Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-COMMERCE / РОССИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малевич Юлия Валерьевна, Ворона Анастасия Александровна

В статье авторами проведен анализ тенденций на мировом рынке Интернет-торговли. Определены перспективы развития Интернет-торговли между Россией и Китаем и сотрудничества между таможенными службами этих стран как фактор увеличения e-Commerce

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малевич Юлия Валерьевна, Ворона Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCE BETWEEN THE RUSSIANDEVELOPMENT OF ELECTRONICFEDERATION AND THE PEOPLE’S

In the article the authors analyzed the trends in the global Internet commerce market. The prospects for the development of Internet commerce between Russia and China and cooperation between the customs services of these countries are determined as a factor in increasing e-Commerce

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

УДК 339

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ

Малевич Юлия Валерьевна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, декан факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности, заведующий кафедрой таможенного дела, д-р экон. наук, профессор, Почётный работник высшего профес-сиаонального образования Российской Федерации, e-mail: malevich.yu@unecon.ru

Ворона Анастасия Александровна

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры таможенного администрирования, канд. экон. наук, e-mail: anastasiya_o@ mail.ru

В статье авторами проведен анализ тенденций на мировом рынке Интернет-торговли. Определены перспективы развития Интернет-торговли между Россией и Китаем и сотрудничества между таможенными службами этих стран как фактор увеличения e-Commerce

Ключевые слова: e-Commerce; Россия; Китайская Народная Республика; торговля; таможенное сотрудничество

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COMMERCE BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: CUSTOMS ASPECT

Malevich Yuliya V.

Saint-Petersburg State University of Economics, Dean of the Faculty of Business, Customs and Economic Security, Head of the Department of Customs, Doctor of Economics, Professor, The Honourable Worker of the Higher Professional Education of the Russian Federation, e-mail: malevich.yu@unecon.ru

Vorona Anastasiya A.

North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Аdministration, Associate Professor of the Department of Customs Administration, Candidate of Economic Sciences, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

In the article, the authors analyzed the trends in the global Internet commerce market. The prospects for the development of Internet commerce between Russia and China and cooperation between the customs services of these countries are determined as a factor in increasing e-Commerce

Keywords: e-Commerce; Russia; People's Republic of China; trade; customs cooperation

Для цитирования: Малевич Ю.В., Ворона А.А. Развитие электронной торговли между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой: таможенный аспект // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2022. № 2 (82). С. 37-43.

В современном мире все общественные и технологические процессы претерпевают изменения, вызванные цифровизацией. Не является исключением и торговля товарами. Наличие спроса, политические и экономические преобразования проводят к увеличению товарооборота и развитию внешнеторговых связей между странами. Все это требует налаживать контакты и осуществлять обмен товарами, в том числе посредством трансграничной электронной торговли. Электронная торговля стала критически важной для современных розничных продавцов и поставщиков потребительских товаров. Рост электронной торговли и, как следствие, покупателей, пользующихся цифровыми технологиями, растет быстрыми темпами. Эти изменения привели к необходимости более тесного сотрудничества розничных продавцов и поставщиков товаров цифровой и электронной торговли.

Вопросам регулирования и развития Интер-

нет-торговли посвящены работы В.Ю. Диановой [1], Э.И. Никулина, К.А. Польщикова, В.В. Ломакина [2] и др. Бизнес-модели в современной Интернет-торговле рассмотрены в статье Ю.А. Дмитриева, С.Н. Мамедова, К.А. Нефедова [3], инновациям в Интернет-торговле, которые активно внедряются в настоящее время, посвящена статья И.А. Матюш-киной и О.С. Теплой [4]. Эти и другие теоретические подходы свидетельствуют об актуальности Интернет-торговли в современном мире.

Рынок мировой торговли меняется быстро -расширяется список товаров и услуг, ассортимент продукции. В настоящее время торговля товарами и услугами активно развивается и осуществляется через глобальную сеть Интернет, реализуется через сайты и через мобильные приложения.

