Научная статья на тему 'ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ'

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ / СОДЕЙСТВИЕ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / СИСТЕМА СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссаров Александр Анатольевич

В статье рассмотрена проблема недостаточного развития инструментов содействия российско-китайской торговле в современных условиях. Предложен перспективный инструмент содействия торговле - программа развития таможенного сотрудничества России и КНР. В качестве элементов такого инструмента разработаны концепция программы, механизм ее реализации и методика оценки эффективности. Концепция программы представляет собой сценарий формирования системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок товаров - комплексный инструмент содействия торговле, обеспечивающий однократность представления участниками внешнеэкономической деятельности документов и сведений и применения форм таможенного контроля таможенными органами стран отправления и назначения. Механизм реализации программы основан на развитии и распределении функций существующих институтов и субъектов сотрудничества, связанных с разработкой и практической реализацией элементов системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок, что обеспечивает высокий уровень организации взаимодействия субъектов без создания дополнительных институтов сотрудничества. Методика оценки эффективности реализации программы позволяет рассчитать и сопоставить реальный и потенциальный эффекты содействия торговле в результате формирования системы сквозного таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комиссаров Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS COOPERATION DEVELOPMENT PROGRAMME AS A PROMISING INSTRUMENT FOR FACILITATING RUSSIAN-CHINESE TRADE

The problem of insufficient development of instruments for facilitating Russian-Chinese trade is examined in the article. A promising tool for facilitating trade is proposed - a programme for the development of Customs cooperation between the Russian Federation and P.R. China. The concept of the programme, the mechanism for the implementation of the programme and the methodology for assessing the effectiveness of the implementation of the programme have been developed as elements of the proposed tool. The concept of the programme has been developed as a scenario for the formation of end-to-end customs control system over the supply chain of goods, which is a comprehensive tool for facilitating trade and ensuring the single submission of documents and information by participants in foreign economic activity and the application of customs control forms by the Customs administrations of the countries of departure and destination. The programme implementation mechanism is based on the development and distribution of the functions of existing institutions and subjects of cooperation related to the development and practical implementation of the elements of end-to-end customs control system in the supply chain, which ensures a high level of organization of interaction between subjects without creating additional institutions of cooperation. The methodology for evaluating the effectiveness of the programme implementation allows to calculate and compare the real and potential effects of trade facilitation as a result of the formation end-to-end customs control system.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ТОРГОВЛЕ»

для цитирования

Иванов И. А. Предварительные этапы расследования контрабанды оружия массового поражения // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 143-152.

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_02_152

программа развития таможенного сотрудничества как перспективный инструмент содействия российско-китайской торговле

А. А. Комиссаров1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена проблема недостаточного развития инструментов содействия российско-китайской торговле в современных условиях. Предложен перспективный инструмент содействия торговле - программа развития таможенного сотрудничества России и КНР. В качестве элементов такого инструмента разработаны концепция программы, механизм ее реализации и методика оценки эффективности. Концепция программы представляет собой сценарий формирования системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок товаров - комплексный инструмент содействия торговле, обеспечивающий однократность представления участниками внешнеэкономической деятельности документов и сведений и применения форм таможенного контроля таможенными органами стран отправления и назначения. Механизм реализации программы основан на развитии и распределении функций существующих институтов и субъектов сотрудничества, связанных с разработкой и практической реализацией элементов системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок, что обеспечивает высокий уровень организации взаимодействия субъектов без создания дополнительных институтов сотрудничества. Методика оценки эффективности реализации программы позволяет рассчитать и сопоставить реальный и потенциальный эффекты содействия торговле в результате формирования системы сквозного таможенного контроля.

