IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВОЖАТЫХ
Людмила Павловна Шопина,
доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
Цель IX Всероссийского конкурса вожатых детских оздоровительных лагерей, прошедшего в Анапе, — выявить и поддержать талантливую молодёжь, проанализировать инновационные тенденции в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи, обменяться передовым опытом. В мероприятии приняли участие ребята из Алтайского края, Башкортостана, Нижнего Новгорода, Омска, Санкт-Петербурга, Томска и других городов — победители региональных этапов конкурса.
• Всероссийский конкурс вожатых • досуговая педагогика • педагогическая школа
• методическая литература • мастер-класс
В
ходе конкурсных испытании выявлялись профессиональная компетентность молодых людей, уровень их творческого потенциала, владение педагогическими технологиями, методическая оснащённость, широта кругозора, способность вести педагогическую дискуссию, художественно-творческие возможности, умение организовать массовое мероприятие и т.д.
Праздник, который никого не оставил равнодушным, единодушно был признан одним из самых ярких, убедительных и необходимых событий сферы детского отдыха. Пять дней были наполнены интенсивными разнообразными серьёзными испытаниями, действиями, полемикой, игровыми тренингами и скрупулёзной аналитической работой.
Жюри стремилось не просто выявить векторы развития профессии вожатого в стране, но определить специфику работы регионов,
характеристики вожатого новой эпохи, характер интеграции молодёжного вожака в социум, имиджевую привлекательность работы с детьми для молодёжи.
Конкурс традиционно начался с презентации лагерей и творческого представления конкурсантов. Члены жюри увидели живые интерактивные мини-сценки, которые включали органичный диалог с видеоматериалом, транслирующимся на экране. Домашние видеозаготовки, сделанные в лагере, органично вплетались в театрализованное действие на сцене. Самыми эффектными были презентации конкурсантов из Омска, Башкортостана и Томска.
Методическими находками были наполнены тематические утренние зарядки, которые вожатые превращали в настоящие костюмированные спектакли. Пиратская зарядка на флибустьерской шхуне, зарядка, вписанная в любимую детьми сказку «Буратино», космическая, солнечная, античная, пионерская — фантазия конкурсантов была неистощимой. Причём всё было выстроено в соответствии с возрастными психологическими и физиологическими возможностями детей.
Одно из самых интересных и серьёзных испытаний — конкурс авторских программ — был направлен к тому, чтобы выявить методическую грамотность, научную компетентность, логичность, умение структурировать мысль. Интересно был представлен в программе опыт Нижегородского детского са-наторно-оздоровительного образовательного центра «Лазурный». Представленная программа отличалась не просто полнотой и качеством, но и инновационностью, проработанностью деталей, солидной психолого-педагогической основательностью. Чрезвычайно интересна методическая литература этого лагеря, представленная как приложения к программе. Несомненно, лагерь работает на уровне самых последних требований к системе образования и оздоровления ребёнка. Материалы отличаются научностью, они грамотны, психологически адаптированы. Разработки мероприятий, приведённые в программе, радуют культуросообразностью, социальной ангажированностью, интеллектуальностью и патриотической направленностью. Построены мероприятия умно и, бесспорно, принесут пользу детям. Очень хороша разработка нижегородцев, посвящённая методике проведения отрядных огоньков. В ней нет лишнего, но есть глубина, понимание серьёзности дела и его огромной роли в воспитании детей.
Из года в год растёт уровень показа на конкурсе Республики Татарстан. Их работа идёт в абсолютно ином ключе, нежели традиционная лагерная практика. Программы их всегда нестандартны, креативны, отличаются активным экспериментаторским началом, разрабатываются в русле последних достижений психологической науки. Структурно они безупречны, написаны профессионально и грамотно. Не могут оставить равнодушными идеи казанских вожатых по поводу развития эмоционального интеллекта, пластико-ориен-тированные технологии развития творческого потенциала и мышления посредством приёмов арттерапии.
Между тем в условиях конкурса в полной мере презентовать мощную работу целой педагогической школы ребятам не удалось. Ни один молодой вожатый не смог целостно и убедительно раскрыть характер и методические особенности работы сильного коллектива.
