Научная статья на тему 'Спецкурс - важное средство развития межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка'

Спецкурс - важное средство развития межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦКУРС / SPECIAL COURSE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERCULTURAL COMPETENCE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGY / БУДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / THE WOULD-BE TEACHERS OF ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Никита Николаевич

В статье обосновывается необходимость введения спецкурса для оптимизации процесса развития межкультурной компетенции будущих преподавателей иностранного языка с помощью средств сети Интернет, а также предлагается его примерная программа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL COURSE AS AN IMPORTANT MEANS OF DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The article explains the necessity of introducing a special course for improving the development of intercultural competence in preparing would-be English teachers by means of the Internet resources. The author also proposes a variant of the program for the course.

Текст научной работы на тему «Спецкурс - важное средство развития межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка»

#

СПЕЦКУРС - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

SPECIAL COURSE AS AN IMPORTANT MEANS OF DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Н. Н. Прохоров

В статье обосновывается необходимость введения спецкурса для оптимизации процесса развития межкультурной компетенции будущих преподавателей иностранного языка с помощью средств сети Интернет, а также предлагается его примерная программа.

Ключевые слова: спецкурс, межкультурная компетенция, развитие, интернет-технологии, будущие преподаватели английского языка.

N. N. Prokhorov

The article explains the necessity of introducing a special course for improving the development of intercultural competence in preparing would-be English teachers by means of the Internet resources. The author also proposes a variant of the program for the course.

Keywords: special course, intercultural competence, development, Internet technology, the would-be teachers of English.

Задача реформирования системы образования с целью повышения эффективности обучения потребовала активного внедрения новых информационных технологий в процесс обучения, что отвечает требованиям, предъявляемым к образовательным системам нового поколения.

Различные аспекты проблемы использования информационно-компьютерных технологий для обучения иностранным языкам рассматриваются в работах М. Ю. Бу-харкиной, Е. С. Полат, А. В. Соловова, П. В. Сысоева, Gavin Dudeney, Nicky Hockly и др. [1-6]. По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку. К основным преимуществам информационно-коммуникационных технологий можно отнести:

- создание условий для самообучения, самостоятельной проработки учебного материала;

- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

- интенсификация процесса обучения;

- высокая степень аутентичности;

- создание новой обучающей среды, инструмента познания;

- возможность взаимодействия с виртуальными образами и моделями изучаемых лингвистических объектов и процессов, обеспечение различных видов наглядности, высокая степень интерактивности обучения;

- возможность автоматизированного контроля, учета результатов учебного процесса и более объективное оценивание знаний и умений;

- значительное повышение мотивации обучения [1; 7].

В связи с вышесказанным мы считаем целесообразным

рассмотрение процесса развития межкультурной компетенции в рамках опосредованной компьютером коммуникации.

Межкультурная компетенция, по мнению Н. Д. Гальско-вой, представляет собой способность и готовность к адекватному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения. Навыки и умения, познание и развитие - это условия формирования личности. Следовательно, цель обучения иностранным языкам в современных условиях - воздействие на формирование личности обучающегося, на его способности и личностные качества, позволяющие ему осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в ходе социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоци-умов и их культурой, иного языкового образа мира [2].

На основе опыта работы в Шуйском государственном педагогическом университете (ШГПУ) мы разработали педагогическую модель развития межкультурной компетенции будущих учителей английского языка.

Мы понимаем данную модель как сложную систему, которая состоит из элементов и блоков, связанных между собой. Это целевой блок, мотивационный блок, содержательные и технологические блоки и оценочный блок.

Эффективным условием развития межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка мы считаем использование информационных технологий через введение в программу обучения спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих учителей английского языка средствами интернет-ресурсов».

Цель курса: развитие межкультурной компетенции будущих учителей.

Задачи курса:

- формирование у студентов понятия о сущности межкультурной компетенции и ее роли в процессе межкультурного общения;

- ознакомление студентов с понятиями культуры, коммуникации, компетенции;

- обеспечение педагогических условий для освоения педагогических компетенций и выделение комплекса ме-

Ф

#

Рис. Педагогическая модель развития межкультурной компетенции

тодов, средств и форм активного обучения, способствующих формированию информационной компетенции.

