в
ОЖАТЫЙ, БУДЬ ГОТОВ!
Людмила Павловна Шопина,
доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
В конце августа 2009 года в Федеральном детском оздоровительно-образовательном центре «Смена» (г. Анапа) прошёл IV Всероссийский конкурс молодых специалистов сферы отдыха и оздоровления детей и молодёжи. Участниками его стали лучшие представители шести регионов России.
• Всероссийский конкурс • номинации • вожатые • призовые места
• социокультурная и методическая готовность • тестирование
• отрядное дело • творческий конкурс
«а «а
сероссиискии конкурс консолиди-ВВрует и интегрирует работу регионов по формированию педагогического вожатского корпуса страны, способствует развитию и совершенствованию системы организации отдыха и оздоровления детей, а также выявлению позитивных тенденции, идеи, лидеров, креативных технологии.
Вот уже четыре годы жюри конкурса оценивает уровень социокультурной и методической готовности молодёжи к миссии вожатого и региональные особенности их подготовки. Причём наиболее интересные центры сосредотачиваются сегодня не только в столицах — большинство призовых мест занимают ребята из Сибири.
Нынешний конкурс проходил в двух номинациях: вожатый детского оздоровительного лагеря и заместитель директора детского оздоровительного лагеря.
Победителем конкурса (I место) стал Евгений Сергеевич Прудников — командир МПО
«Аврора», вожатый ДОЛ «Крылатых» (г. Барнаул).
В Алтайском крае налажена интересная и продуктивная работа по подготовке во-жатских кадров. Ещё в 2007 году гран-при конкурса получала Анна Миронова. Судя по видеопрезентации, лагерь, который представлял Евгений Прудников, располагается в бывших авиационных казармах (кстати, лётчики до сих пор шествуют над ребятами, помогая им постигать азы военной профессии). Но там царит дух высокого военного братства, любовь к подросткам, радостное состояние сотворчества.
Произвело впечатление отрядное дело вожатого: урок музыки, в ходе которого ребята познавали символику звуков. Слушая звук «до», учились услышать в нём добротность, силу и яркость, «ре» — решительность и т.д. Таким образом, дети начинали понимать, что музыкальный звукоряд представляет собой звучащую картину жизни, что звуки лечат, вдохновляют и помогают строить жизнь по законам красоты. И программа Жени, в которой он представил своё видение воспитания через музыкальную культуру, была убедительна, полна и креативна.
К тому же только он привёз из далёкого Барнаула гитару. В эпоху экспансии медиа-рынка обращение к живому, естественному звуку напомнило далёкие романтические 60-е.
Участники-томичи за 4 года представили на конкурс всевозможные типы эффективных современных вожатых: аристократичная Ксения Лапина, утончённый интеллектуал Семён Марьин, стратег Таня Белянкина, фантазёрка Наталья Неугодова, фееричный Миша Нале-пов, профессиональный хореограф и режиссёр, студентка ГИТИСа Ася Шилова...
Следуя доброй традиции, томичка Кристина Козикова — вожатая санатория-профилактория «Строитель» на конкурсе 2009 года выступила просто блестяще. Мягкая, интеллигентная девушка, обладающая зрелым мужским интеллектом, ярко выраженными аналитическими способностями, сильной волей, глубокой интуицией и при этом прелестная, умеющая создать атмосферу таинственного очарования, просто покорила присутствующих как пластикой в бальном танце, так и прирождёнными лидерскими качествами, профессиональной подкованностью и коммуникативной культурой.