Хотелось бы процитировать основные элементы авторской педагогической программы республиканского интеллектуально-психологического лагеря «Территория Мы», который участвует в конкурсе не первый год, приятно, что они не просто декларируются, но реально работают в педагогическом пространстве смен. Её образовательные задачи: познакомить детей с многообразием форм самоактуализации личности в различных сферах (интеллектуальной, эмоционально-волевой, творческой, физической), обучить участников навыкам работы в команде. Развивающие задачи: способствовать активизации психических процессов и различных видов мышления (абстрактного, логического, художественно-творческого, изобретательского) участников проекта, а также их воображения, памяти, речи. Способствовать повышению коммуникативной компетентности детей. Воспитательные задачи: проводить планомерную работу по выработке чувства ответственности за результаты своей и командной деятельности, по воспитанию культуры отношения к здоровью, способствовать приобщению участников проекта к мировому культурному наследию в области музыки, живописи, литературы, театра (классическая музыка, джаз, бардовская песня, рассказы Р. Бредбери, О'Генри, А.П. Чехова, кукольный театр и др.).
Соответственно, задачи одного из отрядов выглядели следующим образом. Образовательные: обучение основам эффективной коммуникации путём создания доверительной и позитивной атмосферы, ознакомление с различными моделями поведения, направленными на развитие навыков социальной ответственности, умения адаптироваться в новых коллективах, умения налаживать дружеские связи. Развивающие: развитие у детей социальных эмоций путём формирования активной жизненной позиции; развитие способности к эмпатии во взаимоотношениях
со сверстниками; развитие навыков самоанализа и адекватной самооценки. Воспитательные задачи: создание условий для формирования чувства социального доверия; расширение картины социально-одобряемых ценностей ребёнка; воспитание чувства ответственности за собственное поведение и принятие решений; воспитание культуры здорового образа жизни.
Как всегда, хороши и интересно представлены были программы Омска. В подготовке омских вожатых сказывается многолетний опыт работы и преданность делу советника отдела по работе с муниципальными образованиями управления молодёжной политики Министерства по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области Любови Геннадьевны Дьяковой, которая не только лично курирует подготовку кадров, но придаёт ей особый смысл. Омские вожатые из года в год показывают пример нестандартности мышления, креативности, качественной выучки, компетентности и любви к вожатскому делу.
Оригинальной была программа Анны Широковой из Томска, посвящённая проведению «Спартанских игр» — адаптационного направления в развивающей педагогике, реализующегося посредством мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурсы, соревнования, художественно-творческая деятельность таких ребят отнюдь не носит соревновательного характера, здесь все радуются успеху каждого. И побеждать участникам приходится прежде всего себя: свой недуг, несчастливость и неуверенность. Программа грамотно составлена, убедительна и оригинальна.
Проверка теоретических знаний показала удовлетворительные результаты, причём, пробелы у ребят проявляются не только в общеметодических вопросах, но и в чисто практических знаниях условий организации детского коллектива. Письменный коллоквиум не обошёлся без курьёзов. Одна девочка переволновалась так, что написала, что
«Шмаков был основателем ВЛКСМ», а «Иванов — основателем КТД». Досуг же она охарактеризовала как «время, свободное от умственной и творческой деятельности». Сообщила, что в отряде она проводила «тестирование по Макаренко на сплочённость» (вряд ли Антон Семёнович составлял когда-нибудь такой тест). Зато показала прекрасное отрядное дело (ОД) на тему профилактики асоциального поведения подростков, которое было воспринято как живой, страстный диалог, никого не оставивший равнодушным.
Проведение отрядных дел и авторских мастер-классов — самое яркое, живое и любимое мероприятие конкурса. Готовится оно дома, но проводится с незнакомыми детьми определённого возраста. Победителем среди вожатых стала Елена Писарева из Алтайского края. Мягкая, обаятельная, лиричная, она работает с детьми в состоянии какого-то блаженного транса, сама получая от этого огромное удовольствие. Дети же, чувствуя эту уникальную энергетику, льнут к ней как к живому магниту, подчиняясь её настроению, фантазии и душевности. Несмотря на отсутствие инноватики, её мероприятие очаровало непосредственностью и индивидуальным подходом.
