Научная статья на тему 'Анализ показателей сбалансированной системы (общий подход)'

Анализ показателей сбалансированной системы (общий подход) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов С. И.

Статья посвящена разработке общего подхода к анализу показателей сбалансированной системы (АПСС), который предполагает всестороннее, комплексное исследование стратегических аспектов хозяйственной деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей. Целью проведения АПСС является формирование аналитического обеспечения принятия стратегических управленческих решений, а важнейшими задачами сравнительная оценка, диагностика отклонений и прогнозирование показателей сбалансированной системы. АПСС включает в себя четыре основные направления: анализ финансовых показателей; анализ показателей, характеризующих взаимоотношения с клиентами; анализ показателей, характеризующих внутренние бизнес-процессы; анализ показателей, характеризующих обучение и развитие персонала. При этом взаимосвязь основных направлений и важнейших задач раскрывает сущность и отражает процесс проведения АПСС. По мнению автора статьи, именно АПСС позволит сформировать информационную базу стратегического менеджмента организации, соответствующую современным условиям рыночной экономики и позволяющую принимать наиболее эффективные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крылов С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей сбалансированной системы (общий подход)»

2(2) - 2008

Сбалансированная система показателей

анализ показателей сбалансированной системы (общий подход)

с.и. крылов,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета

Предлагаемая читателям публикация является своего рода логическим продолжением статьи «Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики» [6], опубликованной в журнале «Экономический анализ: теория и практика» № 24 за 2007 г., и посвящена разработке общего подхода к анализу показателей сбалансированной системы.

Анализ показателей сбалансированной системы (АПСС) предполагает всестороннее, комплексное исследование стратегических аспектов хозяйственной деятельности организации (предприятия,

фирмы, компании) на основе сбалансированной системы показателей (ССП).

Предмет АПСС — показатели сбалансированной системы и определяющие их факторы.

Объект АПСС — стратегический аспект хозяйственной деятельности организации.

Информационная база АПСС — ССП как совокупность параметров, всеобъемлюще характеризующих хозяйственную деятельность организации в условиях современной рыночной экономики: отдельных составляющих, ключевых проблем, стратегических целей, показателей и их значений, а также стратегических мероприятий (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Сбалансированная система показателей развития организации

Составляющая ССП Ключевая проблема Стратегическая цель Показатель целевое значение Стратегическое мероприятие

Финансы Какие цели необходимо поставить, исходя из финансовых ожиданий собственников и инвесторов?

Клиенты Какие цели относительно структуры и требований клиентов необходимо поставить для обеспечения достижения финансовых целей?

Окончание табл. 1

составляющая ссп ключевая проблема стратегическая цель Показатель целевое значение стратегическое мероприятие

Внутренние бизнес-процессы Какие цели относительно бизнес-процессов необходимо поставить для обеспечения достижения финансовых и клиентских целей?

Обучение и развитие персонала Какие цели относительно обучения и развития персонала необходимо поставить для обеспечения достижения финансовых и клиентских целей, а также целей внутренних бизнес-процессов?

Цель проведения анализа — формирование аналитического обеспечения принятия стратегических управленческих решений. Иными словами, АПСС может рассматриваться в качестве обеспечивающей функции стратегического менеджмента. Важнейшими задачами АПСС являются:

1. Сравнительная оценка показателей сбалансированной системы.

2. Диагностика отклонений показателей сбалансированной системы.

3. Прогнозирование показателей сбалансированной системы.

При этом все они взаимосвязаны между собой теснейшим образом, поскольку каждая последующая задача вытекает из предыдущей. Так, диагностика осуществляется на основе итогов сравнительной оценки показателей ССП, а их прогнозирование — с учетом результатов диагностики.

Сравнительная оценка показателей сбалансированной системы предполагает сопоставление их фактических и целевых значений, определение отклонений фактических от целевых значений показателей сбалансированной системы и качественную оценку этих отклонений (табл. 2). При

рис. 1. укрупненная блок-схема сбалансированной системы показателей

2(2) - 2008

Сбалансированная система показателей

Таблица 2

Сравнительная оценка показателей сбалансированной системы

Показатель сбалансированной системы целевое значение фактическое значение Отклонение Качественная оценка отклонения

абсолютное относительное, %

этом качественная оценка выявленных отклонений фактических значений показателей сбалансированной системы во многом зависит от их величины (табл. 3).

Таблица 3

Примерная качественная оценка отклонений фактических от целевых значений показателей ССП

Величина отклонения,% Качественная оценка отклонения

До ± 1 От ± 1 до ± 5 От ± 5 до ± 10 От ± 10 до ± 20 ± 20 и более Несущественное Существенное Значительное Серьезное Очень серьезное

Диагностика отклонений показателей сбалансированной системы имеет своей основой причинно-следственные связи, объединяющие показатели ССП в единое целое — сбалансированный комплекс результативных (общих) показателей и определяющих их факторов (факторов достижения результатов).

