Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность в системе факторов профессионального становления специалиста аграрного сектора'

Коммуникативная компетентность в системе факторов профессионального становления специалиста аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР-АГРАРИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / AGRARIAN ENGINEER / COMMUNICATION SKILLS / COMMUNICATIVE TRAINING / STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Катерина

В контексте профессионального становления рассматриваются коммуникативная подготовка студента аграрного вуза и необходимость выявления специфики формирования коммуникативных умений в различных формах обучения и циклах дисциплин высшей школы, а также конкретизируются спектр коммуникативных умений студента аграрного вуза и последовательность овладения ими.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the context of professional establishment there is considered the communicative training of agrarian higher school students and the necessity of revealing the specific features of formation of communicative skills in various forms of education and the series of disciplines of higher school, as well as concretized the spectrum of communicative skills of agrarian higher school students and the consequence of mastering them.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность в системе факторов профессионального становления специалиста аграрного сектора»

3. Markov V.N. Lichnostno-professionalnyiy po-tentsial upravlentsa i ego otsenka. M.: RAGS, 2001. S.60.

4. Mitrahovich V.A. Pedagogicheskaya kont-septsiya formirovaniya profes-sionalizma voennoslu-zhaschih kontraktnoy sluzhbyi v usloviyah voinskogo so-tsiuma: dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 2012.

5. Mischenko I.N. Sotsialno-pedagogicheskie us-loviya sovershenstvovaniya sistemyi vospitatelnoy rabotyi s kursantami voenno-uchebnyih zavedeniy Ministerstva oboronyi Rossiyskoy Federatsii : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2008.

6. Myasoedova E.A. Podgotovka studentov ped-vuza k issledovaniyu pedagogicheskogo potentsiala sredyi : dis. ... kand. ped. nauk. Astrahan, 1997.

7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyiy sl-ovar russkogo yazyika (onlayn-versiya) [Elektronnyiy resurs]. URL: http://classes.ru/all-russian/russian-dic-tionary-Ozhegov-term-15467.htm (data obrascheniya: 15.01.2012).

8. Pedagogika [Elektronnyiy resurs] / pod red. Yu.K. Babanskogo. M.: Prosveschenie, 1983. URL : http://www.detskiysad.ru/ped/ped161.html (data ob-ra-scheniya: 22.11.2008).

9. Ryindak V.G. Tvorcheskiy potentsial uchitelya kak pedagogicheskaya kategoriya [Elektronnyiy resurs] // Ponyatiynyiy apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. Vyip.3 (data vyihoda: 28.11.2005) // Obra-zovanie: issledovano v mire. M.: OIMRU, 2000. URL: http://www.oim.ru/reader@nomer=496.asp (data obrascheniya: 23.08.2009).

10. Sovremennyiy tolkovyiy slovar russkogo yazyika / gl. red. S.A. Kuznetsov. M.: Riderz Daydzhest, 2004.

11. Shafikov M.T. Nauchno-obrazovatelnyiy potentsial kak sotsialnyiy fenomen : dis. ... d-ra filos. nauk. Ufa, 2006.

Pedagogic potential of military society as the mechanism of pedagogic influence of military society on professionalism of military men serving by contract

There is revealed the essence of pedagogic potential of military society as the mechanism of pedagogic influence of military society on professionalism of military men serving by contract. There is given the definition, substantial and functional analysis of the structure of pedagogic potential of military society.

Key words: professionalism of military men serving by contract, military society, pedagogic potential of military society.

(Статья поступила в редакцию 14.01.2014)

к. шиРЯЕВА

(Волгоград)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА АгРАРНОгО СЕКТОРА

В контексте профессионального становления рассматриваются коммуникативная подготовка студента аграрного вуза и необходимость выявления специфики формирования коммуникативных умений в различных формах обучения и циклах дисциплин высшей школы, а также конкретизируются спектр коммуникативных умений студента аграрного вуза и последовательность овладения ими.

