Научная статья на тему 'Педагогические детерминанты формирования профессионально-этической культуры будущих работников прокуратуры'

Педагогические детерминанты формирования профессионально-этической культуры будущих работников прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОКУРОРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROSECUTOR’S PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONAL ETHICAL CULTURE / BEHAVIORAL ETHICS / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорелова Татьяна Феодосьевна

Рассматривается содержание основных педагогических факторов, обусловливающих развитие профессионально-этической культуры будущих прокурорских работников в процессе вузовской подготовки. Автором представлен фрагмент научного исследования, посвященный проблеме определения содержательных характеристик, педагогических условий и методов целенаправленного формирования профессионально-этических качеств у будущих прокуроров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic Determinants of Would-Be Prosecutors’ Professional Ethical Culture Formation

The article covers major pedagogic factors determining development of the would-be prosecutors’ professional ethical culture during the process of their training in a higher education institution. The author presents a fragment of a scientific research on the problem of identifying content characteristics, pedagogical conditions and methods of purposeful formation of the would-be prosecutors’ professional ethical qualities.

Текст научной работы на тему «Педагогические детерминанты формирования профессионально-этической культуры будущих работников прокуратуры»

Погорелова Т. Ф. Педагогические детерминанты формирования профессионально-этической культуры будущих работников прокуратуры / Т. Ф. Погорелова // Научный диалог. -2013. - № 8 (20) : Педагогика. - С. 87-95.

УДК 347.962.215+37.034+ 371.15+174:343.13

Педагогические детерминанты формирования профессиональноэтической культуры будущих работников прокуратуры

Т. Ф. Погорелова

Рассматривается содержание основных педагогических факторов, обусловливающих развитие профессиональноэтической культуры будущих прокурорских работников в процессе вузовской подготовки. Автором представлен фрагмент научного исследования, посвященный проблеме определения содержательных характеристик, педагогических условий и методов целенаправленного формирования профессионально-этических качеств у будущих прокуроров.

Ключевые слова: профессионально-этическая культура; этика поведения; профессиональные качества прокурора; профессиональная идентификация; профессиональное становление.

Проблема кадрового обеспечения органов прокуратуры высококвалифицированными специалистами является актуальной в силу сложности и ответственности профессиональных задач, возложенных на прокурорских работников Конституцией, Законом о прокуратуре и требующих не только совершенного владения специальными юридическими знаниями, умениями и навыками, но и в должной мере высокого уровня культурной и морально-этической подготовки.

Такой подход обусловлен психологическими особенностями деятельности прокурора, а именно: четкой правовой регламентацией его труда; властным характером его полномочий; большими психи-

ческими нагрузками, связанными с урегулированием конфликтных ситуаций; значительным количеством контактов с представителями различных слоев населения, субъектами хозяйствования, представителями органов государственной власти и местного самоуправления; ненормированным рабочим днем; дефицитом времени для оперативного решения сложных и нестандартных профессиональных задач; процессуальной самостоятельностью и высоким уровнем ответственности за свои действия и решения.

Некоторые особенности профессиональной деятельности работника прокуратуры, например, такие, как властный характер полномочий и процессуальная самостоятельность в принятии решений, формируют систему рисков, которые могут негативно повлиять на морально неподготовленную и профессионально незрелую личность.

В действующей практике кадровых подразделений органов прокуратуры недостаточное внимание уделяется изучению личностного фактора, формированию этических навыков профессионального общения. При продвижении по карьерной лестнице в первую очередь учитываются такие факторы, как выслуга лет, дисциплинарные требования, формальные взаимоотношения в служебной иерархии, статистические показатели выполнения служебных задач.

Однако бесспорным является тот факт, что чем выше уровень нравственной культуры работника прокуратуры, тем более эффективно он выполняет служебные обязанности и тем ответственнее относится к процессу и результатам своей профессиональной деятельности.

Развитое нравственное мышление, самоуважение и уважение к другим, доброжелательность, ответственность, самодисциплина, соблюдение в своем поведении норм этикета и другие составляющие профессионально-этической культуры характеризуют моральную зрелость работника прокуратуры.

Ключевая роль в профессиональном становлении личности прокурорского работника принадлежит периоду обучения в высшем юридическом учебном заведении, во время которого начинается активное формирование правового сознания, профессиональной культуры, морально-этической компетентности будущего прокурорского работника и закладываются основы его эффективной деятельности в будущем.

Проблемы совершенствования профессиональной подготовки и воспитания будущих работников правоохранительных органов и прокуратуры рассматривались в статьях таких ученых, как

A. И. Алексеев, А. Н. Бандурка, М. М. Бурбыка, А. А. Деркач, В. В. До-лежан, В. В. Леоненко, В. В. Остапчук, В П. Сальников, Г. П. Середа,

B. В. Сухонос, Г Х. Яворская и др.

К сожалению, современные высшие юридические учебные заведения, которые готовят прокуроров на уровне бакалавра, специалиста и магистра, не уделяют должного внимания вопросам профессионального становления будущего специалиста, не имеют четкой модели его развития, недостаточно работают над совершенствованием воспитательных программ. Целью статьи является определение основных педагогических факторов развития профессионально-этической культуры будущего работника прокуратуры.

