#
СПЕЦКУРС - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
SPECIAL COURSE AS AN IMPORTANT MEANS OF DEVELOPING INTERCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS
Н. Н. Прохоров
В статье обосновывается необходимость введения спецкурса для оптимизации процесса развития межкультурной компетенции будущих преподавателей иностранного языка с помощью средств сети Интернет, а также предлагается его примерная программа.
Ключевые слова: спецкурс, межкультурная компетенция, развитие, интернет-технологии, будущие преподаватели английского языка.
N. N. Prokhorov
The article explains the necessity of introducing a special course for improving the development of intercultural competence in preparing would-be English teachers by means of the Internet resources. The author also proposes a variant of the program for the course.
Keywords: special course, intercultural competence, development, Internet technology, the would-be teachers of English.
Задача реформирования системы образования с целью повышения эффективности обучения потребовала активного внедрения новых информационных технологий в процесс обучения, что отвечает требованиям, предъявляемым к образовательным системам нового поколения.
Различные аспекты проблемы использования информационно-компьютерных технологий для обучения иностранным языкам рассматриваются в работах М. Ю. Бу-харкиной, Е. С. Полат, А. В. Соловова, П. В. Сысоева, Gavin Dudeney, Nicky Hockly и др. [1-6]. По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку. К основным преимуществам информационно-коммуникационных технологий можно отнести:
- создание условий для самообучения, самостоятельной проработки учебного материала;
- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;
- интенсификация процесса обучения;
- высокая степень аутентичности;
- создание новой обучающей среды, инструмента познания;
- возможность взаимодействия с виртуальными образами и моделями изучаемых лингвистических объектов и процессов, обеспечение различных видов наглядности, высокая степень интерактивности обучения;
- возможность автоматизированного контроля, учета результатов учебного процесса и более объективное оценивание знаний и умений;
- значительное повышение мотивации обучения [1; 7].
В связи с вышесказанным мы считаем целесообразным
рассмотрение процесса развития межкультурной компетенции в рамках опосредованной компьютером коммуникации.
Межкультурная компетенция, по мнению Н. Д. Гальско-вой, представляет собой способность и готовность к адекватному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения. Навыки и умения, познание и развитие - это условия формирования личности. Следовательно, цель обучения иностранным языкам в современных условиях - воздействие на формирование личности обучающегося, на его способности и личностные качества, позволяющие ему осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в ходе социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоци-умов и их культурой, иного языкового образа мира [2].
На основе опыта работы в Шуйском государственном педагогическом университете (ШГПУ) мы разработали педагогическую модель развития межкультурной компетенции будущих учителей английского языка.
Мы понимаем данную модель как сложную систему, которая состоит из элементов и блоков, связанных между собой. Это целевой блок, мотивационный блок, содержательные и технологические блоки и оценочный блок.
Эффективным условием развития межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка мы считаем использование информационных технологий через введение в программу обучения спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих учителей английского языка средствами интернет-ресурсов».
Цель курса: развитие межкультурной компетенции будущих учителей.
Задачи курса:
- формирование у студентов понятия о сущности межкультурной компетенции и ее роли в процессе межкультурного общения;
- ознакомление студентов с понятиями культуры, коммуникации, компетенции;
- обеспечение педагогических условий для освоения педагогических компетенций и выделение комплекса ме-
Ф
#
Рис. Педагогическая модель развития межкультурной компетенции
тодов, средств и форм активного обучения, способствующих формированию информационной компетенции.
- обучение студентов общим приемам получения культуроведческой информации посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование у студентов позитивного отношения к иным культурам и их представителям.
Методология курса - проблемное изложение материала в междисциплинарном пространстве.
Основные подходы, которые предусматриваются в курсе, - компетентностный, социокультурный, личностно-деятельностный, коммуникативно-ориентированный и ин-тегративный. Объем курса - 68 часов: 26 лекций, 20 семинаров, 14 практических занятий, 8 самостоятельных работ.
Педагогические технологии и методики:
- информационные технологии;
- метод проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- технология развития критического мышления;
- неимитационные методы обучения (проблемная лекция, «мозговой штурм», круглый стол и др.);
- имитационные (анализ конкретных ситуаций, тренинг, деловые игры и др.).
Методы проверки достижения результатов: анкетирование, наблюдение, презентации, тесты, метод самооценки.
Представим содержание спецкурса в таблице.
Чтобы избежать однообразия в построении занятий данного спецкурса, мы используем такие формы, как лекция-дискуссия, читательская конференция по материалам интернет-публикаций, презентация культур различных этносов, лекция-презентация, разнообразные формы тренинга (например, тренинг общения, тренинг креативности, тренинг эффективного взаимодействия с детьми [8]), кроссворды, викторины и др.
В федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам указывается, что неотъемлемой
составляющей коммуникативной компетенции является учебно-познавательная компетенция учащихся, а инструментом ее формирования может служить проектная технология [9]. Проектная деятельность связана не только с поиском иноязычной информации, но и адекватного представления на изучаемом иностранном языке реалий родной культуры в целом и региональной культуры в частности.
