И. А. Петрова
(Москва)
Формирование учебно-познавательной компетенции
учащихся в предпрофильном обучении
В статье представлена и теоретически обоснована технология формирования учебно-познавательной компетенции учащихся предпрофильных классов на занятиях элективных курсов, посредством которой учащиеся овладеют набором значимых личностных качеств, приобретают метапредметныеумения в процессе создания образовательных продуктов.
Стремительная информатизация общества, появление и широкое распространение электронных образовательных ресурсов дают возможность проектирования педагогических технологий, решающих актуальную задачу современного образования: формирование гармоничной личности учащегося, компетентного во всех сферах общественной жизни. Результат образования рассматривается через новые «единицы» - «компетенция» и «компетентность».
Формирование компетенций учащихся является инновационным процессом, в котором комплексная деятельность ориентируется на создание технологий, которые удовлетворяют социальные потребности общества и индивидуальные образовательные запросы учащихся.
Учебно-познавательная компетенция, как одна из ключевых, позволяет учащемуся овладеть навыками познавательной деятельности - «научиться учиться» и применить эти знания на практике. По мнению А. В. Хуторского, «учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, также овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем» [5, с. 135].
Учебно-познавательная компетенция - ин-
тегративное качество личности, создающее функционально-поисковый алгоритм реализации познавательных потребностей учащегося в ходе мотивированной познавательной деятельности, направленный на приращение знаний и умений в практической деятельности для самосовершенствования и самореализации личности.
Технология формирования учебно-познавательной компетенции учащихся представляет собой личностно-деятельност-ную технологию с элементами эвристического обучения. Она не отрицает необходимости «передачи» и «закрепления» знаний, а позволяет использовать их в качестве базы развития личностных характеристик учащихся и метапредметных умений при создании образовательного продукта. Рассмотрим ключевые моменты представленной технологии, отраженные в содержании учебной программы, формах, методах и средствах организации занятий элективного курса «Введение в науку».
В основе содержания учебной программы, представляющей ряд модулей, лежит принцип интегративности, учитывающий:
- перенос законов из одной области знания в другие, эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и познавательных средств одних областей науки другими;
- формирование комплексных междисциплинарных проблем, усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук.
Образовательный модуль элективного курса - это функциональный компонент технологии, в котором объединены: содержание знаний и технология овладения ими. Программа курса включает несколько модулей,
которые представляют логически завершенную часть содержания образования, познавательные и профильные аспекты, усвоение которых соответствует развитию метапредмет-ных умений.
Целевые ориентации технологии:
- способствовать развитию личностных качеств ребенка для его успешной самореализации при выборе профиля обучения;
- формировать учебно-познавательную компетенцию, как фактор развития потенциальных возможностей ученика.
Концептуальная основа технологии представлена научной базой, психолого-педагогическими идеями, отраженными системным, личностно-деятельностным и компетентно-стным подходами; содержательную часть технологии составляют педагогические условия (организационные, относящиеся к содержанию образования, отражающие характер педагогических взаимодействий]; процессуальная часть представлена системой технологических звеньев: цель, этапы организации, методы и формы организации педагогического взаимодействия, деятельность педагога по управлению процессом формирования учебно-познавательной компетенции, диагностика результативности процесса.
Рассмотрим этапы организации технологического процесса. Целью мотивационно-организационного этапа является создание условий, обеспечивающих осознанное включение учащихся в предпрофильную подготовку на занятиях элективного курса, развитие их личностного целеполагания. Задачи данного этапа: создание предпрофильной образовательной среды, которая обладает механизмами внутренней самоорганизации и учитывает субъект-субъектный характер педагогических взаимодействий, моделирование познавательной деятельности учащихся на основе развития личностного целеполагания, прогнозирование результатов.
Второй этап технологии - деятельно-стный. На этом этапе происходит овладение учащимися набором знаний, развитие мета-предметных умений, создание образовательных продуктов, то есть собственно учебно-познавательная деятельность. Задачи этапа - овладение учащимися метапредметными умениями, формирование ценностных ориен-таций, связанных с выбором профиля обучения, на основе включения учащихся в эвристические виды деятельности при создании образовательных продуктов.
