСКИХ ГРУПП, ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ 13-19 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА / ЖЕНСКИЕ ГРУППЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / БАЛАНСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АМПЛУА СПОРТСМЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузьменко В.А., Пилюк Н.Н., Береславская Н.В., Ерёмина Е.А., Жигайлова Л.В.

Актуальность. В составе женских групповых упражнений принимают участие три девушки («верхняя», «средняя», «нижняя») в следующих возрастных категориях: 11-16 лет, 12-18 лет, 13-19 лет, 14 и старше. Техническое мастерство спортсменок, специализирующихся в женских групповых упражнениях («исполнение»), определяется качеством и сложностью выполняемой композиции, которая в данном виде спорта оценивается спортивными судьями по амплитуде движений, технической точности, «чистоте» выполнения групповых и индивидуальных соревновательных действий. В связи с тем, что вопросы модернизации технической подготовленности спортсменок, специализирующихся в женских группах, недостаточно полно освещены в научно-методической литературе, а молодые тренеры не вооружены передовыми методиками, данное исследование является своевременным и актуальным для эффективной подготовки спортивного резерва в данном виде спорта. Цель исследования - разработать программу совершенствования технической подготовленности высококвалифицированных акробаток, специализирующихся в женских групповых упражнениях. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, протоколов соревнований и видеоанализ соревновательных программ, который осуществлялся по видеоматериалам Кубка России по спортивной акробатике 2021 года. Результаты проведённого исследования. С помощью метода видеоанализа были выявлены технические ошибки, допускаемые спортсменками при выполнении балансовых (5-45%) и динамических (5-55%) упражнений, что позволило их ранжировать и классифицировать. Предлагаемая Программа построена на основе: а) направленного развития технических навыков, б) совершенствования специальной выносливости и в) повышения работоспособности акробаток высокой квалификации, что обеспечивает стабильность и надёжность выполнения соревновательных композиций. Выводы. Применение специально подобранных упражнений Программы в соответствии с предлагаемой последовательностью, дозировкой и методическими рекомендациями позволяет эффективно совершенствовать техническое мастерство спортсменок, а так же нарабатывать стабильность качественного выполнения композиций, путём реализации выполняемых «серий» рекомендованных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузьменко В.А., Пилюк Н.Н., Береславская Н.В., Ерёмина Е.А., Жигайлова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM FOR IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED ACROBATS - REPRESENTATIVES OF WOMEN'S GROUPS, AGE CATEGORY 13-19 YEARS

Relevance. As part of the women's group exercises, three girls («upper», «middle», «lower») take part in the following age categories: 11-16 yea rs old, 12-18 years old, 1319 years old, 14 and older. The technical skill of female athletes specializing in women's group exercises («performance») is determined by the quality and complexity of the composition performed, which in this sport is evaluated by sports judges according to the amplitude of movements, technical accuracy, «purity» of group and individual competitive actions. Due to the fact that the issues of modernization of the technical readiness of female athletes specializing in women's groups are not fully covered in the scientific and methodological literature, and young coaches are not armed with advanced techniques, this study is timely and relevant for the effective preparation of the sports reserve in this sport. The purpose of the study is to develop a program to improve the technical readiness of highly qualified acrobats specializing in women's group exercises. Research methods: analysis of scientific and methodological literature, competition protocols and video analysis of competitive programs, which was carried out based on video materials of the Russian Cup in Sports acrobatics in 2021. The results of the study. Using the method of video analysis, technical errors made by athletes when performing balance (5-45%) and dynamic (5-55%) exercises were identified, which allowed them to be ranked and classified. The proposed Program is based on: a) the directed development of technical skills, b) the improvement of special endurance and c) improving the performance of highly qualified acrobats, which ensures the stability and reliability of performing competitive compositions. Conclusions. The use of specially selected exercises of the Program in accordance with the proposed sequence, dosage and methodological recommendations makes it possible to effectively improve the technical skills of athletes, as well as to develop the stability of high-quality performance of compositions by implementing the performed «series» of recommended tasks.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОК - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ЖЕНСКИХ ГРУПП, ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ 13-19 ЛЕТ»

