Научная статья на тему 'V Всероссийский конкурс организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи'

V Всероссийский конкурс организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА / КОНКУРС / ПРОГРАММА / ОТРЯДНОЕ ДЕЛО / МАСТЕР-КЛАСС / АНАЛИЗ ОТРЯДНОГО ДЕЛА / РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ / НОМИНАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / PROFESSION - IS A PEDAGOGY OF CHILDHOOD / CONTEST / PROGRAM / BAND BUSINESS / MASTER CLASS / ANALYSIS OF THE BAND BUSINESS / WORK WITH STAFF / NOMINATION / SOCIAL EFFECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шопина Людмила Павловна

Конкурс включён в перечень мероприятий по государственной поддержке талантливой молодёжи национального проекта «Образование». Социальная эффективность конкурса. Структура, требования и конкурсные задания. Система оценки. Стандартизация профессии вожатый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V Всероссийский конкурс организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

V ВСЕ РОССИЙСКИЙ КОНКУРС

организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи

Людмила Павловна Шопина,

доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Всероссийский конкурс организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи включён в перечень мероприятий по государственной поддержке талантливой молодёжи национального проекта «Образование». Его организаторы — Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ, Министерство образования и науки РФ, Общероссийская ассоциация общественных объединений содействия отдыху и оздоровлению детей «Дети плюс». В 2010 году этот конкурс проводился в пятый раз и проходил в ФДЦ «Смена» в Анапе.

• профессия — педагогика детства • конкурс • программа • отрядное дело

• мастер-класс • анализ отрядного дела • работа с персоналом • номинации

• социальные последствия

ц

ель конкурса в том, чтобы выявить позитивные тенденции, идеи, лидеров, технологи в системе организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи.

Задачи конкурса:

• анализ, концентрация и сохранение опыта регионов;

• разработка и введение единых ценностных, социокультурных, психологических, коммуникативных, организаторских требований к профессии вожатого на уровне государства, разработка подходов к стандартизации профессии;

• выявление и поддержка талантливой молодёжи, работающей

в этой сфере;

• повышение квалификации и профессионального мастерства молодых специалистов;

• развитие творческого потенциала молодых сотрудников, работающих с детьми;

• создание базы и методических предпосылок для введения в педагогических учреждениях курсов по выбору, методических семинаров для изучения теории и методики педагогики каникул;

• повышение статуса профессии, разработка системы мер по адекватному позиционированию педагогики каникул.

Конкурс имеет пятилетнюю историю, и пришло время обобщить некоторые результаты.

За пятилетие в нём приняли участие представители 23 городов и регионов страны.

На второй этап прошло около 500 человек. В итоговом соревновании приняли участие 70 человек. Ежегодно 15 прошедших на третий тур конкурсантов выбирались из тридцати тысяч молодых людей, выбравших профессией педагогику детства. Таким образом, социальная эффективность конкурса высока.

Конкурсные задания, предлагаемые участникам, подобны испытаниям Всероссийского конкурса «Учитель года». Они направлены на выявление как теоретических, так и прикладных компетенций, знаний и умений конкурсантов, выявление их профессиональных качеств, ценностной направленности личности, педагогической и гражданской позиции, наличия и уровня художественно-творческих навыков, уровня интеллекта, организаторских возможностей, наличия лидерских и прогностических способностей, мотивацию и т.д.

Визитка

Краткое самопредставление участника в приемлемой для него художественной форме (с использованием элементов театрализации, хореографии, вокала и т.д.). Оценивается по критериям: информативность, содержательность, оригинальность подачи материала, артистизм участника, харизматичность. Культурный уровень транслируемых текстов и художественного образа. То есть, что и как пожелал рассказать о себе молодой человек. Что выделил главным, как это подал, насколько интересен может быть в условиях лагеря.

Видеопрезентация лагеря

Показ видеопрезентаций лишь условно можно причислить к конкурсным испытаниям. Прошло время, когда умение её создать считалось достижением. Тем более, часто авторами презентаций (или целых рекламных фильмов) становятся подчас вовсе не конкурсанты, а иные привлечённые люди. Но мероприятие зрелищное и традиционное для лагерной системы, поэтому до сих пор присутствует в перечне конкурса. Здесь оценивается содержание видеоролика, культурный потенциал информации, композиция, видеоряд, речь и поведение рассказчика, эмоциональность, умение создать образ «любимого, единственного места на земле», интонационная культура. Если вожатый любит свой лагерь, он сможет это показать. Ценится необходимое современному вожатому умение работы с мультимедиа, использование спецэффектов, включение в презентацию забавных или содержательных элементов.

