Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе'

К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1281
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИТУАЦИОННО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / SPECIALIST IN SOCIAL WORK / PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE / SITUATIONAL AND CONTEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агронина Наталья Иосифовна, Никитина Наталья Ивановна

В статье рассмотрены организационно-дидактические основы процесса формирования профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе в условиях социального университета; особое внимание уделено реализации ситуационно-контекстного подхода к профессионально-этической подготовке специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF FUTURE SOCIAL WORKERS

The article describes organization and didactic foundations of the process of development of professional and ethical culture in future social workers in social universities. Special attention is given to situational and contextual approach to professional and ethical training of specialists in social sphere.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе»

УДК 364.62:17

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

© Наталья Иосифовна АГРОНИНА

Курский институт социального образования (филиал Российского государственного университета), г. Курск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, e-mail: [email protected] © Наталья Ивановна НИКИТИНА Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и семейной педагогики, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены организационно-дидактические основы процесса формирования профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе в условиях социального университета; особое внимание уделено реализации ситуационно-контекстного подхода к профессионально-этической подготовке специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: специалист по социальной работе; профессионально-этическая культура; ситуационно-контекстный подход.

Социокультурная парадигма социальной работы выдвигает систему высоких требований к морально-этическому поведению специалиста по социальной работе. Для выполнения предписанных социальным работникам функций им необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические

нормы.

Требования к профессионально-этическим качествам социального работника закреплены в Международном этическом и профессиональном кодексе социального работника, Моральном кодексе Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, Профессиональном кодексе членов Межрегиональной ассоциации социальных служб, квалификационной характеристике «специалист по социальной работе». Содержание ФГОС ВПО третьего поколения по специальности «Социальная работа» требует от высшей школы совершенствования подготовки специалиста, компетентного не только в профессиональном, но и в коммуникативном, духовно-нравственном, этическом отношении. Таким образом, в современных условиях актуализируется необходимость формирования профессионально-этической культуры будущих специалистов социальной работы в период вузовской подготовки.

Современная педагогическая наука связывает развитие системы профессионального

образования специалистов социальной сферы с культурологической парадигмой, направленной на становление и развитие «человека культуры» (М.М. Бахтин). Для специалиста социальной сферы, работающего в системе «человек - человек», этическая культура является неотъемлемой и необходимой составляющей профессиональной культуры. Следовательно, одной из центральных проблем подготовки в вузе будущих специалистов по социальной работе становится проблема формирования их профессионально-этической культуры, основанной на понимании ответственности за результаты своего труда, осмыслении своей миссии в жизни общества, переживании своего социального и профессионального предназначения, овладении широким комплексом общекультурных и профессиональных компетенций.

Профессионально-этическая подготовка специалистов по социальной работе детерминирована сложностью и многообразием форм социокультурного развития российского общества, спецификой социальной работы как особого вида профессиональной деятельности в системе «человек - человек». На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами, дилеммами вследствие необходимости выполнения профессиональных обязательств специалиста по отношению к клиентам, коллегам. Контактируя с людьми различных возрастных, профессиональных,

социальных, национальных, конфессиональных групп, специалист по социальной работе способствует формированию качественно новых гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения, демократической культуры взаимоотношений [1].

Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени отсутствует общепринятое определение профессиональноэтической культуры специалиста по социальной работе. На основе анализа различных подходов к трактовке понятий «профессиональная культура специалиста» (И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.), «этическая культура специалиста социальной сферы» (Г. П. Медведева, Л.В. Топчий и др.), было сформулировано следующее определение: профессиональноэтическая культура специалиста по социальной работе - интегративно-функциональное личностное образование, реализующееся через модели нормативно-ролевого поведения, основанные на морально-нравственном и де-онтологическом императивах, способствующие эффективному взаимодействию в системах «специалист - клиент - близкие клиента», «специалист - полифункциональная команда специалистов - клиент», «специалист -коллеги - руководители социальных служб» и обеспечивающие решение трудовых задач [2].