Эксклюзивной была представленная ею программа работы отрядной смены «Десять секретов счастья». В её основе — психолого-педагогические идеи, разработанные Адамом Джексоном, которые позволяют ребёнку научиться обретать смысл жизни. Ценить не богатство, а «роскошь человеческого общения», любить мир и себя в прекрасном мире. Сила программы — в её неординарности и реалистичности. Через игровые тренинги, театрализацию и сказкотерапию дети учатся правильно относиться к удачам и неудачам, ценить красоту каждого мгновения жизни, правильно оценивать себя, ставить оптимальные цели. Учатся юмором защищаться от депрессий. Прощать, быть великодушными и мудрыми. Дарить другим душевное тепло. Строить взаимоотношения и верить в своё счастье. Примечательно, что мероприятия, описанные в программе, не были формальными. Каждое — индивидуально и точно адресовано конкретному ребёнку, с его возрастными и характерологическими особенностями.
Чувствовалось, что программа — это личностный, талантливо прожитый кусок жизни самой Кристины. Интересно смысловое поле программы: в нём мысленное постижение силы позитивного отношения к жизни; методика «якоре-ния» позитивных эмоций при помощи коррекции осанки; замедление восприятия темпа жизни как неуправляемого потока при помощи фиксаций чудесных мгновений делает жизнь ёмкой, красивой и бесконечной; моделирование собственной психической организации в позитивном направлении; принятие главной целью жизни любовь к миру; умение снять стресс при помощи юмора; формирование умения дарить, понимание силы феномена дарения, прощать, строить взаимоотношения, верить.
И в практической работе — показе отрядного мероприятия, Кристина была максимально убедительна, грамотна и умна.
Одно из самых ярких впечатлений конкурса для жюри и зрителей — её сценическое выступление. Девушка профессионально исполняет бальные танцы Продуманный, с соблюдением законов хорошего вкуса и здравого чувства меры, танец вызвал дружные аплодисменты зала.
Ещё одна томичка — Катюша Быкова — участвовала в конкурсе во второй раз. В 2007 году жюри отметило её отрядное дело — «путешествие» в культуру Японии, во время которого дети вместе с вожатой учились видеть «лицо камня», ощущать ласковость прикосновения морского песка, выводить философские истины из любования природой, общаться со стихиями, делать оригами — сакральных японских журавликов. Тогда тема занятия — определение смысла и границ счастья — была раскрыта оригинально, целостно и талантливо. Был отмечен и её танец — настоящая философская притча о борьбе женственного начала с какофонией, дисгармонией
и разрушением. А в 2009 в Анапу приехал совсем другой человек: умный, умеющий отвечать за себя и других, гордый и сильный. Добро, которое несёт девушка каждым своим словом и жестом, уже не беззащитно. Да и танец она показала совсем другой — профессионально исполненный восточный.
Катя — прирождённый руководитель-стратег. Мыслит чётко и логично. Решения принимает легко и точно. Блестяще владеет техникой аргументации. Прекрасно понимает, что современного ребёнка надо не развлекать, а увлекать. Имеет выраженную жизненную позицию. Представленная ей программа «Дети и деньги: кто кем управляет?» не имеет аналогов в истории конкурса. Она является элементом воспитательной системы «Мои идеалы», которая реализуется в лагере «Зорька» в течение многих лет. Чрезвычайно интересна атрибутика игры: дети пользуются не только точными цветными копиями самых редких мировых валют, но и шоколадными макетами иностранных монет, которые ребёнок нигде больше не увидит («монеты» изготовлены на кондитерской фабрике по специальному заказу).
Игра настолько близка к жизни, что её воспитательный эффект сразу превращается в личный опыт ребёнка. В конце игры у детей появляется нормальный интерес к деньгам, понимание правил их честного приобретения, смысла нормального акта купли-продажи, взаимосвязь понятий деньги и труд. Дети учатся не только радоваться успехам товарища, понимая, что успеха можно добиться только в здоровом, уравновешенном обществе, но и спокойно проигрывать, бережно относиться к вещам, правильно к экономическим отношениям. Можно сказать, что сегодня Екатерина представляет собой тип современного менеджера высокого класса, который привносит в педагогику своё мышление, опыт, инновационный потенциал.
