Научная статья на тему 'Всероссийский конкурс вожатых'

Всероссийский конкурс вожатых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВОЖАТЫХ / ALL-RUSSIAN COMPETITION OF YOUTH LEADERS / ДОСУГОВАЯ ПЕДАГОГИКА / LEISURE PEDAGOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / PEDAGOGICAL SCHOOL / МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / METHODIC LITERATURE / МАСТЕР-КЛАСС / MASTER-CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шопина Людмила Павловна

Всероссийский конкурс вожатых детских оздоровительных лагерей конкурса в Анапе. Инновационные тенденции в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи, обмен передовым опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийский конкурс вожатых»

IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВОЖАТЫХ

Людмила Павловна Шопина,

доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Цель IX Всероссийского конкурса вожатых детских оздоровительных лагерей, прошедшего в Анапе, — выявить и поддержать талантливую молодёжь, проанализировать инновационные тенденции в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи, обменяться передовым опытом. В мероприятии приняли участие ребята из Алтайского края, Башкортостана, Нижнего Новгорода, Омска, Санкт-Петербурга, Томска и других городов — победители региональных этапов конкурса.

• Всероссийский конкурс вожатых • досуговая педагогика • педагогическая школа

• методическая литература • мастер-класс

В

ходе конкурсных испытании выявлялись профессиональная компетентность молодых людей, уровень их творческого потенциала, владение педагогическими технологиями, методическая оснащённость, широта кругозора, способность вести педагогическую дискуссию, художественно-творческие возможности, умение организовать массовое мероприятие и т.д.

Праздник, который никого не оставил равнодушным, единодушно был признан одним из самых ярких, убедительных и необходимых событий сферы детского отдыха. Пять дней были наполнены интенсивными разнообразными серьёзными испытаниями, действиями, полемикой, игровыми тренингами и скрупулёзной аналитической работой.

Жюри стремилось не просто выявить векторы развития профессии вожатого в стране, но определить специфику работы регионов,

характеристики вожатого новой эпохи, характер интеграции молодёжного вожака в социум, имиджевую привлекательность работы с детьми для молодёжи.

Конкурс традиционно начался с презентации лагерей и творческого представления конкурсантов. Члены жюри увидели живые интерактивные мини-сценки, которые включали органичный диалог с видеоматериалом, транслирующимся на экране. Домашние видеозаготовки, сделанные в лагере, органично вплетались в театрализованное действие на сцене. Самыми эффектными были презентации конкурсантов из Омска, Башкортостана и Томска.

Методическими находками были наполнены тематические утренние зарядки, которые вожатые превращали в настоящие костюмированные спектакли. Пиратская зарядка на флибустьерской шхуне, зарядка, вписанная в любимую детьми сказку «Буратино», космическая, солнечная, античная, пионерская — фантазия конкурсантов была неистощимой. Причём всё было выстроено в соответствии с возрастными психологическими и физиологическими возможностями детей.

Одно из самых интересных и серьёзных испытаний — конкурс авторских программ — был направлен к тому, чтобы выявить методическую грамотность, научную компетентность, логичность, умение структурировать мысль. Интересно был представлен в программе опыт Нижегородского детского са-наторно-оздоровительного образовательного центра «Лазурный». Представленная программа отличалась не просто полнотой и качеством, но и инновационностью, проработанностью деталей, солидной психолого-педагогической основательностью. Чрезвычайно интересна методическая литература этого лагеря, представленная как приложения к программе. Несомненно, лагерь работает на уровне самых последних требований к системе образования и оздоровления ребёнка. Материалы отличаются научностью, они грамотны, психологически адаптированы. Разработки мероприятий, приведённые в программе, радуют культуросообразностью, социальной ангажированностью, интеллектуальностью и патриотической направленностью. Построены мероприятия умно и, бесспорно, принесут пользу детям. Очень хороша разработка нижегородцев, посвящённая методике проведения отрядных огоньков. В ней нет лишнего, но есть глубина, понимание серьёзности дела и его огромной роли в воспитании детей.

Из года в год растёт уровень показа на конкурсе Республики Татарстан. Их работа идёт в абсолютно ином ключе, нежели традиционная лагерная практика. Программы их всегда нестандартны, креативны, отличаются активным экспериментаторским началом, разрабатываются в русле последних достижений психологической науки. Структурно они безупречны, написаны профессионально и грамотно. Не могут оставить равнодушными идеи казанских вожатых по поводу развития эмоционального интеллекта, пластико-ориен-тированные технологии развития творческого потенциала и мышления посредством приёмов арттерапии.

