Научная статья на тему 'Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании'

Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСТВО / SELF-REALIZATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немова Яна Станиславовна

В статье анализируется процесс профессионального становления личности, в котором отражаются разные особенности деятельности, посредствам которых человек приобщается к определенным профессиональным ценностям и включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру. Развивающий характер профессиональной деятельности определяется ее личностным смыслом, который преобразует деятельность в доминантную. Профессионально-творческая самореализация оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику каждой личности. В нашей образовательной деятельности самореализация является решающим условием эффективной деятельности . Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности в образовательной сфере. В современных исследованиях процесса профессионализации возникает необходимость изучения вопроса о роли самого человека в построении себя как профессионала, о человеке как субъекте своего профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION OF A PERSONALITY AS A CATEGORY OF PROFESSIONAL SUCCESS IN EDUCATION

The article analyzes the process of professional formation of personality, which reflects the different features of the activities through which a person is attached to certain professional values and includes them in his inner world, forms professional consciousness and culture. The developing nature of professional activity is determined by its personal meaning, which transforms the activity into a dominant one. Professional and creative self-realization has a diverse and multi-level impact on the socio-cultural dynamics of each individual. In our educational activities, self-realization is a crucial condition for effective activity. The strategic direction of economic and social development of our country requires new highly qualified subjects of professional activity in the educational sphere. In modern studies of the process of professionalization there is a need to study the role of the person in building himself as a professional, a person as a subject of his professional development.

Текст научной работы на тему «Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ Немова Я.С. Email: Nemova669@scientifictext.ru

Немова Яна Станиславовна - учитель физики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Фряново, Щелковский муниципальный район, Московская область

Аннотация: в статье анализируется процесс профессионального становления личности, в котором отражаются разные особенности деятельности, посредствам которых человек приобщается к определенным профессиональным ценностям и включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру. Развивающий характер профессиональной деятельности определяется ее личностным смыслом, который преобразует деятельность в доминантную. Профессионально-творческая самореализация оказывает разноплановое и разноуровневое воздействие на социокультурную динамику каждой личности. В нашей образовательной деятельности самореализация является решающим условием эффективной деятельности. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности в образовательной сфере. В современных исследованиях процесса профессионализации возникает необходимость изучения вопроса о роли самого человека в построении себя как профессионала, о человеке как субъекте своего профессионального развития.

Ключевые слова: самореализация, педагогические технологии, творчество.

PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION OF A PERSONALITY AS A CATEGORY OF PROFESSIONAL SUCCESS IN EDUCATION Nemova Ya.S.

Nemova Yana Stanislavovna - Physics Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 1, FRYANOVO, SCHELKOVSKY MUNICIPAL DISTRICT, MOSCOW REGION

Abstract: the article analyzes the process of professional formation ofpersonality, which reflects the different features of the activities through which a person is attached to certain professional values and includes them in his inner world, forms professional consciousness and culture. The developing nature of professional activity is determined by its personal meaning, which transforms the activity into a dominant one. Professional and creative self-realization has a diverse and multi-level impact on the socio-cultural dynamics of each individual. In our educational activities, self-realization is a crucial condition for effective activity. The strategic direction of economic and social development of our country requires new highly qualified subjects of professional activity in the educational sphere. In modern studies of the process ofprofessionalization there is a need to study the role of the person in building himself as a professional, a person as a subject of his professional development. Keywords: self-realization, pedagogical technologies, creativity.

УДК 37.013.32

Современная система образования находится в состоянии реформирования. Кардинальные изменения в экономической, социально-политической и культурной жизни России актуализируют процессы гуманизации и демократизации образования, которые стимулируют у подрастающего поколения стремление к самостоятельности и независимости, потребность в свободе выбора сферы самореализации. Современная социальная действительность требует воспитания и развития у детей и подростков качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах жизни. Это обусловлено тем, что нынешнее общество стало нуждаться в социально активных профессионалах, имеющих фундаментальное образование, основательную практическую подготовку, высокие нравственные принципы. Основой для личностно-ориентированного

обучения становятся саморазвитие, самообразование, самореализация, как залог профессиональной успешности во всех видах человеческой деятельности [4].

