Научная статья на тему 'Программа развития муниципального образования'

Программа развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1438
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мусин У. Р.

В статье проводится сравнительный анализ программы развития муниципального образования, разработанных на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан и концепции системы сбалансированных показателей; обосновывается необходимость применения системы сбалансированных показателей в качестве фундамента для разработки программ развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL EDUCATION

In article is conducted benchmark analysis of the program of the development of the municipal education, designed on base of methodical recommendation of Ministry of the economic development and industry of the Republic Bashkortostan and concepts of the balanced scorecards; it is motivated the need of the using the balanced scorecards as foundation for development of the programs of the development of the municipal education.

Текст научной работы на тему «Программа развития муниципального образования»

74

раздел ЭКОНОМИКА

УДК 658 ББК 65.290

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

У.Р. Мусин

В статье проводится сравнительный анализ программы развития муниципального образования, разработанных на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан и концепции системы сбалансированных показателей; обосновывается необходимость применения системы сбалансированных показателей в качестве фундамента для разработки программ развития муниципальных образований.

В условиях продолжающихся преобразований в сфере местного самоуправления, необходимо отметить некоторые решенные задачи в деятельности муниципальных образований: завершен процесс разграничения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением и их финансовым обеспечением, муниципальные образования стали самостоятельными в реализации делегированных полномочий. Достигнутые, в результате проводимых реформ местного самоуправления цели, требуют качественного сопровождения, в связи с этим возрастает необходимость использования современных управленческих технологий для практической реализации предписанных полномочий муниципальных образований.

В настоящее время для органов местного самоуправления государство предоставляет возможность тесно укрепить стратегическое партнерство и определить точки роста в социально-

экономическом развитии муниципального образования с развертыванием национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье», «Развитие АПК». Органы местного самоуправления напрямую заинтересованы в социально-

экономическом развитии муниципальных образований, в создании новых рабочих мест, в высокой эффективности производства, а, значит, в высоком уровне образования населения и его здоровье. В связи с этим на органы местного самоуправления возлагается роль инициаторов по продвижению национальных проектов на местах путем проведения совещаний, конференций, публикаций в средствах массовой информации, предоставляющих бизнесу и населению более широкую информацию. На уровне муниципального образования органами местного самоуправления принимаются меры по реализации программных мероприятий в партнерстве с предпринимательством и населением, а также осуществляется основная организационная работа с оказанием административной помощи и поддержки.

Для результативного продвижения национальных проектов нужна тесная работа органов местного самоуправления с населением и бизнесом в данных направлениях, что позволит достигнуть общегосударственных целей, обозначенных в этих проектах. В этой связи у органов местного само-

управления возникает необходимость вновь разрабатывать программы развития муниципальных образований с учетом изменений в федеральном законодательстве и установленных национальных приоритетов, либо производить значительные корректировки в существующих программах развития.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что достаточно серьезной проблемой является способность органов местного самоуправления успешно разрабатывать и воплощать программы развития и достигать поставленных целей. При этом основной причиной большинства неудач является не низкое качество самих программ развития, а многочисленные ошибки в их реализации - в первую очередь, несогласованность программ развития муниципальных образований с федеральными и региональными программами, а также с оперативными планами и текущей деятельностью муниципалитета.

Одной из современных технологий управления в разработке и реализации программы развития муниципального образования является использование системы сбалансированных показателей (ССП). Авторы концепции подчеркивают [2,С.42], что система сбалансированных показателей уже проявила себя достаточно гибкой и универсальной для применения в различных странах мира. Ее можно адаптировать, учитывая действующие специфические традиции, однако без существенных изменений в основе построения системы показателей.

Очевидным примером для изучения передового опыта служит разработанная модель стратегических карт системы сбалансированных показателей, описанная в работах Р. Каплана и Д. Нортона [2,3,4], являющихся методологической основой в создании и внедрении ССП для разработки и реализации программ развития муниципальных образований с учетом российской специфики.

ССП дает возможность органам местного самоуправления количественно описать процесс реализации программы развития муниципального образования, заполнить существующий разрыв между стратегическим развитием и ежедневной деятельностью муниципалитета.

Суть концепции ССП базируется на программно-целевом подходе. Состояние муниципального образования характеризуется набором показа-

Вестник Башкирского университета.2007.№1_______________________________________________75

телей, отражающих все существенные факторы, влияющие на благополучие муниципального образования и его жителей (включая нефинансовые). Особое внимание уделяется ключевым индикаторам, оказывающим влияние на критические сферы деятельности, а также на формулировку целей, обеспечивающих развитие муниципального образования и повышение эффективности деятельности местного самоуправления.

ССП переводит общие стратегические направления развития муниципального образования в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения целевых установок в рамках четырех взаимосвязанных аспектов деятельности: клиентской, финансовой, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития. Для каждого стратегического направления деятельности местного самоуправления с помощью четырех взаимосвязанных аспектов деятельности можно раскрыть и оценить соответствующие настройки, позволяющие

спрограммировать и создать оптимальную модель реализации программы развития.

В настоящее время структура и содержание разрабатываемых программ развития муниципальных образований явно недостаточна. Сравнительный анализ программ развития муниципальных образований, разработанных на основе типовой методики [1,5] и методологии системы сбалансированных показателей [6], позволил выявить различия, как в концептуальном аспекте, так и в содержательном характере.

Так, если первая программа направлена на решение экономических и социальных проблем, то программа, разработанная на основе системы сбалансированных показателей, нацелена не только на решение экономических и социальных проблем, но и на выявление «узких мест» в социальноэкономическом развитии муниципального образования и решении данных вопросов с учетом мнения

групп заинтересованных лиц, в том числе акцентируя внимание на повышении эффективности и прозрачности деятельности местной администрации.

Структуры рассматриваемых программ развития муниципальных образований между собой сильно разнятся. В программе развития, разработанной на основе методологии ССП, учитываются такие важные факторы, как исследование мнения местного населения в клиентской составляющей, в составляющей обучения и развития определяются знания и навыки сотрудников муниципального органа. На наш взгляд, слабым участком в разработке программы развития на основе методических рекомендаций [5] является неучастие потребителей программной продукции.

Традиционная система показателей программы развития полностью не отражает те аспекты развития муниципального образования, которые находятся в негативном состоянии и не способствует их выявлению, так как она дает стандартную картину произошедших изменений в работе минувшего периода. Система показателей должна быть подчинена задаче управления и целевого планирования социально-экономическими процессами. Традиционным способом оценки развития муниципального образования является оценка уровня промышленного и сельскохозяйственного производства и т. п., которая явно недостаточна и однобока.

Таким образом, в перечне показателей ограниченной рамками традиционной системы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования неправильно определяются стратегические цели с точки зрения обеспечения реальных мер по их достижению. На наш взгляд, в настоящее время необходимо строить программы развития муниципальных образований на базе системы сбалансированных показателей, позволяющую обогатить и совершенствовать традиционную методику разработки программ.

ЛИТЕРАТУРА

Постановление Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 25 января 1999 г. № 90.

Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 304 с.

Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой биз-не-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2004. - 416 с.

Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 512 с.

Методические рекомендации по разработке Программы социально-экономического развития района, города Республики Башкортостан на 2005-2010 годы // Министерство экономического развития и промышленности Республики Башкортостан. - Уфа. - 2004. - 16 с.

Программа социально-экономического развития города Череповец на 2005 год.

1

2

3

4

5

Поступила в редакцию 31. 10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.