Общие показатели являются ключевыми показателями результатов, характерны для многих организаций и отраслей, рассматриваются в качес-

Результативные показатели финансовой составляющей ССП

Факторные показатели финансовой составляющей ССП

Результативные показатели клиентской составляющей ССП

Факторные показатели клиентской составляющей ССП

Результативные показатели составляющей внутренних бизнес-процессов ССП

Факторные показатели составляющей внутренних бизнес-процессов ССП

Результативные показатели составляющей обучения и развития персонала ССП

Факторные показатели составляющей обучения и развития персонала ССП

рис. 2. Блок-схема факторной модели показателей ССП в разрезе ее отдельных составляющих

тве базовых параметров (например, прибыльность, доля рынка, степень удовлетворенности клиента, сохранение клиентской базы, область компетентности персонала) и служат для отсроченной оценки. Факторы достижения результатов — это уникальные для каждой конкретной бизнес-единицы показатели опережающей оценки, отражающие ее стратегию (например, финансовые факторы прибыльности, сегменты рынка, в которых данная бизнес-единица конкурирует, особые цели составляющих внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала). Без них невозможно понять, как были достигнуты общие показатели. Кроме того, с помощью только общих показателей нельзя на ранних этапах оценить, насколько успешно реализуется стратегия организации. И, наоборот, факторы достижения результатов (например, длительность производственного цикла или доля брака, т. е. число дефектов на миллион изделий) без соответствующих показателей могут способствовать лишь краткосрочным улучшениям производственного процесса, но не отражают их влияния на состояние клиентской базы и, следовательно, финансовые результаты.

При этом результативные показатели более частных составляющих ССП (например, клиентской и внутренних бизнес-процессов) могут рассматриваться в качестве факторов, определяющих отклонения факторных показателей более общей составляющей (например, финансовой).

В процессе диагностики отклонений показателей сбалансированной системы выявляются факторы достижения результатов, оказавшие наиболее существенное влияние на отклонение общих, или результативных, показателей ССП, а также определяется его величина.

В самом общем виде блок-схема факторной модели показателей ССП представлена на рис. 2.

В соответствии с данной блок-схемой (см. рис. 2) фактор-

ная модель показателей сбалансированной системы включает в себя в качестве конечных (наиболее общих) показателей результативные показатели финансовой составляющей ССП и семь уровней определяющих их факторов:

• факторы 1 -го уровня: факторные показатели финансовой составляющей ССП;

• факторы 2-го уровня: результативные показатели клиентской составляющей и некоторые результативные показатели составляющей внутренних бизнес-процессов ССП;

• факторы 3-го уровня: факторные показатели клиентской составляющей и некоторые факторные показатели составляющей внутренних бизнес-процессов ССП;

• факторы 4-го уровня: некоторые результативные показатели составляющих внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала ССП;

• факторы 5-го уровня: некоторые факторные показатели составляющих внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала ССП;

• факторы 6-го уровня: некоторые результативные показатели составляющей обучения и развития персонала ССП;

• факторы 7-го уровня: некоторые факторные показатели составляющей обучения и развития персонала ССП.

По аналогии также могут быть выделены пять уровней факторов, определяющих отклонения результативных показателей клиентской составляющей ССП, три уровня факторов, определяющих отклонения результативных показателей составляющей внутренних бизнес-процессов ССП, и один уровень факторов, определяющих отклонения результативных показателей составляющей обучения и развития персонала ССП.

Результаты расчетов влияния факторных показателей на отклонение определяемых ими резуль-

тативных показателей сбалансированной системы представляются в форме таблицы (табл. 4).

По итогам расчетов делаются соответствующие выводы.

Прогнозирование показателей сбалансированной системы носит целевой характер и заключается в изначальном установлении или корректировке (при наличии объективных обстоятельств) целевых значений показателей сбалансированной системы и определении конкретных путей их достижения либо в разработке мероприятий, направленных на устранение возникших отклонений между фактическими и целевыми значениями показателей сбалансированной системы в будущем. При этом сначала прогнозируются общие (результативные) показатели, а затем уже на их основе — факторные показатели ССП.

Результаты прогнозирования показателей сбалансированной системы представлены в виде таблицы (табл. 5).

Методический инструментарий АПСС включает в себя совокупность способов (приемов, методов), обеспечивающих решение важнейших задач проведения анализа и соответственно достижение его цели.

При этом в качестве основных методических приемов, используемых АПСС, могут рассматриваться способы абсолютных, относительных и средних величин, сравнение, группировка, графический, табличный и балансовый способы, а также методы факторного, корреляционного и регрессионного анализа.

Принцип выполнения АПСС — принцип дедукции, предполагающий исследование сначала наиболее общих показателей сбалансированной системы, а затем — уже более частных. Он определяет общий порядок проведения и соответственно блок-схему АПСС (рис. 3).