Деятельностный этап технологии направлен на решение учебных задач. Это предполагает приобретение учащимися знаний, развитие творческого мышления, поисково-исследовательских умений. Наиболее оптимальной деятельностью является эвристическая, которая позволяет осуществлять всесторонний анализ явлений, самостоятельный поиск путей и способов реализации личностных задач. Интерактивная форма организации познавательной деятельности предполагает использование компьютерных обучающих программ. Это позволяет ученику создавать свой образовательный продукт на высоком качественном уровне. Метод проектов, как форма организации деятельности, помогает строить работу на активной основе, через целенаправленное исследование, детальную разработку проблемы, выраженной в практическом результате.
Результативно-оценочный этап технологического процесса характеризуется диагностикой уровней учебно-познавательной компетенции учащихся и результатов их познавательной деятельности.
Проверка качества образовательных продуктов, полученных на занятиях элективных курсов, производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка, взаимооценка учащимися выполняемых заданий;
публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых];
текущая диагностика и итоговая оценка учителя.
Установлено, что эффективность формирования учебно-познавательной компетенции зависит от сочетания типов обучения, базовой технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных программ. Вариативность конструируемых занятий достигается с помощью технологической карты. Карта конструирования занятий элективного курса, содержит компоненты целеполагания и технологичности (табл. 1, с. 195-196].
На занятиях элективного курса источником развития познавательного интереса учащихся является процесс активного производства образовательных продуктов, сопровождающийся приращением новых качественных характеристик личности. Возникает необходимость создания эвристической образо-
Таблица 1
Технологическая карта системы занятий элективного курса
Целевой блок Технологический блок
Основная задача Тип занятия Форма организации Методы обучения. Средства обучения Форма контроля
Актуализация знаний. Планирование деятельности. Вводные занятия. Интерактивная лекция Интерактивные методы. Рабочие тетради, раздаточный материал в виде блока-конспекта занятия. Ответы на вопросы.
Овладение знаниями, отраженными в программе курса. Формирование новых знаний. Урок- исследование, дискуссия Изложение, рассказ, наглядные методы, беседа, обсуждение. Метод эвристического наблюдения. Электронные образовательные ресурсы. Сообщение по теме.
Проблемный семинар Проблемно-поисковые методы. Метод конструирования гипотез, эвристического наблюдения. Раздаточный материал, наглядные пособия, электронные ресурсы. Самостоятельная работа.
Групповые или индивидуальные занятия Метод придумывания. Метод гипотез. Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы) Зачет.
Эвристическая лекция Метод эвристических вопросов. Метод гипотез Электронные образовательные ресурсы, наглядные пособия. Собеседование.
Экскурсия Наглядные методы. Электронные образовательные ресурсы. Сочинение.
Мультимедиа-урок Метод эвристического наблюдения. Электронные образовательные ресурсы. Интерактивные обучающие программы. Презентация.
Достигнуть установочных целей по созданию образовательных Развитие умений и навыков. Семинары: дифференцированный или групповой Индуктивные, дедуктивные. Информационные материалы. Самостоятельная работа.
продуктов. Лабораторный практикум Практические методы. Метод гипотез. Учебные приборы. Наглядные пособия. Демонстрация опыта, модель прибора, зачет.
Взаимообучение Методы рецензий. Блок-схемы заданий. Рецензия.
Таблица 1 (продолжение)
Деловая или ролевая игра Метод смыслового, образного и символического видения, создание игровых ситуаций. Информационные материалы. Призовое место.
Обнаружить изменения в личностных качествах учеников,в образовательной Применение знаний, умений на практике, систематизация, Круглый стол, диспут. Беседа. Метод сравнения. Метод образного видения. Метод исследования. Информационные материалы. Зачет.
продукции. обобщение. Игра, конкурс, викторина; театрализованное занятие Метод смыслового, образного и символического видения, создание игровых ситуаций. Мозговой штурм. Электронные образовательные ресурсы (презентация, слайды). Аудиовизуальные. Призовое место.
Заключительная или обзорная конференция Методы рецензий, методы рефлексии, методы самооценки. Электронные образовательные ресурсы. Доклад, сообщение.
