Научная статья на тему 'Методика развития коммуникативной культуры будущего специалиста по связям с общественностью в процессе профессиональной подготовки'

Методика развития коммуникативной культуры будущего специалиста по связям с общественностью в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА / THE COMMUNICATIVE CULTURE / THE TRAINING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Татьяна Юрьевна

Приведена методика развития коммуникативной культуры будущих PR-специалистов. Определены этапы и организационные формы ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development methods for a future PR-specialist communicative culture in professional training

The principles of development communicative culture of future PR-specialists is represented. The stages and organization forms of its implementation are determined.

Текст научной работы на тему «Методика развития коммуникативной культуры будущего специалиста по связям с общественностью в процессе профессиональной подготовки»

УДК 378.14+659.4+374.7.032 ББК 4481.2

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Т.Ю. Тихонова

Уральский государственный университет физической культуры

THE DEVELOPMENT METHODS FOR A FUTURE PR-SPECIALIST COMMUNICATIVE CULTURE IN PROFESSIONAL TRAINING

T. Y. Tihonova Ural State University of Physical Training

Приведена методика развития коммуникативной культуры будущих PR-специалистов. Определены этапы и организационные формы ее осуществления.

Ключевые слова: коммуникативная культура, методика.

The principles of development communicative culture of future PR-specialists is represented. The stages and organization forms of its implementation are determined.

Keywords: the communicative culture, the training method.

Перед высшим образованием стоит задача научного осмысления и конструирования образовательного процесса, включение в его содержание методики развития коммуникативной культуры с учетом специфики профессиональной деятельности специалистов различных сфер.

В отечественных исследованиях существует определенная научная база для обучения коммуникативной культуре, разработаны подходы к проблеме обучения профессиональному общению. Однако содержащиеся в них рекомендации и методики не всегда приемлемы для подготовки Р11-специалистов.

Подготовка студентов по связям с общественностью должна быть адекватна профессиональным задачам данной специальности. Она призвана развивать профессиональное самосознание, коммуникативную культуру, раскрывать творческий потенциал человека, так как современная социально-экономическая ситуация требует от профессионала в области Р11 качественно нового уровня развития личности, соблюдения профессиональноэтических кодексов, сформированного профессионального самосознания.

Коммуникативная культура занимает ве-

дущее место в общекультур ном и профессиональном становлении личности РЛ-спе-циалиста. Являясь важнейшей составляющей профессиональной культуры, она также «является базовым компонентом культуры личности» [6, с. 13].

Под коммуникативной культурой мы понимаем «систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении» [7, с. 37].

На сегодняшний день существует необходимость в разработке концепции развития коммуникативной культуры. Ее практическая реализация, на наш взгляд, должна быть связана с решением ряда исследовательских задач, основное место среди которых занимает разработка содержания и практики развития изучаемого феномена у студентов.

Отсутствие единого концептуальный подхода к проблеме развития коммуникативной культуры на всех ступенях образования обуславливает необходимость разработки методики развития коммуникативной культуры будущего специалиста по связям с общественностью.

Термин «методика» происходит от греческого слова «теШскэБ», что в буквальном смысле означает путь к чему-либо. В современном педагогическом словаре данное понятие трактуется как «учение о методах обучения» [5, с. 414]. Процесс реализации методики происходит в ходе органичного решения организационно-технических и научно-педагогических задач.

Под методикой мы понимаем совокупность средств, методов и методических приемов, а иногда и форм организации занятий, предназначенных для решения конкретных педагогических задач с учетом условий проведения учебного занятия.

В содержание методики входит: «изучение истории методики; определение познавательного и воспитательного значения и задач учебного предмета, его места в системе образования; определение содержания учебного предмета, научное обоснование программ, учебников; выработка методов и организационных форм обучения, соответствующих его целям, содержанию; разработка учебного оборудования по предмету; определение требований к подготовке педагогов данного предмета» [5, с. 414].

Методика развития коммуникативной культуры должна опираться на общие положения педагогики высшего профессионального образования [2-4]. При этом она отражает специфику развития коммуникативной культуры будущего специалиста по связям с общественностью в процессе обучения в вузе.

Процесс развития коммуникативной культуры осуществляется в рамках педагогического процесса и обладает рядом признаков, характеризующих образовательный процесс. К ним относятся: дифференцированность, целесообразность, поэтапная организация и последовательность.

Каждый этап подготовки опирается на достижения предыдущего. Поэтому для реализации поставленных задач необходима последовательная смена этапов в рамках целостного педагогического процесса.

Осуществление авторской методики развития коммуникативной культуры состоит из трех последовательных этапов: подготовительного, теоретического и практического.

Подготовительному этапу соответствует профадаптационный этап профессиональной подготовки будущих специалистов по связям с общественностью. На этом этапе студенты знакомятся с общегуманитарными и социаль-

но-экономическими дисциплинами («Иностранный язык», «Отечественная история», «Культурология» и др.); общими математическими и естественно-научными дисциплинами («Математика», «Информатика», «Концепции современного естествознания» и т.д.); дисциплинами общепрофессионального цикла («Введение в связи с общественностью», «Техника и технология связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации», «История мировой литературы и искусства» и др.). Коммуникативная деятельность студентов на этом этапе осуществляется на основе репродукции приемов, техник, технологий, однако она не характеризуется признаками профессионализма. Именно на этом этапе в процессе изучения ряда дисциплин, происходит формирование знаний, умений и навыков, необходимых для повышения уровня коммуникативной культуры.

