Научная статья на тему 'Возможности самореализации молодежи и юношества в социокультурном пространстве малого города'

Возможности самореализации молодежи и юношества в социокультурном пространстве малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ШКОЛА ИСКУССТВ В МАЛОМ ГОРОДЕ / МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / SELF-REALIZATION OF A GRADUATE / CULTURAL EDUCATIONAL SPACE / AN ARTS SCHOOL IN A SMALL TOWN / MODEL OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Оксана Александровна

Рассматривается самореализация выпускника детской школы искусств как процесс и результат претворения в жизнь личностного потенциала в творческой деятельности. Проанализирован ряд специфических особенностей культурно-образовательного пространства малого города с целью выявления эффективности самореализации. Для координирования деятельности выпускника представлена модель самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION OF THE YOUTH IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF A SMALL TOWN

The article deals with self-realization of a graduate from Children's Art School which is presented as a process and result of the implementation of the personal potential in a creative activity. Specific features of cultural and educational environment of a small town are analyzed to reveal effectiveness of self-realization. A model of self realization is given to coordinate the activities of a graduate.

Текст научной работы на тему «Возможности самореализации молодежи и юношества в социокультурном пространстве малого города»

УДК 37.018.522+316.613

О. А. Пушкина Красноуральск ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ЮНОШЕСТВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОГО ГОРОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация выпускника; культурно-образовательное пространство; школа искусств в малом городе; модель самореализации.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается самореализация выпускника детской школы искусств как процесс и результат претворения в жизнь личностного потенциала в творческой деятельности. Проанализирован ряд специфических особенностей культурно-образовательного пространства малого города с целью выявления эффективности самореализации. Для координирования деятельности выпускника представлена модель самореализации.

O. A. Pushkina

Krasnouralsk

SELF-REALIZATION OF THE YOUTH IN SOCIO-CULTURAL SPACE OF A SMALL TOWN

KEY WORDS: self-realization of a graduate; cultural educational space; an arts school in a small town; model of self-realization.

ABSTRACT. The article deals with self-realization of a graduate from Children’s Art School which is presented as a process and result of the implementation of the personal potential in a creative activity. Specific features of cultural and educational environment of a small town are analyzed to reveal effectiveness of self-realization. A model of self realization is given to coordinate the activities of a graduate.

ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.00

сновной характеристикой соци- подъема и спада. В последние годы наше

ально-экономических условий общество в полной мере ощутило из-

последнего десятилетия является неста- держки проводящихся социально-эконо-

бильность всех сторон жизни общества, мических реформ, которые особенно бо-

частая смена периодов относительного лезненно сказываются на неустойчивой

© Пушкина О. А., 2011

психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определенный идеологический вакуум, агрессивное внедрение худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем эти проблемы касаются не только подростков, но и детей младшего возраста. Как спасти молодое поколение от утраченной духовности, от чрезмерной прагматичности, от конфликта поколений, от пошлости и цинизма, от неправильного понимания трудностей? Какие цели и задачи будут определять дальнейшее развитие выпускников школы?

Современное общество нуждается в личности творческой, обладающей богатым и разносторонним потенциалом и реализующей данный потенциал в различных видах профессиональной и досуговой деятельности. Значительная роль в воспитании подобной личности отводится учреждениям дополнительного музыкального образования — детским музыкальным школам и музыкальным отделениям детских школ искусств, обучение в которых в настоящее время является доступным для всех желающих. Ожидается, что по завершении обучения их выпускники продолжат систематическое общение с музыкальным искусством в различных видах художественнотворческой деятельности, что в конечном счете будет способствовать повышению культуры общества в целом. Это особенно актуально для малых городов, которые в настоящее время являются самым распространенным типом городского поселения в Российской Федерации (около 70 % от общего числа российских городов) и обладают особой значимостью в жизни страны, в возрождении и укреплении российской государственности [6], однако по объективным причинам, имеют менее насыщенное в ко-

личественном и качественном отношении культурно-образовательное пространство, чем в крупных городах и столичных мегаполисах, и испытывают дефицит высокохудожественных музыкально-зрелищных впечатлений.

