Научная статья на тему 'Формирование управленческой компетентности бакалавра в процессе самообразовательной деятельности'

Формирование управленческой компетентности бакалавра в процессе самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВРЫ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агладина Наталья Сергеевна, Шабалкова Татьяна Николаевна, Карпова Ольга Леонидовна

В данной статье рассматривается проблема формирования управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью. Уточнены понятия «управленческая компетенция» и «управленческая компетентность». На основе анализа ФГОС ВПО раскрыты структурные характеристики управленческой компетентности обучающихся в процессе самообразовательной деятельности: знания, умения, навыки, способности, деловые и личностные качества. На основе проведенного опроса среди студентов-выпускников направления «Реклама и связи с общественностью» сделаны выводы о целесообразности разработки и внедрении спецкурса. Представлена программа спецкурса «Формирование управленческой компетентности на основе самообразовательной деятельности», включающая такие структурные элементы, как: содержание, форма занятий, область применения и количество часов. Раскрыты этапы программы спецкурса: теоретико-информационный, практико-ориентированный, рефлексивно-оценочный. Показаны отсроченные результаты формирования управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агладина Наталья Сергеевна, Шабалкова Татьяна Николаевна, Карпова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческой компетентности бакалавра в процессе самообразовательной деятельности»

профессиональное образование

УДК 378

Агладина Наталья Сергеевна

Аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, aglad90@mail.ru, Челябинск

Шабалкова Татьяна Николаевна

Аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, bendelikova_taty@mail.ru. Челябинск

Карпова Ольга Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, olga.ursei@mail.ru, Челябинск

формирование управленческой компетентности

БАКАЛАВРА В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАТЕЛБНОЙ ДЕяТЕЛБНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью. Уточнены понятия «управленческая компетенция» и «управленческая компетентность». На основе анализа ФГОС ВПО раскрыты структурные характеристики управленческой компетентности обучающихся в процессе самообразовательной деятельности: знания, умения, навыки, способности, деловые и личностные качества. На основе проведенного опроса среди студентов-выпускников направления «Реклама и связи с общественностью» сделаны выводы о целесообразности разработки и внедрении спецкурса. Представлена программа спецкурса «Формирование управленческой компетентности на основе самообразовательной деятельности», включающая такие структурные элементы, как: содержание, форма занятий, область применения и количество часов. Раскрыты этапы программы спецкурса: теоретико-информационный, практико-ориентированный, рефлексивно-оценочный. Показаны отсроченные результаты формирования управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью.

Ключевые слова: формирование, управленческая компетентность, бакалавры, самообразовательная деятельность.

Компетентностный формат представления результатов профессиональной подготовки будущих бакалавров является на сегодняшний день ведущим принципом организации единого образовательного пространства. В данном контексте особое значение приобретает научное обоснование основных положений федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и педагогическое сопровождение. Этот тренд отмечают ряд исследователей: С. А. Виноградов [1], Э. Ф. Зеер [2], И. А. Зимняя [3] и др.

Наше исследование проводилось на базе подготовки бакалавров по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью». Среди особо значимых профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр рекламы и связей с общественностью, необходимо отметить

управленческие компетенции. Им отводится основополагающая роль в ФГОС ВПО третьего поколения. Именно они, как показывает исследование, позволяют выпускнику качественно реализовывать закрепленные в стандарте по данному направлению подготовки бакалавров базовые организационно-управленческие, проектные, коммуникационные, рекламно-информационные, рыночно-исследовательские и прогнозно-аналитические виды профессиональной деятельности [4; 5].

Одной из ключевых идей модернизации педагогического образования в последние годы, по мнению А. Я. Найна, является идея развития компетентности, необходимость которой предопределена исторически в виде глубинных, «корневых» изменений мировоззрения, традиций, стиля мышления и мотивов, поведения людей, составляющих

современный социум в России. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующей управленческой компетентности [6, с. 98-100].

В рамках исследования проблемы формирования управленческой компетентности бакалавра рекламы и связей с общественностью были уточнены понятия «управленческая компетенция» и «управленческая компетентность».

Управленческая компетенция рассматривается нами как готовность бакалавра к управленческой деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Дефиниция «управленческая компетенция» характеризуется не только сформированностью универсальных учебных действий (знания, умения, навыки), но и свидетельствуют об уровне развития личности обучающегося, его умении учиться, т. е. способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта.

Управленческая компетентность характеризуется в исследовании как сформированная в процессе обучения и самообразования совокупность управленческих компетенций. Таким образом, она, как следует из «Логического словаря-справочника» под редакцией Н. К. Кондакова, представляет собой системную динамично развивающуюся структурную характеристику личности (совокупность знаний, умений, навыков владения, способностей, деловых и личностных качеств), позволяющую эффективно осуществлять учебную, а в дальнейшем и организационно-управленческую профессиональную деятельность [8, с. 74].

На основе анализа ФГОС ВПО в работе были обозначены структурные характеристики управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью (ССО) (табл. 1).