- обучение студентов общим приемам получения культуроведческой информации посредством использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование у студентов позитивного отношения к иным культурам и их представителям.

Методология курса - проблемное изложение материала в междисциплинарном пространстве.

Основные подходы, которые предусматриваются в курсе, - компетентностный, социокультурный, личностно-деятельностный, коммуникативно-ориентированный и ин-тегративный. Объем курса - 68 часов: 26 лекций, 20 семинаров, 14 практических занятий, 8 самостоятельных работ.

Педагогические технологии и методики:

- информационные технологии;

- метод проектов;

- обучение в сотрудничестве;

- технология развития критического мышления;

- неимитационные методы обучения (проблемная лекция, «мозговой штурм», круглый стол и др.);

- имитационные (анализ конкретных ситуаций, тренинг, деловые игры и др.).

Методы проверки достижения результатов: анкетирование, наблюдение, презентации, тесты, метод самооценки.

Представим содержание спецкурса в таблице.

Чтобы избежать однообразия в построении занятий данного спецкурса, мы используем такие формы, как лекция-дискуссия, читательская конференция по материалам интернет-публикаций, презентация культур различных этносов, лекция-презентация, разнообразные формы тренинга (например, тренинг общения, тренинг креативности, тренинг эффективного взаимодействия с детьми [8]), кроссворды, викторины и др.

В федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам указывается, что неотъемлемой

составляющей коммуникативной компетенции является учебно-познавательная компетенция учащихся, а инструментом ее формирования может служить проектная технология [9]. Проектная деятельность связана не только с поиском иноязычной информации, но и адекватного представления на изучаемом иностранном языке реалий родной культуры в целом и региональной культуры в частности.

В ходе проведения спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих преподавателей английского языка средствами интернет-ресурсов» будущие учителя выполняют следующие проектные задания: творческие, информационные, учебно-познавательные. Мы считаем, что представление результатов проектно-исследователь-ской деятельности позволяет студентам продемонстрировать не только умение излагать факты, но и аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Перед началом работы над проектом мы предлагаем будущим учителям «Положение об учебно-исследовательском проекте по иностранному языку», которое было разработано на основе материалов, изложенных Г. Н. Салтовской и В. С. Мартиросовой [10]. В нем отражены необходимые требования к данному типу проектов:

- наличие актуальной проблемы, требующей для ее разрешения интегрированных знаний и исследовательского поиска;

- практическая значимость результатов исследования (для г. Шуи, ШГПУ, самого студента);

- самостоятельная деятельность студентов в ходе реализации проекта;

- грамотное оформление проектной работы:

а) формулирование цели и круга задач;

б) определение методов исследования (изучение материалов по теме исследования в сети Интернет, анкетирование, обработка и систематизация полученных данных и т. д.);

в) оформление результатов проведенной работы;

г) презентация проекта;

Ф

$

Таблица

Примерная программа спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих учителей английского языка средствами Интернет»

$

№ Название модуля, тематика занятия Виды занятий, количество часов Всего учебных часов Формы контроля

Лекционные Семинарские занятия Практические Самостоятельная работа

Модуль 1

1 Межкультурная компетенция в структуре ключевых профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка 2 2 4 Тестовый письменный самоконтроль

2 Компетентностный подход как методологическая основа формирования межкультурной компетенции 2 2 4 Отчеты-аннотации сайтов на английском языке

3 Страноведческая информация как содержательная основа формирования межкультурной компетенции 2 2 4 Контент-анализ УМК на наличие страноведческого компонента

Модуль 2

1 Роль инфокоммуникационных технологий в изучении иностранного языка 2 2 2 6 Устный, выборочный опрос

2 Текстовый редактор Word 2 2 4 Разработка фрагмента занятия

3 Использование веб сайтов. Планирование уроков с использованием Интернета 2 2 4

4 Интернет проекты. Веб квесты. Их создание 2 2 2 6 Создание веб-квеста

5 Как использовать электронную почту 2 2 4 Создание проекта "Keypals"