Ключевые слова: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, российско-китайская торговля, содействие взаимной торговле, таможенное сотрудничество, программа развития таможенного сотрудничества, система сквозного таможенного контроля.

customs cooperation development programme as a promising instrument for facilitating russian-chinese trade

A. A. Komissarov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The problem of insufficient development of instruments for facilitating Russian-Chinese trade is examined in the article. A promising tool for facilitating trade is proposed - a programme for the development of Customs cooperation between the Russian Federation and P.R. China. The concept of the programme, the mechanism

© Комиссаров А. А., 2022

for the implementation of the programme and the methodology for assessing the effectiveness of the implementation of the programme have been developed as elements of the proposed tool. The concept of the programme has been developed as a scenario for the formation of end-to-end customs control system over the supply chain of goods, which is a comprehensive tool for facilitating trade and ensuring the single submission of documents and information by participants in foreign economic activity and the application of customs control forms by the Customs administrations of the countries of departure and destination. The programme implementation mechanism is based on the development and distribution of the functions of existing institutions and subjects of cooperation related to the development and practical implementation of the elements of end-to-end customs control system in the supply chain, which ensures a high level of organization of interaction between subjects without creating additional institutions of cooperation. The methodology for evaluating the effectiveness of the programme implementation allows to calculate and compare the real and potential effects of trade facilitation as a result of the formation end-to-end customs control system.

Keywords: Russian Federation, P. R. China, Russian-Chinese trade, facilitation of mutual trade, Customs cooperation, Customs cooperation development programme, end-to-end customs control system.

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной сферой реализации национальных внешнеэкономических интересов Российской Федерации (РФ) в двустороннем экономическом сотрудничестве с Китайской Народной Республикой (КНР) является взаимная торговля, что во многом обусловлено масштабами и сложившейся динамикой торгово-экономического сотрудничества [1].

Устойчивое развитие российско-китайской торговли позволяет говорить о возможности достижения к 2024 г. цели увеличения взаимного товарооборота до 200 млрд. долл. США, поставленной лидерами двух стран [2].

Устойчивому развитию российско-китайской торговли способствовали быстрые и сопоставимые темпы роста экспорта и импорта товаров, что обеспечило сбалансированность взаимной торговли. Сбалансированность взаимной торговли благоприятно сказывается на перспективах торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР, придает ему взаимовыгодный характер и позволяет рассматривать экспорт РФ в КНР в качестве важнейшего фактора развития взаимной торговли.

Наряду с ростом общего объема экспорта РФ в КНР, во взаимной торговле наблюдается тенденция к увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта. В частности, в период 2018-2020 гг. доля несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта РФ в КНР выросла с 19,66 до 30,03% при сокращении доли сырьевых товаров с 71,51 до 62,06%. Анализ динамики и структуры несырьевого неэнергетического экспорта РФ в КНР на уровне укрупненных товарных групп показал преобладание тенденции к росту его объема, распространившейся на группу продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, группу металлов и металлических изделий, группу продукции химической промышленности и каучука, группу машин, оборудования и транспортных средств [3].

В связи с высоком потенциалом роста объема товарооборота и несырьевого неэнергетического экспорта РФ в КНР возникает объективная необходимость реализации инструментов содействия взаимной торговле.

Анализ применяемых инструментов содействия взаимной торговле выявил их ограниченные возможности в поддержке несырьевого неэнергетического экспорта РФ в КНР, что связано в первую очередь с недостаточным развитием инструментов двустороннего таможенного сотрудничества [2, 4, 5, 6].

Ряд проектов, совместно реализуемых в последние годы Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (ГТУ КНР), свидетельствует об устойчивом развитии таможенного сотрудничества и о его ориентации на формирование системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок товаров в рамках российско-китайской торговли [7, 8, 9]. Однако отдельные проекты направлены на создание элементов системы сквозного контроля, а не самой системы. Поэтому эффекты содействия торговле значительно уменьшаются вследствие ограниченного потенциала самих проектов и отсутствия возможности их реализации в рамках формирования системы сквозного контроля.

Рассматриваемая проблема определяет актуальность разработки и реализации инструментов комплексного развития таможенного сотрудничества РФ и КНР, направленных на увеличение эффектов содействия взаимной торговле путем формирования системы сквозного таможенного контроля.