На рис. 1 приведен статистический график, который отображает данные, предоставленные We Are Social и Hootsuite, в котором отражено количество Интернет-пользователей и пользователей

Рис. 1. Сравнительные данные о количестве пользователей сети Интернет, социальных сетей и мобильны телефонов, млрд человек [5]

социальных сетей от общего числа населения планеты (7,83 млрд) [5].

На графике видно, что Интернет-пользователей в мире 4,66 млрд человек (или 59,5 % от общего населения планеты), пользователей социальных сетей 4,22 млрд (или 53,6 %), владельцев современных мобильных телефонов - 5,22 млрд (66,6 %).

Определить возможный приток покупателей можно, составив прогноз, основанный на методе прогнозной экстраполяции, включающий в себя тенденции прошлых лет и текущие тенденции подключаемости новых пользователей к сети Интернет, в зависимости от показателя числа мирового населения (рис. 2).

Так, в 2010 г. количество пользователей сети Интернет составило 30 % от числа мирового населения, в 2014 г. - 41%, в 2017 г.- 48 %, а в начале

2021 г. - 59,5 %. Это значит, что ежегодно прирост пользователей составляет от 1,8 до 2,6 %, однако на сегодняшний день - не более 1,9 %. Прогнозируя возможный дальнейший приток пользователей в ближайшие два года видно, что цифра возрастет до 66 %, т.е. прибавка составит 6,5 % новых пользователей сети Интернет при достижении уровня мирового населения отметки в 8 млрд человек.

Следует отметить, онлайн-шоппинг в 2021 г. использовали в мире около 60 % Интернет-пользователей. По данным С1оЬа1ЖеЬ1пёех, три четверти пользователей (это люди от 16 до 64 лет) совершают покупки онлайн, чаще всего с мобильных устройств, благодаря таргетированной рекламе и различным рекомендациям. Самой популярной категорией является одежда, обувь, аксессуары, далее - бытовая техника и электроника, затем -

Рис. 2. Прогноз притока новых пользователей сети Интернет на основе метода прогнозной экстраполяции, млрд человек

товары повседневного пользования.

Активный переход на цифровые площадки свидетельствует об укреплении внутреннего рынка стран мира, об изменении привычек потребителя. Немаловажную роль в развитии такого сценария сыграла ситуация с пандемией СОУГО-19, заставив рынок максимально модернизироваться до современных стандартов, можно отметить, что влияние пандемии обусловлено тремя этапами:

1. Закрытием границ и ограничением перемещений внутри страны.

2. Объявлением пандемии.

3. Режимом самоизоляции, переходом на удаленную работу и дистанционное обучение.

Временные ограничения повлияли на увеличение зависимости людей от онлайн-сервисов, включая онлайн-покупки. Увеличение зависимости

пользователей от онлаин-покупок позволило мировой Интернет-торговле вырасти на 57 % за 3 квартал 2020 г., по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Ежегодный темп роста eCommerce за 20192021 гг. составил 25-30 %, повысив объем электронной торговли до 80 %. Данный показатель также обусловлен пандемией COVID-19, и если брать в расчет показатель оттока покупателей в традиционной торговле, он составил 10 % до пандемии и более 70 % в период пандемии.

На рис. 3 приведен график, отражающий динамику и прогноз eCommerce с 2010 по 2021 гг., также основанный на методе прогнозной экстраполяции. Как видно из графика, численность онлайн-покупателей во всем мире выросла за 11 лет с 1,1 до 2,14 млрд человек и, что вполне вероятно, может увеличиться до 2,7 млрд

Рис. 3. Динамика и прогноз е-Сошшегсе с 2010 по 2023 гг. на основе метода прогнозной экстраполяции [6]

человек к 2023 г. (за два года это будет возможный максимум). По сравнению с количеством подключаемых пользователей к сети Интернет данная динамика имеет низкий прирост численности. При другом возможном раскладе к 2023 г. прирост онлайн-покупателей может ежегодно падать на 15-20 % и по количеству не достигнет и 2,6 млрд человек в связи с изменением ситуации с пандемией СОУШ-19 в лучшую сторону, что приведет к возвращению небольшой части покупателей к традиционной торговле.

