УДК 371.036.5:78
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
PERSONAL-ORIENTED APPROACH TO FORMING READINESS FOR CREATIVE SELF-REALIZATION
IN ADOLESCENTS
К. Н. Коданева
K. N. Kodaneva
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности к творческой самореализации у подростков в условиях учреждений дополнительного образования, конкретно детских школ искусств (ДШИ). Рассмотрены основные педагогические условия, способствующие эффективному формированию у подростков готовности к творческой самореализации, и подробно описывается применение личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе ДШИ.
Abstract. The article is dedicated to the problem of forming readiness for creative self-realization in adolescents in children’s art schools. The author considers the basic pedagogical conditions which contribute to the effective forming readiness for creative self-realization in adolescents, and describes in detail the application of the personal-oriented approach in the educational process at children’s art schools.
Ключевые слова: творческая самореализация, педагогические условия, личностно ориентированный подход, дополнительное образование, детская школа искусств.
Keywords: creative self-realization, pedagogical conditions, personal-oriented approach, additional education, children’s art schools.
Актуальность исследуемой проблемы. В процессе становления личности подростковый период занимает особое место как в физическом и психофизиологическом развитии, так и в плане социальной самоидентификации. Значимым показателем становления личности подростка выступает уровень социальной зрелости, определяемый им самим. В оценке развития личности на современном этапе в обществе главными становятся наличие и степень выраженности таких компонентов, как саморазвитие, самоактуализация, самореализация. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой социальную силу, способную противостоять натиску «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение [2, 5].
Основной функцией системы дополнительного образования, и в частности детских школ искусств, является формирование личности, способной к творческой самореализа-
ции. Погружение в творческий процесс предполагает развитие у учащихся таких качеств, как креативность, целеустремленность, работоспособность, умение планировать свою деятельность, способность к сотрудничеству, стремление к самосовершенствованию, которые, в свою очередь, являются показателями готовности к творческой самореализации. Для воспитания личности, способной к самореализации, в процессе обучения в детских школах искусств (ДШИ) необходимо создать определенные педагогические условия.
Материал и методика исследований. Под педагогическими условиями формирования готовности подростков к творческой самореализации мы понимаем совокупность организационных и содержательных компонентов образовательного процесса, от реализации которых зависит этот процесс. Для выявления педагогических условий, способствующих формированию готовности к творческой самореализации подростков, была изучена специфика музыкального образования в школах искусств, определены критерии, уровни готовности к творческой самореализации; проведена опытно-экспериментальная работа на базе эстетического отделения ЧДМШ № 2 им. В. П. Воробьева г. Чебоксары и ДШИ г. Новочебоксарска.
В частности, нами была разработана и предложена преподавателям анкета, которая содержала следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы обязательным формирование у подростков готовности к творческой самореализации?
2. Как Вы оцениваете уровень готовности выпускников Вашей школы к творческой самореализации?
3. Осуществляете ли Вы работу по формированию готовности к творческой самореализации у учащихся в процессе преподавания Ваших дисциплин?
4. Какие методы и приемы педагогического стимулирования Вы применяете для формирования у учащихся готовности к творческой самореализации?
5. Необходимо ли, по Вашему мнению, создание специальных педагогических условий по формированию у учащихся готовности к творческой самореализации?
Результаты исследований и их обсуждение. В исследовании приняли участие 18 учителей общих и специальных дисциплин ДШИ и ДМШ. На первый вопрос все респонденты ответили утвердительно, считая, что формирование готовности к творческой самореализации необходимо начинать с первых классов обучения. Отвечая на второй вопрос анкеты, 65 % опрошенных оценили уровень готовности учащихся к творческой самореализации как недостаточный. На вопрос «Осуществляете ли Вы работу по формированию у подростков готовности к творческой самореализации в процессе преподавания Ваших дисциплин?» преподаватели общих дисциплин (47,6 %) ответили, что данные задачи на их занятиях ставятся редко. В основном на групповых занятиях (сольфеджио, музыкальная литература, хор) уделяют внимание изучению учебного материала по программе своего курса, но одновременно стремятся воспитывать у учеников такие качества, как самостоятельность, творческий подход при решении задач, коммуникабельность и др. В качестве регулярно используемых ими при этом методов и приемов педагоги назвали беседу, разъяснение, пример, поощрение, пробуждение интереса к музыкальной деятельности через выполнение творческих заданий, создание «ситуаций успеха», определение перспектив, соревновательные ситуации. Преподаватели специальных дисциплин (52,3 %) ответили, что данные вопросы на их занятиях рассматриваются, в частности, уделяется внимание установлению благоприятного психологического климата
в классе, раскрытию общественной и личной значимости деятельности учащегося, осуществляется личностно ориентированный подход, постановка перед учащимися определенных задач, вырабатывающих такие качества, как целеустремленность, инициативность, находчивость, креативность, изобретательность, что является показателями готовности к творческой самореализации.