Интересную концепцию положила в основу ОД конкурсантка из Казани. Её идея — поиск красоты как интегрального качества, соединяющего природу и человека. Она зачитывала строки из стихотворений, показывала детям иллюстрации картин и просила выразить при помощи движений, положений рук и тела основную мысль и эмоциональное содержание художественного или живописного текста. Причём, окончание работы дети должны были каждый раз закреплять рефлексивной фразой: «Это красиво!» У конкурсантки была сильная команда помощников, одна из её «играющих тренеров» была студенткой ВГИКа.
Однако методика, эффективная в московском театральном вузе, не сработала в условиях детского лагеря. Не было убедительной преамбулы, пояснения, что такое красота, вожатая не попыталась научить детей видеть прекрасное в мире, природе, человеке. Дети не понимали, что с ними делают вожатые, вытягивая их руки или сгибая тела. Не помогала, а расслабляла и затягивала процесс слишком элегичная (хотя и качественная) музыка. Не была прокомментирована вожатой и осмыслена детьми знаменитая фраза Маяковского: «Если звёзды зажигают — значит — это кому-то нужно?», которую дети так же пытались выразить руками и телами.
Непонятно, как должны были дети выразить сверхэкспрессивное настроение картины Ван Гога «Подсолнухи». Ведь у подобных картин мощный психологический и эмоциональный подтекст, который ребёнок понять не может. У них своя долгая личностная история рождения, свои детерминанты и «скелеты в шкафу». Может быть, для пластического вживания в образ детям надо было предложить более гармоничные и однозначные вещи?
Не объяснялось содержание картин (например, «Пушкин в Царском Селе» И. Е. Ренина), и ребята, которых расставили взрослые, не поняли, что показывают они сцену последнего экзамена великого русского поэта, что один из них изображает восторг патриарха нашей литературы Г.Р. Державина, поражённого выступлением юного гения, а другой, с поднятой рукой, выступает в роли взволнованного Александра Сергеевича. Репродукции показывались не на экране, а на небольших листочках и сразу убирались: то есть, осмыслить их ребёнок не успевал. Вместо катарсиса закончилось всё банальной утренней зарядкой: помахали руками и разошлись.
Единичные промахи сильных ребят тем более досадны, что за ними стоит фундаментальный потенциал региона, наработки качественно выполняющих свои функции методистов, десятилетиями собираемый по крупицам опыт. И главное — талант и исключительная фантазия, которые могли бы прозвучать сильно и убедительно.
Не обошлось и без юмористических моментов. Во время конкурсного ОД, посвящённого природе Сибирского края, вожатая попросила детей назвать «трудолюбивую труженицу, которая собирает мёд». Она ожидала, что дети скажут: «Пчела», но они ответили:
Медведица!» Всё бывает, конкурсант должен уметь выйти из любой нестандартной ситуации.
Интересную тему взяла для методического конкурса Александра Гринёва из Омска. Она рассказала вожатым о шмаковских законах организации детского коллектива. «Законы», или универсальные поведенческие установки, которые обеспечивают нормальное функционирование детско-взрослой общности, каковой является лагерный отряд, — эффективное средство воспитания. Тема весьма актуальна, но хотелось бы, чтобы «законы» были прочитаны и поняты более верно.
Очаровал жюри вожатый из Омска Каир Молдахимов. Динамичный, позитивный, всегда готовый помочь, он представлял прекрасный тип вожатого, которого обожают дети (чувствуя в нём надёжность, порядочность и силу характера), любят директора (за предсказуемость и ум), к которому располагаются сердца родителей (понимающих, что ему они могут доверить своё дорогое дитя). К тому же спортсмен, умница и дамский угодник.
Среди старших вожатых бесспорным лидером стала Наталья Михайловская из Томска. Её оригинальный мастер-класс — от идеи, методик, манеры поведения автора до рефлексии, был воспринят как безусловный победитель в номинации. Это один из самых убедительных показов за всю историю конкурсов. Наталья научила вожатых, как можно провести МК, не имея ни атрибутики, ни фломастеров, практически ничего. Тема её МК — человеческая рука. Рука, которая умеет
многое, и каждый палец которой наделён своими возможностями и значением. Краткий экскурс в анналы восточной и тибетской мудрости был воспринят детьми с интересом. Как с помощью пальцевых фигур (мудр) повысить внимание, убрать усталость, снять конфликтное состояние — эти знания слушатели запоминали внимательно и чётко.