Тем не менее, на практике нередко наблюдается разрыв между потенциалом личности и его актуализацией [4]. Самореализация выпускников детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств в теории и практике музыкального образования часто отождествляется только лишь с профессиональным выбором, поступлением в среднее и/или высшее профессиональное музыкально-образовательное учреждение. Дальнейшая судьба выпускников, избравших иные пути жизненного самоопределения, их интересы, сфера применения потенциала, сформировавшегося в процессе получения дополнительного музыкального воспитания, в меньшей степени привлекают внимание педагогов-практиков и в полной мере еще не становились предметом специального анализа.

Феномен самореализации личности, его природа, роль в духовной жизни человека — это одна из основных проблем научных исследований в образовании. Возрастает интерес к человеку как самоорганизующейся целостной системе. Главный акцент сделан на процессах самореализации человека, поиска им своей «самости», гармонии с окружающей средой и самим собой. Самореализация, как показывают современные исследования, выступает в качестве системообразующего принципа жизнедеятельности человека, стремление к самопроявлению является основным рычагом его активности [9]. Проблема самореализации перестала быть чисто психологической и приобрела общенаучное, философское звучание.

Проблема поиска человеком собственного «Я» традиционна для филосо-

фии. В ее разработку внесли вклад Сократ, Платон, Аристотель, И. Кант, Г. В. Гегель, Л. Фейербах. В русской философии эта проблема разрабатывалась Н. Бердяевым, В. Соловьевым, П. Флоренским. На рубеже Х1Х—ХХ вв. произошло новое обращение к данной проблеме в рамках разработки концепции личности. З. Фрейд и его последователи К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг углубляли и расширяли аспекты теории личности, связанные с бессознательным слоем человеческой психики, «стремлением к удовольствию», присущим человеку с рождения. Противостоящее психоанализу направление в психологии состоит из нескольких школ, подходов и теорий: персонологического, гуманистического, экзистенциального, феноменологического и др. Яркими представителями этих школ были А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, К. Гольдштейн, В. Франкл, Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Э. Шостром и др. [7]. В гуманистических теориях личности проблема самореализации трактуется сквозь призму ценностной сферы личности. В современном гуманитарном знании изучение самореализации имеет несколько подходов: деятельностный (Н. В. Кленова, П. П. Соболь, О. А. Киселева, М. Н. Каган), аксиологический (К. А. Абульханова-Слав-ская, Л. Н. Коган, В. Н. Шилов), синергетический (Н. В. Поддубный, В. П. Бран-ский, Е. А. Когай, Д. А. Леонтьев), комплексный (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев). В педагогике проблемой самореализации занимались ведущие ученые

A. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская,

B. И. Загвязинский, Э. Ф. Зеер, Б. С. Гер-шунский, В. В. Сериков. Исследования последних лет доказали абстрактность идеи всестороннего развития личности, так как личность — целостное понятие. Смысл жизни каждого человека, по мнению Б. С. Гершунского, «в наиболее полной жизненной самореализации» [2. С. 3]. Д. А. Леонтьев выделяет три уровня само-

реализации личности: философский (поиск смысла, самоутверждение), социологический (воздействие среды) и психологический (ценности, мотивация) [8].

Близок к данному подходу В. В. Бай-лук [1], выделяющий в структуре самореализации три блока: внутренний (самопознание, самообразование, самовоспитание, самооздоровление), внешний (социум) и базовый (ценности). По мнению В. В. Байлука, немаловажную роль в самореализации личности играет творчество и творческая деятельность.

Одним из основных учреждений, где творческая деятельность является основой учебного процесса, является школа искусств. Современные учреждения дополнительного образования, каким является школа искусств, решают важные задачи личностного развития, обеспечивают «творческое пространство» самореализации [3]. В общеобразовательной школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. Таких возможностей больше у педагога дополнительного образования. Своеобразие дополнительного образования заключается в добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития потенциальных возможностей своей самореализации. Свободный выбор направлений деятельности, смена видов деятельности, творческий характер образовательного процесса, особые взаимоотношения ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход) — все это в целом дает выпускнику школы искусств широкие возможности применения своих способностей и формирует готовность к самореализации. Сегодня здесь все еще сохраняется педагогическое влияние, повышается интерес учащихся к разнообразным видам творческой деятельности, решается проблема занятости детей.

Школа искусств в малом городе — это центр культуры, источник новаторских идей, творческая мастерская, где осуществляются самые смелые проекты. В школе, как правило, несколько образовательных направлений программы: музыкальное, художественное, хореографическое, общее эстетическое. В последнее время появилось еще одно — раннее эстетическое развитие ребенка (от 3 до 6 лет), открываются отделения театрального творчества (детский музыкальный театр). Временные рамки пребывания и воспитания ребенка в школе искусств расширились от 5 до 17 лет. Это большой и важный период жизни, период формирования характера, личностных качеств, эстетического вкуса, ценностных ориентиров и, как результат, — стремление к одной из высших потребностей человека — самоактуализации и самореализации.

Углубленно изучая отдельные психоло-го-педагогические аспекты самореализации личности школьников, подростков, одаренных детей в различных условиях, в том числе в сфере непрерывного художественного воспитания и дополнительного образования, современные отечественные исследователи (О. С. Парц, С. Ю. Свешников, С. Сулейманова, Е. Ю. Трацевская и др.) конкретизируют содержание базового понятия и предлагают различные варианты рабочих определений в контексте поставленных задач. Наличие подобной исследовательской тенденции позволяет нам конкретизировать содержание самореализации выпускника музыкального отделения детской школы искусств и сформулировать соответствующее рабочее определение.

Из двух значений слова выпускник (учащийся последнего года обучения в школе, училище, вузе и т. п.; тот, кто когда-либо окончил данное учебное заведение) для настоящего исследования актуальным является второе: под выпускником музыкального отделения детской школы искусств мы подразумеваем

человека, получившего завершенное дополнительное музыкальное образование в детской школе искусств в соответствии с установленными образовательными стандартами. Самореализация выпускника музыкального отделения детской школы искусств рассматривается нами как процесс и результат претворения в жизнь и преумножения человеком, получившим завершенное дополнительное музыкальное образование, своего индивидуально-личностного потенциала в области художественно-творческой деятельности на основе свободного выбора организационных форм и содержательных направлений общения с искусством. Предложенный вариант определения соответствует позитивному, желаемому, ожидаемому в обществе варианту истинной самореализации личности в качестве выпускника музыкального отделения детской школы искусств.

Одна из основных задач эстетического и художественного воспитания — развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты [5]. С этой целью в школе искусств используются разнообразные виды художественного творчества. Творческие занятия, приобретение определенных навыков в концертной, театральной, хореографической, художественной деятельности в дальнейшем расширяют горизонты профессионального самоопределения выпускника.

Выпускники школы искусств обладают значительным интеллектуальным потенциалом, т. е. комплексом музыкальных знаний, умений и навыков, опытом концертных выступлений, опытом восприятия художественных произведений и учебных художественных продуктов в различных видах искусства, уникальность которого определяется личностными особенностями выпускника, уровнем его общих и музыкальных способностей, ролью музыкального искусства и музыкального образования в

системе его жизненных ценностей и приоритетов.

Структура самореализации выпускника музыкального отделения детской школы искусств может быть определена в логике авторских вариантов структурирования феномена самореализации (А. Г. Асмолов, В. В. Столин, Г. К. Чер-нядьева и др.) с вычленением взаимосвязанных блоков: когнитивного (самопознание, самооценка, самомодель), поведенческого (самообразование, самовоспитание, саморазвитие), регулятивного (самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие).

Реализация содержания данных блоков предполагает со стороны выпускника музыкального отделения детской школы искусств принятия решения о завершении музыкального образования или о его продолжении на профессиональном уровне, осмысление своих дальнейших путей общения с искусством в содержательном и организационном аспектах. Соответственно могут быть выявлены следующие типологические варианты самореализации выпускника музыкального отделения детской школы искусств: с точки зрения выбора профессии — профессиональная или любительская; с точки зрения выбора содержания — с сохранением музыкальнообразовательного профиля или посредством освоения новых видов художественнотворческой деятельности; с точки зрения выбора организационных форм — посредством получения дополнительных образовательных услуг или посредством самообразования; с точки зрения определения позиции по отношению к искусству — в качестве музыканта-исполни-теля/артиста или слушателя/зрителя); с точки зрения определения сроков — оперативная (сразу же по окончании детской школы искусств) или отсроченная (через определенный промежуток времени, в том числе в процессе воспитания собственных детей).

Процесс самореализации личности неразделимо связан с внешними факторами и осуществляется в окружающем ее пространстве. Под культурно-образовательным пространством понимается совокупность институциональных (система образования, досуга), социальных и духовных факторов и условий, окружающих человека; совокупность условий и возможностей личностного развития, определяемых качеством функционирования образовательных и культурнодосуговых учреждений, социально-культурной средой [10]. В структуру культурно-образовательного пространства включаются: искусство, профессиональное

художественное творчество и образование, культурное обслуживание населения, массовое народное творчество и самодеятельность, материальное производство средств и предметов культуры и искусства (рекомендации ЮНЕСКО «О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры»). В малом городе выпускник музыкального отделения детской школы искусств ограничен в возможности получения профессионального музыкального образования (оно предполагает отъезд из города) и в получении высококачественных музыкальных и художественных впечатлений от «живого» общения с искусством.

В то же время, на наш взгляд, ряд специфических особенностей культурнообразовательного пространства малого города способствует эффективной самореализации выпускника музыкального отделения детской школы искусств. К числу таковых мы относим: а) наличие потенциального контингента слушателей/зрителей ввиду дефицита музыкально-зрелищных впечатлений; б) обретение творческими коллективами музыкальнообразовательных и культурно-досуговых учреждений статуса концертно-исполнительских единиц ввиду дефицита уч-

реждений культуры (театров, концертных залов); в) возможность объединения выпускников детской школы искусств и квалифицированных профессиональных кадров в совместной художественнотворческой деятельности ввиду их немногочисленности; г) возможность вовлечения в решение актуальных педагогических задач различных учреждений и предприятий города ввиду целостности и обозримости социума. В подобных условиях самореализация выпускника детской школы искусств обретает черты статусного самоутверждения и самоутверждения посредством приобщения к элите общества. Представляется возможным организация сетевой работы по созданию условий для успешной самореализации выпускника.

Для координации деятельности участников сети разработана структурнофункциональная модель самореализации выпускников музыкального отделения детской школы искусств в культурно-образовательном пространстве малого города, состоящая из пяти взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: ценностно-ориентационного, инфраструктурного, организационно-содержательного, диагностического, проектировочного.

Более подробно вопросы сетевой работы в культурно-образовательном пространстве малого города, а также структура и эффективность модели самореализации выпускника детской школы искусств будут рассмотрены нами в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАЙЛУК В. В. Человекознание : монография : в 5 кн. / В.В. Байлук ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. Кн. 5: Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов. Ч. 2.

2. ГЕРШУНСКИЙ Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10.

3. ЗЛОТНИКОВ В. С. Творческое пространство как повод для размышления вслух // Школа самоопределения. Шаг второй. М., 1994.

4. КОРОСТЫЛЕВА Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. : Изд-во «Речь», 2005.

5. МЕДВЕДЬ Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования : учеб. пособие. М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.

6. НИКИТСКИЙ М. В. Малый город как фактор социализации учащихся : дис. ... канд. пед. наук. М. : РГБ, 2003. иКЬ: http://diss.rsl.ru.

7. ОБЩАЯ психология : учебник / под общ. ред. А. В. Карпова. М. : Гардарики, 2005.

8. ПСИХОЛОГИЯ с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М. : Смысл, 1997.

9. СЕЛЕВКО Г. Р. Воспитательная система саморазвития школьника завоевывает признание практиков // Народное образование. 2004. № 8.

10. ФРИДМАН Е. М. Оптимизация культурно-образовательной среды в условиях малого города : дис. ... канд. пед. наук. М.: РГБ, 2003. иЯЬ: http://diss.rsl.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.