Данные графика свидетельствуют о ежегодном приросте продаж по всем категориям. Стоит заметить, что прогноз на 2023 г. также предполагает рост, причем резкий рост онлайн-покупателей становится общемировым трендом.

Какие же страны сейчас лидируют в е-Сош-шегсе, какие именно торговые площадки борются за лидирующие позиции в мировой торговле, как повлияла на Интернет-торговлю пандемия СОУШ-19 и каким образом будет развиваться

ситуация дальше? Чтобы ответить на данные вопросы следует определить топ пяти лидирующих стран в eCommerce (рис. 4) и сравнить их объемы продаж (табл. 1).

Исходя из данных, представленных на рис. 4 и в табл. 1 можно видеть, как сильно меняется динамика объема продаж пяти ведущих стран в eCommerce по годам.

Резкий рост числа заболевших, быстрое распространение ранее неизвестного вируса привело к закрытию на карантин многих предприятий как частных, так и государственных. В период всемирного локдауна популярными товарами как в традиционной торговле, так и в цифровой стали медицинские маски, медицинские перчатки и антисептические средства.

Категория «одежда, обувь, аксессуары» также осталась на лидирующих позициях, и, несмотря на перебои в поставках, проблемы со складами, болезнями сотрудников различных сфер, а также с перевозкой и хранением товаров, страны

Рис. 4. Топ пяти стран в e-Commerce по объему продаж за 2019-2021 гг., млрд долларов [7]

Таблица 1

Сравнительный анализ объема продаж лидирующих стран мира в e-Commerce [8]

2019 г. 2020 2021

Китай 1,93 трлн долл. 1,8 трлн долл. 2,8 трлн долл

США 586,92 млрд долл. 500,47 млрд долл. 843,15 млрд долл.

Великобритания 141,93 млрд долл. 83,83 млрд долл. 169,02 млрд долл.

Япония 115,40 млрд долл. 78,64 млрд долл. 144,08 млрд долл.

Южная Корея 103,48 млрд долл. 62,69 млрд долл. 120,56 млрд долл.

мира смогли преодолеть проблемы, вызванные общей паникой, наладить поставки и расширить свое влияние в eCommerce. Несмотря на крупные убытки гиганты электронной торговли Китая, США, Великобритании, Японии и Южной Кореи смогли пережить кризис и значительно увеличить объемы продаж в 2021 г.

Отслеживая динамику продаж (рис. 4), можно увидеть серьезную разницу между странами-лидерами. Незначительная разница между странами третьей-пятой позиций говорит о крепком лидерстве Китая и США в e-Commerce.

Стоит отметить, что сотрудничество между Китаем и Россией в области электронной коммерции изменилось с одностороннего на двустороннее: российские товары постепенно выходят на китайский рынок, и всё больше и больше российских товаров попадает в КНР. Объем трансграничной электронной торговли Китая за первое полугодие 2021 г. достиг 880 млрд юаней (более 136 млрд долл.). В годовом исчислении этот показатель вырос почти на 30 %; по данным таможенного управления Китая в период с января по июль 2021 г. товарооборот между Китаем и Россией превысил 75 млрд долл., в частности, китайский

экспорт в Россию составил более 34 млрд долл., а российский в Китай - около 41 млрд.

Среди партнеров Китая по строительству «Одного пояса и одного пути» Россия заняла первое место по объему электронной торговли с Китаем. Электронная торговля между Китаем и Россией развивается быстро, благодаря таким факторам, как взаимодополняемость наших экономик: развитая легкая промышленность в Китае, высокая доля одежды, обуви, бытовой техники и электроники в структуре китайского экспорта, сравнительно низкие цены на китайские товары, удобная система оплаты и хорошо развитая логистика [9].

К сожалению, под влиянием последствий текущей геополитической обстановки, связанной с Россией и Украиной, многие крупные торговые партнеры стран Евросоюза и Америки отказались сотрудничать с Россией из-за масштабных санкций. Перекрыто воздушное авиасообщение, многие зарубежные компании морских грузоперевозок отказываются сотрудничать с Россией, российские банки отрезаны от международных банковских систем, что не позволяет российским покупателям осуществлять транзакции зарубежным

интернет-магазинам.