Защита конкурсной программы

Программа — наиболее серьёзный конкурсный документ. Она регламентирует деятельность коллектива, вносит в него логику и смысл. Для ребёнка наличие программы означает перспективу романтизированного проживания летнего периода, подразумевает возможность общения с профессионалами, обретение новых навыков и умений. Для вожатого — это наличие целей и сверхцелей в общении с ребёнком, необходимость думать о ценностном наполнении своих мероприятий. Оценивались актуальность, воспитательный потенциал, креативность, инновационный потенциал. Особо отмечалось умение защитить своё детище, то есть полемические и ораторские навыки конкурсанта.

Обязательным условием считается методическая проработанность документа и его структурная полнота: наличие введения, где раскрывается актуальность, целеполагание, задачи, новизна, планируемые результаты. Структура смены. Этапы реализации программы. Организационная модель смены. Оценивается реальность, достижимость поставленных целей. Содержание и механизмы реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Диагностика результатов (диагностические материалы, не только констатация фактов). Необходимо приложить список использованной литературы.

Во многих программах интересно прописаны ещё и следующие важные для конкретных проектов параграфы: схема самоуправления, динамика развития проекта, сферы взаимодействия педагогических структур, особенности многомодульной воспитательно-рекреационной системы. Интересны культурные, экономические, экологические связи проектов с организациями системы дополнительного образования, способы преодоления конфликтных ситуаций. Важно, если есть примерный план стратегии

последействия проекта, описано кадровое обеспечение; приложены грамоты, рекомендации, статьи в прессе, отзывы, рисунки и письма детей и т.д.

Отрядное дело, КТД, мастер-классы

Отрядное дело — это «соль» общения взрослого и ребёнка в условиях лагеря, ибо в КТД или эстафете передаются навыки и умения, корректируются интересы, идёт развитие личности, формируются новые качества. В копилке лагерной педагогики сотни, а то и тысячи вариантов ОД. Для детей каждое из них — новое. Поэтому при анализе дела оценивался его воспитательный потенциал, то есть наличие механизмов влияния на личность. Оценивался творческий потенциал дела и его оригинальность. Безусловно, жюри были интересны и коммуникативные качества ребят, умение работать с аудиторией, держать внимание, чередовать периоды работы с релаксацией, учитывать возрастные и психологические особенности подопечных. Большую роль в успешности ОД играли эмоциональность, артистизм, наличие хорошей дикции и умение при помощи интонации и ритмоструктуры делать речь осмысленной и доходчивой.

При анализе мастер-классов, которые проводили заместители директоров, жюри к вышеперечисленным критериям оценки добавили ещё и оценку профессионализма участника, а также использование нестандартных приёмов подачи материала, его новизну и актуальность. Учитывался также уровень педагогической культуры и этики конкурсанта. Подготовленные дома ОД, безусловно, всегда одно из сильнейших мероприятий конкурса.

Анализ ОД

Способность качественно проанализировать отрядное дело или мастер-класс своего коллеги подразумевает понимание закономерно-

стей методики, педагогическую грамотность, наличие психологических компетенций. Выполнение требований к определённой форме дела. Для жюри было важно, чтобы анализ был полным, а критика — позитивной, чтобы конкурсант не только называл промахи своего коллеги, но и показывал пути наиболее рационального решения проблемы. Как в любом деле, в вожатской профессии важна способность не только учить, но и учиться. И, безусловно, культура речи, краткость и ёмкость формулировок, свобода использования педагогических терминов, владение материалом. Жюри было интересно анализировать выделяемые конкурсантом доминанты (методические, эмоциональные, этические или аксиологические).