Между тем в условиях конкурса в полной мере презентовать мощную работу целой педагогической школы ребятам не удалось. Ни один молодой вожатый не смог целостно и убедительно раскрыть характер и методические особенности работы сильного коллектива.

Хотелось бы процитировать основные элементы авторской педагогической программы республиканского интеллектуально-психологического лагеря «Территория Мы», который участвует в конкурсе не первый год, приятно, что они не просто декларируются, но реально работают в педагогическом пространстве смен. Её образовательные задачи: познакомить детей с многообразием форм самоактуализации личности в различных сферах (интеллектуальной, эмоционально-волевой, творческой, физической), обучить участников навыкам работы в команде. Развивающие задачи: способствовать активизации психических процессов и различных видов мышления (абстрактного, логического, художественно-творческого, изобретательского) участников проекта, а также их воображения, памяти, речи. Способствовать повышению коммуникативной компетентности детей. Воспитательные задачи: проводить планомерную работу по выработке чувства ответственности за результаты своей и командной деятельности, по воспитанию культуры отношения к здоровью, способствовать приобщению участников проекта к мировому культурному наследию в области музыки, живописи, литературы, театра (классическая музыка, джаз, бардовская песня, рассказы Р. Бредбери, О'Генри, А.П. Чехова, кукольный театр и др.).

Соответственно, задачи одного из отрядов выглядели следующим образом. Образовательные: обучение основам эффективной коммуникации путём создания доверительной и позитивной атмосферы, ознакомление с различными моделями поведения, направленными на развитие навыков социальной ответственности, умения адаптироваться в новых коллективах, умения налаживать дружеские связи. Развивающие: развитие у детей социальных эмоций путём формирования активной жизненной позиции; развитие способности к эмпатии во взаимоотношениях

со сверстниками; развитие навыков самоанализа и адекватной самооценки. Воспитательные задачи: создание условий для формирования чувства социального доверия; расширение картины социально-одобряемых ценностей ребёнка; воспитание чувства ответственности за собственное поведение и принятие решений; воспитание культуры здорового образа жизни.

Как всегда, хороши и интересно представлены были программы Омска. В подготовке омских вожатых сказывается многолетний опыт работы и преданность делу советника отдела по работе с муниципальными образованиями управления молодёжной политики Министерства по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области Любови Геннадьевны Дьяковой, которая не только лично курирует подготовку кадров, но придаёт ей особый смысл. Омские вожатые из года в год показывают пример нестандартности мышления, креативности, качественной выучки, компетентности и любви к вожатскому делу.

Оригинальной была программа Анны Широковой из Томска, посвящённая проведению «Спартанских игр» — адаптационного направления в развивающей педагогике, реализующегося посредством мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурсы, соревнования, художественно-творческая деятельность таких ребят отнюдь не носит соревновательного характера, здесь все радуются успеху каждого. И побеждать участникам приходится прежде всего себя: свой недуг, несчастливость и неуверенность. Программа грамотно составлена, убедительна и оригинальна.

Проверка теоретических знаний показала удовлетворительные результаты, причём, пробелы у ребят проявляются не только в общеметодических вопросах, но и в чисто практических знаниях условий организации детского коллектива. Письменный коллоквиум не обошёлся без курьёзов. Одна девочка переволновалась так, что написала, что

«Шмаков был основателем ВЛКСМ», а «Иванов — основателем КТД». Досуг же она охарактеризовала как «время, свободное от умственной и творческой деятельности». Сообщила, что в отряде она проводила «тестирование по Макаренко на сплочённость» (вряд ли Антон Семёнович составлял когда-нибудь такой тест). Зато показала прекрасное отрядное дело (ОД) на тему профилактики асоциального поведения подростков, которое было воспринято как живой, страстный диалог, никого не оставивший равнодушным.

Проведение отрядных дел и авторских мастер-классов — самое яркое, живое и любимое мероприятие конкурса. Готовится оно дома, но проводится с незнакомыми детьми определённого возраста. Победителем среди вожатых стала Елена Писарева из Алтайского края. Мягкая, обаятельная, лиричная, она работает с детьми в состоянии какого-то блаженного транса, сама получая от этого огромное удовольствие. Дети же, чувствуя эту уникальную энергетику, льнут к ней как к живому магниту, подчиняясь её настроению, фантазии и душевности. Несмотря на отсутствие инноватики, её мероприятие очаровало непосредственностью и индивидуальным подходом.