Понравился жюри и мастер-класс Кати: за 40 минут она показала технологию изготовления по шаблону весёлой, красивой
и содержательной стенной газеты. В начале каждый участник получил инструкцию, о чём надо писать, что и где нарисовать, и в итоге ребята сделали многометровую красочную композицию, подобную многокадровому мультипликационному фильму с единой логикой и сюжетом. Детям — радость, а психолог получил бесценный материал для анализа и коррекции настроений и поведения воспитанников.
Омск традиционно приезжает на конкурс сильной, сплочённой командой. Омичи обычно берут на себя организацию основных массовых мероприятий конкурса и делают это весело, красиво и сценично. В этот раз в работе с участниками впервые был использован метод включённого наблюдения. Не только в процессе мероприятий, но и в свободное время жюри наблюдало за поведением конкурсантов, за их отношением друг к другу, к детям, за поведением в нестандартных ситуациях. Так, омские ребята чаще других реагировали на неожиданные моменты: замечали проблемы окружающих, помогали друг другу. Это вызвало безусловную симпатию экспертов.
Первое место в своей номинации и третье в общем зачёте заняла Жулдус Иманкулова — заместитель директора лагеря «Огонёк» ОАО «Сибирские приборы и системы» (Омская область). Второй конкурсант из Омска — Артём Жидик, наиболее интересен был в отрядном деле. Он показал вариант спортивной эстафеты с элементами театрализации, которые превратили традиционное мероприятие в весёлую игру. Так, выполнить задания ведущего детям «мешал» необычный «бычок», который не подпускал ребят к финишу. Роль «бычка» исполнял плечистый омич в лохматом парике с рожками, что приводило ребят в восторг. Необычной показалась детям и театрализованная эстафета «Волк и заяц». Омичи все четыре года показывают очень устойчивый, высокий уровень профессиональной подготовки.
Испытания конкурса традиционно строятся по принципу последовательного раскрытия разных граней педагогического потенциала участников. Начались они с видеопрезентации лагерей. Здесь оценивались информативность, оригинальность, художественный уровень материала, коммуникативные возможности представляющего их вожатого. Общий уровень презентаций по сравнению с прошлыми годами значительно вырос. «Заказные» презентации практически не отличались от сделанных самими конкурсантами.
Параллельно с видеопрезентацией шла «Визитка», таким образом, зрители получали полное представление о конкурсанте и его жизни. В этом году в конкурс было введено новое сложное испытание — тестирование. Оно должно было выявить не только общую компетентность в специальных вопросах, но и умение различать тонкости юридических, организационных, экономческих и других сторон пребывания вожатого в лагере. Наиболее компетентной здесь оказалась омичка Жулдус Иманкулова.
Презентация и защита программ традиционно считаются наиболее показательными для определения интеллектуальных и профессиональных качеств участников. Здесь оценивались научно-методическая оснащённость программы, новизна идеи, инновационный подход в реализации, сбалансированность компонентов, соответствие цели ожидаемым результатам.
На брифинге заместителей директоров ДОЦ оценивался уровень интеллекта вожатого, глубина мышления, наличие собственной позиции, уровень ораторского искусства, наличие харизмы, активность, оперативность ориентации в проблеме, конструктивность ответов. Было выявлено несколько интересных моментов, касающихся мироощущения девушек и их взглядов на профессию. Например, для Насти Саввиной (Липецк) лагерь — это «большая дружная семья». Для Кати Быковой (Томск) — «место для проявления творчества, активной жизни», для Жулдус (Омск) — «возможность для самореализации всех и каждого». Различались взгляды конкурсанток на роль и функции директора лагеря, на способы выведения лагерной сферы из экономически сложной ситуации и т.д. Но все девушки были убедительны, логичны и активны.
Проведение вожатыми любимого отрядного дела наглядно выявило лидеров. Но и остальные участники показали ничуть не худший уровень мастерства, так что жюри пришлось детально вникать в тонкости, чтобы ранжировать конкурсантов.