DOI 10.53742/1999-6799/1_2022_28

УДК: 796.417.2

ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АКРОБАТОК - ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ЖЕНСКИХ ГРУПП, ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ 13-19 ЛЕТ

В.А. Кузьменко, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики, H.H. Пилюк, доктор педагогических наук, профессор, Н.В. Береславская, кандидат педагогических наук, доцент, Е.А. Ерёмина кандидат педагогических наук, доцент, Л.В. Жигайлова кандидат педагогических наук, доцент.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: 8111151@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. В составе женских групповых упражнений принимают участие три девушки («верхняя», «средняя», «нижняя») в следующих возрастных категориях: 11-16 лет, 12-18 лет, 13-19 лет, 14 и старше.

Техническое мастерство спортсменок, специализирующихся в женских групповых упражнениях («исполнение»), определяется качеством и сложностью выполняемой композиции, которая в данном виде спорта оценивается спортивными судьями по амплитуде движений, технической точности, «чистоте» выполнения групповых и индивидуальных соревновательных действий.

В связи с тем, что вопросы модернизации технической подготовленности спортсменок, специализирующихся в женских группах, недостаточно полно освещены в научно-методической литературе, а молодые тренеры не вооружены передовыми методиками, данное исследование является своевременным и актуальным для эффективной подготовки спортивного резерва в данном виде спорта.

Цель исследования - разработать программу совершенствования технической подготовленности высококвалифицированных акробаток, специализирующихся в женских групповых упражнениях.

Методы исследования: анализ научно-методи-

ческой литературы, протоколов соревнований и видеоанализ соревновательных программ, который осуществлялся по видеоматериалам Кубка России по спортивной акробатике 2021 года.

Результаты проведённого исследования. С помощью метода видеоанализа были выявлены технические ошибки, допускаемые спортсменками при выполнении балансовых (5-45%) и динамических (5-55%) упражнений, что позволило их ранжировать и классифицировать. Предлагаемая Программа построена на основе: а) направленного развития технических навыков, б) совершенствования специальной выносливости и в) повышения работоспособности акробаток высокой квалификации, что обеспечивает стабильность и надёжность выполнения соревновательных композиций.

Выводы. Применение специально подобранных упражнений Программы в соответствии с предлагаемой последовательностью, дозировкой и методическими рекомендациями позволяет эффективно совершенствовать техническое мастерство спортсменок, а так же нарабатывать стабильность качественного выполнения композиций, путём реализации выполняемых «серий» рекомендованных заданий.

Ключевые слова: спортивная акробатика, женские группы, соревновательные упражнения, технические ошибки, балансовые упражнения, динамические упражнения, амплуа спортсменок.

Для цитирования: Кузьменко В.А., Пилюк Н.Н., Бе-реславская Н.В., Ерёмина Е.А., Жигайлова Л.В. Программа совершенствования технической подготовленности высококвалифицированных акробаток - представительниц женских групп, возрастной категории 13-19 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика.

- 2022. - № 1. - С. 28-34.

For citation: Kuzmenko V., Pilyuk N., Bereslavskaya N., Eremina E., Zhigailova L. Program for improving the technical training of highly qualified acrobats-representatives of women's groups, age category 13-19 years. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport

- Science and Practice.], 2022, no 1, pp. 28-34 (in Russian).

Актуальность. В условиях высокой конкуренции среди спортсменок, выступающих по программе женских групповых акробатических упражнений, и периодической реновацией правил соревнований Международной федерацией гимнастики, происходит постоянная модернизация процесса тренировочной и соревновательной деятельности, определяющим фактором которой является уровень технической подготовленности спортсменок. Согласно правилам соревнований по виду спорта «спортивная акробатика» существенно возросли требования к техническому выполнению как балансовых, так и динамических элементов. В этой связи нам представляется возможным представить разработанную программу совершенствования технической подготовленности акробаток высокой квалификации, специализирующихся в женских групповых упражнениях [3, 6].

