Научная статья на тему 'Программа лагеря: качественный аспект'

Программа лагеря: качественный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА ЛАГЕРЯ / CAMP PROGRAM / КАЧЕСТВО ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА / QUALITY OF GIVING MATERIAL / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / CRITERIA EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шопина Людмила Павловна

Наличие авторской программы требование к современному специалисту, работающему в системе дополнительного образования детей. Критерии оценки авторских программ. Отсутствие для сферы отдыха и оздоровления нормативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа лагеря: качественный аспект»

ПРО ГРАММА ЛАГЕРЯ: качественный аспект

Людмила Павловна Шопина,

доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Наличие авторской программы — одно из основных требований к современному специалисту, работающему в системе основного или дополнительного образования детей. Писать программу сложно. Но если для школ, колледжей, вузов существуют базовые госстандарты и примерные программы, которые педагог должен просто адаптировать, то для сферы отдыха и оздоровления таких нормативных документов нет. Программы пишутся в свободной форме, поэтому сравнивать и оценивать их зачастую проблематично.

• программа лагеря • качество подачи материала • критерии оценки

С

программы начинается содержание работы детского оздоровительного лагеря: она может быть насыщенной или свободной, оригинальной или обкатанной, интеллектуальной или спортивной — на выбор вожатых. Программа — лицо смены, её магнит. Одна из проблем оценки программы — набор критериев: их не должно быть много, но важно, чтобы они охватывали все главные параметры. Не претендуя на императивность, позволим себе в виде варианта предложить к обсуждению следующие простые, но ёмкие критерии оценки качества программы детского лагеря. Это: форма, содержание, качество подачи материала (если на конкурсе она защищается лично).

I. Формальный элемент важен, так как позволяет проводить сравнение явлений одного порядка. Нельзя сравнивать, что лучше: каша или компот, котлета или борщ. Представляется, что под критерием «форма» подразумеваются:

• структурная полнота, то есть наличие всех необходимых разделов;

• наличие информационной карты;

• наличие «Содержания» с указанием страниц (страницы во всей работе должны быть пронумерованы);

• список литературы, оформленный по стандартным правилам;

• синяя печать с визой «Утверждаю»

на титульном листе, это превращает текст в официальный нормативный документ;

• диагностический блок, в котором

не только отсканирован диагностический материал (опросники, анкеты), но и приведены сравнительные результаты начального и заключительного этапов эксперимента: что было в начале отдыха детей и как изменились параметры в конце.

Желателен раздел «Приложения», в котором даются рецензии на программу, газетные заметки, отзывы родителей, рисунки, фотографии, диагностические листы с ответами детей (результаты диагностики даются в основной части программы).

Важнейшим элементом программы как официального документа должно стать наличие ссылок и указание авторства цитат. К сожалению, в этом отношении система детского отдыха абсолютно выпадает из общемирового научного контекста. Феномен авторского права в мире — жёсткий императив: авторы судятся с видеопиратами, бесстыдно копирующими их произведения; студент, не указавший авторов приводимых им в курсовой или дипломной работе цитат, рискует остаться без зачёта. В лагерных программах те же студенты-вожатые беззастенчиво «сдувают» друг у друга «Принципы организации лагерного досуга», «Стадии организации коллектива», «Законы гуманизма» и т.д. Ни в одной из программ не указано, кто является автором этих разработок: Вася Иванов или Маша Петрова, у которой он это списал, или всё-таки педагоги-специалисты — А. Лутошкин, И. Фриш-ман, С. Шмаков. Наличие «Списка использованной литературы» в конце программы недостаточно, ибо это не даёт представления о том, кто, что и где написал. Цитата должна быть точной, приведённой без изменений и правильно обозначенной. Полная анархия в данной сфере должна быть упорядочена. Это компонент общечеловеческой культуры и стадия становления элементарной культуры детского лагеря.

«Введение» пишется для того, чтобы ввести в конкретную, обозначенную в названии тему, а не сообщать о том, что «лето — прекрасное время года, а дети — цветы жизни». Если программа позиционируется как развивающая (например, «Интеллект будущего»), то во введении надо писать о важности раннего формирования интеллектуальных способностей, логического мышления, об эмоциональном интеллекте, о государственном значении данной проблемы (единство концепции).

