Научная статья на тему 'Формирование патриотизма у обучающихся через внеурочную деятельность'

Формирование патриотизма у обучающихся через внеурочную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5275
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма у обучающихся через внеурочную деятельность»

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Л. Б. Писаренко, преподаватель ГОУ СПО «Яшкинский техникум технологий и механизации»*

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.

Особенности развития России в последние десятилетия привели к тому, что возникла реальная необходимость качественного улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения. Молодые граждане должны быть способны к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой деятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, им необходимо обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда. Поэтому важной задачей является формирование патриота своей страны, знающего права и обязанности, обладающего определенными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государ-

* До авг. 2013 ГОУ НПО «Профессиональное училище № 74»

стве. Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью [1].

Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела государственное значение: разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015», приоритетом которой является формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству [2].

В связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодежи возрастает роль и значение внеурочной работы.

Проблема патриотического воспитания приобретает особую важность вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню. Приоритетом воспитательной политики становится любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите, подготовка подростка к жизнедеятельности и регуляции поведения в обществе.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия [3].

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность.

Потенциал внеурочной деятельности в воспитании патриотизма подростка велик. Необходимо учитывать интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, применять методы и формы, адекватные содержанию патриотического воспитания. Внеурочная работа носит воспитательный, развивающий, обучающий потенциал. Воспитательные мероприятия отличаются мобильностью, динамичностью, носят добровольный характер занятий, на которых реализуется опыт коллективного взаимодействия.

Субъектами взаимодействия являются педагог, обучающийся, родители, органы ученического самоуправления, общественные организации.

Внеклассные мероприятия призваны обеспечить развитие у обучающихся нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

Внеурочная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли

России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных сил РФ в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Интернациональное — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.

Профессионально-деятельное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессиональнодеятельной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое — формирование у обучающихся высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных

задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в училище, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.

Физкультурно-спортивное — пропаганда здорового образа жизни.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Таким образом, внеурочная работа по патриотическому воспитанию — это организация педагогом различных видов деятельности обучающихся после занятий, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Больший процент обучающихся — это юноши, которые в дальнейшем идут служить в ряды Российской армии. Поэтому очень важно с самого первого момента поступления подростка в профессиональное училище привлекать его к мероприятиям, связанным с военно-патриотическим воспитанием.

Так как идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности (в идеологической, политической, экономической, культурной), то патриотическое воспитание в ПУ № 74 является одним из главных направлений воспитательной работы во внеурочной деятельности.

В ПУ № 74 создана организация целостного учебно-воспитательного процесса, в котором, наряду с урочной системой занятий, используются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированной на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности обучающихся, развитие самостоятельности мышления, нравственных качеств личности, эстетической культуры.

В училище педагогический коллектив работает над совершенствованием системы патриотического воспитания, максимально полно используя воспитательный потенциал ОУ для формирования и развития у обучающихся качеств гражда-нина-патриота, готового к добровольному, бескорыстному служению Отечеству и выполнению гражданского долга по защите интересов России.

Сегодня я с удовлетворением могу сказать, что у нас сохранены лучшие и созданы новые традиции, способствующие воспитанию гражданина своего Отечества.

Самое главное приобретение человека — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формирует педагогический коллектив училища у обучающихся в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества являются основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях на внеклассных мероприятиях, наставники подчеркивают их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу обучающегося.

В 2007 году была разработана программа «Патриотическое воспитание обучающихся на 2008-2013 годы». Мы считаем, для того чтобы достигнуть положительного результата, необходимо, прежде всего, сформировать в человеке качества гражданина, который уважает свое государство, знает его историческое и культурное прошлое, гордится им, знает и соблюдает его законы и символы государственной власти.

Обновление содержания и форм патриотического воспитания во внеурочной деятельности ПУ № 74 достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

- формирование нравственно-устойчивой личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

- уважение к семье, родителям, семейным традициям;

- формирование социальной активности, направленной на служение интересам Отечества;

- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Культурно-историческое направление,

предполагающее:

- воспитание потребности в освоении и сохранении национальной культуры;

- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания;

- воспитание любви к малой родине — Кемеровской области, родному поселку, селу;

- формирование бережного отношения к природе.

Гражданско-правовое направление, ориентированное:

- на изучение государственной системы Российской Федерации, изучение Конституции РФ, гимна, государственной символики, символики Кемеровской области, прав и обязанностей гражданина России;

- усвоение обучающимися своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей, изучение Декларации о правах человека;

- развитие реально действующего студенческого самоуправления.

Военно-патриотическое направление:

- изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов земляков в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций.

Взаимодействие с общественными организациями. В процессе работы осуществляется взаимодействие с различными общественными организациями:

Формы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию:

- тематические классные часы;

- театральные и кинопросмотры;

- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами;

- дискуссии по нравственной тематике;

- поисковая работа, создание музея;

- волонтерская работа;

- праздничные поздравления ветеранов, служащих Российской армии.

В нашем образовательном учреждении накоплен определенный опыт патриотического воспитания обучающихся.

Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию представлена достаточно широко: это и открытые классные часы, и традиционные внутриучилищные мероприятия, такие как конкурсы песни и строя, уроки мужества, военизированные эстафеты, вечера при свечах, экскурсии в музей-заповедник «Томская писаница», в Ижморский краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, различные викторины, конкурсы плакатов, сочинений, вахты памяти, акции «Рука помощи», недели добра, игра «Зарница», дни здоровья, месячники оборонно-спортивной работы и многие другие мероприятия. У нас высокий рейтинг участия в районных и областных фестивалях, выставках, конкурсах. В октябре 2011 года обучающаяся приняла участие в областном конкурсе «Чудеса родного края», в котором стала лауреатом в номинации «Достопримечательности».

Особое место в патриотическом воспитании обучающихся занимает военно-спортивный клуб «Патриот».

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания обучающихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству — одна из задач военно-спортивного клуба «Патриот».

Военно-спортивный клуб «Патриот» создал в 2007 году тренер-преподаватель В. А. Кирилов Виктор Алексеевич — боевой офицер, майор в отставке отряда особого назначения (ОМОН). Проходя службу в органах внутренних дел, он трижды (2001, 2003, 2004) принимал участие в контртеррористических мероприятиях в Чечне. Являлся командиром взвода. За высокий профессионализм и проявленное мужество был награжден правительственными и ведомственными медалями: «За доблесть в службе», «За отличие в охране общественного по-

рядка», «200 лет МВД России», нагрудными знаками «Участник боевых действий», «За службу России», «Лучший сотрудник специальных подразделений милиции», «За отличие в службе ВВ МВД России», «За службу на Кавказе», «Ветеран боевых действий на Северном Кавказе».

Ребята стремятся попасть в клуб «Патриот», с удовольствием занимаются рукопашным боем и на глазах преображаются. В его отряде царит взаимовыручка, порядок, ребята совершенствуют физическую подготовку, вырабатывают в себе нужные будущему защитнику Отечества качества. Для успешных занятий в клубе ребята под руководством В. А. Кирилова оборудовали тренажерный зал. В. А. Кирилова и бойцов клуба «Патриот» приглашают на уроки мужества в школы района. В клубе занимаются не только обучающиеся, но и наши выпускники, учащиеся школ также стремятся попасть в клуб «Патриот». Военно-спортивная подготовка позволяет бойцам отряда проводить показательные выступления по рукопашному бою, одерживать победы на районном конкурсе «Служу Отечеству». В 2010 году на областном фестивале «Арт-Профи-Форум» ребята представили восстановленный ими немецкий мотоцикл времен Великой Отечественной войны и заняли 1-е место в номинации «Техническое творчество». В 2011 году на областном фестивале «Арт-Профи-Форум» наши обучающиеся заняли 2-е место в номинации «Техническое творчество», представив самоходную машину «Малыш».

Работа по патриотическому воспитанию немыслима без инициативы обучающихся, все их пожелания и предложения принимаются и обсуждаются на совете и реализуются в конкретных делах. Члены совета принимают активное участие в работе по профилактике правонарушений, педсоветов, в соревнованиях, в районной конференции «Живи, Кузнецкая земля!».

Члены совета обучающихся ежегодно проводят акцию «Собери посылку солдату», они уверены, что когда сами будут служить в армии, обязательно получат поздравительную открытку накануне Дня защитника Отечества. Выпускники, призванные в ряды Российской армии, пишут своим наставникам, друзьям, девушкам, а отслужив в армии, первым делом идут в училище, потому что знают: им всегда рады, их ждут.

В училище организована волонтерская работа, целью которой является развитие благо-

творительности, милосердия, активной гражданской позиции обучающихся. Работу волонтеры проводят самостоятельно, безвозмездно. Вот только несколько акций, в которых они принимают самое активное участие: «Забота» — сбор средств для воспитанников приюта «Огонек», «Рука помощи» — доставка продуктовых наборов пенсионерам, инвалидам, малоимущим, многодетным семьям, «Вьюга» — уборка снега и льда, оказание помощи ветеранам войны и труда в расчистке снега, участвуют в неделе добра и многих других мероприятиях. Везде волонтеров благодарят за помощь, ежегодно заслуги ребят отмечает руководство областного департамента молодежной политики и спорта.

Уже видны результаты патриотического воспитания:

- улучшается ряд социальных характеристик обучающихся;

- формируется позитивное отношение к воинской службе;

- изменяются в лучшую сторону показатели социального самочувствия молодежи;

- наблюдается качественный и количественный рост различных форм и методов патриотического воспитания обучающихся;

- повышается интерес обучающихся к историческому прошлому Кемеровской области и России;

- снижается количество правонарушений обучающихся.

Мы помним слова выдающегося отечественного историка и патриота Родины Н. М. Карамзина, который учил: «... патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».

1. Варанкина И. И. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы / Е. А. Воронова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 288 с.

2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 : Государственная программа // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 9. — С. 2-10.

3. Постановление Правительства о национальной доктрине образования в РФ // Российская газета. — 2000. — № 196. — С. 4.

4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.