Реализация в образовательном процессе теоретического и практического компонентов методики развития коммуникативной культуры не будет эффективной, если не учитывать основные источники приобретения коммуникативной культуры: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт восприятия искусства; знания и общая эрудиция. Развитие коммуникативной культуры в разных сферах деятельности предполагает всесторонность, системность знаний - гуманитарных и естественно-научных. «Личная культура обучающихся - это динамично и непрерывно изменяющиеся интеллектуальные, моральные и нравственно-этические образцы поведения и деятельности, которым он следует в своем бытии. Именно сквозь призму личной культуры человек воспринимает смысл всей получаемой новой информации в школе, в вузе, в процессе самообразования, в любых ситуациях непрерывного образования» [2, с. 19]. Однако, по мнению ряда исследователей, студенты вузов имеют невысокий общий культурный уровень, что, на наш взгляд, отрицательно сказывается на развитии коммуникативной культуры.

Этап теоретической подготовки охватывает студентов 2-х, 3-х курсов. На этой ступени образовательный процесс связан с формированием профессионально-личностных качеств, развитием мировоззрения личности будущих специалистов по связям с общественностью, ее самосознания, этических норм деятельности.

Теория и методика профессионального образования

На этом этапе происходит формирование системы знаний об общении, коммуникативной деятельности и коммуникативной культуре будущего специалиста.

Немаловажным условием повышения эффективности развития коммуникативной культуры студентов является систематизация знаний по изучаемой проблеме. На сегодняшний день в науке «накопилась ценная информация о специфике общения, ..., существующие представления о нем, сложившиеся в различных отраслях научных знаний недостаточно отрефлексированы и нет должной интеграции знаний о его сущности и смыслах» [1, с. 72]. Ученые по-разному интерпретируют термины «общение», «коммуникация», «коммуникативная культура». В результате перед преподавателем стоит нелегкая задача интерпретации и систематизации существующих знаний. Поэтому особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту формирования коммуникативной культуры. Под содержанием образования мы подразумеваем педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Содержание учебного процесса должны включать в себя следующие структурные элементы: «факты, понятия, законы, теории науки, важные для ее понимания; мировоззренческие идеи, эстетические и этические нормы, идеалы, формируемые на материале данного учебного предмета; методы исследования и научного мышления, которыми должны овладеть учащиеся и без которых невозможно усвоение знаний; некоторые вопросы истории науки, сведения о ее выдающихся деятелях; умения и навыки, в том числе умение применять знания; способы познавательной деятельности, логические операции, мыслительные приемы; показатели развития способностей, чувств, необходимых для участия в широком диапазоне видов деятельности» [3, с. 25].

Структурные элементы учитывались нами при разработке содержательного компонента авторского курса «Коммуникативная культура Ш-специалиста», направленного на развитие коммуникативной кулыуры будущих РЫ-менов.

В йоисках оптимальной информации для разрабатываемой дисциплины мы учитывали положение, согласно которому «системность становится признаком, отличающим научное

знание от ненаучного» [1, с. 72]. Интеграция теоретических знаний в определенную систему, отражающую сущность объекта, приобретает соответствующую логическую структуру, представляющую собой совокупность логических связей и абстракций. Логическая структура знания обладает большими эвристическими возможностями, обеспечивающими обогащение мировоззренческого потенциала. Осознание этой структуры как организации, обусловленной сущностью объекта, способствует формированию цели и идеального плана деятельности. Дальнейшая последовательность действий осмысливается в нем как кодекс правил, совокупность приемов деятельности.

Этап практической подготовки соответствует этапу профессиональной подготовки, предполагающему, прежде всего, самосовершенствование личности, возвышение ее духовности, выход на уровень творчества в учебно-профессиональной деятельности. Главной целью этого этапа является развитие и закрепление коммуникативных умений и навыков на специально организованных учебнопроизводственной и преддипломной практиках. Коммуникативная культура студента совершенствуется и развивается в его профессиональной деятельности и предполагает использование полученных знаний во время прохождения практики. При этом основное внимание уделяется коммуникативной культуре и коммуникативной деятельности будущих РК-специалистов.

Организационно-технологический компонент методики развития коммуникативной культуры представлен различными организационными формами, методами, направленными на достижение цели на каждом из этапов развития коммуникативной культуры будущих специалистов.

На первом этапе в лекционные и семинарские занятия дисциплин «Введение в специальность», «Профессиональная этика», «Основы теории коммуникации» вводится информация о значимости и ценности коммуникативной культуры в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. Так, в курс «Основы теории коммуникации» при изучении темы «Коммуникативная личность» можно включить вопрос «Коммуникативная культура личности». При изучении темы «Профессиональной культуры специалиста по связям с общественно-стью» в рамках дисциплины «Теория и прак-

тика связей с общественностью» необходимо рассмотреть этические аспекты деятельности специалиста. На лекциях можно использовать проблемные вопросы, которые повышают значимость коммуникативной культуры.

