Научная статья на тему 'Всероссийский конкурс вожатых'

Всероссийский конкурс вожатых Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЖАТЫЙ / LEADER / КОНКУРС / COMPETITION / ПРОГРАММА / PROGRAM / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / METHODICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шопина Людмила Павловна

Авторские конкурсные программы. Развитие научного, методического и инструментального потенциала сферы детского отдыха. Новые тенденции в развитии педагогики досуга. Стратегические и структурные масштабы «вожатства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийский конкурс вожатых»

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВОЖАТЫХ

Людмила Павловна Шопина,

кафедра педагогики Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

В августе прошлого года в Анапе состоялся VIII Всероссийский конкурс молодых специалистов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи. В нём приняли участие победители областных и региональных конкурсов, вожатые и заместители директоров детских оздоровительных лагерей.

• вожатый • конкурс • программа • презентация • методические разработки

В

ожатый — ключевая фигура в детском лагере. Молодые, яркие, талантливые, эти ребята превращают летний отдых детей в праздничное действие, погружают в мир фантазии, расширяют взгляд на мир, природу и человека.

Испытания конкурса включают видеопрезентацию своего лагеря, выступление — «творческую визитку», проверку теоретических знаний, проведение отрядного дела (для вожатых) или мастер-класса (для заместителей директоров), а также сценическое выступление и участие в брифинге. На конкурс привозят авторские конкурсные программы. Это серьёзные методические разработки, в которых масса инновационных идей и методических приёмов. Конкурс способствует развитию научного, методического и инструментального потенциала сферы детского отдыха. Некоторые разработки конкурсантов сразу и с удовольствием включают в свою практику ДОЛ и ФДЦ, на базе которых проводится конкурс.

За прошедшие годы конкурс обрёл статус и традиции, определил свои параметры и ориентиры. Главная его цель — определить лучших,

обозначить «лицо нового века», а также выявить новые тенденции в развитии педагогики досуга, проанализировать позитивный опыт регионов.

В ходе конкурса ведётся аналитико-ме-тодическая работа. Уточняются стратегические и структурные масштабы «во-жатства», его роль и место в современной педагогике, а также возможность тиражирования инноваций в социокультурный контекст новой России.

Анапский конкурс позволил выделить некоторые актуальные тенденции современной системы ДОЛ, а также проследить направления развития молодёжного сознания, выразителями которого являются вожатые — лидеры мнений для определённой категории молодёжи.

Все конкурсанты — люди, прекрасно адаптированные в социуме. Этот мир — их мир, они видят перед собой реальные возможности успешного становления в жизни и не испытывают сожаления об утраченных ценностях ХХ века. Многие получают несколько специальностей, есть ребята, не имеющие педагогического образования, но работающие очень талантливо.

Между тем у них весьма размытые представления о лагерной педагогике ХХ века, они работают «на эмоциях», а не на знаниях, но, возможно, это и есть уникальный способ выживания профессии в многополярном мире (благодаря вариативному потенциалу рождается новое)?

При всей устремлённости, активности, интеллекте, организаторских способностях вожатых среди них мало «людей культуры», носителей интеллектуальной парадигмы, обладающих глубиной мышления, культурой чувств, национальной ментальностью.

Особо выделим ребят из Томска, у которых последовательно прослеживается этнонацио-нальный колорит, вовлечённость в круг этических доминант и ставшее генетическим следование национальным нравственным табу.

В целом ребята приехали замечательные. По ним видно, как активно работают регионы, как совершенствуется мастерство, и насколько велик потенциал нашей замечательной профессии.

Лучшие из лучших

Омич Денис Шарапуто, студент Сибирского университета физической культуры, по специальности — спортивный менеджер, прекрасно знает немецкий, изучает лингвистику. Работает в ДОЛ «Берёзка». Разработанная им программа создания в лагере собственной киностудии «Берёзка-пикчерз» технологична, функциональна и вполне пригодна для применения в любом лагере. Он на конкурсе во второй раз, его победе в этом году была заслуженной и логичной (1-е место).