Интересна была разминка «Танцующие кисти» под мелодии Моцарта. Музыка заставляла детские руки то летать, то плавно извиваться, то порхать. Понравилась детям игра с руками «Импульс». Тот, до кого доходило скрытое рукопожатие, должен был закричать: «Искорка зажглась!». Игры для рук «Красная кнопка», «Японские ладошки», «Снежный переполох» были новыми для детей и занятными.
Нестандартно провела Наталья знакомство участников: каждый из них обвёл свою ладонь на большом общем листе ватмана. Затем на области каждого пальца ребята подписали какую-то информацию о себе: хобби, любимое животное, предпочитаемый музыкальный стиль — и по этой информации нашли себе друзей.
Новой была и игра «Космические спутники», участники разбились в группы по три человека. Двое в каждой группе были «космонавтами», они с закрытыми глазами имитировали процесс «стыковки спутников» в «чёрном космосе» (спутники изображали вытянутые в форме ракеты пальцы. Третий был диспетчером и руководил «стыковкой», подсказывая, куда им двигаться). Игра из серии «верёвочного курса», новая по форме, адаптированная для конкретного МК, в которой никому не надо было падать с высоты. Побеждала тройка, которой удалось проделать «стыковку» быстрее всех. В игре был задействован пространственный интеллект, активное мышление, интуиция, вырабатывалось умение слушать «диспетчера» и доверять ему.
Участникам было предложено сделать панно из отпечатков рук, окрашенных в какую-либо краску. Был сделан психологический анализ их выборов, дана характеристика состояния группы, прогноз и рекомендации для развития коллектива (более интересные, глубокие и разнообразные, нежели в известной методике Рокича).
Затем дети рисовали песком на зеркале, заглядывали в своё будущее, учились видеть свою душу. Каждый новый рисунок Наташа стирала, имитируя набегающую волну (игра на последействие: вожатая объясняла, что даже самая лучшая смена, увы, закончится и надо уметь перестроиться, не грустить и не растерять всё, что получили в лагере). В конце она изобразила на зеркале выступающий из песка знак бесконечности как символ вечной дружбы, душевной связи и красоты. Мероприятие получилось глубоким по мысли, нестандартным по исполнению и высокопрофессиональным по содержанию.
Творческий конкурс прошёл ровно, ярких дарований выявлено не было, хотя были чрезвычайно интересные идеи. Например, Елена Писарева исполнила испанский танец одна в двух ипостасях: и дамы, и кавалера. Правая часть костюма и грима представляли страстную испанку, левая — темпераментного тореро. Умело поворачиваясь то правой, то левой стороной (согласно смене лирических и активных фраз в мелодии аккомпанемента), девушка блестяще продемонстрировала дуэтный танец.
По отношению к лидирующим конкурсантам жюри проявляло порой излишнюю требовательность. Это вполне объяснимо, ведь участников из сильных регионов хотелось испытать со всех сторон. Не проявлялось снисхождения к нарушению законов сцены, не прощались облегающие костюмы участниц, подчёркивающие особенности фигуры. Не было понято чтение конкурсантом некоторых фрагментов
текста МК по бумажке, вальяжная манера речи, присутствие в ней слов-паразитов. Но подобная требовательность жюри лишь свидетельствовала, что среди победителей не было случайных или «своих» людей. Каждая победа была многократно публично доказана в процессе конкурса.
По итогам конкурса выявлено, что вожатство по-прежнему фундаментально и системно развивается в Сибири, Татарстане, Нижнем Новгороде, Башкортостане и на Алтае. В этих регионах ощущается наличие школы, то есть структурированного, методически грамотного воспроизводства опыта посредством передачи его профессионально ориентированным последователям. По отношению к вожат-ству не принято употреблять понятие «школа», хотя надо признать, что сам феномен давно существует в практике работы многих регионов. Школы обычно бывают авторскими (школа Амонашвили, школа Шаталова). В досуговой педагогике, вероятно, можно говорить не только о школе И.П. Иванова (ре-презентующей «коммунарскую методику» или «методику коллективного творческого воспитания», «орлятскую методику» или «педагогику общей заботы»), отнюдь не устаревшую сегодня, надо лишь внимательно её читать), но и о школе С.А. Шмакова, В.П. Бедерха-новой, М.И. Коваль и других выдающихся практиков.