Очень красиво работали в практических испытаниях вожатые из ФДЦ «Смена» (педагогический отряд из города Волгограда). По общему мнению, эти ребята — серьёзные претенденты на победу в будущем году. Динамичные, заводные, активные, артистичные, умные, они получали дружную поддержку зрителей. И не удивительно: для детей они действительно во многом воплощают тип идеального вожатого.
Терчиева Тамила (Анапа, ВДЦ «Смена») провела серьёзный, глубокий разговор со старшеклассниками о жизненных проблемах — наркомании, коррупции, преступности девушка перевела на необходимость активного противостояния злу через участие в изготовлении социальной рекламы. Найти нужный тон в разговоре с современными подростками нелегко, но каждое слово Тамилы было не просто точным, оно было ошеломляюще правдивым, отрезвляющим и разящим. Такие люди — прирождённые шоумены, лидеры мнений, и не использовать их талант при работе с массами и при социальном проектировании непростительно.
На протяжении четырёх лет перед жюри проходили ребята из разных концов страны, посвятившие себя работе с детьми. Какими мы их увидели?
На конкурс приезжают, безусловно, одарённые молодые люди, которые смогут стать лидерами мнений и талантливыми управленцами нового времени. По характеру их интеграции в новые реалии можно судить о тенденциях со-циополитического и культурологического развития России в ближайшие десятилетия. Действительно, это элитарный
генофонд нации, который надо беречь и поддерживать. Считая одной из задач конкурса необходимость поднятия статуса вожатого в стране, С.В. Барканов на первом конкурсе установил систему: жюри выявляет абсолютных победителей в каждой номинации для Анапы и «Орлёнка», остальные места не дифференцируются. К сожалению, эта практика не могла быть сохранена из-за уменьшения финансирования.
Общий уровень конкурсантов год от года динамично повышается. Всех ребят отличает высокий уровень культуросообразного поведения. Большинство обладают харизмой, они ярко индивидуальны.
Надо отметить интеллектуальный уровень участников. Они способны вести диалог на высоком научном и профессиональном уровне, обладают достаточным кругозором. Представляемые на конкурс программы написаны в основном на уровне приличных дипломных работ педагогического вуза, а некоторые (например, победителя конкурса 2008 года Светланы Ризаевой (Мордовия) приближаются к требованиям диссертационного исследования. Причём ребята умеют их защищать, владеют научной терминологией, грамотно выстраивают научный и критериальный аппарат, выделяют проблему, отмечают инновационный компонент, практическую значимость. В последние годы намного солиднее стали диагностические блоки (по сути — экспериментальные части дипломных работ). Сближение практики с наукой — одна из характерных тенденций конкурса.
Намечается ещё одна тенденция, выявленная через анализ некоторых представленных на конкурс программ. Это появление в характере вожатого маркетинговой и продюсерской функций. Хорошо это или плохо — трудно сказать. Но это реакция на характер времени, в котором надо уметь не столько любить всех, сколько организовать своё и сопредельное пространство для социального, психологического и экономического выживания. Конечно, нам безумно жаль романтическую ау-
ру лагерей 1970-х годов, но, возможно, лагеря выживут и обретут новую идентичность именно через эту тенденцию. Возможно, хоть на переходный период. То есть в новом лагере ребёнка учат считать деньги, знать свои гражданские права, выбирать профессию, реально восстанавливать экологическое пространство, пользоваться приёмами психологического саморегулирования и т.д.
Интересный блок составляют программы, опирающиеся на исторические факты или легенды. Например, «Куликовская битва» (2006 г.), «Пришёл Христос на Русь» (2006 г.), «Богатыри Александра Невского» (2007 г.), «Рыцари короля Артура» (2007 г.). Существовали и достаточно сложные в структурном и социополи-тическом плане проекты. Например, в мордовском лагере участниками смены продуктивно и творчески был «проигран» период становления, «собирания» Руси.
