Referencеs
1. Asmolov A.G. Russia Education: from the "culture of utility" - to the "culture of dignity". Pedagogika, 2004. № 7. P. 3-11. [in Russian].
2. Vygotsky L.S. Psychology of human development. M: Smysl, 2005. P. 136. [in Russian].
3. Zhilavskaya I.V. The synthesis of the two systems of communication approach to media education. Bibliotechnoie delo, 2015. № 8 (242). P. 2-4. [in Russian].
4. Kovaleva N.B. Psycho-pedagogical conditions of broadcasting the value of education and the development of individual educational trajectories of young people. Psikhologicheskaia nauka I obrazovanie, 2014. T.19. № 4. P. 64-71. [in Russian].
5. Kovaleva N.B .The role of reflection in the development of a culture of co-creation. Azimut nauchnykh issledovanii:pedagogika ipsikhologia, 2015. № 4 (13). P. 120-123. [in Russian].
6 Kovaleva N.B. The study of subjectivity cultural preferences of first-year students on the basis of reflexive-way approach. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 1. P. 39-45. [in Russian].
7. Kovaleva N.B. The innovative design of educational technology (in the aspect of implementation of the GEF general education). M .: GAOU VO MIOO, 2015. P. 167. [in Russian].
8. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Human psychology. Introduction to the psychology of subjectivity. Textbook for high schools. M.: Shkola Press, 1995. P. 384. [in Russian]
9. Shadrikov V.D. Thought, thinking and consciousness. Mir Psikhologii, 2014. № 1. P. 17-32. [in Russian].
Сведения об авторе: Дьяконова Анастасия Игоревна,
учитель русского языка и литературы, АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого», д. Зайцево, Одинцовский район, Московская область, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information аbout the author: Diakonova Anastasiya Igorevna,
Teacher of the Russian language and Literature,
Gymnasium of St. Basil the Great, Zaitchevo village,
Moscow Region, Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 4И(07) БКК 81.2-9
Л.В. Заварыкина
использование веб-квестов при обучении английскому языку для академических целей
Автор статьи рассматривает практику использования веб-квестов при обучении английскому языку для академических целей и анализирует формирование у студентов навыков критического мышления, ведения дискуссии и умения работать в команде при выполнении заданий этого формата.
Ключевые слова: веб-квесты, английский для академических целей, навыки критического мышления, навыки ведения дискуссии, навыки работы в команде.
L.V. Zavarykina
webquests in teaching english for academic urposes
The paper discusses the practice of using webquests in teaching English for Academic Purposes and explores development of students' linguistic and academic skills within this process. The students' feedback on participating in webquests is analyzed.
Key words: Webquests, English for Academic Purposes, critical thinking skills, discussion skills, team working skills.
го
X
_й ^
го ей го со
03
Использование современных технологий в образовании становится все более и более популярным. Однако наиболее актуальным является не столько применение в процессе обучения того или иного устройства (компьютера, ноутбука, смартфона), сколько разработка методик, позволяющих достигать поставленных педагогических целей.
Современные программы обучения английскому языку для академических целей направлены не только на усвоение студентами специальных языковых навыков (чтения, аудирования, письма и говорения в академическом контексте), но и на развитие у них навыков критического мышления, анализа полученной информации и умения грамотно вести дискуссию.
Веб-квест служит примером такой методологии, которая, помимо решения традиционных задач обучения английскому языку для академических целей, развивает навыки необходимые для успешной деятельности в академической среде.
Проведенные исследования в области использования технологий при обучении английскому языку [2] подтверждают, что веб-квесты стимулируют учащихся к использованию аутентичных материалов, развивают критическое мышление студентов, вовлекают их в работу по выполнению значимого и актуального для них задания и развивают навыки работы в команде.
Тем не менее необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к этой методике [8]: эффективность использования веб-квестов в основном подтверждается результатами тестирования, а они не всегда демонстрируют истинное положение дел, так как развитие определенных навыков учащихся не всегда можно отследить, лишь базируясь на результатах тестов. Кроме того, усвоение студентами вышеперечисленных навыков возможно и без использования цифровых технологий.
Тем не менее большинство исследователей [6] соглашаются, что веб-квесты усиливают мотивацию студентов, так как в рамках этой деятельности учащиеся выполняют значимые для них задания.