Яркая, талантливая Ольга Семиколенова, магистрант Томского политехнического университета (Институт природных ресурсов, кафедра геологии и разведки полезных ископаемых), которая работает в лагерях уже 13 лет (в МАУ ЗАТО Северск, ДОЛ «Восход»). Она показала умный и нужный

авторский мастер-класс на тему «Идеальный напарник. Инструкция по применению». Психологически грамотный, тонкий мастер-класс помог каждому из зрителей установить для себя критерии, точки отсчёта, которые помогают иначе взглянуть на проблему совместимости вожатых. Оля получила Гран-при в номинации «заместитель директора ДОЛ».

Мария Ртищева, старшая вожатая ДОЛ «Волжанка» Ульяновской области — невероятно талантливая, живущая не в обычных, а в повышенных «температурах», постоянно в планах, бегах, задумках, очаровала искренностью, честностью и профессиональной одержимостью. Её коллега Настя Провоторова не уронила честь Ульяновской области. Интересны программы ульяновских девушек: «Пятая четверть — формула счастья» и «Реализуй свою мечту».

Студентка Башкирского государственного университета Жанна Осипова (ДООЛ им. А.П. Гайдара Туймазинского района республики Башкортостан) олицетворяет надёжный тип старшего вожатого: разумная, не поддающаяся эмоциям, профессиональная, она особенно убедительна была в защите конкурсной программы.

Туран Гитауллин — представитель Татарского республиканского общественного фонда «Сэлэт», студент Казанского федерального университета (институт истории), представлял традиции, хорошо известные жюри по прошлым конкурсам. Он занимается развитием эмоционального интеллекта, формированием креативного пространства, развитием индивидуальных способностей детей. Поющий, владеющий синтезатором, Туран был в центре внимания подростков.

Представитель далёкой Югры Анна Дьячковская построила своё выступление на этнонациональном колорите. Аня — представитель одного из немногих российских районов, где система детского отдыха не испытывает недостатка в финансировании. Естественно, презентация

ЦоиОД «Сосновый бор», где работает девушка, была просто великолепна.

Дидактичностью отличался мастер-класс Ольги Дмитриченко, студентки-эколога Омского государственного университета, работающей в ДООЦ СТКД им. Д.М. Карбышева. К её методическим находкам можно отнести красочную «Карту здоровья и личных достижений» ребёнка, которую дети заполняют на протяжении смены.

Хорошо выступала студентка-эколог Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Елена Загребельная. Лагерь «Солнечная поляна», где она работает, был представлен интересной содержательной программой и красивыми творческими идеями.

Ксения Коновалова, студентка Томского политехнического университета (Институт природных ресурсов, кафедра экономики, будущий менеджер нефтегазовой отрасли), вожатая МАУ ЗАТО Северск, ДОЛ «Восход», показала себя ярким и умным специалистом, профессионально владеющим методиками организации лагерного отдыха.

Студентка Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Анна Малагина достойно представила АНО «Образовательный центр развития личности «Академия успеха», где она работает вожатой. У Ани всё было умно, ярко, разнообразно, фантазийно.

«Открытиями» конкурса стали Артур Шари-пов и Женя Прокопенко. Артур — студент 4-го курса ГОУ СПО «Салаватский колледж образования и профессиональных технологий», вожатый ДОЦ «Спутник» ООО «Агидель-Спутник». Динамичный, весёлый, доброжелательный, открытый, подвижный, он профессионально занимается пантомимой. Его мастерство и пластическая выразительность вызвали однозначную симпатию жюри. Женя Прокопенко (студент Томского государственного университета, факультет прикладной математики, вожатый ДОЛ «Зорька») — интеллигент, стоик, интеллектуал, носитель духовного потенциала. Его харизма, живое биение мысли, доброта действовали безошибочно: по общему мнению жюри, ему был присуждён Гран-при

в номинации «Вожатый ДОЛ». На творческом концерте Женя показал удивительный кукольный театр в виде народной карусели, изготовленный его ребятами. Наполненный смыслами и при этом понятный сюжет заставил маленьких зрителей задуматься о смысле жизни. Понравилось и его ОД «Хоккей по вехам истории».