«Круглый стол»

Это очень интересное испытание. В современном лагере интересен не просто «детеводитель» (так переводится греческое слово педагог), а личность со своими пристрастиями, интересами, уникальностью. Беседа в форме «круглого стола» позволяет выявить подлинную человеческую ценность конкурсанта, его нравственный потенциал, уровень духовности. Прямой разговор помогает понять глубину личности, её культуросообразность, ориентированность в современном мире, масштабность мышления, нравственный потенциал. И ещё многое другое, что входит в понятие «хороший вожатый». На конкурсе круглый стол проводился в форме творческого общения конкурсантов с экспертом и заинтересованными лицами. Предполагаемая тематика для обсуждения традиционна, она была предварительно опубликована на сайте организации «Дети плюс». Это:

• новые концепции организации детского отдыха;

• новые педагогические технологии

в ДОЦ;

• формирование ценностей в условиях ДОЦ (патриотических, этических, ЗОЖ, социокультурных, и т.д.);

• авторские проекты ДОЦ будущего;

• обсуждение интересных комплексных мини-программ, обычных программ и мегапрограмм для ДОЦ (идеи, структура, поддержка, инфраструктура и т.д.);

• влияние вожатого на формирование личности ребёнка.

Интересно, что на круглом столе на протяжении ряда лет ребята из разных концов страны высказывают столько продуктивных идей, что только их осмысление могло бы лечь в основу работы хорошего социального института. Предлагаемые ими модели детского отдыха имело бы смысл фиксировать и публиковать в специальной прессе. В них смелость мысли, отсутствие депрессивности, нестандартность мышления, полёт фантазии и экономическая целесообразность. Особенно ценными были проекты конкурсантов 2009 года. Критериями оценки на «круглом столе» были: наличие собственной аргументированной концепции отдыха и оздоровления детей, компетентность в социо-политических, общественных вопросах, ориентация в педагогических и психологических проблемах детства, активность социальной и воспитательной позиции, уровень интеллекта. А также способность постоять за себя, коммуникативная культура, речевое мастерство, ораторские и полемические умения.

Сценическое выступление

Во время выступления конкурсантов на сцене оценивались профессионализм, культура поведения, владение площадкой, манера держаться и способность удерживать внимание зала, природные данные (вокальные, хореографические, драматические), оригинальность. Выступление любимого вожатого на сцене всегда вызывает бурю восторга у ребят, потрясение, страстное желание подражать. Поэтому оценивалась способность «влюбить» в себя зал и стать примером для занятий искусством.

Организация массового мероприятия

Обычно во время массовых мероприятий заместитель директора находится за сценой, но в его руках сосредоточены все «нервы»,

управляющие нити» процесса. Вовремя ли вышел очередной «артист», вовремя ли зажёгся свет, а также качество произносимых текстов, адекватность поведения на сцене, костюм, причёска, режиссура, сценарий и многое другое составляет суть невидимой, но столь необходимой заботы заместителя директора. Оценить умения в области художественного и процессуального обеспечения массовых мероприятий жюри было весьма интересно. Поэтому конкурсанты были привлечены к организации праздничного открытия конкурса, его закрытия и концерта. Критериями качества работы заместителя были уровень организации, согласованность работы служб и артистов, профессионализм, культура поведения на сцене ведущего и выступающих. Обращалось внимание на оригинальность сценария, его воспитательный потенциал, и характер последействия мероприятия.

Участники показали торжественную, лаконичную форму открытия конкурса, форму весёлого концерта и красивого, трогательного, одухотворённого закрытия конкурса. Особо хочется отметить профессионализм и высокую культуру организации в работе волгоградских ребят: Тимура Башарова и Андрея Сеидова. Это квалифицированные специалисты, работающие со вкусом, интеллигентно, качественно.

Технологии работы с персоналом

Деятельность заместителя директора современного лагеря многогранна, сложна и интересна. Трудно найти область, в которой он может себе позволить не иметь специальных сведений и навыков. Если в лагере идёт экономическая игра — он обязан грамотно ею руководить. Если проводятся бизнес-игры — хотя бы в душе быть бизнесменом. А также уметь разрешить конфликт, успокоить родителя, понравиться спонсору,

удовлетворить ожидания детей, быть спортсменом, артистом, певцом, музыкантом и т.д. Поэтому был проведён конкурс, определявший качество работы руководителя с персоналом. Участники по выбору определили для себя рабочие ситуации, которые им приходится разрешать на местах в силу своих профессиональных обязанностей. Это были:

• первая встреча заместителя директора

с вожатыми, технологии создания коллектива. Способы, методы сплочения коллектива, принятие единых целей и задач;