На вопрос о необходимости создания специальных педагогических условий по формированию у учащихся готовности к творческой самореализации все респонденты ответили утвердительно. В своем ответе С. А. Подкорытова, преподаватель по классу гитары, подчеркнула, что создание проблемных ситуаций позволяет активизировать творческую самореализацию подростков. И. Ю. Ширкова, преподаватель по классу домры, считает, что учеников всегда надо держать в концертной форме и в творческом напряжении, так как учебно-воспитательный процесс должен проходить не только в стенах школы, но и на конкурсах, концертах, мастер-классах. Респондент Т. А. Мартьянова при обучении подростков акцентирует внимание на мотивации к творческой самореализации посредством личного примера: заинтересованности и самоотдачи любимому делу, а также активной концертной деятельности.
На основе наблюдения, изучения опыта работы учителей нами были определены следующие педагогические условия, способствующие эффективному формированию у учащихся-подростков готовности к творческой самореализации в условиях ДШИ:
- реализация личностно ориентированного подхода;
- использование форм и методов обучения, активизирующих творческую деятельность учащихся (создание проблемных ситуаций, стимулирующих творческую деятельность учащихся, привлечение учащихся к активной концертной деятельности и конкурсам);
- активизация самостоятельной работы учащихся;
- разработка программного обеспечения учебно-воспитательного процесса детской школы искусств, соответствующего требованиям современной практики;
- организация сотрудничества детской школы искусств с различными образовательными учреждениями.
Формирование готовности к творческой самореализации у подростков, обучающихся в детских школах искусств, будет проходить более эффективно при применении личностно ориентированного подхода с учетом первоначального уровня развития их способностей. Реализация данного подхода предполагает комплексное взаимодействие личностного, диалогового, ситуационного и возрастного подходов. В условиях ДШИ они особенно актуальны, так как занятия проходят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Личностно ориентированный подход заключается в управлении развитием человека, которое основано на знании личностных качеств и особенностей уровня жизни [1, 139]. Понимание индивидуальных особенностей детей, умение найти подход к каждому учащемуся - один из показателей педагогического мастерства. К индивидуальным особенностям принято относить: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности темперамента, способностей и характера личности. Личностно ориентированный подход создает благоприятные условия для развития коммуникативных качеств, творческой активности, т. е. формирования готовности к творческой самореализации каждого.
В ДШИ, где основная часть занятий проходит в индивидуальной форме, предоставляются благоприятные условия для использования личностно ориентированного подхода к обучению учащихся. При данном подходе учет возрастных особенностей приобретает новую окраску. Необходимо уделять внимание диагностике потенциальных возможностей и определению перспектив на каждом этапе развития учащегося. Для всех учеников составляются индивидуальные планы обучения на индивидуальных занятиях (основной музыкальный инструмент, сольное пение, общее фортепиано и другие дисциплины). На групповых занятиях происходит разделение на группы в соответствии с уровнем начальной подготовки учащихся. С учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка подбирается изучаемый репертуар, составляется план его развития по полугодиям. Лич-ностно ориентированный подход предполагает отношение к учащемуся как к самоценной личности и направлен на уважение и доверие. Развитие ребенка - это первоочередная ценность в обучении и воспитании, которая требует опоры на психологические закономерности «личностного роста», понимания того, что личностный рост возникает на пересечении двух линий развития: индивидуальной возможности, т. е. компетентности ребенка («Я могу») и его активности, стремления («Я хочу») [3, 73]. Совпадение возможностей ребенка и активности их проявления способствует формированию готовности к творческой самореализации потенциальных возможностей личности учащегося.