В статье представлены результаты исследования, в рамках которого в качестве основного перспективного инструмента содействия российско-китайской торговле предлагается программа развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле. В качестве задач по формированию указанного инструмента определены:

1) создание концепции программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле;

2) разработка механизма реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле;

3) разработка методики оценки эффективности реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле.

концепция программы развития таможенного сотрудничества рф И кнр в сфере содействия взаимной торговле

Концепция исходит из объективной обусловленности развития таможенного сотрудничества целями содействия взаимной торговле и формирования системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок (рис. 1). В связи этим программа развития таможенного сотрудничества представлена в ней одновременно в трех аспектах:

1) назначение - инструмент содействия взаимной торговле;

2) содержание - инструмент формирования системы сквозного таможенного контроля;

3) форма - инструмент комплексного развития таможенного сотрудничества.

В единстве вышеуказанных аспектов в концепции проводится обоснование элементов, подлежащих включению в программу. Обоснование начинается с определения национальных внешнеэкономических интересов РФ и КНР, целей развития двустороннего экономического сотрудничества РФ и КНР, целей содействия взаимной торговле. В результате выполнения начального этапа обоснования формируется содержание программы (макроэлемент 1 на рис. 1), представляющее собой систему иерархически упорядоченных целей, задач, этапов и мероприятий программы. Содержание программы позволяет реализовать первый этап процесса построения системы сквозного таможенного контроля, заключающийся в определении сценария формирования указанной системы.

На следующем этапе на основе содержания программы и элементов ее обоснования определяются требуемые функции по реализации программы, потенциальные институты и субъекты сотрудничества. В результате их сопоставления и взаимной адаптации обосновывается механизм реализации программы (макроэлемент 2) как система функций, институтов и субъектов. В дальнейшем механизм позволит реализовать выбранный сценарий формирования системы сквозного таможенного контроля (этап 2 на рис. 1).

На основе сформированного механизма реализации программы определяется базовый набор подходов, методов, показателей, моделей, источников данных и методик оценки эффективности реализации программы. Их более детальный анализ позволяет обосновать процедуру оценки эффективности реализации программы (макроэлемент 3) в качестве системы процедур по выполнению отдельных этапов оценки и целевых значений эффективности реализации программы. Включенная в программу процедура позволит оценить степень реализации сценария формирования системы сквозного таможенного контроля (этап 3 на рис. 1) и в целом завершить процесс формирования указанной системы. Согласно предлагаемой концепции после определения процедуры оценки эффективности программа развития таможенного сотрудничества РФ и КНР считается разработанной.

механизм реализации программы развития таможенного сотрудничества рф И кнр в сфере содействия взаимной торговле

В целях реализации разработанной программы предложен механизм, изображенный на рис. 2. Механизм базируется на общей технологической схеме реализации программы развития, предусматривающей мероприятия по проведению научно-исследовательских работ (НИР) с целью сравнения таможенных операций РФ и КНР, опытно-конструкторских работ (ОКР) с целью разработки элементов системы сквозного контроля за цепью поставок, по экспериментальному внедрению и практической реализации результатов ОКР, оценке эффективности реализации разработок.

Функции по выполнению мероприятий распределены в механизме между институтами и субъектами реализации программы и включают:

1) утверждение решений по вопросам реализации программы Подкомиссией по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств РФ и КНР (Подкомиссия) [10];

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Г _______ ч-,

Национальные внешнеэкономические интересы Рост несырьевого неэнергетического экспорта РФ в КНР Недостаточное содействие взаимной торговле РФ и КНР Необходимость комплексного развития ^ таможенного сотрудничества РФ и КНР . путем формирования системы сквозного [_ таможенного контроля J

ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ

ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

?