• профилактика «эмоционального выгорания» педагогического коллектива. Способы диагностики психологического состояния вожатых, приёмы снятия напряжения, предотвращения накопления отрицательных эмоций. Эту тему полно раскрыл конкурсант из Республики Марий Эл Дима Малышев;

• технологии решения межнациональных конфликтов. Знание особенностей национальных менталитетов, верований, традиций должно быть в педагогической копилке каждого руководителя. Ребята рассуждали

о трагическом происшествии в лагере «Дон», проигрывали разные варианты поведения, способы предотвращения конфликтов. Сошлись на мнении, что сегодня эти знания действительно должны стать технологией, должны быть регламентированы, предсказуемы, чтобы купировать ситуацию заранее;

• техника «мозгового штурма» как способ решения задач;

• синектика — способ решения задач, допускающий в отличие от «мозгового штурма» критику идей. Строится на прямой аналогии (а у нас эту проблему решают вот так...), выявлении символического содержания проблемы и нахождения ассоциативной аналогии с мифологическим обобщённым образом (как бы эту проблему решили сказочные персонажи);

• заместитель директора объясняет вожатым методику написания отрядной программы

и разъясняет специфику программы общелагерной: как соотносятся цели и задачи, что такое диагностика и как её проводить, как легенда смены претворяется в конкретные дела. То есть при помощи анализа программы делает вожатого своим соратником и единомышленником. Насколько профессионален в этом зам. — определяет специфику и успешность педагогических мероприятий смены;

• приёмы рефлексии. Руководитель должен уметь побудить коллектив к постоянному анализу педагогических ситуаций

и своей деятельности и, как следствие, — нацелить на оптимизацию поступков, мыслей и общей стратегии поведения.

• Тренинги для вожатых по способам общения с родителями, директором, гостями, детьми;

• SWOT-анализ программы своего лагеря (анализ сильных и слабых сторон, возможностей угроз.

Сначала конкурсант давал теоретическую информацию по проблеме (например, рассказывал, что такое конфликт, перечислял их виды, упоминал о типах характеров и темпераментов людей, о специфике конфликтных ситуаций, о рискогенных зонах, о моделях конфликтного поведения. Потом в режиме деловой игры «разрешал конфликт», который для него разыгрывали остальные конкурсанты. При этом проявлял тьюторские способности, коммуникативный талант, такт и интеллект. Оценивались профессионализм поведения, наличие специальных знаний, владение специальными приёмами, техниками, методиками, умение вычленить действительную суть проблемы. А также результативность, эффективность применяемых приёмов, коммуникабельность и лидерские качества конкурсанта.

V Всероссийский конкурс молодых специалистов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи работал в напряжённом творческом режиме в течение трёх дней.

На протяжении всего времени его не покидала атмосфера творческого горения, праздника и содружества талантов. Жюри имело возможность выявить не только лидеров в отдельных номинациях, но и проследить характерологические черты региональных педагогических стилей, тенденции и социальные корреляты.

Влияние личности вожатого на детей, на их пристрастия и интересы — постоянная тема для обсуждения в педагогике. Умения вожатого копируются детьми, перенимаются привычки, вожатый может повлиять и на выбор профессии, и на ментальность ребёнка.

Блестяще показала себя Томская область. На протяжении пяти лет четверо её представителей стали победителями конкурса: Малькова Ольга (2006), Марьин Семён (2008), Ко-зикова Кристина (2009), Денисюк Анастасия (2010). Столь стабильный и высокий уровень выступлений свидетельствует о мощной системе подготовки кадров в регионе, о системности работы. Томичей отличала зрелость, высокая ответственность, методическая оснащённость, художественная одарённость.

С напором, год от года всё активнее и целеустремлённее рвётся к лидерству ФДЦ «Смена» (Анапа). Педагогический отряд «Горизонт» работает ярко, талантливо и красиво. Вологодская область — дебютант конкурса, причём весьма успешный. Юная Анна Чубарова увезла домой титул победителя и премию в 30 000 рублей.

Республику Марий Эл — город Йошкар-Олу представлял талантливый юноша Дима Малышев. Методическая грамотность, основательность его подходов к работе позволяют судить о высоком уровне качественной подготовки педагогических кадров в республике. Мордовия (г. Саранск) присылала на конкурс участников дважды: в 2009 и 2010 году. Блестяще образованные, разносторонние, умные, обладающие современным мышлением девушки оставили о себе самое лучшее впечатление. Хочется верить, что университет им. Герцена, имеющий столь качественные кадры воспитанников, и в будущем будет наращивать инновационные технологии.