Приветствуется региональный компонент.

Однако его отсутствие не снижает ценность программы.

Можно использовать стандартные, существующие много десятилетий на территории всей

страны и известные всем требования к оформлению научных работ, но это уже по желанию.

Недопустимо наличие орфографических, стилистических, пунктуационных ошибок. Пусть это требование не покажется странным, но зачастую программы изобилуют ошибками.

II. Требования к содержанию работы — основной блок критериев оценки качества. Они включают следующие параметры:

• актуальность (трудно найти тему, которая в лагере не была бы актуальной: для кого-то актуальны космические технологии, а кому-то актуальнее научиться заправлять свою постель). Этот критерий для ДОЛ во многом дань традиции и

не является системным;

• новизну (критерий важен не столько детям, сколько проверяющим). Ребёнку всё может быть внове — и нестареющий Берендей, и любимый Нептун. Но конкурсная программа должна нести инновационный компонент, это бесспорно;

• методическая грамотность;

• воспитательный потенциал — это главное, для чего существует лагерь. Воспитать правильное отношение к своему здоровью, к своей стране, воспитать коммуникативную культуру, интерес к творческой, позитивной жизни и многому-многому другому, что в сумме и образует конкурентоспособную, креативную личность. Всё это в лагере реализуется без деклараций, в повседневном общении, радостном сотворчестве, содружестве, со-бытии детей и взрослых;

• развивающий потенциал;

• здоровьесберегающий потенциал: учитывается, сколько времени дети будут проводить на воздухе, насколько ёмко и разумно включены различные виды оздоровления (дыхание, движение, талассотерапия — где возможно, элементы оздорав-ливающих техник, ароматерапия, музыкоте-рапия) в зарядки, в мероприятия любой направленности;

• культуросообразность. Обращение

к отечественной и мировой культуре, ведь даже в спорте для этого существуют

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

огромные возможности. История спорта — это история стран, наций, техник, это биографии конкретных личностей. Узнавший их ребёнок будет духовно богаче;

• творческий потенциал: наличие большой, красивой идеи, подразумевающей создание нового контента, её проработанность;

• реалистичность программы;

• педагогический инструментарий. В программе должно находить отражение то, что студенты изучают на занятиях по педагогике в вузе: способы, методы, подходы, принципы. Желательно не забывать, что работа в лагере изначально позиционируется как вузовская летняя педагогическая практика, значит, надо демонстрировать то, чему научился на лекциях и семинарах, а не просто проявлять свою природную весёлость, обаяние и оригинальность;

• соответствие психолого-педагогическим

и физиологическим возможностям возраста детей, на которых ориентирована программа;

• наличие и качество игровык технологий;

• качество легенды, её красота, воспитательная ёмкость;

• интересность, оригинальность, креативность программы;

• наличие «фишек», психологических «якорей», того, что поразит детей, например, подводное плаванье, общение с лошадьми, дельфинами, освоение техник славянских единоборств, гончарное мастерство, даже самостоятельное приготовление шашлыка как разовый подарок лучшему отряду, если столовая и медперсонал рискнут дать разрешение.

III. Вожатый, особенно старший — это прецедентная личность, он всегда на виду. С него берут пример, ему подражают. Он — эталон, который ежеминутно «сканируют» десятки искренних любопытных глаз. Значит, каждым своим словом, действием, внешним видом, настроением он учит детей говорить, действовать, одеваться, относиться к миру, любить окружающих. Учит культуре. Эти ин-тегративные универсальные качества и имеет смысл оценивать в третьей группе критериев. К ним относятся:

• имидж: важна манера держаться. Вожатый в лагере — это человек культуры;

• достоинство, уважение к своей миссии в лагере — миссии вожатого,

• «лица необщее выраженье», харизматичность, индивидуальность;

