Научная статья на тему 'Создание модели синергетической образовательной среды в системе предпрофильной подготовки учащихся'

Создание модели синергетической образовательной среды в системе предпрофильной подготовки учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SYSTEMATIC APPROACH / PEDAGOGICAL SYSTEM / PEDAGOGICAL MODELS / PERSONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL-AND-COGNITIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Инна Александровна

В статье показано, что система предпрофильной подготовки обладает свойствами сложных систем, на основе законов синергетики может быть создана ее модель, которая будет способствовать самореализации учащихся при выборе профиля дальнейшего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating a model of synergistic learning environment in the system of pupils'' pre-profile training

The article shows that the system of pre-profile preparation has properties of complex systems. Its model can be created on the base on the laws of synergy, that will promote self-actualization of students when choosing further education profile

Текст научной работы на тему «Создание модели синергетической образовательной среды в системе предпрофильной подготовки учащихся»

И. А. Петрова

(Москва)

Создание модели синергетической образовательной среды

в системе предпрофильной подготовки учащихся

В статье показано, что система предпрофильной подготовки обладает свойствами сложных систем, на основе законов синергетики может быть создана ее модель, которая будет способствовать самореализации учащихся при выборе профиля дальнейшего обучения.

Решение основных проблем современной системы образования заключается в повышении качества и эффективности социализации и профессиональной самореализации выпускника школы. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте, обозначены цели, среди которых основной является решение проблемы по созданию условий для индивидуализации, дифференциации и интеграции содержания образования старшеклассников и обеспечение эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Сюда входят метапредметные умения и навыки, универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Предполагается формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции [13]. Необходима подготовка выпускника школы, компетентного во многих сферах общественной жизни. Результат общего образования, выраженный через «компетенции» и «компетентности» становится фактором личностного развития учащихся.

Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем преобладает в ее индивидуальном опыте. Предложенная А. И. Бочкаревым модель педагогической деятельности, проектирующая синергетическую среду, на основе системного подхода послужила основой создания предпрофильной образовательной среды, обладающей рядом свойств, важнейшее

из которых - внутренняя самоорганизация. Под синергетической средой в образовании понимают открытую, неравновесную систему, в которой за счет кооперативного действия обучающих и обучаемых на основе принципов синергетики, возникает нелинейный резонансный эффект усиления малых познавательных воздействий, усиление темпов и уровней развития обучаемых [1].

Создание предпрофильной образовательной среды, которая обладает механизмами внутренней самоорганизации и учитывает субъект-субъектный характер педагогических взаимодействий, способствует развитию личности учащегося, формированию его учебно-познавательной компетенции.

Синергетическая образовательная среда предпрофильной подготовки включает компоненты: содержание предпрофильного образования, психолого-педагогическое сопровождение, учреждения дополнительно образования, научные общества учащихся, систему классно-урочные занятий, элективные курсы, спецкурсы, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятий. Это указывает на присутствие неоднородности, усиливающей индивидуализацию познавательной деятельности учащихся и приводящей к нелинейному развитию личностных качеств ученика. Система предпрофильной подготовки обладает свойствами сложных систем: нелинейностью, стохастичностью и открытостью.

Предлагаем педагогическую модель создания синергетической образовательной среды предпрофильной подготовки как способ организации образовательного процесса, направленного на эффективное формирование учебно-познавательной компетенции учащихся предпрофильных классов. Модель -(лат. modulus - мера, образец] - объект-заместитель, который в определенных условиях

может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала [7].

В ходе конструирования модели, основанного на научной методологии, выделены этапы моделирования: выбор методологической основы, определение дидактической цели, уточнение и ее конкретизация для каждого этапа, конструирование модели, выявление основных компонентов, взаимосвязи между ними.

В структуре методологического знания, вслед за Э. Г. Юдиным, определяют следующие уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический [8].

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательной организации;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, направленное на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [13].

Проанализируем подходы, отражающие уровни методологического знания, заложенные в основании нашей модели.

Философский уровень представлен материалистической теорией познания и прагматизмом. «Теория познания показывает, что отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» [8]. Познавательная деятельность с этой точки зрения рассматривается нами как разновидность процесса познания, в котором важное место занимает переход изменений количественных в качественные. Прагматизм предполагает познание действительности через индивидуальный опыт человека, а знание считается лично значимым, когда оно получено в процессе практической деятельности. Это актуально для гармоничного развития личности ребенка.