Омск традиционно приезжает на конкурс сильной, сплочённой командой и делает всё весело, красиво и сценично. На протяжении многих лет подготовкой конкурсантов-омичей руководит опытный специалист Любовь Геннадиевна Дьякова. Её школа, бесспорно, отличается мастерством, методической грамотностью и основательностью.

Интересно и продуктивно работает по подготовке вожатских кадров Алтайский край. Трижды алтайские ребята получали Гран-при Конкурса.

Проверка теоретической компетентности конкурсантов

Определяя понятие «вожатый», конкурсанты часто окружают его романтическим ореолом, рассуждают о магии, бескорыстной любви, чуде, притом, что требовалось дать строгое определение.

Участники имеют весьма смутные представления о нормативно-правовых документах, регламентирующих работу вожатого в ДОЦ. С трудом ориентируются в «Санитарно-гигиенических нормах и правилах пребывания ребёнка в ДОЦ», сводя их к необходимости мыть руки и проверять тумбочки. Смутно представляют себе основные документы организации (устав).

Недооценивается ими педагогика лагерного досуга. Из крупных учёных, занимавшихся теорией и практикой лагерей, с трудом называют два-три имени, слабо ориентируются в механизмах воздействия

вожатого на ребёнка. Не знают основных функций управления социальными системами, к которым относятся и летние лагеря.

Затрудняются отвечать на вопросы, касающиеся теории досуга, психологических типов руководителя детского объединения, методической деятельности, диагностики, самоуправления, теории КТД, игр, обратной связи. Иногда не могут назвать несколько лагерных песен. При этом неплохо разбираются в особенностях возрастного развития детей, компетентны в целеполагании, планировании, программировании. Прекрасно справились с заданием — составить список

Аагерь — это обустроенное пространство и разработанный механизм встречи детей с чудом и мечтой, которые являются важнейшим взглядом детей в будущее своего общества и на будущее отчизны

(Сталь Шмаков).

качеств, которыми должен обладать вожатый.

Результаты этой проверки показывают невысокие результаты на протяжении уже нескольких лет. Это свидетельствует о недостаточной теоретической осмысленности этой сферы деятельности педагога.

Главный фактор успешности лагеря

Это наличие интересной программы и хорошего вожатого. Сегодня дети едут в лагерь, чтобы заниматься конкретным делом — краеведением, этнографией, спортом, туризмом, иностранным языком. Или чтобы общаться с самым творческим, любимым, умелым, мудрым, красивым, неповторимым человеком в мире — вожатым. И чаще всего в лагерном общении происходит чудо: среда и чувство ответственности невероятным образом помогают студенту-практиканту оправдать ожидания ребят, он действительно становится самым-самым, совершается педагогическое преображение.

Многие поколения вожатых разделяют слоган-лозунг блистательного идеолога и мастера своего дела С.А. Шмакова: «Вожатый — профессия-птица».

Модель личности вожатого сегодня

Анализ программ и выступлений конкурсантов показал, что иерархия ценностей в основном остаётся традиционной для России, но зачастую отсутствует духовно-нравственная основа.

Вожатый сегодня — очень хороший организатор, заводила творческих дел, обладающий необходимым набором знаний психолога, маркетолога, менеджера, тьютора. Таковы лидеры, опирающиеся на мощные региональные школы, таковы наиболее успешные представители профессии.

Существует и другая ветвь вожатства, ориентированная не на лидерство, а на размышления о предназначении человека на земле, о вечных ценностях, о душе и мире. Таких немного, но они есть. Во время конкурса проявлялись и те и другие: все грани нравственных смыслов.

Грань игры и драматической действительности сегодня столь тонка, что просто развлекать современных детей вожатому нельзя. Надо жить их сложной жизнью, как и раньше, «быть рядом и чуть впереди» — защищать, оберегать, вселять веру.