дресс-код. Здесь важно не впадать в крайности. Известно, какое значение внешности вожатого придавал С.А. Шмаков: он требовал, чтобы тот был всегда опрятен, подтянут, позитивен, оптимистичен. Надо признать, что яркие, талантливые, «плакатные» ребята запоминаются ребёнком надолго. Между тем самым любимым для детей может стать вожатый с внешностью совсем не Алена Делона или Моники Белуччи. Но любимый вожатый всегда единственный! И желательно, чтобы он был средоточием всех лучших качеств. Хорошо воспринимаются в одежде выступающего игровые атрибуты презентуемой программы: значок, лейбл;

• речь — понятная, эмоциональная, без «проглатывания» концов слов, без «забалтывания», эмпатичный тембр голоса: если человек любит то, о чём говорит, то голос его автоматически «подстраивается», начинает нести позитивные эмоции;

• недопустим сленг, элементы просторечия, вульгаризмы. Не украшают речь слова-«паразиты». Речь должна быть нормативной, соответствовать требованиям русского литературного языка;

• осмысленность: необходимо осознавать то, о чём говорит конкурсант (текст «Программы» обычно зачитывается,

и масса красивых научных слов произносится автоматически);

• конкурсант должен уметь объяснить любой аспект своей программы (бывает, что их пишут методисты, и конкурсанты в них разбираются слабо);

• умение отвечать на вопросы, вести диалог;

• конкурсант должен знать содержание книг, указанных в его «Списке литературы» и фамилии авторов;

• эмпатичность: характер подачи материала свидетельствует об уровне его эмоционального усвоения, о степени влюблённости в него. А как можно талантливо отработать программу смены, не будучи в неё влюблённым?;

• приветствуется раздаточный материал (2—3 скреплённых листочка с основными сведениями: названием, целями, задачами).

Мы не затронули множество других критериев. Наши рекомендации ни в коей мере не являются обязательными, безальтернативными и совсем не адресованы жюри конкурсов вожатых. Это, скорее, размышления, но, возможно, они когда-нибудь будут способствовать формулированию единых, полных, исчерпывающих критериев оценки важнейшего лагерного документа — программы.

А А А

Программа — феномен российского образования, который в школах, гимназиях, колледжах и вузах вызывает много дискуссий. Кандидат педагогических наук, доцент педагогического института физической культуры МГПУ Ильдар Латыпов поясняет, что программа — это стратегический план, ориентированный на определённые цели и задачи, отражающий конкретный круг вопросов, последовательность и распределение по времени. Она составляется компетентными специалистами с учётом дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, системности и др. — и возрастных особенностей учащихся.

К сожалению, в системе образования сложилась такая ситуация, когда программу должен уметь написать каждый. Компетентные и не очень, опытные и начинающие педагогические работники сочиняют нормативные документы, которые по определению должны писаться специалистами высочайшего уровня. Ведь программы в значительной мере определяют уровень образования страны, его сущностные характеристики.

Понятно, что каждый рядовой учитель, загруженный текущей работой, написать программу высокого уровня не сможет. И надо ли? Примерные программы в этом смысле — бесценное подспорье. Но в системе детского отдыха таких матриц нет. Естественно, не очень подготовленный вожатый кое-что спишет у коллег (особенно учёные фразы о «педагогическом гуманизме» и «принципах воспитания»), упростит всё, что можно упростить, вставит то, что ему нравится и выдаст «на-гора» так называемую авторскую программу, которая для него самого будет набором малопонятных словосочетаний. Есть ли смысл заставлять писать программы всех поголовно? Возможно, здесь имеется явный перекос: стремясь уйти от так называемой «командной педагогики» прошлого века, мы бросились в водоворот «творчества», заставив «каждую кухарку управлять государством». А варить-то ей когда?

В лагере собственные программы необходимы по определению. Там существует совсем иная система, нежели в школах и вузах. Каждый лагерь силён своей «непохожестью», оригинальностью. И зафиксирована эта «несхожесть» может быть только в программе, которая должна иметь индивидуальное лицо. В многообразии предложений — залог развития, уникальности жизни конкретного лагеря. Тем большее значение приобретает наличие выверенных критериев оценки программ. Единых для всей сферы детского отдыха, единонаправленных, грамотных, полных и вариативных. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.