УДК 378.034+378.016:15 ББК Ч481.352+Ч481.2
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗОВ
Н.С. Шумилина
Российский государственный торгово-экономический университет, филиал в г. Оренбурге
PROGRAMME OF FORMING PROFESSIONAL AND ETHICAL ORIENTATION OF UNIVERSITY STUDENT’S PERSONALITY
N. Shumilina Orenburg branch of Russian State Trade and Economic University
Раскрывается содержание понятия профессионально-этической направленности личности студентов и предлагается решение проблемы ее формирования на основе образовательной программы.
Ключевые слова: профессионально-этическая направленность, программа, компоненты образовательной программы.
The content of the notion of professional and ethical orientation of students’ personality is revealed. The solution of the problem of forming professional and ethical orientation on the basis of educational programme is suggested.
Keywords: professional and ethical orientation, programme, educational program components.
Проблема формирования профессиональной направленности будущих специалистов или ее видов является актуальной. В настоящее время одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является принцип гуманизации и ориентации на ценности личности. В действующем Законе РФ «Об образовании», ФГОС третьего поколения, проекте закона «Об образовании в Российской Федерации», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» и других документах одной из основных задач ставится достижение нового современного качества профессионального образования студентов, способных в условиях перехода к рыночной экономике к творческой созидательной деятельности.
К сожалению, вузы пока не уделяют должного внимания формированию этических качеств личности студента, не учитывают концептуальные положения социально-культурного взаимодействия при проектировании и реализации профессиональной деятельности. Из изученных нами образовательных программ вузов гг. Оренбурга, Магнитогорска и Челябинска только три программы содержали
полноценные материалы, отражающие аспекты профессионально-этической подготовки студентов (например, спецкурс «Этика деловых отношений» в ЮУрГУ, «Межкультурная коммуникация» в МаГУ).
Большинство студентов выпускных курсов имеет низкий уровень сформированности профессионально-этической направленности -не могут назвать необходимые качества профессионально-этической направленности будущего специалиста (91 % участвовавших в анкетировании назвали одно-два качества -гуманность, взаимопонимание), не могут самостоятельно оценить собственный уровень профессионально-этической направленности (60-75 % студентов считают себя неготовыми к межличностному взаимодействию, 25-30 % не предвидят никаких затруднений в общении с будущими коллегами) и т. п. Ответы студентов на вопросы анкет о соотношении мотивов и потребностей свидетельствуют о неготовности студентов воспринимать себя активной частью сообщества (57 % студентов Российского государственного торгово-экономического университета (Оренбургский филиал), 64 % Магнитогорского государственного университета).
Теория и методика профессионального образования
Принципы профессиональной этики предполагают особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Принципы профессиональной этики, определяющие содержание профессиональноэтической направленности будущего специалиста, вытекают из конкретных условий, содержания и специфики осваиваемой профессии и выражаются, в основном, в требованиях к межличностному взаимодействию специалистов.
Практически все исследователи рассматривают направленность как интегрированное качество личности. По их мнению, в его содержание входят относительно устойчивые психические образования, возникающие в процессе познавательной деятельности, и сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на решение жизненно важных задач, то есть сознание человека не только отражает внешний мир, но и определяет поведение человека в соответствии с его потребностями и интересами, целями и идеалами, стремлениями и желаниями [1, 4, 5].
В основе формирования направленности личности лежит объективный процесс познания, реальные отношения человека к деятельности, к окружающему миру, к себе и своим действиям, к другим людям и их действиям. Это дает нам все основания ввести понятие профессионально-этической направленности. С учетом известных определений понятия, требований существующих методологических подходов мы под профессионально-этической направленностью студента понимаем устойчивый комплекс профессиональных мотивов и качеств личности, направляющий студента на овладение знаниями, умениями и навыками в области профессиональной деятельности и профессиональной этики, обеспечивающими приобретение личностно значимого опыта межличностных отношений, необходимого при решении профессиональных задач.