Следует отметить творческую программу «Мастерская чувств» липчанки Эльвиры Полянских, вожатой лагеря «Спартак», где традиционно отдыхают дети, занимающиеся в различных кружках, секциях, художественных центрах (2009). Сенсорный голод, разрыв эмоциональных связей — диагноз, который влечёт за собой массу бед: от депривации до аутизма. Как научить человека чувствовать чужую боль и радость, дать почувствовать счастье сопричастности чужой судьбе? Вожатые «Спартака» попытались поставить эксклюзивный эксперимент по формированию эмоционально-чувственного мира ребят через работу в творческих лабораториях-кружках. Эмпатичность как стиль жизни, возможно, не сделает ребёнка более успешным, но позволит стать сопричастным эмоциям великих музыкантов, поискам прекрасных художников, поможет понять метафорический язык театра. То, что за такие проекты берутся оздоровительные лагеря — признак перехода на новый уровень работы. Это, по сути, опыты социальной инженерии. Всё, что Эля описала в программе, она показала на практике
в психологически глубоком занятии, развивающем эмоциональный мир детей.
В большинстве программ представлены символические компоненты. Чаще всего они заявлены уже в «Легенде смены». Представляется, что некоторые вожатые всё же недооценивают их воспитательное значение. А ведь символ, знак — это концентрированное выражение нравственной концепции. Он заменяет многие часы нравоучений, спасает от заполняющей душу пустоты, раскручивает спираль воображения. О разработанной системе символов «Орлёнка» наслышаны, наверное, все. Жаль, что работать в этом направлении нам бывает иногда недосуг.
Попробуйте не восхититься, встретив в лагере место, «куда Утренняя звезда всегда посылает свой первый луч», к тому же, если это место «дарит тем, кто придёт сюда на рассвете, вечную молодость и красоту». Или «пульсирующую» зону, куда упал осколок какого-то, возможно, Тунгусского метеорита» и т.д. Конечно, подростку, воспитанному «Домом 2» или Валерией Гай Германикой, «врубиться» в незнакомый язык, где нет «чуваков» и «тёлок» очень сложно. Но кто сказал, что общество должно сдаваться, отдавать телеэкрану наше будущее?
Как раз вожатый и должен стать ярче, красивее, привлекательнее экранных «выкидышей». Символом, эталоном полноценной жизни. В лагере должно быть «модно» не курить, уважать своё и чужое достоинство и т.д. Сложно? Да. То есть первые три дня, так называемый, оргпериод, когда устанавливаются нормы и законы поведения, вожатый должен, подобно Создателю, сотворить своими словами, чувствами, верой, энергетикой, руками, глазами, душой, всем своим опытом, обаянием, надеждой, отчаянием, красотой тот мир, тот строй чувств, которым станет жить его детище, — отряд разноперой детворы. Сотворить так, чтобы 30 детей даже дышать начали в унисон, думать в одном направлении, восхищаться одними и теми же вещами, хотеть одного и того же. И были при этом предельно счастливы. И обожали отдавшего им себя Вожатого. Это нисколько не противоречит развитию их индивидуальностей (с которыми наша педагогика иногда забредает в дебри асоциаль-
ного). Это просто опыт инобытия по законам вечных истин, опыт, наработанный нашей, российской педагогикой. Почему мы должны об этом забывать?
Вожатые, приезжающие на конкурс, представляют самые разные модели лагерей. Интересная тенденция — развитие православной линии. Активный рост христианских и подобных им лагерей — явление не только позитивное, но и давно ожидаемое. Есть целиком православные лагеря, есть — существующие на паритетных» началах. Так, в лагере Зорька» Томской области партнёрами по проекту являются Томская духовная семинария и Кемеровский университет культуры. То есть вожатые — это одухотворённые мальчики и артистичные девочки. Интересное сочетание?