По назначению По форме

По содержанию

ОБОСНОВАНИЕ МАКРОЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ

Национальные интересы РФ ;

и КНР, цели развития ¡_ экономического сотрудни- ; чества РФ и КНР, цели содействия взаимной торговле

Требуемые функции по реализации программы, потенциальные институты и субъекты сотрудничества

Подходы, методы, показатели, модели, данные и методики оценки эффективности реализации программы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ И КНР В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ

МАКРОЭЛЕМЕНТ 1. Содержание программы

Система целей, задач, этапов и мероприятий программы

МАКРОЭЛЕМЕНТ 2. Механизм реализации программы

Система функций, институтов и субъектов реализации программы

ч/

МАКРОЭЛЕМЕНТ 3. Оценка эффективности реализации программы

Система процедур оценки и целевых значений эффективности реализации программы

СООТВЕТСТВИЕ МАКРОЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ ЭТАПАМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЭТАП 1. Определение сценария формирования системы сквозного контроля

ЭТАП 2. Реализация сценария формированния системы сквозного контроля

ЭТАП 3. Оценка степени реализации сценария формирования системы сквозного контроля

Рис. 1. Концепция программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле

2) комплексную экспертизу и межгосударственное согласование решений на заседаниях специальной рабочей группы Подкомиссии с участием представителей

национальных таможенных служб, объединений участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и научно-производственных организаций;

3) совместную организацию исполнения решений национальными таможенными службами - ФТС России и ГТУ КНР;

Подкомиссия по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств РФ и КНР утверждает: / технические задания и отчеты по НИР, ОКР; / планы и отчеты по экспериментальному внедрению и реализации результатов ОКР; / результаты оценки эффективности Г реализации программы; / решения по дальней шей реализации программы

МТУ"1

УТВЕРЖДЕНИЕ РЕШЕНИЙ

Рабочая группа подкомиссии в сфере совершенствования процедур таможенного оформления и таможенного у контроля обеспечивает комплексную экспертизу и межгосударственное согласование:

/ технических заданий "ЦТ

и отчетов по НИР, ОКРл / планов и отчетов по ! экспериментальному внедрению и реализации результатов ОКР; / результатов оценки эффективности реализации программы; / решений по дальнейшей реализации программы

гл

Национальные таможенные службы

/ разрабатывают проекты технических заданий на НИР, ОКР; / разрабатывают проекты планов по экспериментальному внедрению и реализации результатов ОКР, эффективности ^ реализации программы; / разрабатывают проекты решений по дальнейшей реализации программы; организуют деятельность рабочей группы

Подчиненные таможенные органы

/ оказывают практическую помощь научно-экспертным организациям;

/ внедряют результаты ОКР;

/ реализуют результаты ОКР;

/ исполняют другие решения

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОГЛАСОВАНИЕ РЕШЕНИЙ

Национальные объединения участников ВЭД

участвуют в комплексной экспертизе:

!___ЛЯ / технических заданий

I—и отчетов по НИР, ОКР; ^„¡..1/ планов и отчетов по экспериментальному внедрению и реализации результатов ОКР; / результатов оценки эффективности реализации программы; / решений по дальнейшей реализации программы

Национальные научно-производственные организации

/ проводят НИР, ОКР; / готовят отчетные ч документы по НИР, ОКР;

/ сопровождают внедрение и реализацию результатов ОКР; / участвуют в исполнении других решений

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОКР

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НИР И ОКР

ЭКСПЕРТИЗА РЕШЕНИЙ

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РФ И КНР

Рис. 2. Механизм реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле

4) совместное исполнение решений по проведению НИР и ОКР национальными научно-производственными организациями;

5) совместное исполнение решений по реализации результатов ОКР таможенными органами, подчиненными ФТС России и ГТУ КНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функционирование механизма заключается в последовательном выполнении институтами и субъектами своих функций в процессе реализации мероприятий программы и принятия решений о дальнейшей реализации программы в зависимости от результатов выполнения функций, что показано на рис. 2 линиями прямых и обратных связей институтов и субъектов.

методика оценки эффективности реализации программы развития таможенного сотрудничества рф И кнр в сфере содействия взаимной торговле

Для выполнения оценки эффективности реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле предложена методика, представленная на рис. 3.

Положенный в основу методики подход к оценке эффективности базируется на расчете показателей времени совершения таможенных операций, что позволяет объективно оценить эффекты содействия взаимной торговле.