Омская область — постоянный участник конкурсов. В нынешнем конкурсе выиграла

«Гран-при». Традиционно приезжает большой командой с сильным педагогическим сопровождением. Выступает ровно, стабильно и очень успешно. Пожелаем омичам новых побед и интересных идей.

Президиум ассоциации «Дети плюс» благодарит руководителей организаций г. Орла, Белгородской области, Пензенской области, Республики Татарстан за высокий уровень профессиональной подготовки участников Всероссийского конкурса организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи.

Социальные последствия

С учётом масштабов конкурса можно говорить об эффективной социальной инженерии. Конкурс способствует внедрению в молодёжное сознание требований к профессионалу, которые укрепляют в его уме определённые модели социального поведения, становятся частицей его души, превращаются в грани его личности. Авторитет вожатого в детской среде практически безграничен. Им верят, им подражают. Перенимают их интересы, манеру держаться, отношение к жизни, к выбору ценностей. Подражают их симпатиям и антипатиям. Вожатых обожают. Им доверяют безгранично. В них влюбляются.

Вожатые — это феноменальный инструмент влияния на молодёжь. И если государство обратит на них более пристальное внимание, то обретёт бесценного помощника для осуществления государственной политики. Вожатые могут превратить детей из космополитов — в патриотов, могут научить уважать ценности семьи, гордиться своей страной. Усвоить ценности патриотизма, здорового образа жизни, альтруизма, оптимизма, гуманизма, высочайшего уровня ответственности не только за детей, но и за их дом — т.е. всю страну, развить их творческий потенциал.

Согласно проведённому нами в лагерях мониторингу, к советам вожатого готовы прислушаться 96% опрошенных ребят. А советы родителей значимы лишь для 47%. Учителям же готовы верить только 24% юных респондентов. Внешне готовы подражать вожатым 86% ребят в лагере. Подражать вожатому в увлечениях и хобби — 78%. Лагерь является «праздником» для 74% опрошенных. Для 45% лагерь — это «ожившая мечта», у 43% в лагере сбылись самые светлые планы. Согласно опросу, скучали в лагере всего 4% ребят.

Сегодня в руках государства огромная сила — вожатский корпус страны. Они в состоянии кардинально повернуть вектор социализации ребёнка, научить любить родину, ценить её великое прошлое, верить в будущее, уважать высокие традиции. Вожатый может влиять на формирование интересов ребёнка. Может внушить негативное отношение к асоциальному поведению, девиациям, вредным привычкам.

Итоги

Ежегодно мы имеем возможность общаться с победителями двух начальных этапов конкурса. Это — лучшие из лучших, это социальный генофонд нации.

В сложных современных социальных условиях, когда цели молодёжной политики только формируются, каждый из них работает локально в своём регионе. Конкурс выявляет позитивные тенденции, зарождающиеся на местах, анализирует креативные идеи, поддерживает лидеров, которые могут стать во главе государственных инициатив, фиксирует появление инновационных технологий.

Таким образом, мы действительно концентрируем, сохраняем и распространяем уникальный опыт регионов по работе с талантливой педагогической молодёжью. За период перестройки «рассыпались» и измельчали требования к профессии вожатого. Случаи небрежного отношения к своим обязаннос-

тям, к сожалению, участились. А сложности и проблемы выросли многократно, вспомним инцидент в лагере «Дон». А конкурс через вожатых-участников внедряет по всей стране единые аксиологические, социокультурные, психологические, коммуникативные, организаторские нормативы профессии вожатого. Тем самым способствует стандартизации профессии. Традиционно вожатый является носителем и транслятором лучших человеческих качеств — гуманизма, силы духа, чести, достоинства, исконно присущих российскому менталитету. Конкурс разрабатывает приёмы работы по формированию активной гражданской позиции, патриотическому воспитанию молодёжи, внедрению нравственных ценностей, выработке лидерских качеств.