В ходе проведения спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих преподавателей английского языка средствами интернет-ресурсов» будущие учителя выполняют следующие проектные задания: творческие, информационные, учебно-познавательные. Мы считаем, что представление результатов проектно-исследователь-ской деятельности позволяет студентам продемонстрировать не только умение излагать факты, но и аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Перед началом работы над проектом мы предлагаем будущим учителям «Положение об учебно-исследовательском проекте по иностранному языку», которое было разработано на основе материалов, изложенных Г. Н. Салтовской и В. С. Мартиросовой [10]. В нем отражены необходимые требования к данному типу проектов:
- наличие актуальной проблемы, требующей для ее разрешения интегрированных знаний и исследовательского поиска;
- практическая значимость результатов исследования (для г. Шуи, ШГПУ, самого студента);
- самостоятельная деятельность студентов в ходе реализации проекта;
- грамотное оформление проектной работы:
а) формулирование цели и круга задач;
б) определение методов исследования (изучение материалов по теме исследования в сети Интернет, анкетирование, обработка и систематизация полученных данных и т. д.);
в) оформление результатов проведенной работы;
г) презентация проекта;
Ф
$
Таблица
Примерная программа спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих учителей английского языка средствами Интернет»
$
№ Название модуля, тематика занятия Виды занятий, количество часов Всего учебных часов Формы контроля
Лекционные Семинарские занятия Практические Самостоятельная работа
Модуль 1
1 Межкультурная компетенция в структуре ключевых профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка 2 2 4 Тестовый письменный самоконтроль
2 Компетентностный подход как методологическая основа формирования межкультурной компетенции 2 2 4 Отчеты-аннотации сайтов на английском языке
3 Страноведческая информация как содержательная основа формирования межкультурной компетенции 2 2 4 Контент-анализ УМК на наличие страноведческого компонента
Модуль 2
1 Роль инфокоммуникационных технологий в изучении иностранного языка 2 2 2 6 Устный, выборочный опрос
2 Текстовый редактор Word 2 2 4 Разработка фрагмента занятия
3 Использование веб сайтов. Планирование уроков с использованием Интернета 2 2 4
4 Интернет проекты. Веб квесты. Их создание 2 2 2 6 Создание веб-квеста
5 Как использовать электронную почту 2 2 4 Создание проекта "Keypals"
6 Как использовать чат 2 2
7 Блоги, викис и подкасты 2 2 2 6 Создание своего ресурса
8 Справочные инструменты (словари, тезаурусы, энциклопедии) 2 2 Разработка фрагмента занятия
9 CD-ROM, DVD, электронное портфолио 2 2 4 Проведение сравнительного анализа CD-и DVD-ROM аутентичных УМК, разработка электронного портфолио
10 Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием 2 2 2 6
Всего 26 16 8 6 56
#
д) анализ данной проектной работы;
е) выдвижение новых задач для продолжения исследования другими студентами.
Приведем этапы работы над учебно-исследовательским проектом "Shuya is a bit of Russia".
1 этап. Определение проблемы и задач исследования.
Проблема: привлечение в г. Шую туристов из других регионов России и зарубежья.
Задачи:
- показать достоинства г. Шуи;
- описать исторические достопримечательности города, связанные с именем К. Д. Бальмонта Е. Я. Мазуровой;
- показать возможности города для организации туристического отдыха;
- подготовить рекламную речь экскурсовода;
- организовать видеосъемку и подготовить фильм "Shuya is a bit of Russia"
- сделать макет проспекта о г. Шуе.
2 этап. Выполнение задач проекта:
- поиск материалов по теме исследования: http:// en.wikipedia.org/wiki/Shuya, http://www.museum.ru/ M529, http://www.museum.ru/M530, http://town. shuyanet.ru/, http://www.okrugshuya.ru/, http:// tourizm.ivanovo.ru/M1-5-3, http://www.fototerra.ru/ Russia/Shuja/Fdw-767.html.
- фотосъемка достопримечательностей города, интервью с жителями города и др.
3 этап. Анализ и систематизация проделанной работы в аудитории (взаимный контроль участников проекта и контроль преподавателем).
$
4 этап. Оформление результатов работы: а) в форме видеофильма "Shuya is a bit of Russia"; б) в форме проспекта "Welcome to Shuya".
5этап. Презентация проекта.
6 этап. Обсуждение проекта и его оценка.
Разработанная нами модель развития межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка средствами сети Интернет позволила:
- усилить мотивацию к изучению английского языка в контексте будущей профессиональной деятельности;
- развить межкультурную компетенцию студентов (в том числе повысить уровень восприятия другой культуры);
- сформировать умение планировать и организовывать свою деятельность в глобальной сети;
- развить умение студентов использовать современные информационно-коммуникационные технологии в целях самостоятельного приобретения знаний, необходимые коммуникативные компетенции (способность адаптироваться к новым ситуациям);
- актуализировать способность к синтезу новых идей, выполнять работу самостоятельно.
Коммуникативное и социокультурное развитие студентов средствами иностранного языка осуществляется и за счет реализации лингвострановедческого подхода при изучении спецкурса «Развитие межкультурной компетенции будущих преподавателей английского языка средствами интернет-ресурсов». Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, включающей в себя различные познавательные сведения об истории, литературе, быте, нравах и традициях США.
Наше исследование подтвердило эффективность данного спецкурса в процессе развития межкультурной компетенции будущих преподавателей английского языка с помощью средств сети Интернет, а также стимулировало студентов к дальнейшему совершенствованию навыков устной коммуникации с представителями иноязычных культур.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухаркина М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994.
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. - М., 2004.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2001.
4. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. - 1995. - № 2.
5. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3.
6. Dudeney G, Hockly N. How to teach English with technology / Ed. by J. Harmer. - Harlow: Pearson Education, 2007.
7. Александров К. В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6. - С. 67-73.
8. Хохлова В. В. Повышение квалификации учителей иностранных языков в Нижнем Новгороде // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С.61-66.
9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // Методическая мозаика. Прил. к журн. «Иностранные языки в школе». - 2004. - № 4. - С. 15-16.
10. Салтовская Г. Н., Мартиросова В. С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 5. - С. 24-28.