В среде специалистов любой профессиональной области формируются нормы, требования, правила в отношении представителей данной профессии, складываются требования к знаниям, умениям, навыкам, личностным качествам, отношение к предмету профессиональной деятельности, что накладывает отпечаток на уровень профессиональной культуры, или степень овладения этими нормами.

Профессиональная культура - это интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций -конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности [ПСК, 2005, с. 57].

Составной частью профессиональной культуры является профессионально-этическая культура, которая отображает моральную составляющую системы профессиональных ценностей и личностных качеств профессионала. Условием успешной реализации профессионально-этической культуры является владение технологией этики профессионального поведения и общения.

Исследование по совершенствованию качества подготовки кадров для органов прокуратуры, которое в течение нескольких лет проводилось на базе магистратуры Национальной академии прокурату-

ры Украины, подтвердило необходимость обновления подхода к системе профессионально-этического подготовки будущего прокурора.

С целью определения основных принципов и методов формирования профессионально-этической культуры будущих прокурорских работников было проведено анкетирование заместителей прокуроров областей, руководителей городских и районных прокуратур (всего 104 человека).

На основе полученных данных было выявлено мнение респондентов об уровне профессионально-этической культуры молодых специалистов органов прокуратуры, определен перечень наиболее важных профессионально-этических качеств, обозначены составляющие понятия «профессиональная культура прокурорского работника», а также приоритетные факторы в формировании профессионально-этической культуры будущих прокуроров.

По результатам опроса, 63 % респондентов считают уровень профессионально-этической культуры молодых специалистов органов прокуратуры недостаточным.

Что касается основных составляющих понятия профессиональной культуры работника прокуратуры, то они распределились следующим образом согласно рейтингу:

1) соблюдение в различных профессиональных ситуациях норм профессиональной этики - 62 %;

2) осознание того, что человек является высшей ценностью профессии прокурора - 44 %;

3) вежливое, доброжелательное, толерантное отношение к коллегам - 32 %;

4) стремление в совершенстве овладеть наукой и искусством профессии - 24 %.

Следовательно, опытные прокурорские работники поставили на первое место такие профессионально-культурные ценности, как умение соблюдать в любых ситуациях нормы профессиональной этики и осознание человека как высшей ценности прокурорской профессии, что свидетельствует сбалансированности социальных и профессиональных ценностей в сознании профессионалов.

Рейтинг наиболее значимых профессионально-этических качеств прокурора, по мнению респондентов, выглядит следующим образом:

1) ответственность;

2) такт;

3) умение предупреждать и устранять конфликтные ситуации;

4) эмоциональная устойчивость;

5) речевая культура (умение ясно, четко, логично излагать свои мысли);

6) толерантность;

7) вежливость;

8) умение эффективно решать сложные этические проблемы;

9) аккуратность;

10) взаимопомощь в рабочем коллективе;

11) доброжелательность;

12) внимательность.

Приоритетными факторами в формировании профессиональноэтической культуры были названы:

1) позитивный пример личности профессионала - 67 %;

2) благоприятный морально-психологический климат на рабочем месте - 55 %;

3) семья - 37 %;

4) культурно-воспитательная работа руководства прокуратур - 35 %;

5) профессионально-этическая подготовка в высшем учебном заведении - 25 %.

В качестве наиболее эффективных способов повышения профессионально-этической культуры прокурорских работников были названы следующие:

- моральное и материальное стимулирование соблюдения прокурорами этических норм поведения со стороны руководства;

- учет уровня развития соответствующих профессионально-этических качеств прокурора при проведении профессиональной аттестации и назначении на вышестоящие должности;

- личный пример руководства и опытных работников прокуратуры по соблюдению норм прокурорской этики и профессионального этикета;

- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и поддержка его ориентированности на моральные ценности;

- проведение входного и текущего психологического тестирования стажеров и молодых специалистов органов прокуратуры для диагностики уровня сформированности соответствующих этических навыков, а также осуществление контроля наличия положительной динамики в этом процессе;

- создание на местах комиссий по профессиональной этике поведения работников прокуратуры с соответствующими полномочиями, в состав которых войдут наиболее уважаемые работники прокуратуры с безупречной моральной репутацией;

- разработка критериев оценки уровня этической компетенции прокурорских работников.

Проведенное исследование позволило определить основные детерминанты (факторы, условия) формирования профессиональноэтической культуры будущих прокурорских работников: профессионально-аксиологическая направленность, гуманистическая обусловленность, культурно-воспитательный характер, теоретико-практическая сбалансированность, системность, последовательность, преемственность, непрерывность.