Профессионально-этическая культура

специалиста по социальной работе отражает системную целостность знаний, умений и навыков в области профессиональных коммуникаций, позволяющих успешно решать трудовые задачи в ситуации личностноделовых контактов в рамках нормативноролевых профессионально-деонтологических моделей. Данная культура характеризует готовность и способность специалиста к осуществлению личностно-деловых коммуникаций на основе гуманной позиции, профессионально-толерантного взгляда на клиентов, субъектов социальной работы.

Учитывая, что в трудах Е.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой профессиональная культура специалиста трактуется как обобщенный показатель определенного уровня профессиональной компетентности, отражающего степень освоения ключевых компетенций, было необходимо выявить систему компетенций, составляющих содержание профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе [3, 4]. С этой

целью проанализированы: квалификационные требования, профессиограммы специалистов по социальной работе различных специализаций; специфика реализации профессионально-этических норм взаимодействия с различными категориями клиентов и субъектов социальной работы в естественных условиях труда специалистов-практиков. На основе полученных данных была разработана система профессионально-этических компетенций специалиста по социальной работе, включающая следующие компетенции:

нормативно-правовые (знание и умение реализовывать на практике положения профессионально-этического кодекса социального работника, нормы законодательных актов, регламентирующих функционирование учреждения социальной инфраструктуры);

аналитико-деонтологические (умение

интерпретировать основные положения профессионально-этического кодекса в конкретной ситуации, выявлять деонтологическую компоненту в конкретной профессиональной ситуации; умение разрешать этические дилеммы в социальной работе: конфиденциальность и интересы общества; необходимость говорить правду и интересы, самооценка, личностные особенности клиента; обязательство придерживаться законов и защита клиента; принцип равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов; соотношение личных и профессиональных ценностей и др.; умение анализировать и применять в профессиональной практике основные элементы профессиональной этической системы, выявлять зоны ценностноэтических противоречий и конфликтов в социальной работе и др.);

социально-геронтологические (умение

реализовывать этико-профессиональные нормы взаимодействия с пожилыми людьми; умение определять и получать информацию о потребности конкретного пожилого человека, а также предоставлять необходимую ему информацию; умение разрабатывать и реализовывать различные реабилитационные, рекреационные программы с учетом психологических, возрастных, физических возможностей лиц «третьего возраста»; умение строить и обеспечивать консультативную деятельность в работе с геронтологическими группами по различным вопросам удовлетворения их интересов, потребностей;

владение прикладными технологиями социальной геронтологии и др.);

этнокультурные (умение реализовывать этико-профессиональные нормы личностноделового взаимодействия с представителями различных этнических групп; открытость специалиста по социальной работе к другим культурам, желание принимать ее и изучать; умение выстраивать личностно-деловые

коммуникации с учетом этнокультурных традиций, норм, специфических особенностей; владение различными видами этнопе-дагогических технологий и др.);

социально-конфессиональн ые (умение

реализовывать этико-профессиональные нормы взаимодействия с представителями различных религий, вероисповеданий; умение выстраивать личностно-деловые коммуникации с учетом религиозных и конфессиональных особенностей различных слоев населения);

социально-статусные (умение реализовывать этико-профессиональные нормы взаимодействия с представителями различных социальных групп, в т. ч. и маргинальных, умение применять системный этикоаксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов с различными категориями клиентов; умение устанавливать продуктивное взаимодействие с представителями различных инстанций для решения проблем клиента и профессиональных задач социальной работы и др.);

ассертивные (навыки социальной перцепции в личностно-деловой коммуникации; умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации; умения аргументировано излагать свою точку зрения, убеждать, вести переговоры; стремление понять точку зрения другого человека; умение достичь рабочего компромисса; умение работать в команде с представителями различных структурных подразделений социальных служб, других ведомств и др.).