По определению разработчика первых веб-квестов Доджа [4], вебквест представляет собой «деятельность, направленную на разрешение поставленной задачи, при которой учащиеся получают информацию из источников в Интернете, анализируя ее и используя для своих целей»
Классический веб-квест состоит из следующих этапов [5]:
1) введение: постановка задачи и ее обоснование;
2) задача: формулировка проблемы и обсуждение путей ее решения;
3) процесс: поиск решения задачи;
4) оценка: оценка успешности выполнения задания самими учащимися и преподавателем;
5) заключение: обобщение результатов и подведение итогов.
Необходимо отметить, что при участии в веб-квесте учащиеся не просто копируют найденную информацию, но перерабатывают ее для решения поставленной задачи [1].
Технологически веб-квест осуществляется следующим образом: студентам формулируется задача, для решения которой они должны найти информацию в источниках Интернет. Как правило, преподаватель готовит соответствующие источники. После группового обсуждения и анализа полученной информации учащиеся докладывают о своих результатах всей группе. Веб-квесты могут продолжаться от нескольких академических часов до нескольких недель (в случае выполнения крупномасштабного исследовательского проекта).
При планировании и организации веб-квеста преподавателю следует обращать внимание на то, какие цели он преследует. При обучении английскому языку, как правило, это: лингвистические, образовательные и развивающие цели.
Рассмотрим пример организации и выполнения веб-квестов студентами первого курса программы Liberal Arts Московской школы социальных и экономических наук (группа состояла из десяти человек, уровень владения английским языком - Upper-Intermediate, используемое учебное пособие - Language Leader [3]).
Необходимо отметить, что программа Liberal Arts валидирована университетом Манчестера и в рамках обучения студентам читаются курсы как на русском, так и английском языках. Соответственно, от них ожидаются свободное владение английским языком и умение его использовать в академическом контексте. Однако студенты отметили, что на занятиях английским языком им не хватает навыка ведения дискуссий и работы с аутентичными источниками, они также чувствовали неуверенность при подготовке и проведении презентаций. С учётом особенностей группы, а также задач программы, учащимся было предложено поучаствовать в серии веб-квестов, которые включали бы в себя задания по чтению аутентичных источников, просмотр аутентичных документальных фильмов, изучение академической культуры англоязычных стран, участие в дебатах, подготовку и проведение групповой презентации. Тематика веб-квестов подбиралась в соответствии с содержимым учебного пособия, например: решение транспортных проблем в городе, будущее чтения, борьба с инфекционными заболеваниями.
Анкетирование студентов после проведения серии веб-квестов показало, что:
1) данный опыт помог им развить умение проведения дискуссии;
2) хотя чтение неадаптированных статей из онлайн-журналов представляло сложность, студентам понравился тот факт, что они изучают «живой английский язык»;
3) учащиеся отметили, что данный опыт помог им развить навыки аргументации, научил рассматривать какое-либо явление с различных сторон;
4) в целом для них был интересен новый формат занятия.
В качестве недочетов они отметили недостаток времени на подготовку презентаций, недостаток времени для изучения онлайн-материалов. Иногда определенную сложность вызывала работа с неадаптированным текстом.
Наблюдения, сделанные преподава-телем1 при проведении данных занятий,
выявили, что, участвуя в веб-квестах, студенты развивают не только определенные языковые и неязыковые навыки (чтение, говорение, проведение презентаций), но и вырабатывают определенные стратегии: как эффективно работать с неадаптированным текстом при ограничении времени, как подготовить презентацию в сжатые сроки и т.д.
В качестве примера можно привести задание по проведению дебатов на тему «Будущее чтения: заменят ли электронные книги печатные издания» («Future of Reading: will e-books replace paper books?»).
Занятие длилось 6 академических часов, и вебквест состоял из шести этапов:
1. Найти аргументы за и против чтения печатных книг и чтения электронных книг.
Для этого студенты делились на две группы.
Одна группа изучала аргументы в пользу электронных книг http://www. washingtonpost.com/blogs/innovations/ wp/2013/09/20/the-future-of-books-from-gutenberg-to-e-readers (группа должны найти не менее четырех аргументов, прочитав текст).
Вторая группа изучала аргументы в пользу печатных книг http://www.wired. com/2014/05/reading-on-screen-versus-paper.
2. Подготовить свои аргументы, используя примеры языковых структур из источника http://www.uefap.com/ speaking/spkfram.htm (section on arguing and discussing).
