Научная статья на тему 'Мониторинг результатов опытно-экспериментальной работы при формировании профессионально-коммуникативной компетентности у студентов аграрного вуза'

Мониторинг результатов опытно-экспериментальной работы при формировании профессионально-коммуникативной компетентности у студентов аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА / ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА / ФИНИШНАЯ ДИАГНОСТИКА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / MONITORING / TYPES OF CONTROL / STARTING DIAGNOSTICS / EXPRESS DIAGNOSTICS / FINISHING DIAGNOSTICS / DIAGNOSTIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Катерина

Подробно рассматривается мониторинг профессионально-коммуникативной подготовки студента аграрного вуза, обеспечивающий достоверную информацию о сформированности у будущего инженера-агрария профессионально-коммуникативной компетентности и позволяющий своевременно вносить коррективы в дидактические условия ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширяева Катерина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the monitoring of professional and communicative training of agrarian higher school students that gives the reliable and prompt information concerning the future agrarian specialist’s professional and communicative competence and allowing the corrections in didactic conditions of its formation.

Текст научной работы на тему «Мониторинг результатов опытно-экспериментальной работы при формировании профессионально-коммуникативной компетентности у студентов аграрного вуза»

методические аспекты общего и профессионального образования

ния // Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http:// standart.edu.ru.

5. Эшвин Пол. Может ли университетское образование изменить человека? Задачи отображения преобразующей силы высшей школы в сравнительных исследованиях качества образования // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 21-34.

* * *

1. Bordovskij G.A., Nesterov A.A., Trapicin S.Ju. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa: monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2001.

2. Nikitina L.A. Issledovanie v metodicheskoj podgotovke pedagoga: ucheb. posobie. Barnaul: AltGPA, 2012.

3. Nikitina L.A. Stanovlenie issledovatel'skoj kompetentnosti v metodicheskoj podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza v uslovijah innovacionnogo razvitija obrazovanija: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Barnaul, 2014.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija // Fede-ral'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://standart.edu.ru.

5. Jeshvin Pol. Mozhet li universitetskoe obra-zovanie izmenit' cheloveka? Zadachi otobrazhenija preobrazujushhej sily vysshej shkoly v sravnitel'nyh issledovanijah kachestva obrazovanija // Voprosy obrazovanija. 2016. № 1. S. 21-34.

Diagnostics of the quality of future teachers' methodological training according to the results of pedagogic practical work

The article proves the necessity of changes in quality evaluation infuture teachers'methodologicaltraining taking into consideration the opinions of teachers and students. One of the variants of methodological readiness is represented; it reflects the dynamics of changes in methodological organization of a lesson when students are involved into research work in the course of methodology studies at a higher school. The "Expert card of methodological training quality" is characterized;it is based on students' actions while training, conducting and analyzing a lesson that reflect the ways to organize the common work.

Key words: methodological training, quality, readiness, research, dynamics of changes, common work, methodological organization of a lesson.

к. ширяева

(волгоград)

мониторинг РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА*

Подробно рассматривается мониторинг профессионально-коммуникативной подготовки студента аграрного вуза, обеспечивающий достоверную информацию о сформированно-сти у будущего инженера-агрария профессионально-коммуникативной компетентности и позволяющий своевременно вносить коррективы в дидактические условия ее формирования.

Ключевые слова: мониторинг, виды контроля, стартовая диагностика, экспресс-диагностика, финишная диагностика, диагностические материалы.

Управление качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга, т. к. в процессе применения технологии нам было необходимо постоянно отслеживать изменения, чтобы включать их в процесс управления.

На наш взгляд, понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями [1].

В контексте нашего исследования мониторинг обладает следующими особенностями:

1) непрерывностью (сбор данных происходил постоянно на протяжении 2005-2015 гг.);

2) диагностичностью (наличие госстандарта, где прописано, какими компетентностя-ми должен обладать выпускник вуза, с которым мы соотносили реальное состояние усвоения компетентностей студентом);

3) информационной оперативностью, информативностью (отслеживаются риски и трудности, возникавшие на каждом шаге технологии, на основании которых мы могли де-

* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.

О Ширяева К., 2016

известия вгпу. педагогические науки

лать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);

4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс (тренинги рефлексии и эмпатии, прием ситуативного анализа).