В требованиях к конкурсу прописано, что в идеале вожатый должен быть талантлив. Должен уметь петь, танцевать, читать стихи, любить театр. Мы хотим, чтобы Россия вновь стала читающей, умеющий ценить искусство и красоту этого мира. И действительно, приезжающие на третий этап ребята проявляют просто необыкновенные дарования. Интереснее всех в этом плане работает Томская область. Томичи не только эрудиты и блестящие организаторы, они просто «зажигают» аудиторию разнообразием творческих умений и навыков. Достаточно отметить, что у них работают аспиранты московского ВГИКа, защищающие диссертации по сценической тематике. Уделяют внимание в Томске и духовно-нравственному воспитанию: там вожатыми работают семинаристы Томской семинарии.

Качественный уровень подготовки вожатых всегда демонстрирует Краснодарский край. Высочайшие результаты представляют ребята из Саранска и студенты Волгоградского педагогического университета. Приезжая на конкурс, они учатся друг у друга, смотрят, сравнивают, повышают свой профессионализм. Работая с жюри, усваивают нормы, приоритеты, правила, которые помогают им развивать отрасль

на местах. Так развивается их творческий потенциал, так конкурс влияет на развитие воспитательного потенциала профессии на уровне России.

На конкурс ребята привозят авторские конкурсные программы. Это — серьёзные методические разработки. В них содержится масса инновационных идей и методических приёмов. Анализируя их, конкурс способствует развитию научного, методического и инструментального потенциала сферы детского отдыха. Многие разработки конкурсантов сразу и с удовольствием включил в свою практику Федеральный детский центр «Смена», в котором проходил конкурс.

Вместе с тем, не можем не признать, что имевшееся в 2010 году количество призовых мест ни в коей мере не позволяет объективно ранжировать конкурсантов.

К каждому применима своя система оценки. Как сравнивать работу вожатого палаточного лагеря и лагеря-санатория? У одного надо оценивать туристические, спортивные, знания, навыки работы в экстремальных ситуациях. У другого — степень эмпатии, психологическое мастерство, тонкость, артистизм инструментовки человеческих отношений.

И совсем иной набор личностных качеств требуется от вожатого загородного лагеря. Ведь там отдыхают не спортсмены, не туристы, имеющие навыки жизни в сложных условиях. Это обычные домашние дети, часто не совсем дисциплинированные и организованные. Значит, у них надо оценивать качества организатора, коммуникатора, креативность, художественно-эстетические навыки.

К сожалению, в последние два года конкурс не мог выделить в отдельную номинацию конкурсантов федеральных детских центров «Океан» и «Орлёнок», как это было в 2006, 2007 и 2008 годах. А ведь это отдельные творческие лаборатории со своей системой координат, традициями и историей. Мы не говорим, что они лучше, хотя, наверное, во многом так оно и есть. Они просто иные, чем вожатые из современного мегаполиса или далёкого сибирского посёлка. Они — хранители бесценного

опыта. И сравнивать их, наверное, не совсем корректно.

Сегодня во многих вузах возрождаются педагогические практики, курсы по выбору, методических семинары по лагерям. Они нуждаются в новых технологиях, в доступе к инновационному общероссийскому опыту. Мы отслеживаем этот опыт ежегодно, концентрируем его, анализируем, выявляем позитивные тенденции. Таким образом, реализуем и частные, прикладные, и общегосударственные цели.

И главное, конкурс формирует самих вожатых, тезаурус их бытия, обозначая границы дозволенного в этике, эстетике, коммуникативной культуре. Намечает стратегический путь развития человеческих качеств детей и подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Его сверхцель — внедрение высших смыслов в педагогику души.

Конечно, в современных лагерях достаточно проблем. Поэтому возрастает значимость централизованной работы с корпусом вожатых. Сегодня руководство говорит об открытии всероссийских центров по подготовке вожатых в самых разных регионах. Конкурс должен консолидировать методические направления работы. Выстроить единую систему координат работы и оценки качества.

На церемонии закрытия конкурса и победители, и участники были торжественно приняты в ряды Всероссийского педагогического отряда имени Сталя Анатольевича Шмакова. Традиция родилась на I Конкурсе, её инициатором был создатель, идеолог и первый организатор конкурса Сергей Владимирович Барканов. Вожатые поклялись быть верными идеалам детства, любить, понимать и ценить детство как главный ресурс России, иметь горячее сердце и дорожить своим призванием. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.