В силу этого на сегодняшний день и до разрешения ситуации между Россией и Украиной единственным сильнейшим партнером Российской Федерации в электронной торговле является Китай. При всем при этом Российская Федерация существенно наращивает обороты в области электронной торговли со странами - членами Таможенного союза, с Китаем и Турцией.

В целях дальнейшего развития электронной торговли между Россией и Китаем видится необходимость налаживания взаимодействия между таможенными службами этих стран. На рис. 5 представлен механизм таможенного сотрудничества на основе взаимодействия и информационного

обмена в сфере совершенствования таможенного контроля между Федеральной таможенной службой России (ФТС России) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики

(гту КНР).

Речь идет о двух группах реализации механизма таможенного сотрудничества:

1. Реализуемые механизмы - механизмы, которые уже имеют правовую базу и опыт реализации.

2. Планируемые механизмы - механизмы, планируемые к реализации в ближайшие годы.

Механизм как таковой представляет собой вектор формирования сквозной системы государственного контроля за цепью поставок. Он регулируется некоторыми соглашениями,

Мсхиншм таможенного сотрудничества и информационною обмена и сфсрс совершенствования таможенного контроля между ФТС России и (ТУ КНР

--

Планируемые чехинтмы:

- автоматизированный обмен информацией о стоимости товаров:

- организация иредопруточных инспекций н> паров И J Kill'.

Реализуемые механизмы:

- обмен информацией при

таможенном контроле за контейнерными перечниками:

обмен информицней в области управления рисками;

- обмен информацией в области контроля та таможенной стоимостью.

Рис. 5. Механизм таможенного сотрудничества и информационного обмена в сфере совершенствования таможенного контроля между ФТС России и ГТУ КНР

обменом информацией между КНР и РФ, без чего нельзя было бы представить должных результатов и направлений развития.

Безусловно, обмен информацией между таможенными службами в отно-шении товаров электронной торговли (AliExpress, Alibaba), перемещаемых через таможенную границу, является одним из самых важных элементов сотрудничества. На основе тесного взаимодействия по обмену информацией обе страны имеют возможность осуществлять быстрый и качественный таможенный контроль, сокращая объем выполняемых операций в отношении товаров, подпадающих под таможенный контроль.

Контакты с таможенными органами Китайской Народной Республики осуществляются на центральном, региональном и территориальных уровнях на плановой основе. Одной из приоритетных задач между РФ и КНР является увеличение товарооборота до 200 млрд долл. к 2024 г.

Следует также отметить ряд направлений рабочих групп Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по

подготовке регулярных встреч глав правительств РФ и КНР:

1. Совершенствование порядка проведения таможенных операций и организации проведения таможенного контроля («зеленый коридор», взаимное признание результатов таможенного контроля, взаимное признание уполномоченных экономических операторов, обеспечение безопасности поставок при контейнерных перевозках).

2. Совершенствование таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве МПО.

3. Правоохранительная деятельность.

4. Таможенные платежи.

Проект по упрощению перемещения товаров «зеленый коридор» является важным источником при обмене информацией между РФ и КНР (рис. 6).

Участниками зеленого коридора определены:

- экспортеры,

- импортеры,

- таможенные службы.

Важно отметить, что экспортер или импортер (российский или китайский) должен быть добросовестным участником внешнеэкономи-

Китайский экспортер направляет документы и сведения в китайский таможенный орган

г

Проводится таможенный контроль, товару присваивается

уникальный идентификационный номер иСК

-I/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский таможенный орган сверяет иСЯ со свеленнямн в ДТ

И

Китайский экспортер заблаговременно направляет Ь'СН персво1Чнк>' н деклара1ггу

Рис. 6. Схема работы «зеленого коридора» между Россией и Китаем

В

ческой деятельности (ВЭД).

Если сведения, указанные в иСИ, соответствуют сведениям, заявленным в декларации, то участнику ВЭД предоставляются определенные преимущества.