Данные для расчета показателей среднего времени совершения таможенных операций формируются в методике на основе разработанной модели преобразования и интеграции данных таможенных документов о товарной партии с данными о времени операций электронного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в странах отправления и назначения.

Логическая схема методики состоит в сравнении требуемого и фактического уровней эффективности реализации программы. Требуемый уровень эффективности установлен в интервале 85-100%, что соответствует общепринятому представлению о допустимой величине отклонения фактических показателей от плановых (прогнозных) [11].

Фактический уровень эффективности реализации программы определяется в методике на основе соотношения реального и потенциального эффектов содействия торговле. Потенциальный эффект содействия торговле определяется как разница между фактическим средним временем таможенных операций до реализации программы и минимально возможным средним временем, достигаемым в результате формирования системы сквозного контроля. Реальный эффект определяется как разница между фактическим средним временем совершения таможенных операций до и после реализации программы.

Алгоритм методики представляет собой последовательность этапов определения требуемого уровня эффективности реализации программы, формирования необходимых данных и расчета показателей фактического среднего и минимально возможного времени совершения таможенных операций, оценки на их базе

потенциального и реального эффектов содействия взаимной торговле и эффективности реализации программы в целом.

ЭТАП 2. Формирование данных для расчета показателей времени совершения таможенных операций до реализации программы развития таможенного сотрудничества

' Этап 2.1. Формирование данных о времени операций электронного взаимодействия . в стране отправления

Этап 2.2. Формирование данных о времени операций электронного взаимодействия в стране назначения

Этап 2.3. Преобразование > и интеграция данных о времени операций цепи поставки

ЭТАП 3. Расчет потенциального эффекта содействия взаимной торговле в результате формирования системы

сквозного контроля за цепью поставок

''Этап 3.1. Расчет фактического\ среднего времени совершения операций до реализации программы

Этап 3.2. Расчет минимально

возможного времени совершения операций при системе сквозного контроля

Этап 3.3. Расчет потенциального эффекта содействия взаимной торговле

ЭТАП 4. Формирование данных для расчета фактического среднего времени совершения таможенных операций после реализации программы развития сотрудничества

' Этап 4.1. Формирование данных о времени операций электронного взаимодействия в стране отправления ^

Этап 4.2. Формирование данны:

о времени операций электронного взаимодействия в стране назначения

Этап 4.3. Преобразование и интеграция данных о времени операций цепи поставки

ЭТАП 5. Расчет реального эффекта содействия взаимной торговле в результате реализации программы развития

таможенного сотрудничества

Этап 5.1. Расчет фактического среднего времени совершения операций после реализации программы развития сотрудничества

Этап 5.2. Расчет реального эффекта содействия N. взаимной торговле в результате реализации ) программы развития сотрудничества

ЭТАП 6. Оценка эффективности реализации программы развития сотрудничества

'Этап 6.1. Расчет фактического\ уровня эффективности реализации программы

ч_У

Этап 6.2. Сравнение фактического и требуемого уровней эффективности реализации программы

Этап 6.3. Оценка эффективности реализации программы

Рис. 3. Методика оценки эффективности реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле

заключение

Результаты проведенного исследования показали, что перспективным инструментом содействия российско-китайской торговле может стать программа развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле.

Основой такой программы является ее концепция. В концепции представлен вариант системного содержания программы одновременно в качестве инструмента содействия взаимной торговле (аспект назначения программы), инструмента формирования системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок товаров в рамках российско-китайской торговли (аспект содержания программы), инструмента комплексного развития таможенного сотрудничества РФ и КНР (аспект формы программы).

Разработанная концепция учитывает национальные внешнеэкономические интересы РФ и КНР, цели развития двустороннего экономического сотрудничества РФ и КНР и содействия взаимной торговле, последовательно развивает их положения на основе определения принципов формирования системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок.