Общенаучный уровень методологии модели представлен системным подходом, который раскрывает связь и взаимообусловлен-

ность явлений и процессов окружающей действительности и позволяет рассматривать их в педагогических системах. Системный подход предполагает построение функциональных педагогических моделей, проектирующих исследуемые процессы как системы, способствует их эффективной организации [8], когда относительно самостоятельные элементы педагогической системы рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

Личностно-деятельностный подход представляет конкретно-научный уровень методологического знания. Целесообразность его использования в модели в следующем: «личностный» компонент предполагает, что все процессы в предпрофильном обучении строятся с учетом личностных особенностей ребенка. Деятельностный компонент направлен на развитие метапредметных умений и универсальных учебных действий, являющихся структурными элементами учебно-познавательной компетенции.

Личностный компонент соотносится с личностно-ориентированным подходом (И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, М. Н. Берула-ва, В. В. Сериков и др.], в центре педагогического процесса находится личность обучающегося.

Л. П. Крившенко отмечает: «Процесс трансформации индивида в личность очень сложный, реализуется в образовательном процессе через развитие, формирование и социализацию» [2, с. 18]. А. К. Маркова подчеркивает, что в личностном компоненте лично-стно-деятельностного подхода рассматривают мотивы, цели учащегося, а его развитие осуществляется на основе формирования познавательных интересов, личностных качеств, деятельностных характеристик [3].

Деятельностный компонент подхода представлен теорией деятельности (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. И. Ильясов], теорией поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин], где в качестве предмета рассматривается категория «деятельность»: «специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя» [5, с. 657].

Петрова И. А. Создание модели синергетической образовательной среды в системе предпрофильной подготовки...

Цель организация образовательной среды предпрофильной подготовки

Формирование компонентов образовательной среды

Рис. Модель организации образовательной среды предпрофильной подготовки.

Для учащихся основным видом является учебная познавательная деятельность. Она представляет собой организуемое обучаемым или педагогом познание богатства культуры и науки. Ее предметным результатом являются знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, образовательные продукты [8].

Технологический уровень методологического знания, заложенного в основании модели, представлен компетентностным подходом. Согласно компетентностному подходу внимание в учебно-познавательной деятельности сосредотачивается на результате, выраженном сформированной учебно-познавательной компетенцией, реализованной на практике. Методологические основания модели синергетической образовательной среды предпрофильной подготовки учащихся для формирования учебно-познавательной компетенции представлены на рисунке.

Компоненты модели:

1. Целевой компонент определяет цели нашего исследования.

2. Содержательный компонент связан с анализом содержания образования.

3. Операционно-деятельностный компо-

нент представляет виды деятельности, методы, средства, формы организации педагогического процесса в системе предпрофильной подготовки и взаимодействия его участников.

4. Оценочно-результативный компонент определяет критерии и показатели сформи-рованности учебно-познавательной компетенции и анализ результатов эффективности процесса.

В ходе исследовательской деятельности нами обоснована целесообразность создания структурно-функциональной модели синер-гетической образовательной среды предпро-фильной подготовки для эффективного формирования учебно-познавательной компетенции учащихся основной школы. Эксперимент подтвердил, что такую модель необходимо рассматривать в совокупности с технологией формирования, включающей педагогические условия. Основная идея разработанной модели заключается в воспитании старшеклассника, способного строить индивидуальную познавательную деятельность и умеющего целенаправленно мобилизовать личностный потенциал на саморазвитие и самообразование.

Литература

1. Данилов Ю. А., Кадомцев Б. Б. Что такое синергетика? // Нелинейные волны. Самоорганизация. - М.: Наука, 1983.

2. Педагогика : учеб. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. - М. : ТК Велби ; Изд-во Проспект, 2008. - 432с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

4. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. - Минск : Интерпрессервис ; Кн. Дом, 2001. - 1279 с.

5. Деятельность // Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Философский энциклопедический словарь. - М.,1983. - С. 151.

6. Петрова И. А. Создание синергетической образовательной среды в системе предпрофильной подготовки учащихся // Актуальные проблемы современной педагогики : сб. науч. тр. / под ред. проф. Л. П. Крившенко. - М.: Изд-во МГОУ, 2013. С. 64-70.

7. Социология : энцикл. / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск : Кн. Дом. - 2003. - 1310 с.

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сла-стенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

10. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». -М., 2002.

Петрова И. А. Создание модели синергетической образовательной среды в системе предпрофильной подготовки..

11. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978. - 70 с.

12. Морозов К. Е. Автоматическое моделирование в научном познании. - М., 1969. - С. 40.

13. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

14. Шабардина Т. В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Оренбург, 2003. -256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.