Научная статья на тему 'Предпрофильная подготовка: условия формирования творческого опыта'

Предпрофильная подготовка: условия формирования творческого опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ / СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / CREATIVE EXPERIENCE / THE SITUATION OF DEVELOPMENT / EDUCATIONAL RESEARCH METHOD OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Ирина Евгеньевна

Показана система условий формирования творческого опыта старшего подростка в период предпрофилъной подготовки. Предложена модель создания ситуации развития творческого опыта учащихся, реализующая способность занимать исследовательскую позицию в рамках интегрированных элективных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-profiled training: conditions of forming of creative experience

The system of conditions of forming the creative experience of a teenager in the period of pre-profiled training is shown. The model of creating of the situation of the creative student experience development, which realizes the ability to take a research position during the integrative, elective course

Текст научной работы на тему «Предпрофильная подготовка: условия формирования творческого опыта»

И.Е. МАРТЫНОВА (Волгоград)

предирофильнАя подготовка: условия формирования творческого опыта

Показана система условий формирования творческого опыта старшего подростка в период предпрофильной подготовки.

Предложена модель создания ситуации развития творческого опыта учащихся, реализующая способность занимать исследовательскую позицию в рамках интегрированных элективных курсов.

Ключевые слова: творческий опыт, ситуация развития, учебно-исследовательский метод обучения.

Согласно исследованиям, посвященным сущности творческого опыта учащихся на этапе выбора ими профессионального направления, становление творческого опыта - многоаспектный процесс, связанный с усвоением опыта ориентировки в проблемных ситуациях, развитием методологической культуры, накоплением арсенала способов решения задач, расширением сферы положительных впечатлений, связанных с переживанием успеха в коллективной творческой деятельности [1; 4; 6; 7]. исследователями отмечается также влияние среды, ее событийнокоммуникационной структуры на развитие творческого опыта ребенка [2]. опыт инициатив, из которого впоследствии формируются творческие умения, должен обладать, как мы предположили, следующими признаками: 1) контекстуально-

стью - смысл операции зависит от ситуации, переживаемой субъектом; 2) рефлексивностью - стремлением осознать себя в новой деятельно-продуктивной роли; 3) самостоятельностью в принятии решений, умением отказаться от стереотипов; 4) эмоциональной насыщенностью, переживанием радости открытия, успеха, самореализации; 5) отсутствием жесткой детерминации действий, вариативностью подходов к проблеме. Генезис творческого опыта проявляется в постепенной интеграции когнитивного и личностного аспектов познавательной деятельности, а само творчество становится механизмом развития ребенка [8].

Творческий опыт рассматривается нами как интегративное качество личности, выражающее ее способность к выявлению, постановке и решению различных жизненно-практических и познавательных проблем, характеризуется потребностью в познании и творческим отношением к любым жизненным проблемам и ситуациям; системными знаниями в основных образовательных областях; опытом постановки проблем, проектирования и реализации процесса их решения; инициативностью, творческой тревожностью, настойчивостью и непрерывным стремлением к творческой деятельности в избранной сфере.

Проведенное нами исследование было связано с обоснованием возможностей развития творческого опыта старших подростков в процессе изучения интегрированных курсов, включаемых в учебный план предпрофильной подготовки. учащиеся предпрофильных классов были разделены на уровневые группы, различающиеся степенью сформированности ценностно-смыслового отношения к творчеству, предметной подготовкой в базовых учебных областях, широтой и конструктивностью сферы творческого опыта, индивидуальной системой самоорганизации в избранной творческой сфере. в структуре творческого опыта старшего подростка нами были выделены иерархия смыслов, определяющих роль творчества в жизни подростка как инструмента самореализации; методологические знания, обеспечивающие ориентировочную основу творчества; креативность как проявление эвристических механизмов мышления; рефлексия своих возможностей и основанная на этом самоорганизация в творческом процессе. Полнота представленности указанных компонентов в деятельности учащихся обеспечивала эффективность влияния творческой деятельности на развитие когнитивно-операциональных и социально-коммуникативных компетентностей школьников, полноту реализации ими позиции субъекта образовательного процесса, что в целом и составляло основу формирующегося творческого потенциала.

в мониторинге становления творческого опыта подростков мы ориентировались на следующие характеристики творческого опыта:

• принятие старшим подростком творческой деятельности как определенной жизненной позиции, способа отношения

© Мартынова М.Е., 2009

инновации в общем и профессиональном образовании

к любому делу; выбор креативных видов учебной деятельности, предполагающих узнавание нового, овладение эффективными способами решения задач (по изучаемому предмету); проявление настойчивости - от безразличия к процессу и результату работы до увлеченности процессом творческой деятельности (мотивационносмысловой компонент);

• владение ориентировочной основой творчества, включающей систему понятий о методологии изучаемой науки и ее применении на практике; набор опробованных в собственном опыте способов естественнонаучного познания и опыт выполнения деятельности в условиях «некорректно поставленной задачи» (когнитивный компонент);

• стремление к собственному открытию, умение видеть и преодолевать проблему, интерес к ее самостоятельному решению, проявление индивидуальности (креативно-операциональный компонент);

• самоорганизация процесса решения творческих задач - выделение приоритетных целей, концентрация усилий на ключевых направлениях, адекватная самооценка процесса и результата деятельности (рефлексивно-творческий компонент).