В качестве объектов мониторинга в нашем исследовании выступали:

- профессионально-образовательный процесс (непосредственно образовательный процесс в рамках аграрного вуза);

- академическая успеваемость обучаемых (балльно-рейтинговая оценка успеваемости студентов);

- учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых (результаты производственной практики, проектная деятельность, работа над курсовыми и дипломными работами);

- развитие личности обучаемого (сопоставление и анализ результатов после каждого технологического шага).

И.Б. Игнатова пишет, что в лингводидак-тике различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной [2]. С.В. Саль-цева говорит о важном значении контроля, имея в виду самоконтроль и самооценку, включающего наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности [3]. В процессе нашей исследовательской деятельности мы разделили все применяемые способы на следующие группы.

1. Текущее наблюдение

Цель: отслеживание изменений, происходящих в профессиональном развитии вследствие образовательного процесса, и детерминирование сути этих явлений.

Наблюдение за студентами осуществлялось постоянно в процессе реализации нашей технологии (на каждом технологическом шаге).

2. Метод тестовых ситуаций

Цель: отчетливое проявление каждого структурного компонента учебно-профессиональной деятельности.

Для этого мы моделировали специальные условия (ролевой тренинг, общение в сложных ситуациях, возникающих на производстве, прием ситуативного анализа, ролевые игры).

3. Экспликация (от лат. ехрНса^о - развертывание, разъяснение)

Цель: развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Данный метод дает возможность не только определять изменения в развитии обучаемого, но и бы-

стро корректировать процесс образования, осуществляется постановкой наводящих вопросов, с помощью подсказок, поощрений. Мы использовали методы стимулирования (поощрение (похвала); наказание (замечания, упрек, ироническая шутка)), метод косвенного требования (совет, намек, одобрение).

4. Опросный метод

Цель: посредством анализа ответов (устных и письменных) извлечь информацию о развитии участников образовательного процесса. Данный метод мы активно применяли на первом этапе нашего исследования, когда было проведено входное тестирование, которое позволило выявить исходные уровни сформированности профессионально-коммуникативных компетенций у студентов аграрного вуза.

В своем исследовании мы применили три формы мониторинга.

стартовая диагностика. Диагностика проводилась в виде входного тестирования и помогла нам определить базовые уровни сформированности профессионально-коммуникативных компетенций у студентов (низкий, средний и высокий), кроме того, дала нам представление о наших дальнейших действиях.

Экспресс-диагностика (текущая диагностика). Для постоянного мониторинга профессионального развития применялась текущая диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. На основе ее результатов оперативно вносятся коррективы в образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики являлись для нас ориентиром при конструировании программы педагогических наблюдений, проектировании учебных и ситуативных задач, анализе продуктов деятельности.

Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника аграрного вуза в рамках нашего исследования включала диагностику степени развития коммуникативной компетентности будущего специалиста.

Приведем пример реализации этапа разработки системы мониторинга формирования профессионально-коммуникативной компетентности у будущего специалиста аграрного профиля.

Целью нашего исследования было разработать технологические основы профессионально-коммуникативной подготовки специалиста аграрного сектора в процессе его подготовки в вузе, в свою очередь, мониторинг должен обеспечивать достоверную и своевременную информацию о сформированности у студентов профессионально-коммуникативной

методические аспекты общего - и профессионального образования -

Критерии, показатели и методики проведения мониторинга

Критерии мониторинга Показатели критерия Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у студента

Осознание необходимости развития профессионально-коммуникативных компетенций Осознание себя в совместной деятельности, своих умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения Текущее наблюдение. Метод тестовых ситуаций. Проблемные вопросы (сталкивание полярных мнений для наблюдения, насколько грамотно ведется дискуссия). Анализ ситуаций (наблюдаем, насколько студенты справляются с переносом теоретической информации в реальную жизнь). Ответы с комментариями (качественно оцениваем речь студентов по следующим позициям: а) как преподносится материал; б) правильность и грамотность изложения мыслей)

Развитие профессионально- коммуникативных компетенций Способность и готовность к получению знаний из различных источников; практическому анализу логики различного рода рассуждений; подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; публичной речи, аргументации, ведению дискуссии, полемике Текущее наблюдение. Экспликация. Опросный метод. Наблюдение и анализ поведения, ответов и реакции студентов на различного рода лекциях: лекция вдвоем, пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками

Закрепление и преобразование профессионально-коммуникативных компетенций Способность и готовность изучать, анализировать образ своего Я в сравнении с Другим; конструировать и удерживать образ своего Я в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку Текущее наблюдение. Метод тестовых ситуаций. Экспликация. Различного вида тренинги

компетентности и своевременную корректировку процесса ее формирования. Выбор критериев и показателей обусловлен целью исследования.