Ключевые слова: инженер-аграрий, коммуникативные умения, коммуникативная подготовка, структура профессионально-коммуникативной компетентности.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить и развиваться, люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогащать ее новыми связями и отношениями между людьми, что является особенно важным в динамически развивающемся обществе. Следует отметить, что условия современного (в том числе сельскохозяйственного) производства предъявляют все более высокие требования к коммуникативной подготовке специалиста, который должен уметь получать и использовать информацию, осуществлять общение в различных аудиториях, убеждать собеседников, быстро вливаться в производственный коллектив, адаптироваться к новым условиям работы и регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности, работать в команде, организовывать командную работу как руководитель среднего звена.

© Ширяева к., 2014

человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Следует отметить, что в процессе нашего исследования профессионального становления инженера-агрария выяснилось, что, даже обладая достаточным багажом знаний по своей специальности, студенты высказываются о дефиците коммуникативных умений, т.к. имеющийся потенциал коммуникативной подготовки инженера-агрария не реализуется в соответствующем содержании, методах и организационных формах обучения в сельскохозяйственном вузе. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции инженера-агрария является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение для общества в целом.

Для решения данной проблемы нами была разработана авторская технология формирования профессиональной коммуникативной компетенции специалиста аграрного сектора. Разработанная в экспериментальном исследовании технология основана на анализе теоретико-методологических аспектов проблемы, соотнесении теоретической модели профессиональной подготовки со специфическими условиями конкретного вуза (в нашем случае Волгоградский государственный аграрный университет).

Авторская технология предполагает прохождение трех этапов: становление, закрепление, преобразование.

Этап становления направлен на осознание необходимости развития профессиональнокоммуникативных компетенций на основе изучения и анализа собственных коммуникативных качеств и усвоения теоретических знаний о компонентах и функциях профессиональных коммуникативных компетенций студента вуза.

Для реализации первого этапа был разработан спецкурс «Введение в теорию коммуникации» для первого семестра. Часы были выделены из национально-регионального (вузовского) компонента: общий объем - 96 час., в том числе 48 аудиторных и 48 час. самостоятельной работы.

Лекционный курс рассчитан на 8 лекций (16 часов) и включает следующие темы и вопросы.

Лекция 1. Происхождение коммуникативной деятельности.

1. Понятие коммуникации.

2. Два подхода к коммуникации.

3. Гипотезы о происхождении языка.

Лекция 2. Модели коммуникации и коммуникативного акта.

1. Моделирование коммуникации в разных науках.

2. Модель К. Шеннона и У. Уивера.

3. Функциональная модель Р.О. Якобсона.

4. Нелинейные модели коммуникации.

Лекция 3. Типология коммуникации.

1. Единицы анализа коммуникации.

2. Формы коммуникации.

3. Виды коммуникации.

4. коммуникативная среда и сферы коммуникации.

Лекция 4. Функции коммуникации.

1. Цели коммуникации и человеческие потребности.

2. Функции коммуникации и коммуникативного акта.

3. Речевое воздействие и речевое взаимодействие.

Лекция 5. Семиотика коммуникации.

1. Знаковая теория.

2. Семантика и прагматика.

Лекция 6. Межличностная коммуникация.

1. Особенности невербальной коммуникации.

2. Структура речевой коммуникации.

3. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.

4. Модели коммуникативной личности.

Лекция 7. Групповая и массовая коммуникация.

1. Группа: роли, лидерство, коммуникация.

2. Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки.

3. Специфика массовой коммуникации и ее функции.

Лекция 8. Формы и методы профессионального общения.

1. Общая характеристика профессий, предъявляющих повышенные требования к коммуникативной компетенции специалиста.

2. Анализ механизмов формирования коммуникативных навыков и умений в процессе активного профессионального взаимодействия.

3. Формы и методы профессионального общения.

Разработанный спецкурс предусматривает как усвоение студентами необходимых теоретических знаний по психологии общения, так и их участие в тренинге профессионального общения в рамках спецпрактикума «Социально-психологическая подготовка к профессиональному общению», который решает задачи формирования профессионально значимых компетенций, необходимых субъекту для эффективного профессионального общения, т.е. в общем виде - задачи формирования и развития профессиональных коммуникативных компетенций студента вуза, что с необходимостью включает в себя:

• выработку навыков анализа коммуникативной ситуации;

• развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции в сложных ситуациях профессиональной коммуникативной деятельности;

• овладение профессионально значимыми коммуникативными умениями и формами поведения, такими как экспрессивность, умение управлять контактом, свободное владение необходимым репертуаром социальнопсихологических ролей;

• выработку умений ориентировки в социально-психологических процессах в группе с целью управления этими процессами;

• развитие навыков эмпатии и адекватной социальной перцепции.