уровни сформированности творческого опыта старших подростков определялись с учетом указанных характеристик. К группе с низким уровнем творческого опыта мы отнесли учащихся, для которых творческий процесс сводился к знакомству с интересной информацией и возможности заниматься интересным делом, необходимым в будущей профессии. учащиеся, отнесенные к среднему уровню, стремились к освоению методов познания, прогнозирования, для них значимым было осознание своих новых возможностей. Старшие подростки с высоким уровнем развития творческого опыта стремились к достижению результатов, представляющих их личные притязания на успех и удовлетворенность собственными достижениями: защита творческих продуктов, успехи в конкурсах, олимпиадах. При этом они проявляли уверенность в своих силах, преодолевали смятение в случаях получения непредвиденных результатов, справлялись с напряжением.

Беседы и анкетные опросы учащихся показали, что творческая работа, когда она систематически, с нарастающим напряжением вводится учителем, открывается подростку как определенный образ действий, как отношение к любому делу, противостоящее пассивности, подчиненности обсто-

ятельствам, являющееся подлинно нравственной жизненной позицией. Создание ситуации развития творческого опыта старших подростков предполагало постановку задач, актуализирующих систему познавательных процессов, основанных на собственной инициативе и развивающих умение выходить из различных ситуаций, адекватно оценивать себя и происходящее вокруг.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были опробованы специфические условия, выполнение которых позволяет актуализировать такую ситуацию [3; 9; 11]. Это организация диалога вокруг возникших проблем, в ходе которого подростки проявляли не только свою находчивость, но и смыслы, которые имело для них коллективное творчество; обсуждение пути, которым группа пришла к результату, упорядочение познавательных «событий», промежуточных шагов, что, как мы предполагали, служит в дальнейшем ориентиром для самоорганизации в подобных ситуациях; обсуждение этических норм «вмешательства» человека в природу, поскольку опытная работа была связана с проблемой сохранности природных объектов; актуализация критической рефлексии как основного механизма осмысления учебных достижений и неудач и построения в дальнейшем своего подхода к творческой деятельности; наконец, создание в экспериментальной учебной группе творческой среды с минимальной регламентацией поведения, с реальными образцами креативного мышления и действия.

Разработанная нами модель ситуации развития творческого опыта описывает совокупность содержательно-целевых и процессуальных условий появления у подростков творческого опыта: наличие в содержании обучения предпосылок (задач, эвристических схем, проектов) приобретения учащимися функционального навыка исследования; постоянное упражнение способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе (собственного взгляда, отношения к делу и партнерам) на основе осознания своей способности к «открытиям»; взаимосвязь элективного курса с базовым курсом, что обеспечивает фундаментальность и преемственность подготовки; дозированная помощь учителя в зависимости от уровня актуального развития детей и необходимости поддержания требуемого «уровня напряжения»; опыт переноса и использования

методов разных наук в формировании целостной научной картины мира, основанной на принципах коэволюции Природы и Человека; поддержка ориентации на самостоятельность и инициативу, организованность, творческое отношение к выбору и выполнению исследовательских заданий; актуализация противоречия между потоками информации из различных источников телекоммуникации и использованием научных методов постижения и упорядочения информации; стимулирование рефлексии учения и его смысла.

Процессуальный аспект развития творческого опыта старшего подростка включает несколько взаимосвязанных ситуаций овладения опытом творческой деятельности. Среди них ситуации актуализации внутренней познавательной мотивации; вхождения в проблему, неразрешимую без творческих исследовательских усилий; осознания своих возможностей на основе оценки окружающими их вклада в общее дело.

Выявление характеристик, составляющих творческий потенциал старшего подростка, а также педагогических условий, способствующих его развитию, позволило спроектировать основные этапы этого процесса, которые мы обозначили как мотивационно-целевой (зарождающегося интереса), этап накопления творческого опыта, рефлексивно-творческий.

в качестве ведущего педагогического средства на мотивационно-целевом этапе эксперимента использовалась ситуация объяснения и критического анализа, которая создавалась на материале наблюдения за влиянием гидрохимического режима р. Иловля на видовой состав ихтиофауны. Суть творческой работы состояла в том, чтобы предложить способы рационализации хозяйственной деятельности, привести ее в соответствие с законами экологии. Погружаясь в проблему, учащиеся привлекали при ее обсуждении знания биологии, химии, знакомились с официальными документами и другими источниками информации, обогащали свои представления о правовых и этических нормах, регулирующих поведение человека в природе. Эвристические задания выстраивались таким образом, чтобы осуществлялось постепенное сужение поля анализа от предельно открытого поиска смысловых единиц до узконаправленного — применительно, в нашем случае, к контексту экологической ситуации.

