Научная статья на тему 'Программа формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности'

Программа формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / MORAL QUALITIES / COLLECTIVE ACTIVITY / EDUCATIVE STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Линдт Е. С.

В статье рассматривается вопрос формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности с использованием инновационных форм: практикум тестирование, этико психологический тренинг, ранжирование нравственных чувств, коммуникативное упражнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности»

Линдт Е.С. ©

Кафедра социальной педагогики и педагогики детства, Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности с использованием инновационных форм: практикум - тестирование, этико - психологический тренинг, ранжирование нравственных чувств, коммуникативное упражнение.

Ключевые слова: нравственные качества, коллективная деятельность, воспитательный коллектив.

Keywords: moral qualities, collective activity, educative staff.

Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением менталитета общества и личности. Так же не малую роль сыграло и изменение федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Современному обществу необходима личность, с установленными нравственными качествами. Нравственные качества формируются в коллективе. Как утверждал А.С. Макаренко: «Воспитательный коллектив - это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни» [1,131].

Основной идеей для создания программы формирования нравственных качеств личности младших школьников, выступила необходимость постепенного ознакомления детей младшего школьного возраста с нормами нравственности, развитием нравственных качеств личности в коллективе, необходимые для жизни в современном обществе.

Цель программы - создание единой воспитательной системы, в процессе которой происходит формирование у младших школьников нравственных качеств и потребности в нравственном саморазвитии и самоактуализации.

Задачи программы:

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести)

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

Основными принципами формирования нравственных качеств личности у младших школьников являются: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, принцип системно - деятельностной организации воспитания.

Таблица 1

Тематическое планирование

Класс, возраст Форма проведения Название мероприятия Задачи

2 класс, 7-8лет Практикум-тестирование «Мой режим дня» Учить размышлять над

©Линдт Е.С., 2013 г.

Беседа, тренинг «Я расту, я развиваюсь» нравственной сутью

День творчества «Что я знаю о себе» поступка, формировать

Этико-психологический «Мое настроение» основы нравственного

тренинг, визуализация самосознания,

Тестирование «Как я познаю мир» воспитывать уважение

Ранжирование друг к другу,

нравственных качеств «Мои чувства» формировать отношения

Практикум «Как изменить к семье, как основе

Актуализация настроение?» российского общества,

эмоционального опыта «Мои добрые дела» формировать патриотизм

Игра «Ярмарка качеств» и гражданскую

Классный час - «Для чего человеку солидарность, учить

размышление зеркало?» детей размышлять над

Этическая задача «Торговая площадка» своими поступками и

Коммуникативная игра «Надо ли человеку быть поступками

Коммуникативное красивым?» окружающих людей,

упражнение «Волшебный магазин» воспитывать

Рисуночный тест «Мои планы» нравственные качества.

Театр - экспромт «Я - самый, самый...»

Этическая беседа «Добрый ли ты

Игра - путешествие человек?» «Моя планета»

Программа формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов 17.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима. В исследовании были задействованы учащиеся 2 «г» класса (контрольный), в количестве 24 человек и учащиеся 2 «б» класса (экспериментальный), в количестве 24 человек. Общее количество детей - 48 человек, что составило 100 %. Нами были выявлены критерии и уровни оценки сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста: критерий нравственного сознания, критерий нравственных отношений, критерий нравственного поведения. На их основе подобраны методики для проверки уровня сформированности нравственных качеств личности младших школьников: «Что важнее?» (Л.М. Фридман), «Что мы ценим в людях» (И. Б. Дербанова), разработана анкета «Как поступать», которые дают возможность определить уровень сформированности нравственных качеств личности младших школьников на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты методик, по вопросам первоначального уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на констатирующем этапе, позволили выявить группу детей экспериментального класса, так как в этом классе низкий уровень сформированности нравственных качеств детей.

На формирующем этапе эксперимента нами реализована программа, в которую входил комплекс внеклассных занятий по формированию нравственных качеств младших школьников в коллективной деятельности. Для примера мы приведём фрагмент занятия, во 2 классе на тему: «Добрый ли ты человек?».

Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

1. Учить размышлять над нравственной сутью поступков.