Принцип профессионально-аксиологической направленности предполагает необходимость развития положительного отношения к профессии прокурора путем поэтапного формирования системы профессиональных ценностных ориентаций, культивирования нравственно-эстетического отношения к профессии, стимулирования необходимости профессионального совершенствования с целью овладения искусством выбранной профессии.

Гуманистическая обусловленность касается создания как в вузе, так и на рабочем месте молодого специалиста психологически благоприятной атмосферы, главными элементами которой на всех уровнях взаимоотношений между субъектами и объектами учебной и трудовой деятельности должны быть культура общения и способность реализовывать принципы не авторитарной, а гуманистической этики, основой которой являются взаимоуважение и взаимопомощь.

Культурно-воспитательный аспект организации учебной и трудовой деятельности связан, прежде всего, с воплощением в практику служебного поведения и общения прокурорских работников профессионально-этических принципов и норм.

Принцип теоретико-практической сбалансированности требует гибкого подхода к программам как базовой профессионально-этической подготовки, так и переподготовки работников прокуратуры. Наряду с традиционными следует использовать более современные, эффективные формы и методы обучения, связанные с актуальными вопросами прокурорской деятельности, обеспечивать интерактивность лекций, семинаров и круглых столов, проводить тренинги, практикумы, дистанционное обучение по индивидуальным планам.

Фактор системности развития личности прокурорского работника свидетельствует о том, что это комплексное явление, элементы которого (цель, задачи, содержание, формы и методы) взаимосвязаны, детерминируется спецификой профессиональной деятельности, имеет в своей основе профессиональную модель специалиста и регулируется программными положениями.

Последовательность становления специалиста в области прокурорской деятельности предполагает необходимость постепенного профессионального развития его личности в зависимости от этапа подготовки: базового, прохождения стажировки, начала самостоятельной трудовой деятельности. Преемственность профессионально-нравственного развития личности прокурора требует такого подхода к организации учебно-воспитательного процесса вуза, чтобы каждый следующий этап становления специалиста был логическим продолжением предыдущей стадии его личностного развития.

Непрерывность предполагает достижение специалистом такого уровня профессиональной идентификации, когда выполнение норм профессиональной этики становится его внутренней характеристикой и даже потребностью, которая стимулирует процесс профессионального саморазвития в рамках системы непрерывного профессионального образования.

Все вышеназванные детерминанты тесно связаны между собой и могут рассматриваться как фундаментальные принципы, необходимые для моделирования результатов и создания программ эффективной профессиональной подготовки будущих работников прокуратуры.

Первоочередным этапом организации работы с кадрами прокуратуры является определение рациональной структуры управления

и наиболее оптимального использования кадрового потенциала. Систематический анализ кадрового состава по профессиональным и морально-этическим признакам, а также по результатам дисциплинарной и аттестационной практики позволит своевременно вносить коррективы в работу с кадрами в органах прокуратуры.

Литература

1. Бодалев А. А. Психология общения : избр. психол. труды / А. А. Бодалев ; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 256 с.

2. Виноградов В. Л. Профессиональная подготовка будущего специалиста как человека культуры / В. Л. Виноградов, А. И. Синюк // Концептуальные основы подготовки будущего специалиста как человека культуры : сборник статей / под общ. ред. А. И. Синюка. - Елабуга : Муниципальное учреждение «Управление образования Елабужского муниципального района», 2006. - С. 3-9.

3. Кобликов А. С. Юридическая этика : учебник для вузов / А. С. Ко-бликов. - Москва : Норма, 2004. - 176 с.

4. Кони А. Ф. Уголовный процесс : нравственные начала / А. Ф. Кони. -Изд. 2-е, испр. - Москва : Современный гуманитарный университет, 2006. -150 с.

5. ПСК - Понятийный словарь по культурологии. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2005. - 94 с.

6. Соколова Е. Н. Психологические проблемы формирования профессиональной культуры будущих юристов в контексте повышения ее качества / Е. Н. Соколова, Н. В. Лукьяненко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - № 11. - С. 74-78.

© Погорелова Т. Ф., 2013

Pedagogic Determinants of Would-Be Prosecutors'

Professional Ethical Culture Formation

T. Pogorelova

The article covers major pedagogic factors determining

development of the would-be prosecutors' professional ethical

culture during the process of their training in a higher education institution. The author presents a fragment of a scientific research on the problem of identifying content characteristics, pedagogical conditions and methods of purposeful formation of the would-be prosecutors' professional ethical qualities.

Key words: professional ethical culture; behavioral ethics; prosecutor's professional qualities; professional identity; professional formation.

Погорелова Татьяна Феодосьевна, доцент кафедры административного и финансового права, Национальная академия прокуратуры Украины (Киев), tatianaeng@ukr.net.

Pogorelova, T., associate professor, Department of Administrative and Financial Law, National Prosecution Academy of Ukraine (Kyiv), tatianaeng@ ukr.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.