Дифференцированное обучение позволяет максимально учитывать возможности, способности и интересы подростков. При этом учащиеся имеют возможность сами определить направление обучения: углубленная специализация для дальнейшей профессиональной творческой самореализации или общее эстетическое образование, что тоже подразумевает формирование готовности к творческой самореализации (лишь ниже уровнем).
Данный принцип обучения предполагает составление педагогом индивидуальной программы для каждого учащегося, учитывая его индивидуальные способности, возможности, интерес к занятиям, которые педагог должен развивать и укреплять. Оба направления (специализированное и общее эстетическое) предполагают свободный переход учащегося из одного в другое, в зависимости от развития его творческих способностей и желания. Дифференциация учебного процесса в ДШИ - одна из приоритетных задач, так как процесс формирования готовности к творческой самореализации не может быть для всех одинаковым.
Известно, что неподготовленному школьнику зачастую трудно раскрыть и реализовать свои способности ввиду отсутствия определенных знаний, умений и опыта в творческой деятельности. Учет возрастных особенностей личности обучаемого - основной педагогический принцип. Опираясь на него, учителям необходимо регламентировать нагрузку, устанавливать оптимальные объемы занятости различными видами деятельности и отдыха. Тот или иной возрастной этап развития предполагает специальные воздействия на учащегося с целью формирования у него готовности к творческой самореализации.
Подростковый возраст характеризуется возросшей активностью и самостоятельностью. В ДШИ особое внимание уделяется образовательным программам, способствующим раскрытию творческого потенциала учащихся, стимулирующим саморазвитие личности, активный самостоятельный поиск и творческую самореализацию. В программу вводятся такие предметы, как «Аккомпанемент», «Ансамбль», «Аранжировка», «Композиция и импровизация» и другие, поскольку музицирование способствует формированию более разностороннего музыкального мышления, развитию исполнительских навыков и формированию творческой самореализации.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, педагог также должен: апеллировать к актуальным потребностям и мотивам учащегося в конкретный период; опираться на ресурсы ученика; сопровождать подростка в продвижении к его самореализации, исходя из его индивидуального темпа развития [4]. Одной из важнейших задач преподавателей ДШИ является воспитание у подростков интереса к событиям музыкальной жизни (посещение фестивалей, конкурсов, музыкальных спектаклей, конкурсов и т. д.), а также обучение грамотному и обоснованному высказыванию своих суждений.
Весомое значение в реализации личностного подхода принадлежит личности учителя, который в значительной степени формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы и цели учащихся, воспитывает их характер, содействует активизации интереса к музыке, подготавливая к практической музыкальной деятельности. Истинным преподавателем ДШИ может стать только тот педагог, который тонко чувствует духовный мир ребенка, способен мотивировать его на достижение успехов в творческой деятельности. В свою очередь, профессия учителя требует постоянного самосовершенствования, развития интересов, творческих способностей, расширения кругозора.
Опыт творческой деятельности в сочетании со знанием основ общественных наук, психолого-педагогических дисциплин создает предпосылки для грамотного владения методикой музыкального образования и осуществления личностного подхода к каждому ученику [3, 76]. Как отмечают Л. Н. Буйлова и Н. В. Кленова, в дополнительном образовании педагог не просто передает определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду. На первоначальном этапе обучения создаются благоприятные условия для участия ребенка в творческом процессе; затем необходимо наладить сотрудничество в творческой деятельности; на дальнейшем этапе следует самостоятельное творчество: поиск форм и средств выражения творческого потенциала учащегося.
Резюме. Таким образом, проведенное исследование по выявлению условий, способствующих творческой самореализации подростков, позволило сделать вывод, что в учреждениях дополнительного образования существуют объективные предпосылки для использования личностно ориентированных технологий. На практике реализация лично-стно ориентированного подхода в дополнительном образовании заключается в создании особой творческой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение учащимися знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, формирующую у подростков социальный опыт, коммуникативные навыки, стремление к саморазвитию и готовность к творческой самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений /
И. П. Подласый. - М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1996. - 631 с.
2. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 187 с.
3. Разуткина, Л. И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00 01 / Л. И. Разуткина. -Чебоксары, 2008. - 19 с.
4. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов и др. ; под ред. А. В. Мудрика. - М. : Академия, 2004. - 240 с.