На втором этапе - накопления творческого опыта - создавалась ситуация, объек-

тивно требующая исследования объектов окружающей среды: с помощью гидрохимических исследований необходимо было выявить причины видовой бедности лишайников в отдельных зонах, прилегающих к Дону. Задача требовала получения эмпирических данных и их самостоятельного анализа. Существенной чертой обретения опыта на данном этапе являлось получение знания, которое не могло быть сформулировано без активной преобразующей деятельности мышления. Использование научных понятий и теорий обусловливало целостность восприятия учащимися экологической действительности, выявление законосообразности в, казалось бы, случайных явлениях, осознание моделирующей и идеализирующей функций теоретических понятий. Знание законов природы помогало учащимся осознать законосообразность тех или иных действий человека, выявить факты нарушения экологических норм и, соответственно, возникающие на этой основе проблемы.

На третьем - рефлексивно-творческом -этапе учащиеся должны были ощутить свои творческие возможности. В результате анализа ионного состава осадков учащиеся обнаружили двукратное увеличение концентрации сульфатов в районе спиртзавода, констатировали значительное увеличение содержания катионов железа по сравнению с ПДК в водопроводной воде, придумали специальные фильтры, снижающие содержание железа в воде. Наряду с естественнонаучным в проекте ярко выделился и собственно социальный аспект. учащиеся добились для жителей оплаты водопроводной воды как технической. кроме того, они получили опыт работы с санэпидстанцией и с комитетом по защите прав потребителей. учащиеся из разных уровневых групп являлись инициаторами долговременных социальных проектов: «Школьный двор», «Живи, родник». Учащиеся обрели опыт построения теоретических моделей на основе полученных фактов и использования теоретических знаний в качестве оснований для реализации социально направленных акций.

На начало опытной работы 62% старших подростков были открыты для приобретения творческого опыта, но не использовали имеющиеся возможности. Высоким и средним уровнями сформированно-сти целеполагания обладали 95% учащихся. Реализация цели в деятельности осуществлялась редко (64%), отмечено преоб-

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ладание позиционных мотивов, обусловленных прагматическими потребностями, во всех трех уровневых группах.

На первом этапе оценка эффективности образовательного процесса по формированию творческого опыта старших подростков уточнялась путем выявления процентного соотношения тех или иных мотивов учения. к высокому уровню развития творческого опыта мы отнесли 28% (18%) учащихся с преобладанием учебного мотива, к среднему - 68 % (50%) учеников с преобладанием социального мотива, и к низкому - 4% (32%) с преобладанием позиционного мотива (в скобках указано количество учащихся в контрольной группе).

Динамика развития творческого опыта старших подростков на втором этапе диагностировалась на основании анализа процесса постановки цели и ее принятия, планирования собственной деятельности, ориентированной на конечный результат определенного уровня. В группу с высоким уровнем развития творческого опыта были отнесены 65% (25%) учащихся с доминированием мотивации достижения как мотивации продуктивного характера, со средним - 35% (75%), не выявлено учащихся с мотивацией избегания неудач.

к концу третьего этапа наблюдалась положительная динамика развития творческого опыта старших подростков по всем показателям предложенной выше шкалы. Количество учащихся различных уровней составило: с высоким уровнем развития - 23% (15%), средним - 68 % (51%),с низким уровнем - 9% (34%).

Исследование показало, что творческий опыт старших подростков, приобретенный в процессе изучения предложенного элективного курса, способствует объективной оценке своих способностей к продолжению образования, осознанию выбора профиля, отвечающего индивидуальным особенностям, склонностям и интересам. Рефлексивно осмысленный творческий опыт, будучи личностным свойством, проявляется и в принятии других жизненно важных решений и обусловливает самостоятельное видение проблемных ситуаций, умение различать факты и оценки, видеть их связь с определенной системой ценностей.

Литература

1. Варламова Е.П. Психология творческой уникальности / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. 256 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002. 368 с.

3. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. М.: Знание, 1978. 72 с.

4. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для вузов / И.П. Калошина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 431 с.

5. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учеб-метод. пособие / Н.В. Немова. М.: АПК и ПРО, 2003. 68 с.

6. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Мол. гвардия, 1997. 402 с.

7. Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие / В.И. Панов // Педагогика. 2001. № 4. С. 30 - 43.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1976. 303 с.

9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.

10. Теория и практика организации пред-профильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003. 110 с.

11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 320 с.

Pre-profiled training: conditions of forming of creative experience

The system of conditions of forming the creative experience of a teenager in the period of preprofiled training is shown. The model of creating of the situation of the creative student experience development, which realizes the ability to take a research position during the integrative, elective course

Key words: creative experience, the situation of development, educational research method of teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.