Научная статья на тему 'Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности" для учащихся историко-краеведческой секции НОУ лицея'

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности" для учащихся историко-краеведческой секции НОУ лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Дарима Анатольевна

Статья содержит программу курса, призванного обучить учащихся историко-краеведческой секции НОУ лицея основам исследовательской деятельности. В пояснительной записке изложены цель и задачи курса, ожидаемые результаты программы. В статье приведено учебно-тематическое планирование, содержание курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности" для учащихся историко-краеведческой секции НОУ лицея»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» для учащихся историко-краеведческой секции НОУ лицея

Доржиева Д. А.

Доржиева Дарима Анатольевна /ОоюЫувуа Вапта ЛпаОуеупа - кандидат исторических

наук,

учитель истории и обществознания, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1, г. Улан-Удэ

Аннотация: статья содержит программу курса, призванного обучить учащихся историко-краеведческой секции НОУ лицея основам исследовательской деятельности. В пояснительной записке изложены цель и задачи курса, ожидаемые результаты программы. В статье приведено учебно-тематическое планирование, содержание курса.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, методы научного исследования, исторические источники, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования.

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования стратегической целью современной школы является развитие творческих способностей детей, их самостоятельности, инициативы в деятельности, познании окружающего мира, стремления к самореализации и самоопределению. Одним из эффективных средств развития познавательной активности учащихся является организация учебно -исследовательской деятельности. Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [1, с. 83].

Исследовательская деятельность учащихся на современном этапе является составной частью образовательного процесса. Она предусматривает решение следующих задач: развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков, формирование аналитического и критического мышления, выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала, воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности, помощь в профессиональной ориентации, самоутверждение ребенка благодаря достижению поставленной цели [2, с. 22].

Содержание элективного курса нацелено на приобщение и обучение учащихся творческой учебно-исследовательской деятельности: ознакомление обучающихся с теоретическими основами исследовательской деятельности, процессом работы над рефератом, исследовательской работой, проектом, с техникой публичного выступления, работе с историческими источниками, каталогами, принципами составления библиографии. Программа рассчитана на 34 ч. Курс имеет практико-ориентированную направленность, формы занятий разнообразны: лекции, семинары, практикумы, мастерские, тренинги, экскурсии и др. Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися своего научного исследования, продукта деятельности на основе

мысленного или практического преобразования существующего знания, защита работы на научно-практической конференции.

Цель курса: создание условий для развития творческой активности учащихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей посредством вовлечения их в научно-исследовательскую деятельность.

Задачи курса:

• познакомить учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности;

• научить методологии самостоятельного научного исследования;

• сформировать умения и навыки исследовательского труда;

• научить учащихся работать с различными источниками информации;

• воспитание гражданской идентичности, патриотизма, интереса к истории России и малой родины;

• отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;

• организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

Ожидаемые результаты программы:

Компетенции учащихся: выбирать собственную траекторию образования, решать учебные и самообразовательные проблемы, связывать воедино и использовать отдельные фрагменты знания, извлекать пользу из образовательного опыта [3, с. 100].

Знания:

• понятийный аппарат для ведения научной работы;

• специфику и виды исследовательских работ;

• методы и принципы научного исследования;

• требования к написанию и оформлению научного исследования;

Умения:

• работать с разными источниками информации, анализировать их;

• определять объект и предмет, методы исследования;

• применять различные методы познания для проведения учебного исследования;

• определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать выводы;

• выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы;

• правильно оформлять цитаты, сноски, список литературы;

Таблица 1. Учебно-тематический план

№ Тема. Основное содержание Кол-во часов Форма занятия

1 Научное знание как система, его особенности и структура. Специфика понятийного аппарата науки. 2 Лекция. Ознакомление с понятийным аппаратом для ведения исследования.

2 Структура научного исследования. Актуальность и практическая значимость работы, постановка проблемы, цель и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет исследования. 2 Лекция. Практикум. Анализ готовых исследовательских работ, рефератов, проектов.

3 Специфика и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект, рецензия, аннотация, отзыв. Как написать и оформить реферат, 4 Мастерская (групповая работа): «Составить аннотацию статьи, написать отзыв на реферат, статью», «Подготовить

доклад, статью. Этапы работы, требования к оформлению, критерии оценки. конспект статьи», «Написать рецензию на творческую работу», «Подготовить доклад на тему».

4 Методы научного исследования: классификация методов, методы эмпирического исследования, методы теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования. 2 Лекция. Практикум

5 Классификация исторических источников. Поиск источников в сети Интернет. Музейные экспонаты как важные исторические источники. 4 Лекция. Экскурсия в музей, выполнение проектных заданий с использованием музейных экспонатов.

6 Обзор письменных источников. Принципы и приемы работы с каталогом. Правила оформления библиографических ссылок. 4 Экскурсия в библиотеку. Практическое занятие: «Правила работы в библиографическом отделе, работа с каталогом, составление библиографического списка литературы».

7 Выбор темы своего исследования, обоснование ее актуальности, постановка цели и задач, определение предмета и объекта, постановка гипотезы работы. Требования к оформлению исследовательской работы. Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. 6 Практикум: «подготовить структуру своего исследования».

8 Стендовая защита исследовательской работы на конференцию. 4 Практикум: «Подготовить стендовый доклад».