На основании этого была разработана следующая поэтапная программа.

1. Упражнения на формирование групповой сплоченности, снятие коммуникативных «зажимов». Групповые упражнения этого этапа способствовали формированию необходимой для проведения тренинга психологической атмосферы.

2. Тренинг экспрессивных навыков. Тренинг экспрессивности начинается уже на предыдущем этапе, т.к. «экспрессивные» упражнения в большинстве своем направлены также на снятие психологических «зажимов» в общении. Здесь используются вербальные и невербальные техники, элементы ролевого тре-

нинга. кроме выработки навыков свободного выражения своих чувств и состояний достигается осознание невербальных компонентов коммуникации, что способствует развитию социально-перцептивной сферы обучающихся.

3. Развитие рефлексии и эмпатии. Тренинг рефлексии и эмпатии требует гораздо большей степени доверия и открытости общения между членами группы. как правило, группа оказывается подготовленной к этому всей предыдущей работой: высокий уровень сплоченности и совместно пережитые на предыдущих занятиях положительные эмоции повышают степень принятия членами группы друг друга, снижается количество оценочных обратных связей, повышается мотивация к эмпа-тическому познанию друг друга. Этап позволяет оптимизировать процесс осознания себя и характера своих взаимоотношений с людьми, подготавливается почва для ролевого тренинга - этап дает необходимый материал для дальнейшей индивидуализации тренинговой работы.

4. Ролевой тренинг и тренинг навыков управления контактом. В процессе работы участники не только отрабатывали тот или иной тип ролевого взаимодействия, но и получали задания на управление контактом (посредством смены роли).

5. Тренинг общения в сложных производственных ситуациях. Работа осуществлялась методом психодраматического разыгрывания сложных коммуникативных ситуаций. На этом этапе тренинг наиболее индивидуализирован, он является наиболее сложным и продолжительным во всем цикле занятий.

6. Заключительный этап основан на групповом обсуждении результатов тренинга: личные отчеты участников, обратная связь и т.д.

Примеры тем для обсуждения

1. Факторы, влияющие на успешность межличностной коммуникации.

2. Причины провала коммуникативной стратегии.

3. коммуникативное поведение политического деятеля на примере видеофрагмента (обычное интервью или ток-шоу, предвыборная или кризисная ситуация).

4. Типические характеристики коммуникативной личности, выходящие на первый план в нестандартной ситуации.

Особое внимание уделяется созданию положительной эмоциональной атмосферы, а также повышению субъективной уверенности

каждого в значительности своих личных достижений, что способствует лучшему переносу полученных коммуникативных навыков и умений в ситуации реальной профессиональной деятельности.

Для этапов программы спецкурса были созданы банки психологических упражнений на:

• сплочение и снятие «зажимов»;

• развитие экспрессивности поведения;

• развитие навыков рефлексии (рефлексивные и проективные техники);

• эмпатийное познание партнеров (техники «обратной связи»);

• развитие умений управлять контактом.

Результатом данного этапа являются подготовка и защита студентами рефератов.

Этап закрепления направлен на развитие профессионально-коммуникативных компетенций студента вуза и основывается на самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа выражается в работе над индивидуальным проектом стратегии совершенствования профессиональных коммуникативных компетенций в выбранной профессиональной сфере деятельности (творческая работа, систематизирующая представления студента вуза о себе, своих коммуникативных способностях и методах профессиональной коммуникации).

Проектная деятельность включает в себя два этапа. Первый этап предполагает совместную групповую разработку критериев оформления проекта, подготовку теоретического обоснования и общих практических рекомендаций по реализации проектного замысла. Выполнение проектов предусматривает самостоятельную работу группы с промежуточными консультациями педагогов, психологов, специалистов в профессиональной области. Возглавляют разработку проекта студенты, отличающиеся высокой сформиро-ванностью профессиональных коммуникативных компетенций.

Результатом следующего этапа является разработка индивидуального проекта с учетом выработанных критериев, теоретического обоснования, практического опыта (производственная практика в четвертом семестре) и рекомендаций, выработанных в совместной групповой работе. Студенты имеют возможность апробировать разработанные проекты во время прохождения практики в шестом семестре в реальных производственных условиях.