3. Используя веб-сайты http://www. essex.ac.uk/myskills/skills/seminars/ seminarSkills.asp#05
http://www.studygs.net/intstudy.htm, найти информацию о том, как правильно принимать участие в академических дискуссиях.
4. Провести дебаты на тему «Заменят ли электронные книги печатные издания».
5. Студенты образуют другие группы и внутри новой группы обсуждают свой опыт участия в дебатах.
со
к >.
О О
X
го
преподаватель делал заметки во время урока, урок записывался на диктофон.
х
ф
т >
ю
о ^
с
о
0 Ф ф с; со ф ¥ ^
ю х
ф s 10 g
ф ф
s т х S
ГО 5 g|
1 * <5 «о
с к 2 ^
6. На основе полученного опыта и обсуждений студенты готовят презентацию с советами о том, как правильно участвовать в академических дискуссиях.
В заключение занятия студенты заполнили анкеты по самооценке (табл. 1), преподаватель подвел итоги.
Табл 1. Анкета самооценки студентов по итогам выполнения веб-квеста
Результат Показатель Ухудшились Не изменились Немного улучшились Улучшились
Навыки чтения
Навыки проведения дискуссии
Навыки аргументации
Усвоение новой лексики
Навыки работы в команде
Общие комментарии
При проведении данного веб-квеста были решены следующие лингвистические задачи:
изучение лексики, относящейся к современным технологиям;
изучение выражений, используемых при проведении дискуссий;
изучение выражений, используемых при проведении презентаций;
изучение грамматических конструкций, используемых при обсуждении будущих возможностей.
Образовательные цели включали в себя:
1) изучение различных точек зрения о будущем чтения;
2) изучение основ проведения дискуссий в академической среде;
3) изучение основ проведения презентаций.
Развивающие цели подразумевали развитие таких навыков, как:
1) умение анализировать информацию;
2) умение критически осмысливать ^ полученную информацию;
I 3) умение работать в команде;
^ 4) умение вести дискуссию;
то 5) умение проводить презентации.
^ Студенты использовали свои ноутбу-
с^ ки и смартфоны для доступа к указанным
веб-сайтам. Они положительно оценили свой опыт участия в веб-квесте, отметив, что он их научил «полезным навыкам» и «живому английскому языку». Эти данные подтверждают результаты исследований [7] о том, что веб-квесты прежде всего мотивируют учащихся, развивают их навыки критического мышления.
Следует отметить, что после проведения веб-квестов студентам были предложены стандартные языковые тесты по материалам учебного пособия, которые выявили то, что, хотя группа хорошо усвоила лексику, связанную с обсуждаемыми темами, грамматические структуры данных уроков были усвоены удовлетворительно. Это не удивительно, так как в рамках проведенных веб-квестов не уделялось специального внимания отработке навыков использования соответствующих грамматических структур (Future Continuous, Will/Going to, Narrative Tenses). Кроме того, не было выявлено развития у учащихся навыков работы в команде. Хотя студенты выполняли свои задания в группах, в их сотрудничестве не наблюдалось прогресса, часто была нужна помощь преподавателя для распределения заданий в группе.
Данный опыт показывает, что, хотя применение веб-квестов при обуче-
нии английскому языку для специальных целей, безусловно, было полезно для студентов, у метода свои есть недостатки:
• участие в веб-квестах не обязательно развивает навыки работы в команде;
• использование веб-квестов не позволяет отработать все языковые навыки;
• подготовка материалов для проведения веб-квестов требует слишком много времени, так как, несмотря на наличие большого количества онлайн-источников, необходима их адаптация для проведения конкретного занятия;
• кроме того, могут возникнуть технические проблемы: отсутствие доступа к сети Интернет.
Основным же достоинством использования веб-квестов является их моти-
вирующая составляющая и возможность развития неязыковых навыков: критического мышления, анализа информации и участия в академических дебатах, что является важным условием подготовки студентов в современных условиях.
Проведенный эксперимент подтвердил, что веб-квесты достаточно эффективны при обучении английскому языку для академических целей, особенно для развития академических навыков студентов. Однако, как и любой другой метод, они не решают всех задач, стоящих перед преподавателем: данную технологию можно использовать как один из компонентов занятий, особенно в ситуациях, требующих мотивации студентов и приучения их к аналитической работе с аутентичными источниками.