9 Публичное выступление. Планирование выступления. Правила оформления компьютерной презентации. Психологические аспекты публичного выступления. 4 Психологический тренинг: «Как добиться успеха» (морально-психологический настрой, требования к подаче материала, логика выступления, культура изложения материала, владение аудиторией)

10 Защита своего исследования. Подготовка к участию в научно-практической конференции. 2 Зачет, рекомендации.

Содержание курса:

Тема 1. Научное знание как система, его особенности и структура. Специфика понятийного аппарата науки (2ч.)

Науки (точные, гуманитарные, естественные, междисциплинарные). Понятийный аппарат науки (исследование, наука, объект, предмет исследования, проблема, проект, цель, задачи исследования, гипотеза, реферат).

Тема 2. Структура научного исследования (2 ч.)

Актуальность и практическая значимость работы, постановка проблемы, цель и задачи исследования, гипотеза, объект и предмет исследования. Выбор темы исследования, формулирование цели и задач, определение объекта и предмета исследования.

Тема 3. Специфика и виды научной работы (4 ч.)

Доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект, рецензия, аннотация, отзыв, их характеристика. Различия между рефератом, проектом, исследованием. Алгоритм работы над рефератом, проектом, исследованием. Как написать рецензию, аннотацию, отзыв.

Тема 4. Методы научного исследования и их классификация (2 ч.)

• Понятие «метод». Классификация методов:

• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперимент, измерение).

• теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, моделирование).

• специальные методы (картографический, исторический и др.).

Тема 5. Обзор исторических источников (4 ч.)

Понятие «исторический источник». Виды исторических источников (вещественные, письменные, этнографические, устные, лингвистические, фото-кинодокументы, звуковые и др.). Основы источниковедческого анализа. Музейные экспонаты как важные исторические источники. Групповые и индивидуальные исследовательские задачи с фиксацией результатов в виде отчетных творческих работ.

Тема 6. Письменные источники (4 ч.)

• Методы поиска и ознакомления с источниками информации. Поисковые системы. Правила с библиотечным каталогом. Правила использования цитат. Правила оформления списка литературы.

Тема 7. Выбор темы исследования и оформление работы (6 ч.)

• Выбор темы своего исследования, обоснование ее актуальности, постановка цели и задач, определение предмета и объекта, постановка гипотезы работы. Составление плана работы, оформление основных структурных элементов исследовательской работы (введение, основная часть, заключение, литература, рецензия). Формы представления работы (статья, тезисы, доклад, реферат, проект и др.)

Тема 8. Стендовая защита исследовательской работы (4 ч.)

• Требования к стендовым докладам (внешний вид и размеры, наглядность, соотношение иллюстративного и текстового материала, информативность), структура стенда (цель и задачи работы, методы исследования, объект и предмет исследования, основные результаты, список использованных источников), требования к стендовой сессии.

Тема 9. Публичное выступление (4 ч.)

• Планирование выступления. Правила оформления компьютерной презентации. Подготовка компьютерной презентации. Логика построения выступления. Психологические аспекты публичного выступления.

Тема 10. Защита исследовательской работы (2 ч.)

• Выступление на лицейской проектной неделе.

• Подготовка к участию на городских, региональных и всероссийских конференциях и конкурсах исследовательских работ.

Литература

1. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2003. № 4.

2. Верховцева Л. В. Основы эффективности исследовательской деятельности в школе // Исследователь. 2014. № 1-2. С. 22-25.

3. Зубова С. С. Дополнительная общеобразовательная программа «Научный ландшафт» // Исследователь, 2012. № 1-2. С. 91-103.

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников как педагогическая проблема Костаева Т. В.1, Костаева Ю. С.2

1Костаева Татьяна Васильевна / Ко$1авуа Tatyana УазПеша - кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой;

2Костаева Юлия Сергеевна / Kostaeva Julija Sergeevna - методист, кафедра математического образования, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы теоретического осмысления процесса формирования устойчивого учебно-познавательного интереса школьников как педагогической проблемы. Определены основные группы условий (предметно-научные, организационно-деятельностные, ориентационно-личностные), а также этапы формирования (информационно-познавательный, деятельностно-практический, результативно-преобразовательный) такого интереса в образовательном процессе.

Ключевые слова: учебно-познавательный интерес, устойчивый учебно-познавательный интерес, формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников.

Первые попытки изучить познавательный интерес и использовать его в процессе учения относятся к раннему периоду развития древнегреческой философии. Педагогическая наука этого периода сводилась в основном к разработке способов адаптации человека к учению, заучиванию и умению воспроизвести выученный материал.

В дальнейшем, с появлением более демократичных методик, а также использования поощрений, всё чаще вставал вопрос о том, что обучение должно быть интересным. Так, великий русский педагог К.Д. Ушинский считал учение серьёзным трудом, который необходимо облегчить, вызвав заинтересованность изучаемым материалом. Он писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению [7].

Интегрируя различные взгляды на процесс формирования учебно-познавательного интереса в обучении, ученые-педагоги определяют его как сложнейший, многовариативный процесс, опосредующий внешние воздействия через внутренние условия личности школьника. То есть, процесс формирования учебно-познавательного интереса детерминирован не только социальным окружением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.