Главная задача экспериментальной работы со студентами Волгоградского государственного аграрного университета заключалась в:

- определении базовых показателей сфор-мированности уровней профессиональной коммуникативной компетентности студентов;

- выявлении основных направлений конструирования процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов;

- определении эффективности поэтапной технологии формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов.

Критерии эффективности реализации нашей технологии и их показатели можно разделить на три группы (на основе уровневых характеристик):

1) осознание необходимости развития профессионально-коммуникативных компетенций;

2) развитие профессионально-коммуникативных компетенций;

3) закрепление и преобразование профессионально-коммуникативных компетенций

[4].

Показатели к каждому из критериев и диагностический материал представлены в таблице.

Кроме того, в ходе исследования и мониторинга мы использовали следующие диагностические материалы:

1) анкету «Диагностика уровня развития коммуникативных умений»;

2) опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин), личностный опросник Л.П. Калининского;

3) тесты: психологический тест В.Ф. Ря-ховского, тест «Гармоничность личности» (техника, направленная на выявления вовлеченности Я-концепции в природу, социум, свой внутренний мир), тесты «Умеете ли вы вести деловое обсуждение», «Трансакт-ный анализ общения», «Стиль делового общения», «Оценка самоконтроля в общении» (по М. Снайдеру);

известия вгпу. педагогические науки

4) методики диагностики социально-психологического климата коллектива, оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас).

Для оценки статистической значимости сформированности профессионально-коммуникативных компетенций студентов в экспериментальных группах применялся критерий Пирсона (X2).

При выборе статистических методов обработки данных мы отдавали предпочтение практической доступности, чтобы без особых усилий внедрить их в учебную практику аграрного университета, валидности и надежности итоговых показателей. Методическую базу составила система разнообразных тестов, дающая возможность вычленить уровни сфор-мированности профессиональной коммуникативной компетентности для преемственного управления ее дальнейшим развитием.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006.

2. Игнатова И.Б., Озерова Е.Н. Мониторинг профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов-медиков // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2010. № 3, т. 16. С. 282-286.

3. Сальцева С.В. Методы и технологии социально-педагогической деятельности: традиции и инновации // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-4. С. 103-107.

4. Ширяева К. Коммуникативная компетентность в системе факторов профессионального становления специалиста аграрного сектора // известия Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 4(89). С. 96101.

* * *

1. Zeer Je.F. Psihologija professional'nogo raz-vitija. M.: Akademija, 2006.

2. Ignatova I.B., Ozerova E.N. Monitoring pro-fessional'no-kommunikativnoj kompetentnosti ino-strannyh studentov-medikov // Vestnik Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2010. № 3, t. 16. S. 282286.

3. Sal'ceva S.V. Metody i tehnologii social'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti: tradicii i innovacii // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. 2014. № 3-4. S. 103-107.

4. Shirjaeva K. Kommunikativnaja kompetent-nost' v sisteme faktorov professional'nogo stanovle-nija specialista agrarnogo sektora // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. 2014. № 4(89). S. 96-101.

Necessity of monitoring of empiric work results in formation of professional and communicative competence of agrarian higher schoolstudents

The article deals with the monitoring of professional and communicative training of agrarian higher school students that gives the reliable and prompt information concerning the future agrarian specialist's professional and communicative competence and allowing the corrections in didactic conditions of its formation.

Key words: monitoring, types of control, starting diagnostics, express diagnostics, finishing diagnostics, diagnostic materials.

sharon e. norms

(spring Arbor, UsA)

DESIGNING A SPECIALIZED MASTER'S DEGREE PROGRAM IN MANAGEMENT AND LEADERSHIP: BENEFITS TO INDIVIDUALS AND ORGANIZATIONS*

Historically business schools have contributed to the profitability and sustainability of universities due to ongoing success. Recently, even business schools have experienced challenges as a result of financial pressures, budget cuts, increased competition, and changing student needs and expectations. For many years, the most popular graduate business degree was the Master of Business Administration (MBA), and while its name recognition and prestige continues to hold, there is a growing need for specialized business master's degree programs in management and leadership. Specialized master's degrees in management and leadership bring value to individuals through career development, and students who participate in these programs have a positive impact on the organizations where they are employed. When business schools strategically choose a value creation approach rather than a value appropriation strategy, greater opportunities for individual learning and organizational learning emerge. As students, their employers, university faculty, and program

* работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.

О Sharon E. Norris, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.