Основные разработчики программы.
• Заместитель директора по воспитательной работе Мухаметчина Е.К.
• Учитель истории и обществознания Абдрахимова Р.А.
ПРОГРАММА
патриотического интернационального воспитания учащихся
МАОУ «СОШ № 8 с углубленным изучением технологического профиля»
«Солнечный круг»
Основные разработчики программы.
Заместитель директора по воспитательной работе Мухаметчина Е.К. и учитель истории и обществознания Абдрахимова Р.А. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением технологического профиля», г. Мирный, ул. Вилюйская 7, индекс 678170. Контактный телефон 8(411-36) 3-42-51 School 8 [email protected]
Актуальность программы.
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. В настоящее время идут демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия включена в мировое сообщество. Все это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность, но к сожалению снижается уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, размыты нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторического наследия страны, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей. На бытовом уровне наблюдается элементы нетерпимости к национальным и религиозным различиям.
МАОУ «СОШ №8 с углубленным изучением технологического профиля» является многонациональной по составу контингента учащихся. В ней обучаются дети более 20 национальностей. Контингент школы постоянно пополняется за счет детей из семей, прибывших из стран СНГ. Поэтому одним из важнейших направлений воспитательной работы нашей школы является воспитание толерантности, социализации учащихся разных национальностей, обеспечение условий для взаимообогащения культур, знакомства с национальными традициями разных народов, ликвидации основ национальной нетерпимости.
Основная идея программы
Возрождение традиции патриотического интернационального воспитания учащихся.
Цель программы
Социализация учащихся. Создание необходимых
организационно-педагогических условий для активизации,
содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности как значимого личностного качества у учащихся школы.
Задачи программы.
• Ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных национальностей, формирование терпимости к различиям;
• Профилактика расовой неприязни в молодежной среде;
• Формирование чувства патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством.
• Формирование творческих способностей детей, создание условий для самореализации личности.
Основные направления реализации программы.
• Разработка диагностических методик и внедрение их в практику образовательно-воспитательного процесса.
• Реализация функций образовательного процесса в гражданскопатриотическом воспитании учащихся.
• Создание кружков, спортивных секций, объединений по интересам творческой направленности.
• Разработка положений и условий конкурсов, военно-спортивных состязаний и обеспечение массового участия в них учащихся.
• Организация встреч с ветеранами войны, уроков мужества, акций,
операций, викторин, конкурсов гражданско-патриотической
направленности.
• Укрепление связей с национальными общинами города и района.
Основные формы деятельности
• Учебная деятельность по предметам.
• Система классных часов, нетрадиционных уроков.
• Работа детских творческих коллективов, кружков, секций, клубов.
• Работа школьного музея, обогащение его экспозиций.
• Конференции, семинары, праздники.
• Система мероприятий библиотеки.
• Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.
• Участие в районных, городских, республиканских конкурсах, смотрах.
• Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, фольклорных нетрадиционных праздников, спортивных мероприятий.
• Выставки творческих работ.
• Организация работы школьного самоуправления.
• Участие в акциях.
• Организация встреч с ветеранами, представителями других общественных организаций, проведение совместных дел.
Основные исполнители программы.
• Администрация МАОУ «СОШ №8 с углубленным изучением технологического профиля»
• Руководители МО классных руководителей
• Руководители кружков и секций, клубов, функционирующих при школе
• Педагоги-организаторы
• Социальный педагог
• Психолог
• Классные руководители 1-11 классов
• Орган ученического самоуправления
• Родительские комитеты школы и классов.