Процесс формирования в вузе системы профессионально-этических компетенций у специалистов по социальной работе базируется на следующих методологических подходах:

антропологическом (опора на социальный и первичный профессиональный опыт студентов; обучение на основе создания пси-

хологической комфортности и атмосферы сотрудничества в диалоговом общении; учет психовозрастных, этнокультурных особенностей студенческой молодежи и др.);

личностно-деятельностном (обеспечение субъектной позиции студента в образовательном процессе, создающем условия для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов; перевод учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы студентов; построение системы взаимоотношений преподавателя и студентов на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации профессионально-личностного потенциала будущего специалиста; организацию разнообразных видов деятельности студентов с целью формирования профессионального опыта в сфере избранной профессии);

компетентностном (профессиональноличностный рост будущего специалиста по социальной работе обеспечивается развитием системы профессионально-этических компетенций как необходимых составляющих его трудовой деятельности);

гуманитарно-аксиологическом (ориентация на формирование у студента системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу);

этнопедагогическом (предполагает ин-териоризацию преподавателями и студентами системных знаний об этно- и социокультурных процессах в современном мире, субъект-субъектное взаимодействие и самоактуализацию личности в пространстве этно-культуры и межнациональной образовательной среды вуза);

ситуационно-контекстном (проектирование и реализация системы учебных профессионально-ориентированных ситуаций,

отражающих сущность и содержание этико-деонтологических основ профессиональной деятельности специалиста по социальной работе).

Ситуационно-контекстный подход предполагает, что на протяжении всего периода обучения будущих специалистов по социальной работе психолого-педагогическим и специальным дисциплинам используются

следующие типы проблемных ситуаций: интеллектуальные ситуации, которые содержат сведения когнитивного характера о будущей профессиональной деятельности и предполагают самоанализ своей профессиональной подготовленности к ней; эмоционально-личностные ситуации, способствующие формированию положительного отношения к будущей профессии; регулятивноповеденческие ситуации, предусматривающие выбор модели поведения в конкретных деловых ситуациях, способствующие повышению адаптивных возможностей студентов. Разновидностью данных ситуаций являлись «ситуации аргументированного убеждения», «ситуации принятия решения».

Процесс формирования профессионально-этической культуры у будущих социальных работников в вузе осуществляется поэтапно.

Ориентационно-пропедевтический этап рассматривается как мотивационно-установочный, создающий основу для последующих. Будущий специалист по социальной работе в результате реализации междисциплинарного подхода получает информацию о сущности понятий «этика социальной работы», «деонтология», «профессиональные

коммуникации специалиста по социальной работе», «культура личностно-делового общения», «профессиональная культура социального работника», «профессионально-

этическая культура специалиста по социальной работе». На основе интериоризации данных диагностических методик (результаты специальных методик на выявление уровня развития коммуникативных умений, ценностных ориентаций, уровня этнотолерантно-сти и др.) студент познает индивидуальные особенности своего коммуникативного поведения, встает перед необходимостью совершенствования культуры профессионального общения. Таким образом, при успешной реализации пропедевтического этапа происходит осознание студентом себя как будущего профессионала, способного к осуществлению профессионально-коммуникативной деятельности, у будущего специалиста формируется устойчивая мотивация на развитие системы профессионально-этических компетенций.

При реализации функционально-тренировочного этапа происходит развитие профессионально-коммуникативных умений при

взаимодействии с представителями различных категорий клиентов социальных служб в периоды учебной практики и волонтерской деятельности, студент приобретает опыт проявления основ профессионально-этической культуры в ситуациях межнациональных, личностно-деловых коммуникаций. Второй этап предполагает самооценку будущим специалистом индивидуальных особенностей проявления профессионально-этических

компетенций, определение студентом возможных путей их самосовершенствования для успешной самореализации в профессиональной деятельности.

На интегративном этапе студент проявляет инициативу, самостоятельность в самообразовательной деятельности в области этики и деонтологии социальной работы с целью использовать ее результаты при выполнении диплома; значительно активизируется деятельность научного студенческого общества по изучению проблем профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе. В результате данного этапа будущий специалист выстраивает индивидуальную модель самосовершенствования данной культуры.