Как видно из таблицы, каждая структурная характеристика управленческой компетентности отражена в ФГОС ВПО по на-

Таблица 1

Структурные характеристики управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью

Знания Умения Навыки владения Способности, деловые и личностные качества

- основ - осуществлять опера- - основными управлен- - оперативно принимать реше-

менеджмента тивное планирование и ческими функциями ния, в том числе в кризисных

и маркетинга оперативный контроль (планирование, орга- ситуациях (ПК-18);

(ПК-16); за рекламной работой, низация, координация, - к выработке нестандартных

- знание деятельностью по ССО учет, контроль, приня- решений (ПК-18);

истории и (ПК-19); тие решений, лидерство, - принимать участие в управ-

основных - проводить мероприятия мотивация, адаптация) и лении и организации работы

теорий по повышению имиджа методами их реализации рекламных служб и служб по

менеджмента организации, продви- (ПК-17); ССО фирмы и организации

(ПК-17); жению товаров и услуг - организацией и опера- (ПК-19);

- основ биз- фирмы на рынок (ПК-19); тивным планированием - находить организационно-

нес-процес- - оценивать эффектив- своей деятельности и управленческие решения в

сов (ПК-17) ность рекламной деятель- деятельности фирмы и нестандартных

ности и ССО (ПК-19); организации (ПК-20); ситуациях и готовность нести

- осуществлять работу - организационно- за них ответственность (ОК-4);

по повышению квалифи- управленческой работы - участвовать в формировании

кации и общего культур- с малыми коллективами эффективных внутренних

ного и профессиональ- (ПК-21); коммуникаций (ПК-22);

ного уровня сотрудников - мотивацией сотруд- - готовность к непрерывному

(ПК-22); ников на активную профессиональному самооб-

- создавать и поддер- деятельность и развитие разованию и самосовершен-

живать благоприятный организации (ПК-22) ствованию

психологический климат

в коллективе (ПК-22)

правлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» и соответствует определенной компетенции. Помимо знаний, умений и навыков, управленческая компетентность, как уже отмечалось выше, включает в себя способности, деловые и личностные качества. Среди них особое значение придается в исследовании формированию готовности обучающихся к непрерывному профессиональному самообразованию и самосовершенствованию. Эта мысль находит отражение и в требованиях нормативно-правовой базы [10; 11].

Таким образом, идея управления самообразовательной деятельностью будущих бакалавров является основополагающей в нашем исследовании. Ее реализация происходит благодаря обеспечению активной позиции студентов в обучении и развитию компонентов управленческой компетентности.

Опрос студентов-выпускников направления «Реклама и связи с общественностью» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» и Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений» показал, что 15 % знакомы с основными идеями управления только на уровне отрывочных представлений, 23 % - особого значения вопросам управления не придают, 65 % - понимают значение управленческой компетентности для специалиста по рекламе и связям с общественностью, однако не владеют этой компетенцией. Можно говорить о том, что управление как профессиональная компетенция не воспринимается будущими бакалаврами как ресурс совершенствования образовательного процесса, как «инструмент» развития личности.

Для формирования управленческой компетентности будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Авторская методика включает реализацию разработанного спецкурса «Формирование управленческой компетентности на основе самообразовательной деятельности», объемом 36 ч.

Материал спецкурса разделен на три логических этапа, каждый из которых имеет собственную смысловую нагрузку и носит завершенный характер (табл. 2).

Спецкурс был адаптирован на втором курсе в третьем семестре среди бакалавров рекламы и связей с общественностью. Главной его особенностью является то, что апробация происходит в условиях самообразовательной деятельности студентов.

Теоретико-информационный этап начинается с вводной лекции, которая проводится по традиционной схеме. Однако преподаватель, используя мультимедийные средства обучения, акцентирует внимание студентов на вопросах дискуссионного характера, затрагивает сложные аспекты темы.

Последующий материал для лекций студенты готовят самостоятельно (индивидуально или в паре) под руководством педагога, используя литературные источники, электронные ресурсы, рассматривают проблемные вопросы по изучаемой теме. Лекционные занятия проводятся в виде представления и обсуждения групповых и индивидуальных презентаций, исходя из содержания программы спецкурса. Как показывает опыт, такой подход к организации обучения позволяет обучающимся пропустить найденную информацию через свое сознание, осмыслить и представить в виде готового продукта. Тем самым актуализируется самообразовательная деятельность, накапливается субъектный опыт, а получаемые знания усваиваются гораздо более эффективно.

Практико-ориентированный этап направлен на формирование умений управленческой и самообразовательной деятельности. Его реализация осуществляется с помощью интерактивных форм обучения: деловые игры, дискуссия, круглый стол, пресс-конференция, управленческий поединок и др.

Одним из важнейших этапов, как показало исследование, является рефлексивно-оценочный. Здесь происходит актуализация умений анализировать результаты формирования управленческой компетентности, оценивать личностные «барьеры» и профессиональные возможности, способность корректировать собственные управленческие умения. Для этого используются проблемные задания, психологические тесты и тренинги.