Библиографический список
1. Блохина, Т. А. Вебквест как новая технология проблемного обучения в системе российского образования. [Электронный ресурс] / Т.А. Блохина // Портфолио учителя информатики. - Режим доступа: http://www.t-blohina.com/news/veb-kvest-tekhnologii/. - [Дата обращения: 30.01.2016].
2. Beatty K. Teaching and Researching. Computer Assisted Language Learning. Harlow: Pearson, 2008. P. 259.
3. Cotton B., Falvey D. Language Leader. Upper-Intermediate. Harlow: Pearson, 2008. P. 192.
4. Dodge B. Some Thoughts About Webquests. San Diego State University, 1995. Режим доступа: http://www.webquest.org/sdsu/about_webquests.html. [Дата обращения: 30.01.2016]
5. Dudeney G., Hockly N. Webquests. Teaching Englis, 2004. Режим доступа: http://www. teachingenglish.org.uk/article/webquests. - [Дата обращения: 30.01.2016].
6. Dudeney G., Hockly N. How to teach English with Technology. Harlow: Pearson, 2007. - 192 с.
7. March T. The Learning Power of WebQuests. Режим доступа: http://tommarch.com/writings/ ascdwebquests. [Дата обращения: 30.01.2016]
8. Thornbury S. Where is your evidence? Delta Publishing, 2009. Режим доступа: http://www. deltapublishing.co.uk/development/wheres-your-evidence [Дата обращения: 30.01.2016].
References
1. Blokhina Т.А. Webquest as a new technology of teaching problem solving in the Russian education system. Portfolio teacher of the informatics. Available at: http://www.t-blohina.com/news/veb-kvest-tekhnologii/. [Accessed: 30.01.2016] [in Russian].
2. Beatty K. Teaching and Researching. Computer Assisted Language Learning. Harlow: Pearson, 2008. P. 259.
3. Cotton B., Falvey D. Language Leader. Upper-Intermediate. Harlow: Pearson, 2008. P. 192.
4. Dodge B. Some Thoughts About Webquests. San Diego State University, 1995. Available at: http:// www.webquest.org/sdsu/about_webquests.html. [Accessed 30 Jan 2016] .
5. Dudeney G., Hockly N. Webquests. Teaching English, 2004. Available at: http://www.teachingenglish. org.uk/article/webquests [Accessed 30 Jan 2016].
6. Dudeney G., Hockly N. How to teach English with Technology. Harlow: Pearson, 2007. P. 192.
7. March T. The Learning Power of WebQuests. Available at: http://tommarch.com/writings/ ascdwebquests. [Accessed 30 Jan 2016].
8. Thornbury S. Where is your evidence? Delta Publishing, 2009. Available at: http://www.deltapublishing. co.uk/development/wheres-your-evidence. [Accessed 30 Jan 2016].
Сведения об авторе: Заварыкина Любовь Валерьевна,
преподаватель, кафедра английского языка, Московская высшая школа социальных и экономических наук, г. Москва, Российская Федерация. Ктай: [email protected],
Information about the author: Zavarykina Lyubov Valerievna,
English Language teacher, Department of the English Language,
Moscow School of Social and Economic Sciences,
Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
УДК 371.01 ББК 74.202.46
Н.В. Кондратьева
педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации фгос второго поколения
В статье представлены материалы экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности, организованной согласно требованиям ФГОС второго поколения. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы по развитию творческих способностей обучающихся педагогом начальной школы.
Ключевые слова: творческие способности, развитие, младшие школьники, ФГОС, педагогические условия.
N.V. Kondratyeva
pedagogical conditions of developing
of younger schoolchildren creative abilities in the conditions of the second generation frderal state eeducational standards realization
The materials of the experimental work on the development of creative abilities of younger schoolchildren within the extracurricular activities organized under the GEF second generation requirements are presented. The pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the work on the development of creative abilities of students of primary school are also described.
Key words: creative abilities, development, younger students, FGOS, pedagogical conditions.
Современный этап развития отечественной педагогической науки и практики характеризуется повышенным вниманием к решению вопросов комплексного личностного развития учащихся, к разработке методического обеспечения, ориентированного на демократизацию, индивидуализацию педагогического процесса, методического
сопровождения реализации новых государственных образовательных стандартов, к просвещению и переподготовке педагогических кадров, уже работающих в условиях модернизации образования. С появлением ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы, реали-