Процесс формирования профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе базируется на следующих принципах: принципе ситуативности (отбор ситуаций профессиональной деятельности социального работника, в которых необходимо проявление различных профессионально-этических компетенций специалиста и организация учебного процесса на основе их анализа); принципе индивидуализации процесса обучения (создает благоприятные условия для раскрытия и развития личностного и профессионально-этического потенциала будущего специалиста по социальной работе); принципе полиэтничности образовательного процесса вуза (способствует самоидентификации личности студентов и преподавателей, усвоению норм конструктивного неконфликтного сосуществовании с представителями других культур и этносов в одном и том же пространственном окружении, формированию межкультурной компетентности); принцип развития поликультурного мировоззрения специалиста; принципе диалогового обучения (обеспечивает достижение позитивной открытости, взаимного движения

студентов и преподавателей навстречу друг другу, развитие лучших качеств личности, веру в возможность проявить себя в той или иной сфере жизнедеятельности вуза); принципе единства и преемственности нормативно-правовой, социологической, психоло-го-педагогической, специально-технологи-

ческой подготовки специалиста по социальной работе; принцип практической и профессионально-прикладной направленности эти-ко-деонтологического образования будущего специалиста по социальной работе; принципе индивидуально-личностной ориентации и дифференциации профессионального воспитания будущих специалистов по социальной работе, комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и профессиональнопрактическую сферы деятельности личности будущего социального работника; принципе регионализации (подготовка будущих социальных работников к профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей и с учетом профильной специфики учреждений социальной инфраструктуры региона).

Комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования в вузе профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе включает следующие составляющие:

административно-организационные условия (соответствие организации учебновоспитательного процесса вуза требованиям современного рынка к уровню профессиональной культуры специалиста по социальной работе; привлечение к реализации спецкурсов по этике социальной работы высококвалифицированных специалистов-практи-ков по социальной работе; совершенствование индивидуальной работы кураторов со студентами; мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них профессионально-этических компетенций);

образовательно-технологические условия (приоритетность реализации интерактивных, позиционно-ролевых, диалоговых, тренинговых профессионально-образовательных технологий с учетом возрастных особенностей студенческой молодежи; реализация структурно-логических межпредметных связей; активизация потенциала различных видов практики и волонтерской работы);

индивидуально-профессиональные условия (высокий уровень профессиональноэтической культуры преподавателей вузов, а также наличие их мотивационной, когнитивной и поведенческой готовности к деятельности по формированию профессиональноэтической культуры у будущих специалистов по социальной работе; мотивированность и активность студентов в овладении профессионально-этическими компетенциями в учебной и внеучебной деятельности; самообразовательная деятельность студентов в сфере этики социальной работы).

В заключении констатируем, что профессионально-этическая культура специалиста по социальной работе представляет собой интегративный личностный ресурс, объективно наблюдаемый и измеряемый, формируемый в период профессиональной подготовки и развивающийся в профессиональной деятельности.

1. Жуков В.И. Новая парадигма развития отечественного высшего социального образования // Социальная работа: теория и практика. М., 2002.

2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2002.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. М., 2004.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Поступила в редакцию 17.11.2011 г.

UDC 364.62:17

FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF FUTURE SOCIAL WORKERS

Natalia Iosifovna AGRONINA, Kursk Institute of Social Education (branch of Russian State Social University), Kursk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Psychology and Pedagogics Department, e-mail: [email protected]

Natalia Ivanovna NIKITINA, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Social and Family Pedagogics Department, e- mail: [email protected]

The article describes organization and didactic foundations of the process of development of professional and ethical culture in future social workers in social universities. Special attention is given to situational and contextual approach to professional and ethical training of specialists in social sphere.

Key words: specialist in social work; professional and ethical culture; situational and contextual approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.