В результате приобретения опыта самообразовательной деятельности студенты учатся не только активно воспринимать инфор-

Таблица 2

Структура программы спецкурса «формирование управленческой компетентности на основе

самообразовательной деятельности»

Содержание Форма занятий Область применения Кол-во часов

I. Теоретико-информационный этап

Исторические и теоретические основы менеджмента, маркетинга и бизнес-процессов Мультимедийная лекция, групповые и индивидуальные презентации Лекционные занятия 4 ч

Управленческая компетентность бакалавра рекламы и ССО Проблемная лекция, опорные схемы, таблицы Лекционные занятия 2 ч

Способы и формы профессионального самосовершенствования Проблемная лекция Самообразование 6 ч

II. Практико-ориентированный этап

Основы организационно-управленческой работы с малыми коллективами. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе Деловые игры Лабораторное занятие Самообразование 2 ч

Контроль рекламной деятельности и деятельности по ССО Круглый стол Практическое занятие 2 ч

Повышение имиджа организации. Продвижение товаров и услуг фирмы на рынок Демонстрация PR-проектов, пресс-конференция Научная конференция 2 ч

Оценка эффективности рекламной деятельности и ССО Дискуссия Лабораторное занятие 2 ч

Повышение квалификации сотрудников отдела рекламы и ССО Демонстрация программы повышения квалификации Тренинги Самообразование 2 ч

Формирование управленческих функций и методы их реализации Электронный учебник, тренинги, управленческий поединок Самообразование 2 ч

III. Рефлексивно-оценочный этап

Регуляция управленческой активности с помощью механизмов самооценки и самоанализа Тесты и тренинги по коррекции управленческих умений Рефлексия, контроль и самоконтроль 4 ч

Соотношение самооценки и социальной оценки человека Проблемные задания Самооценка, рефлексия, адекватный выбор способа решения поставленной задачи 4 ч

Диагностика «барьеров» личности в будущей профессиональной деятельности Тесты и тренинги по коррекции управленческих умений Самообразование, рефлексия, диагностика и самодиагностика 4 ч

мацию, но и накапливать знания о методах работы, применять их на практике, фиксировать свои затруднения, у них формируются умения самоорганизации и самодисциплины. В данном смысле мы рассматриваем формирование управленческой компетентности как формализованные операционно проверяемые цели образования.

Разработанный и апробированный спецкурс, как показали полученные отсроченные результаты, является достаточно эффективным для формирования управленческой компетентности будущего бакалавра рекламы и связей с общественностью. Кроме этого, сформированные управленческие компетенции являются базовой основой для реализа-

ции закрепленных в стандарте различных видов профессиональной деятельности, основанных на проявлении культурной и социальной мобильности выпускников вуза.

Библиографический список

1. Виноградов С. А. Развитие управленческой компетентности руководителя учреждения физкультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск: УралГУФК, 2013. - 24 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. за-вед. - М.: Академия, 2009. - 384 с.

3. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: ИЦПКПС, 1998. - 82 с.

4. Карпова О. Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты: монография. - Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 204 с.

5. Карпова О. Л., Еремеева С. П. Проектирование учебного процесса на основе использования дистанционных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №№ 4. - С. 212-217.

6. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 328 с.

7. Компетентностный подход в формирова-

нии культуры у руководителей спортивно-образовательных учреждений: сб. материалов научно-методич. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2012. - 124 с.

8. Кондаков Н. К. Логический словарь-справочник. - 2-е изд. - М.: Наука, 1975. - 160 с.

9. Конев Т. Н. Развитие профессиональной компетентности руководителя физкультурно-хок-кейного Центра: учебно-методич. пособие. - Ростов н/Д: Центр, 2011. - 96 с.

10. Приказ от 29 марта 2010 г. № 221 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975) [Электронный ресурс]. -URL: http:/Consultantra>Документы>cons_doc_ LAW_116335... (дата обращения 20.12.2014).

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http:/basse/consultant.ru/sqi/online (дата обращения 20.12.2014).

12. Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes // Padagogik. -1993. - № 7/8. - P. 58-65.

13. Martens D. Schlusselqualifikation. Thesen zur Schulung fur eine Moderne Geseltschafts. -Stuttgarg, Berlin, Koln, Mainz: Verlag W. Kohlhammer, 1974. - 69 р.

Agladina Natalia Sergeevna

Graduate student pedagogy Ural State University of Physical Culture, aglad90@mail.ru, Chelyabinsk

Shabalkova Tatyana Nikolaevna Graduate student pedagogy, Ural State University of Physical Culture, bendelikova_taty@mail.ru, Chelyabinsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Karpova Olga Leonidovna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Pedagogy Ural State University of Physical Culture, olga. ursei@mail.ru. Chelyabinsk

CREATING A BACHELOR'S DEGREE IN MANAGEMENT COMPETENCE OF SELF-PROCESS ACTIVITIES

Abstract. This article deals with the problem of formation of managerial competence Bachelor of advertising and public relations. Based on analysis of the GEF HPE disclosed structural characteristics of administrative competence of students in the process of self-education activity. The program of course "The Formation of administrative competence on the basis of self-activity". Keywords: formation, management competence, bachelor, self-educational activity.

Поступила в редакцию 09.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.