2. Дать детям почувствовать, что добро - это радость для окружающих и самого себя.

3. Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь.

4. Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Работа в микрогруппах.

Учитель: Сейчас, ребята, я поделю вас на 6 микрогрупп. Вам предлагается объяснить смысл пословиц. Для этого каждой группе я выдам записанную на листе бумаги пословицу:

• Не одежда красит человека, а его добрые дела.

• Добрый человек добру и учит.

• Добра желаешь - добро и делай.

• Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

• Красота до вечера, а доброта навек.

• Жизнь дана на добрые дела

Вы выбираете у себя командира. 1 группа: Катя Е, Денис И, Никита К, Настя Б. 2 группа: Дима М, Риския С, Даня О, Лиза А. 3 группа: Даша П, Таня К, Влад Ш, Юля С. 4 группа: Никита З, Вова Б, Катя К, Арина К. 5 группа: Арина К, Руслан П, Кирилл Т, Яна И. 6 группа: Лера М, Яна П, Андрей Г, Дима Е. Командирам я сейчас раздам листочки, читаем и обсуждаем пословицы и поговорки.

Отчёт микрогрупп: Никита К: Не одежда красит человека, а его добрые дела. То есть если человек сделал много добрых дел, то неважно как он одет, люди всё равно к нему будут хорошо относиться и он красивый.

Учитель: Молодцы 1 группа.

Даня О: Добрый человек добру и учит. Это значит, что злу то он научить не сможет.

Учитель: То есть у доброго человека только можно научиться добрым поступкам?

Даня О: Да.

Учитель: А злой человек может стать добрым?

Даня О: Конечно может, если этого захочет.

Учитель: Хорошо, 2 группа.

Влад Ш: Добра желаешь - добро и делай. Это значит, как ты хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к людям.

Учитель: Правильно, внимательно меня слушали.

Никита З: Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить. Это значит нужно совершать хорошие поступки. А не языком молоть.

Учитель: Никита, это ты где услышал?

Никита З: Мама говорила.

Учитель: Нужно все слова подтверждать поступками, иначе вам просто перестанут верить люди.

Руслан П: Красота до вечера, а доброта навек. Это значит, что прежде чем мы выходим на улицу мы одеваемся красиво, умываемся. Мамы наши красятся, папы бреются. А доброта она всегда в человеке. И ночью и днём.

Учитель: Молодец, 5 группа, хорошо рассмотрели пословицу.

Дима Е: Жизнь дана на добрые дела. Нужно поступать хорошо, не желать никому зла, говорить вежливые слова, улыбаться друг другу.

Учитель: Хорошо 6 группа.

После проведения этого задания у учащихся:

- сформировались знания и навыки о доброте, как нравственном качестве;

- развились навыки организации и осуществления сотрудничества с учителем, сверстниками в решении общих проблем;

- сформировалось уважительное отношение к старшим и младшим.

Реализуемая нами программа формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности предусматривала цикл занятий, результаты которых определились на контрольном срезе. Их данные таковы: Методика 1. «Что важнее?» (Л.М. Фридман).

В сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 21%, со средним уровнем увеличилось на 6%, с высоким уровнем увеличилась на 14%.

В целом 14% испытуемых изменили свое положение, и попали в группу с более высоким уровнем сформированности нравственных качеств личности. Этот факт

свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у школьников сформированные нравственные качества достигли высокого уровня. Методика 2. «Что мы ценим в людях» (И. Б. Дербанова).

В сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 4%, со средним уровнем уменьшилась на 8%, с высоким уровнем увеличилась на 12%.

Методика 3. «Как поступать».

В сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 15%, со средним уровнем увеличилась на 21%, с высоким уровнем увеличилась на 14%.

Таким образом, результаты исследования показали, за счёт системы занятий, основанных на формах проведения: практикум - тестирование, ранжирование нравственных качеств, этико - психологический тренинг, увеличивается процентное соотношение учащихся имеющих средний уровень и изменяется количество учащихся имеющих низкий уровень сформированности нравственных качеств.

Научный руководитель: к. п. н., доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства Слизкова Елена Владимировна.

Литература

1. Макаренко, А. С. О воспитании. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М., 1988 - С. 126 - 149.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст]/. - М., 2009 - 41 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.