Основными формами обучения на подготовительном этапе являются лекции, семинары, лабораторно-практические занятия. Лекционные занятия на первом и втором этапах должны отличаться содержательностью.

При изучении вопросов развития коммуникативной культуры, на наш взгляд, необходимо разработать рабочие программы спецкурсов, учебные пособия, в которых в образовательный процесс при изучении психологической теории по проблемам общения, теории коммуникации, этике, этикету будут внедрены методы активного обучения.

Методы активного обучения дают возможность студенту побыть не только объектом, но и субъектом обучения. Разнообразие выполняемых студентом ролей и занимаемая им в деятельности позиция способствуют разностороннему развитию личности будущего специалиста, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость мышления и действий. Более 50% практических и семинарских занятий проводится нами с применением методов активного обучения, так как известно, что способы активизации учебно-познава-тельной деятельности побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.

Спецкурс «Коммуникативная культура РЫ-специалиста» представлен следующими формами учебных занятий: проблемные лекции, лекции-конференции, лекции вдвоем, практикумы, деловые игры, тренинги, диагностические занятия, «Имидж-студии».

Основной формой передачи знаний студентам в вузах является лекция. В процессе организации и проведения лекционных занятий раскрываются основные теоретические положения, формируется система основных понятий спецкурса.

Практические и семинарские занятия являются составной частью разработанного спецкурса. Они позволяют студентам актуализировать и дополнять теоретические знания, приобретенные на лекциях, а также освоить практические умения, составляющие основу для совершенствования собственной коммуникативной культуры.

У специалистов по связям с общественностью большая часть их взаимодействия с клиентами, коллегами, руководителями происходит в форме общения. Именно в тренинге развиваются такие формы поведения, как восприятие партнера, передача ему определенных сигналов (коммуникация), и воздействие на него (интеракция). Они содержат в себе все три стороны общения: интерактивную, коммуникативную и перцептивную [4].

При разработке методики развития коммуникативной культуры нами были использованы коммуникативный, социально-психоло-гический тренинги. Особое внимание уделяется коммуникативному тренингу, так как именно он наиболее эффективно способствует развитию невербальной и вербальной компетентности обучаемых, их коммуникативных умений и навыков.

В процессе разработки и проведения спецкурса встал вопрос о подборе оптимальных методов и форм развития коммуникативной культуры. Выбор методов обучения зависит от задач и длительности программы, уровня подготовленности участников, доступных ресурсов, необходимого оборудования, степени межличностного взаимодействия участников, размера учебной группы, доступных вспомогательных средств.

Успех любого обучения зависит от эффективной организации учебного процесса, адекватных педагогическим целям методов, форм и содержания учебной программы, а также от личности преподавателя, его компетентности, уровня развития его профессиональной культуры.

На наш взгляд, необходимо, чтобы спецкурс «Коммуникативная культура РЫ-специа-листа» проводился педагогом, обладающим высоким уровнем коммуникативной культуры, имеющим престижный вербальный и невербальный имидж, в совершенстве владеющим знаниями по основам теории коммуникации, этикету, педагогике и психологии, имеющим высокий уровень общей культуры.

В процессе развития коммуникативной культуры необходимо учитывать, что студенты достигнут успеха при соблюдении таких условий, как постоянный состав участников спецкурса; последовательность в проведении лекционных занятий; гармоничное сочетание теоретического и практического материалов; четкость и стабильность соблюдения графика проведения всех видов учебных занятий.

Теория и методика профессионального образования

Подводя итоги, сформулируем основные требования методики развития коммуникативной культуры будущих специалистов по связям с общественностью:

- включение последовательной реализации в образовательном процессе подготовительного, теоретического и практического этапов развития коммуникативной культуры;

- реализация в образовательном процессе методов активного обучения;

- включение социально-психологических и коммуникативных тренингов;

- высокий уровень коммуникативной культуры педагога;

-сочетание теоретической и практической составляющих учебного материала;

-соответствие теориям педагогики высшего профессионального образования.

Литература

1. Анпилогова, Л В. Обучение студентов-журналистов профессиональному общению / Л.В. Анпилогова// Педагогика. - 2003. - № 3. -С. 71-76.

2. Вербицкий, А. Кросс-кулътурные контексты в контекстном обучении / А. Вербицкий, Н. Жукова // Высшее образование в России. -2007. -№4. - С. 16-19.

3. Ларионова, Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: монография / Г.А. Ларионова. - Челябинск: ЧГАУ; 2004. -171 с.

4. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. -208 с.

5. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

6. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995. -191 с.

7. Юзеева, Т.Ю. Формирование коммуникативной культуры будущего специалиста физического воспитания в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук/ Т.Ю. Юзеева. - Челябинск: УралГУФК\ 2004. -176 с.

Поступила в редакцию 17 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.