В концепции структура программы развития таможенного сотрудничества представлена в виде трех укрупненных элементов: содержание программы, механизм реализации программы и оценка эффективности реализации программы. Такая структура отражает этапы процесса формирования системы сквозного таможенного контроля, что создает условия для ее создания.

В соответствии с разработанной концепцией в исследовании предложен механизм реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле.

Ключевая роль в механизме принадлежит национальным таможенным службам (ФТС России и ГТУ КНР), организующим непрерывный технологический процесс принятия и исполнения решений по вопросам реализации программы, функционирование которого зависит от результатов выполнения своих функций институтами и субъектами реализации программы.

Предложенный механизм создает условия для эффективной реализации программы за счет выполнения и рационального распределения необходимых функций между институтами и субъектами сотрудничества, использования широких возможностей, создаваемых существующими форматами и институтами сотрудничества. Преимуществом механизма является включение в состав субъектов всех сторон, участвующих в процессах принятия и исполнения решений по вопросам сотрудничества и заинтересованных в их реализации.

В качестве обоснования макроэлемента программы и заключительного этапа формирования системы сквозного таможенного контроля автором разработана методика оценки эффективности реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле.

Алгоритм методики построен на расчете и сравнении фактического среднего и минимально возможного времени совершения таможенных операций цепи

поставки до и после реализации программы, что становится возможным в результате интеграции и преобразования данных о товарной партии с данными о времени операций электронного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами стран отправления и назначения, а также определения ожидаемой продолжительности этапа совершения таможенных операций в стране отправления в результате формирования системы сквозного контроля.

Разработанная методика позволяет решить задачу оценки эффективности реализации программы развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия взаимной торговле с необходимой степенью объективности, точности, детализации, оперативности и автоматизации на базе информационных систем таможенных органов РФ и КНР.

В совокупности предложенные концепция, механизм и методика позволят разработать программу развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в качестве комплексного инструмента содействия взаимной торговле путем формирования системы сквозного таможенного контроля за международной цепью поставок товаров, включающей совокупность взаимосвязанных между собой национальных систем таможенного контроля и обеспечивающей значительное сокращение времени и упрощение порядка совершения таможенных операций за счет перехода к однократному представлению унифицированных документов и сведений участниками ВЭД, устранения их повторной проверки с использованием системы управления рисками таможенного органа отправления (на основе взаимного признания результатов оценки рисков между таможенными службами РФ и КНР), устранения повторного применения форм таможенного контроля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Комиссаров А. А. Внешнеэкономические интересы России и Китая в двустороннем сотрудничестве: проблемы и рекомендации // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 4. С. 2487-2500.

2. Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Определение перспективных механизмов таможенного сотрудничества России и Китая // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 17-27.

3. Данные таможенной статистики внешней торговли [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 15.05.2022).

4. Национальный проект (программа) «Международная кооперация и экспорт» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/info/35564/ (дата обращения: 15.05.2022).

5. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17.05.2018 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/direction/ trade/soglashenie-s-kitaem.php (дата обращения: 15.05.2022).

6. Лисица А. А. Направления развития российско-китайского таможенного сотрудничества в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 138-146.

7. Протокол между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля от 22.10.2013 (совершено в г. Пекине).

8. Протокол о внесении изменений в Протокол между ФТС России и ГТУ КНР о взаимном признании результатов таможенного контроля от 22.10.2013 (совершено в г. Пекине в сентябре 2015 г.).

9. Соглашение между ФТС России, ГТУ КНР и Главным таможенно-налоговым управлением Монголии о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров от 23.06.2016 (совершено в г. Ташкенте).

10. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2022).

11. Расчет оценки качества управления доходами бюджета (приложение № 3 к Порядку проведения Министерством финансов РФ мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 18.06.2020 № 112н) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2022).

Информация об авторе

Комиссаров Александр Анатольевич - начальник отдела международного сотрудничества, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: +7 (495) 500-13-36, e-mail: aa.komissarov@cus-toms-academy.ru.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Комиссаров А. А. Программа развития таможенного сотрудничества как перспективный инструмент содействия российско-китайской торговле // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 152-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.