Принципиально новые требования предъявляются сегодня ко всем участникам образовательного процесса, работающим в Образовательной системе «Школа 2020», что востребует более подготовленных специалистов. Развитие образования, повышение эффективности всего педагогического процесса многие современные российские философы, психологи и педагоги связывают с профессиональной успешностью учителя. Профессиональная успешность создает реальные предпосылки для самореализации и развития творческих способностей педагога. Она воздействует на личность учителя в целом, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе человек-человек. Кроме этого, «Школа 2020» предполагает активную творческую работу, особый психологический климат в образовательном учреждении. В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности считаем умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Следовательно, задача учителя - обеспечить на уроке такую деятельность, которая раскроет потенциальные внутренние способности ученика. Для достижения этого используем современные интерактивные технологии, которые формируют уровень информационной культуры у учащихся, непрерывного и эффективного процесса самообразования и саморазвития, усидчивость и работоспособность, навыки перспективного планирования своей деятельности, самоконтроль и самооценку, развитие у школьников логического мышления, творческого и познавательного потенциала, приобретение учащимися опыта сотрудничества, интеграцию урочной и внеурочной деятельности [3].

Успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. В рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9, 10 и 11 классов организованы элективные курсы «Проектная деятельность на уроках физики», «Решение задач повышенной сложности по физике», «Математическое моделирование с помощью табличного процессора MS Excel», которые имеет целью в научно-популярной форме познакомить учеников с различными направлениями применения физических знаний, роли физики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать учеников в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием физических умений и навыков; предоставить ученику расширить свой кругозор в различных областях применения физики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков, проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе. Кроме этого, данные элективные курсы дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности, способствуют эстетическому воспитанию учащихся, пониманию красоты и изящества физических рассуждений.

В основу работы входят сочетание теории и практики на каждом занятии, работа в малых группах (дифференцируемые по уровню знаний, дифференцируемые по интересам), индивидуальная работа. Еще один важный фактор, способствующий развитию ученика, направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличия внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результат) их собственной творческой деятельности.

Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения, существования этих предметов и явлений. Поэтому творчество современного педагога можно рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. Это, в свою очередь, является познавательным компонентом мировоззрения, так необходимым для формирования его качеств личности [1].

Сама личность учителя, его внутренний мир, оказывают самое большое влияние на формирование личности ученика, следовательно, педагог должен быть интересен учащимся, постоянно развивать свой кругозор, не ограничиваясь рамками своего предмета. Свидетельство тому, участие в Международных научно-практических конференциях («Инновационная деятельность как фактор современного качества профессионального образования»,

«Актуальные проблемы и инновации в экономике, управлении, образовании, информационных технологиях»), научно-практических конференциях на базе ВИПКРО («Новые подходы к оценке качества естественно-математического образования (ЕГЭ, ГИА): опыт, проблемы, перспективы»,), участие в районных конференциях («Роль групповых занятий в формировании творческого потенциала старшеклассников», «Формирование умений и навыков школьников», «Роль элективного курса при изучении физики»), районных семинарах учителей физики («Использование ИКТ на уроках физики», «Формирование ключевых компетенций в условиях сельской школы», «Система оценки достижений знаний учащихся по физике»), заседаниях районного методического объединения учителей физики, конкурсах авторских программ на базе ВИПКРО («Лаборатория сельской школы»), курсах повышения квалификации учителей физики на базе ВИПКРО («Инновационные технологии в преподавании физики», «Роль элективных курсов в преподавании физики»).

Главная задача педагогической деятельности определяется характером этой деятельности, интересами личности и индивидуальными особенностями. Педагогическое творчество есть процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных возможностей в процессе создания педагогических ценностей, технологий, общения.

Самореализация - процесс актуализации личностного потенциала, раскрытого в результате самопознания, во благо себя, окружающих и общества в целом в социально востребованной, творческой деятельности посредством свободного выбора и путем принятия решений [2]. Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса. Применение компьютерных технологий при обучении физике в школе, обусловлено необходимостью достижения целей образования и воспитания личности: вооружать учащихся знаниями и умениями, необходимыми для их развития, подготовки к работе и продолжения образования. Ежегодно учащиеся 9 и 11 классов выбирают физику для итоговой аттестации. По результатам ЕГЭ выпускники 11 класса поступают в технические и педагогические вузы гг. Москвы, Владимира, Иваново, Орехово-Зуево.

Таким образом, профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании основывается на целостном системном подходе, включающем как философско-культурологическое осмысление, аспекты этики и эстетики, морали и нравственности, теории и истории. Учитывая выше изложенные критерии, мы можем утверждать, что образовательный процесс формирует личность, стремящуюся к творческому саморазвитию и ориентированную на профессиональную успешность. Данное утверждение формирует положительное мотивационно-смысловое отношение к педагогической деятельности, потребность в получении, углублении педагогического знания, в овладении профессиональными умениями и навыками, определение содержания его ценностных ориентаций, повышения эффективности процесса интеграции учителя в профессионально-педагогическую среду и соответствующую субкультуру.

Список литературы / References

1. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.

2. Большой толковый социологический словарь / Дэвид Джери, Джулия Джери. Т. 2. М., 1999.

3. Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Часть I. Многоуровневая параметрическая модель. Методическое пособие. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. 80 с.

4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.