По результатам теоретического анализа исследований [1, 4] можно сделать вывод о наличии следующих признаков профессионально-этической направленности: совокупность мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций; знаний и отношений человека к выполняемой деятельности и окружающим его людям; осознание своей роли в выполнении деятельности. В таком случае профессионально-этическая направленность, во-первых, рассматривается как совокупность мотивов, во-вторых, ориентирует деятельность
и проявляется в ней, в-третьих, заключается в отношении человека к деятельности, к окружающим людям и к самому себе.
В качестве ключевых признаков профессионально-этической направленности студента мы выделяем мотивационный, когнитивноэтический и рефлексивно-деятельностный.
В процессе образования мы сделали акцент на целенаправленное формирование у студентов осознанных и устойчивых внутренних профессиональных мотивов, побуждающих к систематической учебно-профессиональной деятельности, способствующих становлению этики профессиональных отношений.
Формирование профессионально-этической направленности в организационном аспекте осуществляется в соответствии с программой данного процесса, которая представляет собой целостное образование, включающее три взаимосвязанных раздела: содержательно-целевой, методико-технологический и критериальнодиагностический.
В содержательно-целевом разделе выделяются компоненты - образовательный стандарт, цель, задачи и содержание подготовки, ориентированной на формирование профессионально-этической направленности студентов.
Цель программы - формирование высокого уровня профессионально-этической направленности студентов. Основанием для определения цели программы формирования профессионально-этической направленности студентов выступают требования общества к качеству профессиональной подготовки студентов, выраженные в Государственном стандарте специальности и определяющие социальный заказ на подготовку специалистов разного уровня и типа с определенным набором сформированных компетенций. Задачи программы: определение содержания процесса формирования профессионально-этической направленности, разработка методики формирования профессионально-этической направленности студентов; выделение и реализация совокупности профессионально ориентированных видов деятельности, интегрирующих процессы подготовки студентов к профессиональной деятельности и межличностному взаимодействию.
Содержательный раздел программы включает спецкурс «Профессионально-этическая направленность деятельности будущего специалиста», организационные формы работы. Спецкурс содержательно ориентирован на формирование профессионально-этической на-
122
Вестник ЮУрГУ, № 4, 2012
Шумилина Н.С.
Программа формирования профессионально-этической направленности личности студента вузов
правленности студентов. Этот аспект выражается в тематике отдельных учебных занятий -культура профессионального поведения, общение, этика, профессиональные особенности общения, профессиональная этика, гуманитарное мышление, факторы развития коммуникативных способностей, готовность к эффективному взаимодействию в профессиональной деятельности и др.
В процессе изучения данного спецкурса студенты, выполняя задания на практических занятиях, разрабатывают индивидуальные модели этики поведения в различных профессиональных ситуациях и составляют программы саморазвития.
Материалы занятий спецкурса учитывают взаимосвязь с психологией, философией, этикой, педагогикой, дисциплинами специализации и направлены на выработку собственной системы этических норм и правил выполнения профессиональной деятельности.
Методико-технологический блок программы включает технологию и методическое обеспечение процесса формирования профессионально-этической направленности студента -технологическая карта, методы проведения учебных занятий со студентами в процессе изучения спецкурса. Этот блок ориентирован на реализацию межпредметных связей, активное использование диалоговых и творческих форм занятий.
В уровнево-результативном разделе образовательной программы достигаемые результаты рассматриваются с учетом уровней формирования профессионально-этической направленности: усвоение теоретических знаний и овладение профессиональными и этическими умениями; профессиональная практика.
Литература
1. Колесникова, Е.А. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов - будущих учителей русского языка и литературы / Е.А. Колесникова // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. -2007. - № 2. - С. 192-195.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
3. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - 494 с.
4. Сафронова, М.А. Формирование профессиональной направленности студента в процессе изучения специальных дисциплин: моногр. /М.А. Сафронова. - Челябинск: Полиграф, 2005. - 158 с.
5. Щеглова, Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов / Т.М. Щеглова // Вопросы психологии. -1985. - № 2. - С. 73-75.
Поступила в редакцию 17 декабря 2011 г.