6 Как использовать чат 2 2

7 Блоги, викис и подкасты 2 2 2 6 Создание своего ресурса

8 Справочные инструменты (словари, тезаурусы, энциклопедии) 2 2 Разработка фрагмента занятия

9 CD-ROM, DVD, электронное портфолио 2 2 4 Проведение сравнительного анализа CD-и DVD-ROM аутентичных УМК, разработка электронного портфолио

10 Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием 2 2 2 6

Всего 26 16 8 6 56

#

д) анализ данной проектной работы;

е) выдвижение новых задач для продолжения исследования другими студентами.

Приведем этапы работы над учебно-исследовательским проектом "Shuya is a bit of Russia".

1 этап. Определение проблемы и задач исследования.

Проблема: привлечение в г. Шую туристов из других регионов России и зарубежья.

Задачи:

- показать достоинства г. Шуи;

- описать исторические достопримечательности города, связанные с именем К. Д. Бальмонта Е. Я. Мазуровой;

- показать возможности города для организации туристического отдыха;

- подготовить рекламную речь экскурсовода;

- организовать видеосъемку и подготовить фильм "Shuya is a bit of Russia"

- сделать макет проспекта о г. Шуе.

2 этап. Выполнение задач проекта:

- поиск материалов по теме исследования: http:// en.wikipedia.org/wiki/Shuya, http://www.museum.ru/ M529, http://www.museum.ru/M530, http://town. shuyanet.ru/, http://www.okrugshuya.ru/, http:// tourizm.ivanovo.ru/M1-5-3, http://www.fototerra.ru/ Russia/Shuja/Fdw-767.html.

- фотосъемка достопримечательностей города, интервью с жителями города и др.

3 этап. Анализ и систематизация проделанной работы в аудитории (взаимный контроль участников проекта и контроль преподавателем).

$

4 этап. Оформление результатов работы: а) в форме видеофильма "Shuya is a bit of Russia"; б) в форме проспекта "Welcome to Shuya".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5этап. Презентация проекта.

6 этап. Обсуждение проекта и его оценка.

Разработанная нами модель развития межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка средствами сети Интернет позволила:

- усилить мотивацию к изучению английского языка в контексте будущей профессиональной деятельности;

- развить межкультурную компетенцию студентов (в том числе повысить уровень восприятия другой культуры);

- сформировать умение планировать и организовывать свою деятельность в глобальной сети;

- развить умение студентов использовать современные информационно-коммуникационные технологии в целях самостоятельного приобретения знаний, необходимые коммуникативные компетенции (способность адаптироваться к новым ситуациям);

- актуализировать способность к синтезу новых идей, выполнять работу самостоятельно.

Коммуникативное и социокультурное развитие студентов средствами иностранного языка осуществляется и за счет реализации лингвострановедческого подхода при изучении спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих преподавателей английского языка средствами интернет-ресурсов». Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, включающей в себя различные познавательные сведения об истории, литературе, быте, нравах и традициях США.

Наше исследование подтвердило эффективность данного спецкурса в процессе развития межкультурной компетенции будущих преподавателей английского языка с помощью средств сети Интернет, а также стимулировало студентов к дальнейшему совершенствованию навыков устной коммуникации с представителями иноязычных культур.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухаркина М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994.

2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. - М., 2004.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2001.

4. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. - 1995. - № 2.

5. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3.

6. Dudeney G, Hockly N. How to teach English with technology / Ed. by J. Harmer. - Harlow: Pearson Education, 2007.

7. Александров К. В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6. - С. 67-73.

8. Хохлова В. В. Повышение квалификации учителей иностранных языков в Нижнем Новгороде // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С.61-66.

9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // Методическая мозаика. Прил. к журн. «Иностранные языки в школе». - 2004. - № 4. - С. 15-16.

10. Салтовская Г. Н., Мартиросова В. С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 5. - С. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.