Интересную концепцию положила в основу ОД конкурсантка из Казани. Её идея — поиск красоты как интегрального качества, соединяющего природу и человека. Она зачитывала строки из стихотворений, показывала детям иллюстрации картин и просила выразить при помощи движений, положений рук и тела основную мысль и эмоциональное содержание художественного или живописного текста. Причём, окончание работы дети должны были каждый раз закреплять рефлексивной фразой: «Это красиво!» У конкурсантки была сильная команда помощников, одна из её «играющих тренеров» была студенткой ВГИКа.

Однако методика, эффективная в московском театральном вузе, не сработала в условиях детского лагеря. Не было убедительной преамбулы, пояснения, что такое красота, вожатая не попыталась научить детей видеть прекрасное в мире, природе, человеке. Дети не понимали, что с ними делают вожатые, вытягивая их руки или сгибая тела. Не помогала, а расслабляла и затягивала процесс слишком элегичная (хотя и качественная) музыка. Не была прокомментирована вожатой и осмыслена детьми знаменитая фраза Маяковского: «Если звёзды зажигают — значит — это кому-то нужно?», которую дети так же пытались выразить руками и телами.

Непонятно, как должны были дети выразить сверхэкспрессивное настроение картины Ван Гога «Подсолнухи». Ведь у подобных картин мощный психологический и эмоциональный подтекст, который ребёнок понять не может. У них своя долгая личностная история рождения, свои детерминанты и «скелеты в шкафу». Может быть, для пластического вживания в образ детям надо было предложить более гармоничные и однозначные вещи?

Не объяснялось содержание картин (например, «Пушкин в Царском Селе» И. Е. Ренина), и ребята, которых расставили взрослые, не поняли, что показывают они сцену последнего экзамена великого русского поэта, что один из них изображает восторг патриарха нашей литературы Г.Р. Державина, поражённого выступлением юного гения, а другой, с поднятой рукой, выступает в роли взволнованного Александра Сергеевича. Репродукции показывались не на экране, а на небольших листочках и сразу убирались: то есть, осмыслить их ребёнок не успевал. Вместо катарсиса закончилось всё банальной утренней зарядкой: помахали руками и разошлись.

Единичные промахи сильных ребят тем более досадны, что за ними стоит фундаментальный потенциал региона, наработки качественно выполняющих свои функции методистов, десятилетиями собираемый по крупицам опыт. И главное — талант и исключительная фантазия, которые могли бы прозвучать сильно и убедительно.

Не обошлось и без юмористических моментов. Во время конкурсного ОД, посвящённого природе Сибирского края, вожатая попросила детей назвать «трудолюбивую труженицу, которая собирает мёд». Она ожидала, что дети скажут: «Пчела», но они ответили:

Медведица!» Всё бывает, конкурсант должен уметь выйти из любой нестандартной ситуации.

Интересную тему взяла для методического конкурса Александра Гринёва из Омска. Она рассказала вожатым о шмаковских законах организации детского коллектива. «Законы», или универсальные поведенческие установки, которые обеспечивают нормальное функционирование детско-взрослой общности, каковой является лагерный отряд, — эффективное средство воспитания. Тема весьма актуальна, но хотелось бы, чтобы «законы» были прочитаны и поняты более верно.

Очаровал жюри вожатый из Омска Каир Молдахимов. Динамичный, позитивный, всегда готовый помочь, он представлял прекрасный тип вожатого, которого обожают дети (чувствуя в нём надёжность, порядочность и силу характера), любят директора (за предсказуемость и ум), к которому располагаются сердца родителей (понимающих, что ему они могут доверить своё дорогое дитя). К тому же спортсмен, умница и дамский угодник.

Среди старших вожатых бесспорным лидером стала Наталья Михайловская из Томска. Её оригинальный мастер-класс — от идеи, методик, манеры поведения автора до рефлексии, был воспринят как безусловный победитель в номинации. Это один из самых убедительных показов за всю историю конкурсов. Наталья научила вожатых, как можно провести МК, не имея ни атрибутики, ни фломастеров, практически ничего. Тема её МК — человеческая рука. Рука, которая умеет

многое, и каждый палец которой наделён своими возможностями и значением. Краткий экскурс в анналы восточной и тибетской мудрости был воспринят детьми с интересом. Как с помощью пальцевых фигур (мудр) повысить внимание, убрать усталость, снять конфликтное состояние — эти знания слушатели запоминали внимательно и чётко.