Результаты исследования. Для современной спортивной акробатики характерна творческая направленность бригады тренеров и относительно быстрая смена элементов и «связок», являющихся технической составляющей соревновательных программ. Многообразие новых элементов, построений и перестроений предопределяет в системе подготовки спортсменок смещение акцентов с одной технической группы упражнений на другую, а также диктует повышенные требования к уровню подготовленности и исполнительского мастерства акробаток.

Предварительное проведённое исследование [Кузьменко В.А. с соавторами, 2021], позволило определить содержание соревновательных композиций (основные элементы и элементы повышенной сложности) акробаток высокой квалификации в женских групповых упражнениях в возрастной категории 13-19 лет и классифицировать технические ошибки в зависимости от характера выполняемого упражнения.

Для балансового упражнения:

1. «Тремор» - неустойчивость «нижнего» и/или «среднего» во время выполнения балансового элемента;

2. «Ноги выше/ниже идеальной позы» - положение ног, не соответствующее заявленному в рекомендациях для оценки исполнения, и указанному в рекомендациях правил соревнований;

3. «Потеря натянутости» - потеря амплитуды во время выполнения элемента (стоп, ног, рук, спины)

Для динамического упражнения:

1. «Кривой бросок» - отклонение от правильного направления (траектории) броскового элемента

2. «Шаги при ловле» - неустойчивое положение спортсменок во время приземления

3. «Недостаток амплитуды» - недокрут или перекрут при поворотах, сальто, пируэтов, требующий определённой помощи партнёра(ов) для завершения [5,8].

БАЛАНСОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АКРОБАТОК

1

uAJip опят - f |] L\i ei Kf » «чДкрабяткв imn» иАк^блтея bf|F\HHfh>

Г

Тремор LJLM'II »KI 11 if и ; г.!. Lj [Е.ЦЙЛ.зьншо положения

Рисунок 1. Ошибки при выполнении балансовых элементов в женских группах в зависимости от амплуа спортсменок

динамически*: элементы акробаток

т

«Акроолшц средвЕЁ» « л к атк ¡с II и лги н г»

Шагицрылоый '

КрпсоЛ йросок

« Ль роолтк Я-вФрХ п 8*»

у 1 1 1 Г

Недостаток амплитуды

Рисунок 2. Ошибки при выполнении динамических упражнений в женских группах в зависимости от

амплуа спортсменок

Задача дальнейшего исследования заключалась в дифференциации ошибок техники, допускаемых высококвалифицированными спортсменками в зависимости от их амплуа (рисунки 1, 2).

Предварительно проведённые исследования позволили разработать программу, способствующую снижению количества сбавок в соревновательной оценке, а также повысить стабильность и надёжность выполнения соревновательных программ, которые остаются ценными составляющими успешного выступления в спортивной акробатике. С целью устранения выявляемых ошибок осуществлялся подбор специальных средств, методов и методических приёмов для их ликвидации, основанные на следующих рекомендациях:

1. При выполнении балансовых упражнений увеличить объем выполняемых элементов и продолжительность их фиксации. При этом для совершенствования достаточно 10-20 повторений, а при обучении - 30 и более повторений.

2. Выполнять бросковые элементы сериями (выполнение всех элементов в упражнении без пауз между ними), при этом следует учитывать, что точность движений снижается, если частота пульса опускается ниже 80 ударов в 1 мин, поэтому выполнять броски следует при рабочей частоте сердечных сокращений (160-180 уд/мин).

3. Вести учёт информации о количестве и характере допускаемых ошибок, а также о способах их устранения по следующей форме: ошибки, способ устранения, количество повторений, количество успешных попыток.

4. Для улучшения специальной выносливости предлагается выполнять контрольный подход упражнения 2 раза подряд под музыкальное сопровождение.

5. Для устранения и профилактики ошибок использовать следует приёмы идеомоторной тренировки. Отсутствие чётких двигательных представлений при мысленном воспроизведении элемента или фрагмента комбинации свидетельствует о возможных ошибках в этом звене [7].