Практически все приезжавшие на конкурс вожатые умеют красиво двигаться, обладают навыками сценического поведения, грамотной речью. Многие могут выступать на уровне профессионалов: прекрасно танцуют, поют, владеют конферансом. То есть могут создавать на мероприятиях присущее только летним лагерям заветное состояние всеобщего восторга при виде любимого вожатого. Причём это состояние далеко от безумного фанатизма концертов поп-звёзд, оно бескорыстно: ведь вожатого принимают не как модную игрушку, а как романтический символ.
Вожатский корпус страны сегодня представляет собой мощную социальную силу, не объединённую единым вектором движения. Ребята талантливы, но куда двигаться, за что бороться, что строить, что любить (кроме себя) — они не знают. Современные молодёжные объединения робко демонстрируют лояльность режиму и не отваживаются на сколько-нибудь значимые социальные инициативы. Время не требует героев, дегероизация ментального пространства — одна из черт нашей эпохи. Но если молодой человек в период
переизбытка сил реализует себя не в ярких патриотических, романтических делах, а в материальном плане, то, конечно, в какой-то мере нивелирует свой нравственный и социально-патриотический потенциал.
Бесспорно, тип современного вожатого не имеет признаков аутсайдерства. Несмотря на изменившиеся государственные приоритеты, ребята нашли себя в новой реальности, у них нет ни малейшего сомнения в успешности их будущей жизни, они умеют формировать своё счастье своими руками, знают, что будут делать, и сделают это отлично. Жаль, что большинство из них всё же уходит из педагогики, но это не их вина, как не вина воспитавших их педагогических институтов. Причина — в отсутствии социального заказа на данную профессию, следовательно, на перспективы достойного роста статуса и адекватного вознаграждения.
Удивляет сенситивность, восприимчивость ребят. Они чутко настроены на понимание стратегий любого социального начинания, готовы вписаться, подхватить, развить, усилить любую позитивную линию развития человека и государства. Отсутствие национальной идеи превращает их в потерянное поколение. Приезжающие на конкурс никогда не станут социальным балластом, слишком сильна у них мотивация самоактуализации. Но в общей массе молодёжи дегуманизация и дегероизация пространства не могут не иметь негативных последствий, специалистам по социальной инженерии надо бы продумать стратегию возрождения лучших методик работы с молодёжью в направлении, нужном для государственного строительства.
Итак, конкурс показал, что феномен вожат-ства до сих пор сохраняет значительный воспитательный (культурологический, этический, патриотический, гражданственный, здоровье-сберегающий, профориентационный, коррек-ционный, рекреативный и т.д.) потенциал. Опыт лучших лагерей — это некий Монблан, высота, наработанная сотнями талантливых подвижников. Высота, базирующаяся
на отношении к детству как к самоценному периоду жизни ребёнка. Выстроить этот Монблан было непросто: каждый кирпичик опыта оплачен нервами, энергией, озарениями ведущих педагогов-практиков и просто хороших вожатых. Удержаться на нём сложно. А скатиться — совсем легко: где — по инерции, где — подпрыгивая на уступах и перелетая через несколько ступенек, идей, наработок, находок, принципов.
Только куда приземлимся, господа? Общая тенденция к сокращению числа лагерей и социальные реформы могут этот опыт просто уничтожить. Талантливые ребята уйдут в более эффективные социальные структуры.
Тогда время «взлёта» лагерей второй половины ХХ века останется в истории цивилизации романтической легендой. А жаль... Ещё Д.С. Лихачёв писал, что «только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». Только поймут ли эту радость воспитанники Гай Германики? НО
ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ руководителей школ
^ Учитывается ли вознаграждение за классное • руководство при расчёте среднего заработка для оплаты ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам?
В подпункте «м» пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922) определено, что для расчёта среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат; к выплатам относится также вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Следовательно, вознаграждение за классное руководство должно учитываться при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.