Этап преобразования реализуется во время прохождения производственной практики в шестом семестре.

Производственная (профессиональная) практика является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Согласно положению о производственной (профессиональной) практике, она проводится поэтапно и состоит из практики для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебной), практики по профилю специальности (технологической), практики преддипломной (квалификационной или стажировки).

Учебная практика проводится в учебнопроизводственных мастерских, технологическая и преддипломная - непосредственно на предприятии, в организации, учреждении.

Назначение производственной практики -подготовка будущих специалистов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве. На практике студенты приобретают первоначальный опыт профессиональной деятельности по своей специальности.

Дидактические цели производственной (профессиональной) практики:

• формирование профессиональных компетенций;

• закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения на деле;

• расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений;

• практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производственная практика - самая сложная форма учебного процесса и в организационном, и в методическом плане, т.к. для ее проведения необходимо соединить интересы производства и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам конкретного предприятия, учреждения, организации.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, т.е. к выполнению его обязанностей на тех должностях, которые он будет занимать уже как специалист.

Производственная практика связана с учебными дисциплинами. Связь эта осущест-

вляется через взаимодействие системы знаний и системы соответствующих умений. В процессе теоретического обучения складывается система теоретических и практических знаний в области избранной специальности, которая позволяет формировать профессиональные умения в период производственной практики. Сознательное применение будущими специалистами теоретических знаний в производственной деятельности служит основой формирования профессиональных компетенций.

Отсюда следует, что первым условием успешного проведения производственной практики является усвоение студентами достаточного объема знаний, определенных программами учебных дисциплин. Вторым условием является наличие у студента вуза к моменту выхода на практику первоначальных умений по специальности. Полученные на лабораторных и практических занятиях и в процессе обучения в учебных мастерских умения помогут практикантам включиться в трудовую деятельность.

Целостное ознакомление с производством в период практики оказывает влияние на формирование готовности студента вуза к профессиональному становлению в целом, и профессиональных коммуникативных компетенций в частности.

Приобретенные во время практики знания, умения и навыки учебно-профессиональной деятельности находят свое отражение в курсовых работах по специальным дисциплинам. Отчет по практике включает оценку реализации индивидуального проекта. Защита проектов проводится в конце шестого семестра обучения (зимняя сессия) в присутствии экспертной комиссии, в состав которой входят преподаватели-профессионалы, педагоги, психологи и т.д.

На наш взгляд, педагогическая технология представляет собой алгоритм прохождения трех этапов (становление - направлен на осознание необходимости развития профессионально-коммуникативных компетенций на основе изучения и анализа собственных коммуникативных качеств и усвоения теоретических знаний о функциях профессионально-коммуникативных компетенций в профессиональной деятельности; закрепление - направлен на закрепление навыков профессиональной коммуникации в самостоятельной творческой работе, систематизирующей представления студента вуза о своих профессионально-

коммуникативных способностях и методах профессиональной коммуникации; преобразование - способствует совершенствованию практических навыков общения в профессиональной деятельности, повышению эффективности формирования способности и готовности к анализу коммуникативной ситуации, эмоциональной и поведенческой саморегуляции в сложных ситуациях профессиональной коммуникативной деятельности, овладению профессионально значимыми коммуникативными формами поведения, такими как экспрессивность, управление контактом, свободному владению необходимым репертуаром социально-психологических ролей, ориентировке в социально-психологических процессах в группе с целью управления этими процессами с эмпатией и адекватной социальной перцепцией).

Литература

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М., 2006.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. №11.

3. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.

4. Бориснев С.В. Социальная коммуникация. М.: Юнити - Дана, 2003.

5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М. : Деловая книга, 2004.

6. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2009. № 4. С. 37-42.

7. Жуковская З.Д. Методические основы и технологии функционирования комплексной системы контроля качества подготовки в вузе. СПб., 1994.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

9. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М. : МУБУ, 2006.

10. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М. : Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж, 2004.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. : Изд-во МГУ, 2005.

12. Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Непрерывное педагогическое образование. Научная школа

Н.К. Сергеева : сб. науч. тр. / науч. ред. Н.К. Сергеев, сост. и отв. ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2011.

