Аверина Т.Г. ©
Кафедра социальной педагогики и педагогики детства, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова
ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Содержание статьи отражает актуальные аспекта влияния информационно-образовательной среды на нравственное развитие детей младшего школьного возраста, основанной на принципах идентификации и полисубъектности воспитания.
Ключевые слова: нравственность, нравственное развитие, информационно-образовательная среда. Keywords: moral, moral development, Information and Learning Environment.
Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения в начальной школе, однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель школы и ученика в ней, важнейшими характеристиками которой являются установка на развитие нравственных качеств обучаемых. Вместе с тем образовательное учреждение должно создавать условия для реализации инновационной модели, где обеспечивается духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Разработанная программа нравственного развития детей младшего школьного возраста опирается на принцип индентификации (персонификации) и принцип полисубъектности воспитания, которые оказывают воздействие на уровень нравственного развития младших школьников.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России средствами информационно-образовательной среды.
Задачи программы: обеспечение условий для практической реализации программы нравственного развития детей младшего школьного возраста информационно-образовательной среды; совершенствование планирование занятий, направленных на формирование нравственного развития детей младшего школьного возраста средствами информационно-образовательной среды; повышение качества результатов образования на ступени начального образования.
Определяющими признаками программы являются цели обучения (они должны быть четко определены) и образовательные результаты (они должны быть запланированы с учетом требований ФГОС второго поколения к минимальному уровню учебной подготовки учащихся).
Функциональность программы: дети младшего школьного возраста (8-9 лет); объем часов -36; количество занятий в неделю - 1.
Таблица 1
Методический конструктор обеспечения программы нравственного развития детей младшего школьного
возраста
Формы Мероприятия Задачи
Беседы Классные часы Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов. Спортивные мероприятия. «Здравствуй, школа», «Добру откроются сердца...», «Как появилась религия», «Что такое Конституция». Цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду», «Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья», «Хочу и надо -трудный выбор», « Профессия моих родителей», «Люблю тебя мой город», «Народный костюм», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Название моего посёлка», «Моя любимая книга». Школьные 1. Обеспечить условия для практической реализации программы нравственного развития детей младшего школьного возраста информационно-образовательной среды; 2. Выявить формы занятий, направленных на формирование
© Аверина Т.Г., 2013 г.
Сюжетно-ролевые игры
Проектная деятельность
праздники и социально значимые мероприятия: «Осень - славная пора», «Новогодняя сказка», «День защитника Отечества», «Мамин день», «Весенняя неделя добра», Фестиваль патриотической песни. Конкурсы рисунков: «Осторожно, огонь», «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля, 8 марта), конкурс чтецов «Салют Победы!». «Мама, папа, я -спортивная семья», Масленица, «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки». «Вместе весело шагать», «Мои друзья», «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений». «Я- гражданин России».
нравственного развития детей младшего школьного возраста средствами информационно-образовательной среды; 3. Повысить уровень качества результатов образования на ступени начального образования.
В результате реализации программы нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: формирование навыков и привычек нравственного поведения; обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств через средства информационно-образовательной среды; накопление и обогащение опыта нравственного поведения школьников путем организации их практической деятельности; формирование у детей ответственности за свое здоровье; вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм; снижение агрессивности в поведении школьников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима. В исследовании были задействованы учащиеся 3 «В» класса (контрольный), в количестве 23 человек и учащиеся 3 «Д» класса (экспериментальный), в количестве 23 человек. Общее количество детей - 46 человек, что составило 100 %. Нами были выявлены уровни и критерии оценки уровня нравственного развития детей младшего школьного возраста. На их основе подобраны методики для проверки уровня нравственного развития детей младшего школьного возраста: «Метод незаконченных рассказов», «Беседа по вопросам», «Анкета», которые дают возможность определить уровень нравственного развития детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента.
На формирующем этапе нами реализована программа нравственного развития детей младшего школьного возраста, в которую входил систематизированный комплекс внеклассных занятий с опорой на информационно-образовательную среду. Например, тема занятия: «Добру откроются сердца...», 3 класс.
Цель: сформировать у учащихся представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость; сформировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.
Задачи: формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение совместно работать в паре.
Работа с материалом.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
- Ребята, я на каждую парту раздам рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в паре, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение: «Добрые дела красят человека»
- Артем Б. «Мы, думаем, что если человек делает доброе дело, значит он хороший человек»; -Аня В. «Может быть еще то, что человек, когда делает хорошие поступки, его за это хвалят».
Данная пословица и методика проведения в группах, направлены на формирование у детей коллективизма, дружеского расположения к людям, отзывчивости и приветливости. К концу занятия у учащихся сформировалось представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; воспитали такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость; сформировали умение правильно оценивать себя и других, научили видеть положительные качества у людей.
Контрольный срез эксперимента показал:
- методика «Метод незаконченных рассказов», результаты получились следующие: при ответе на 1 рассказ на контрольном этапе, действия учащихся, которые направлены на других окружающих
людей, увеличилась на 13%; при ответе на 2 рассказ - увеличилась на 11%; при ответе на 3 рассказ увеличилась на 13%; при ответе на 4 рассказ - увеличилась на 7%;
- методика «Беседа по вопросам», результаты получились следующие: в сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 13 %, со среднем уровнем уменьшилась на 4 %, с высоким уровнем увеличилась на 9 %;
- методика «Анкета», результаты получились следующие: в сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 13 %, со среднем уровнем увеличилась на 7 %, с высоким уровнем увеличилась на 6 %.
Таким образом, процесс нравственного развития детей младшего школьного возраста может проходить наиболее эффективно, если будет разработана и реализована комплексная программа нравственного развития младших школьников средствами информационно-образовательной среды, учитывающая: психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста; тематическое планирование программы предмета; рабочие конспекты занятий в системе образования.
Научный руководитель: Слизкова Е.В., к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства