УДК 159.922.7:371.398
СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
STRUCTURE, COMPONENTS AND CRITERIA OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF TEENAGERS IN SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM
Г. Г. Тенюкова, К. Н. Коданева
G. G. Tenyukova, K. N. Kodaneva
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена исследованию структуры готовности подростков к творческой самореализации. Автор подробно описывает структуру, компоненты и критерии творческой самореализации, характерные для подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Abstract. The article is devoted to the research of the structure of teenagers’ readiness for creative self-realization. The author gives a detailed description of the structure, components and criteria of creative self-realization which are characteristic of the teenagers who study at the institutions of supplementary education system.
Ключевые слова: творческая самореализация, компоненты творческой самореализации, критерии творческой самореализации.
Keywords: creative self-realization, self-realization components, self-realization criteria.
Актуальность исследуемой проблемы. В современном образовательном пространстве особенно актуальными стали идеи, ориентированные на формирование личности с активной жизненной позицией. Идеалом является инициативная, творческая личность, способная к самореализации. В связи с этим традиционные образовательные технологии меняются на более совершенные, способствующие более полному раскрытию потенциала человека.
Особенно остро потребность в самореализации начинает проявляться в подростковом возрасте. Стремление к самовыражению принимает различные формы, и часто возникает опасность появления ложных путей самореализации. Во избежание этого подростку необходимо привить любовь к искусству, погрузить его в атмосферу творчества. Особую роль в этом играет дополнительное образование, всецело направленное на индивидуальный подход к личности обучающихся, развитие и формирование потребности к творческой самореализации.
Материал и методика исследований. Для определения готовности к творческой самореализации подростков в условиях дополнительного образования была проведена экспериментальная работа на базе эстетического отделения Чебоксарской детской музыкальной школы № 2 им. В. П. Воробьева и детской школы искусств г. Новочебок-сарск. Применялись следующие методы исследования: анализ творческой деятельности учащихся на концертах и конкурсах различных уровней; учет текущей успеваемости учащихся; анализ результатов учебно-творческой деятельности; анкетирование и тестирование. Всего было обследовано 76 учащихся 2-3 классов.
Результаты исследований и их обсуждение. Под самореализацией подростков в системе дополнительного образования подразумевается прогрессивно направленный, социально обусловленный целостный процесс развертывания личностного потенциала, который ориентирован на позитивное изменение самого себя и окружающего мира при обучении в детских школах искусств.
Для определения структуры самореализации личности подростка в системе дополнительного образования необходимо рассмотреть имеющиеся на сегодняшний день различные подходы к данной проблеме в философских, психологических и педагогических трудах.
В основе исследования самореализации личности лежат труды таких философов, как И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Бредли, Дж. Маккензи, Ф. Адлер, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, В. С. Соловьев, В. И. Муляр и др. [5].
В психологии основополагающие идеи о процессе самореализации личности представлены в исследованиях А. Адлера, Г. Айзенка, А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Бернса, Э. Форма, К. Хорни, К. Юнга, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубенштейна, А. Г. Асмолова, Л. А. Коростылевой [2] и др.
С точки зрения Л. А. Коростылевой, «уровень самореализации непосредственно детерминирован развитием личности, поскольку определяет степень адекватности приложения ее собственных усилий по самоосуществлению, выражаемых в деятельности, творчестве». Ею было выделено четыре уровня самореализации личности: примитивноисполнительский, индивидуально-исполнительский, уровень реализации ролей и норм в социуме, уровень смысложизненной и ценностной самореализации [4, 156].
Закономерности развития детей подросткового возраста были описаны в исследованиях Л. И. Божович, А. В. Щербакова, И. С. Кона, Г. А. Цукермана, Д. Б. Эльконина, С. Левина. Особый интерес для нашего исследования представляют труды таких педагогов, как Л. Н. Дроздикова [1], Г. М. Коджаспирова, Г. К. Чернявская, Н. Е. Шатохина, Е. Ю. Трацевская [6], которые рассматривают проблему готовности личности к саморазвитию творческого потенциала.
Проанализировав исследования перечисленных ученых, мы выделили три основных компонента структуры творческой самореализации детей подросткового возраста в условиях дополнительного образования: мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Мотивационный компонент включает в себя мотивы творческого усвоения. К ним относятся: интерес к творческой деятельности; чувство увлеченности, радости открытия; стремление к получению высокой оценки, признанию, успеху в учебнотворческой деятельности. К данному компоненту относятся такие способности личности подростка, как целеустремленность, способность к целеполаганию и рациональному использованию времени [5, 51].
Также мотивационный компонент включает развитые в процессе непрерывного художественного воспитания «позиционные установки», детерминированные присвоенными учащимися ценностями (прежде всего это мотивационные установки на продуктивное осуществление творческой самореализации в области искусства, постоянный самоанализ и саморегуляция, ценностное самоотношение, осуществление культуросозидательной деятельности, самовыражение, самоосуществление, самоутверждение в собственной профессиональной творческой деятельности, а также мотивация на ее корректировку при возникновении каких-либо творческих и личностных проблем) [7, 108].
Когнитивный компонент представляет собой совокупность знаний, необходимых для осуществления творческой самореализации учащихся в процессе обучения в системе дополнительного образования. Содержание этого компонента предполагает наличие актуальных знаний, которыми учащиеся овладели в процессе изучения художественно-музыкальных и эстетических дисциплин («Музыкальная литература», «Творческие навыки», «Сольфеджио», «Хореография» и др.), а также знаний, которыми учащиеся овладели в процессе изучения общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Деятельностный компонент отражает сформированность у учащихся следующих групп умений осуществления творческой самореализации в области художественно-музыкального искусства: собственно профессиональных умений (вокального исполнительства, инструментального исполнительства и др.); умений, связанных с построением и корректировкой процесса творческой самореализации; умений, обеспечивающих коммуникативное взаимодействие учащегося с участниками процесса создания творческого продукта; умений, обеспечивающих анализ и корректировку собственной профессионально-творческой деятельности и творческой самореализации в ней [7, 108].
Выделение компонентов творческой самореализации подростков в системе художественно-музыкального и эстетического воспитания свидетельствует о том, что данный процесс выступает как сложное структурно-уровневое образование, которое проходит длительный период становления, совершенствования и развития. В связи с этим можно говорить о выявлении уровней творческой самореализации и определении критериев для их диагностирования.
Определение критериев творческой самореализации подростков в условиях дополнительного образования потребовало учета его сущностных характеристик и положений критериального подхода.
Анализ сущности творческой самореализации учащихся учреждений дополнительного образования позволил нам определить критерии сформированности творческой самореализации, а именно: ценностно-мотивационный критерий, соответствующий мотивационному компоненту; когнитивный критерий, позволяющий оценить сформирован-ность когнитивного компонента; личностно-деятельностный критерий, отражающий сформированность деятельностного компонента творческой самореализации.
Ценностно-мотивационный критерий оценки творческой самореализации подростка в условиях учреждений дополнительного образования позволяет выявить такие внешние ее проявления, как стремление личности повысить свой профессиональный статус, получить признание сверстников и преподавателей, повысить свою репутацию. Этот критерий также необходим для оценки внутреннего характера мотивации, для повышения адекватности самооценки личностью своих творческих достижений, возможностей, способностей.
Показателями мотивационного критерия творческой самореализации могут выступать наличие мотивов, побуждающих и регулирующих его общение (мотивы достижения успеха в решении творческих задач, мотивы самореализации в обучении какому-либо искусству, мотивы удовлетворения личных потребностей), осознание значимости общения для успешной творческой деятельности, стремление к обладанию лидерскими качествами в совместной творческой деятельности, активные познавательные потребности, стремление к самосовершенствованию.
Когнитивный критерий исследуемой готовности необходим для оценки уровня сформированности у учеников знаний в области искусства, навыков применения этих знаний на практике.
Показателями когнитивного критерия являются полнота, глубина, прочность и систематизированность знаний в области художественно-музыкальных и эстетических дисциплин, изучаемых в учреждениях дополнительного образования.
Личностно-деятельностный критерий самореализации учеников в условиях дополнительного образования необходим для оценки уровня сформированности деятельностного компонента. Данный критерий отражает сформированность следующих умений: планировать свою деятельность, использовать полученные на уроках знания в различных ситуациях, устанавливать межличностные связи, коммуникабельность, эмпатию.
Показателями личностно-деятельностного критерия являются: умение определять основные цели и расставлять приоритеты; способность к адекватной самооценке, самокритике, самоконтролю, самоанализу; умение справляться с возникающими трудностями при обучении; уверенность в собственных силах, способность к сотрудничеству, результативность творческой деятельности.
Учитывая степень выраженности критериев и показателей, мы выделили 3 уровня сформированности готовности к творческой самореализации: низкий, средний, высокий.
Низкий (начальный) уровень характеризуется наличием у подростков общих представлений о творческой деятельности, пассивным участием в учебновоспитательном процессе. Как правило, учащиеся, имеющие данный уровень, инертны, замкнуты, с заниженной самооценкой. Наблюдается отсутствие заинтересованности и потребности (мотивации) к творческой самореализации. Слабо развиты рефлексивные способности.
Средний (нормативный) уровень предполагает сформированное представление о системе теоретических знаний в области профессиональной творческой деятельности. Учащиеся могут проявлять свои творческие способности в каком-либо виде искусства. Рефлексивные способности находятся на стадии развития, подростки стремятся к самореализации в творческой деятельности.
Высокий (креативный) уровень выражается в наличии у подростка систематических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой самореализации. Подростков с высоким уровнем творческой самореализации отличает инициативность, изобретательность, творческий подход к поставленным задачам, адекватность самооценки, способность к самоорганизации, умение сотрудничать, высокая работоспособность.
Разработанные критерии оценки уровня готовности к творческой самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования использовались нами в ходе экспериментальной работы.
Уровень сформированности мотивационного компонента готовности учащихся к творческой самореализации был определен с помощью анализа проведенных диагностик, таких как: «Методика диагностики сформированности мотивационного компонента готовности подростка к творческой самореализации» (модификация методики диагностики В. В. Коробковой); «Методика ценностных ориентаций» М. Рокича. Проанализировав текущую успеваемость учащихся в школах искусств по общим дисциплинам и по специальным предметам, показатели контрольных мероприятий, тестирования, определяющие общую эрудицию учащихся, мы выявили уровень сформиро-ванности когнитивного компонента. Информация о результатах творческой деятельности на концертах, конкурсах различных уровней, анализ теста «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» В. И. Андреева послужили основанием для определения уровня сформированности деятельностного компонента. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровни проявления готовности к творческой самореализации учащихся подростков на этапе констатирующего эксперимента
Компоненты Уровни Количество учащихся в %
Мотивационный компонент готовности к творческой самореализации низкий 8 10,5
средний 53 69,7
высокий 15 19,7
Когнитивный компонент готовности к творческой самореализации низкий 7 9,2
средний 47 61,8
высокий 22 28,9
Деятельностный компонент готовности к творческой самореализации низкий 29 38,1
средний 34 44,7
высокий 13 17,1
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к следующему выводу: несмотря на то, что показатели мотивационного и когнитивного компонентов находятся в допустимой норме, деятельностный компонент творческой самореализации на низком уровне проявляется у 29,0 % учащихся и лишь у 17,1 % - на высоком, что свидетельствует о необходимости совершенствовать работу по формированию готовности к творческой самореализации подростков.
Резюме. Формирование готовности к творческой самореализации личности подростка мы рассматриваем как сложную целостную систему, представляющую собой единство элементов и связей между ними. В основе структуры творческой самореализации мы определили три основных компонента: мотивацию к творческой деятельности, самоорганизацию в творческой деятельности, творческие способности и использование их в творческой деятельности.
Для успешной самореализации необходимо создавать определенные педагогические условия, которые должны быть направлены на формирование у подростков следующих качеств: творческого мышления, инициативности, изобретательности, уверенности в себе, адекватной самооценки, способности к самоорганизации, умения сотрудничать, высокой работоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дроздикова, Л. Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Н. Дроздикова. - Казань, 1998. - 20 с.
2. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : канд. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Л. А. Коростылева. - СПб., 2001. - 40 с.
4. Маслов, П. А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / П. А. Маслов. - Волгоград, 2008. - 23 с.
5. Муляр, В. И. Самореализация личности как социальный прогресс: методолого-социологический аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук / В. И. Муляр. - Киев, 1990. - 16 с.
6. Трацевская, Е. Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания: школа-колледж : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Ю. Трацевская. - М., 2009. - 23 с.
7. Харчев, А. Г. Социология воспитания / А. Г. Харчев. - М. : Политиздат, 1990. - 221 с.