* * *

1. Baydenko V.I. Vyiyavlenie sostava kompetent-siy vyipusknikov vuzov kak neobhodimyiy etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya. M., 2006.

2. Baydenko V.I. Kompetentsii v professionalnom obrazovanii // Vyisshee obrazovanie v Rossii. 2004. №11.

3. Belitskaya G.E. Sotsialnaya kompetentsiya li-chnosti // Soznanie lichnosti v krizisnom obschestve. M., 1995.

4. Borisnev S.V. Sotsialnaya kommunikatsiya. M.: Yuniti - Dana, 2003.

5. Borozdina G.V. Psihologiya delovogo obscheni-ya. M. : Delovaya kniga, 2004.

6. Boryitko N.M., Matskaylova O.A. Vospitanie sub'ektnosti studenta kak osnova gumanitarizatsii pro-fessionalnogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2009. № 4. S. 37-42.

7. Zhukovskaya Z.D. Metodicheskie osnovyi i tehnologii funktsionirovaniya kompleksnoy sistemyi kontrolya kachestva podgotovki v vuze. SPb., 1994.

8. Zimnyaya I.A. Klyuchevyie kompetentsii - no-vaya paradigma rezultatov obrazovaniya // Vyisshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5.

9. Konetskaya V.P. Sotsiologiya kommunikatsii. M. : MUBU, 2006.

10. Mitina L.M. Psihologiya razvitiya konkurento-sposobnosti lichnosti. M. : Mosk. psihol.-sots. in-t; Voronezh, 2004.

11. Petrovskaya L.A. Kompetentnost v obschenii. M. : Izd-vo MGU, 2005.

12. Sergeev N.K., Boryitko N.M. Nepreryivnoe pedagogicheskoe obrazovanie. Nauchnaya shkola N.K. Sergeeva : sb. nauch. tr. / nauch. red. N.K. Sergeev, sost. i otv. red. N.M. Boryitko. Volgograd, 2011.

Communication competence in the system of factors of professional establishment of a specialist in the agrarian sector

In the context of professional establishment there is considered the communicative training of agrarian higher school students and the necessity of revealing the specific features of formation of communicative skills in various forms of education and the series of disciplines of higher school, as well as concretized the spectrum of communicative skills of agrarian higher school students and the consequence of mastering them.

Key words: agrarian engineer, communication skills, communicative training, structure of professional communicative competence.

(Статья поступила в редакцию 14.01.2014)

л.в. зеленская, т.А. загямина

(Волгоград)

целостное представление о духовной музыке в профессиональном сознании педагога-музыканта

Показана необходимость выделения духовной музыки как объекта педагогического исследования. Раскрыты культурно-исторические и научные основы понимания духовной музыки, интеграционно-антиномичная сущность целостного представления о духовной музыке в профессиональном сознании педагога-музыканта с позиции гуманитарного знания. Через взаимосвязь функций и компонентов описана модель целостного представления о духовной музыке.

Ключевые слова: духовная музыка, профессиональное сознание педагога-музыканта, целостное представление о духовной музыке, функции и компоненты целостного представления о духовной музыке.

Одной из общепризнанных мировым сообществом культурно-исторических ценностей является духовная музыка, впитавшая в себя национальные религиозные и музыкальные традиции. С одной стороны, ее образовательный, воспитательный потенциал очевиден и не требует доказательств, с другой - в профессиональном сознании педагога-музыканта целостность содержательного переживания данного феномена нарушена, отчего возникает множество затруднений в педагогической деятельности.

В России духовная музыка всегда была тем каналом, через который человек усваивал законы восточно-христианской культуры, нравственные устои, жизненные принципы православного мироустройства. В православной культуре накоплен опыт в области богослужебного пения, выработана система знаний по обучению регентов и певчих хора. Религиозные истоки духовной музыки, веками накопленный опыт теории и практики церковного пения требуют богословского подхода к пониманию содержания и исполнения духовной музыки, что и вызвало неоднозначное отношение к духовной музыке в светской образовательной среде XX в. Духовная музыка, в частности православного содержания, имеет специфичные музыкальные закономерности (прежде всего, это жанровая специфика и

© Зеленская Л.В., Затямина Т.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.