перспективы и возможности субъектов РФ: сб. материалов VI Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием / Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. Красноярск: СФУ, 2020. С. 681-684.
3. Демина Л. Н. Автоматическая регистрация и автоматизированный выпуск электронных транзитных деклараций / Л. Н. Демина, Д. Э. Батуева // Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ: сб. материалов VI Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием / Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. Красноярск: СФУ, 2020. С. 671-674.
УДК 334
DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-112-119
А. А. ЛИСИЦА
Опыт российско-китайского приграничного таможенного сотрудничества по стабилизации цепочек поставок в условиях пандемии COVID-19
Статья посвящена вопросам приграничного взаимодействия таможенных органов России и Китая, направленного на сохранение и развитие региональных цепочек поставок в условиях пандемии COVID-19. Проведен анализ технологических и таможенных инструментов, обеспечивающих содействие перемещению региональных торговых потоков, обобщен опыт формирования механизма приграничного сотрудничества таможенных администраций, обеспечивающий оптимизацию эпидемиологического контроля, разработаны рекомендации по повышению эффективности процедур таможенного контроля с целью повышения пропускной способности пунктов пропуска.
Ключевые слова: приграничное таможенное сотрудничество, Китай, пандемия СО'УТО-19, глобальные цепочки поставок.
A. A. LISITSA
Experience of Russian-Chinese Near-border Customs Cooperation to Stabilize Supply Chains in the Context of the COVID-19 Pandemic
The article is devoted to the analysis of the practice of near-border interaction between the customs authorities of Russia and China, aimed at preserving and developing regional
ЛИСИЦА Анна Анатольевна, аспирант Российской таможенной академии, заместитель начальника таможенного поста ДАПП Полтавка Уссурийской таможни ДВТУ
Научный руководитель - Бойкова Майя Владимировна, канд. педаг. наук, доцент, заведующая кафедрой управления Российской таможенной академии.
supply chains in the context of the COVID-19 pandemic. The technological and customs tools that facilitate the movement of regional trade flows are analyzed, the experience of the formation of a mechanism for near-border cooperation of customs administrations which ensures the optimization of epidemiological control is summarized, recommendations for improvement of the effectiveness of customs control procedures in order to improve the capacity of checkpoints are developed.
Keywords: near-border customs cooperation, China, COVID-19 pandemic, global supply chains.
Всемирная таможенная организация (ВТамО) объявила 2021 годом объединенных усилий таможенного сообщества по выходу из глобальной пандемии, поддержки людей и бизнеса путем укрепления глобальных цепочек поставок, укрепления сотрудничества, использования технологии и помещения интересов людей в центр процесса трансформации (Customs bolstering Recovery, Renewaland Resilience for a sustainable supply chain) [5, с. 1].
Опираясь на рекомендации по торговле ВТамО [13] и Международного валютного фонда (МВФ) [2] о надлежащем обращении с грузами во время стихийных бедствий и международным перевозкам в условиях COVID-19, таможенные администрации России и Китая успешно применяют предлагаемые концепции комплексного трансграничного подхода к управлению товарными потоками, включающие координацию действий заинтересованных приграничных ведомств, управление информацией, применение передовых технологий и взаимодействие с бизнесом.
Российско-китайское таможенное сотрудничество имеет многолетнюю историю, обусловленную внешнеэкономической стратегией обеих стран в отношении друг друга, логикой развития политических и экономических процессов, а также мировыми торгово-экономические трендами последних лет: увеличением доли несырьевого экспорта, участием в глобальных торговых цепочках создания стоимости, развитием территорий за счет использования возможностей внешней торговли и евроазиатского транзита. Товарооборот между странами за последние 20 лет увеличился в 13 раз - до 111,5 млрд долл. США в 2019 году [11].
Основные направления таможенного взаимодействия двух государств обозначены в Межправительственном соглашении о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 [8] и определяются целями сотрудничества, указанными в ст. 2 Межправительственного соглашения:
- облегчение и ускорение перемещения товаров и пассажиров между двумя государствами;
- предотвращение, расследование и борьба с нарушениями таможенного законодательства;
- обеспечение точного исчисления таможенных пошлин, налогов и сборов, взимаемых при ввозе и вывозе товаров;
- обмен опытом и информацией в области таможенного дела. Пандемия оказала сдерживающее воздействие на российско-китайские экономические связи, многие форматы взаимодействия оказались приостановленными. По данным Главного таможенного управления КНР (ГТУ КНР), объем торговли
между двумя странами в 2020 г. снизился и составил 107,7 млрд долл. США, что на 2,9 % меньше показателя 2019 г.