Вопрос культуры был и остаётся важнейшим для системы ДОЛ, ибо он определяет качество наших воспитательных усилий, его отдалённые, отсроченные результаты и в общем, правомерность существования системы.

С.А. Шмаков описывал раннее утро в ДОЛ: «Ранним утром, когда облака обкладывают солнце влажными компрессами, его свет становится застенчивым и робким. Иногда дымящиеся солнечные столбы прорываются сквозь утреннюю толщу неба, и тогда всё плывёт и качается. Качаются сосны, умытые солнцем, качается трава, обильно смоченная росой, качается утренний туман. Лёгкий ветерок мотает шёлк флагов на высоких мачтах, раздувает гирлянды флажков на белых корпусах спален, и сразу отчётливо видно,

что лагеря-корабли плывут по изумрудным морям лесов и полей в свои романтические гавани детства». Хочется пожелать этой армаде долгого счастливого пути!

Всегда ли отдых безмятежен

Экскаватор, вызванный директором лагеря для проведения каких-то текущих работ, вывернул ковшом шесть бомб, оставшихся после Великой Отечественной войны. Директор бросилась звонить в МЧС.

— Вы что, ребята, ведь пятница же, уже два часа дня! Звоните в понедельник! — ответили дисциплинированные МЧСники.

Директор кинулась звонить в МЧС ЖД, справедливо решив, что они должны обеспечить безопасность железной дороги, проходящей рядом (а происходило всё во время недавнего грузинского военного конфликта и перевозили по ЖД не что иное, как вооружение и танки). Но там ответили аналогично:

— Вы что, впереди выходные, у нас заканчивается рабочий день!

Всю субботу руководство лагеря просидело у канавы с бомбами, чтобы, не дай Бог, к ней не приблизились дети.

Первым не выдержал экскаваторщик:

— Мне надо закончить задание. В понедельник я должен быть на другом объекте! Парень подкопал бомбы лопаткой, осторожно погрузил в свои «Жигули» и стал думать, куда их отвезти до приезда МЧС. А действительно, куда можно отвезти шесть ржавых страшных бомб? Ведь некуда!

Пришлось везти к себе на дачу. Да, так оно и было, по крайне мере, он знал, что случайный прохожий туда не зайдёт.

Конечно, когда во вторник (!) приехали все вызванные МЧС, они очень профессионально провели разминировании и определили, что одна из бомб была на грани взрыва, но это бы-

ло потом. А вы бы хотели оказаться в такой ситуации?

Ещё один эпизод. К началу нового оздоровительного сезона футбольное поле в загородном лагере заросло густой травкой. Персонал, естественно, не понял, что травка эта — конопля. Он её просто никогда не видел. Зато ребята из жаркой Калмыкии сразу смекнули, что к чему. И стали травку жевать, потому что знали, то курить её нельзя — по дымку их могут обнаружить. Подхватившие весёлое начинание, но не привыкшие к конопле подростки из Сибири почему-то стали часто падать в обмороки. Сердобольные взрослые списы-

вали всё на жару. Но посетивший лагерь участковый полицейский тоже смекнул (он-то коноплю в своей жизни видел не раз), и сразу деловито предложил свой сценарий развития событий:

Лагерь — это выход ребят на разнообразие окружающего мира — социального, культурного, природного, образовательного,

приключенческого и др., это целенаправленное завоевание социального пространства жизни людей, ранее не встречавшееся (Сталь Шмаков).

Будем договариваться? Двадцать пять!

— Чего двадцать пять? У нас скорую вызывали к двенадцати ребятам!

Тогда участковый объяснил, что за трава покрывает футбольное поле, и что хочет он взятку за молчание.

Естественно, взрослые моментально удалили с поля всё, что напоминало зелёный цвет, а также предприимчивого стража порядка, и в очередной раз порадовались мудрости СанПина, предписывающего лишнюю траву в лагерях скашивать.

Описанные реальные ситуации — это случайная, тысячная часть проблем, которые сотрясают сегодня систему детского отдыха. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.