Списки экспортеров и импортеров, участвующих в проекте «зеленый коридор», согласовываются с таможенными службами РФ и КНР заранее в рамках информационного обмена.

К преимуществам проекта «зеленый коридор» относятся:

1. Приоритеты в порядке совершения таможенных операций (при возможности).

2. Снижение частоты или неприменение отдельных форм таможенного контроля.

3. Выборочное применение мер по минимизации рисков при наличии предварительной информации.

4. Ускоренное таможенное оформление.

Участником проекта можно стать, оформив

заявку по специально установленной форме и направив ее в любой таможенный орган Сибирского таможенного управления. Далее заявка будет согласована с таможенными органами РФ и КНР, и при успешном согласовании участник ВЭД включается в проект.

Таким образом, применение экспортной китайской декларации в первую очередь позволит значительно ускорить проведение таможенного контроля, основываясь только на документальном контроле, снизит риск нарушения таможенного законодательства, а также позволит сократить время проведения фактического таможенного контроля и повысить эффективность работы пограничных зон таможенного контроля и таможенных постов.

качестве

в этой части сле-

вывода дует отметить:

5. Отсутствие необходимости проведения фактического таможенного контроля и сокращение временных затрат с одного рабочего дня до одного часа.

1. Применение документального контроля как основной формы тамо-женного контроля, основанной на предоставленных документах, декларации на товары и данных, представленных в экспортной китайской декларации на товар электронной торговли.

2. Увеличение объема трафика на пограничных с Китайской Народной Республикой зонах таможенного контроля и таможенных постах. Фактический таможенный контроль может быть применим к товарам, не проходившим фактический таможенный контроль на территории КНР, в случае отсутствия фиксированных данных в экспортной китайской декларации.

3. Снижение нагрузки на пограничные с КНР зоны таможенного кон-троля и таможенные посты, поскольку снижение частоты проведения фактического таможенного контроля позволит пропускать больше транспорта.

4. Возможность быстро и просто установить подлинность товара и его происхождение в электронном виде на основании данных, представленных в экспортной китайской декларации.

5. Гарантии безопасности товаров, движущихся по направлению «экспорт» со стороны КНР.

Безусловно, все вышесказанное будет способствовать ускорению прохождения товаров через границу, что положительно отразится на объеме перемещаемых товаров в рамках трансграничной электронной торговли.

* В статье используются результаты, полученные при выполнении выпускной квалификационной работы Я.С. Шахина, научный руководитель декан факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности, зав. кафедрой таможенного дела, д.э.н., профессор Ю.В. Малевич.

Библиографический список:

1. Ворона А.А., Дианова В.Ю. Регулирование трансграничной (внешней) электронной торговли как фактор развития товарооборота // Таможенное дело. 2022. № 1. С. 25-30.

2. Никулин Э.И., Польщиков К.А., Ломакин В.В. Сравнительный анализ развития Интернет-торговли России, Великобритании и США // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 1. С. 35-41.

3. Дмитриев Ю.А., Мамедов С.Н., Нефедова К.А. Интернет-торговля: динамика и перспективы развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. № 4 (100). С. 73-80.

4. Матюшкина И.А., Теплая О.С. Интернет-торговля и ее роль в современной экономике // Университет на пути к новому качеству науки и образования. 2020. С. 305-311.

5. Sostav / Global Figital 2022: ежегодный отчет об Интернете и социальных сетях - главные цифры. URL: https://clck.ru/eBdUV (дата обращения: 22.04.2020).

6. New Retail / Портал о розничной торговле и электронной коммерции. URL: https://new-retail.ru/ (дата обращения: 22.04.2020).

7. Глобальная статистика интернета и e-Commerce. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statist ika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 22.04.2020).

8. Статистика электронной коммерции. URL: https:// 99firms.com/blog/ecommerce-statistics/

9. Электронная торговля между Китаем и Россией развивается стремительными темпами. URL: https:// finance.rambler.ru/business/47153112/?utm_conten t=finance_media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 22.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.