Интересна была разминка «Танцующие кисти» под мелодии Моцарта. Музыка заставляла детские руки то летать, то плавно извиваться, то порхать. Понравилась детям игра с руками «Импульс». Тот, до кого доходило скрытое рукопожатие, должен был закричать: «Искорка зажглась!». Игры для рук «Красная кнопка», «Японские ладошки», «Снежный переполох» были новыми для детей и занятными.

Нестандартно провела Наталья знакомство участников: каждый из них обвёл свою ладонь на большом общем листе ватмана. Затем на области каждого пальца ребята подписали какую-то информацию о себе: хобби, любимое животное, предпочитаемый музыкальный стиль — и по этой информации нашли себе друзей.

Новой была и игра «Космические спутники», участники разбились в группы по три человека. Двое в каждой группе были «космонавтами», они с закрытыми глазами имитировали процесс «стыковки спутников» в «чёрном космосе» (спутники изображали вытянутые в форме ракеты пальцы. Третий был диспетчером и руководил «стыковкой», подсказывая, куда им двигаться). Игра из серии «верёвочного курса», новая по форме, адаптированная для конкретного МК, в которой никому не надо было падать с высоты. Побеждала тройка, которой удалось проделать «стыковку» быстрее всех. В игре был задействован пространственный интеллект, активное мышление, интуиция, вырабатывалось умение слушать «диспетчера» и доверять ему.

Участникам было предложено сделать панно из отпечатков рук, окрашенных в какую-либо краску. Был сделан психологический анализ их выборов, дана характеристика состояния группы, прогноз и рекомендации для развития коллектива (более интересные, глубокие и разнообразные, нежели в известной методике Рокича).

Затем дети рисовали песком на зеркале, заглядывали в своё будущее, учились видеть свою душу. Каждый новый рисунок Наташа стирала, имитируя набегающую волну (игра на последействие: вожатая объясняла, что даже самая лучшая смена, увы, закончится и надо уметь перестроиться, не грустить и не растерять всё, что получили в лагере). В конце она изобразила на зеркале выступающий из песка знак бесконечности как символ вечной дружбы, душевной связи и красоты. Мероприятие получилось глубоким по мысли, нестандартным по исполнению и высокопрофессиональным по содержанию.

Творческий конкурс прошёл ровно, ярких дарований выявлено не было, хотя были чрезвычайно интересные идеи. Например, Елена Писарева исполнила испанский танец одна в двух ипостасях: и дамы, и кавалера. Правая часть костюма и грима представляли страстную испанку, левая — темпераментного тореро. Умело поворачиваясь то правой, то левой стороной (согласно смене лирических и активных фраз в мелодии аккомпанемента), девушка блестяще продемонстрировала дуэтный танец.

По отношению к лидирующим конкурсантам жюри проявляло порой излишнюю требовательность. Это вполне объяснимо, ведь участников из сильных регионов хотелось испытать со всех сторон. Не проявлялось снисхождения к нарушению законов сцены, не прощались облегающие костюмы участниц, подчёркивающие особенности фигуры. Не было понято чтение конкурсантом некоторых фрагментов

текста МК по бумажке, вальяжная манера речи, присутствие в ней слов-паразитов. Но подобная требовательность жюри лишь свидетельствовала, что среди победителей не было случайных или «своих» людей. Каждая победа была многократно публично доказана в процессе конкурса.

По итогам конкурса выявлено, что вожатство по-прежнему фундаментально и системно развивается в Сибири, Татарстане, Нижнем Новгороде, Башкортостане и на Алтае. В этих регионах ощущается наличие школы, то есть структурированного, методически грамотного воспроизводства опыта посредством передачи его профессионально ориентированным последователям. По отношению к вожат-ству не принято употреблять понятие «школа», хотя надо признать, что сам феномен давно существует в практике работы многих регионов. Школы обычно бывают авторскими (школа Амонашвили, школа Шаталова). В досуговой педагогике, вероятно, можно говорить не только о школе И.П. Иванова (ре-презентующей «коммунарскую методику» или «методику коллективного творческого воспитания», «орлятскую методику» или «педагогику общей заботы»), отнюдь не устаревшую сегодня, надо лишь внимательно её читать), но и о школе С.А. Шмакова, В.П. Бедерха-новой, М.И. Коваль и других выдающихся практиков.