Такой элемент досуговой педагогики, как воспитание в условиях загородного лагеря путём передачи установок, ценностей, коррекции мотивационно-потребностнй сферы, давно зарекомендовал себя как вполне самостоятельная, активно развивающаяся отрасль педагогики. Вероятно, пришло время ещё раз говорить о существовании педагогических школ досуговой направленности, существующих где-то под авторским началом, а где-то — как интегративное единение многих личностных начал (московская, нижегородская, казанская школы). Известно, что педагогическая школа — это совокупность личностей, идей, технологий, подчинённых единой педагогической концепции, имеющих логично выстроенную теоретическую базу, отличающихся единством целей и методов, иерархической структурой, детерминированных пространственно-временными характеристиками. В кон-
тексте школы формируется коммуникативный контекст, задаются границы инновационного поиска, выявляются тенденции, разрабатываются периферические ветви доминантной идеи1.
Школа — это феномен не только структурно-содержательного характера, но и ментальное поле со своими полюсами тяготения, биоритмами, цикличностью развития, эмоциональной приверженностью, самосознанием. «Образ» школы, то есть совокупность привлекательных идей, логичность концепции, уровень одарённости и убеждённости её представителей служат как средством самоидентификации школы, так и камертоном, задающим направление её развития.
Педагогическая школа — инвариантная структура, в которой отсутствует жёсткая детерминированность содержания научного поиска, в связи с чем велика вероятность рождения новых тенденций, углубляющих общие направления работы.
Важно, чтобы у досуговой педагогической школы был лидер. Такой, как Т.А. Трушковская, М.И. Рожков, С.А. Шмаков. Их личность, потребности, аксиологическая ангажированность, мотивы и убеждения, моральные и волевые качества, стиль отношения к воспитанию, манера подачи информации, личностные смыслы оказывают определяющее влияние на характер формирования индивидуальности школы.
Опосредованно роль и значение для страны такого явления, как досуговая школа, можно выявить, опираясь на мнение В. Голубева и А. Коробей-никова:
• в ней осуществляется гармоничное развитие человека, означающее сопряжённый
1 Грезнева О.Ю. Научные школы: педагогический аспект. М., 2003.
рост составляющих человеческого капитала: витального, интеллектуального, духовно-нравственного и аксиологического;
• формируется человек художественно-творческий, социально-духовный, интеллектуальный и экономический;
• формируется витальная модель по принципам диалектического синтеза противоположностей: созидания сильного государства,
в котором уважаются права и обязанности человека2.
Девять лет существует Всероссийский конкурс вожатых. Аналитическая работа, проводимая все эти годы, свидетельствует, что система детских оздоровительных лагерей не утратила свой мощный базис, а, напротив, структурировала его в соответствии с реалиями нового времени. И активное функционирование воспитательно-развивающих педагогических школ досугового профиля — явление закономерное, естественное и необходимое.
Победители
финала Всероссийского конкурса организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи с присуждением премий в размере 60 тыс. рублей:
1. Михайловская Наталья, заместитель директора Областного государственного бюджетного учреждения «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье» по воспитательной работе, Томская область, с. Калтай.
2. Писарева Елена, вожатая Краевого государственного бюджетного образовательно-
2 Голубев В., Коробейников А. Человеческий капитал для социогуманитарного развития // РФ сегодня. — 2009. — № 3.
го учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай», Алтайский край.
Призёры
с присуждением премий в размере 30 тыс. рублей:
1. Гринёва Александра, старшая вожатая Федерального бюджетного учреждения «Оздоровительный центр «Пламя» МЧС России, Омская область.
2. Репьева Ольга, заместитель директора Областного государственного бюджетного учреждения «Центр детского
и семейного отдыха «Здоровье» по воспитательной работе, Томская область, с. Калтай.
3. Ямалтдинова Эмма, вожатая Детского оздоровительного лагеря г. Нефтекамска, Башкортостан.
4. Широкова Анна, вожатая ОЛКД ДСОЛ «Санаторий-профилакторий № 2 », г. Северск, Томская обл.
Специальная премия и денежный сертификат Президиума Общероссийской Ассоциации общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «Дети плюс» присуждена Молда-химову Каирбеку Еркешовичу (г. Омск).
Начинается подготовка к десятому конкурсу. На него приедут самые талантливые, неравнодушные и смелые.
Ждём вас! НО