74
раздел ЭКОНОМИКА
УДК 658 ББК 65.290
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
У.Р. Мусин
В статье проводится сравнительный анализ программы развития муниципального образования, разработанных на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан и концепции системы сбалансированных показателей; обосновывается необходимость применения системы сбалансированных показателей в качестве фундамента для разработки программ развития муниципальных образований.
В условиях продолжающихся преобразований в сфере местного самоуправления, необходимо отметить некоторые решенные задачи в деятельности муниципальных образований: завершен процесс разграничения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением и их финансовым обеспечением, муниципальные образования стали самостоятельными в реализации делегированных полномочий. Достигнутые, в результате проводимых реформ местного самоуправления цели, требуют качественного сопровождения, в связи с этим возрастает необходимость использования современных управленческих технологий для практической реализации предписанных полномочий муниципальных образований.
В настоящее время для органов местного самоуправления государство предоставляет возможность тесно укрепить стратегическое партнерство и определить точки роста в социально-
экономическом развитии муниципального образования с развертыванием национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье», «Развитие АПК». Органы местного самоуправления напрямую заинтересованы в социально-
экономическом развитии муниципальных образований, в создании новых рабочих мест, в высокой эффективности производства, а, значит, в высоком уровне образования населения и его здоровье. В связи с этим на органы местного самоуправления возлагается роль инициаторов по продвижению национальных проектов на местах путем проведения совещаний, конференций, публикаций в средствах массовой информации, предоставляющих бизнесу и населению более широкую информацию. На уровне муниципального образования органами местного самоуправления принимаются меры по реализации программных мероприятий в партнерстве с предпринимательством и населением, а также осуществляется основная организационная работа с оказанием административной помощи и поддержки.
Для результативного продвижения национальных проектов нужна тесная работа органов местного самоуправления с населением и бизнесом в данных направлениях, что позволит достигнуть общегосударственных целей, обозначенных в этих проектах. В этой связи у органов местного само-
управления возникает необходимость вновь разрабатывать программы развития муниципальных образований с учетом изменений в федеральном законодательстве и установленных национальных приоритетов, либо производить значительные корректировки в существующих программах развития.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что достаточно серьезной проблемой является способность органов местного самоуправления успешно разрабатывать и воплощать программы развития и достигать поставленных целей. При этом основной причиной большинства неудач является не низкое качество самих программ развития, а многочисленные ошибки в их реализации - в первую очередь, несогласованность программ развития муниципальных образований с федеральными и региональными программами, а также с оперативными планами и текущей деятельностью муниципалитета.
Одной из современных технологий управления в разработке и реализации программы развития муниципального образования является использование системы сбалансированных показателей (ССП). Авторы концепции подчеркивают [2,С.42], что система сбалансированных показателей уже проявила себя достаточно гибкой и универсальной для применения в различных странах мира. Ее можно адаптировать, учитывая действующие специфические традиции, однако без существенных изменений в основе построения системы показателей.
Очевидным примером для изучения передового опыта служит разработанная модель стратегических карт системы сбалансированных показателей, описанная в работах Р. Каплана и Д. Нортона [2,3,4], являющихся методологической основой в создании и внедрении ССП для разработки и реализации программ развития муниципальных образований с учетом российской специфики.
ССП дает возможность органам местного самоуправления количественно описать процесс реализации программы развития муниципального образования, заполнить существующий разрыв между стратегическим развитием и ежедневной деятельностью муниципалитета.
Суть концепции ССП базируется на программно-целевом подходе. Состояние муниципального образования характеризуется набором показа-
Вестник Башкирского университета.2007.№1_______________________________________________75
телей, отражающих все существенные факторы, влияющие на благополучие муниципального образования и его жителей (включая нефинансовые). Особое внимание уделяется ключевым индикаторам, оказывающим влияние на критические сферы деятельности, а также на формулировку целей, обеспечивающих развитие муниципального образования и повышение эффективности деятельности местного самоуправления.
ССП переводит общие стратегические направления развития муниципального образования в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения целевых установок в рамках четырех взаимосвязанных аспектов деятельности: клиентской, финансовой, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития. Для каждого стратегического направления деятельности местного самоуправления с помощью четырех взаимосвязанных аспектов деятельности можно раскрыть и оценить соответствующие настройки, позволяющие
спрограммировать и создать оптимальную модель реализации программы развития.
В настоящее время структура и содержание разрабатываемых программ развития муниципальных образований явно недостаточна. Сравнительный анализ программ развития муниципальных образований, разработанных на основе типовой методики [1,5] и методологии системы сбалансированных показателей [6], позволил выявить различия, как в концептуальном аспекте, так и в содержательном характере.
Так, если первая программа направлена на решение экономических и социальных проблем, то программа, разработанная на основе системы сбалансированных показателей, нацелена не только на решение экономических и социальных проблем, но и на выявление «узких мест» в социальноэкономическом развитии муниципального образования и решении данных вопросов с учетом мнения
групп заинтересованных лиц, в том числе акцентируя внимание на повышении эффективности и прозрачности деятельности местной администрации.
Структуры рассматриваемых программ развития муниципальных образований между собой сильно разнятся. В программе развития, разработанной на основе методологии ССП, учитываются такие важные факторы, как исследование мнения местного населения в клиентской составляющей, в составляющей обучения и развития определяются знания и навыки сотрудников муниципального органа. На наш взгляд, слабым участком в разработке программы развития на основе методических рекомендаций [5] является неучастие потребителей программной продукции.
Традиционная система показателей программы развития полностью не отражает те аспекты развития муниципального образования, которые находятся в негативном состоянии и не способствует их выявлению, так как она дает стандартную картину произошедших изменений в работе минувшего периода. Система показателей должна быть подчинена задаче управления и целевого планирования социально-экономическими процессами. Традиционным способом оценки развития муниципального образования является оценка уровня промышленного и сельскохозяйственного производства и т. п., которая явно недостаточна и однобока.
Таким образом, в перечне показателей ограниченной рамками традиционной системы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования неправильно определяются стратегические цели с точки зрения обеспечения реальных мер по их достижению. На наш взгляд, в настоящее время необходимо строить программы развития муниципальных образований на базе системы сбалансированных показателей, позволяющую обогатить и совершенствовать традиционную методику разработки программ.
ЛИТЕРАТУРА
Постановление Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 25 января 1999 г. № 90.
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 304 с.
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой биз-не-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2004. - 416 с.
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 512 с.
Методические рекомендации по разработке Программы социально-экономического развития района, города Республики Башкортостан на 2005-2010 годы // Министерство экономического развития и промышленности Республики Башкортостан. - Уфа. - 2004. - 16 с.
Программа социально-экономического развития города Череповец на 2005 год.
1
2
3
4
5
Поступила в редакцию 31. 10.2006 г.