Такой элемент досуговой педагогики, как воспитание в условиях загородного лагеря путём передачи установок, ценностей, коррекции мотивационно-потребностнй сферы, давно зарекомендовал себя как вполне самостоятельная, активно развивающаяся отрасль педагогики. Вероятно, пришло время ещё раз говорить о существовании педагогических школ досуговой направленности, существующих где-то под авторским началом, а где-то — как интегративное единение многих личностных начал (московская, нижегородская, казанская школы). Известно, что педагогическая школа — это совокупность личностей, идей, технологий, подчинённых единой педагогической концепции, имеющих логично выстроенную теоретическую базу, отличающихся единством целей и методов, иерархической структурой, детерминированных пространственно-временными характеристиками. В кон-

тексте школы формируется коммуникативный контекст, задаются границы инновационного поиска, выявляются тенденции, разрабатываются периферические ветви доминантной идеи1.

Школа — это феномен не только структурно-содержательного характера, но и ментальное поле со своими полюсами тяготения, биоритмами, цикличностью развития, эмоциональной приверженностью, самосознанием. «Образ» школы, то есть совокупность привлекательных идей, логичность концепции, уровень одарённости и убеждённости её представителей служат как средством самоидентификации школы, так и камертоном, задающим направление её развития.

Педагогическая школа — инвариантная структура, в которой отсутствует жёсткая детерминированность содержания научного поиска, в связи с чем велика вероятность рождения новых тенденций, углубляющих общие направления работы.

Важно, чтобы у досуговой педагогической школы был лидер. Такой, как Т.А. Трушковская, М.И. Рожков, С.А. Шмаков. Их личность, потребности, аксиологическая ангажированность, мотивы и убеждения, моральные и волевые качества, стиль отношения к воспитанию, манера подачи информации, личностные смыслы оказывают определяющее влияние на характер формирования индивидуальности школы.

Опосредованно роль и значение для страны такого явления, как досуговая школа, можно выявить, опираясь на мнение В. Голубева и А. Коробей-никова:

• в ней осуществляется гармоничное развитие человека, означающее сопряжённый

1 Грезнева О.Ю. Научные школы: педагогический аспект. М., 2003.

рост составляющих человеческого капитала: витального, интеллектуального, духовно-нравственного и аксиологического;

• формируется человек художественно-творческий, социально-духовный, интеллектуальный и экономический;

• формируется витальная модель по принципам диалектического синтеза противоположностей: созидания сильного государства,

в котором уважаются права и обязанности человека2.

Девять лет существует Всероссийский конкурс вожатых. Аналитическая работа, проводимая все эти годы, свидетельствует, что система детских оздоровительных лагерей не утратила свой мощный базис, а, напротив, структурировала его в соответствии с реалиями нового времени. И активное функционирование воспитательно-развивающих педагогических школ досугового профиля — явление закономерное, естественное и необходимое.

Победители

финала Всероссийского конкурса организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи с присуждением премий в размере 60 тыс. рублей:

1. Михайловская Наталья, заместитель директора Областного государственного бюджетного учреждения «Центр детского и семейного отдыха «Здоровье» по воспитательной работе, Томская область, с. Калтай.

2. Писарева Елена, вожатая Краевого государственного бюджетного образовательно-

2 Голубев В., Коробейников А. Человеческий капитал для социогуманитарного развития // РФ сегодня. — 2009. — № 3.

го учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай», Алтайский край.

Призёры

с присуждением премий в размере 30 тыс. рублей:

1. Гринёва Александра, старшая вожатая Федерального бюджетного учреждения «Оздоровительный центр «Пламя» МЧС России, Омская область.

2. Репьева Ольга, заместитель директора Областного государственного бюджетного учреждения «Центр детского

и семейного отдыха «Здоровье» по воспитательной работе, Томская область, с. Калтай.

3. Ямалтдинова Эмма, вожатая Детского оздоровительного лагеря г. Нефтекамска, Башкортостан.

4. Широкова Анна, вожатая ОЛКД ДСОЛ «Санаторий-профилакторий № 2 », г. Северск, Томская обл.

Специальная премия и денежный сертификат Президиума Общероссийской Ассоциации общественных объединений содействия детскому отдыху и оздоровлению «Дети плюс» присуждена Молда-химову Каирбеку Еркешовичу (г. Омск).

Начинается подготовка к десятому конкурсу. На него приедут самые талантливые, неравнодушные и смелые.

Ждём вас! НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.