Научная статья на тему 'Проектирование модели формирования профессиональной культуры бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»'

Проектирование модели формирования профессиональной культуры бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / BACHELOR / TRAINING / MODEL / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Ольга Александровна

Изложено понимание профессиональной культуры бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью. Особое внимание уделено спроектированной модели профессиональной культуры бакалавра и содержанию ее четырех компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting of a Model to Form Professional Culture of Bachelor in «Advertising and Public Relations»

The article gives an understanding of professional culture of bachelor in advertising and public relations. Particular attention is paid to design a model of bachelor’s professional culture and to content of its four components.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели формирования профессиональной культуры бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»»

педагогика и психология

ББК 74.58

О.А. Плотникова

Проектирование модели формирования профессиональной культуры бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»

О.А. Plotnikova

Projecting of a Model to Form Professional Culture of Bachelor in «Advertising and Public Relations»

Изложено понимание профессиональной культуры бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью. Особое внимание уделено спроектированной модели профессиональной культуры бакалавра и содержанию ее четырех компонентов.

Ключевые слова: бакалавр, направление подготовки,

модель, профессиональная культура.

Современный рынок труда требует от бакалавра в области рекламы и связей с общественностью высокой профессиональной мобильности, активной жизненной и профессиональной позиции, высокого уровня профессиональной культуры. Под профессиональной культурой принято понимать совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда, уровень, степень развития, достигнутую в профессиональной деятельности [1].

В нашем понимании профессиональная культура (ПК) бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью (РиСО) включает в себя систему характеристик, в которой интегрированы ценностное отношение к профессиональной деятельности, теоретические знания и практические умения, а также социально значимые качества личности.

В контексте исследования проблемы формирования профессиональной культуры бакалавра по профилю РиСО была спроектирована модель, методологическим ориентиром которой выступили основные положения комплексного, аксиологического, культурологического и профессиологического подходов.

В исследовании степень подобия модели реальной действительности соотнесена с целью исследования, и определен тип проектируемой модели — модель структурно-содержательного типа. Целостность модели обеспечивается единством структурных (цель, процесс, результат) и содержательных блоков (компоненты ПК, педагогические условия, этапы, критерии, уровни). Модель в нашем исследовании одновременно является как объектом изучения, так и экспериментальным средством. Спроектированную модель мы рассматриваем как подсистему открытого типа,

The article gives an understanding of professional culture of bachelor in advertising and public relations. Particular attention is paid to design a model of bachelor’s professional culture and to content of its four components.

Key words: bachelor, training, model, professional culture.

встроенную в контекст системы профессиональной подготовки бакалавра по направлению РиСО в вузе.

Разрабатывая модель, мы стремились к тому, чтобы приблизить условия в образовательном процессе к условиям будущей профессиональной деятельности. В связи с этим модель сконструирована на основе следующих принципов: культуросообразности, гуманизации, диалогичности, системности.

Моделирование позволило изучить процесс формирования профессиональной культуры бакалавра РиСО, выделить существенные элементы этого процесса, получить новую информацию о его возможностях. Использование модели способствует сохранению представления об изучаемом предмете как о целостном явлении и проникновению в его сущность, чтобы впоследствии осуществить моделируемый процесс, основываясь на построенной нами модели.

При конструировании модели изучаемого феномена мы исходили из того, что модель должна отражать следующее: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих бакалавров; основные идеи исследований по проблеме формирования профессиональной культуры студентов; педагогические условия эффективного формирования профессиональной культуры студентов вуза; содержание подготовки в виде знаний по теории и технологии формирования профессиональной культуры; основные критерии и показатели уровней сформиро-ванности исследуемого качества (рис.).

Модель представлена четырьмя взаимосвязанными блоками целеполагания, содержательного, организационного, оценочного. Основным результатом, отражающим эффективность функционирования спроектированной модели, является позитивная ди-

намика уровня сформированное™ ПК будущего бакалавра РиСО.

Целевой блок включает в себя цели и конкретные задачи формирования ПК будущих бакалавров в вузе. Первый блок разработанной нами модели реализует функцию целеполагания, способствует осознанию близких, средних и отдаленных перспектив обучения. Цель определена социальным заказом общества на развитие личности специалиста, готового профессионально и квалифицированно предъявлять себя в обществе. Под ожидаемым результатом процесса формирования ПК бакалавра РиСО мы понимаем достигнутый личностью высокий уровень сформи-рованности ПК будущих бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Содержательный блок представлен четырьмя компонентами ПК: когнитивным, коммуникативным, технологическим и личностно-творческим.