Рефлексия индивидуальных и коллективных результатов (продукты) деятельности. Соотнести поставленные цели с результатами обучения. Контроль. Рефлексия знаний, умений навыков. Урок- анкетирование Метод сравнения. Методы самооценки. Раздаточный материал. Измерение исследуемых параметров
Защита творческих работ, проектов; творческий отчет Дискуссия, метод сравнения, метод рецензирования, итоговая рефлексия. Методы самооценки Электронные образовательные ресурсы. Аудиовизуальные, наглядные. Реферат. Проект, исследовательская работа.
Собеседование Диалог, дискуссия. Анкеты. Зачет.
вательной ситуации, которая отличается креативной спецификой деятельности учащихся. Эвристическая образовательная ситуация допускает открытое, неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможных решений, предполагает развитие мыслительных действий. Технологические этапы эвристической образовательной ситуации, выделенные на основе разработок современных исследователей, представлены в таблице 2.
Конструирование эвристических творческих заданий является важным технологиче-
ским элементом процесса формирования учебно-познавательной компетенции учащихся. Эвристические задания дополняют, актуализируют, мотивируют познавательную деятельность учащихся и учитывают индивидуальные особенности каждого. В таблице 3 представлены типы эвристических заданий, направленных на развитие творческого уровня метапредметных умений.
Развитие познавательного интереса как ведущего познавательного мотива происходит через вариативность и расширение круга деятельности учащихся, содержания про-
Таблица 2
Технологические этапы эвристической ситуации
Элемент ситуации Деятельность учителя Деятельность ученика
Образовательная напряжённость Формулировка проблемы или гипотезы. Рассмотрение возникшей ситуации. Постановка цели деятельности.
Уточнение образовательного объекта Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Выделение личного опыта и целеполагания.
Конкретизация задания Представление учебного задания. Планирование деятельности и интериоризация образовательного объекта.
Решение ситуации Сопровождение процесса создания образовательной продукции. Коррекция. Личное решение эвристической ситуации. Индивидуальная, парная и групповая деятельность учеников.
Демонстрация образовательной продукции Организация обсуждения, дискуссии, спора, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников. Оценивание. Демонстрация образовательных продуктов: стихов, задач, определений,символов,поделок, идей и т.п. Пере формулирование обсуждаемых проблем, рождение новых.
Систематизация полученной продукции Систематизация типов продукции, их представление в качестве коллективного образовательного продукта. Диагностика уровней метапредметных умений и навыков. Оценивание образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чём мой результат, какова его роль и место в общих результатах?)
Работа с культурно- историческими аналогами Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам. Сопоставление разных типов продукции,самоопределение по отношению к результатам.
Рефлексия Организация рефлексии. Обозначение и оценка результатов. Формулирование окончательного решения образовательной ситуации. Индивидуальная рефлексия по осознанию результатов деятельности. Анализ использованных методов познания, способов решения возникших проблем.
Таблица 3
Типы эвристических заданий на занятиях элективного курса
Уровни метапредметных умений Типы эвристических заданий
когнитивный деятельностный творческий
Продуктивный Проследить явление в разных образовательных областях; выяснить понятийные связи, фундаментальных образовательных объектов. Изготовить образовательный продукт - предмет частично-поискового или исследовательского характера. Выдвижение и доказательство собственной гипотезы.
Творческий Вычленить общее и отличное в представленном информационном массиве. Провести занятие группы на основе задания, предложенного учителем. Создать образовательный продукт в виде исследовательской или проектной работы.
грамм курса, форм представления знаний, методов организации занятий. Соответственно, эффективность формирования учебно-познавательной компетенции учащихся зависит от конструктивности всего технологического процесса. Данная технология направлена на
развитие критического и творческого мышления, познавательного интереса на основе ученического целеполагания, метапредмет-ных умений и навыков, являющихся структурными компонентами учебно-познавательной компетенции учащихся.
Литература
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 8-14.
2. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/Д : НМД «Логос», 1999.
3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Приложение к журналу «Директор школы». - 2000. - № 4. - С. 97-127.
4. Полант Е. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 9. - С. 9-17.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе : сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
7. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М., 1998.