В тренировочном процессе целесообразно чаще моделировать соревновательную обстановку, так как соревновательный опыт позволяет осознанно корректировать допущенные ошибки, вносимые в ощущения эмоциями и приводящие к нарушению техники движений.

Упражнения в предлагаемой нами программе совершенствования технической подготовки были разработаны на основе анализа тренировочного процесса сильнейших спортсменок Российской Федерации, беседы с тренерами и личного спортивного опыта (таблица 1).

Основываясь на изучении соревновательных упражнений и анализа бесед с тренерами, спортсменами и специалистами, нами была разработана программа технической подготовки для высококвалифицированных акробаток [1]. Вышеизложенную программу технической подготовки для акробаток высокой квалификации, специализирующихся в женских группах, рекомендуется выполнять во время специальной разминки, в паузах между подходами для выполнения музыкально-спортивных композиций или после окончания совместной работы в группе.

Таблица 1.

Программа технической подготовки акробаток высокой квалификации, выступающих по программе женских групповых упражнений с учетом классификации ошибок и амплуа

Ошибка

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

БАЛАНСОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ «Акробатки-верхние»

0

1

ошибка эталон

1) И.П. - стойка на руках на «акробатических стоялках» (1-2 - «Мексиканка»; 3-4 - И.П.)

3 раз

Упражнение выполняется непрерывно с фиксацией 3 секунды в «Мексиканке», сопровождается контролем партнёра, или касанием ног барьера, стоящего на подходящей высоте для сохранения правильного положения.

2) Упражнение 1 с использованием отягощений, которое крепиться на ногах (300 г)

3) Упражнение 1 в условиях подходящей для элемента опоры (руках/ ногах нижних)

о

т у

н я

я р

1) И.П. - упор углом вне (1 - стойка силой; 2 - стойка на руках; 3-4 - И.П.)

2) И.П. - упор углом вне на «акробатических стоялках» (1 - стойка силой; 2 - стойка на руках; 3 - «Мексиканка»; 4 - И.П.)

5 раз

5 раз

Элемент выполнятся 5 раз подряд без схода на пол

Элемент выполнятся 5 раз подряд без схода на пол в умеренном темпе

3) Выполнение упражнения 1 и 2 с использованием приспособлений, затрудняющих условия балансирования

спортсменок (пружинящие «акробатические стоялки»)

БАЛАНСОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ «Акробатки-нижние»

Тремор 1) «Увеличение длительности выполняемых элементов в 2 раза» 5 раз по 6 с Элемент выполняется минимум 6 секунд или более, если нижние меняют базовое построение, а также если верхняя делает более 1 статического положения

2) Выполнение элементов «сериями» 5 серий Засчитываются серия в том случае, если все элементы выполнены правильно

3) «Серии» с танцевальными движениями 5 серий Засчитываются серия в том случае, если все элементы выполнены правильно

ДИНАМИЧЕСКИЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ «Акробатки-верхние»

д

туд

о д

е

1) И.П. - верхняя лежа на полу в группировке, нижняя стоя лицом к ногам верхней, взявшись за голени верхней (1 - приподнять верхнюю (25-30 см); 2-3 - 2 пружинящих движения вперёд-назад; 4 - И.П.)

2) И.П. - нижние стойка ноги врозь лицом друг к другу, верхняя лежа на спине на предплечьях нижних (1 - нижние полуприсед; 2 - бросок, верхняя в группировке; 3 - ловля в темпе счёт 1; 4-7 - повторять; 8 - И.П.)