Характеризуя когнитивный компонент, мы имеем в виду знания о ценностях профессиональной культуры как ее основы, способствующие организации профессиональной деятельности; осознание значимости ценностей ПК для профессионального становления; интеллектуальные умения.

Говоря о коммуникативном компоненте, мы учитываем умение установить контакт с собеседником, поддерживать коммуникативное взаимодействие, проявление эмпатии к собеседнику, аттрактивность в общении, способность вызвать симпатию и доверие.

Анализируя технологический компонент, мы определяем знание технологий, способов и приемов практической деятельности, умение использовать инструментарий в решении профессиональных задач.

Характеризуя личностно-творческий компонент, мы имеем в виду умение преобразовать ценности профессиональной культуры, интерпретировать социально значимый опыт, сформированность индивидуального профессионального стиля деятельности, способность к творчеству, сформированность потребности к созиданию, саморазвитию, самосовершенствованию в профессии, к внедрению инноваций в профессиональную сферу.

Организационный блок формирования ПК бакалавров РиСО представляет собой как интеграцию содержания учебного материала различных наук, так и интеграцию форм различных видов воспитательной деятельности. В данном блоке предполагается создание следующего комплекса педагогических условий формирования ПК бакалавров РиСО: 1) создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизированной по основным параметрам ПК; 2) разработка и реализация спецкурса «Профессиональная культура»; 3) профессионализация учебного процесса и внеаудиторной деятельности.

Процесс формирования ПК бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью в вузе проходит

поэтапно и включает в себя четыре этапа: пропедевтический (1-й курс), организационно-прогностический (2-й курс), процессуально-стимулирующий (3-й курс), интеграционно-корректирующий (4-й курс).

Пропедевтический этап предполагает знакомство с будущей профессией, ознакомление с видами внеаудиторной активности студентов и включение их во внеаудиторную работу в виде наблюдателя и помощника. Студент-первокурсник нуждается в адаптирующих предметах, которые заложат основу знаний и послужат опорой для дальнейшего развития его как специалиста. Задача первого этапа — в процессе знакомства с выбранной профессией выработать у студента ценностное отношение к профессиональной деятельности, ознакомить с функционалом специалиста и требованием к его профессиональным и личностным качествам, сформировать представление о профессиональной культуре, нормах, ценностях, традициях, правилах. На первом этапе важно сформировать мотивацию на освоение ПК.

Организационно-прогностический этап активно включает студентов в работу на лекционных и практических занятиях, а также во внеаудиторную работу, где будущие специалисты участвуют в профессиональных конкурсах (выполняют конкурсные задания самостоятельно и в группах), помогают в работе над проектами и проявляют собственную инициативу и активность в саморазвитии. Результатом второго этапа является углубленное изучение специальных дисциплин, развитие профессиональной мотивации. На втором этапе студенты помогают в работе с рекламными и PR-проектами, проявляют собственную инициативу и активность в творческих лабораториях, а также повышают свою квалификацию, посещая тренинги и мастер-классы. Ведущей учебно-познавательной деятельностью является профессионально-формиру-ющая, а студенты обретают уже несколько больший опыт профессиональной деятельности и имеют базовые знания для развития профессиональной культуры.

Процессуально-стимулирующий этап ставит целью собственно формирование ПК, системное овладение знаниями, умениями, навыками, освоение норм, образцов ПК, анализ собственной шкалы ценностей, проектирование модели выпускника в соответствии с требованиями и нормами ПК будущего бакалавра в области РиСО.

Интеграционно-корректирующий этап предполагает интеграцию всех полученных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность, их корректировку по необходимости, самостоятельное творческое осуществление действий, составляющих основу ПК. Четвертый этап помогает «отладить и отшлифовать» полученные фундаментальные и специальные знания, приобрести умения. Происходит постепенное включение студентов в будущую профессиональную деятельность и поэтапная отработка профессиональных и культурологических знаний, умений и навыков. Формируется профессиональная культура.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Структура профессиональной культуры бакалавра РнСО

ы |, Социальный заказ >—► ! Цель: формирование профессиональной культуры бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»

*

: Задачи

Формирование когнитивного, коммуникативного, тетшогичвского и личностно-творческого КОМПОНЕНТОВ ПК

Методологическая основа: комплексный, куттуролвгиткский, этиологический, профессиотогичЕскнй подноды.