• Управляющий совет школы Основные приоритеты
• Развитие общей культуры личности
• Формирование гражданственности
• Воспитание патриотизма
• Воспитание толерантности
Основные принципы гражданского и патриотического воспитания
• Духовная наполненность содержания воспитания;
• Державность (осознание необходимости целостности
геополитического пространства государства);
• Народность (идентификация себя с великим народом и великим государством);
• Уважение к конституционным основам государственного устройства;
• Национальная самобытность;
• Социальная опосредованность поведения и деятельности;
• Социокультурная толерантность, гуманизм;
• Опора на боевые, трудовые, культурно-исторические традиции района (города, республики)
Реализация данных принципов в образовательно-воспитательном пространстве МАОУ СОШ №8 осуществляется по следующим направлениям:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении; повышение культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, усвоение высоконравственных норм поведения, формирование чести, ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и историческая ответственность за происходящее в обществе и государстве, изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении государства, его защите от внешних угроз, понимание особенностей, менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Гражданское - воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному,
бескорыстному, добровольному служению своему народу; формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, активной социальной позиции.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства; ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями граждан России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших, должностных лиц.
Патриотическое - присвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание
национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству.
Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания
• Семья
• Непосредственное социальное окружение
• Коллективы, в которых происходит социализация личности
• Жизнеобеспечивающее пространство развития личности (микрорайон, район, улица и т.д.)
• Образовательно-воспитательные учреждения
• Общественные организации и объединения
В качестве объектов патриотического воспитания МАОУ СОШ №8 выступают следующие категории подрастающего поколения.
Младшие школьники
Цели и задачи: формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной истории и культуре, освоение родного языка, развитие трудолюбия
Подростки
Цели и задачи: формирование убежденности в том, что целостность государства - залог его могущества, развитие преемственности поколений через знание своих корней, ознакомление с символами государства, региона, места проживания, Социокультурная идентификация.
Старшие школьники
Цели и задачи: социализация, формирование чувства
патриотического, гражданского долга, социально-трудовой активности, психологической готовности к защите Родины, стремления вести здоровый образ жизни, развитие способностей к блокировке чуждых идеалов и ценностей.
Прогноз результатов реализации программы
В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы, педагоги дополнительного образования, работники правовых, медико-социальных институтов, заинтересованных служб и ведомств, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:
• Создание системы патриотического интернационального воспитания на основе единства деятельности школ и различных структур
• Совершенствование воспитательной работы в социальном пространстве «школа-микрорайон»
• Активизация деятельности в рамках гражданского воспитания в школе.
Оценка эффективности программы обеспечивается:
• Средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы. Отделом образования
• Регулярные обсуждения хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, педсоветах
• Проведение диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания школы
• Разработка локальных актов, методических материалов, направленных
на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МАОУ «СОШ№8 с углубленным изучением
технологического профиля»
Основные мероприятия по реализации программы «Солнечный круг»
№ Мероприятие
1 Комплексное обследование уровня сформированности гражданственности у учащихся и состояния гражданского интернационального воспитания в школе
2 Разработка плана реализации программы
3 Беседы по символике Якутии, России
4 Ярмарка «Кухня народов России»
5 Круглый стол «Я - гражданин многонациональной страны»
6 Месячник патриотического воспитания
7 Конкурс рисунков «О, Родина! Ты у меня одна» Конкурс сочинений «Я и мы» Выставка «Моя родословная»
8 Фестиваль национальных культур «В семье единой»
9 Участие в районном конкурсе «Моя малая Родина»
10 Проведение классных часов по гражданскому, правовому и военнопатриотическому воспитанию
11 КТД «Литературная гостиная»
12 Мероприятия, посвященные Международному Дню толерантности
13 Мероприятия, посвященные Конституции РФ
14 Мероприятия, посвященные юбилею Всеобщей декларации прав человека
15 Фестиваль «Сказки разных народов»
16 Фольклорный праздник «Собирайся, народ - ярмарка идет!»
17 Школьный конкурс на лучший исследовательский проект гражданскопатриотического направления
18 КТД «Музыкальный калейдоскоп»
19 Декада «Мы за здоровый образ жизни»
20 Фестиваль «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!»
21 Мероприятия по реализации подпрограммы «Здоровое поколение», программы ВПК «Русь», проектов «Путь к успеху», «Школьная площадка», «Мы и Закон»
22 Подведение итогов реализации программы