5 раз

5 раз

Во время пружинящих движений, верхняя должна сохранять положение группировки

Выполнять с максимальной высотой Каждый раз следить за правильным положением в полете

ДИНАМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ «Акробатки-нижние»

Кривой бросок 1) И.П. - нижние стойка ноги врозь лицом друг к другу, взявшись за руки верней (1-2 - с «качели» бросок верхней вверх; 3-4 - приземление) 5 раз По сигналу нижние одновременно отпускают руки, для правильной траектории полета «Верхней»

2) Упражнение 1 с утяжелителями на поясе верхней

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ «Акробатки-верхние»

е я 5 раз При приземлении контролировать четкую фиксацию верхней без схождений

л в о л и р п и г а 1) И.П. - нижние стойка ноги врозь лицом друг к другу, взявшись за руки верхней (1-2 - с «качели» бросок верхней вверх; 3-4 - приземление; 5-8 - нижние отпускают руки, верхняя стоит на месте)

Ш 2) И.П. - стоя на возвышенности (1 - соскок вниз; 2-3 - фиксация приземления) 5 раз Соскок выполнять в определенное место, без схождений

«Акробатки-нижние»

1) При выполнении динамических элементов фиксировать конечное положение не менее 3 с. 5 раз Во время паузы не делать дополнительных шагов

2) То же с танцевальными движениями до и после элемента

Заключение.

В ходе предварительных исследований [Кузьменко В.А. с соавторами, 2021] были выявлены технические ошибки, допускаемые спортсменками при выполнении балансовых (5-45%) и динамических (5-55%) упражнений. Это позволило ранжировать и классифицировать характерные технические ошибки спортсменок при выполнении соревновательных композиций в женских групповых акробатических упражнениях, знания которых способствовали разработке программы совершенствования технической подготовленности гимнасток в акробатических «тройках» с учётом выполняемых функций. Предлагаемая Программа построена на основе: а) направленного развития технических навыков,

б) совершенствования специальной выносливости и

в) повышения работоспособности акробаток высокой квалификации, что обеспечивает стабильность и надёжность выполнения соревновательных композиций.

Применение специально подобранных упражнений Программы в соответствии с предлагаемой последовательностью, дозировкой и методическими рекомендациями позволяет эффективно совершенствовать

техническое мастерство спортсменок, а так же нарабатывать стабильность качественного выполнения композиций, путём реализации выполняемых «серий» рекомендованных заданий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анцыперов В.В. Изучение двигательной деятельности нижних партнеров женских пар в спортивной акробатике на этапе специализированной подготовке / В.В Анцыперов, Н.Л. Горячева, В.В. Трифонов, И.В. Гордеев // Современные проблемы науки и образования. - Пенза, 2016. - № 2. - 181 с.

2. Кузьменко В.А. Характеристика технических ошибок соревновательных программ акробаток высокой квалификации в женских групповых упражнениях / В.А. Кузьменко, Н.Н. Пилюк, Н.В. Береславская, Е.А. Еремина, Л.В. Жигайлова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар: КГУФКСТ, 2021. - № 4. - С. 14-18.

3. Пилюк Н.Н. Техническая подготовка спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивной акробатике / Н.Н. Пилюк, Л. В. Жигайлова, С. В. Шукшов, В. В. Тронев // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-препо-

давательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2018. - № 1. - С. 59-60.

4. Садовски Е. Компоненты структуры технической подготовки акробатов / Е. Садовски, В.А. Болобан // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №9. - С. 19-23.

5. Свод правил по спортивной акробатике 2017-2020. -ФИЖ.: 2017. - 41с.

6. Скрипников А.П. Особенности технической подго-

товки в спортивной акробатике / А.П. Скрипников // Сфера знаний: вопросы науки в интерпретации современного образовательного процесса: сборник научных трудов. - Казань: 2018. - С. 221-224.

7. Сомык И.И. Применение ментальных методов в технической подготовке акробатов / И.И. Сомык, Б.Г. Меньшин, П.П. Поздеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 426-429.

8. Федерация спортивной акробатики России: [сайт]. -URL: https://www.acrobatica-russia.ru/.

PROGRAM FOR IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED ACROBATS-REPRESENTATIVES OF WOMEN'S GROUPS, AGE CATEGORY 13-19 YEARS

V. Kuzmenko, Senior lecturer ofthe Department ofTheory and Methods of Gymnastics,

N. Pilyuk, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

N. Bereslavskaya, Candidateof Pedagogical Sciences, Associate Professor,

E. Eremina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

L. Zhigailova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161, Budyonny Str., Krasnodar, 350015, Russia; e-mail: 8111151@mail.ru.