Принципы: культурюсообразности, гуманизации, диалогичности, системности

Структура профессиональной культуры бакалавра РнСО

: К О ГНИТИБ ньш К оммуникатЕшный Т е ХНОЛО ГИЧ6 с кии Л ИЧНО С ТЕЮ - ТБО р Чё С КИН

\ компонент компонент компонент КОМПОНЕНТ

Содержание: программы системы высшего образования (авторские, адаптированные); дидактическое и методическое обеспЕчение образовательного процесса (традищшнное, инновационное); спецкурс «Профессиональнаякультура»

Комплекс педагогических условии

Создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизнроЕаннЕЙ ш основным параметрам ПК

Разработка и реализация спецкурса «Профессиональная культура»

Профессионализация учебного процесса и внеаудиторной деятельности

Методы Формы Технологии

АЕТИЕНОе обу^ЕШЕ, ЕКГГЕОЧёНИВ Е р аз личные е иды де яте ЛЬ НО с ТК, проектное обучение, Сазе-31ш1у, рефпЕИСИЕНЫе, игровые, когаяуникатнЕного обучения, создание ситуации успеха Д не кус с ни, пр ое гаиро е анив И Пр й 3 й нтацил ТЕ ор т£ скин работ, коллективные творческие днла, ролевые игры, мастер-классы, создание портфолио Проективные, ТрйКЕШГОЕЫй, ннф О р М-ЕЧЦЮННЫй, дкало г ичй г кие, рефлексивные

*

Функции ПК

Лг' ^ * ♦

Аналитик о- | Органшацнонно- : Коыиуннкатнвно- | Консультацнонно-

! про гностическая ! управленческая | креати1:ная | метнднческая

♦ *

Критерии н показатели

о ценностный (направленность на формирование ПК, направленность на создание условий); о когнитивный (знание норм, правил, образцов ПК, освоение умений); о деятельностный (умение и владение знаниями, умениями, навыками профессиональной культуры);

о личностный (ответственность, креативность, рефлексивность, толерантность).

*

Уровни развитии профессиональной культуры

! Адаптивный (низкий) Репродуктивный (средний) Креативный (высокий)

Результат: сформированная профессиональная культура бакалавра РиСО

Схема модели формирования профессиональной культуры бакалавра по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»

Оценочный блок представлен критериями, показателями, уровнями сформированности ПК. Для того чтобы получить практическую возможность оценить, насколько достигнута цель, мы поставили задачу разработать уровни сформированной ПК. Уровни различаются между собой по критериям. На каждом уровне эти критерии приобретают конкретное наполнение и становятся показателями данного уровня.

Обобщение материала позволили нам описать три уровня сформированности профессиональной культуры.

Адаптивный (низкий) уровень характеризуется неустойчивым отношением к профессиональной культуре: система знаний и готовность к их использованию отсутствует; творчество практически не проявляется.

Репродуктивный (средний) уровень отличается проявлением тенденции к устойчивому ценностному отношению к профессиональной культуре: проявляется стремление к установлению субъект-субъект-ных отношений, отмечается более высокий индекс удовлетворенности профессиональной деятельностью, творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в нестандартных ситуациях.

Креативный (высокий) уровень отличается высокой степенью результативности профессиональной деятельности, мобильностью культурологических знаний. Проявляются творческая активность, интуиция, импровизация, воображение, высокий уровень творческой деятельности.

Как известно, результат может отличаться от уровня сформированности ПК. Выяснить степень соответствия нам позволили теоретически разработанные критерии и их показатели, которые обладают качественно-количественной определенностью эталона и с которыми сравниваются достигнутые результаты.

Предложены следующие критерии и показатели: ценностный (направленность на формирование ПК, направленность на создание условий), когнитивный (знание норм, правил, образцов ПК, освоение умений), деятельностный (умение и владение знаниями, умениями, навыками профессиональной культуры), личностный (ответственность, креативность, рефлексивность, толерантность).

Резюмируя сказанное, отметим, что разработанная модель обладает такими признаками системы, как целостность, взаимосвязь между элементами, характерные функции. Спроектированная модель будет апробирована в процессе опытно-экспериментальной работы.

Библиографический список

1. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования про- высшей школы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве-

фессионально-педагогической культуры преподавателя дений. — М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.