Приоритетным направлением взаимодействия ФТС России с ГТУ КНР в период пандемии стало приграничное таможенное сотрудничество, целями которого являются: формирование трансграничного пространства доверия в части проведения эпидемиологического контроля; поддержка национальной экономики; обеспечение целостности цепей поставок товаров первой необходимости и продовольствия; восстановление объемов торговли до докризисного уровня (рис. 1).
Пакет мер по стабилизации взаимной торговли России и Китая формировался на всех институциональных уровнях приграничного сотрудничества. Ключевой площадкой межведомственного диалога ФТС России и ГТУ КНР является российско-китайская группа по региональному сотрудничеству Подкомиссии по таможенному сотрудничеству, созданной в соответствии с Протоколом от 17.06.2009 к Соглашению о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27.06.1997. Координация приграничных контактов осуществляется Управлением таможенного сотрудничества ФТС России и региональными таможнями ГТУ КНР. Непосредственное сотрудничество реализуют Региональные таможенные управления (РТУ), оперативные таможни ФТС России, региональные таможни ГТУ КНР, отделы по борьбе с контрабандой ГТУ КНР соответственно. Таможенное взаимодействие на местном уровне осуществляют приграничные таможенные органы России и таможни ГТУ КНР. С учетом ограничений СОУШ-19 на всех уровнях сложившейся системы сотрудничества в 2020-2021 гг. стороны поддерживали диалог посредством информационных технологий.
о.
<и 5
<и 5
о
га £
о
о
0
1
ш
.0 ф
ф Ф
К ф
ч:
9 ц
0 н
1
о
ф
Ф й о
к
о ш о ш
ГО
* ё
0 О.
1 ^ Ш ц
? г?
ГО Ф
0
1
Национальные меры по борьбе с кризисом ООУЮ-19 Защита общества
Защита личного состава
Поддержка экономики и обеспечение целостности цепей поставок
Содействие трансграничному перемещению гуманитарной помощи и товаров первой необходимости
.
<и 5
<и 5
<и
Рис. 1. Цели и направления российско-китайского приграничного таможенного сотрудничества в условиях пандемии
Пакет мер, обеспечивающих содействие перемещению трансграничных торговых потоков в условиях пандемии COVID-19, включает следующие технологические и таможенные инструменты:
1) разработку сценариев бесперебойного функционирования жизненно важных международных цепочек поставок в зависимости от фактической численности должностных лиц таможенных органов, участвующих в совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;
2) координацию симметричных превентивных и профилактических мер: дистанцирование, обеспечение ношения персоналом индивидуальных средств защиты, сменности, ведение журналов учета контактирующих лиц, оборудование пунктов пропуска дезинфекторами и средствами защиты;
3) осуществление в сопредельном пункте пропуска в сотрудничестве с другими государственными органами на границе оперативного оповещения и совместных действий в случае выявления граждан, водителей транспортных средств с симптомами инфекции;
4) синхронизацию перемещения транспортных средств в иных пунктах пропуска в случае ограничения пропускной способности или остановки деятельности;
5) обеспечение безопасности перемещения товаров: санкционирование (или запрет) ввоза и вывоза товаров с учетом вводимых ограничений, эффективная коммуникация и отслеживание контрабанды и мошенничества;
6) расстановку приоритетов при прибытии и убытии транспортных средств с товарами первой необходимости и скоропортящихся товаров.
Приграничными таможенными органами России и местными таможнями Китая обеспечен режим «зеленого коридора» для импорта товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий пандемии, и продовольственных товаров [6]. Участникам проекта «Зеленый коридор» предоставляются следующие преимущества:
1) приоритетное перемещение грузовых транспортных средств на линии контроля, выделение отдельных полос следования транспортных средств в пунктах пропуска, приоритетная подача документов и сведений;
2) ускорение совершения таможенных процедур при прибытии и декларировании, первоочередной порядок совершения операций, связанных с завершением таможенного транзита и последующих операций;
3) внутренняя диспетчеризация по приоритетному приему деклараций;
4) отказ от применения (снижение частоты применения) отдельных форм таможенного контроля (в первую очередь физических досмотров и дублирования форм контроля);
5) выборочное применение мер по минимизации рисков при прибытии и таможенном декларировании за счет использования предварительной информации, информации о наличии риска от правоохранительных органов или операторов инспекционно-досмотрового комплекса, адресных риск-ориентированных операций по борьбе с контрабандой;
6) выпуск товаров до подачи декларации на товары в порядке оформления товаров, необходимых для ликвидации стихийных бедствий и гуманитарной помощи;
7) мониторинг сроков совершения таможенных операций, сбор и генерация данных о взаимной торговле [6].
В первом полугодии 2021 г. в результате усилий по стабилизации двухсторонней торговой деятельности экспорт КНР в Россию увеличился по сравнению с тем же периодом 2020 г. на 38,4 % и составил около 28,9 млрд долл. США. Импорт российских товаров и услуг вырос на 20,6 % - до 34,1 млрд долл. США [10].