Annotation.

Relevance. As part of the women's group exercises, three girls («upper», «middle», «lower») take part in the following age categories: 11-16 yea rs old, 12-18 years old, 1319 years old, 14 and older.

The technical skill of female athletes specializing in women's group exercises («performance») is determined by the quality and complexity of the composition performed, which in this sport is evaluated by sports judges according to the amplitude of movements, technical accuracy, «purity» of group and individual competitive actions.

Due to the fact that the issues of modernization of the technical readiness of female athletes specializing in women's groups are not fully covered in the scientific and methodological literature, and young coaches are not armed with advanced techniques, this study is timely and relevant for the effective preparation of the sports reserve in this sport.

The purpose of the study is to develop a program to improve the technical readiness of highly qualified acrobats specializing in women's group exercises.

Research methods: analysis of scientific and methodological literature, competition protocols and video analysis of competitive programs, which was carried out based on video materials of the Russian Cup in Sports acrobatics in 2021.

The results of the study. Using the method of video analysis, technical errors made by athletes when performing balance (5-45%) and dynamic (5-55%) exercises were identified, which allowed them to be ranked and classified. The proposed Program is based on: a) the directed development of technical skills, b) the improvement of special endurance and c) improving the performance of highly qualified acrobats, which ensures the stability and reliability of performing competitive compositions.

Conclusions. The use of specially selected exercises of the Program in accordance with the proposed sequence, dosage and methodological recommendations makes it possible to effectively improve the technical skills of athletes, as well as to develop the stability of high-quality performance of compositions by implementing the performed «series» of recommended tasks.

Keywords: sports acrobatics, women's groups, competitive exercises, technical errors, balance exercises, dynamic exercises, the role of athletes.

References:

1. Ancyperov V.V., Goryacheva N.L., Trifonov V.V., Gordeev I.V. Acrobatics at the stage of specialized training. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. Penza, 2016, no. 2, 181 p. (in Russian)

2. Kuz'menko V.A., Pilyuk N.N., Bereslavskaya N.V. [et al.] Characteristics of technical errors of competitive programs of highly qualified acrobats in women's group exercises. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice]. KSUFKST, 2021, no. 4, pp. 14-18. (in Russian)

3. Pilyuk N.N., ZHigajlova L.V., SHukshov S.V., Tronev V.V.Technical training of highly qualified athletes specializing in sports acrobatics. Materialy nauchnoj i nauchno-metodicheskoj konferencii professorsko-

prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstven-nogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Materials of the Scientific and Scientific-Methodical Conference of the Teaching Staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism], 2018, no. 1, pp. 59-60. (in Russian)

4. Sadovski E., Boloban V.A. Components of the structure of technical training of acrobats. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2003, no. 9, pp. 19-23. (in Russian)

5. Svod pravil po sportivnoj akrobatike 2017-2020 [Code of rules on sports acrobatics 2017-2020]. FIG.: 2017, 41 p. (in Russian)

6. Skripnikov A.P. Features of technical training in sports acrobatics. Sfera znanij: voprosy nauki v interpreta-cii sovremennogo obrazovatel'nogo processa : sbornik nauchnyh trudov [Sphere of Knowledge: Questions of Science in the Interpretation of the Modern Educational Process: a Collection of Scientific Papers]. Kazan: 2018, pp. 221-224. (in Russian)

7. Somyk 1.1., Men'shin B.G., Pozdeeva P.P. Application of mental methods in technical training of acrobats. Uchenyezapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2020, n 3 (181), pp. 426-429. (in Russian).

8. Federaciya sportivnoj akrobatiki Rossii [Russian Sports Acrobatics Federation]. Available at: https://www.acro-batica-russia.ru/.

Поступила / Received 19.01.2022

Принята в печать / Accepted 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.