Основными направлениями АПСС согласно приведенной выше блок-схеме являются: I. Анализ финансовых показателей (например,

прибыли от продаж, экономической добав-

Таблица 4

результаты расчетов влияния факторов на отклонение результативных показателей сбалансированной системы

результативный показатель ссП Абсолютное отклонение Влияния факторных показателей

1-го уровня 2-го уровня 7-го уровня

результаты прогнозирование показателей сбалансированной системы

Показатель сбалансированной системы фактическое значение целевое значение отклонение комментарий

абсолютное относительное, %

Таблица 5

2(2) - 2008

Сбалансированная система показателей

рис. 3. Блок-схема анализа показателей сбалансированной системы

ленной стоимости, рентабельности активов, рентабельности инвестиций).

II. Анализ показателей, характеризующих взаимоотношения с клиентами (в частности, удовлетворения потребностей клиентов, сохранения потребительской базы, привлечения новых клиентов, доходности, а также объема и доли целевого сегмента рынка).

III. Анализ показателей, характеризующих внутренние бизнес-процессы (например, процента продаж нового товара от общего объема реализации, внедрения нового товара в противовес конкурирующему или плановому продукту, возможностей производственного процесса, продолжительности разработки товара нового поколения, длительности производственного цикла, себестоимости, качества продукции, сроков выполнения заказа, расходов, связанных с оказанием послепродажных услуг, качества обслуживания, временного цикла — времени от момента поступления заявки до полного устранения поломки, скорости выставления счетов, времени погашения кредиторской задолженности клиентами).

IV. Анализ показателей, характеризующих обучение и развитие персонала (в частности, удовлетворенности работой персонала, текучести персонала, обучения, повышения квалификации). Взаимосвязь основных направлений и важнейших ззадач АПСС, раскрывающая его сущность и отражающая процесс проведения анализа, может быть представлена графически (рис. 4).

При этом каждое из основных направлений АПСС: финансовое, клиентское, внутренних бизнес-процессов, а также обучения и развития персонала — представляется сквозь призму его важнейших задач: оценки, диагностики и прогнозирования. Как показано на рис. 4, АПСС начинается со сравнительной оценки финансовых показателей и заканчивается прогнозированием показателей обучения и развития персонала.

Кроме того, если определить «места пересечения» основных направлений и важнейших задач как своего рода элементы, то из этих элементов АПСС может быть сформирована матрица (табл. 6).

Обозначив элементы матрицы через гу (г = I... IV,у = 1... 3), можно математически описать содержание АПСС с помощью следующей формулы:

где R — сумма всех элементов АПСС;

I — индекс обозначения основных направлений АПСС: I — анализа финансовых показателей, II — анализа клиентских показателей,

III — анализа показателей внутренних бизнес-процессов, IV — анализа показателей обучения и развития персонала;

У — индекс обозначения важнейших задач АПСС:

1 — сравнительной оценки показателей сбалансированной системы, 2 — диагностики отклонений показателей сбалансированной системы,

3 — прогнозирования показателей сбалансированной системы.

рис. 4. Взаимосвязь основных направлений и важнейших задач АПсс

Таблица 5

матрица элементов АПсс

Важнейшие задачи (j) основные направления (i) ^^^^ 1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Сравнительная оценка финансовых показателей Диагностика отклонений финансовых показателей Прогнозирование финансовых показателей

II Сравнительная оценка клиентских показателей Диагностика отклонений клиентских показателей Прогнозирование клиентских показателей

III Сравнительная оценка показателей внутренних бизнес-процессов Диагностика отклонений показателей внутренних бизнес-процессов Прогнозирование показателей внутренних бизнес-процессов

IV Сравнительная оценка показателей обучения и развития персонала Диагностика отклонений показателей обучения и развития персонала Прогнозирование показателей обучения и развития персонала

По мнению автора, предлагаемые матрица АПСС (см. табл. 6) и формула (1) могут рассматриваться соответственно как матричная и математическая модели, иллюстрирующие его состав и соответственно экономическое содержание в наиболее наглядной форме.

Таким образом, подводя черту под рассмотрением общего подхода к АПСС, необходимо отметить, что именно АПСС позволит сформировать информационную базу стратегического менеджмента организации, соответствующую современным условиям рыночной экономики и позволяющую принимать наиболее эффективные управленческие решения.

литература

1. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners; Пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478 с.

2. Каппан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 416 с.: ил.

3. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 320 с.: ил.

4. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 512 с.: ил.

5. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегическое единство: создание синергии с помощью сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2006. 384 с.: ил.

6. Крылов С. И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 24. С. 2 — 10.

7. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигнуть результатов, сохраняя целостность / Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 352 с.

8. ФридагХервиг Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Пер. с нем. М.: Омега-Л, 2006. 267 с.: ил., табл.

финансовая аналитика

проблемы и решения ' 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.