В повестку 5-го раунда консультаций в рамках российско-китайского механизма по выявлению и снятию барьеров и ограничений в торговой и инвестиционной сферах (25 августа 2021 г.) были включены вопросы преодоления последствий глобальной пандемии и скорейшего восстановления объемов грузовых перевозок через пункты пропуска до докризисного уровня [1]. В рамках двухсторонних консультаций получены ответы китайской стороны по перечню идентифицированных российской стороной ограничений, в том числе по синхронизации режимов работы сопредельных пунктов пропуска Полтавка - Дуннин, Пограничный - Суй-фэньхэ, Краскино - Хуньчунь, Забайкальск - Маньчжурия. В указанных пунктах пропуска китайская сторона установила порядок приоритетного пропуска транспортных средств, груженных фруктами и овощами, а также временные ограничения на количество въезжающих транспортных средств (25-30 транспортных средств в день, что соответствует 25 % проектной пропускной способности). Стороны согласовали поэтапное снятие ограничений, а также комплекс дополнительных мер по стабилизации цепочек поставок. Китайская сторона обязалась активно проводить работу по оптимизации эпидемиологического контроля и повышению эффективности процедур таможенного контроля с целью повышения пропускной способности автомобильных пунктов пропуска: Суйфэньхэ - до 70 транспортных средств в одном направлении (48,6 % от докризисного уровня) и Дуннин -до 60 автомобилей в одном направлении (80 % от пропускной способности).
В целях увеличения грузооборота через указанные пункты пропуска, принято решение о применении дополнительных инструментов и технологий:
- вакцинации российских водителей перед въездом в КНР и представление китайским контрольным органам сертификата о вакцинации;
- предварительное информирование таможни КНР (за день до пересечения границы) о гражданах и транспортных средствах, следующих на въезд в КНР;
- проведение российскими транспортными кампаниями полной дезинфекции транспортных средств (включая кузов, его внутреннюю часть и автоприцеп), с предоставлением китайской стороне соответствующего сертификата о дезинфекции;
- использование формы перевозки «один автомобиль - два прицепа», предполагающей увеличение количества груженых транспортных средств.
Следует отметить, что приграничное таможенное сотрудничество России и Китая отличает последовательность и высокая степень взаимодействия на протяженной границе (4 209,3 км). В соответствии с Межправительственным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 27.01.1994 (далее - Соглашение о пунктах пропуска) в целях создания надлежащих условий для развития туризма и международной торговли согласовано установление на государственной границе между Россией и Китаем 25 пунктов пропуска (рис. 2).
Из 25 установленных пунктов пропуска действуют 16, не функционируют -9, в том числе: автомобильных пунктов пропуска - 11 (8 из которых функционируют); число смешанных пунктов пропуска - 9, действующие - 5; железнодорожные пункты пропуска - 3, в том числе работающих - 2; речной пункт пропуска - 1 (функционирующий); установлен 1 пешеходный пункт пропуска (не функционирует).
Рис. 2. Структура пунктов пропуска между Россией и Китаем (действующие/нефункционирующие) Сост. по: [4]
10 октября 2020 г. Правительство РФ утвердило новую Концепцию приграничного сотрудничества (далее - Концепция) [7], целями которой являются укрепление приграничных связей, совместная реализация инвестиционных проектов, создание трансграничных производственных кластеров, развитие международных транспортных коридоров, расширение двустороннего приграничного сотрудничества в период после пандемии.
Концепция составлена с учетом приоритетов, обозначенных в Стратегии пространственного развития России до 2025 года [9] и Национальном проекте «Международная кооперация и экспорт» [3].
Модернизация инфраструктуры пунктов пропуска, обеспечение их деятельности в режиме, комфортном для бизнеса и граждан, - важная часть Концепции. Мероприятия по реконструкции пунктов пропуска на российско-китайской границе планируются на 2021-2024 гг. и позволят, после снятия ограничений пандемии, увеличить их суточную пропускную способность, в том числе: АПП Кра-скино-Хуньчунь - с 88 до 750 единиц (в 8,5 раз); АПП Пограничный-Суйфэньхэ -со 144 до 1300 единиц (в 9,0 раз); АПП Турий Рог - Мишань - с 40 до 50 единиц (на 25 %); АПП Полтавка - Дунин - с 75 до 250 единиц (в 3,3 раза); АПП Мар-ково - Хулинь - с 35 до 576 единиц (в 16 раз); ЖДПП Пограничный - Суйфэньхэ -с 36 до 54 поездов (на 50 %); ЖДПП Махалино - Хуньчунь - с 11 до 17 поездов (на 55 %).
Реконструкция пунктов пропуска направлена, прежде всего, на интенсификацию отношений, инвестиционное, технологическое и инновационное взаимодействие, обмен компетенциями и знаниями, а также развитие инфраструктуры восточных регионов России.
Долгосрочные стратегические меры, направленные на расширение двустороннего приграничного таможенного сотрудничества в период после пандемии дополнили также решения, принятые по итогам прошедшей в июле 2021 года в режиме видеоконференции 26-й сессии совместной российско-китайской комиссии по границе (далее - Комиссия) [2]. Стороны договорились:
- о восстановлении движения через пункты пропуска Марково - Хулинь (автомобильный), Пашково - Цзятинь (смешанный);
- о создании новой трансграничной железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного пункта пропуска Приаргуньский вблизи автомобильного пункта пропуска Староцурухайтуйский - Хэйшаньтоу;
- о разработке проекта внесения изменений в Соглашение о пунктах пропуска от 27.01.1994 с целью организации пересечения государственной границы в пунктах пропуска Забайкальск - Манчжурия, Староцурухайский - Хэйшаньтоу, Краскино - Хунчунь и Пограничный - Суйфэньхэ физическими лицами на личном легковом автомобильном транспорте числом посадочных мест не более 8;
- о проработке технологической возможности поэтапного перехода приоритетных пунктов пропуска на семидневный круглосуточный режим работы;
- об ускорении подписания соглашения между правительствами России и Китая о совместном противодействии степным и лесным пожарам, утверждении проектов по сочленению противопаводковых сооружений, оказанию помощи при возникновении ЧС.
Подводя итоги необходимо отметить, что кризис, связанный с пандемией COVID-19, выявил барьеры и ограничения в российско-китайской таможенной логистике трансграничных поставок, обозначив необходимость расширения взаимодействия ФТС России и ГТУ КНР в области борьбы с нетрадиционными угрозами безопасности на всех уровнях таможенного сотрудничества. В условиях ограничения свободы перемещения товаров, транспортных средств, физических лиц, для сохранения и развития внешнеторговых связей России и Китая в рамках приграничного таможенного сотрудничества был задействован потенциал инноваций в таможенном администрировании.
Чтобы после пандемии не потерять динамику таможенного сотрудничества таможенных служб России и Китая, необходима дальнейшая цифровизация их диалога, пересмотр целей и принципов функционирования действующих проектов сотрудничества, актуализация технологических и организационных основ их реализации, расширение преимущества для бизнеса. В основу инноваций могут быть положены, в том числе гибкие технологические и таможенные инструменты, разработанные в рамках приграничного двустороннего таможенного администрирования перемещения товаров в период COVID-19.
Список литературы
1. Минэкономразвития обсудило с представителями Китая снятие барьеров в торговле и инвестиционной сфере / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/min ekonomrazvitiya_obsudilo_s_predstavitelyami_kitaya_snyatie_barerov_v_torgovle_i_ investicionnoy_sfere.html (дата обращения: 03.09.2021).
2. О двадцать шестой сессии совместной российско-китайской комиссии по границе. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/4813287 (дата обращения: 06.09.2021).
3. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (по сост. на 01.01.2021). URL: https://mintrans.gov.ru/storage/app/media/ lbs/2perechen-punktov-propuska-dlya-razmeshcheniya-na-sayt.pdf (дата обращения: 03.09.2021).
5. Послание Всемирной таможенной организации к Международному дню таможенника 2021 года. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/ global/pdf/about-us/intemational-customs-day/2021/icd_2021_message-from-the-wco-secretary-general_ru.pdf?db=web (дата обращения: 03.09.2021).
6. Протокол между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле от 27.03.2007. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. О Концепции приграничного сотрудничества в РФ: распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 № 2577-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74639793/ (дата обращения: 06.09.2021).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Москва, 3 сентября 1994 г.). URL: http://www.chinaruslaw. com/RU/CnRuTreaty/008/2011225220320_874706.htm (дата обращения: 04.09.2021).
9. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. URL: http:// static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 07.09.2021).
10. Товарооборот России и Китая за полгода вырос почти на 30 %. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4899127 (дата обращения: 06.09.2021).
11. Товарооборот России и Китая. URL: https://ru-stat.com/date-Y2019/RU/ trade/CN (дата обращения: 06.09.2021).
12. En-special-series-on-covid-19-priority-measures-for-customs-administrations. pdf. URL: https://www.imf.org/en/Publications/SPR0LLs/covid19-special-notes (дата обращения: 03.09.2021).
13. WCO Communique regarding the Coronavirus (COVID-19) outbreak World Customs Organization. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2020/ march/wco-communique-regarding-the-coronavirus-outbreak (дата обращения: 03.09.2021).